Эссе на тему
«Почему мы так часто сталкиваемся с финансовой неграмотностью?»
В своей работе учащийся размышляет о причинах низкой финансовой грамотности населения нашей страны.
Грамотные образованные люди с желанием что-то менять, учиться новому и стремиться к новым высотам – прочная основа для новой мировой державы – великой России будущего.
Вложение | Размер |
---|---|
esse_burmenko_pochemu_my_tak_chasto_stalkivaemsya_s_finansovoy_negramotnostyu.docx | 14.58 КБ |
Эссе на тему
«Почему мы так часто сталкиваемся с финансовой неграмотностью?»
Российская Федерация, безусловно, великая страна с богатой историей, пережившая на своем веку самые разные и тяжелые испытания: войны, голод, революции и многочисленные экономические кризисы. Одно из самых известных таких испытаний – кризис 90-х годов. Основная причина, по которой Россия так тяжело перенесла тот период – тотальная финансовая неграмотность населения бывших Советских республик. Как же так вышло и почему даже сейчас, тридцать лет спустя, люди в России совсем не понимают, как управлять своими финансами? Давайте разбираться.
На размышления об этом меня натолкнула сравнительно недавняя дискуссия с дедом: он с полной уверенностью говорил об инвестициях как о бесполезной трате времени, сравнивая инвесторов с мошенниками наподобие Сергея Мавроди и называя их «тунеядцами». Однако когда я попыталась копнуть глубже и понять природу такой позиции, оказалось, что мой дед не знал ни что такое акции, ни чем они отличаются от облигаций и совсем не понимал, как эти понятия связаны с инвестированием.
Это – далеко не единичный случай моего столкновения с финансовой неграмотностью в быту: не единожды мне с малых лет приходилось объяснять, почему гасить один кредит другим – далеко не самая гениальная затея, а жизнь «от зарплаты до зарплаты» не даст совершить крупную покупку: приобрести дом, квартиру, машину или оплатить обучение ребенка.
Анализируя обстановку, в которой росли мои финансово неграмотные знакомые, я обратила внимание на то, что многие из них – люди, родившиеся и выросшие в СССР и на территориях постсоветских стран 90-х годов.
Союз Советских Социалистических Республик, очевидно, был страной правящего социализма. Отовсюду буквально кричали о светлом коммунистическом будущем, критиковали капиталистический строй, а следование «вражеским» идеалам осуждалось или даже наказывалось. Следовательно, ни о какой финансовой грамотности в стране, где долгое время даже хранение валюты запрещалось, не могло быть и речи: а зачем, если государство все решит за тебя?
Многие знают, что после развала Союза на территориях бывшего СССР проходил процесс приватизации: для успешного перехода от командно-административного экономического строя к рынку нужно было раздать гражданам государственную собственность. Однако многие просто не понимали, зачем это делается, а если кто и понимал, то далеко не всегда мог привести бизнес к процветанию (особенно в условиях повышенной преступности), поэтому экономический переход дался нашей стране очень болезненно.
Но раз люди видели, что незнание не ведет ни к чему хорошему, то почему не стремятся к самообразованию? Это же так просто, ведь вся информация теперь есть в Интернете! Что же, рассмотрим несколько возможных факторов.
Первый – психологический. Исторически уж сложилось, что столетиями народ в нашей стране доверял решение насущных вопросов людям повыше: чиновникам, царю, генеральному секретарю, президенту, правящей партии – в общем, правительству, поэтому воспитанное относительно непоколебимой многовековой стабильностью большинство годами придерживается одной и той же позиции: пусть решает тот, кто лучше разбирается. Как говорится – «не знаешь - не лезь». Плюсом к этому добавляем неверие в себя и свои силы: «мне уже за сорок, поздно чему-то учиться», «это все слишком сложно», «не хочу разбираться – а вдруг ошибусь?», «опозориться лишний раз – кому это надо?» и так далее. Это весьма печально, но вполне поправимо – нужно доносить до людей мысль о том, что первый шаг к переменам – это прежде всего их ответственность, а не чья-либо еще.
Второе – зачастую выходцы из СССР воспринимают интеллектуальный труд как тунеядство. Хороший пример – мой отец: даже несмотря на то, что он сам, по сути, фриланс-художник и должен понимать, как работает сфера услуг и экономика в целом («спрос рождает предложение»), его позиция касательного интеллектуального труда – программирования, работы дизайнером и даже таким же фриланс-художником, продающим цифровые иллюстрации – невероятно проста и до ужаса наивна: «это не труд». Я считаю, что такое мнение связано с навязанным восприятием труда как чего-то тяжелого, непосильного, того, для чего нужно работать физически. Поэтому в глазах наших мам, пап и бабушек какие-нибудь брокеры – это страшные дяденьки, которые зарабатывают деньги, тыкая на кнопочки, и, по сути, ничего не делая.
Было бы прекрасно, если государство помимо добавления в школьную программу обязательных уроков по финансовой грамотности также начало популяризацию таких уроков среди старшего поколения, чтобы избежать появления новых предрассудков в этой области. Безусловно, я не эксперт, и к моим словам можно и нужно относиться с осторожностью и критиковать, но факт того, что нужно что-то делать, очевиден. Будущее нашей страны в руках его граждан, и грамотные образованные люди с желанием что-то менять, учиться новому и стремиться к новым высотам – прочная основа для новой мировой державы – великой России будущего.
Елизавета Бурменко
МБОУ «НОЦ», 11 класс
Где спят снеговики?
Огонь фламенко
Упрямый зяблик
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
В поисках капитана Гранта