В работе обучающаяся подготовила ряд геометрических задач, рекомендованных при изучении курса математики 6 класса
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_issledovatelskaya_rabota_reshenie_geometricheskih_zadach.docx | 828.76 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №22 города Благовещенска»
Научно-исследовательская работа на тему:
«Решение геометрических задач на уроках математики в 6 классе»
Выполнила:
Ученица «6Г» класса
Руководитель:
Глазунова Светлана Викторовна
Благовещенск – 2022
Оглавление
Актуальность работы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Цели _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Задачи _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Основная часть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4-12
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13
Приложения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14
Решение геометрических задач на уроках математики в 6 классе
Актуальность работы
Выбор данной темы обусловлен тем, что при переходе в 7 класс учебный предмет «Математика» будет разделен на два учебных курса «Алгебра» и «Геометрия». И чтобы быть уверенней на уроках геометрии в 7 классе, я проанализировала особенности решений геометрических задач. Кроме того, геометрические задачи встречаются в заданиях Всероссийских проверочных работ (которые мне предстоит решать в 6-8 классах). Причем, в условиях этих задач описывается ситуация, которая встречается в повседневной жизненной практике.
Цель данной работы – формирование геометрической грамотности посредством решений задач на уроках математики в 6 классе.
Задачи исследования:
Решение геометрической задачи не просто состоит в том, чтобы найти ответ. Если проанализировать решение какой-либо задачи, можно заметить, что оно состоит из отдельных шагов, при этом каждый шаг решения есть применение какого-либо общего положения математики (правила, закона, теоремы, формулы) к отдельным условиям задачи или к полученным следствиям из этих условий. Решить геометрическую задачу – это значит найти такую последовательность общих положений математики (определений, аксиом, теорем, правил, законов, формул), применяя которые к условиям задачи или к их следствиям (промежуточным результатам решения), получаем то, что требуется в задаче, - её ответ.
При формировании умения решать задачи, я, как ученица 6 класса хочу научиться думать и рассуждать. Для этого мне надо обладать:
-математической грамотностью-знать правила, формулы, владеть устным счетом и т.д.,
- читательской грамотностью- определять главное и второстепенное в тексте задачи; сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики; уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста)и т.д.
Примеры геометрических задач
1. На карте показан путь Лены от дома до школы. Лена измерила длину каждого участка и подписала его. Используя рисунок, определите, длину пути (в м), если масштаб 1 см:10000 см
2. Определите, сколько необходимо закупить пленки для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке, если её ширина везде одинакова.
3.
Найдите периметр прямоугольного участка земли, площадь которого равна 800 м 2 и одна сторона в 2 раза больше другой. Ответ дайте в метрах.
4.
Сколько досок длиной 3,5 м, шириной 20 см и толщиной 20 мм выйдет из четырехугольной балки длиной 105 дм, имеющей в сечении прямоугольник размером 30 см 40 см?
5.
Дизайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой. По рисунку определите, сколько бумаги (в см 2) необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать отдельно (без загибов).
6.
А.) Сравните длины отрезков. Сделайте вывод.
Б) Отложите от точки С отрезов, равный АВ. Можно ли это сделать. Сколько вариантов можно предложить?
В) От точки А отложите отрезок, равный СЕ. Можно ли это сделать?
Г) На каждом отрезки отметьте его середину. Сравните половину отрезка СЕ и отрезок АВ. Сделайте вывод.
7.
Расположите номера длин отрезков в порядке возрастания.
А) Придумайте и задайте вопросы своему однокласснику. Какие выводы можно сделать по итогам решения задачи?
Б) Изобразите отрезок, равный сумме отрезков №4 и № 5. Найдите его середину. Чему равна длина этого отрезка? Чему равна длины половины этого отрезка?
В) Изобразите отрезок, длина которого равна разности отрезков №6 и №5. Вычислите длину этого отрезка.
8.
Ответьте на вопросы:
1) Сколько ребер, граней и вершин у прямоугольного параллелепипеда?
2) Найдите на рисунке равные ребра и равные грани параллелепипеда. Назовите их.
3) С помощью модели прямоугольного параллелепипеда найдите длину ломаной линии А1В1ВСДД1 , если АВ=4 см, АД=8 см, АА1=5 см. Пересекаются ли отрезки ВС и ДД1?
9. Среди фигур, расположенных справа, найдите «лишнюю» фигуру:
10.
Составьте фигуры А, В и С из пяти четырех клеточных фигур, расположенных справа. Решение нарисуйте в тетради, раскрасив фигуры цветными карандашами.
11.
Перерисуйте фигуры А и В в тетрадь и разбейте их на части, из которых составлен прямоугольник:
12. Все шесть граней куба- квадраты. Подумайте, какие из фигур, изображенных на рисунке, являются развертками поверхности этого куба.
13.
Парк имеет форму квадрата со стороной 800 м. По границе парка пролегает пешеходная дорожка. (см рис.)
Ответьте на вопросы:
8.9.
14.
На рисунке изображены окружности с центрами в точках А и В. Радиус самой маленькой окружности 1 см, следующей- 2 см, затем- 3 см и т.д. Муха ползает из точки А и должна побывать в точке В и в точке С.
15.
Это план города. Длина и ширина каждого квартала от перекрестка до перекрестка равна 300 м (например, АВ=300 м). Жанне нужно пройти по улицам: от перекрестка улиц Пушкина и Садовой до перекрестка улиц Весенняя и Энтузиастов.
16.
На плане одного из кварталов города изображены строения, каждое из которых имеет форму прямоугольника со сторонами 50 м и 130 м. Ширина всех улиц в этом квартале равна 30м.
17.
1. На рисунке изображены куст шиповника и береза. Высота березы равна 8м. Какова примерная высота куста шиповника? Ответ дайте в метрах.
2. На рисунке изображены облепиха и дуб. Высота облепихи равна 6 м. Какова примерная высота дуба. Ответ дайте в метрах.
18.
На рисунке изображены клавиатура и карандаш. Длина карандаша, изображенного на рисунке, 20 см. Какова примерная длина клавиатуры? Ответ дайте в сантиметрах.
19.
На рисунке изображены два автомобиля. Длина второго автомобиля равна 4300 мм. Какова примерная длина первого автомобиля? Ответ дайте в метрах.
20.
На рисунке изображены автопогрузчик и стопка из трех контейнеров. Высота одного контейнера 105 см. Какова примерная высота погрузчика? Ответ дайте в сантиметрах.
Заключение
Проводя исследования по данной теме, я получила следующие выводы:
Приложения:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Пока бьют часы
Сказка "Морозко"
Привередница
Всему свой срок
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна