Чай – традиционный и популярный напиток всего человечества нашей планеты. Первое упоминание о нем находим в легендах Древнего Китая. В наше время в разных странах мира существуют свои традиции чаепития. Данная работа знакомит с историей чая, культурой и традициями различных народов, связанных с чаепитием, правилами поведения для гостей и хозяев.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_chaynye_traditsii_narodov_mira.docx | 563.77 КБ |
ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»
Творческий проект по истории
«Чайные традиции народов мира»
Авторы проекта: обучающиеся 8 класса Апухтин Кирилл, Зенков Юрий, Ядройцева Диана, Трегубова Карина
Руководитель проекта: Седова Н.М., учитель истории и обществознания
2021
Актуальность проекта: Чай – традиционный и популярный напиток всего человечества нашей планеты. Первое упоминание о нем находим в легендах Древнего Китая. В наше время в разных странах мира существуют свои традиции чаепития. Данная работа знакомит с историей чая, культурой и традициями различных народов, связанных с чаепитием, правилами поведения для гостей и хозяев.
Цель проекта:
Этапы работы:
1. Распределение обязанностей, выбор темы.
2. Подбор соответствующей литературы в библиотеке, в интернете, дома (самостоятельно.)
3. Составление плана работы (коллективно).
4. Составление черновика выступления и его корректировка (с учителем).
5. Перепечатка исправленного материала (самостоятельно).
6. Репетиция выступления (с учителем).
7.Размещение материала в классном уголке «Это интересно всем» для ознакомления и составления вопросов (если они возникли).
8. Защита работы (самостоятельно).
9. Организация выставки посуды для чаепития.10.
10. Оформление работы – сообщения учащихся, мультимедийный продукт
(с учителем).
Признаки проектной деятельности:
1. Учащийся проявляет свои общеучебные навыки и умения: работа со справочной литературой, реферирование, пользование текстовым редактором, публичное выступление.
2. Социальная значимость проекта: определить необходимость общения и понимания различных культурных социумов.
3. Долгосрочный проект - срок подготовки - 1 месяц.
Результаты:
1. Глубоко изучена тема «Чайные церемонии».
2. Разработан материал для изучения этой темы.
3.Сформирован интерес к данной теме и активная позиция ученика.
4. Формируются общеучебные навыки.
5.Создание презентации по данной теме.
По данной теме было проведено внеклассное мероприятие.
Ход занятий.
В классе звучит музыка (А.Пугачева) «Эй, Вы там наверху».
Вступительное слово
-Как вы думаете, ребята, для чего мы ходим в гости? Принимаем гостей? (предположения детей)
На это есть много причин. Очень приятно, когда, увидев тебя, люди радуются и улыбаются. Встречаются для того, чтобы обсудить важное событие, обменяться информацией, узнать новости, поделиться рецептом вкусного пирога и просто попить чаю. А может быть для того, чтобы почувствовать, что ты кому-то нужен, и ты не одинок.
Сообщения учащихся (учащиеся представляют тезисы, т.к. с полным материалом знакомились заранее).
«Национальные традиции гостеприимства разных народов»
Первый ученик.
Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме:
-разговоры по телефону; обмен письмами; кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице;
И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством, веками складывались его национальные традиции.
Второй ученик.
Давно известен такой обычай (у «Горцев») если гость окажется в кавказском селении, в доме «Горца» и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь («Горца») не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.
Третий ученик.
У Японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений. И как бы, не извинялся перед гостем хозяин – это будет самым лучшим приемом гостя.
Четвертый ученик.
В Средней Азии гостей нередко принимают во дворе, который является, как бы частью дома. Поскольку большая его часть накрыта виноградником или плющом и является своеобразной импровизацией летнего дома.
А в Турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба. Там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы и обязательно пьют чай.
Пятый ученик.
Англичане, не станут заботиться об обилии угощения, они ограничатся только самым малым. Англичане считают, что в гости ходят не для того, чтобы много
и вкусно поесть и попить, но и чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение и дружбу.
Учитель.
Чай – самый распространённый напиток в России. Но именно о нём, как это, ни странно, мы знаем меньше всего.
- Что такое чай?
- Где он растёт, и как его сушат?
- Чем отличается зелёный чай, от чёрного?
- Что такое байховый чай?
- Что такое бергамот?
- Каковы свойства чая, помимо тонизирующего?
- Какие химические элементы входят в состав чайного напитка?
- И, наконец, для чего полезен чай и чему он вредит?
СООБЩЕНИЕ «История чая"
Чайное растение принадлежит к семейству камелий, которые славятся своими прекрасными цветами. Его второе имя Camelia Sinensis. Продолжительность жизни чайного растения составляет примерно сто лет.
Родина чая - Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама.
Древнейшее упоминание о чайном растении относится к первым векам нашей эры. Когда из чайных листьев впервые стали приготовлять бодрящий, прогоняющий сон напиток, употреблявшийся вначале исключительно при религиозных бдениях, множество легенд, свидетельствовали о том, что родиной чайного растения мог быть только Китай.
Так и считалось до тех пор, пока в 1825 году в горных джунглях Северо-Восточной Индии (Ассаме) не были обнаружены целые рощи дикорастущих чайных деревьев. Такие же заросли дикого чая были найдены и на южных склонах Гималаев, на юго-восточной окраине Тибетского нагорья.
История культивирования чайного дерева берет начало в глубине тысячелетий древнекитайской цивилизации. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии.
В Китае чай был введен в культуру около 350 года, в Японию он проник спустя половину тысячелетия — в 805 или 810 году, примерно в тоже время, в 828 году распространился в Корее. И только в 1516 году, когда португальцы открывают морской путь в Китай, чай как экзотический напиток появился в Европе (сначала в португальском королевском дворе).
Вначале чай и использовался как лекарственное растение, в первую очередь, как противоядие. Буддийские монахи заваривали листья чая, и пили настой во время многочасовых медитаций.
Индусы считают, что чайный куст случайно обнаружил принц Бадхидхарма, путешествуя по Южному Китаю.
По японской легенде чайный куст вырос на том месте, куда упали веки принца Дарумы, которые он обрезал, чтобы не заснуть во время медитации. С этого куста последователи Дарумы собрали листья и приготовили бодрящий напиток.
Чай постепенно широко распространился в различные районы Китая и стал обычным напитком китайцев. В конце V в. упоминается о фактах обмена чая на северной и западной границах Китая. Чай начал свое движение по Шелковому пути, распространяясь
Возрождение чайной культуры, своеобразный чайный ренессанс наступает во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.)
В 729 г. чай попал в Японию, где рассматривался в качестве драгоценного напитка. Один из основоположников дзен-буддизма монах Эйсай Мэйан привозит в 1191 г. из Китая семена чая, которые он посадил на территории храма близ Киото. Эйсай видоизменил китайский способ заваривания чая, заложив основы японской чайной церемонии. Он первым стал использовать чай в религиозных мистических ритуалах, написал трактат о целебных свойствах чая и ввел термин «путь чая».
Долгое время считалось, что кусты - единственный вид этого растения. В 1763 году один шведский мореплаватель привез известному естествоиспытателю Карлу Линнею из Китая живой чайный куст. Ученый, будучи уверен в уникальности этого растения, присвоил ему в своей классификации название thea sineusis - "чай китайский". И лишь в XIX веке в индийской провинции Ассам, в Бирме и Лаосе были открыты чайные деревья. Ботаникам пришлось признать, что чай имеет и другой вид, которому было дано название thea assamica - "чай ассамский".
В Европу чай был ввезен в XVI - XVIII веках португальцами и голландцами. Укоренившись в Нидерландах, употребление этого напитка превратилось в традицию послеобеденного чаепития и распространилось через Атлантику до Нью-Амстердама.
Началом чайной истории Англии называют 1662 г., когда купцы Ост-Индской компании преподнесли в дар королю Чарльзу II два фунта «китайского листа» на его свадьбу с португальской принцессой Катариной Браганза.
Чай стал доступен горожанам лишь с конца XVIII века, после снижения налога на него, но для большинства оставался еще слишком дорогим. Чай пили в кафе, где при недостатке разменной монеты в качестве сдачи можно было получить чайные талоны, которые принимались магазинами как обычное средство платежа.
Первые упоминания о чае в России относятся к 1567 г., когда казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае, отведали местный напиток — чай и описали его. Правда, к этому времени уже был известен бурятский плиточный чай. В 1618 г. китайские послы преподносят царю Михаилу Федоровичу Романову несколько ящиков чая, который рекомендуют, в первую очередь, как целебный напиток. Еще через 20 лет посол Василий Старков привозит царю 160 фунтов чая в подарок от одного из монгольских ханов. Чай при дворе понравился. Заболевшего Алексея Михайловича успешно лечит настоем чая придворный лекарь Самойло Каллинс (1665 г.). В 1727 г. был заключен договор с Китаем, по которому Москве разрешалось раз в три года снаряжать в Пекин торговые караваны. В 1787 г. в России основана первая чаеторгующая компания «В.Перлов с сыновьями».
СООБЩЕНИЕ «Виды чая и технология его приготовления»
Черный чай
Различают четыре вида черного чая: листовой (крупный и средний лист), гранулированный, порошковый (разовый в пакетиках), прессованный (таблетки, плитки, кирпичики).
Сухие чаинки черного чая могут иметь разную форму (качественные листовые черные чаи, как правило, все скручены продольно, т.е. чаинки длинные, как проволочки), но обязательно очень темный цвет коричневый или почти черный. Коричневый цвет допустим только для черных чаев низкого качества; заварка черно-серого цвета – испорченная или очень старая. Для высококачественных черных чаев характерен легкий блестящий отлив (искра) на чаинках. В сухой заварке не должно быть посторонних включений, но в особо качественных цветочных чаях может быть много белых ворсинок – типсов.
Наиболее качественными являются крупнолистовые черные чаи, выращиваемые в двух районах Индии – Дарджилинге и Ассаме.
Чай дарджилинг – это наиболее дорогой и элитный черный чай в мире. Дарджилинги имеют более светлый цвет заварки, чем другие черные чаи – от светло-красного до ярко-золотого. Крепость и терпкость неявно выражены, зато явно чувствуется характерный цветочно-миндальный аромат. Среди черных чаев дарджилинг, несомненно, самый душистый.
Ассамский чай – обычно имеет яркий и насыщенный оранжевый или красноватый настой с характерным не сильным солодовым ароматом. Ассамы более терпкие, чем дарджилинги, но менее ароматные.
Ароматизированный чай
Ароматизированные чаи достаточно популярны и производятся многими частными компаниями. Например, в Китае ароматизированные чаи особенно популярны на севере страны. Чаю дают либо впитать аромат свежесобранных цветов, либо придают ему аромат. Ароматизируют его в процессе совместной сушки, либо добавляют засушенные цветы в готовый чай, и он приобретает аромат жасмина, орхидеи или цветов коричневого дерева, но сохраняет свой собственный вкус.
Зеленый чай
Зеленый чай, считавшийся до недавнего времени восточной экзотикой, приобретает среди любителей чая все большую популярность. В России ещё в XVII-XVIII вв. зеленый чай, привезенный из Китая, был достаточно распространен, но затем был вытеснен черным чаем.
Зеленый и черный чай производят из одного и того же чайного листа, но разница в технологии их изготовления определяет их различную биологическую ценность и вкус. Для получения зеленого чая сырье подвергают тепловой обработке, при которой погибают ферменты чайного листа, что позволяет сохранить от окисления вещества, содержащиеся в чайном листе. Зеленый чай очень богать витаминами.
Основная задача при производстве зеленого чая – сохранить лечебные природные биологически активные вещества свежих листьев таким образом, что
чтобы они смогли высвободиться в чашку с чаем во время заваривания. Этой цели «служит» вся технологическая цепочка изготовления зеленого чая.
Красный чай (Оолонг)
Оолонг («у-лун» - «чайный дракон»). Сразу же после сборки чайные листья тонким слоем раскладывают на земле на специальных бамбуковых циновках под прямым солнечным светом для увядания и завяливания. Время завяливания от 30 до 60 минут, в зависимости от температуры.
Следующий этап изготовления оолонгов очень своеобразен: подвяленные листья не очень толстым слоем укладывают в большие бамбуковые корзины и убирают в тень. Примерно каждый час листья ворошат и аккуратно разминают, стараясь их не сломать и не измельчить, в результате ферментации листья должны покраснеть и побуреть, в то время как листовые прожилки в центральной части листьев должны оставаться зелеными.
Белый чай
Белый чай Пай Му Тан (Белый Пион) вырабатывается из первых флешей, собираемых ранней весной еще до того, как они полностью распустятся. Производится чай в провинции Фуцзянь (восточный Китай). Нескрученные и неферментированные флеши (их просто сушат) напоминают крошечные белые бутоны. Благодаря этому сходству и появилось название чая.
Чай дает чистый настой с небольшой желтизной, приятный бархатистый вкус и сильный аромат.
Чай вырабатывают из нежных листочков растений сорта Чайча по обычной технологии приготовления белых чаев. Он отличается выраженным цветочным вкусом и красивым желтоватым настоем. Этот чай производится также в провинции Фуцзянь в ограниченных количествах, очень популярен как в Фуцзяне, так и в Гуанчжоу, а также в Китайских диаспорах. Чай исключительно дорог.
Желтый и синий чай
По сути желтый, синий чаи – это те же оолонги, отличающиеся различной степенью ферментации.
Пушонги – цветочные малоферментированные чаи. В состав пушонгов входят исключительно полураспустившиеся чайные почки, которые чаще всего высушиваются естественным путем в тени или на солнце. Вкус пушонгов является промежуточным между вкусом оолонга и зеленого чая, но их главным достоинством является аромат – яркий цветочный, иногда напоминающий запах сирени, но обычно имеющий богатый букет цветочных ароматов.
Мате – иногда «парагвайский чай» или «бразильский чай» - этот латиноамериканский вариант чая в наши дни завоевывает все большую популярность.
Особый колорит придает питью мате использование специальной весьма своеобразной утвари: калебаса и бомбильи.
Калебаса – кувшинчик для заваривания и питья мате, изготавливается из выдолбленной и высушенной тыквы, но калебаса может быть изготовлена также из дерева или металла (обычно серебра).
Бомбилья – если переводить дословно, то это соломинка, через которую пьют мате.
Ройбос – краснокустарниковый чай, иногда его называют бушменским чаем. В сухом виде ройбос имеет вид красно-бурых щепочек-иголочек, отливающих блеском отполированной древесины. Будучи заваренным, превращается в освежающее питье с чрезвычайно приятным, легким и мягким вкусом. Этим напитком можно удивить гостей, особенно летом. Ройбос лучше заваривать и подавать в прозрачной посуде – и цвет и процесс заваривания этого напитка весьма привлекательны. Ройбос часто бывает ароматизирован ванилью. Заваривать чай можно до трех раз, вкус последующих завариваний не уступает первому. Заваренный чай обладает сладковатым вкусом, поэтому излишне добавлять в него сахар или мед.
Технология приготовления чая
Технология чая определяется способом производства заварки. Эволюция чая проходила в два этапа. Первый произошел достаточно давно, а второй начался в XIX веке и продолжается до сих пор.
Первыми способами обработки, примененными к чаю, были завяливание и сушка. Причем от человека, наверное, зависела только сушка, так как завяливание начинается в сорванных чайных листьях сама по себе. Следующим испытанием было прессование. Примерно с X века начали изготавливать порошковый чай и цепочка производства чая приняла современный вид (сбор – завяливание – скручивание – ферментация – сушка).
Второй этап эволюции чая начался в XIX веке с ввода англичанами в эксплуатацию чайных фабрик. Сами по себе первые чайные фабрики никаких изменений в производство чая не внесли. Однако суть производства изменилась – из ручного оно стало машинным. Из-за этого стали развиваться способы превращения чайного листа в сырье.
В заключение заметим, что настоящие чайные экстракты, которые получаются из чайного сока –
весьма дорогое и экзотическое удовольствие. Настоящий чайный экстракт получается с помощью
особых прессов, которые выжимают из чайных листьев сок; а потом из данного сока осторожно выпаривается влага.
СООБЩЕНИЕ «Особенности русского чаепития»
В Россию чай начали ввозить в 70-е годы XVII века. Но русскому человеку пить чай просто так, как делают почти во всем мире, явно не по нутру. Ну не такие мы, и все тут! Если к нам на огонек забежит приятель, мы тут же ставим чайник на плиту, печенье и сласти - на стол. Как-то один китаец сказал: «Когда я впервые приехал в Россию, то вскоре понял, что у русских «попить чайку» это значит хорошо покушать».
Что же такое русское чаепитие?
Об изначальном отношении к чаю в России можно судить по подборке пословиц того времени:
Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи.
Чай, кофе, картофель, табак прокляты на семи вселенских соборах.
Кто пьет чай, тот спасения не чай.
Кто пьет чай, отчаивается от Бога.
В дореволюционной России существовало множество чайных традиций.
Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах. Подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта, сколько поводом для общения.
Во-вторых, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Это тот самый самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды. Из сладостей использовали- сахар, мед, варенье, из еды – пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо), пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время постов – вроде и не еда, а чашек семь с пирожками навернешь, да и возрадуешься.
В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития. Мещане – это чиновники, служащие, лавочники, разночинцы. В этой субкультуре наблюдается копирование «дворянского» и «купеческого» чаепития. От купеческого мещане пытались перенять изобилие еды на столах, а от дворянского – культурную программу. Именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.
В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита. В России было очень много чайнопитейных заведений. В любом ресторане были «чайные столы», где клиенты откушивали в лучших традициях «купеческого» чаепития.
В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию «простого народа» - рабочих и крестьян. Настоящий чай в те времена был им недоступен. Чаще всего употреблялась смесь из трав (иван-чай, душица, зверобой, малина).
Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери.
Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев.
Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал девицам долго оставаться белокожими и румяными. «Татьянин чай» из трех видов клевера, по преданию, способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя.
Можно долго гадать и спорить, были ли жители Руси первыми из европейцев, кто познакомился с чаем из Китая, или же то были жители Западной Европы, которые издавна посылали корабли в далекие страны, в том числе в неведомый Китай.
В России традиция употребления чая, а также национальные особенности характера и суровый климат способствовали формированию совершенно оригинального чайного этикета, отличного как от восточных церемоний, так сказать, стран-прародителей, так и от стран Западной Европы. Чай в России долго оставался городским напитком, средоточием торговли и «законодательницей мод» в чайном ритуале была Москва.
Сначала чай пили дома, в семьях, но к XIX веку появились истинно русские заведения, не имевшие ничего похожего за рубежом,— чайные. В каждой чайной было по три помещения. В одном помещении находилась кухня, другое представляло собой своеобразную нотариальную контору, где писари составляли различные жалобы и прошения. И только третье помещение предназначалось собственно для чаепития.
На общие столы (а в чайных были только общие столы) подавались большие самовары с кипятком и чайники с заваркой. К чаю предлагались молоко, сливки, баранки, колотый сахар — обычай пить чай с сахаром вприкуску пришел из Сибири. Иногда для развлечения посетителей хозяева имели бильярд и граммофон. Под тихий шум вскипающего самовара шла неторопливая сердечная беседа.
Прекрасно описал московское чаепитие в XIX веке А.И. Вьюрков: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары, чайные и трактиры были полны, и жизнь замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием».
С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами и выпивали иногда по двадцать чашек. Если, выпив чашек десять, отставляли чашку в сторону, это не значило, что чаепитие закончено. А вот когда чашку (или стакан) переворачивали вверх дном и клали на него остатки сахара, становилось понятно, что с чаем покончено.
К концу XIX века чай начали пить из высоких стаканов с серебряными подстаканниками, наслаждаясь не только вкусом и ароматом, но и цветом.
Вот как описывается способ заваривания чая в одной из старых кулинарных книг: «Чай на четырех человек. 1 чайную ложку чая положить в заварной чайник, долить кипятком и, накрыв полотенцем или поставив на самовар, дать настояться. Через 15 минут, когда чай настоится, его разливают по чашкам, доливая чистый кипяток ». Чай подавали на стол уставленный сладостями: сухарями, кренделями, баранками, мелким печеньем, пирогами, пирожными. Кроме того, предлагались молоко, сливки, лимон, варенье.
Чаепитие с самоваром — это удивительное и крайне редкое в настоящее время мероприятие, так как самовар, как элемент быта, полностью ушел из нашей жизни.
Но если вы хотите получить удивительные, и ни с чем не сравнимые ощущения — получайте!
Раньше делали так. Разводили небольшой костер для получения углей. Затем эти угли на небольшом специальном металлическом совке переносились из костра в самовар. После этого самоварная горелка набивалась щепками или шишками до самого верха.
После забивания горелки на самовар одевалась труба и начиналось раздувание углей. Раздувать можно ртом, можно сапогом, как в кино. Вода еще не заливалась — так, совсем немного, чтобы ничего не расплавилось.
В растопленный самовар заливалась вода. Далее все как обычно. Кстати, самоварный чай обязательно нужно пить из блюдца — традиция. Сорт чая может быть любой, но раньше употреблялись грузинские, азербайджанские, и индийские.
СООБЩЕНИЕ «Традиции английского чаепития»
В Англии культура чаепития играет примерно такую же роль, что и кодекс самурая в Японии. Чай сопровождает англичанина на протяжении всей жизни, он неизменно присутствует в каждом английском доме и офисе. Где бы Вы ни оказались - в ресторане или на серьезной деловой встрече - Вам всегда предложат на выбор несколько сортов чая. Это обязательное правило, освященное традицией, ведь в британском обществе распорядок дня строится от чаепития к чаепитию, и для любого времени, любого настроения существует свой чайный сорт.
Сэр Уильям Гладстон, известный точными афоризмами, подметил в свое время: «Если холодно, чай Вас согреет. Если Вам жарко, он Вас охладит. Если у Вас настроение подавленное - он Вас подбодрит, если возбуждены - успокоит».
Обычный англичанин выпивает в день не менее шести чашек чая. Утренний, самый ранний чай, пьют около шести часов утра, порой прямо в постели. Затем чай подают около восьми, во время первого легкого завтрака. Англичане предпочитают в это время напиток, который так и называется «English Breakfast» - «Английский завтрак».
Как и многие английские традиции, чайный этикет кажется очень строгим и чопорным. На самом же деле за всеми ограничениями и правилами стоит стремление к безупречности. Вот как описывает известный писатель Сесиль Рот свое пребывание в гостях у барона Альфреда де Ротшильда в имении в Сэймор Плэйс: "Утром слуга ввез в мою комнату огромный передвижной стол с большим количеством приборов. Он спросил, буду ли я чай или персиковый сок. Я ответил, что буду чай. Тогда он спросил, какой чай я предпочитаю - индийский, цейлонский или китайский. Я ответил, что индийский. Он продолжил вопросы и попросил указать, с чем я собираюсь пить чай - с молоком или с лимоном. Я сказал, что с молоком. Слуга спросил, от какой коровы молоко я предпочитаю, и перечислил несколько имен. Я подумал, что я никогда не дождусь чая. Но когда вопросы закончились, уверяю вас, в жизни я не пил столь вкусного и ароматного чая!"
Англичане пьют чай шесть раз в день. Утро обычно начинается с чашечки English Breakfast Tea ("Английского завтрака"). Это очень крепкий, богатый кофеином чай, состоящий из мелкого ломаного листа "брокен". Первый раз напиток употребляют, как только вылезают из постели, чтобы проснуться. Второй раз - за завтраком, добавляя в него молоко.
Англичане пьют чай и во время ланча. Обед в Британии поздний. Поэтому у англичан существуют такие понятия, как tea breaks (короткие перерывы на чай в течение дня) и five-o-clock (полдник). Знаменитый five-o-clock появился в 1840 г. благодаря герцогине Анне Бедфордской Седьмой. Полдник был необходим, чтобы утолить голод чашечкой чая с легкими, обычно подогретыми закусками. Сейчас на прилавках магазинов можно встретить коробочки с чаем, на которых написано English Afternoon Tea ("Английский полдник"). Это черный чай с большим содержанием типсов (почек нераспустившегося чайного листа). Типсы высоко ценятся и придают напитку изысканный и нежный аромат.
При желании в напиток можно добавить небольшое количество молока. Перед сном англичане могут побаловать себя еще одной чашечкой чая с любимым вкусом, но без кофеина.
Британцы с уважением относятся к вкусовым пристрастиям гостя, приглашенного на чай. Вам непременно предложат на выбор несколько сортов. Стол сервируется так, чтобы человек мог максимально насладиться процессом чаепития. Чайный стол обычно находится в гостиной, у камина. Его покрывает белая скатерть (альтернативой может служить светло-бежевая или синяя). На столе - чайные пары (чашка с блюдцем), маленький чайник с чаем или несколько чайников (если хозяева решили предложить гостю разные сорта), большой чайник с кипятком, ситечко и подставка под ситечко, молочник, сахарница (с белыми рафинированными или коричневыми кусочками сахара), тарелочка с дольками лимона. Чайный сервиз желателен белый. Для создания настроения не возбраняется букет цветов в вазе. И ваза, и цветы должны подбираться в тон сервировке. Кроме того, необходимо подать не только чайные ложки, но и ножи и вилки (для каждого гостя). А для аппетитного десерта - десертную тарелочку.
В маленьком чайнике заваривают чай в таких пропорциях, чтобы в чашке он уже не разбавлялся кипятком. И только когда напиток разлит, в маленький чайник можно добавить кипятку. Перед употреблением чай должен настояться 3-5 мин. Для того чтобы он лучше настаивался и медленнее остывал, используется чехольчик - tea-cosy (родственник нашей "чайной бабы"). Обычно для чаепития предлагают Earl Grey, Assam, дорогой и элитный черный сорт Darjeeling (Дарджилинг) или чай эстетов Lapsang Souchong (Лапсанг Сушонг).
Последний имеет тонкий аромат и легкий привкус дыма, потому что чайные листья сушат в печах, сжигая при этом сосновые иглы. Этот чай, обладающий уникальным вкусом и ароматом, продается с подробной маркировкой, на которой указаны дата и место сбора листьев и даже возраст кустов.
Пока чай заваривается, на стол подают молоко, сахар, лимон, подогретые сэндвичи с ветчиной и отдельный чайник с кипятком. Важно помнить, что соотношение интенсивности цвета и крепости у разных сортов разное. В качестве десерта предлагается выпечка, но не слишком сладкая, чтобы можно было почувствовать вкус напитка. Это, например, имбирные пирожные, овсяное печенье, фруктовые корзиночки.
Молоко добавляют в крепкие утренние сорта чая, чтобы сбалансировать действие кофеина. Британцы не добавляют молоко в зеленый чай и китайские сорта черного чая. Зато любят употреблять эти напитки с лимоном - лимонный сок делает их более светлыми и мягкими на вкус. Дольки лимона подаются на тарелочке.
СООБЩЕНИЕ «Традиции китайского чаепития»
История распространения чая и создания чайной церемонии в Китае уходит в глубокое прошлое. Первое письменное упоминание о чае относится к 1115 году до нашей эры, в котором описывается "улучшение мысли", обретение состояния бодрости, легкости и "прояснения зрения" после употребления чая. В те давние времена чай преподносился в качестве дара могущественным правителям, использовался в траурных ритуалах и в качестве лекарственного средства. Постепенно чай стал появляться на рынке как товар, что способствовало его распространению по всей территории Китая, и к 5 веку нашей эры чай достигает севера страны и Тибета.
Чайная культура, или "чайный путь", - это, прежде всего часть общей культуры человечества, это так же один из видов искусства и, наконец, одна из граней эстетики мира. Использование слова "путь" в отношения чая подразумевает путь становления человека как личности, путь осознания себя в отношениях с этим миром.
За несколько веков культуры чая в Китае было перепробовано много способов его приготовления, начиная с примитивной варки сухого чая и кончая мгновенным растворением экстракта чая в горячей воде.
Однако как самые простые, так и самые сложные способы были с течением времени отвергнуты. Оставлены четыре самых основных способа заваривания.
Церемониальная варка чая на огне – самый древний способ приготовления чая. Он состоит в том, что чай готовят на живом огне. В основе этого метода лежит внимательное отслеживание стадий кипячения воды на открытом огне. Как говорят, "ветер в соснах должен шуметь трижды". Имеется ввиду, что вода доводится до нужной стадии кипения три раза: первый раз до появления характерной "густоты" жидкости, и часть воды отливается в сливник чха-хай. Когда вода закипела, на стадии "жемчужных нитей" доливается вода из чха-хая, что называется "омоложением кипятка". Вода доводится до кипения второй раз, в чайнике раскручивают воронку и в неё засыпают заранее промытый и размоченный чайный лист. После чего вода должна закипеть в третий раз и дать характерную пену. Чаепитие длится около часа.
Десять запретов на чай:
Запрет первый - чай на пустой желудок.
Запрет второй - на обжигающий чай.
Запрет третий - на холодный чай.
Запрет четвертый - на крепкий чай.
Запрет пятый - на долгое заваривание чая.
Запрет шестой - на многократное заваривание.
Обычно после третьей-четвертой заварки в чайных
листьях уже мало остается полезных веществ.
Если продолжать заваривать чай дальше, то в настой
могут выходить и вредные составляющие.
Запрет седьмой - на чай перед едой.
Чай советуют пить за 20-30 минут до еды.
Запрет восьмой - на чай сразу после еды.
Запрет девятый - на запивание чаем лекарств.
Китайцы говорят, что чай разрушает лекарства.
Запрет десятый - на вчерашний чай.
Благодаря своим целебным свойствам, а также возможности не только тонизировать, но и действовать на организм умиротворяюще, чай стал приобретать все большую популярность. Начали появляться новые способы обработки чайного листа и его заваривания. Искусство чайной церемонии распространялось буддийскими монахами наряду с их учением.
На протяжении долгой истории развития чайной культуры для заваривания чая использовались различные инструменты, качество и назначение которых постоянно менялись. Непрерывный процесс создания различных технологий и стилей приготовления чая стимулировал создание новых принадлежностей для чайной церемонии.
В чайной церемонии большое значение уделяется выбору воды для заваривания чая. Если при кипячении вода мутнеет, дает осадок или маслянистую пленку, ее не следует использовать для чаепития. Качественная вода является залогом полного раскрытия вкуса чая.
СООБЩЕНИЕ «Основы японской философии чая»
Что такое чаепитие:
- поклонение прекрасному;
- мечта о добре в несовершенном мире, полном зла;
- подчинение законам милосердия в отношениях между людьми;
- чай – это приятное без излишества, уникально ценное без дороговизны, это естественность и гармония, гостеприимство и миролюбие;
- чай – это гигиена, потому что побуждает к чистоте;
- чай – это бережливость, потому что учит находить комфорт в простом и скромном;
- чай – это «моральная геометрия», определяющая оптимальную форму сочетания личных интересов с интересами других.
Чаепитие для жителей Востока, особенно Китая и Японии, - древняя традиция. Чайная культура неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни.
Суть церемонии отражают четыре принципа, сформулированные Сен Рикю (знаменитый мастер чая, сформулировавший правила чайной церемонии в их классической форме в 1564 г.): ва, кеи, сеи, дзяку, что означает - гармония, уважение, чистота, спокойствие. Гармония - в отношениях между людьми, гармония человека и природы, окружающего мира; уважение - ко всем и всему, исходящее из искреннего чувства благодарности за само существование; чистота - физическая и духовная; спокойствие - душевный покой, приходящий с постижением первых трех принципов.
Восточная философия и религия одушевили чайную церемонию.
Восточный взгляд на мир: попытка понять его суть через простые вещи, действия, созерцание, наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования.
Так размышляет о японской чайной церемонии В.В. Овчинников, известный журналист-международник, в своей книге «Сакура и дуб».
Искусство приготовления чая - тя-до проникнуто строгостью буддизма и ставит целью помочь душе обрести покой. Как и многие другие элементы японской культуры и религии, заимствованные из Китая, искусство чаепития приспособлено к образу жизни и мышления островитян. Предметы, окружающие людей во время чаепития, жесты, церемониальные выражения сохранены традицией и передаются из поколения в поколение. Полная церемония возможна только в особой обстановке специальной чайной комнаты в чайном домике, где хозяева принимают самых почетных гостей.
Посреди комнаты - квадратная выемка, в которой на керамическом поддоне тлеет древесный уголь. Над ним - котел. Гостей рассаживают возле него с двух сторон на дзабутонах - ватных подушках. Сидеть, скрестив ноги, считается
развязным, вытягивать их в сторону соседа - неприлично. Сидеть полагается на собственных пятках, подложив под колени дзабутон.
Хозяйка готовит чай и с поклоном подает пиалы с чаем гостям. Она наливает кипяток в фарфоровую пиалу деревянным черпаком, ополаскивает ее, вытирает салфеткой. Затем кладет в пиалу щепотку мельчайшего порошка церемониального зеленого чая «Тен-ча», наливает кипяток, взбивает чай бамбуковой кисточкой для взбивания чая до густоты сметаны. Пена должна подняться до краев.
Вся чайная церемония предполагает некоторый аскетизм в деталях. Принимать участие могут не более пяти человек, общество подбирается очень тщательно. Одежда должна соответствовать традиции ритуала. Перед началом чайной церемонии гости проводят некоторое время в передней комнате, сбрасывая с себя вместе с обувью будничную суету и настраиваясь на возвышенный лад. Этому способствует вся обстановка чайного домика. За чаем и неторопливой беседой проходят несколько часов.
В традиционном японском доме тонкие подвижные стены отделяют чайную комнату от сада или альпинария, столь естественных, будто их создала сама природа.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Никто меня не любит
Пейзаж
Мост Леонардо