В своей исследовательской работе обучающаяся прослеживает историю развития добровольчества на Кубани.
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 12.05 КБ |
annotatsiya.docx | 20.71 КБ |
nauchnaya_statya.docx | 69.88 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя России Игоря Валерьевича Марьенкова города Лабинска муниципального образования Лабинский район
Региональный конкурс учебно - исследовательских проектов школьников
«Эврика. ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани
Секция: «Краеведение»
ТЕМА: «Благотворительность и добровольчество на Кубани: история и современность»
Автор: Чернова Диана Дмитриевна,
муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 11 им. Героя
России И. В. Марьенкова г. Лабинска
Лабинского района, 7 Б класс;
Научный руководитель: Карунина Ирина
Владимировна, учитель английского языка,
муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 11 им. Героя
России И. В. Марьенкова г. Лабинска
Лабинского района
2019 год.
ЧЕРНОВА Диана Дмитриевна
Краснодарский край, город Лабинск, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя России
Игоря Валерьевича Марьенкова города Лабинска
муниципального образования Лабинский район, 7 класс
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО НА КУБАНИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Научный руководитель: Карунина Ирина Владимировна,
учитель английского языка МОБУ СОШ № 11
Аннотация
Представленная работа посвящена теме возрождения благотворительности и добровольчества на Кубанской земле с учетом исторического опыта и современных позиций по данному вопросу. Проект направлен на популяризацию волонтерства и формирование у молодёжи чувства сострадания и социальной ответственности.
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, недостатком милосердия в жизни современного человека, о чем с уверенностью говорят многие исследователи. В связи со всем этим особое значение приобретает изучение тех форм благотворительности и тех социальных институтов, которые имели место в дореволюционной России, в частности в Кубанской области.
Цель исследования. Доказать, что возрождение благотворительности и добровольчества невозможно без обращения к богатому опыту прошлого, духовно-нравственным традициям. Популяризировать волонтерство.
В рамках достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
В ходе решения вышеуказанных задач были использованы следующие методы исследования: изучение теоретических источников, анкетный опрос, сравнительный анализ.
Гипотеза исследования. Благотворительность и добровольчество на Кубанской земле имеют глубокие исторические корни. Их развитие шло как под влиянием православной традиции, так и особенностей национальной культуры
Объект исследования. Социальные институты, частные лица, занимавшиеся разными формами благотворительности и добровольчества на Кубани в дореволюционный период.
Предмет исследования. Опыт благотворительности и добровольчества на Кубани в дореволюционный период, в частности во время Первой мировой войны.
Данные социологического опроса. Актуальна ли проблема милосердия в современном меняющемся мире? Чтобы ответить на этот вопрос, 21. 09. 2018 г. был проведен социологический опрос обучающихся 7 Б класса МОБУ СОШ № 11 города Лабинска. Практически все ребята (96%) признают, что сегодня нам недостает доброты, взаимопомощи. Причем большая часть участников опроса хотела бы в качестве волонтера принять участие в деятельности общественных или благотворительных организаций (75 %). И это добрый знак. У волонтерства есть будущее!
Вывод. Только правильно оценив опыт прошлого можно - с учетом современных реалий - создать действительно необходимые и востребованные социальные институты, оптимально организовать волонтерское движение. Духовно-нравственные ориентиры христианской культуры – мощная база для консолидации людей.
Новизна исследования и его значимость в том, что по результатам исследования можно увидеть, что именно традиционные духовно-нравственные ценности формировали у наших предках готовность к благотворительности и добродельчеству.
Практическая значимость: материалы исследования можно использовать для проведения классных часов, Уроков мужества, других внеклассных мероприятий, родительских собраний.
Оглавление:
Дефицит милосердия в наши дни. 2-3
Глава 2
Развитие добровольчества и благотворительности как одно из
приоритетных направлений государственной политики. 3-4 Глава 3
Принятие христианства - важный фактор развития благотворительности
на Руси. 4
Глава 4
Увеличение числа общественно-благотворительных организаций на Кубани
к началу XX века. 5 Глава 5 Благотворительная деятельность в Кубанской области в годы Первой
Мировой войны. 5-7 Глава 6
Дела милосердия Русской Православной Церкви. 8-9 Глава 7
Общественная жизнь в станице Лабинской в военный период. 9-15
Глава 8 Возникновение и развитие волонтерского движения на Кубани. 15-18
Глава 9 Волонтерское движение в городе Лабинске. 18-19
Глава 10 Результаты социологического опроса 20
Список использованной литературы 20
Приложения
1
ЧЕРНОВА Диана Дмитриевна
Краснодарский край, город Лабинск, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя России Игоря Валерьевича Марьенкова города Лабинска муниципального
образования Лабинский район, 7 класс
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО НА КУБАНИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Научный руководитель: Карунина Ирина Владимировна,
учитель английского языка МОБУ СОШ № 11
Введение
Всегда, во все времена на Кубани люди помогали друг другу. До революции сложилось много традиций такой помощи внутри каждого сословия и всего общества. Например, если в какой-то семье умирали родители, соседи брали детей в свои семьи. Или было почетным делом принять в дом странника - даже очень бедные люди давали им приют и последний кусок хлеба. То, что мы сейчас воспринимаем как подвиг, раньше было делом обыденным, само собой разумеющимся. Купцы и обеспеченные люди других сословий создавали благотворительные столовые, приюты, родильные и странноприимные дома. Это тоже было делом чести. Личную ответственность за других – обездоленных, больных, нищих и сирот – чувствовал каждый человек. Особенно широко это проявлялось в периоды социальных катастроф – во время войн, голода и эпидемий. Помощь раненым, пожертвования в помощь голодающим, устройство госпиталей и другая безвозмездная помощь – всё это было общенациональным делом. И хотя преемственность этих традиций прервалась, но потребность помогать другим в людях осталась и останется всегда. Это относится не только к верующим людям, но и ко всем людям с живой совестью и душой. Потому что помощь тому, кому плохо, кто одинок и несчастен, - это одна из базовых потребностей человека. Поэтому так важно поддержать сегодня волонерское движение, обратиться к опыту предков, духовно-нравственным традициям.
2
Глава 1
Дефицит милосердия в наши дни.
Современная цивилизация, благодаря несомненным научным и техническим достижениям, кардинально изменила жизнь людей, но одновременно породила такие глобальные проблемы, как демографический и экологический кризис. Характерной чертой современной цивилизации является и рост индивидуализма, особенно связанный с погружением множества людей в виртуальную действительность, создаваемую компьютерами и Интернетом. Ориентация на лозунг «Обогащайся!», конкурентная борьба, протекающая зачастую в самой острой и далеко не всегда цивилизованной форме, привели к тому, что сострадание и милосердие - важнейшие черты традиционной русской ментальности, на протяжении столетий поддерживаемые и развиваемые православной Церковью, стали забываться, уходить в прошлое. Мы редко делаем добро. А что же такое доброта? Доброта – это умение сочувствовать другому человеку, отзываться на его горе, это милосердие по отношению к тому, кто нуждается в помощи. У современного общества нет времени на милосердие. Именно времени. Просто у нас очень быстрая жизнь, всегда много работы плюс постоянная необходимость в образовании и самосовершенствовании. Поэтому мы, конечно, сострадаем нуждающимся или попавшим в беду, но сострадаем “виртуально”, распространяя услышанные просьбы о помощи по интернет - блогам, рассылая СМС-сообщения друзьям и знакомым. Предполагается, что в конце цепочки эти просьбы окажутся у “того самого” человека, который, посмотрев монитор, не отправит сообщение дальше, а сам пойдет и что-то сделает. Каждый из нас верит, что такой человек обязательно существует. Но многим ли из нас приходит в голову самому стать этим человеком “Икс”? Просто пойти и купить хлеба бабушке, живущей по соседству, посетить больного. Против такого порыва всегда найдутся несколько рациональных аргументов: всем не поможешь, из-за одного усыновленного ребенка сиротство не исчезнет, одной купленной буханкой хлеба или одним визитом в больницу судьбу каждого конкретного человека не изменить, а значит - незачем и начинать. Так, по данным соцопроса в общественную деятельность вовлекаются всего 18% соотечественников. По сравнению с другими странами, цифры очень скромные. Причины этому называют такие:
• кризисное состояние некоммерческих организаций, неразвитость гражданского общества,
•слишком низкий уровень жизни – поэтому почти никто не готов работать бесплатно. Все
3
свободное время люди с активной жизненной позицией пытаются заработать себе на жизнь.
•отсутствует планомерная государственная поддержка волонтерства и благотворительности в целом.
• подорванность авторитета общественной работы в связи с приобретением ею принудительного характера в период до 1990-х годов, сильной политизации в период 1990-х годов и коммерциализации в последующие годы.
Все это можно понять. Однако, отказываясь от возможности помочь нуждающемуся, мы заранее расписываемся в своем проигрыше, не сделав ни одной попытки, не относясь серьезно к тому, что это попытка может стать реальным шансом для кого-то. Только факты: один визит в неделю к одинокому старику избавит его от одиночества, старое пальто, отданное бездомному, поможет ему не замерзнуть.
Глава 2
Развитие добровольчества и благотворительности как одно из
приоритетных направлений государственной политики.
Сегодня государство рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики. 2018 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом добровольца и волонтера. 5 декабря в России впервые отметили День Добровольца. И это самый лучший способ признать заслуги людей, готовых к самопожертвованию. Одни из них оказывают помощь в меру своих сил при медицинских и муниципальных учреждениях. Другие – помогают искать пропавших людей. Третьи – вносят вклад в сбережение культурного наследия и природных ресурсов. Четвертые – помогают в учреждении ответственных международных мероприятий. Это наглядно демонстрирует эмблема года добровольца в России. Она выполнена в виде множества тянущихся вверх разноцветных рук. Перед исполнителями поставлена непростая задача – сделать так, чтобы добровольчество стало неразрывной частью жизни каждого, популяризовать его и преобразовать в социальное динамичное движение, которое охватит даже отдаленные уголки страны. Такой подход позволит быстро и успешно решать значимые для большинства соотечественников
4
социальные задачи. В связи со всем этим особое значение приобретает изучение тех форм благотворительности и тех социальных институтов, которые ею занимались в дореволюционной России, в частности в Кубанской области. Из когда-то сформированной, устоявшейся и зарекомендовавшей себя духовно-нравственной системы после запретов, гонений или намеренного замалчивания не осталось почти ничего. Ушли живые носители традиций. Но и на этой несправедливо заброшенной ниве можно собрать благодатный урожай поучительных фактов, воспитательных примеров и назидательных поступков, способных стать действенным стимулом гуманизации современного общественного устройства.
Глава 3
Принятие христианства – важный фактор развития благотворительности на Руси.
Изучив исторические источники, я сделала вывод, что принятие христианства (988г.) сыграло большую роль в развитии благотворительности на Руси, поскольку оказание помощи больным, голодным и нищим стало одной из форм реализации христианской заповеди любви к ближнему. В рамках христианского вероучения различные формы проявления человеколюбия и милосердия получили новое значение: помогая ближнему – помогаешь самому себе в спасении и обретении жизни вечной. Примеры такого милосердия, образцы поведения показывали русские князья (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др.), что проявлялось в устройстве приютов для калек, раздаче пищи и милостыне, выкупе пленных, помощи погорельцам. Помимо индивидуальных форм благотворительности, широко распространенной и была другая форма – церковно-монастырская. В церковных приходах и монастырях убогие, нищие находили приют и помощь, в том числе и медицинскую. Первым благотворительным обществом, распространявшим свою деятельность на Кубанский регион, было Епархиальное попечительство бедных духовного звания (1843). В 60-е гг. в рамках общей правительственной политики просвещения появилось Екатеринодарское женское благотворительное общество (1862).
5
Глава 4
Увеличение числа общественно-благотворительных организаций на Кубани к началу XX века.
К началу века Кубань была исторически сложившейся областью в долине реки Кубани и ее притоков. Динамично развивалась экономическая жизнь, росло политическое и правовое самосознание общества. Именно в это время проходило увеличение числа общественно-благотворительных организаций. Как мне удалось узнать, в это время на Кубани насчитывалась 61 благотворительная организация, включавшая в себя 28 обществ, 27 заведений и 6 церковно-приходских попечительств. В Кубанской области также было организовано отделение Российского общества Красного Креста в 1892 г. - Кубанское местное управление Российского общества красного креста.
Глава 5
Благотворительная деятельность в Кубанской области в годы Первой мировой войны.
У благотворительности и добродельчества на Кубани большая история. Но мне хотелось бы подробнее остановиться на периоде Первой мировой войны, когда жители Кубани проявили свои самые лучшие качества. Патриотический подъем в эти годы охватил все слои общества, и это особенно ярко выразилось в благотворительной деятельности. В августе 1914 г. в Кубанской области были созданы Комитеты помощи. Свою деятельность они проводили по оказанию материальной помощи и сборе средств семьям, в которых погибли воины. Комитетам удавалось организовать в городах, промышленных предприятиях, в среде предпринимателей сборы 2 – 3% от ежегодного заработка. Было более 80 благотворительных обществ на Кубани, действовавших в начале ХХ в., многие из них оказывали помощь воинам на фронте, раненым и семьям воинов. Среди них: Алексеевский и Романовский комитеты, Кубанское общество братской помощи искалеченным воинам, Екатеринодарское женское благотворительное общество, Екатеринодарское русское общество, Кубанское общество Красного Креста, Кубанская община сестер милосердия. К началу 1915 г. от кубанских благотворительных обществ в пользу раненых поступили пожертвования на сумму 100 тыс. руб. В 1914 – 1917 гг. кубанские благотворительницы ежемесячно организовывали кампании по сбору пожертвований и различные благотворительные вечера, концерты, спектакли по сбору
6
средств для армии; «кружечные» сборы, «недели белья» для фронта и госпиталей; пасхальные и рождественские подарки, пятикопеечные сборы с театральных билетов; однокопеечные – с трамвайных билетов; «день служащего» – с целью сбора однодневного заработка на нужды воина. Большую известность на всем Кавказе приобрела благотворительная деятельность екатеринодарского женского кафе «Чашка чая», возглавляемого супругой наказного атамана С.И. Бабыч (1871 – 1964). Торжественное открытие кафе состоялось 8 сентября 1915 г. на углу улиц Красной и Екатерининской. Дамы и девицы местного общества работали в качестве хозяек в этом благотворительном учреждении, а выручка шла инвалидам, вдовам и сиротам войны. В те годы кафе с таким же названием были в Тифлисе, Владикавказе, Новочеркасске. Готовясь к районной викторине, посвященной Первой мировой войне, я впервые узнала о делах милосердия Софии Иосифовны Бабыч [Приложение 1]. На средства семьи Бабыч в 1916 г. в Екатеринодаре было построено здание водолечебницы при больнице Кубанской общины сестер милосердия (архитектор А.А. Козлов) [Приложение 2]. Попечительница - супруга Генерал-Лейтенанта София Иосифовна Бабыч товарищ попечительницы – супруга генерал-майора Вера Ивановна Лебедева; главный врач общины, действ. стат. сов. Владимир Степанович Клименко; заведывающий хозяйством, действ. стат. сов. Григорий Владимировичь Лях; сестра-настоятельица общины Дария Владимировна Денишева-Долгова; делопроизводитель титулярный советник Дмитрий Дмитриевич Кучеров. Деятельность Кубанской общины сестер милосердия сыграла огромную роль в помощи организации ухода за ранеными и была очень высоко оценена как общественностью Кубанской области, так и самим императором Николаем II. Об этом в своих воспоминаниях писала София Иосифовна Бабыч, проживая в эмиграции, в Англии. В переписке с Ф.И. Елисеевым София Иосифовна писала о том, как в октябре 1914 г. император Николай II, следуя на Кавказский фронт, посетил Кубанскую общину сестер милосердия и «пришел в восторг от состояния и работы лазарета общины на 50 кроватей, что выразил мне словами на прощание, и эти слова по сие время звучат в моем сердце. В этом лазарете ни один раненый, отравленный на фронте газами, не погиб, вышел здоровым». Община сестер милосердия объединила женщин известных кубанских семей, создала прекрасную школу сестер милосердия, которые прошли обучение по уходу за ранеными в Швеции и в лучших медицинских учреждениях России. В июне 1916 г. кубанским благотворительницам были пожалованы высочайшие награды – «За труды по обществу Красного Креста при обстоятельствах военного времени». Золотыми шейными медалями на Андреевской ленте были награждены – София Иосифовна Бабыч, сестра-
7
настоятельница Дарья Денишева, заместительница председательницы общины, супруга помощника наказного атамана Лебедева Вера Ивановна, супруга генерала Любовь Глинская, супруга есаула Александра Майгур, Зинаида Дон-Дудина.
В ноябре 1916 г. на имя кубанского атамана пришло письмо от казаков 3-го Кубанского пластунского батальона, в котором они писали: «Сердечно благодарим дам-тружениц по Красному Кресту, за их труд сердцем проникнутый…». На фронт женщины посылали: табак, сухари, кисеты, вязаные носки, белье, открытки и письма. Известны и другие имена кубанских женщин-благотворительниц, которые помогали воинам – Хлебникова Раиса Гавриловна, Белоус Вера Яковлевна, Дикая Елена Федоровна, Мачнева Полина Ивановна, Холявко Екатерина Ивановна, Дарья Денишева и др. В казачьих областях России в 1914 г. было создано благотворительное общество «Во имя иконы Божией матери «Утоли моя печали» под покровительством императрицы Александры Федоровны. Целью деятельности этого общества была материальная помощь семьям, у которых мужчины погибли на фронте, устройстве их детей в пансионаты и учебные заведения. Такое общество было и в г. Екатеринодаре. Современники оставили воспоминания об участии сестер милосердия непосредственно на фронте. Казак 1-го Кавказского полка Ф. И Елисеев (1892 – 1987) в своих очерках, изданных в основном в 1960 – 1970-е годы в США, пишет о том, как эти девушки из благородных семей, только что окончившие гимназии и Мариинские институты, переживали суровые трудности войны. Зимой 1915 года кубанские сестры милосердия вместе с графиней Александрой Львовной Толстой (1884 – 1979), которая участвовала в Первой мировой войне в качестве сестры милосердия и была награждена двумя Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени, устроили для казаков в крепости Кара-Китс благотворительный вечер с подарками и танцами. И, как пишет Елисеев в своем очерке «Один зимний день»: «…Александра Львовна была первым светильником для нас в гористой полудикой природе турецкого фронта». На Западном фронте прославилась сестра милосердия Кубанской общины Матвеева, ставшая Георгиевским кавалером за спасение сотен раненых, вынесенных ею с поля боя. Помимо спасения раненых и оказания медицинской помощи, сестры милосердия организовывали на фронте солдатские бани, на средства, полученные от благотворительности.
8
Глава 6
Дела милосердия Православной Церкви.
Всемерную помощь армии оказывала также Православная Церковь. Определениями Синода от 19 декабря 1914 г. и от 28 июля 1915 г. православные монастыри были призваны к жертвам и труду на нужды войны: к отводу помещений для выздоравливающих и увеченных воинов, учреждению приютов для солдатских сирот, участию в сборе пожертвований на лечение раненых и помощь солдатским семьям, приготовлению госпиталей и подготовке лиц к уходу за ранеными . Настоятель Кавказского миссионерского монастыря иеромонах Нафанаил готов был "принять выздоравливающих воинов в числе 15 человек, с принятием содержания за счет монастыря". И этот случай далеко не единичный. В период Первой мировой войны в монастырях было открыто 139 лазаретов, а общее число кроватей в них составило 4135 единиц. Настоятель Михайло-Афонской Закубанской пустыни Антоний также принял "для поправления воинами своего здоровья до пятнадцати человек на монастырское содержание». А настоятельница Марие-Магдалиновской пустыни открыла лазарет на 25 кроватей на собственные средства. Монастыри вносили существенную лепту в сбор денежных средств на нужды армии. Так, черным духовенством Кубанской области только
в 1914 году было выделено около 15 тысяч рублей (от Михайло-Афонской пустыни - 5 тысяч рублей, Марие-Магдалинского женского монастыря - 3 тысячи рублей, от Екатерино-Лебяжского мужского монастыря - 3 тысячи рублей и др.). Осуждая насилие и кровопролитие, православие не признавало захватнических войн с целью обогащения и грабежа. Вместе стем совершенно по-иному оно подходило к защите Отечества. Согласно православной доктрине, спасение родной земли от неприятеля - это святое дело, поэтому долг каждого православного гражданина отдать все, даже собственную жизнь, во имя защиты и спасения Родины. Социально-активная позиция иночества наиболее ярко проявлялась во время массовыхбедствий (эпидемий, переселений, войн). Такие характеристики монашеских обителей, как надежность и стабильность позволяли заниматься сбором средств, оказывать благотворительную помощь обществу и государству, объединяя усилия всех сторон и мобилизуя собственные ресурсы в чрезвычайных обстоятельствах. Весьма распространенной формой благотворительной деятельности обителей были регулярно производившиеся ими сборы пожертвований на различные нужды. Монастыри осуществляли сбор средств "в пользу повсеместной
9
помощи пострадавшим на войне воинам и их семьям". Для этих целей в монастырском храме ставились специальные кружки-копилки, содержимое которых ежегодно извлекалось и отправлялось на нужды армии. Изначально деятельность монастырей была направлена на помощь воинам в мирное время, не говоря уже о военном. В Кубанской области монастыри создавались по просьбе казачьего войска "для престарелых и раненых на войне козаков, которые по богоугодному желанию своему могли воспользоваться спокойною в монашестве жизнию". Во время войн сестры монастырей Кубани изготовляли все необходимое для военных лазаретов. Из купленного на монастырские средства материала сражающимся воинам шили сорочки, кальсоны, простыни, полотенца и др. Кроме того, монахини проводили регистрацию нуждавшихся, вели учет бедствовавших детей, ухаживали за больными и ранеными солдатами на фронте и в медицинских учреждениях в тылу, вели борьбу с эпидемиями и т.д. Подводя итог сказанному, следует отметить, что в период войн второй половины Х1Х - начала ХХ века Русская Православная Церковь осталась верной своей традиции оказывать посильную помощь армии. Невзирая на сложные условия работы, монахи и монахини с честью выполняли свой долг как в тылу, помогая материально нуждающимся, организуя лазареты, заботясь о сиротах и др., так и на фронте в качестве сестер милосердия. Черное
духовенство делило все тяготы и невзгоды военной жизни с военным и гражданским населением, оказывало ему посильную материальную и моральную помощь.
Глава 7
Общественная жизнь в станице Лабинской в военный период.
Мне захотелось также узнать о вкладе жителей станицы Лабинской – работниках тыла в дело приближения победы в Великой войне. За помощью я обратилась в архив города Лабинска, познакомилась с книгами местных краеведов по этой теме. Выяснились следующие факты. В 1914-17 гг. станичники сосредоточились на нескольких направлениях деятельности. Главным можно назвать оказание помощи раненым в открытом на базе Лабинской Войсковой больницы лазарете. В дополнение, были развернуты два «общественных» лечебных учреждения - госпиталь и лазарет, выполнявшие аналогичные лечебно-реабилитационные функции. Добавим подготовку младшего медицинского персонала: фельдшеров, сестер и братьев милосердия, осуществлявшуюся при больнице. Другая важная инициатива военных лет — с
10
денежных пожертвований, продовольствия и предметов повседневной необходимости. Из Лабинской они обычно направлялись в адрес Красного Креста и епархиальных благотворительных структур. Особенная категория попечения - духовная поддержка воинов и их семей. На этом поприще примерно проявили себя отдельные священники.
В первые месяцы войны в Лабинской был создан «Комитет по призрению семейств лиц призванных на войну». О его составе в прессе объявлялось следующее: «Комитет образовался из влиятельных лиц, как-то: учителей министерских и церковно-приходских школ, торговцев, некоторых бывших должностных лиц и интеллигенции».[1] (СЕВ №36, 1915 г.) Целью своей работы Комитет определил следующее, оказание «моральной и материальной» [2] помощи нуждающимся семьям военнослужащих. Существенно, что материальное вспомоществование выдавалось как дополнение к казенному пособию. За морально-нравственной стороной присматривали представители духовенства и уважаемые люди «от общества». Через прессу и устно заинтересованными наблюдателями отмечалось, что деятельность свою Комитет вел результативно, и с большой отдачей. Согласно закону «О призрении нижних воинских чинов и их семейств» (от 25 июня 1912 г.) в период Великой войны, за счет Государственного казначейства, выплачивалось государственное «призрение» (т.е. пособие). Согласно определению помощь могли получать законные жены и дети нижних чинов, находившиеся на действительной службе в мобилизованных частях армии и флота, в государственном ополчении или в военных дружинах. Право на «призрение» давало возможность получать ежемесячно казённое продовольственное пособие деньгами из расчёта стоимости по месту проживания «призреваемого»: 1 пуда 28 фунтов муки, 10 ф. крупы, 4 ф. соли и 1 ф. постного масла. Детям до 5 лет пайок полагался в половину взрослой нормы. По оценке Ставропольских епархиальных ведомостей за 1915 г. семьи защитников родины «благодаря казенному пособию, не несут лишений».[3].(СЕВ №36, 1915 г.) Стоит отметить, что стоимость «кормовой нормы» (пайка) находилась в прямой зависимости от изменения цен на продовольствие. В период испытаний таким надежным способом государство защищало интересы семей, чьи кормильцы находились на театре военных действий. При Лабинской войсковой больнице в 1915 - 1917 годах регулярно проходили обучение фельдшерскому делу казаки из нижних чинов. Сотенно-фельдшерских учеников обычно набирали в количестве от 10 до 15 человек на курс, по 3 человека от каждой запасной сотни, а именно из Лабинских и Хоперских запасных сотен (пешей и конной), 1-й, 2-й и 6-й Кубанских запасных пеших сотен, а также со льготы. По окончании курса «новые» сотенно-медицинские фельдшеры шли на пополнение убыли в строевых частях
11
Кубанского войска. Наказный атаман в приказах на сей счет рекомендовал выбирать фельдшерских учеников «непременно хорошо грамотных, развитых и хорошего поведения», «преимущественно из числа желающих посвятить себя этому делу». [4] (ГАКК. Библиотека. Приказы по Кубанскому казачьему войску за 1917 г. №336)..
С 1914 по 1916 гг. в Лабинской, помимо войсковой больницы действовали еще два лечебных учреждения - «общественные» лазарет и госпиталь. Тенденция того времени, а в
военные годы она обострилась, - пробуждение женской инициативы. Мужских рук во многих до того чисто мужских профессиях, катастрофически не хватало, поэтому дамы повсеместно принимали их обязанности на свои плечи. К примеру, движение сестер милосердия, охватившее страну, получило распространение и в Лабинской. Трагические и трогательные эпизоды жизни местного дамского общества был связаны со временем существования в станице тыловых госпиталей. Об их наличии до недавнего времени почти ничего не было известно. Открытия последних месяцев, в частности материалы личных коллекций, дали возможность сделать некоторые реконструкции.
Госпиталь №22 Российского общества Красного Креста, работал в ст. Лабинской приблизительно с 1914 г., и до осени 1916 г. Он принимал на излечение воинов и действовал благодаря, в том числе, добровольному труду докторов, сиделок, сестер и братьев милосердия. Собственные деньги на поддержку госпиталя щедро жертвовали местные добродетели разного достатка, что для своего времени было не в диковинку. Собственный способ помощи госпиталю придумало «интеллигентное общество». Арендуя помещения, используя доморощенные таланты с первых месяцев войны организаторы начали проводить благотворительные концерты. Сборы от представлений направлялись на нужды госпиталя, лазарета и их пациентов. Не редко делали и целевые выступления. Одно из многих мероприятий военных лет, подготовленных «своими силами», описывал корреспондент армавирской газеты «Отклики Кавказа» в статье «Спектакль в пользу лазарета»: «... местными любителями была поставлена в пользу лабинского лазарета для раненых пьеса на малороссийском языке «Майьска ничь, або утопленныця». Сбор получился приличный. Пьеса и дивертисмент прошли блестяще. В начале хором, под управлением И. В. Козлова были исполнены русский и английский гимны. Недурно пел хор в дивертисменте». «Фойе театра было украшено национальными флагами - русскими и дружественных нам стран. Развешены были портреты правителей упомянутых держав командующих и героев».[5](«Откликах Кавказа» №232, 1914 г.). Благодаря личной инициативе простых и знатных лабинцев, в трудные годы госпитальные страдальцы обрели заботу, надежду и домашнее тепло.
12
Другое известное лечебное учреждение станицы называлось Лазарет №73/1 Всероссийского Земского Союза. Содержался он как на средства Всероссийского Земства, так и на вклады имущих лабинцев. Известно, что Земский Союз в ту пору был влиятельной общественно-политической организацией, созданной с целью помочь правительству в налаживании снабжения армии и для оказания медицинской помощи раненым и увечным воинам. Достоверной даты открытия и закрытия Земского госпиталя
проследить не удалось: но, проанализировав сохранившиеся документальные источники (бланки, письма, фотографии), было установлено, что с первых месяцев 1915-го и до ноября-декабря 1916 гг. госпиталь эффективно исполнял свои функции. В дальнейшем госпиталь с частью врачебного и сестринского персонала перебрался сначала в г. Армавир, где влился в местный земский госпиталь. Позднее, вероятно в ходе следующей реорганизации, переместился в г. Владикавказ. В результате поражения Белого движения на Юге России врачи и служащие госпиталя, выходцы из станицы Лабинской, рассеялись по стране и за рубежом. На родину, в станицу, вернулись единицы.
Сестрами при обоих госпиталях служили девицы из достойных семей: Ржецкая, Томсон [Приложение 3], Лавренова и другие. Приведенные фамилии сохранились в солдатской переписке. Упоминаются в письмах и «милосердные сестрички» Анастасия, Шура, Дуня, Нюра, Маша — добрые ангелы 73-го госпиталя, к сожалению, названные только по именам. Адресованные в госпитали и лазареты станицы Лабинской солдатские приветы полны трогательной благодарности: благословения и земные поклоны можно найти в них через каждую строчку. Добрыми словами поминали бывшие пациенты и лазаретно-госпитальных служащих: «дядю Ивана, Ванюшку, Антона-повара».
Как можно заключить из солдатских писем, обязанности медсестер и сиделок выполнялись исключительно неформально. Служащие госпиталей были для больных матерями, женами, сестрами: писали письма неграмотным и инвалидам, знали членов семьи и родственников своих пациентов. Отвлекали от болезни рассказами, чтением книг и газет, играми в настольные игры, переписыванием стихов и песен. Служащие лазарета помогали «ходячим» увидеть «живые картины» в станичных биографах (кинотеатрах), или «сделать карточку домой», провожая калечных до фотографического ателье. Очень распространены были групповые фотографии «на память» выздоравливающих вместе с сиделками и сестрами. Выезжая из Лабинской к месту службы или домой, солдаты поддерживали переписку с «сестричками»: просили пересылать письма, советовались по лечебным и житейским делам, интересовались жизнью лазарета. Читая сохранившиеся документы легко почувствовать, что пациенты и служащие ощущали себя дружной
13
семьей, так непосредственны, просты и открыты их послания. Оба госпиталя или лазарета, и то и другое название употреблялось тогда одновременно, в первое время существования обслуживали одни станичные доктора и медсестры, но размещались лечебницы в разных помещениях.
Совершенно неожиданно удалось выяснить, как отозвались на патриотический порыв Великой войны хутора так называемой прилабинской округи. Приведем воспоминание жительницы х. Пальченкова - Февроньи Елизаровны Овечкиной 1902 г.р. (хутор существовал на юрте ст. Костромской). Сохранил бабушкин рассказ В. И. Овечкин: «В «империалистическую», раненых солдат по дворам разбирали и выхаживали. Раз в неделю обходил фельдшер. У нас дома было трое увечных. А когда они стали двигаться, стали помогать по хозяйству. Потом ушли на фронт. Еще, на хуторе собирали пожертвования. Отдельно были казенные закупки, а то, - пожертвования; хлебом, табаком, сахаром, скотом..., Зерна, кажется, по 1.5 пуда со двора давали, на пожертвования».
Сборы денежных средств в пользу Красного Креста в станице были привычным делом еще с довоенного времени. Они проводились повсеместно: в присутственных
местах, в магазинах и конторах, даже среди военных и духовенства. Газетная хроника октября 1914 г. давала такую статистику о кружечных сборах в первые месяцы Великой войны по станицам современного лабинского района. «Кружечный сбор, произведенный 28 сентября дал следующие результаты: В... ст. Вознесенской 644 руб. 46 коп., хут. Ереминском 54 руб. 30 коп., ст. Упорной 264 руб. 65 коп., ст. Ахметовской 105 руб. 33 коп., Отважной 151 руб. 52 коп., ст. Каладжинской 98 руб. 45 коп, ст. Зассовской 167 руб. 85 коп., ст. Владимирской 271 руб. 70 коп., ст. Лабинской 472 руб. 87 коп., ст. Чамлыкской 336 руб. 86 коп.,...».[6] («Откликах Кавказа» №236 1914 г.).
Замалчиваемая советской пропагандой деятельность духовенства в годы Великой войны вспоминается теперь особо и с благодарностью. Священники станичных церквей разделили заботу о военных и их семьях не только через работу в «Комитете по призрению...» Внимание, своевременно сказанное теплое слово, «копеечка вдове или сиротке» отогревали самые замерзшие души. Как в 1915 г. писал епархиальный ежегодник: «в текущем году (причт) вносит свою посильную помощь попечительствуемым им лицам и нравственно, и материально».[7](СЕВ №36, 1915г.). Добрую память в народе оставили о себе «батюшки Николаевской церкви» о. Н.Веселов, о. К. Руденко, дьякон А. Иванов.
14
В 13-м Благочиническом округе Ставропольской епархии станица Лабинская была административным центром, и в течение многих лет традиционно производила денежные сборы в церковные благотворительные фонды. Местное духовенство активно участвовало в богоугодных делах до войны, а с началом Великой войны открылись новые направления для приложения сил и средств. К примеру, в отчете «Ставропольского Епархиального Комитета помощи больным и раненым воинам» отложились сведения о сборах пожертвований на оборудование и содержание епархиального госпиталя за первые месяцы 1914 г.: «с 1-го по 28 сентября от благочинного 13 округа протоиерея Карпа Руденко 733 руб. 10 коп.». Отметим, самый большой взнос среди благочиний Кубанской области, а в октябре того же года: «от причтов 13 благочиния 104 руб. на содержание Госпиталя, от Благочинного 13 округа на нужды Красного Креста 297 руб. 67 коп.» [8] (СЕВ №40, 1914 г.). Церковные отчеты по-канцелярски сухо, но скрупулезно фиксировали примеры пожертвований от «лабинских причтов». В 1915 г., «разновременно» в епархиальный склад при Архиерейском доме, а оттуда «отосланных в склад Ея Величества в г. Тифлисе, полотенец 6 шт., холста 8 кусков». (СЕВ №16, 1915 г.). И далее, в декабре 1915, начале 1916-го в «Ставропольский Епархиальный Комитет по содержанию госпиталя на 100 кроватей для больных и раненых воинов», «поступило от благочинного 13 округа Кубанской обл. 106 руб., и за январь 106 руб.». [10] (СЕВ №2, 1916 г.).
Без преувеличения исключительно проявил себя в годы войны второштатный священник Николаевской церкви Николай Васильевич Веселов. В Епархиальных ведомостях его деятельность была почтена даже большой статьей: «Ставропольское епархиальное духовенство и Вторая Отечественная война». В течение 1914-17 гг. для пополнения Лабинских полков из гарнизона станицы отправлялись т.н. маршевые команды. К работе с личным составом команд как раз и был причастен уважаемый пастырь. Начальник гарнизона повествовал о его деятельности: «... могу сказать, что священник отец Николай Веселов исполняет свой долг не как чиновник, исполняющий свои обязанности, а как истинный патриот, исполняющий свой долг не по назначению, а по призванию, и как пастырь, всеми силами, насколько может, старается принести пользу дорогому Отечеству». (11.) (СЕВ №2, 1917 г.). И далее в статье пояснялось: «Не смотря ни на какое время и ни на какую погоду, ни одна маршевая команда не уходила на поле брани без духовной пищи, т. е. того религиозного подъема
15
воинов, когда, помолясь Богу, воины весело шли исполнять свой священный долг — защищать веру, Царя и Отечество. Такому религиозному подъему маршевые команды обязаны священнику Николаевской церкви станицы Лабинской, отцу Николаю Веселову, который по первому зову является исполнять свой долг: служил напутственные молебны, кропил Святою водою провожаемых воинов, их лошадей и оружие; всегда говорил уходящим воинам напутственные религиозные речи; внушал им: что значит воин, его долг и обязанности перед родиной...» (12.) (СЕВ №2, 1917 г.). В личном деле о. Николая Веселова из ставропольского епархиального архива сохранился поощрительный отклик церковного начальства: «Резолюцией Его Высокопреосвященства, последовавшей на Рапорт Начальника Гарнизона станицы Лабинской, от 4-го февраля 1916 г. за №831, преподано 6 марта сего года архипастырское благословение за религиозный подъем воинов». (13.) (ГАСК ф.135, оп.72, д. 1265.
Глава 8
В современном обществе человек одинок. Отношения между людьми, как правило, возникают на поверхностном уровне, а глубинных связей остается все меньше и меньше – это раз. Отсюда возникает фундаментальная проблема, которую каждый пытается для себя решать, - проблема любви, ее поиска и осмысления - это два. И третье, тоже связанное со всем предыдущим, состоит в том, что человек не может и не хочет примиряться с тем страданием, которое есть в мире. Он старается помочь в уменьшении степени этого страдания, потому что человеку от природы свойственно переживать чужую боль как свою. Ведь если тебе хорошо, а другому плохо, то ты не можешь отгородиться от этого забором и построить себе свой собственный герметичный рай. Ведь за этим забором все равно остается страдание, и это не даст покоя. И если в человеке остается хотя бы капля чуткости, он хочет помогать. Листая периодику, обращаясь к Интернет-ресурсам, я поняла, что традиция помогать друг другу понемногу возвращается. Год добровольца (волонтёра) для жителей Кубани [Приложение 4] – это не разовая акция, а постоянная деятельность. Сегодня на Кубани активно развивается добровольчество, реализуются различные формы и методы работы с волонтерами. И особая роль в развитии
16
волонтерства принадлежит молодежи. Действительно, волонтерские организации в Краснодарском крае в большинстве своем ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными и трудовыми обязательствами, поэтому благотворительные организации чаще всего организуются при ВУЗах. От доброй энергии и целеустремленности молодых кубанцев во многом зависит настоящее и будущее нашего края. Краснодарский край – в лидерах в стране по числу участников волонтерского движения. И сегодня это уже мощное и сильное объединение, в которое входит 22 тысячи человек. Добровольцы Кубани были задействованы не только в таких крупных мероприятиях, как Олимпиада и чемпионат мира по футболу. Добровольцы активно взаимодействуют с благотворительным фондом «Край добра», помогают ветеранам, тяжело больным детям и пожилым людям. Всего на Кубани действуют десять волонтерских центров, входящих в Ассоциацию волонтерских центров России. Самая распространенная деятельность волонтеров на Кубани - это помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и одноразовых подгузников для малышей, и длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения, и организация анимационных программ, и помощь в лечении и обучении детей, а также сбор средств для нуждающейся категории детей. Волонтеров ждут и в приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все больше появляется благотворительных организаций, оказывающих юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая «разрекламированная» отечественная беда многих порядочных и добрых людей не оставляет безучастными. И временные, и постоянные добровольцы используются организациями при проведении различных мероприятий как организационный ресурс, на сборе и распространении информации, так же есть организации, которые доверяют добровольцам сбор средств. Одним из самых ярких за последние годы событий в волонтерской жизни Кубани, стало проведение беспрецедентной благотворительной акции «Вместе поможем детям», в которой приняло участие огромное количество добровольцев из всех категорий молодежи: учащихся школ, студентов ВУЗов и ССУЗов, рабочей молодежи. Не остаются без внимания волонтеров и медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с тяжело больными детьми, по разным причинам находящимся на лечении без родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные помощники. Еще один вид волонтерской
17
деятельности - это фандрайзинг, организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам, страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают средства на дорогую операцию по всему краю, буквально по копейкам. Волонтерство в области культуры сегодня еще недостаточно распространено у нас в крае. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и помощь при реставрации архитектурных памятников, и работа по пополнению экспозиционного фонда, и организация экскурсий, и работа с туристическими группами - последнее особенно востребовано в дни проведения крупных культурных и спортивных праздников. Волонтеры следят за ситуацией на дорогах Сочи [Приложение 4]. Добровольцы инспектируют центральные улицы курорта, чтобы уменьшить количество неправильно припаркованных автомобилей транспорта и предотвратить заторы на дорогах.
Возвращается традиция Православных Сестричеств. Так, на данный момент в Михайловском благочинии в городе Екатеринодаре действует Сестричество, которое взяло на себя социальную помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации [Приложение 5]. По выходным сестры ходят в местную больницу, а также помогают в храмах и заботятся о пожилых прихожанах. Сестричество было организовано в январе 2015 года. Духовником общины стал настоятель Собора протоиерей Игорь Олжабаев. Сегодня в Сестричестве участвуют порядка сотни братьев и сестер. Мужчины и женщины работают в Патронажной службе, которая заботится об одиноких и больных жителях Краснодара, несут послушание в первом краснодарском Хосписе и помогают в Травматологическом отделении Больницы скорой медицинской помощи Краснодара. Скоро при храме будут организованы курсы, на которых наши сестры могли бы научиться профессиональному уходу за лежачими больными. Социальными службами совместно с благочиниями и приходами Русской Православной Церкви проводятся благотворительные акции по предоставлению малоимущим продуктовой и вещевой помощи; священники принимают участие в социокультурных мероприятиях и духовно-просветительской работе организаций социального обслуживания; во всех стационарных учреждениях социального обслуживания созданы условия для проведения религиозных обрядов. Большое значение придается привлечению священнослужителей к работе с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
18
На уровне края существует ряд стимулирующих мер волонтерского движения. Среди них – ежегодный грантовый конкурс с целью поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Гранты предоставляются общественным объединениям, имеющим социальное значение в сфере развития гражданского общества, в том числе в области благотворительной и добровольческой деятельности. В 2018 году общая сумма грантов составляет более 13 млн рублей. Общественная награда Краснодарского края называется «За благотворительность и добровольчество – Благотворитель Кубани». Премия была учреждена Советом при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека в 2007 году для поощрения организаций, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений граждан, творческих коллективов, волонтерских отрядов, а также гражданских активистов, внесших значительный вклад в развитие благотворительности и добровольчества на Кубани. Комиссией по развитию благотворительности были определены 10 номинаций - «Забота о детях», «Поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья», «Гражданские инициативы», «Мужество и милосердие», «Гражданская дипломатия», «Социальная журналистика», «Работа с молодежью», «Защита животных», «Охрана окружающей среды», «Помощь людям, находящимся в местах лишения свободы». Уверена, проведение Года волонтерства поможет ввести единые стандарты поддержки молодежного добровольческого движения и проработать механизм по его продвижению на Кубани.
Волонтерское движение в городе Лабинске
В моем родном городе тоже есть достойные примеры для подражания. Так, для Лабинского медицинского колледжа 25 февраля 2013 года стало особенной датой. В этот день впервые на земле Лабинской стартовало волонтерское движение «Сестры милосердия». За время работы волонтёры совершили огромное количество выходов в стационар Лабинской ЦРБ, осуществляя уход за тяжелобольными в хирургическом и реанимационном отделениях, и продолжают эту работу по настоящее время. Несколько лет назад они стали победителями в номинации «Лучший студенческий трудовой отряд» [Приложение 6]
19
В целях вовлечения в добровольческую (волонтерскую) деятельность молодежи разных социальных и возрастных групп, а также, оказание социально-бытовой помощи малоимущим семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Центр досуга молодежи «Портал» в период с 22 октября по 07 декабря 2018 года на территории города Лабинска проводит социальную добровольческую (волонтерскую) акцию под девизом «Семь добрых дел», в рамках года Добровольца (волонтера). В качестве помощи в пункт приема-передачи принимаются одежда, канцелярские товары, которые передаются семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. «Портал» просит отозваться всех неравнодушных, имеющих чувство взаимопомощи, и поддержать Акцию, приняв в ней участие. Подробную информацию можно получить по телефону: 3-20-59.
15 июня 2018 года прошел краевой слет экологических волонтерских отрядов. Представители 25 лучших экологических волонтерских отрядов края смогли проявить свои знания и навыки в природоохранной деятельности: изготовили кормушки из вторичного сырья, ответили на вопросы по ресурсосбережению, определили краснокнижные растения и животных. Ребята приняли участие в викторине и флэшмобе. Занявший первое место отряд «Эко-патруль» (Эколого-биологический центр, город Лабинск), был приглашен на профильную смену оздоровительного лагеря «Экологи Кубани».
Общеобразовательные учреждения не отстают. Так, обучающиеся нашей школы ухаживают за памятником Первой конной армии, облагораживают территорию возле мемориального комплекса «Памяти жертв оккупации» [Приложение 7], принимают участие в экологических марафонах. Нельзя не сказать и о таких Всероссийских гражданско-патриотических акциях, как «Вахта памяти», «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка». Каждый год в феврале в нашей школе проводится районная акция «Посылка солдату». Перед 23 февраля и Днем Победы проводится праздничная акция «Открытка для ветерана». Ребята своими руками делают открытки и дарят их ветеранам. Каждый год 9 мая мы с одноклассниками участвуем в праздничном параде, в Акции «Бессмертный полк». Мы поздравляем участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, устраиваем для них праздничные концерты. Каждый из нас может каждый день делать добрые дела или совершать благородные поступки, чтобы окружающим стало лучше, комфортнее.
Глава 10
20
Результаты социологического опроса
Актуальна ли проблема милосердия в современном меняющемся мире? Чтобы ответить на этот вопрос, 21. 09. 2018 г. был проведен социологический опрос обучающихся 7 Б класса МОБУ СОШ № 11 города Лабинска. Практически все ребята (96%) признают, что сегодня нам недостает доброты, взаимопомощи [Приложение 8]. Причем большая часть участников опроса хотела бы в качестве волонтера принять участие в деятельности общественных или благотворительных организаций (75 %) [Приложение 9]. И это добрый знак. У волонтерства есть будущее!
Заключение:
Итак, поставленные цели достигнуты, задачи выполнены. Мы доказали, что возродить благотворительность, добродельчество можно, обращаясь к опыту прошлых лет, к духовно-нравственным традициям, участвуя в волонтерском движении. Люди, делая добро, в первую очередь стремятся изменить себя в лучшую сторону. Они воспитывают в себе такие качества, как бескорыстие, терпение, сострадание, самопожертвование.
Список использованной литературы:
1. Энциклопедия Лабинского района /Сост. В. Стоколос, А. Брославская, В. Шаповалов; - Краснодар: Краснодар. Известия, 2008 г.;
2. Линейцы. Очерки по истории станицы Лабинской и Лабинского отдела Кубанской области / А. К.Басханов, М.К. Басханов, Н. Д. Егоров; - Никосия: 1996 г.;
3. Былое Невинного мыса. К 185-летию переселения Хопёрского казачьего полка на Кубань и Куму и основания станицы Невинномысской. / В. А. Колесников; - Ставрополь: 2011 г.;
4. 170 лет Лабинску. Исторические очерки 1841-2011 / В. В. Якубов, Т. М. Гальцова, Ю. Б. Кисленко и др.; - Краснодар: Кубань-Книга, 2011 г.;
5. Лабинск. / Г. Т. Чучмай; - Краснодар: Кн. Издательство, 1986 г. ;
6. Личный архив автора. Воспоминания семей Фирсовых, Ковалевых, Овечкиных, Байденко.
7. Журнал «Русский Военнопленный». 1917. №7.
8. Щербинин П.П. Повседневная жизнь российской провинциалки в период Первой мировой войны (1914-1918 гг.). //Режим доступа: http://www.el-history.ru/node/420.
«Течет река Волга»
Рисуем акварельное мороженое
Смекалка против Змея-Горыныча
Развешиваем детские рисунки дома
"Разделите так, как делили работу..."