Исследовательская работа по теме равенство мужчины и женщины на основе религиозной организации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ “ОТКРЫТИЕ” ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П.МАРЕСЬЕВА
(МОУ ЦО “Открытие”)
Метапредметный индивидуальный проект
по обществознанию, истории, религиоведению.
РАВНОПРАВИЕ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ
НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Выполнила: Полежаева Мира Андреевна
Руководитель: Бельды Ольга Юрьевна
(учитель обществознания, истории)
Комсомольск-на-Амуре 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть …………………………………………………………..6
1) С какого момента начали разделять мужчину и женщину?......................6
2) Выдающиеся женщины в Ветхом Завете………………………………….8
3) Церковь в Новом Завете…………………………………………………...10
4)Отношение Иисуса к женщине……………………………………………11
5) Женщина в Церкви первых веков……………………………….………..12
6)Женщины в пятидесятническом пробуждении…………………………..16
7) Сложные места Писания в Библии, которые касаются женщин……….20
Заключение……………………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………………..30
Введение.
Историческое христианство долгое время люто ненавидело женщин (наиболее очевидным образом это проявилось в католичестве). Выступлений Отцов церкви против женщины было множество. Например, Климент Александрийский, путём долгих подсчётов, установил, что “один человек из тысячи может быть чистым, а женщина – никогда”. Григорий Великий, возможно, исходя из собственного опыта, умозаключил, что женщина обладает “ядом кобры и злобой дракона”.
Нынче представления Церкви о женщине гуманизировались, но взгляды людей на права женщин все равно расходятся и женщину во многом ограничивают.
У христиан разных конфессий пасторами, как правило считаются мужчины. Но, бывают и так, что рукоположенным пастором церкви может стать и женщина. Посещая одну церковь с раннего возраста и сравнивая ее с другими протестантскими конфессиями, а также с православной церковью я увидела большие отличия. Дело в том, что в моей церкви (Церковь “Бога Живого”) пастором считается женщина, а в другой протестантской организации (Церковь “Есхол”) допускаются только мужчины, но при этом другие посты она вполне себе может занимать. (евангелист, администратор и т.п). Общаясь с людьми из этой церкви, я много раз сталкивалась с мнением о том, что женского священства не должно быть, проповеди женщины нельзя воспринимать всерьез и проповеди мужчины являются духовно сильнее, чем проповеди женщины. Чья позиция является верной и правильными считаются ли мнения Отцов Церкви по отношению к женщине? Эти вопросы задаёт не одно поколение людей на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. Поэтому неудивительно, что сегодня данные вопросы задаются всё чаще. Я считаю, что скорее всего, верующих людей интересует даже не сама роль женщины, а ее взаимоотношения с мужчинами в семье, обществе и в Церкви.
Актуальность: вопрос о равенстве женщины и мужчины будет актуален, так как общество должно быть построено на справедливости и равенстве, и ограничивать многих женщин в правах, которые могут быть представлены другим, крайне, не разумно для современного мира.
Объект исследования: ординация женщин.
Предмет исследования: историческая, библейская аргументация возможности ординации женщин.
Цель: Исследование вопроса о равноправии мужчин и женщин на примере христианских организаций.
Задачи:
1) Рассмотреть, что говорит Библия о женском руководстве.
2) Изучить служение женщин в истории Церкви.
3) Провести анализ библейского стиха, которое используют противники данной доктрины
4) Провести интервью с одной из женщин, которая занимает должность пастора.
Гипотеза: Смысл нашей работы не в том, чтобы подобрать набор фактов, доказывающих возможность женского руководства в церкви или обосновывающих этот факт Писанием. А в том, чтобы поставить вопрос на рассуждение. Как в Библии, так и в истории церкви, истории пробуждения церкви мы видим много примеров женского руководства. Но, также и остается много вопросов, связанных с этим. В практике сегодняшней церкви есть примеры успешного руководства церковью женщинами, есть и отрицательные. Но есть также примеры как успешного, так и не успешного руководства мужчинами. Может быть, смысл не в том, что половой признак должен определять кому руководить церковью, а в том, что Бог дает возможность руководства Его церковью, как мужчинам, так и женщинам, которые получили от Него призвание (талант, способности) руководить. И ответственность церкви при выборе руководителя смотреть на дар и на характер будущего руководителя, а не на пол избираемого.
Теоритическая часть
С какого момента стали разделять мужчину и женщину?
Чтобы разобраться с отношением между полами, нужно понять, как же Библия описывает сотворение человека.
Многие утверждают, что Ева является помощницей Адама, но на самом деле, мы вводим неверное понятие; потому что помощник бывает меньше того, кому помогает, в то время как текст говорит о ком-то, кто присовокупит свою силу к силе Адама, станет с ним лицом к лицу, плечо к плечу, потому что во всем равен ему, является одновременно его подобием и вместе с тем совершенно другим. И можно сказать, что в момент создания Евы человек достиг полноты. Когда говорится, что Ева была создана из ребра, это очень неудачный перевод; многие современные комментарии говорят, что речь идет не о ребре, а о стороне.
В ходе данной истории видно, что человек разделяется, и две половины оказываются лицом к лицу. И в этот момент Адам смотрит на Еву и говорит: она – плоть от плоти моей, кость от костей моих; он узнает в ней себя самого, но как бы вне себя.
Из этого чудесного, полного глубокой символики рассказа еврейские и христианские ученые посчитали, увы, возможным извлечь заключение о более низком положении женщины, о ее естественном» подчинении мужчине. Появившаяся второй, она якобы является вторичной по отношению к мужчине, который оказывается единственным полноценным человеческим существом, предстоящим Богу в Истории. Помощь, которую женщина может оказать мужчине, заключается в том, чтобы обеспечить ему потомство, во всех остальных областях предпочтительным является помощник-мужчина. Однако в библейском рассказе нет ничего, что подтверждало бы эти выводы. То, что женщина была создана после Адама, не предполагает ее более низкого по отношению к нему положения.
Далее, только закончив сотворение человека: мужчину и женщину, Бог дает им предназначение – обоим: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Нет пояснения, распределения ролей, кто – главный, а кто подчиненный. Женщина не создана как одно из творений под властью Адама, она стоит рядом и им двоим дано предназначение, которое один Адам не мог выполнить.
Помощница – это не в смысле «прислужница». «Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий (1878–1972) предлагал переводить семитское «эцер» как «восполняющая бытие». Ева выступает не просто помощницей, а «той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом». Муж обладает тем, чего не достает жене, а жена имеет то, что не хватает природе супруга. Она та, через кого Он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого Она вырастает в полную меру. Это различие — не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее, взаимообогащающее. Они вместе только потому, что различны».
Разлом затронул, в частности, отношения мужчин и женщин, их внутренний мир. Причиной этой катастрофы стал грех непослушания Богу, недостаточное к Нему доверие, что открыло сердце советам змея. Интерпретация часто отмечает в этом рассказе лишь грехопадение Евы и посредством нее всех женщин. Но, если внимательно читать третью главу, мы можем заметить, что змей, обращаясь к Еве, задает вопросы, как бы имея в виду их обоих («не ешьте», «не умрете», «откроются глаза ваши»), и Ева, отвечает за двоих. То есть, они были вместе, когда змей говорил с Евой. Зло вошло в мир не через одну женщину, а через супружескую пару. Они оба присутствовали при разговоре со змеем. Они оба вкусили от запретного дерева. Они оба были виновны перед Богом, и оба понесли наказание. Одним из последствий грехопадения стало разрушение взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это распадение двоицы, пары на две особи – результат их отпадения от полного единства, вернее, от полного общения с Богом. Они теряют Бога, и в этот момент разбивается их единство;
Итак, обобщая можно сказать, что при сотворении Бог не разделял или скорее, не распределял роли – кто главный, а кто будет в подчинении. Создавая человека, Он сотворил их как единое целое, каждый из них дополнял другого, и для них обоих Бог дал предназначение. Только в результате грехопадения мы наблюдаем разделение, причем начал это разделение мужчина, переложив все ответственность на жену.
Выдающиеся женщины в Ветхом Завете.
В Ветхом Завете насчитывается более пятидесяти женских персонажей. Некоторым из них отводятся целые книги, книга “Есфирь”, другим – несколько глав или стихов, третьим – одна-две фразы.
Поистине величайшей женщиной Ветхого Завета является Дебора (Девора) – знаменитая пророчица и судья Израиля. Именно она стала вдохновительницей войны против ханаанского царя Явина.
Немного больше места в Ветхом Завете занимает история дочери Иохаведы – Мариам. Особенно велика ее роль в судьбе Моисея. Спустя много десятилетий, при исходе евреев из Египта, Мариам последовала за своим братом Моисеем. Во время долгих блужданий по пустыне она не теряла терпения, проявляла чудеса выносливости и преданности.
Сарра – жена Авраама и первая из четырёх родоначальниц еврейского народа. Сарра была не просто женой Авраама, а играла значительную роль в том деле, которому посвятил себя её муж. Вот, например, что пишет о личности Сарры известный израильский специалист по Талмуду Адин Штейнзальц: “Сарра – это не покорная жена, пассивно сопровождающая мужа, но личность с твёрдой волей и сильным характером, побуждавшим её принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сарра оказывается наставницей мужа. Авраам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить её согласие, прежде чем принять важное решение.”
Олдама слышала и передавала слово Господа. В данном случае Бог предпочел говорить устами женщины». Были также и женщины, которые служили в доме Божьем. В 1Пар.25:5,6 описано, что три дочери Емана, прозорливца царского, под его руководством «пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием, по указанию царя, или Асафа, Идифуна и Емана». В перечислении в книге Ездра также упоминаются певицы, служащие в доме Господнем.
Итак, мы видим, что Ветхий Завет дает нам много примеров, где женщина служила и в доме Божьем, и в своем доме, и на руководящих позициях наравне с мужчинами.
Церковь в Новом Завете.
Что касается новозаветной церкви и роли женщин в ее строительстве, то, конечно больше всего этому уделил внимание апостол Павел. Именно в его посланиях большое внимание уделено церкви. Также, Деяния апостолов дает представление о служении женщин в Первоапостолькой церкви. «Совершенно очевидно, что женщины не просто присутствовали в Церкви, были христианками, они выполняли какие-то функции в общине, играли определенные роли, имели известные задачи. Назовем… эти сугубо религиозные (в отличие от семейных, социальных) функции, роли и задачи, словом, служение. В общей массе различных ролей, выполняемых женщинами в первоначальной Церкви, мы выделили следующие: церковный лидер, учитель и проповедник, пророчицы, вдовицы, девственницы, диакониссы, спутницы служителя-мужчины, мученицы».
«С точки зрения Павла, в Церкви есть мужчины и женщины, которые получили разнообразные личные харизмы: пророчества, научения, исцеления, водительства. Он призывает не угашать духа, но испытывать его, держась хорошего (1 Фес 5:19, 21). В то же время он как апостол утверждает свое право направлять «проявление духа на [общую] пользу». Но этот призыв к пользе и порядку относится ко всем обладателям даров — как к мужчинам, так и к женщинам. В посланиях Павла и в Деяниях упоминается немало женщин — соработниц апостола.
«В том, что некоторые христианки были лидерами христианских общин, сомневаться не приходиться. Поскольку они были лидерами общины, предоставляли ей место для собраний, часто содержали общину на свои средства, они, безусловно, участвовали в управлении общиной. Пастырские функции они также могли осуществлять как опытные и духовно богатые христианки
Отдельно в связи с религиозным лидерством женщин в исследуемый период можно упомянуть о том, что христианка могла служить экклесии не только предоставляя стены своего дома для религиозных собраний, но и помогая финансово христианским общинам и отдельным деятелям в их служении. Известны также женщины, помогавшие финансово Павлу в его миссионерской деятельности. Андреас Костенбергер считает, что "Фива, диаконисса церкви Кенхрейской" (Рим.16.1) также служила делу распространения благой вести посредством своего богатства и высокого социального положения».
Итак, мы видим немало женщин, принимающих активное участие в жизни церкви, в их числе есть и руководящие роли. Анализируя послания Нового Завета, мы можем сделать вывод, что служение церкви – это служение Духа Святого, действующего через каждого верующего.
Отношение Иисуса к женщинам.
Отношение Иисуса к людям отличалось от принятого в обществе, соответственно – особо отличалось Его отношение и стиль общения с женщинами.
Среди учеников Иисуса было много женщин». «Женщины не только находились рядом – они были активными участницами событий. Иисус учил их Евангелию, разъяснял смысл Писания и открывал общие истины. Большинство евреев считало, что учить женщин Писанию – это что-то неподобающее и даже непристойное». «Если мы обратимся к истории Его проповеди, то мы увидим, пожалуй, три основных момента, которые позволяют говорить об уникальности отношения Иисуса к женщинам. Вкратце они могут быть выражены следующим образом:
- Иисус видит в женщинах полноправных учениц.
- Иисус допускает возможность того, что женщина при известных обстоятельствах может быть учителем, проповедником и религиозным авторитетом.
- Перед Богом, о котором учит Иисус, нет никакой разницы между мужчиной и женщиной».
Он не разделяет своих слушателей в соответствии с их призванием, с каждым из которых надо было бы говорить иначе. В собрании Его речей есть увещания, адресованные богатым, фарисеям, книжникам. Нет ни одного, обращенного к женщине именно как к женщине. Удивительным в культурном контексте эпохи представляется тот факт, что Иисус беседует с женщинами. Он обращается к ним с вопросами и позволяет спрашивать Его, как в случаях с самарянкой у колодца Иакова или с сирофиникиянкой в Мф 15 и Мк 7. Они для Него личности, мыслящие и говорящие существа, а не сексуальные объекты.
Среди самых близких друзей Иисуса есть и мужчины, и женщины. Наряду с «учеником, которого любил Иисус», Петром, Иаковом и Иоанном, это Марфа и Мария из Вифании, а также Мария из Магдалы, которая в пасхальное утро узнаёт Учителя лишь по голосу, по интонации, когда Он произносит ее имя.
Таким образом, в действиях и словах Иисуса мы не наблюдаем какой-то градации в отношениях к женщинам. Иисус пришел спасти погибшее – мужчин и женщин. Среди Его учеников были также и женщины, которые сыграли важную роль в Его жизненном пути. Он учил как мужчин, так и женщин. В основном, место Его проповедей – это окрестности, где могли находится все: богатые и бедные, рабы и свободные, мужчины и женщины. Он учил и в домашней обстановке, где тоже были женщины (это было невозможно у еврейских учителей).
Женщина в Церкви первых веков.
Верующие первых общин имели достаточно широкие полномочия, в том числе избирать епископов, пресвитеров, дьяконов. Для этого были оставлены критерии, которым они должны были соответствовать. Они описаны в 3 главе 1 послания к Тимофею. Что интересно, «в этой же третьей главе наряду с епископами и дьяконами автор говорит о женщинах и о свойствах, какими должны обладать они. Что за женщины? Они (свойства, требования) упоминаются среди перечня свойств, требуемых от дьяконов, и потому являются как бы их принадлежностью.
Скорее всего здесь речь идет не женах дьяконов, а о лицах, имеющих церковные функции. На их церковно-должностной характер указывает уже выражение «также, таким образом», которым они в некотором смысле приравниваются к епископу и дьяконам… По всем этим основаниям с весьма большой вероятностью в упомянутых женщинах можно видеть женщин – дьяконисс. При том широком участии, какое женщины имели на первых порах в христианских общинах, являясь деятельными помощницами апостолов, пророчицами, миссионерами, удовлетворение этих нужд не могло встречать никаких препятствий. Поэтому существование дьяконисс в древние время представляется вполне естественным». И если в Новом завете мы еще наблюдаем активное служение женщин, в том числе даже и апостольское (например, Юния), то уже епископ 4 века Евсевий упоминает о женщинах в руководстве только еретических учений.
«Новый Завет доносит до нас имена 33 женщин и 153 мужчин. Иначе говоря, 17,74% всех имен принадлежит женщинам. Обратившись к именам христиан (109 мужских и 29 женских), мы обнаруживаем, что процент женщин оказывается еще более большим - 21,8%. Иначе говоря, для новозаветных авторов, каждый пятый человек, поверивший в Иисуса как Христа и сделавший нечто, чтобы его имя не затерялось, была женщина. Всех христианок, имена которых донесли до нас страницы Нового Завета, можно разделить на четыре группы:
1. носительницы церковного служения (пророчицы, проповедницы, лидеры местных общин, хозяйки домовладения или их жены) 14 имен.
2. последовательницы Иисуса из Евангелий 7 имен.
3. Христианки, имена которых неясны (просто христианки?) 6 имен.
4. родственницы евангельских персонажей 2 имени. Всего в "Церковной истории" Евсевия Кесарийского мы встречаем 22 женских имени, мужских имен Евсевий приводит 394. То есть из общего числа всех "персонажей" "Церковной истории" Евсевия женщинам принадлежат 5,28%. Если же мы обратимся исключительно к именам христиан, доля упомянутых женщин будет еще меньше – 4,76%. То есть для епископа IV века, известного церковного деятеля, крупного политика Евсевия история Церкви представляется исключительно как плод исключительно мужской активности. Участие женщин в этой истории для него минимально. Условно все приведенные Евсевием владелицы имен можно сгруппировать в 3 группы:
1. Самая большая группа – "мученицы" 9 имен
2. "спутницы еретиков" 3 имени
3. новозаветные христианки 2 имени.
На основании проведенного нами анализа мы имеем основания сделать ряд выводов: - от I к IV веку мы наблюдаем уменьшение активного участия женщин в жизни христианства; - существенно меняются их роли. В Новом Завете женщины имеют активные служения. Для Евсевия активная позиция порочна, ибо таковой обладают спутницы еретиков; - женская религиозность заметно маргинализируется и приобретает негативный оттенок».
Иисус принес равное отношение к мужчинам и женщинам, в Его окружении было много женщин, которые являлись также и Его учениками. В руководстве первой церкви были женщины, которые вместе с апостолом Павлом несли свое служение и о которых Павел писал в равной степени, как и о братьях. Но уже в течение первых столетий церковное устройство постепенно приходит к централизации, выделяется церковная иерархия, происходит постепенное отделение священного «духовенства» от остального верующего народа. Свободное харизматическое служение приходит к своему угашению и на его смену приходит служение епископа и его окружения – институтами, служениями епископа, пресвитеров и диаконов. Это служение обосновывается учением о предстоятельском служении священника – прообразе первосвященнического служения Иисуса. И, вполне естественно на этом фоне служение женщины вытесняется не только из руководства церкви (женщина не может нести служение предстоятеля церкви именно в таком понимании, какое сложилось в первые века), но и полностью из служения клира. Долгие годы или даже – столетия женщина не могла появиться в традиционной церкви (как католической – в западной культуре церкви, так и в православной – в восточной культуре) в качестве служителя. За это время, конечно же, были сложены определенные стереотипы мышления, определенная историческая практика, в которой женщине не было места. История общества тоже особо не почитало женщин в руководящих позициях, за редким исключением, например, в Российской или Английской истории. Но, в целом, общество не готово было видеть женщину во главе. Да и женщина не готова была принять на себя эту позицию, ей не позволял уровень ее образования – далеко не все женщины могли иметь образование.
Женщины в пятидесятническом пробуждении.
Итак, первая волна началась исторически на Азуза-стрит (США). «Американский исследователь истории пятидесятничества Д. А. Гардон утверждает, 80 что пятидесятничество развилось из крайне левого крыла Движения святости», «которые были возбуждены стремлением к возрождению и ожиданием неизбежного Второго пришествия Христа»136. Пробуждение на Азуза-стрит ломало многие границы, в том числе и границы доступа женщин к служению. «Женщины раннего пятидесятнического движения были весьма активны. Полагая, что, кто бы ни получил пятидесятнический опыт, нес ответственность использовать его к подготовке ко второму пришествию Христа, пятидесятнические женщины считали, что крещение в Святом Духе расширило их возможности, чтобы участвовать в делах, традиционно недоступных им. Первый человек в колледже Библии Пархэма, который получил крещение Духа с доказательствами говорения на иных языках, была женщина, Агнес Озмен. Женщины, такие как Флоренс Кроуфорд, Ида Робинсон и Эйми Семпл Макферсон основали новые течения, многие служили пасторами, co-пасторами и миссионерами. Женщинами написаны песни, отредактированы исторические документы, они преподавали, управляли школами Библии. Вопреки обычаям интенсивная и эмоциональная атмосфера, царившая на собраниях, привела к появлению других форм участия на богослужениях, такие как личное свидетельство, свободная молитва и пение. Женщины принимали участие в этих формах собраниях, чего раньше им не позволялось. В раннем движении пробуждения было много активных и посвященных Богу женщин. Тем не менее, была неоднозначная оценка роли женщин традиционной церковью»
Организация различных союзов, проведение конференций, миссионерская и социальная деятельность пятидесятников уже в 20-е гг. практически полностью соответствует стандартным протестантским нормам того времени». Это в значительной мере снизило участие женщин в служениях церкви. Хотя, они не отвергали участия женщин в служениях церкви. Например, «с самого начала своей деятельности Ассамблея Божья рукополагала женщин-проповедников. Долли Дрейн Симмс была рукоположена на первом же Генеральном Совете». «Спад раннего пятидесятнического движения привел в социальном отношении к более консервативному подходу к женщинам, и, в результате женское участие было направлено в более поддерживающие и традиционно принятые роли. Все чаще женские таланты направлялись на выполнение вспомогательных функций в Церкви. Женщины в большей степени привлекались в качестве евангелистов и миссионеров, чем пасторов. Когда они выступали в роли пастора, это чаще всего было сопасторство с их мужьями». Поэтому, мы видим, что пятидесятническое пробуждение на ранних этапах открыло огромные возможности для женщин, от которых общество и Церковь на протяжении веков полностью ее отгородило. «Датой возникновения второй волны пятидесятничества, получившей название «харизматическое движение», принято считать 1960 г. для протестантских церквей и 1967 г. для Римско-католической Церкви. Во вторую волну пятидесятничество выходит за пределы своих общин и евангельского протестантизма и начинает целенаправленное проникновение во все христианские конфессии, стремясь изменить их изнутри в харизматическом духе. В первую очередь под влиянием харизматического движения оказались традиционные протестанты и Римско-католическая Церковь. К концу 60-х гг. харизматическое движение распространилось уже по всей территории США и Канады. Уже в 1970 г. епископ лютеранской церкви Гейлерд Фэлде из Калифорнии отмечает, что «харизматизм есть теперь фактически во всех общинах». А пресвитерианский пастор Роберт Уитакер, размышляя над причиной успеха харизматиков, указывает на то, что, в отличие от предыдущих географически или деноминационально ограниченных движений, харизматизм пронизывает все деноминации и представлен на всех континентах». Поэтому уместно проанализировать отношение к «женскому вопросу» в разных конфессиях, в разное время и подойти к 1960-1980 м г.г. «Уже Мартин Лютер заложил основу нового понимания пастырства, которое повлияло на все протестантские течения. С богословской точки зрения протестантские представления о пастырстве делали возможной уже в XVI веке постановку вопроса о допуске женщин к ординированному служению. Тем не менее отцы Реформации, похоже, и не помышляли о столь радикальном для того времени нововведении. Например, Кальвин прямо писал, что «женщины не могут отправлять иной публичной службы в Церкви, кроме благотворительности». Женевский реформатор говорит об этом, как о чем-то само собой разумеющемся, даже не пытаясь как-то обосновать свой тезис. Первые шаги к новому взгляду на женское служение были сделаны в протестантских общинах во второй половине XVII века. 1813 году Церковь Методистов Первоначальных (англ. Primitive Methodists) приняла на служение в качестве миссионера с полной занятостью и денежным вознаграждением за труд девятнадцатилетнюю Сару Киркленд (англ. Sarah Kirkland, 1794—1880). В последующие годы более 100 женщин были наняты по всей Англии в качестве путешествующих проповедников. Одна из них — Руфь Уоткинс (англ. Ruth Watkins) — вошла в число проповедников методистов первоначальных, посланных в Америку в 1829 году. В последние два десятилетия XIX века в США заметно расширился спектр церквей, которые стали допускать ординацию женщин: Северная Баптистская Конвенция (Northern Baptist Convention), Церковь Учеников Христа, Армия Спасения. Одновременно с этим в европейских Лютеранских церквах зародилось движение дьяконисс, выступавшее за возрождение особого церковного служения женщин.
В 1976 года Генеральная Ассамблея Епископальной Церкви США признала возможным совершать женские ординации, и 1 января 1977 года сан священника получила Жаклин Минс (англ. Jacqueline Means), которую принято считать первой законно ординированной женщиной в этой церкви. К концу 1977 года в Епископальной Церкви США было ординировано уже более 100 женщин. В 1978 году епископы церквей Англиканского содружества, собравшиеся на традиционную Ламбетскую конференцию, одобрили возможность ординации женщин. После этого большинство церквей Содружества стали рукополагать женщин. И если поначалу это были лишь ординации в диаконский и пресвитерский сан, то со временем женщин стали допускать и до епископского служения. Первой 84 женщиной-епископом в Англиканском Содружестве стала Барбара Харрис, рукоположенная в 1989 году в Епископальной Церкви в США. А в 1998 году на очередной Ламбетской конференции присутствовало уже 11 женщин епископов, представлявших разные церкви Содружества. Несмотря на то, что в большинстве протестантских церквей сегодня полностью одобрена ординация женщин, практически во всех этих церквах существуют консервативные группы, отвергающие допуск женщин к пасторскому служению. Так, уже в 1978 году после того, как в Англиканском Содружестве были санкционированы женские ординации, здесь оформилось традиционалистское движение, отказавшееся принять это нововведение. Сегодня традиционалисты, отвергающие рукоположение женщин, существуют в Англии, США, Канаде и Австралии. Они разделены более чем на 50 мелких деноминаций. В лютеранской среде также существуют консервативные группы, отвергающие ординацию женщин». Таким образом, мы видим, что этот вопрос поднимался в разные времена и в разных конфессиях. И даже там, где было принято решение допускать женщин к высшим чинам служения, не особо торопились это делать. Харизматическое движение, начавшееся в 1960-х г.г., расширяло возможности для женского служения, что стало одной из многих, конечно же, причин быстрого распространения его. «Для того, чтобы показать психологическую привлекательность харизматического движения для ряда западных христиан, приведем пример миссис Джин Стоун, которая стала одной из первых представительниц этого движения.
Сложное место Писание, которые касается женщину.
В отношении женского служения в церкви очень часто противники такового приводят в качестве аргументов знаменитое место Писание из послания Коринфянам, выстроив на их основе (вернее, собственного «предположения о смысле сказанного») уже доктринальное учение о невозможности женщине не то, что руководить, но и в принципе иметь голос в церкви. Так ли это? Для того, чтобы разобраться необходимо провести анализ этого места Писания.
При анализе данного отрывка нужно учитывать некоторые исторические, географические и культурные моменты самого города Коринфа.
сделался важным центром торговли, в результате чего его население стало многонациональным. Оно состояло из греков, из римских чиновников и бизнесменов, а также из народов, населявших Ближний Восток, в том числе и евреев.
Подобно многим греческим городам, Коринф имел акрополь (букв. «верхний город»), называемый Акрокоринф. Он использовался для защиты населения и как место языческих богослужений. В Акрокоринфе находился знаменитый храм Афродиты, богини любви. Обычно в этом храме было около тысячи жриц, занимавшихся ритуальным блудодеянием. Каждую ночь они спускались с холма в Коринф, чтобы торговать своим телом среди наводнявших город путешественниковчужестранцев и местных мужчин»40 . «Хотя Афродита, покровительница Коринфа, занимала главенствующее место, в этом городе поклонялись также и другим богам и богиням. Коринф предлагал культы на любой вкус, однако к участию в религиозной жизни женщины практически не допускались. Исключение составляли лишь некоторые мистические направления, одним из которых был культ Дионисия. Его последовательницы проводили по несколько дней в горах, танцуя, пьянствуя и предаваясь сексуальным оргиям»41. «Поклонниц Дионисия называли менадами, что значит «безумные». Важно отметить, что к мужчинам этот термин не применялся, поскольку маниакальное пристрастие к божеству обычно было присуще именно женщинам. Менады хвастались, что подобное изменение в состоянии их рассудка было даром от Дионисия – бога вина и безумия»42 . «Коринф заключал в себе все средства и завоевания тогдашней культуры – художественные мастерские, залы риторов, школы философов. По выражению одного древнего историка, в Коринфе нельзя было сделать и шагу по улице, чтобы не встретиться с мудрецом.
Но рука об руку с развитием культуры, в Коринфе усиливалось и развращение нравов. Об этом говорит тот факт, что в то время безнравственную жизнь часто называли коринфскою (κορινθιάξειν), а коринфские пиршества, коринфские пьяницы – вошли в пословицу. И вот, при таких социальных условиях Коринфа, т. е. при внешнем благополучии, каким пользовалось население Коринфа, с одной стороны, и при полном падении нравов – с другой – выступил здесь с проповедью о Христе Ап. Павел (в 52-м г.)»43 . Павел «прибыл сюда во время своего второго миссионерского путешествия, предположительно в 50 или 51 году. Вскоре, после своего прибытия он встретил Акилу, еврея, рожденного в римской провинции Понт на севере Малой Азии, и его жену Прискиллу (Деян. 18:2; 1-е Кор. 16:19)… Они были удачливыми изготовителями палаток в Коринфе и Павел присоединился к ним, работая ежедневно в цеху по изготовлению палаток и проповедуя в синагоге по субботам. С великим дерзновением он провозглашал Иисуса, как Миссию, помазанного Богом Пророка, Священника и Царя. Вскоре большинство неверующих евреев сильно воспротивились Евангелию, используя даже оскорбительные слова против Павла. Некоторые евреи присоединились к Павлу, включая Криспа, управителя (старейшины) синагоги и его домашних. Большое количество язычников поверило и они были крещены в воде. Множество из коринфян пришло к Иисусу и никто не причинил зла Павлу, точно так, как обещал Иисус»44 . К кому же обращается Павел в своем послании? «Это была большая церковь, ибо многие коринфяне обратились к Христу. Она включала множество разных группировок... Некоторые христиане вели себя слишком заносчиво: во время братских трапез богатые держались особняком, позабыв о бедных. Церковной дисциплины не было почти никакой: царила распущенность, как в нравственном отношении, так и в учении. Они не хотели подчиняться никакому авторитету и нередко подвергали сомнению подлинность апостольства Павла. Бросалось в глаза отсутствие смирения и уважения к другим: одни были готовы тащить своего брата по вере в суд, а другие – праздновать вновь обретенную свободу во Христе, нисколько не обращая внимания на то, что их ближние не столь крепки духом. Одним словом, они жаждали впечатляющих даров Духа и скупились на любовь, укорененную в истине. Вот к такой церкви и обращается с приветствием Павел».
«Первое послание к Коринфянам – очередное письмо, в котором ап. Павел обращается с пасторским поучением к христианам древнего Коринфа. Известно, что существовало еще более раннее письмо, написанное Павлом в эту общину (см. 1 Кор. 5:9). Оно, к сожалению, не сохранилось.
1 Кор. отчасти является письменным ответом Павла на ситуацию в общинах Коринфа и на вопросы, которые ему задавали верующие. Он имел представление о ситуации в общинах из «верных слухов» (устных сообщений – 1Кор. 1:11; 5:1; 11:18; 15:12) и из полученного письма (1 Кор. 7:1). Первая часть 1 Кор. (1:10-6:20) представляет собой ответ Павла на тревожные новости (ср. с 1:11 и 5:1). Вторая часть 1 Кор. содержит ответы на письменные вопросы: отношения полов (гл. 7), идоложертвенное мясо (гл. 8:1 и далее), покрытие головы у женщин, молящихся и пророчествующих в церкви (гл. 11:2-16), вечерю Господню (гл. 11:17-34), духовные дары (гл. 12-14), воскресение мертвых (гл. 15), и, возможно, сбор денег для служения (16:1-4)».
«Это послание свидетельствует, что за истекший период в Коринфской церкви обнаружилось немало серьезных проблем: раздоры и разделения, неправильное представление о Вечере Господней, бесчинство во время молитвенных собраний, искажение вероучения и крайности в поведении – от развращенности нравов до нездорового аскетизма… Следует отметить, однако, что за разнообразием тем, затронутых в этом документе, лежат и глубокие проблемы: нападки на авторитет Павла, превозношение собственной духовностью, недостаток любви.
«Павел проиллюстрировал этот общий принцип тремя примерами, указав на тех, кого нужно было исправить и призвать к упорядоченному, назидательному участию в богослужении: 1. Говорящие на иных языках; 2. Пророчествующие; 3. Женщины в церкви. Рассматривая эти три примера, Павел упомянул о каждой из этих групп дважды. В первый раз он перечислил их, указав на необходимость исправить хаотическое и невоздержанное поведение, а во второй раз обратился к этим же группам в обратном порядке, отстаивая их право на надлежащее общение перед теми, кто был уверен в противоположном. Таким образом, первые три примера исполняют роль наставления для тех, кто злоупотреблял своей свободой в служении, а второй набор – это мера защиты от желающих ограничить чью-то свободу служить или полностью лишить такой свободы.
Исправляет хаос | Снимает запреты. |
Женщины: 14:34-35а «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих» | Женщины: 14:35б-38 «... «ибо неприлично жене говорить в церкви». Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет» |
Пророки: 14:29-32 «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам» | Пророки: 14:39а «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать» |
Говорящие на языках: 14:27-28 «Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» | Говорящие на языках: 14:39б «…но не запрещайте говорить и языками» |
Таким образом, Павел говорил молчать трем группам, по разным причинам. В стихах 28, 30, 34 приказ молчать связан необходимостью придерживаться определенной очередности, выслушивать друг друга и держать под контролем свои эмоции. То же самое можно применить и в отношении женщин».
Заключение.
Итак, обобщая можно сказать, что при сотворении Бог не разделял или скорее, не распределял роли – кто главный, а кто будет в подчинении. Создавая человека, Он сотворил их как единое целое, каждый из них дополнял другого, и для них обоих Бог дал предназначение. Только в результате грехопадения мы наблюдаем разделение, причем начал это разделение мужчина, переложив всю ответственность на жену, а по итогу – на Бога, Который дал эту жену. Но что интересно – именно через семя жены Бог приготовил выход – Спасение для, опять же, всего человека. Ветхий Завет дает нам много примеров, где женщина служила и в доме Божьем, и в своем доме, и на руководящих позициях наравне с мужчинами. Откуда же, такое мнение, что женщина – не может не то, что руководить, но даже открыто говорить в обществе, особенно – мужском. Дело в том, что после возвращения из плена, еврейский народ был очень озабочен сохранением своих традиций от чуждого влияния. И в своем старании, они все же, не просто законсервировали их, но и полностью переняли многие идеи тех народов, от которых так тщательно ограждались. В действиях и словах Иисуса мы не наблюдаем какой-то градации в отношениях к женщинам. Иисус пришел спасти погибшее – мужчин и женщин. Среди Его учеников были также и женщины, которые сыграли важную роль в Его жизненном пути. Он учил как мужчин, так и женщин. В основном, место Его проповедей – это окрестности, где могли находится все: богатые и бедные, рабы и свободные, мужчины и женщины. Он учил и в домашней обстановке, где тоже были женщины (это было невозможно у еврейских учителей). Конечно, Иисус избрал 12 апостолов из числа мужчин, и многие на этом основании строят доктрину о мужском лидерстве. Но, «если мы ограничиваем лидерство подобным критерием, то в таком случае мы должны также ставить на руководящие позиции в церквах только 94 галилиян, говорящих на арамейском языке, кроме того – исключительно свидетелей трехлетнего служения Иисуса. Этот стандарт был применен только один раз, и даже тогда всем критериям соответствовали лишь два человека: Иосиф Варсава и Матфий. В дальнейшем, по мере роста церкви, выяснилось, что подобные требования для выбора лидеров недостаточны и неприемлемы. От них сразу же отказались, начав руководствоваться другими критериями, и Церковь распространилась во все народы»155 .
Итак, какой же Библейский взгляд на женское руководство? Проанализировав всю Библию, мы можем сказать, что в ней нет категоричного заявления о том, что женщина лишена руководящей роли в истории, в обществе, в церкви. Такие примеры все же присутствуют в Библии. Но, также, мы видим несколько отрывков Писания, которые многие комментаторы затрудняются интерпретировать однозначно. Однако, то же самое мы можем наблюдать и в отношении других мест Писания, говорящих например, о разводе – сами фарисеи спрашивали Христа о Его отношении к разводу, искушая Его. Ведь Ветхий завет дает такое дозволение, но Иисус возвращает их к началу, где Бог соединил человека (и мужчину и женщину) как одно целое. То же самое можно сказать и в отношении рабов и свободных, где еще более конкретно написано: «Каждый оставайся в том общественном положении, в котором призван» (1 Коринфянам 7:20). И очень много мест Писания, которыми можно было бы обосновать рабовладение. Но в том же месте Павел пишет, если можешь освободиться – воспользуйся (1 Коринфянам 7:21). Что же, Писание противоречит само себе? Никак! Но оставляет возможность для применения творчества человеку, соотнося с той культурой, в которой он живет, в тесной зависимости от Духа Святого. Бог не говорил человеку в отрыве от той культурной или общественной жизни, в которой он находился.
Как в Библии, так и в истории церкви, истории даже пробуждения церкви мы видим много примеров женского руководства. Но, также и остается много вопросов, связанных с этим. Традиционные церкви (православная и католическая) пока что в принципе в задумчивом состоянии в отношении женщин, не говоря уже о ее руководстве. В практике сегодняшней церкви есть примеры успешного руководства церковью женщинами, есть и отрицательные (взять хотя бы пример одной из Дальневосточных церквей, где молодая женщина была поставлена пастором церкви в поселке, вышла замуж, родила подряд двоих детей, и естественно в этот долгий срок церковь осталась без попечения, многих потеряли, церковь оказалась на грани выживания). Но есть также примеры как успешного так и не успешного руководства мужчинами. Может быть, смысл не в том, что половой признак должен определять кому руководить церковью, а в том, что Бог дает возможность руководства Его церковью, как мужчинам, так и женщинам, которые получили от Него призвание (талант, способности) руководить. Есть способные женщины с даром управления (пастора, пророка), могущие направлять большие церкви. Например, «Церковь Бога живого» города Комсомольска-на-Амуре – это миссионерская церковь, состав которой примерно 300 человек, ежегодно открывающая и курирующая многие церкви на Дальнем Востоке, старшим пастором является женщина. И не все принимают ее служение, только потому, что она – женщина. И что – если Господь призывает женщину к пасторскому служению, она должна отказаться потому, что она не подходит по половому признаку? Звучит абсурдно, но зачастую так и происходит в практике многих церквей. Ставят женщину открывать миссию гденибудь в поселке, но пастором ее назвать и рукоположить не могут, потому что – женщина! На сегодняшний день, конечно ситуация во многом меняется. Хочется надеяться, что церковь научится применять принципы Библии в церкви сообразно времени, различать время и устав.
Список используемой литературы
1. Мышцын В. Устройство христианской церкви в первые два века. Сегиев посад. Типография Св.-Тр. Сергиевской Лавры. 1909. – 475
2. Бер-Сижель Элизабет. Служение женщины в Церкви. Серия «Современное богословие». М. ББИ им. св. апостола Андрея, 2002. – 215c. 3. Л. Каннингем, Д.Д.Гамильтон. Женщины? Почему бы и нет!/ пер.с англ. – К.: Книгоноша, 2011. – 312 с.
4. Боб Атли. Бесплатные библейские комментарии. Четвертое миссионерское путешествие Павла: 1-е Тимофею, Титу и 2-е Тимофею.
5. Клеон Л.Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового завета. СанктПетербург, «Библия для всех». 2001
6. Грант Р. Осборн. Герменевтическая спираль: общее введение в библейское толкование / Пер. с англ. – Одесса: Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация, 2009
7. Стэнли Хортон. Первое и Второе Послание к Коринфянам. Русское издание Лайф Паблишерс Интернешнл, 2003.
8. МакАртур Джон Ф. Толкование Первого Послания к Коринфянам – Издание на русском языке, Славянское Евангельское Общество, 2005.
9. Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения. Том 5 (перевод Комментариев Даллаской Теологической Семинарии). / Под ред. Харчлаа П. - Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.
10. Дэвид Приор. Первое Послание к Коринфянам. Электронный вариант книги.
11. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. 1-е Послание к Коринфянам. Электронный вариант книги.
12. Фи Гордон Д., Стюарт Дуглас. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. - Grand Rapids, Michigan: The Zondervan Corporation, 1982.
13. Петровский Игорь. Мужчина и женщина: была ли Ева помощницей Адаму? // Фома. - №6(62). - 2008.
http://www.zavet.ru/a/post_1361335153.html
14. Фонд Лютеранское наследие. Джордж Уолленберг. Священнослужение и рукоположение женщин http://www.lhf.ru/np/wallenberg.htm
15. Джон Стотт, "Первое послание к Тимофею и Послание к Титу: Жизнь поместной церкви". Электронный вариант книги. http://www.reformed.org.ua/2/877/3/Stott
16. Толкование 1 Послания к Тимофею. http://museumrt.ru/22-1timof.php
1-е Тимофею 2 глава – толкование Далласской семинарии – Библия: https://bible.by/dallas/61/2/
Толкование на 1-е послание к Тимофею. Феофан Затворник. http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67833-tolkovanie-na-1-eposlanie-k-timofeyu/#description
17. Крейг Кинер. «Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет». Электронный вариант книги. http://predanie.ru/kiner-kreyg/book/
18. Современное толкование Библии: http://www.bible8.eu/1-EpistleTimothy.php
1 Тимофею 2 глава – комментарии Баркли – Библия: https://bible.by/barclay/61/2/
«Берахот», 2.12. 48. 1-е послание Тимофею 2 глава – Женевская Библия – Библия: https://bible.by/geneva-bible/61/2/
1-е послание Тимофею 2 глава. Учебная Библия МакАртура: https://bible.by/macarthur-bible/61/2/
19. Комментарии к 1 Тимофею. Библия-онлайн. https://bible.by/mcdonald/61/2/; https://bible.by/matthew-henry/61/2/;https://bible.by/lopuhin-bible/61/2/; https://bible.by/dallas/61/2/
1 послание Тимофею 2 глава– толкование Златоуста – Библия: https://bible.by/zlatoust/61/2/ <25 05 2018> 106 52. 1-е Тимофею 2 глава– толкование Феофилакта Болгарского – Библия:
Слайд 1
РАвноправие между мужчиной и женщиной на примере религиозной организации Выполнила: Полежаева МираСлайд 2
Введение. Актуальность: вопрос о равенстве женщины и мужчины будет актуален, так как общество должно быть построено на справедливости и равенстве, и ограничивать многих женщин в правах, которые могут быть представлены другим, крайне, не разумно для современного мира. Объект исследования: ординация женщин. Предмет исследования: историческая, библейская аргументация возможности ординации женщин.
Слайд 3
Цель: Исследование вопроса о равноправии мужчин и женщин на примере христианских организаций. Задачи: 1) Рассмотреть, что говорит Библия о женском руководстве. 2) Изучить служение женщин в истории Церкви. 3) Провести анализ библейского стиха, которое используют противники данной доктрин 4) Провести интервью с одной из женщин, которая занимает должность пастора.
Слайд 4
Гипотеза: Может быть, смысл не в том, что половой признак должен определять кому руководить церковью, а в том, что Бог дает возможность руководства Его церковью, как мужчинам, так и женщинам, которые получили от Него призвание (талант, способности).
Слайд 5
С чего началось разделение полов? При сотворении Бог не разделял или скорее, не распределял роли – кто главный, а кто будет в подчинении. Создавая человека, Он сотворил их как единое целое, каждый из них дополнял другого, и для них обоих Бог дал предназначение. Только в результате грехопадения мы наблюдаем разделение, причем начал это разделение мужчина, переложив все ответственность на жену.
Слайд 6
Выдающиеся женщины в Ветхом Завете. Ветхий Завет дает нам много примеров, где женщина служила и в доме Божьем, и в своем доме, и на руководящих позициях наравне с мужчинами.
Слайд 7
Церковь в Новом Завете. В Новом Завете видно немало женщин, принимающих активное участие в жизни церкви, в их числе есть и руководящие роли. Анализируя послания Нового Завета, мы можем сделать вывод, что служение церкви – это служение Духа Святого, действующего через каждого верующего.
Слайд 8
Отношение Иисуса к женщине. В действиях и словах Иисуса мы не наблюдаем какой-то градации в отношениях к женщинам. Среди Его учеников были также и женщины, которые сыграли важную роль в Его жизненном пути. Он учил как мужчин, так и женщин. В основном, место Его проповедей – это окрестности, где могли находится все: богатые и бедные, рабы и свободные, мужчины и женщины. Он учил и в домашней обстановке, где тоже были женщины (это было невозможно у еврейских учителей).
Слайд 9
Женщина в Церкви первых веков. В руководстве первой церкви были женщины, которые вместе с апостолом Павлом несли свое служение и о которых Павел писал в равной степени как и о братьях. Но уже в течение первых столетий, мы наблюдаем, как церковное устройство постепенно приходит к централизации, выделяется церковная иерархия, происходит постепенное отделение священного «духовенства» от остального верующего народа.
Слайд 10
Женщины в пятидесятническом пробуждении. Пятидесятническое пробуждение принесло свободу для женщины с одной стороны, и с другой стороны расширило пределы христианства. Когда рушатся определенные барьеры, границы – это дает возможность христианству очень быстро растекаться по всему миру. Пятидесятническое пробуждение вернуло женщине ту позицию, которую ей открыл Иисус.
Слайд 11
Заключение. Проанализировав всю Библию, мы можем сказать, что в ней нет категоричного заявления о том, что женщина лишена руководящей роли в истории, в обществе, в церкви. Может быть, смысл не в том, что половой признак должен определять кому руководить церковью, а в том, что Бог дает возможность руководства Его церковью, как мужчинам, так и женщинам, которые получили от Него призвание (талант, способности) руководить. Есть способные женщины с даром управления (пастора, пророка), которые направляют большие церкви. Например, «Церковь Бога живого» города Комсомольска-на-Амуре – это миссионерская церковь, состав которой примерно 300 человек, ежегодно открывающая и курирующая многие церкви на Дальнем Востоке, старшим пастором является женщина .
Ах эта снежная зима
Самодельный телефон
Как Снегурочке раскатать тесто?
Как нарисовать портрет?
Заповеди детства и юности