Исследовательская работа по психологии "Восприятие чувства любви старшеклассниками"
Вложение | Размер |
---|---|
vospriyatie_chuvstva_lyubvi_starsheklassnikami._popova_e._11b.docx | 51.23 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ВОСПРИЯТИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Выполнила: Попова Елизавета Кирилловна, 11б класс
Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,
педагог-психолог
г. Советский,
2021-2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3 ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?....................................................................5
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ У УЧАЩИХСЯ 11Б КЛАССА…………………………………………………………………………10
2.1. Особенности представления о любви у учащихся 11Б класса …………..10
2.2. Изучение ценностных ориентаций личности учащихся 11Б класса…….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Каждый человек имеет свое представление о любви. У одних оно навеяно литературными произведениями, у других – кинематографом, а третьи имеют свой личный опыт переживания данного чувства.
Что же такое любовь? А. С. Макаренко говорил: «Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности» [3]. И с этим нельзя не согласиться, так как любовь действительно воодушевляет и окрыляет, заставляет задуматься о важных ценностях и идти вперед со своим любимым человеком, преодолевая все трудности.
Тема любви в жизни человека всегда была актуальна. Любовь – это великое и прекрасное чувство, которое не зависит от возраста. Она одинаковая, но в тоже время разная. Но однозначно можно сказать, что она необходима каждому человеку от рождения до старости. Если спросить у взрослого человека, что он вкладывает в понятие «любовь», то наверняка мы услышим четко сформулированный ответ, так как у взрослых людей огромный жизненный багаж знаний и опыта, но, что же думают об этом мои сверстники сложно сказать. Меня заинтересовало, как чувство любви понимают мои одноклассники, и насколько любовь для них представляет ценность. Поэтому я решила провести исследование с целью определения особенностей восприятия чувства любви старшеклассниками. Так как данное исследование впервые проводится на моих одноклассниках, то в этом и заключается его новизна.
Исходя из вышеизложенного, была выдвинута гипотеза – у современных старшеклассников слабо сформировано понятие чувства любви, но при этом любовь является одной из главных ценностей, так как именно в юношеском возрасте по-настоящему пробуждается данное природой стремление к противоположному полу.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы мной были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогические источники;
- выяснить определение понятия «любовь»;
- определить основные свойства и отличительные черты любви;
- определить специфику юношеской любви;
- провести исследование особенностей восприятия чувства любви учащимися 11Б класса и проанализировать полученные данные;
- определить ценностные ориентации старшеклассников и выявить среди них занимаемое место чувства любви.
Объектом исследования являются учащиеся 11б класса МБОУ гимназии г. Советский.
Предметом исследования – восприятие понятия чувства любви старшеклассниками, их ценностные ориентации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме «Любовь»;
- диагностические методы: тестирование, опрос;
- сравнительный анализ.
Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы классным руководителем и педагогом-психологом в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
Любовь – это волшебник, который все,
к чему ни прикоснется, делает привлекательным.
Паоло Мантегацца
С точки зрения психологии любовь до сих пор имеет весьма размытые границы. При виде объекта любви у человека учащается сердцебиение, повышается пульс и меняется поведение. Любовь может оказывать на человека как разрушающее, так и вдохновляющее действие. Ее феномен в автономном существовании. Она возникает сама по себе и не подчиняется разуму. Некоторые психологи утверждают, что любовь – это способ социализации человека. Другие называют ее результатом выработки половых гормонов. Единого мнения относительно определения любви не существует.
Большая часть людей рассматривает любовь с точки зрения «как быть любимым» или смешивают понятия «влюбленности» и «состояния любви».
Русский философ Н. Бердяев подчеркивает, что «любящий знает о лице любимого то, что весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем любимый» [5].
Немецкий социолог и психоаналитик Э.Фромм говорит: «Любовь младенца следует принципу: «я люблю, потому что меня любят»; незрелая любовь – «я люблю тебя потому, что ты мне нужен»; зрелая любовь – «я люблю потому, что Я люблю». Ему вторит А. Моруа: «Существуют две различные манеры любить. Первая – когда любят для себя, иначе говоря, испытывают привязанность к другим людям за то, что вам дает их любовь.
Любить другого ради него самого – значит думать не о том, что от него получаешь, но о том, что ему даешь. Для этого надо так тесно связать свою жизнь с его жизнью, так полно разделять его чувства, чтобы его счастье стало и вашим. Не думайте, что такая любовь редка. Многие родители больше радуются успехам детей, нежели своим собственным. Есть множество супружеских пар, где муж и жена живут друг для друга. В подлинной дружбе куда больше заботливости, нежели требовательности. Вот что именуется любовью ради других.
Важное свойство бескорыстной любви в том, что она приносит больше счастья, нежели любовь или привязанность для себя».
Истинная любовь, по словам Э. Фромма, сопряжена с продуктивностью, поэтому правильнее было бы называть любовью «продуктивную любовь». Продуктивная любовь предполагает заботу о другом человеке, чувство ответственности за его жизнь не только в смысле его физического существования, но за рост и развитие всех его способностей.
Основными свойствами любви являются забота, взаимопонимание, отзывчивость, уважение.
Л. Н. Толстой в своем романе «Анна Каренина» пишет: «Если любишь, то любишь всего человека, какой он есть, а не каким я хочу, чтоб он был» [8]. Любить человека таким, какой он есть, без попыток поменять его – тоже главная основа отношений, ведь, когда мы любим, то мы принимаем все черты характера и даже недостатки, которые для нас являются изюминкой в этом человеке.
Любовь связана с отдачей, а не с тем, чтобы брать. Настоящая любовь жертвенна. Жертвенность – это возможность отодвинуть свои интересы на задний план ради другого, даже тогда, когда они кажутся такими важными.
Л.Н. Толстой подтверждает, что настоящая любовь существует только тогда, когда предпочтение отдается другому человеку и любовь вырастает из самопожертвования [9]. Ему созвучна мысль А.Моруа: «Подлинная любовь связывает двоих, и надо уметь ставить другого превыше себя».
Прекрасный пример жертвенности описал известный русский писатель М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». Ради спасения Мастера, его романа и ради того, чтобы быть со своим возлюбленным в вечности, Маргарита готова погубить свою душу, заключив договор с самим Сатаной. Она отказывается и от сытой, обеспеченной жизни, и от самой жизни, чтобы быть рядом с тем, кто завоевал ее сердце. История жертвенности Маргариты – пример настоящей бескорыстной любви.
Важной особенностью любви является и то, что для нее не существует временных границ. Ее нельзя перенести в будущее, когда будут лучшие обстоятельства (например, материальные). Любовь либо есть «здесь и сейчас» и вся сразу, либо ее нет вообще.
У девушек и молодых людей, отмечают отечественные психологи Е. Вараскина и Л. Демина, в школьные годы существует общая модель счастливой любви, что, безусловно, полезно для построения гармоничных отношений, однако эта модель сильно идеализирована [1]. От такой любви школьники ждут только ощущения счастья и смысла жизни, исключая возможность в таких отношениях ревности, легкого разрыва отношений, измены, любви от скуки, власти или корысти в любви. Интересно, что молодые люди уже в школьные годы ощущают недостижимость этого идеала: по их представлениям, мужчина в таких отношениях не только «любит, чтобы быть счастливым», но и «страдает, любя эту женщину». Для девушек эта модель отношений остается значимой и в студенческие годы; сохраняется идеализация любви и близких отношений. У молодых людей в период студенчества происходит резкая смена представлений о любви, при этом разрушается прежняя модель счастливой любви.
Юношеская любовь романтична, идеализирована. Молодые люди, впервые влюбившись, полагают, что ни у кого никогда такой любви не было. Нередко они наделяют друг друга достоинствами, которые хотят видеть, а не теми, которые есть на самом деле. Требования к идеалу пытаются механически перенести на человека, который нравится. Но чаще это заканчивается разочарованием.
Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.
Другая типичная защитная установка – «интеллектуализм»: если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.
Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д.
Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно. Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в молодом возрасте редко кому удаётся сохранить чувство любви. Это время пробы сил и набора опыта. Любовь позволяет духовно и душевно обогатить человека.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ
У УЧАЩИХСЯ 11Б КЛАССА
2.1. Особенности представления о любви у учащихся 11Б класса
Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии г. Советский. В эксперименте участвовали учащиеся 11Б класса в количестве 22 человек, из них 10 юношей и 12 девушек в возрасте 17-18 лет.
Целью данного исследования является определение особенностей представления о любви у старшеклассников.
Был проведен письменный опрос учащихся 11Б класса, в котором они должны были ответить на вопросы:
1. Верите ли Вы в любовь?
2. Испытывали ли Вы данное чувство?
3. Что для вас значит любовь?
Анализ результатов опроса показал, что 87% обучающихся верят в любовь, 13% считают, что любви не существует, при этом 91% испытывали в жизни данное чувство. Таким образом, можно предположить, что 4% испытуемых разочаровались в любви и поэтому не верят в нее.
Что же такое любовь? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое и мои одноклассники тому не исключение. В качестве примеров приведу некоторые из полученных ответов:
Исходя из ответов, можно сделать вывод, что все старшеклассники воспринимают и переживают любовь по-своему. Но в тоже время молодым людям важно чувствовать взаимность, взаимопонимание и поддержку со стороны любимого человека.
2.2. Изучение ценностных ориентаций личности учащихся 11Б класса
Для изучения ценностных ориентаций личности учащимся 11Б класса был предложен тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич) в онлайн-формате [7].
Учащимся нужно было проранжировать в порядке убывания два ряда различных ценностей (по 18 в каждом) (Приложение 1):
Исходя из результатов обследования, направленного на изучение ценностных ориентаций (Приложение 2), можно сделать вывод, что из терминальных ценностей старшеклассники ставят на первое место здоровье, на второе место – насыщенную жизнь, на третье место – образование и познание, любовь занимает шестое место из восемнадцати в перечне предложенных ценностей.
Инструментальные ценности у учащихся 11Б класса распределились следующим образом: на первом месте стоит образованность, на втором месте – самостоятельность, на третьем месте – дисциплинированность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – определение особенностей восприятия чувства любви старшеклассниками.
Для достижения данной цели были полностью решены задачи:
- проанализированы психолого-педагогические источники;
- выяснено определение понятия «любовь»;
- определены основные свойства и отличительные черты любви;
- определена специфика юношеской любви;
- проведено исследование особенностей восприятия чувства любви учащимися 11Б класса и проанализированы полученные данные;
- определены ценностные ориентации старшеклассников и выявлено среди них занимемое место чувства любви.
На основе анализа теоретических источников я узнала, что любовь – это многогранное чувство, которое каждым человеком воспринимается по-разному. Нигде нет чёткого определения любви, но, тем не менее, отмечается, что любовь – важное чувство в жизни человека, которое является неотъемлемой составляющей взаимоотношений с окружающим миром. Несмотря на то, что юношеская любовь романтична и идеализирована, но у молодых людей и девушек существует общая модель счастливой любви, которая, безусловно, полезна для построения гармоничных отношений в будущем.
В ходе экспериментальной части исследования было выявлено понимание старшеклассниками чувства любви, раскрыты их ценностные ориентации.
Большинство участников исследования понимают любовь как важное, основополагающее чувство, которое строится на взаимности, взаимопонимании и поддержке.
87% обучающихся верят в любовь, 13% считают, что любви не существует, при этом 91% испытывали в жизни данное чувство. Таким образом, можно предположить, что 4% испытуемых разочаровались в любви и поэтому не верят в нее.
На данный момент любовь в системе ценностных ориентаций у современных старшеклассников занимает шестое место, что говорит о недостаточной значимости данного чувства у молодых людей. Здоровье, насыщенная жизнь, образование и познание являются первостепенными ценностями в жизни одиннадцатиклассников.
Таким образом, выдвинутая гипотеза не подтвердилась, так как представление о любви у моих одноклассников сформировано на достаточно хорошем уровне, но при этом любовь не является одной из главных ценностей.
Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы классным руководителем и педагогом-психологом в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
В перспективе было бы интересно изучить, в чем заключается отличие восприятия чувства любви юношами и девушками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Научить любить – 15 принципов Антона Макаренко //Редакция «Правмира». – 2018. [Электронный ресурс].
URL: https://www.pravmir.ru/nauchit-lyubit-15-printsipov-antona-makarenko/
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. /Под редакцией Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 196 с.
5. Сафин М.И. Тема любви в русской философии // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/06/6926
6. Социальная психология /под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
7. Тест на ценностные ориентации личности (по теории Рокича) (testometrika.com)
8. Толстой Л. Н. Анна Каренина. – М.: Издательство «Эксмо», 2021. – 800 с.
9. Толстой Л.Н. Семейное счастье: Роман, повести. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 384 с.
10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель - Пресс, Изд-во. ЭКСМО - Пресс, 2000. – 512 с.
Приложение 1
Тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Инструкция: «Проранжируйте в порядке убывания два ряда различных ценностей».
Терминальные ценности | Инструментальные ценности | ||
Ценности | Место | Ценности | Место |
Здоровье | Решительность | ||
Дружба | Образованность | ||
Увлекательная деятельность | Дисциплинированность | ||
Насыщенная жизнь | Жизнерадостность | ||
Мудрость и богатый жизненный опыт | Самостоятельность | ||
Красота и внешняя привлекательность | Сдержанность | ||
Богатство | Коммуникабельность | ||
Образование и познание | Волевой характер | ||
Продуктивность и эффективность | Самоэффективность | ||
Самосовершенствование | Амбиции | ||
Независимость | Логичность | ||
Гедонизм | Эмпатия | ||
Искусство и творческая жизнь | Толерантность | ||
Духовное равновесие | Аккуратность | ||
Счастливое общество | Чувство справедливости | ||
Известность | Критический взгляд | ||
Любовь | Ответственность | ||
Счастливая семейная жизнь | Манерность |
Приложение 2
Результаты ранжирования ценностных ориентаций учащихся 11б класса
Терминальные ценности | Инструментальные ценности | ||
Ценности | Место | Ценности | Место |
Здоровье | 1 | Образованность | 1 |
Насыщенная жизнь | 2 | Самостоятельность | 2 |
Образование и познание | 3 | Дисциплинированность | 3 |
Мудрость и богатый жизненный опыт | 4 | Решительность | 4 |
Красота и внешняя привлекательность | 5 | Волевой характер | 5 |
Любовь | 6 | Чувство справедливости | 6 |
Богатство | 7 | Жизнерадостность | 7 |
Счастливая семейная жизнь | 8 | Сдержанность | 8 |
Духовное равновесие | 9 | Самоэффективность | 9 |
Независимость | 10 | Логичность | 10 |
Дружба | 11 | Толерантность | 11 |
Продуктивность и эффективность | 12 | Эмпатия | 12 |
Самосовершенствование | 13 | Коммуникабельность | 13 |
Увлекательная деятельность | 14 | Аккуратность | 14 |
Счастливое общество | 15 | Ответственность | 15 |
Искусство и творческая жизнь | 16 | Манерность | 16 |
Известность | 17 | Критический взгляд | 17 |
Гедонизм | 18 | Амбиции | 18 |
Рождественский венок
Горка
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
И тут появился изобретатель
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари