Презентация по дисциплине "Философия" на тему "Гносеология"
Вложение | Размер |
---|---|
Гносеология | 1.99 МБ |
Слайд 1
Гносеология в философии Кошелевский Л.Слайд 2
Гносеология – это учение о знании.
Слайд 3
Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира , объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого.
Слайд 4
Что такое гносеология Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.
Слайд 5
Задача гносеологии Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует.
Слайд 6
Предмет изучения гносеологии: Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.
Слайд 7
История зарождения и развития гносеологии Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение ». Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания . Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.
Слайд 8
История зарождения и развития гносеологии Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.
Слайд 9
Автор термина – Иммануил Кант Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология ». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума.
Слайд 10
Разделы гносеологии В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм гносеологический пессимизм.
Слайд 11
Гносеологический оптимизм Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов.
Слайд 12
Гносеологический пессимизм Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления: Скептицизм . В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.
Слайд 13
Направления гносеологии интуиция (иррациональный механизм); рассудок (рациональный); инстинкт (эмпирический); сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).
Слайд 14
Направления гносеологии Иррационализм Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание. Рационализм В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.
Слайд 15
Направления гносеологии Эмпиризм Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода: идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства; материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.
Слайд 16
Направления гносеологии Сенсуализм В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания: ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств; восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения; представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.
Слайд 17
Принципы познания в гносеологии принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания); принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления); принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания); принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно); принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания); принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).
Пейзаж
Сочини стихи, Машина
Финист - Ясный сокол
Кто должен измениться?
Прекрасная арфа