Краткое изложение исследовательского проекта "Архитектура Саратова"
Вложение | Размер |
---|---|
arhitektura_saratova_2.docx | 33.26 КБ |
Архитектура Саратова
Тема нашей работы «Архитектура Саратова». Как и любой другой старинный город, Саратов состоит из двух частей: современной и исторической. И даже не сравнивая их размеры на карте, можно с уверенностью сказать, что часть историческая несравнимо меньше, но она намного интереснее и привлекательнее, ведь здесь находятся десятки архитектурных достопримечательностей, среди которых - исторические здания Саратова, шедевры саратовской архитектуры, уникальные проекты саратовских архитекторов, кроме памятников архитектуры в исторической части города расположены и необычные строения, привлекающие к себе внимание не только своими архитектурными решениями, но и богатой и интересной историей. Все эти здания и сооружения создают неповторимый облик города.
Архитектура – это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Это и наука о правилах строительства зданий и сооружений, это и совокупность всех объектов, построенных на какой–либо единице объема земельной площади, и, конечно же это направление в искусстве, с помощью которого профессиональные специалисты – архитекторы могут воплотить свое видение мира, а также с помощью строительных материалов в художественных образах выразить общественные идеи своего времени.
Архитектура не может развиваться сама по себе, а только вместе с историческим процессом. Она более чем другие искусства связана с жизнью и зависит от климата, от социально – классового устройства общества, от уровня развития науки, техники и производственных сил, от идеологии общества, от быта и культуры. Эти факторы обуславливают различие архитектурных стилей и форм.
В Саратове представлен такой стиль, который можно назвать «купеческой архитектурой» – это не только усадьбы и особняки, не только сооружения, приносящие прибыль их владельцам– доходные дома, торговые строения и производственные корпуса, но это и результат благотворительной деятельности купечества – храмы, больницы, образовательные учреждения, приюты, библиотеки. Замкнутое локальное пространство провинциального города только усиливает роль купеческой архитектуры, которая становится культурным лицом провинции. Под влиянием различных исторических событий всю архитектуру города Саратова можно условно разделить на несколько стилей: русское барроко, классицизм, модерн, неоготика и эклектика, которые в основном начали свое развитие в 19 веке.
В качестве примеров русского барроко, отличительными чертами которого являются торжественность форм и обилие декоративных элементов, можно рассмотреть здания тюремного замка, полицейских участков, приходских училищ, публичной библиотеки, табачной фабрики, целого ряда заводов – от кирпичного до колокольного. Примерами могут служить дом детской больницы, названный в честь жены купца Поздеева, занимавшейся благотворительностью, который и в настоящее время служит целям здравоохранения, здание фельдшерской школы. На фото видно, как изменялись здания с момента постройки до наших дней, какие элементы фасада добавлены или убраны, при сохранении прежней стилистики. Еще одним примером может служить здание публичной библиотеки. На здании сохранилась и первоначальная расцветка элементов здания, при этом окна второго и третьего этажей были объединены в одно целое, большое остекление.
К особенностям стиля «классицизм» можно отнести ясные пространственные решения, строгие формы, лаконичную внешнюю отделку, мягкую цветовую гамму.
К примерам архитектурного классицизма в г. Саратове можно отнести дом князя И.Баратаева, который был построен в начале 19-ого века на пригорке, где когда-то проходил городской ров и вал городских укреплений. Дом получился высоким и заметным, с большим фруктовым садом. Здание, в котором и поныне живут люди, сохранилось в печальном виде.
В этом же строгом классическом стиле в начале 19-ого века была построена усадьба писателя Н.Г. Чернышевского с широкими балконами и треугольным портиком на колоннах. Это исторический памятник Саратова. В этой усадьбе Чернышевский родился и прожил в общей сложности более двадцати лет. Музейный комплекс на территории городской провинциальной усадьбы первой половины XIX в. сохраняет культуру разночинного сословия, это определяет его уникальность. Мемориально-бытовая экспозиция дома Чернышевских раскрывает музейными средствами жизнь семьи провинциального священника, в которой рос одаренный мальчик. 17 сентября 1920 года постановлением Совета Народных Комиссаров дом Чернышевского был объявлен национальным достоянием. Со дня своего основания музей является научно-просветительским центром по распространению знаний о знаменитом саратовце, его семье, саратовском окружении, усадьбе, где более 200 лет живут члены большого семейства Чернышевских-Пыпиных.
Дом А. И. Славина Каждый проходящий мимо этого здания, хотя бы на немного задерживает взгляд на красивой лепнине на здании, построенного в стиле классицизма в 1895 году. Желто-белый дом Славина поражает проходящего мимо человека своим фасадом и лепниной. Между окнами второго этажа замечательно вписываются в композицию здания пилястры и ионическим ордерам. И.Я. Славин вёл активную общественную деятельность по благоустройству и культурному развитию Саратова. Именно его усилиям город обязан тем, что в Саратове, а не в Воронеже открылась третья в России консерватория. Как проходила жизнь А.И. Славина после революции трудно сказать, но когда в 1930 умер его отец, то запрос о передаче личного архива отца И.Я. Славина в Нижне-Волжское краевое бюро, посланный на имя Анатолия Ивановича, был адресован в захудалое село Митан Узбекской ССР. Может быть он там находился в ссылке.
Неоготика (новая готика, псевдоготика) – направление в архитектуре, которое стилистически напоминает готику. Неоготика возникла в конце 18 - начале 19 веков в Англии, где сохранились древние соборы и замки, созданные в готическом стиле, считавшиеся элементом национальной культуры. Во второй половине 18 века неоготика в архитектуре распространяется в России. В Саратове в неоготическом стиле было построено несколько зданий, например, большая и малая мельница Шмидта. Они были построены в 1865 и в 1879 годах соответственно, большая мельница была уничтожена, малая мельница сохранилась, ее архитектура проста и строга одновременно: зубчатые парапеты, заострённые фронтоны, фонарики и флюгеры, шпили и решетки и всё это в строго выдержанном стиле. Фабрика «Кизнер и Глок» была построена известным архитектором Саратова - Юрием Терликовым в начале 20-ого века в стиле неоготика. В наши дни здание бывшей фабрики расположено на улице Октябрьская, 47. В архитектурном облике исчезли шпили с мансардных окон и элементы укрытия жестью наличников окон по фасаду после проведенного ремонта по восстановлению облика здания в 2010-х годах.
К этому же стилю относится здание музыкального училища (позднее консерватории), возведенное в 1902 году по проекту А.Янга. Это здание было очень похоже на малую мельницу Шмидта, вследствие чего местная управа объявила конкурс на улучшение вида здания. В результате была проведена реконструкция только внешних фасадов, а со стороны двора до наших дней сохранилась облицовка и старый вид здания. Во время войны башни консерватории, служившие отличным ориентиром немецким летчикам, урезают для маскировки. Восстановление исторического вида было осуществлено лишь в 1975 году. В таком виде строение и дошло до наших дней.
Модерн – это стиль, который характеризуется отказом от простых линий и углов, зодчие, вдохновленные красотой природы и невероятными изгибами растений, стали создавать свои проекты, ориентируясь на естественность и эстетику флоры. В Саратове сложилась своя система модерна: модерн – классицизм. Зданиями чистого модерна в Саратове считаются два особняка, но особняков и домов с элементами модерна много.
Стиль модерн проявился в архитектуре Саратова в первую очередь на доходных домах Ф.А. Сатова и С.П. Петрова.
Доходный дом купца Ф.А. Сатова, построенный в начале 1870-х годов по проекту архитектора П.М.Зыбина, находится в самом сердце исторического центра Саратова - на улице Горького, напротив Театральной площади. В начале XX века дом Сатова был перестроен в стилистике модерна. Именно тогда здание и получило свой необычайный облик, который сохранился до наших дней. При перестройке здания были использованы различные приемы, которые тогда господствовали. На фасаде можно увидеть резные рамы, лепные маски, рельефы, орнаменты, глазурованную плитку, кованые ограждения парапетов. Дом украшен изящными башнями, на фасаде этого чудного особняка и вовсе чего только нет: русалки, лягушки, пауки, неведомые монстры, охраняющие окна. Выстроенный в стиле «модерн», дом в начале 20-ого века был дополнен архитектурными резными барельефами, чтобы отличаться от доходного дома С.П. Петрова, так же построенного в Саратове (их считали домами-близнецами)
Особняк Э. Бореля был построен в 1909 году архитектором Зыбиным, он привлекает внимание своими балконами, окнами различной формы, филенками, угловой лоджией и выступающими карнизами крыши, использованными как элементы декора.
Дом Ю.Н.Терликова расположен на Провиантской улице. Дом имеет великолепно выполненный барельеф в виде человеческого лица, точнее маски, обрамленной различными цветовыми узорами. Свой особняк один из главных саратовских архитекторов, творивших в стиле модерн, Юрий Николаевич Терликов спроектировал и построил в 1910 году. Строгий архитектурный стиль дома разбавляет идеально круглое окно, с выходом на балкон, который когда-то был на этом месте. Лепной маскарон – это вообще отдельная тема. Все архитектурные решения выполнены на кирпичном фасаде, что, несомненно, выделяет его среди других особняков города и добавляет дому некую притягательность, близость к современному домостроению.
Дом К. Т. Тимофеева – это красивый особняк, соединивший в себе классицизм и модерн, был построен в начале XX века по проекту архитектора С. И. Тихомирова. Небольшой особнячок в светло-зеленых тонах расположен на углу улиц Шевченко и Вольской. В советский период бывший дом Тимофеева занимала детская поликлиника Октябрьского района, место которой после развала СССР занял офис Главного федерального инспектора. В настоящее время здание, признанное памятником архитектуры и градостроительства регионального значения, принадлежит Саратовской епархии.
Особняк братьев Грингоф на бывшей Крапивной улице, которую также называли Андреевской, был построен в начале XX века по проекту архитектора Владимира Карпенко. Братья Грингоф выстроили трёхэтажный особняк для своей технической конторы, купив под него место на Крапивной улице в 1913 году. Особняк, построенный в стиле модерн, является хорошим примером немецкой переселенческой архитектуры. Даже в самый пасмурный день, этот дом выделяется среди обыденной уличной застройки. Мотивы, такого архитектурного стиля, как модерн, видны во многом: арки, абрис, стенная ниша, и многое другое. Из-за мощного центрального ризалита, который завершен остроконечным фронтоном, фасад здания приобретает особую выразительность, свойственную «немцам».
В саратовской архитектуре широко представлен такой стиль как эклектика, то есть смешение стилей.
В этом стиле на углу Введенской и Гимназической улиц в 1906 году был выстроен особняк Н. В. Скворцова. Здание выдержанно в строгом стиле с использованием греческого меандра над окнами первого этажа и ростверков по цоколю. Особо привлекает жителей Саратова гордо замершая над домом голова сфинкса, в недвижном величии которого и таинственно опущенном взоре скрыта мучительно непостижимая загадка. Хозяин дома был заметной фигурой в городе. В доме бывали самые высокопоставленные гости из местных купцов и губернских чиновников. В канун Октябрьской революции А.И.Скворцов оказался в стане ее противников. Но особняк его жив. Недавно он обрел могущественного хозяина в лице строительной фирмы «Кардан», был отремонтирован и приведен в хорошее состояние. И по-прежнему гордая голова сфинкса украшает его угловой фасад.
Усадьба П. П. Шмидта – достопримечательность Саратова. Находится на улице Радищева в Волжском районе города. Двухэтажный дворцовый особняк из красного кирпича состоял из двухэтажного жилого дома на подвалах с угловым эркером и фасадом с балконом, обращенным на Волгу, блока хозяйственных построек, включавшего в себя здание манежа фасадом на нынешнюю Радищева и сада, спускавшийся к Волге. Внешний вид здания содержит элементы романского стиля и украшен элементами барокко, парадный вход украшен фигурами львов и спрятан от прохожих за глухими воротами.
Единственный в Саратове особняк, выполненный в мавританском стиле – это дом А. А. Тилло. Он был построен в середине XIX века купцом Петром Федоровичем Тюльпиным, но прожив в нем совсем немного времени, он продал дом вице-губернатору А.А. Тилло. Архитектура этого дома уникальна, действительно, смотря на пентаграммы и различные узоры, выступающие по всему периметру дома, легко прослеживается некий арабский стиль. Однако, несмотря на всю красоту дома, местные вандалы не замечают её или просто не придают этому значение, постоянно портят своими надписями памятник архитектуры.
В Саратове есть дома, которые не относятся к памятникам архитектуры, но не менее интересны как памятники архитектурной мысли и оригинального взгляда на возможности строительства. Например, дом-бутылка, расположенный по улице Гоголя между улицами Рахова и Чапаева. Раньше у дома был купол, но, к сожалению, дом с каждым годом теряет больше и больше своих архитектурных деталей. К сожалению, история этого дома неизвестна, но то, что здание старинное видно даже в деталях, например, по фигурному окну в виде замочной скважины, а яркая деталь – круглый эркер в форме перевернутой бутылки вызывает множество вопросов: была ли она изначально или это поздняя пристройка, так как кирпичная кладка отличается от кладки основного дома и на эркере готические окна, какую мысль преследовал архитектор создавая этот дом.
Саратовский дом-коммуна на Провиантской, 7 был построен силами двух архитекторов Попова и Лисогора, в стиле конструктивизм. Конструктивизм – это советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 – первой половине 1930 годов. Он характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика, что без сомнения прослеживается и в нашем, уже полюбившемся, доме-коммуне.
В ходе эксплуатации, Дом-коммуна претерпел множество изменений, но функциональная планировка его корпусов сохранилась, представляя собой сегодня один из немногих образцов авангардной архитектуры 1920-1930-х годов.
Отдельно отметим памятники архитектуры, находящиеся в непосредственной близости от нас. Это памятник борцам революции 1917 года – памятник и вечный огонь на братской могиле борцов за советскую власть в центре Саратова. Монумент находится в сквере Радищевского музея напротив театра оперы и балета, между Большой Казачьей улицей и Театральной площадью, называвшейся в советские годы площадью Революции в честь похороненных в братской могиле. Первый памятник на братской могиле был установлен 7 ноября 1918 года, в первую годовщину Октябрьской революции. Выполнен он был в форме возвышавшегося над кирпичным склепом деревянного обелиска с тремя скрещивающимися винтовками и шлемом. Перед Великой Отечественной войной обелиск был заменён на памятный камень. В 40-ю годовщину Октябрьской революции был установлен бетонный монумент работы саратовского скульптора В. И. Перфилова. Памятник выполнен в форме фигур красноармейца-победителя, пулемётчика с гранатой и сражённого пулей знаменосца, держащего в руке флаг с начертанными на нём словами "За власть Советов!". В 1987 году 7,5-метровую бетонную скульптуру заменила её точная бронзовая копия. Осенью 1991 года новой властью караул был упразднён, площадь переименована обратно в Театральную. Однако мемориал был полностью сохранён и является одним главных памятников советской эпохи Саратова.
Дворец творчества детей и молодёжи – культурное учреждение Фрунзенского района. Дом пионеров был открыт в Саратове 17 января 1934 года решением 1-й краевой партийной конференции. Под новое учреждение был передан небольшой двухэтажный дом 36 на улице Сакко и Ванцетти. Первыми кружками были рукодельный, авиамодельный, юннатский (с собственным садом площадью более пяти гектаров) и фотокружок, к 1936 году появились хореографический и театральный кружки, струнно-шумовой оркестр. В просторном здании разместились 50 кружков, появилась возможность проводить многочисленные городские мероприятия (олимпиады, выставки, слёты). В 1941 году кружок юннатов был удостоен грамот и дипломов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, участие в которой в дальнейшем стало почётной традицией. Участники кружков рукоделия шили одежду для фронта, кружки художественной самодеятельности организовывали представления для раненых солдат, юннаты собирали средства на строительство танковой колонны "Саратовский пионер", юные собаководы подготовили 40 служебных собак для Красной Армии. Многие работники Дворца пионеров ушли добровольцами на фронт. В конце ноября 1943 года учреждение вернулось в своё главное здание. В апреле 2001 года учреждению был присвоен современный статус Дворца творчества детей и молодёжи. В 2000-х годах помимо художественных кружков традиционных направленностей открылись современные кружки менеджмента и дизайна, восточных боевых искусств. Готовящийся к 85-летнему юбилею Дворец и в XXI веке продолжает оставаться крупнейшим учреждением подобного профиля в Саратовской области.
Во Дворце пионеров начинали свой творческий путь заслуженная артистка РСФСР певица Римма Лунёва и Народный артист СССР актёр Олег Табаков, заслуженный артист Украинской СССР и России Владимир Конкин.
Здание нашего лицея было построено в 1879 году, в нем располагался Окружной губернский суд. Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1944 год в здании размещался штаб одного из старейших военных округов советских Вооружённых сил - Приволжского военного округа. Отсюда непрерывным потоком шли на фронт боевые резервы, а военно-учебные заведения готовили для армии офицеров.
С 1944 года помещение было отдано под Суворовское военное училище. Его начальником с 1944 по 1950 был генерал-майор Петр Александрович Дьяконов. В военно-учебное заведение закрытого типа вошли четыре роты и два приготовительных класса. Младший и старший классы в 1947 году реорганизовали в роту воспитанников. В первом наборе училища было много детей-сирот, участников Великой Отечественной войны и сыновей героев войны. За время своего существования Суворовское училище выпустило 852 человека. Многие военачальники советской армии, участники войны в Афганистане, командующие округов учились в саратовском Суворовском военном училище. Многие стали профессиональными военными, среди них - 18 генералов, больше 50 - видные деятели науки и техники, культуры и искусства. В здании лицея располагаются два музея - 53-й стрелковой дивизии и Суворовского училища. Первым руководит учитель истории и обществознания Альфия Равилевна Суркина, вторым – заслуженный учитель РФ Жан Жанович Страдзе.
Музей Суворовского училища открылся 8 октября 2004 года. В его основной фонд входят форма суворовца, фотографии, альбомы, предметы быта, книги, тетради письма, награды, знамя, учебники воспитанников и многое другое. На базе учреждения также проводятся экскурсии, уроки истории, мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, суворовские чтения.
Ученики лицея вправе гордиться зданием, которое их приютило на первом этапе получения образования. Ведь оно не только располагается на главной магистрали Саратова, но и является памятником архитектуры 19-го века, охраняется государством. А истории, которую хранят стены, могут позавидовать многие школы города.
После долгой работы можно сделать вывод, что в Саратове и области многое делается для сохранения культурного наследия. Несколько лет назад в Саратове на зданиях, являющихся памятниками архитектуры, были установлены таблички, которые содержат необходимую информацию о здании и его авторе. Но этого мало, необходимо сделать все возможное для сохранения самих зданий, которым уже более ста лет и многие из них нуждаются в реставрации. Сохранение и продление жизни архитектурному сооружению и будет лучшей наградой для любого архитектора.
Весенняя сказка
Три коробки с орехами
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Мороз Иванович
Снеговик