В исследовательской работе «Изучение английского языка посредством прослушивания песен» представлены мнения ученых о влиянии музыки и песен в изучении иностранного языка и метод изучения английского языка с помощью песен. Доказана эффективность данного метода изучения английского языка с помощью эксперимента. Данное исследование способствует расширению музыкального, страноведческого, культурного и лингвистического кругозора обучающихся. Пропагандируется интерес к песням на английском языке. Работа мотивирует обучающихся к изучению английского языка.
Научно-практическая конференция
школьников «Ученик-исследователь»
Секция «ГУМАНИТАРНАЯ»
ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ПОСРЕДСТВОМ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЕСЕН
Костюченко Анастасия Алексеевна, ученица 10 класса
МОБУ Ромненская СОШ
Научный руководитель:
Гейдарова Светлана Лаврентьевна
с. Ромны, 2021 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….4
1.1. Мнение ученых о влиянии музыки и песен в изучении иностранного языка……………………………………………………………………………….4
1.2. Музыка как иностранный язык……………………………………………...5
1.3. Метод изучения английского языка с помощью песен……………………6
1.4. Эффективность метода………………………………………………………7
1.5. Распространенные мифы…………………………………………………….8
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………...9
2.1. Анкетирование………………………………………………………………..9
2.2.Эксперимент………………………………………………………………….10
Глава 3. Заключительная часть……………………………………………........12
Список используемых источников информации………………………………13
Приложения……………………………………………………………………...14
Введение
С каждым годом, необходимость в знании хотя бы одного языка, отличного от родного, значительно возрастает. Английский является международным языком, и, следовательно, его знание расширяет многие аспекты нашей жизни: от упрощения понимания людей в любой точке мира, до увеличения своих карьерных возможностей и получения престижной работы за границей. Всё зависит от личных целей человека.
Каждый день человек слушает музыку и не задумывается над тем, что песни можно слушать не только ради своего удовольствия, но и с их помощью также можно улучшить свои навыки английского. Если прослушивание музыки – это приятное времяпровождение, а английский язык – очень необходим, но традиционные методы его изучения уже совсем наскучили и сам процесс не приносит удовольствия, то почему бы не попробовать совместить приятное с полезным?
Гипотеза: прослушивание англоязычных песен помогает улучшить знание английского языка.
Актуальность: Большинство людей любят слушать музыку, особенно в школьном и студенческом возрасте.
Объект исследования: обучающиеся 9-11-ых классов МОБУ Ромненская СОШ.
Предмет исследования: влияние англоязычной музыки на изучение английского языка.
Цель исследования: исследовать и описать значение и роль песенного материала при обучении английскому языку.
Задачи исследования:
- проанализировать материал о влиянии музыки на изучение английского языка;
- выделить роль песни при обучении английскому произношению и пониманию английской речи;
- выяснить практическое значение песен на английском языке для школьников;
- выявить эффективность метода изучения английского с помощью песен.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы была разработана программа исследования, которая включила следующие методы исследования:
- анализ научной литературы;
- анкетирование;
- эксперимент;
- сравнение и сопоставление полученных в ходе исследования данных;
- обобщение результата.
Теоретическая значимость исследования состоит в стимулировании решений развивающих задач обучающихся и получении более обширного представления о применении обыденных вещей с пользой.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована учениками как дополнительный метод повышения образовательного уровня английского языка.
Глава 1. Теоретическая часть
На протяжении веков, эксперты в различных областях науки — психологи, философы, педагоги и врачи, исследовали и доказывали терапевтические и развивающие способности музыки. Еще сам Платон писал в свое время, что музыка является сильнейшим инструментом обучения, ведь ритм и гармония находят путь в самые глубины души, и душа обучаемого, становится прекрасной и утонченной.
За последние несколько десятилетий ученые достигли огромного прогресса в теории овладения иностранным языком, придя к выводу, что дидактическое сочетание языка с музыкой чрезвычайно результативно. Этот факт имел многочисленные экспериментальные подтверждения.
1.1. Мнение ученых о влиянии музыки и песен в изучении иностранного языка
Ученые выяснили, что музыка способствует изучению иностранных языков, улучшает память, активизирует мозг и оказывает другие виды положительного воздействия на человека.
Известно, что услышанная нами старая песня может в считанные секунды перенести нас на десятки лет назад – так работает память. Психологи были поражены такой связи между мозгом и музыкой, и провели ряд научных исследований, подтверждающих эту связь. И вот несколько выводов, к которым пришли ученые:
Связь между музыкой и мозгом настолько сильна, что способна помогать изучению иностранных языков. К такому выводу ученые пришли, исследуя изучение венгерского языка – одного из самых трудных языков для усвоения. Оказалось, что люди лучше усваивают венгерские фразы и слова, пропевая их, а не просто произнося. Исследователи полагают, что мелодия является дополнительным ключом к работе памяти.
Команда ученых из США обнаружила связь между чувством ритма и способностями человека к изучению иностранных языков.
Люди, у которых развито чувство ритма, лучше воспринимают на слух незнакомые слова и чужую речь. По мнению специалистов, занятия музыкой могут улучшить способность к восприятию языка. У музыкантов отмечается весьма последовательная слуховая реакция нервных клеток на звуки музыки и речи. По всей вероятности, те же самые компоненты, которые важны для чтения, укрепляются с приобретение музыкального опыта.
«В ходе исследования мы обнаружили, что ритмический музыкальный слух влияет не только на музыкальные способности человека, но и на его лингвистические навыки», – рассказала ведущий автор исследования доктор Нина Краус из лаборатории слуха и неврологии Северо–Западного университета.
В эксперименте американских неврологов приняли участие более 100 подростков. Ученые дали им задание – отбивать услышанный ритм пальцами. Точность восприятия ритма участников измерялась при помощи метронома. Далее, для того, чтобы определить биологический базис ритмических способностей, эксперты во время тестов измерили активность мозговых волн участников при помощи электроэнцефалографии. Таким образом, ученые смогли наблюдать за мозговой активностью в ответ на звук. Используя этот метод, исследователи обнаружили, что у добровольцев с музыкальным образованием и тех, кто просто отбивал ритм четко и правильно, активность нервных клеток в слуховом центре в ответ на звуки речи была выше, нежели у тех, у кого чувство ритма было слабее.
Исследования последних лет доказывают, что особое значение для повышения эффективности и усиления мотивации изучения иностранного языка имеет целенаправленное влияние на эмоциональную сферу тех, которых учат, и, в первую очередь, на эмоциональную память.
Немаловажную роль влияния на эмоции тех, которых учат, играют музыкальный и ритмопластический компонент занятий. Будучи одним из наиболее ярких средств эстетического воспитания, музыка оказывает непосредственное влияние на чувство ребенка, формирует его моральный вид, закладывает основы общей культуры будущего человека.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требуют произвольного слухового внимания, наблюдательности как способности вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие музыкальные явления.
Как и другие виды искусства, музыка, в частности песня, имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, которые обогащают детей новыми представлениями.
1.2. Музыка как иностранный язык
Мозг воспринимает музыку как еще один иностранный язык. К такому выводу пришли ученые из Университета Ливерпуля, которые исследовали зону мозга, которую ранее считали связанной исключительно с функцией речи, у музыкантов. Оказалось что у них, вне зависимости от того инструмента, которым они владеют, в этой области мозга было больше серого вещества, чем у людей, далеких от музыки.
Эти данные, по словам профессора поведенческой неврологии из немецкого Университета Констанца Томаса Эльберта (Thomas Elbert), «хорошо согласуются с имеющейся точкой зрения о том, что музыканты обрабатывают музыку как дополнительный язык». Этот ученый также занимается изучением активности моторной коры во время игры на музыкальных инструментах.
В настоящем исследовании, проведенном под руководством британских неврологов Ванессы Сламинг (Vanessa Sluming) и Нила Робертса (Neil Roberts), участвовали 26 музыкантов – мужчин в возрасте от 26 до 66 лет. Контрольная группа из людей, не занимающихся музыкой, подбиралась им по возрасту. Изучение зоны Брока проводилось при помощи трехмерной магниторезонансной томографии.
Оказалось, что увеличение объема серого вещества, то есть нервных клеток, в этой речевой зоне не зависело от вида музыкального инструмента, мастерства в котором добивался обследуемый, но находилось в прямой зависимости от количества лет, потраченных на занятия музыкой. По мнению исследователей, это означает, что язык и музыка имеют много общего в восприятии мозгом.
Помимо очевидного объяснения, что игра на музыкальных инструментах развивает зону Брока, существует и другая возможность. Как отметил профессор Эльберт, возможно, что люди с более развитой зоной Брока склонны к занятиям музыкой и достигают в этом больших успехов. Сейчас он хочет проверить предположение о том, что эти особенности мозга у музыкантов должны облегчить усвоение школьного курса грамматики.
1.3. Метод изучения английского языка с помощью песен
Исходя из личного опыта и дополнительных источников, я составила список действий для наиболее эффективной проработки песен. Для их осуществления вам понадобятся приспособления, которые у каждого есть под рукой: тетрадь, ручка, любой музыкальный проигрыватель на ваше усмотрение (будь то смартфон или граммофон), англо-русский словарь, текст песни и немного свободного времени.
1. Подбор правильной песни.
Для начала нужно выбрать песни, на которых вы будете учиться. Но важно избегать подводных камней. Чтобы упростить процесс поиска, можно воспользоваться такими серверами как Spotify или YouTube.
2. Распознавание музыки на слух.
Когда вы выбрали нужную песню, можно приступать к процессу. Первым этапом будет распознавание песни на слух. Вы прослушиваете песню и пытаетесь понять не смысл песни, а перевод самих слов. Сделав это 1-2 раза, вы вероятнее всего поймёте, что большинство слов вам неизвестны. Не отчаивайтесь, если это так. При первом прослушивании старайтесь уловить слова, интонацию и смысл не подсматривая текст. Также запишите в тетрадь фразы или предложения, которые удалось услышать.
На данном этапе вам может понадобиться онлайн переводчик или словарь. В процессе прослушивания, вы выписываете новые слова и слушаете их произношение и интонацию уже без использования песни. Часто в композиции исполнитель их изменяет, поэтому будет правильнее с помощью тех же переводчиков и словарей узнать, как звучит данная фраза или слово в оригинале. Такое искажение в песнях позволяет услышать ту или иную фразу с разных сторон и еще больше углубиться в английскую речь.
Не переживайте, если вы не самый лучший в мире певец. Просто получайте удовольствие и напевайте любимую песню вместе с исполнителем. Включите трек и читайте заранее заготовленный текст песни. Но помните, что вы должны знать произношение слов и их перевод. Спустя некоторое время вы обнаружите, что знаете песню наизусть и вам больше не нужно смотреть в текст. Таким образом, слова и грамматические конструкции автоматически отложились в вашей памяти.
5. Повторение.
Не обязательно полностью заканчивать изучение одной песни, прежде чем переходить к другой. Немного познакомившись с одной песней, вы можете перейти к следующей. А позже, через какое-то время, можете снова вернуться к первой песне. Это называется «интервальным повторением». Было доказано, что это более полезно, чем пытаться выучить все полностью за один раз. Такой подход очень эффективен в долгосрочной перспективе.
6. Расширяем репертуар.
Ваша задача добавлять в программу песни, которые содержат как можно больше новых слов. Такие песни помогут значительно продвинуться в изучении английского, что также будет мотивировать вас на дальнейшее обучение.
1.4. Эффективность метода
Что же делает песни таким полезным средством для изучения английского языка?
Необходимо помнить, что любая работа над развитием английского языка требует времени и приложения усилий с нашей стороны. Слушать английские песни несложно, это правда, но изучать английский язык по песням — это то же самое, что и работать с учебником, аудио подкастом, фильмом на английском и т.д. Если человек действительно хочет извлечь пользу от прослушивания музыки на английском, то ему необходимо выделять время и подходить к процессу ответственно и правильно. Конечно, красивая мелодия является весьма яркой и впечатляющей для сознания человека, поэтому, если мелодия нам понравилась, мы невольно начинаем вслушиваться в слова, стремимся понять смысл песни, и через несколько прослушиваний мы без труда воспроизводим текст песни. Надо отметить, что феномен этот касается только песен на родном нам языке. Если же, изучая английский язык, скачать несколько приятных, но совершенно незнакомых и непонятных песен и день за днем напевать их, то эффекта не будет. Метод изучения английского при помощи песен будет эффективен лишь тогда, когда мы знаем, о чем в них поется. Вторым немаловажным моментом, является то, что человеческое ухо настроено различать лишь знакомые звуки. Все остальное сливается в неопределенный привычный фон, сопровождающий нас в жизни. Поэтому изучать иностранный язык посредством песен, помимо прослушивания аудиозаписей желательно иметь перед глазами текст английской песни, а также ее перевод, а пассивное прослушивание песен полезно лишь частично, и настоящих результатов оно никогда не принесет.
Песни для изучения английского лучше выбирать от британских или других исполнителей, для которых этот язык является родным. Носитель английского с большой вероятностью будет иметь правильный акцент и произношение, что не всегда можно сказать о музыкантах из других стран. Если же ваш уровень уже настолько высок, что позволяет почувствовать отклонения от произносительной нормы британского или американского английского, прослушивание музыки может стать для вас источником интересных наблюдений за особенностями произношения конкретного человека. Важно знать и то, что далеко не всякая песня подойдет для правильного изучения английского языка. В текстах многих современных англоязычных песен, особенно исполняемых в стиле рэп, в огромном количестве присутствуют сленговые слова и обороты. Иногда в текстах песен встречаются серьёзные отклонения от правил грамматики.
Глава 2. Практическая часть
В ходе своего исследования я провела эксперимент и анкетирование, направленные на выявление эффективности и актуальности данного метода изучения английского языка. Эксперимент и анкетирование проводились среди учащихся 9-11х классов МОБУ Ромненская СОШ.
2.1. Анкетирование
В анкетировании принимали участие 33 ученика 9-11-ых классов, в возрасте от 14 до 17 лет. Анкета состояла из шести вопросов. По результатам анкетирования (Приложения. Таблица 1, диаграмма 1-6) 85% участников считают, что современному человеку необходимо знать английский язык. Так же по результатам видно, что 88% учащихся слушают песни на английском. Для 40% опрашиваемых такая музыка даёт душевное удовлетворение, 32-ум% просто нравится звучание, а 28% узнают новые слова. Большинство респондентов (85%) иногда понимают содержание англоязычных песен, 18% не понимают, а 6% понимают, о чём поётся в таких песнях. 90% участников анкетирования интересовались содержанием песни, а так же считают, что музыка помогает в изучении английского.
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что метод изучения английского языка посредством прослушивания песен мог бы заинтересовать учеников МОБУ Ромненской СОШ и стать хорошей помощью в их обучении английскому языку.
2.2. Эксперимент
В эксперименте принимало участие 33 человека в возрасте от 14 до 17 лет. Эксперимент проводился с опорой на выделенные мною ранее действия для наиболее эффективной проработки англоязычных песен. Порядок проведения моего эксперимента представлен ниже.
1. Основываясь на мировых чартах, я подобрала наиболее подходящие песни, которые наверняка будут интересны ученикам, принимающим участие в эксперименте. Получился следующий ряд композиций:
2. Далее, я составила задания по этим песням. На листе с заданиями я разместила по одному случайному отрывку из этих песен с пропущенными словами. Я включала данные отрывки, а участники эксперимента должны были с одного прослушивания вставить пропущенные слова, не имея перед собой перевода, а только лишь воспринимая информацию на слух.
3. После первого такого теста, я предоставила ученикам нужные композиции и тексты к ним. Ежедневно, в течение двух недель, им было необходимо изучать данные песни, согласно озвученному мною алгоритму:
4. Следующий этап эксперимента представлял собой повторное выполнение составленных мною заданий. Это было необходимо для проверки знаний, полученных участниками в ходе самостоятельного изучения песен.
5. Финальным шагом стал небольшой опрос, посвященный теме моего эксперимента. Опрос состоит из 5 вопросов.
Результаты эксперимента представлены на диаграмме 7 (Приложения). Столбец слева показывает среднее количество баллов полученных группой учеников в результате тестирования. Колонки синего цвета отражают итоги, получившиеся до того как я провела эксперимент. Итоговый результат второго тестирования, проведенного по окончании эксперимента, показывает красная колонка. Под каждой парой столбиков на диаграмме расположено наименование песен, их исполнители и жанры.
Из диаграммы видно, что количество баллов по всем песням после их проработки увеличилось.
Вывод: данный метод изучения английского языка является эффективным.
Далее ознакомимся с результатами опроса (Приложения. Таблица 2, диаграмма 8-10).
На первый вопрос «Был ли данный эксперимент интересным?», 100% участников выбрали ответ «Да».
Вывод: участники эксперимента заинтересованы в изучении английского с помощью этого метода.
Для многих участников эксперимента (44%) самой легкой в проработке стала песня «Watermelon sugar» в жанре поп. Песня группы Linkin Park и народная песня были выбраны одинаковым количеством опрашиваемых (16,5%). Песня исполнителя Lil Peep стала самой легкой для 22% участников.
По мнению респондентов наиболее сложными оказались песни «Star Shopping» (33%) и «Jack-A-Roe» (33%). На втором месте по сложности (22%) расположилась песня группы Linkin Park. Композицию «Watermelon sugar» выбрали 12% участников.
Вывод: наиболее подходящей музыкой для изучения английского языка является музыка в жанре «поп».
85% респондентов считают, что данный эксперимент был полезным, в то время как 15-ти% участников эксперимент не принес пользы.
На пятый вопрос нужно было ответить в том случае, если на предыдущий был дан положительный ответ. Участники эксперимента формулировали ответ на данный вопрос самостоятельно. Почти половина (47%) учеников, извлёкших из эксперимента пользу, в процессе узнали много новых английских слов. 17% стали лучше воспринимать английские слова на слух. 13% участников узнали или проверили текущий уровень своего английского, с помощью этого эксперимента. 10% стали понимать, о чём поётся в данных песнях. Так же были и другие ответы, такие как: «Я узнала, сколько времени понадобится для нормального понимания английской речи из песен», «Я поняла, что нужно придавать значение не только звучанию иностранных песен, но и их переводу и смыслу», «Я разобрался в зарубежной музыке», «Данный эксперимент поспособствовал лучшему пониманию мною английских слов, их сочетания и произношения».
Вывод: метод изучения английского языка посредством прослушивания песен многогранен и полезен.
Глава 3. Заключительная часть
В ходе исследовательской работы я выяснила, что песни играют немаловажную роль в изучении иностранного языка. Англоязычные песни актуальны и широко распространены среди современной молодежи. Это прослеживается и по результатам анкетирования. Любой человек практически каждый день сталкивается с песнями на английском языке, слушая их по телевидению или телефону. Они нам нравятся, поэтому мы любим сами их напевать, повторять, тем самым мы учимся выговаривать иностранные слова, начинаем понимать смысл песен. Если встречаем непонятные слова или выражения, то смотрим в словари, тем самым мы учим английский язык.
Эффективность данного метода изучения английского доказывают результаты моего эксперимента. Безусловно, английский через песни невозможно выучить в совершенстве. Также не следует применять этот метод как основной, потому что в песнях, как правило, совмещаются различные правила и большое количество не известных для многих слов, оборотов речи, сленга, сокращений. Тем не менее, это хорошая помощь в обучении, особенно для молодежи.
Можно сказать, что песни оживляют обучение, помогают почувствовать живой окрас языка и всё его многообразие.
Гипотеза о том, что прослушивание англоязычных песен помогает улучшить знание английского языка, подтвердилась.
Список используемых источников информации
8. https://www.vesti.ru/nauka/article/1038915
9. https://www.the-scientist.com/scientist-to-watch/john-iversen-explores-our-perception-of-musical-rhythm-31929
Приложения
Таблица 1. Результаты анкетирования.
№ | Вопрос | Анализ ответов (кол-во человек выбравших тот или иной вариант ответа) |
1 | Как вы считаете, нужно ли современному человеку знать английский язык? | А) Да – 28 Б) Нет – 2 В) Не знаю – 3 |
2 | Слушаете ли вы в свободное время музыку на английском языке? | А) Да – 20 Б) Нет – 4 В) Иногда – 9 |
3 | Что вам дает песня на английском языке? | А) Узнаю новые слова – 17 Б) Душевное удовлетворение – 25 В) Все слушают, поэтому и я слушаю – 0 Г) Просто нравится звучание – 20 Д) Ничего полезного – 1 |
4 | Понимаете ли вы текст англоязычной песни, когда слушаете? | А) Да – 2 Б) Нет – 6 В) Иногда - 25 |
5 | Интересовались ли вы когда-нибудь содержанием англоязычной песни? | А) Да – 30 Б) Нет – 3 |
6 | Как вы думаете, помогает ли такая музыка в изучении английского? | А) Да – 30 Б) Нет - 3 |
Диаграмма 1. Результаты анкетирования. Вопрос 1.
Диаграмма 2. Результаты анкетирования. Вопрос 2.
Диаграмма 3. Результаты анкетирования. Вопрос 3.
Диаграмма 4. Результаты анкетирования. Вопрос 4.
Диаграмма 5. Результаты анкетирования. Вопрос 5.
Диаграмма 6. Результаты анкетирования. Вопрос 6.
Диаграмма 7. Результаты эксперимента.
Таблица 2. Результаты опроса.
№ | Вопрос | Анализ ответов (кол-во человек выбравших тот или иной вариант ответа) |
1 | Был ли данный эксперимент интересным? | А) Да – 33 Б) Нет – 0 |
2 | Какие песни были легкими? | А) Watermelon sugar – Harry Styles (поп) – 25 Б) Star Shopping – Lil Peep (хип-хоп/рэп) – 16 В) In the end – Linkin Park (рок) – 13 Г) Jackaroe – Folk Song (народная музыка) – 13 |
3 | Какие песни были сложными? | А) Watermelon sugar – Harry Styles (поп) – 8 Б) Star Shopping – Lil Peep (хип-хоп/рэп) – 22 В) In the end – Linkin Park (рок) – 15 Г) Jackaroe – Folk Song (народная музыка) – 22 |
4 | Был ли данный эксперимент полезным? | А) Да – 28 Б) Нет – 5 |
5 | Если да, то чем? | 1) Узнал(а) много новых английских слов – 14 2) Стал(а) лучше воспринимать английские слова на слух – 5 3) Узнал(а)/проверил(а) уровень своего английского – 4 4) Стал(а) лучше понимать, о чём поётся в данных песнях – 3 5) Я узнал(а), сколько времени понадобится для нормального понимания английской речи из песен – 1 6) Я поняла, что нужно придавать значение не только звучанию иностранных песен, но и их переводу и смыслу – 1 7) Я разобрался в зарубежной музыке – 1 8) Данный эксперимент поспособствовал лучшему пониманию мною английских слов, их сочетания и произношения – 1 |
Диаграмма 8. Результаты опроса. Вопрос 1.
Диаграмма 9. Результаты опроса. Вопрос 2.
Диаграмма 10. Результаты опроса. Вопрос 3.
Диаграмма 11. Результаты опроса. Вопрос 4.
Попробуем на вкус солёность моря?
Сорняки
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Рисуем пшеничное поле гуашью
Рисуем лошадь акварелью