Мордовское устное народное творчество имеет обрядовые и необрядовые формы.
Календарно-обрядовый фольклор делится на три больших цикла: зимний, весенне-летний и осенний.
Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд.
Составной частью обрядовой поэзии являются заговоры, которым в обряде придавалось магическое значение. По тематике и объектам воздействия мордовские заговоры охватывают почти все области жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
mordovskiy_obryadovyy_folklor-rudakova_masha.pptx | 2.55 МБ |
Слайд 1
Мордовский обрядовый фольклор Выполнила: Рудакова Мария ученица 7Б класса МОУ СОШ № 28, г. Саранск, Республика МордовияСлайд 2
Мордовское устное народное творчество имеет обрядовые и необрядовые формы. Календарно-обрядовый фольк лор делится на три больших цикла: зимний, весенне-летний и осенний. Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд. Составной частью обрядовой поэзии являются заговоры , которым в обряде придавалось магическое значение. По тематике и объектам воздействия мордовские заговоры охватывают почти все области жизни.
Слайд 3
Календарно-обрядовые песни исполнялись в определенные дни во время традиционных праздников ( озксов ), в обрядовой поэзии они бытуют как календарно-праздничные.
Слайд 4
К песням зимнего сезона относятся песни-колядки (их пели во время колядования в Рождественский сочельник), песни- таунсяи (пелись под Новый год, когда мордва совершала праздничные моления в честь бога-покровителя свиней Таунсяя )
Слайд 5
В группу весенне-летних песен входят песни, посвященные призыву весны ( тундонь сееремат ), масленичные ( ивавама морот ), великопостные ( вийанамат , уянамат , позярамо морот и др.), вербного воскресенья ( вербама морот ), песни, посвященные проводам весны. Весенние обряды и песни помогали лучше подготовиться к посеву и уходу за новым урожаем, чтобы своевременно провести посев яровых и огородных культур.
Слайд 6
Обряды и песнопения осеннего периода распадаются на два вида: аграрно-общественные (в честь божеств, покровительствующих сбору урожая) и семейно-бытовые, посвященные покровителям дома, двора, гумна и т.д.
Слайд 7
Семейно-обрядовая поэзия представлена многочисленными свадебными песнями, которые можно разделить на следующие группы: величальные, корильно -величальные ( парявтнемат ) и корильные .
Слайд 8
Величальными называются песни, в которых идеализированно изображаются те или иные персонажи свадебного обряда. Смысл большинства величальных песен, исполняемых на свадьбе, сводится к пожеланиям изобилия и прочной семьи, показу в идеализированном облике представителей рода жениха и невесты.
Слайд 9
Большой популярностью в свадебной поэзии пользуется жанр корильных песен. В народе их называют сялгавтнемат , сялдомат , покордамот . Корильные песни, как и величальные, посвящались каждому участнику свадьбы в отдельности. Сюжеты корильных песен чаще всего связаны с определенным обрядовым действом: выкупом места, платой за величание, дары, угощение, подорожные и т.п.
Слайд 10
Заговоры самым тесным образом связаны с обрядовой поэзией и являются ее составной частью. Исполнение заговоров несвязанно с конкретными календарными событиями, повторяющимися из года в год. Они исполнялись от случая к случаю, главным образом при неожиданных бедствиях , идущих по представлению древней мордвы от злых духов, рассерженных богов-покровителей. Заговоры являются одним из самых древних жанров народного творчества.
Слайд 11
В зависимости от функций заговоры получили следующие названия: кортавтомат (наговоры), сюдомат (заклятия, заклинания), шятямат или эждемат (привороты), кельмевтемат (отвороты), уфамат (обдувание), озолмат (мольбы) и т.п.
Слайд 12
Большинство заговоров построены по принципу сопоставления. Например: «Кода шись и ковось фкя-фкянь эзда аф явовихть , стане и синь фкя-фкяда аволхть явов .» - Как солце и луна друг с другом не расстаются, так и они не расстались бы.
Слайд 13
Сложные заговоры состоят из зачина, эпической части и «закрепки». После упоминания в зачине предмета или мифического существа идет эпическая часть, в которой обычно объясняются магические функции существа или свойства предмета или явления. Все это достигается, как правило, путем троекратного повторения , обращения к данному существу или божествам. Далее в зависимости от предназначения заговора идет или изгнание, или приворот и т.п. Заключительной частью является «закрепка», которая логически завершает заговор.
Слайд 14
которые дошли до сегодняшнего дня, были созданы до христианизации мордвы . В них зафиксированы анимистические представления об окружающей природе, отражающих стремление древне мордвы силой слова влиять на стихийные силы и явления. Элементы заговоров встречаются в календарных и семейных обрядах. В мордовских заговорах сохранились древние, языческие элементы и не обнаруживается влияние христианства. Это подчеркивает то, что заговоры,
10 осенних мастер-классов для детей
Рисуем акварельное мороженое
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рождественские подарки от Метелицы
Что такое музыка?