Работа выполнена учащейся в качестве итоговой зачетной. В работе раскрываются основные направления развития и задачи МЧС России за рубежом.
Вложение | Размер |
---|---|
Вариант проекта по ОБЖ 9класс | 682.53 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Балаково
Проект по теме:
«Миссия МЧС России за рубежом»
Проект выполнила:
Вахутина Софья
ученица 9 класса «Б»
Руководитель:
учитель ОБЖ
Самигулин Рафаэль Александрович
Балаково 2021.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Содержание:
1.1. История создания МЧС России.
1.2. Структура организации. Силы и средства МЧС России.
1.3. Международная деятельность организации. Сотрудничество с международными организациями.
1.4. Заключение.
Вывод.
1.1. История создания МЧС России.
В начале XXI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде. (приложение 1).
Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации, обусловленные землетрясениями, наводнениями, селями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере - радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства. (приложение 2).
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В настоящее время МЧС Росси является основным федеральным органом в области предупреждения и ликвидации ЧС, и решает поставленные перед ним задачи на достаточно высоком уровне. Чтобы добиться подобной эффективности в деятельности министерства была проделана колоссальная работа по его становлению и развитию.
История России всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий. (приложение 5).
Испокон веков люди пытались объединиться, чтобы противостоять этим бедствиям, оказать помощь бедствующим. Стремление к коллективному противостоянию бедствиям различного характера - одна из причин создания государств.
Нередко появление той или иной опасности и угрозы обусловливало появление сил для защиты от них, рождались документы, определяющие вопросы безопасности в данной области.
Так, например, в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность.
Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие.
В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.
Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12-14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров.
В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия». В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране»
Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой уже хорошо организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые и областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялось профессиональными городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета.
Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения. В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.
Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».
Этой проблеме стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны.
Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств.
В положении, утвержденном в 1956 г., впервые подчеркивалось, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от ядерного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна была организовываться на всей территории страны.
Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали все же коренных изменений военных доктрин ядерных стран, при этом проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела еще большую остроту и важность.
В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:
во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия - оружия массового поражения;
во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;
в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;
в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.
Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными.
Необходимо признать, что в 60-70-ые годы было много сделано для обеспечения готовности гражданской обороны на случай возникновения ядерной войны, в том числе по созданию нормативной базы. Так, например, основные принципы защиты населения от оружия массового поражения были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения». Они легли в основу строительства и ведения гражданской обороны. В печати неоднократно подчеркивалось, что состояние Гражданской обороны СССР в эти годы было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны бывших вероятных противников СССР.
Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. (приложение 4). Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 г. Верховным Советом СССР было принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа - Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Созданные Комиссия и Система существовала до распада СССР.
Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен С. К. Шойгу.
Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В настоящее время МЧС России или более официально - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.
Сегодня МЧС России - это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д.
МЧС России - это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации. Расскажем вкратце о некоторых его силах постоянной готовности, немедленно реагирующих на крупные, наиболее тяжелые ЧС. (приложение 3).
1.2. Структура организации. Силы и средства МЧС России.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)-федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводящий единую государственную политику и осуществляющий государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Структура МЧС России:
Министр РФ по делам ГОЧС
1-й заместитель министра
Заместители министра(9чел.)
Центральный аппарат МЧС России
Учебные заведения Организации центрального подчинения
Региональные организации Территориальные (местные) организации
(Более подробно см. приложение 6).
Основные задачи МЧС России:
Реализация единой государственной политики защиты населения и территорий от ЧС;
Осуществление согласно решению Президента РФ и Правительства РФ мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС;
Осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО;
Осуществление государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области ГО защиты населения и территорий от ЧС;
Осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области ГО населения и территорий от ЧС, а также обмена ею.
Структура центрального аппарата МЧС России. (см. приложение 7).
Министр РФ по делам ГОЧС
1-й заместитель министра
Сатс-секретарь Заместители министра(7чел.) Главный
заместителя министра военный эксперт
Департаменты
Управления
Отделы
Основные функции МЧС России:
Обеспечение реализации Федеральных законов «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне»;
Руководство функционированием, развитием и реформированием РСЧС и ГО, их подсистем и звеньев, органов управления, сил и средств всех уровней и различных ЧС;
Планирование, организация, выполнение и обеспечение мероприятий по прогнозированию, предупреждению, локализации, ликвидации ЧС в мирное и военное время;
Организация взаимодействия и координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней при выполнении мероприятий РСЧС и ГО;
Обучение, подготовка и обеспечение постоянной готовности дежурных сил и средств РСЧС и ГО, совершенствование приемов и способов их действий;
Осуществление сбора, обработки и обмена информации между органами управления РСЧС и ГО, разработка, внедрение и применение технических систем управления связи, оповещения, информационного обеспечения;
Международное сотрудничество в области ГО и защиты населения в ЧС, организация доставки гуманитарной помощи населению, пострадавшему в ЧС мирного и военного времени;
Осуществление нормативного регулирования, государственной экспертизы, надзора и контроля в области ГО и ЧС;
Создание и сохранение фонда защитных сооружений ГО, поддержание их в постоянной готовности к применению;
Создание, накопление, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС мирного и военного времени;
Создание и сохранение страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
Внедрение и совершенствование системы декларирования безопасности промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и других потенциально опасных объектов.
Силы и Средства МЧС
МЧС России всегда готово не только помогать людям, но и делиться с коллегами своим опытом и технологиями. (приложение 8).
Чрезвычайные ситуации, в особенности, связанные со стихийными бедствиями, происходят не зависимо от человека. Беды не знают границ, не различают цвета кожи. Они обрушиваются всей мощью на людей, забирая их жизни, ломая то, что создано их руками. Вернуть своих граждан к нормальной жизни у одного государства не всегда хватает собственных сил. МЧС России с момента своего создания всегда было готово прийти на помощь людям любых стран, оказавшихся в тяжелой ситуации. В последнее же время международная деятельность МЧС вышла на небывалый уровень. Так, в 2014 году только операций чрезвычайной направленности за рубежом нашими спасателями было проведено более 50.
Долгие годы возглавлял в МЧС России Департамент международного сотрудничества, а ныне советник министра чрезвычайного ведомства Валерий Шуйков.
— Часто это слышу: «Зачем помогать другим странам, когда у себя не всё в порядке?» Но отвечаю так. Во-первых, мы делаем это исходя из гуманитарного принципа: где бы люди ни находились и какой бы они ни были национальности, если они нуждаются в помощи, она должна быть оказана. Во-вторых, долг платежом красен — нам ведь тоже в случае необходимости оказывают помощь. Вспомните 2010 год, когда у нас в стране была очень сложная ситуация, связанная с лесными пожарами. Многие страны прислали нам тогда своих пожарных, авиацию. Или тяжелые 90-е годы, когда нам тоже помогали чем могли. И в-третьих, Россия, которая, несомненно, сама по себе великая держава, еще и является членом Совета Безопасности ООН.
1.3. Международная деятельность организации. Сотрудничество с международными организациями.
Всего четверть века назад было положено начало сотрудничеству противоборствующих на протяжении долгого времени сторон. 13 марта 1996 г. в Брюсселе МЧС России и Департамент чрезвычайного гражданского планирования НАТО подписали протокол о намерениях, а уже через неделю, 20 марта, в Москве – Меморандум о взаимопонимании в области чрезвычайного гражданского планирования и готовности к ЧС. Тогда оптимизму не было предела. Открывались широкие перспективы.
ГАИТИ. 2010 ГОД. РОССИЙСКИЕ СПАСАТЕЛИ ЛИКВИДИРУЮТ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА МЧС
По российскому законодательству оперативная помощь может оказываться при запросе в Правительство РФ пострадавшего государства и по решению Правительства РФ, которое говорит: да, можно ее оказать. Но важно помнить, что помощь эта должна приходить в первые часы. Например, взять землетрясение. Через пять дней или через неделю туда лететь нет смысла, потому что обычно живых людей можно спасти в первые два-три дня. Некоторые страны, когда у них что-то случается, сами обращаются к мировому сообществу.
Бывает, что МЧС предлагает помощь, не дожидаясь, когда об этом попросят. Например, когда в Непале случилось страшное землетрясение, унесшее тысячи жизней, непальцы о масштабах бедствия узнали не сразу. МЧС ежесуточно получает результаты космического мониторинга, который дает представление о происходящем во всем мире. Во-вторых, имея определенную информацию, Центр мониторинга и прогнозирования «Антистихия» и другие соответствующие подразделения, могут просчитывать последствия. Получив данные о том, что произошло землетрясение определенной силы, определяют, где его эпицентр. Если недалеко от жилых районов, значит, там должны быть разрушены дома. Эти и другие данные анализируются, и выдается прогноз — какой может быть процент безвозвратных и санитарных потерь. А зная, сколько в этом населенном пункте проживает людей, можно высчитать, сколько приблизительно погибших и раненых. Команды, которые всегда, в круглосуточном режиме находятся на базе, и если что-то случается внутри страны, то речь идет об их трехчасовой готовности, если за рубежом — о шестичасовой. Во всех спасательных подразделениях подготовлена соответствующая техника, оборудование, которое заблаговременно размещается в специальных переносных ящиках. Это сильно экономит время. Но к сожалению, много времени тратится на согласование. Так, например, по нормам разных стран получение разрешения на пролет может занять от трех дней до недели. Но подключается наш МИД РФ, посольства активно помогают. И обычно удается «пробить» разрешение в течение нескольких часов, самое большее — суток, в зависимости от того, сколько государств нужно пересечь. К сожалению, на это тратится драгоценное время. Но если дело касается государств Юго-Восточной Азии, то все проходит легче, потому что наши самолеты вылетают заранее и садятся на дозаправку где-нибудь в Красноярске.
Страшное землетрясение в Китае в 2008 году, когда, только по официальным данным, погибло более 40 тысяч людей, целые города были разрушены до основания. Туда смогли направить спасателей только спустя три дня. Для Китая это вообще был первый случай, когда эта страна согласилась принять помощь спасателей других государств. Там нашли всего одну женщину, которую вытащили живой из-под завалов.
Для выполнения международной операции обычно направляют от 50 до 200 человек, но главное оказывать помощь согражданам. Этому помогает самая современная техника, оборудование и знания, накопленные сотрудниками МЧС России. Этим опытом необходимо делиться, это и происходит при обмене информации, совместном мониторинге чрезвычайных ситуаций, а также проведении совместных учений.
Это очень важно. НЦУКС МЧС России как раз выступает в качестве одного из опорных центров международной сети на пространстве СНГ, в Западной Европе, на Балканах. На азиатско-тихоокеанском направлении мы укрепляем наши контакты и связь с Координационным центром АСЕАН по гуманитарной помощи в Индонезии, активно взаимодействуем с оперативно-управляющими центрами Китая.
Был сделан очень важный шаг — в Женеве под эгидой Международной организации гражданской обороны (МОГО) состоялось открытие Международного координационно-информационного центра по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В церемонии приняли участие представители 59 государств — членов МОГО, в том числе Швейцария. Центр будет способствовать реализации многих перспективных направлений и станет хорошей платформой для разработки и распространения единых стандартов в области гражданской защиты, выработанных на основе наших подходов. Как отметил министр Владимир Пучков, можно сказать, что, таким образом, российские спасательные технологии пришли в сердце Европы.
Наиболее показательно привлечение сил центра при разрушительном наводнении на Балканах в мае 2014 года. Тогда из подтопленных районов Сербия были эвакуированы более 2 тысяч человек. Авиация МЧС России доставила туда гуманитарную помощь общим весом около 180 тонн. Кроме того, 2015-й — уже восьмой год в деятельности отряда гуманитарного разминирования на территории Сербии. За это время российскими и сербскими саперами было очищено около 5 миллионов квадратных метров территорий, обнаружено и уничтожено свыше 13 тысяч взрывоопасных предметов. Работа эта сезонная, и в следующем году планируется ее продолжить.
МЧС России действительно открыло, к примеру, совместный российско-кубинский учебный центр по подготовке пожарных и спасателей на Кубе. Он будет готовить кадры для стран всего Карибского бассейна.
В Азербайджане создан учебный центр, который, будет использоваться не только Азербайджаном, но и другими государствами Каспийского и Прикаспийского регионов. В Камеруне, Иордании и Тунисе силами МЧС созданы учебные центры. Эта работа идет параллельно со спасательными операциями.
В сложившихся непростых условиях МЧС России сохранило достигнутый уровень сотрудничества с европейскими партнерами. Сегодня реализуются совместные проекты по подготовке квалифицированных кадров для чрезвычайных служб стран — членов МОГО. К примеру коллеги, из Иордании завершили образовательный курс в Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Кроме того, представители нашего министерства в качестве слушателей и преподавателей участвуют в международных учебных курсах, организуемых МОГО за рубежом. Сейчас разрабатывается 5 видов модулей: аварийно-спасательный, пожарно-спасательный, модуль для очистки воды и борьбы с наводнениями, универсальный медицинский модуль, а также модуль с плавучими элементами понтонного типа.
Еще один аспект международной деятельности МЧС РФ — оказание гуманитарной помощи, иногда в ряде чрезвычайных случаев отправка спасателей не нужна, а людям, оказавшимся в беде, необходимы продукты, вода, одежда, гигиенические принадлежности. Все это собирается государственными структурами, а также различными благотворительными организациями и фондами, а своевременную доставку обеспечивает МЧС России. Мы продолжаем отправку гуманитарных грузов в Донецк и Луганск, начатую в августе прошлого года. Всего уже доставлено более 54,5 тысячи тонн груза. До конца этого года спланирована еще автоколонна, которая привезет в том числе и новогодние подарки для детей и людей пожилого возраста.
Небольшой экскурс
На тот момент в реализуемых НАТО программах по предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий принимали участие 43 государства. К началу XX в., по прогнозу заместителя директора Департамента чрезвычайной гуманитарной помощи НАТО Стефана Ороша, число стран-партнеров должно было серьезно увеличиться.
Началось же сотрудничество в интересах безопасности человека и территорий еще в 1953 г. Именно тогда для ликвидации последствий крупной катастрофы, произошедшей на море в северных широтах, понадобилась координация усилий гражданских и военных сил стран – участниц Североатлантического блока. Позже, в 1958 г., был усовершенствован порядок реагирования на чрезвычайные ситуации мирного времени. Однако на помощь тогда спешили исключительно в том случае, если происшествие происходило в какой-либо из стран НАТО.
Но в 1971 г. Североатлантический союз решил-таки помогать и тем странам, которые не являлись его членами, но которые запрашивали помощь НАТО на правительственном уровне. Разумеется, участники существовавшего в то время Варшавского договора в их число не входили. Но после некоторых резонансных трагических событий линия действий комитета планирования НАТО была изменена. Теперь альянс получил возможность по запросу ООН должным образом реагировать на возникновение ЧС мирного времени на территориях многих стран мира. Но 43 официальных партнера НАТО получали помощь напрямую, и, как правило, в большинстве своем она оказывалась безвозмездно.
Характерно, что уведомление о проведении гуманитарной акции поступало по каналам связи в столицы всех государств – членов НАТО. Однако масштабы ее должны были соответствовать объемам проводимых Североатлантическим блоком защитных мероприятий, поэтому на локальные ЧС альянс обычно не реагировал. Но бывали и исключения. Так, НАТО однажды откликнулась на обращение Украины, когда в Харькове в результате ливневых дождей вышли из строя крупнейшие в Европе Диканевские очистные сооружения, и полуторамиллионный город оказался без воды и канализации. Туда из Италии и Голландии армейскими самолетами США доставлялись специалисты, а также насосы и другая техника, необходимые для скорейшего проведения аварийно-восстановительных работ. Отметим, что одновременно помощь соседям поступала и из России.
Истоки сотрудничества
Взаимодействие между МЧС России и НАТО строилось на основе упомянутого выше двустороннего Меморандума о взаимопонимании в области чрезвычайного гражданского планирования и готовности к чрезвычайным ситуациям, а также в соответствии с Римской декларацией о новом качестве сотрудничества Россия-НАТО и Программой работы Совета Россия-НАТО.
Под эгидой этого Совета была создана специальная рабочая группа для выработки эффективных механизмов сотрудничества по линии чрезвычайного гражданского планирования. А в рамках Программы прошла серия консультаций экспертов МЧС России и Североатлантического блока поочередно на территориях обеих сторон.
Весной 1996 г. в Санкт-Петербурге был организован международный семинар по теме «Организация управления в ЧС природного и техногенного характера на региональном и местном уровне». Инициаторами выступили МЧС России и Департамент чрезвычайной гуманитарной помощи НАТО. Местом проведения был выбран Государственный региональный образовательный центр Министерства РФ по атомной энергии. В своих выступлениях специалисты МЧС России отметили, что НАТО по вопросам сотрудничества при оказании помощи в случае ЧС мирного времени сделала очень заметный шаг в расширении взаимодействия стран Североатлантического союза с другими членами ООН при осуществлении гуманитарных акций. При этом было подчеркнуто, что включение блока в гуманитарную деятельность Департамента по гуманитарным вопросам ООН отвечает духу и букве программы «Партнерство ради мира».
Серьезным вкладом НАТО в развитие сотрудничества стал подготовленный под эгидой этого департамента проект об использовании военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных операциях по оказанию помощи пострадавшим. Это была еще одна очень конструктивная инициатива, открывавшая перспективы широкого привлечения мощных сил и возможностей к проведению мероприятий гуманитарного характера.
Конечно, национальные системы противодействия ЧС отличаются своей организацией и структурой, способами и технологией решения одних и тех же задач и т. д. Поэтому при отработке взаимодействия вполне объяснимы были сложности с установлением рабочих контактов, несовместимость программных концепций, несогласованность действий. В связи с этим участники семинара в Санкт-Петербурге предлагали варианты унификации национальных защищающих систем, состава и оснащенности их специализированных формирований, предназначенных для международных спасательных операций. В рамках мероприятия удалось обсудить и возможные пути создания и развития международной системы оказания помощи при ЧС, в ликвидации последствий которых Россия и страны, входящие в НАТО, уже принимали на тот момент активное участие.
Окно из Европы в Россию
26 апреля 1996 г. в Брюсселе на заседании Главного комитета чрезвычайного гражданского планирования НАТО с партнерами по сотрудничеству выступил первый заместитель главы МЧС России Юрий Воробьев, ныне заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания. Он отметил, что «вопросы чрезвычайного гражданского планирования и реагирования на ЧС мирного времени и оказания гуманитарной помощи имеют национальную и международную значимость. Они понятны всем людям независимо от их политической, социальной, религиозной и национальной принадлежности. И в большинстве стран, в том числе в Российской Федерации, гуманитарная деятельность, связанная с чрезвычайными ситуациями различного характера, рассматривается как неотъемлемая и важнейшая функция всей системы национальной и международной безопасности и стабильности».
Затем рассказал об опыте, который МЧС России уже успело накопить к тому времени, и привел примеры организации и проведения крупномасштабных гуманитарных акций в чрезвычайных ситуациях. Этот опыт, по его мнению, «доказывает необходимость и эффективность комплексного международного подхода к вопросам предварительного планирования, скоординированных действий стран и отдельных организаций на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Стало очевидным, что чаще всего нужна концентрация значительных сил и средств, которых подчас не хватает на национальном уровне или они недостаточно эффективны».
Юрий Воробьев также подчеркнул, что «заседания профессионалов в области чрезвычайного гражданского планирования, подобные проводимым в НАТО и других организациях, позволяют расширять и углублять наши знания, координировать действия национальных служб, вырабатывать единые подходы к системе международного гуманитарного реагирования на ЧС мирного времени».
Комплекс стратегических первоочередных задач, сформулированных МЧС России для плодотворного взаимодействия со странами НАТО:
1. Продолжить развитие и поиск новых форм сотрудничества в этой области с передовыми государствами и авторитетными международными и межправительственными организациями на взаимовыгодной и партнерской основе.
2. Закрепить место и роль России в складывающемся международном механизме оказания помощи пострадавшему в ЧС населению в рамках мандата ООН.
3. Обеспечить техническую готовность российского механизма быстрого реагирования на запросы ООН по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи в различных регионах мира, включая разработку и привлечение передовых технологий для спасательных и гуманитарных акций.
4. Уделять больше внимания вопросам прогнозирования и предупреждения всех видов бедствий, включая кризисы и конфликты, как в России, так и за рубежом.
5. Расширить практическое участие России в выполнении международных гуманитарных операций под эгидой ООН, Евросоюза, ОБСЕ или других международных и межправительственных организаций. Одним из перспективных регионов может рассматриваться Африканский континент, где усилия мирового сообщества требуются наиболее остро.
6. Совершенствовать систему подготовки персонала, привлекаемого к международным гуманитарным операциям, а также изучать, обобщать и анализировать накопленный опыт в этой области.
Первые шаги
Россия сразу же выступила с предложением создать новый институт по реагированию на чрезвычайные ситуации в Евро-Атлантическом регионе. И такой институт появился уже в 1998 г. – Евроатлантический координационный центр реагирования при катастрофах (ЕКЦРК), который и ныне является главным элементом политики НАТО по укреплению сотрудничества в период оказания помощи при стихийных бедствиях и катастрофах на международном уровне. Сегодня центр работает в круглогодичном и круглосуточном режиме, и к его работе подключены все государства – члены и партнеры НАТО. ЕКЦРК функционирует как информационная система, координирующая запросы и предложения о помощи, в основном в случае стихийных бедствии и техногенных катастроф.
Дополнительным компонентом центра является Евроатлантическое подразделение реагирования на стихийные бедствия и катастрофы – непостоянные многонациональные силы, состоящие из гражданских и военных подразделений, которые могут быть развернуты в случае крупного бедствия в государстве – члене или стране – партнере НАТО.
В блоке с ними эффективно действуют также нерегулярные многонациональные подразделения реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, направляемые странами – членами НАТО и партнерами на помощь пострадавшему государству.
Особо стоит отметить использование множества экспертных методов по предотвращению и ликвидации ЧС в странах – участницах Североатлантического союза. При этом национальные эксперты в случае необходимости всегда могли усилить немногочисленный штат ЕКЦРК, который за время своего становления и развития превратился в действенный и основной региональный координационный механизм, поддерживающий и дополняющий усилия ООН при крупных бедствиях и катастрофах.
Практической реализацией договоренностей России и НАТО стали совместно организованные учения по ликвидации последствий крупной катастрофы «Богородск-2002», которые прошли в районе города Ногинска Московской области. Проводились они в рамках деятельности Евро-Атлантического координационного центра и Евро-Атлантической группы по реагированию на ЧС. В учениях приняли участие представители 32 стран.
Динамично развивалось сотрудничество также в сфере наблюдения за воздушным пространством в интересах наращивания коллективных возможностей в борьбе с террористическими воздушными угрозами. В результате была создана система информационного обмена в области воздушного движения, и в 2010 г. были завершены основные мероприятия по тестированию и проведению практических мероприятий в рамках этой системы. Удалось отработать три эпизода международных антитеррористических учений «Бдительное небо – 2011» по перехвату воздушного судна с «террористами» на борту. В двух из них участвовали истребители-перехватчики ВВС России и ВВС НАТО, а третий был имитационным, без подъема истребителей в воздух.
Планировалось организовывать совместные учения и обмениваться опытом в применении беспилотных летательных аппаратов. Был даже подписан специальный протокол, предполагавший проведение в 2014 г. масштабных совместных мероприятий МЧС России и НАТО по отработке соответствующих вопросов. Но планам этим, к сожалению, уже не суждено было осуществиться.
В целом же в результате совместных действий МЧС России и НАТО успели организовать 14 полномасштабных полевых учений, в том числе и на территории Российской Федерации.
Брюссельские офисы МЧС России
В 2005 г. были открыты представительства МЧС России при Европейском союзе и НАТО в Брюсселе. Начался новый этап сотрудничества нашей страны с этими европейскими структурами. Представителям МЧС России предстояло работать в них совместно с другими представителями РФ за рубежом, в частности из МИД и Минобороны. При этом сотрудник нашего МЧС в НАТО начал принимать активное участие в работе Евроатлантического центра реагирования на катаклизмы и кризисы, а другой сотрудник – в Евросоюзе занялся продвижением на европейский рынок гуманитарных услуг российских спасательных технологий. В том числе ставилась задача развивать российскую инициативу по созданию европейской авиационной эскадрильи для борьбы с пожарами.
Специалисты МЧС России отработали с ООН компенсационные механизмы за привлечение к спасательным операциям наших высоких технологий. Это позволило оказывать помощь и содействие другим странам, не обращаясь к своему бюджету. Но это были именно компенсации, а не бизнес по зарабатыванию денег. Как говорили ооновцы: сколько вы затратили, столько и получите. При этом оплата российских спасателей, участвовавших в международных операциях, была такой же, как и американцев, швейцарцев, англичан и др.
Именно тогда начали осваиваться новые механизмы финансового участия, такие как создание коалиций стран, привлечение организаций-доноров, иные возвратные механизмы… Истоки такого коалиционного сотрудничества берут свое начало от операции в Югославии во время бомбардировок ее территории в 1999 г., когда несколько государств – Австрия, Греция, Россия и Швейцария – оказали помощь пострадавшему населению балканского региона.
И нашей стране было чему поучиться у своих западных коллег. Ведь европейская система к тому времени была уже интернационализирована. А на континенте росла опасность общеевропейских катастроф, таких как прорывы дамб и наводнения, землетрясения и извержения вулканов. Большую угрозу представляли экологические или химические катастрофы, постоянные теракты. И вот прямая связь между информационными центрами ЕС и МЧС России позволила быстро интегрироваться нашим специалистам со своими западными коллегами, наладить постоянный обмен практическим опытом.
Начали мы сотрудничать с НАТО и в области оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и во время миротворческих миссий. Так, в апреле 2013 г. на встрече российских врачей с делегацией военно-медицинских ведомств вооруженных сил из США, Канады, Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов, Германии, Великобритании, Норвегии и Дании было принято решение, что военные врачи будут обмениваться опытом борьбы с масштабными чрезвычайными ситуациями. Оказания медицинской помощи во время катастроф, стихийных бедствий, миротворческих миссий.
Таким образом, МЧС России проводило огромную работу по налаживанию и наращиванию взаимодействия со странами НАТО. Мероприятия, осуществляемые в рамках этого взаимодействия, позволяют констатировать тот факт, что НАТО обладает уникальным опытом в области предупреждения и ликвидации ЧС, которым надо делиться. Безусловно, контакты между странами никогда не бывают лишними в ходе
«Заморозка» отношений
Сегодня можно констатировать, что существующий уровень взаимодействия МЧС России и Североатлантического союза так и не достиг максимума. 1 апреля 2014 г. совет НАТО в одностороннем порядке заморозил сотрудничество с Россией. Затем по решению сентябрьского саммита альянса в Уэльсе последовали шаги, напрямую затрагивающие безопасность нашей страны. И с сожалением приходится констатировать, что с тех пор взаимоотношения России и блока НАТО так и не наладились.
Что же касается перспектив, то можно лишь отметить, что МЧС России заинтересовано и всегда готово к восстановлению контактов настолько, насколько в этом заинтересована НАТО. И нам бы, конечно, очень хотелось не только вернуть конструктивное движение по гуманитарным вопросам на прежний уровень, но и расширить взаимодействие в области как пожарно-спасательных технологий, так и предупреждения, и профилактики ЧС. Ведь говоря о развитии сотрудничества, мы ведем речь о том, как обезопасить граждан разных стран и превратить общество риска в общество безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа спасателей в международной спасательной операции — не соревнования «кто больше или, кто быстрее», это кропотливая, тяжелая, ответственная, порой опасная работа по спасению человеческих жизней.
Характерной особенностью современного мироустройства является взаимная помощь государств в случае возникновения на их территориях ЧС. Эта помощь организуется по линии Организации Объединенных Наций (ООН), на основании двухсторонних или многосторонних межгосударственных соглашений (договоров). Российская Федерация активно взаимодействует с ООН и международными организациями по вопросам профилактики ЧС и ликвидации их последствий. Наша страна имеет двухсторонние договоры с десятками государств о взаимодействии в случае возникновения ЧС. рамках СНГ создан Межгосударственный Совет по ЧС. Такая система международного взаимодействия позволяет координировать усилия многих государств по вопросам оперативного реагирования на ЧС, оказанию максимальной помощи пострадавшей стране, ее народу, экономике.
Правительство пострадавшей страны может запросить международную помощь через сложившуюся в мире систему международных отношений или напрямую у другого государства.
Координирующим органом при проведении международных спасательных и гуманитарных операций в ЧС является Организация Объединенных Наций
Международное сотрудничество России с зарубежными государствами по вопросам оказания помощи в ЧС носит регулярный, целенаправленный, широкомасштабный, высоко результативный характер. Пребывание в другой стране обязывает всех членов отряда спасателей строго соблюдать местные законы, правила, обычаи, поддерживать высокий уровень работоспособности, личного поведения, способствовать выработке положительного мнения об отряде. Важнейшим шагом, призванным придать новый импульс развития стратегического партнерства между МЧС России и МОГО( международной организации гражданской обороны), станет подписание Рамочного соглашения о стратегическом партнерстве между Правительством РФ и МОГО, подготовка которого осуществлялась в течение 2016 года и сейчас находится в завершающей стадии согласования.
В целом, сотрудничество РФ и МОГО способствует становлению международных механизмов гуманитарного реагирования и систем защиты населения, а также реализации Глобальной повестки дня в области устойчивого развития, усиливая международную кооперацию в области совершенствования готовности и реагирования на вызовы и угрозы 21 века.
Библиографический список:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Как я избавился от обидчивости
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рождественские подарки от Метелицы
Отчего синичка развеселилась
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного