Работа о кислотности почвы
Вложение | Размер |
---|---|
kakaya_u_tebya_kislotnost._pochva.docx | 227.75 КБ |
МКУ «ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ОБРАЗОВАНИЯ ЕРШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Г. ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
XIV муниципальный конкурс проектных и исследовательских
работ обучающихся 5-11 классов
«Мой первый проект» и «От гипотезы к открытию!»
в 2021-2022 учебном году
Номинация: «От гипотезы к открытию!»
Какая у тебя кислотность, почва?
Вид работы – исследовательская работа
Автор Кириллов Тимофей, Ученик 9 класса МОУ «СОШ с.Перекопное» Руководитель Лаврова Ольга Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №55 г.Ершова Саратовской области» |
2022г.
Аннотация.
Кислотность почвы является важным фактором, определяющим условия жизнедеятельности растений. Разные культуры предъявляют разные требования к среде почвенного раствора. Как определить кислотность почвы в домашних условиях, не прибегая к помощи специалистов? Какие овощные, плодово-ягодные культуры посадить на своем приусадебном участке, чтобы получить хороший урожай? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в моей работе: «Какая у тебя кислотность, почва?»
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………………… 5
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………….. 8
2.1. Определение кислотности почвы. …………………………………………………. 8
2.2. Рекомендации по выращиванию определенных растений на разных участках территории школы……………………………………………………………………….. 9
Заключение……………………………………………………………………………….. 10
Список литературных источников……………………………………………………….. 11
Приложения…………………………………………………………………………………. 12
Введение.
На территории нашей школы есть небольшой участок земли, на котором мы сажаем деревья, цветы, овощи. Но не всегда посаженные растения легко и надолго приживаются. Одного ухода, оказывается, недостаточно. В чем же причина? Может проблема кроется в самой почве? Ведь для того, чтобы вырастить растения, нужно учитывать все свойства почвы, в частности и ее кислотность. Поэтому в своей работе, я хочу изучить такое свойств почвы, как кислотность, которое влияет на рост и развитие растений.
Кислотность - это важный параметр, характеризующий пригодность почвы для выращивания тех или иных культур. Зная кислотность школьных почв, можно будет подобрать растения, которые будут благоприятно расти на этих почвах.
Поэтому цель моей работы: определить кислотность почвы и дать рекомендации по выращиванию на ней определенных растений.
В вязи с поставленной целью, мной были выдвинуты следующие задачи:
Объект исследования: почва территории школы.
Предмет исследования: кислотность почвы на разных участках территории школы.
Методы исследования: изучение литературы, эксперимент.
Глава 1. Теоретическая часть.
Почва — самый поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой многофункциональную гетерогенную структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов. Почва это особое природное образование, обладающее только ей присущим строением, составом и свойствами.
Интерес к почвам начался еще с момента занятия земледелием. Уже в Древнем Египте, Китае, Греции было накоплено большое количество наблюдений над свойствами почвы и разработаны некоторые агрономические приемы ее обработки.
Период средневековья характеризовался застоем в области естествознания, однако в конце его, вновь появился интерес к изучению почв, в связи с проблемой питания растений. В ряде работ того времени отражалось мнение, что растения питаются водой, создавая химические соединения из воды и воздуха, а почва служит им лишь механической опорой. Однако к концу 18 века эту теорию сменила гумусовая теория Альбрехта Тэера, согласно которой растения могут питаться только органическим веществом почвы и водой.
В первой половине 19 века знаменитый немецкий химик Юстус Либих разработал минеральную теорию питания растений, согласно которой растения усваивают из почвы минеральные вещества, а из перегноя – только углерод. Ю.Либих считал, что каждый урожай истощает в почве запас минеральных веществ и чтобы ликвидировать этот дефицит элементов, нужно вносить в почву минеральные удобрения.
Изучением почв в настоящее время занимается такая наука, как почвоведение. Эта наука является отраслью естествознания и тесно связана с физико-математическими, химическими, биологическими, геологическими и географическими науками, опирается на разработанные ими фундаментальные законы и методы исследования. Вместе с тем, как любая другая теоретическая наука, почвоведение развивается на основе непосредственного взаимодействия с практикой, которая проверяет и использует выявленные закономерности и, в свою очередь, стимулирует новые поиски в области теоретических знаний. Основоположником науки о почве является выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он впервые сформулировал научное определение почвы, назвав ее самостоятельным естественно-историческим телом, которое возникает, развивается, непрерывно изменяется во времени и пространстве, и этим он заложил прочный фундамент новой науки.
На рост и развитие растений сильное влияние оказывает такая химическая характеристика почвы, как кислотность.
Кислотность – это, по сути, количество в почве органических и неорганических кислот. Измеряют ее в единицах рН (водородный показатель), ведь концентрация ионов водорода пропорциональна количеству кислот в среде.
Кислотность почвы определяется:
Почвы бывают кислые, нейтральные и щелочные.
Кислые почвы имеют показатель рН 5 и менее 5. В таких почвах подавляется действие полезных микроорганизмов, которые обогащаю почву азотом, зато хорошо развивается патогенная микрофлора (грибки, вирусы, болезнетворные бактерии). Закисление почвы отрицательно сказывается и на ее плодородии, а так же негативно воздействует на вегетацию большинства растений.
Классификация кислых почв по показателю рН:
Нейтральные почвы имеют значение рН в интервале 6–7 единиц. В таких почвах хорошо усваиваются минеральные компоненты и развиваются почвенные бактерии, которые в процессе жизнедеятельности обогащают почву азотом в доступной форме. Такая среда устойчива к грибковым инфекциям.
Щелочные почвы имеют показатель рН 8 и более единиц.. Избыточно щелочная среда для многих растений тоже может быть губительна, ведь большинство необходимых для роста микроэлементов (фосфор, железо, марганец, бор, магний) переходят в таких почвах в нерастворимые соединения и становятся недоступными для питания.
Классификация щелочных почв по показателю рН:
Кислотность почвы нужно постоянно отслеживать для поддержания хороших урожаев и здоровья растений, которые произрастают на данной почве.
Для коррекции кислотности проводят следующие работы:
Для повышения щелочи в грунте проводят известкование.
Кислотность почвы – важный агрохимический параметр, характеризующий пригодность субстрата для выращивания тех или иных культур.
Наиболее приемлемый для большинства культурных растений уровень кислотности находится в диапазоне (рН=5-6) – это слабокислые почвы, (рН= 6,5 – 7) – нейтральные почвы и слабощелочные почвы (рН=7–8).
Но не стоит думать, что всем растениям необходима одинаковая кислотность почвы. Если вы собираетесь сажать различные растения на своем участке, то для каждого растения нужно соблюсти определенный уровень кислотности. Если кислотность на участке повышена, не обязательно устранять ее по всему участку. Можно оставить некоторые участки земли с повышенной кислотности для особых видов растений. Главное – это подходить к кислотности почвы с умом и тогда можно добиться хороших результатов.
Оптимальная кислотность почвы для некоторых декоративных, садовых и овощных культур представлена в приложении 1 и приложении 2.
Проводить анализ почвы, с целью определения почвенной кислотности, нужно для того, чтобы можно было создать самые оптимальные условия для роста и жизнедеятельности растений. Кислотность почвы можно определить несколькими способами:
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Определение кислотности почвы.
Изучив литературу по данной теме, я приступил к практической части. Исследование проводил на территории МОУ «СОШ с.Перекопное»
проба №1 – школьный дендрарий (левая сторона);
проба №2 – школьный дендрарий (правая сторона);
проба №3 – цветник;
проба №4 – пришкольный участок (левая сторона);
проба №5 – пришкольный участок (правая сторона);
проба №6 – территория школы.
Таблица 1. «Определение кислотности почвы при помощи полосок универсального индикатора»
Пробы | Цвет полосок универсального индикатора | Примерное значение рН | Среда почвенного раствора (кислотность) |
№1 | Желтый | 7 | Нейтральная |
№2 | Бледно-зеленый | 8 | Слабо-щелочная |
№3 | Бледно-зеленый | 8 | Слабо-щелочная |
№4 | Бледно-зеленый | 8 | Слабо-щелочная |
№5 | Желтый | 7 | Нейтральная |
№6 | Желтый | 7 | Нейтральная |
Таблица 2. «Определение кислотности почвы при помощи цифрового датчика рН»
Пробы | Показание цифрового датчика рН | Среда почвенного раствора (кислотность) |
№1 | 6,34 | Нейтральная |
№2 | 8,40 | Слабо-щелочная |
№3 | 7,88 | Слабо-щелочная |
№4 | 7,50 | Слабо-щелочная |
№5 | 7,28 | Нейтральная |
№6 | 7,08 | Нейтральная |
Оба способа определения кислотности дали одинаковые результаты. Пробы 1,5,6 – показали нейтральную среду почвенного раствора, а пробы 2,3,4 – слабо-щелочную.
В школьном дендрарии почвы по кислотности немного различались – с левой стороны дендрария почва оказалась более нейтральной, а с правой стороны - слабо-щелочная.
В цветнике почва тоже показала слабо-щелочную реакцию.
На пришкольном участке, вернее в разных его частях, почвы оказались разными. Слева почва - слабо-щелочная, а справ – нейтральная.
На территории школы, где нет цветника или деревьев, кислотность почвы показала рН приближенную к нейтральной.
Таким образом, почвы на всей территории школы, оказались не совсем одинаковыми. В результате исследования выявлены нейтральные и слабо-щелочные почвы. Кислые почвы, на исследуемых участках не обнаружены.
2.2. Рекомендации по выращиванию определенных растений на разных участках территории школы.
На основе полученных результатов, мной были созданы следующие рекомендации по выращиванию растений на определенных участках школьной территории.
Заключение.
В ходе исследовательской работы, я более подробно познакомился с таким понятием, как кислотность почвы. Я теоретически изучил разные способы определения среды почвенного раствора, и проверил работу некоторых из них на практике, тем самым усовершенствовал навыки работы с современным цифровым оборудованием.
Я узнал, что оказывается, не всем растениям нужна одинаковая по кислотности почва, кто-то хорошо растет на кислых почвах, а кому- то более благоприятен щелочной или нейтральный грунт.
Я убедился, что проводить анализ кислотности почв просто необходимо, чтобы можно было создать самые оптимальные условия для роста и жизнедеятельности растений.
Я надеюсь, мои рекомендации будут учтены при озеленения территории школьного двора
Список литературных источников.
.
Приложение 1.
Оптимальная кислотность почвы для некоторых декоративных,
садовых и овощных культур.
Показатель pH | Плодовые и ягодные культуры | Овощные культуры | Цветочные и декоративные культуры |
6-7,4 | Смородина, слива, вишня, облепиха, крыжовник, | Перец, свекла, белокочанная капуста, тыква, кабачки, лук, чеснок, фасоль, горох. | Гиацинт, нарцисс, тюльпан, гвоздика, астра. |
5,6-6 | Яблоня, груша, садовая земляника, крыжовник, смородина, малина, | Морковь, цветная капуста, кольраби, салат, огурец, баклажан, перец стручковый. | Роза, бегония, гладиолус, мята, |
5,1-5,5 | Малина, ежевика, арбуз, земляника | Томаты, картофель, редис, кукуруза. | Лилия, ирис, примула, жасмин, туя |
4-4,5 | Брусника, клюква, черника, голубика высокорослая. | Щавель | Ландыш, рододендрон, гортензия |
Приложение 2.
Неньютоновская жидкость
Акварельные гвоздики
Разлука
Отчего синичка развеселилась
Лиса и волк