Слова-паразиты в речи учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty_slova-parazity_v_rechi_shkolnikov.doc | 172 КБ |
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
1. Проблема культуры речи
2. Причины употребления слов - паразитов.
3. Как слова-паразиты характеризуют человека.
4. Статистика наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы.
5. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.
6. Рекомендации для повышения культуры речи и избавления от слов -паразитов.
III. Заключение
Список литературы.
Приложение.
I. Введение
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» — И.С.Тургенев.
Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?
Конечно, есть. Это слова-паразиты.
Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании мы попытались ответить на эти вопросы.
Актуальность исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся гимназии им.Р.Султангареева с.Новотаймасово.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов.
Цель нашего исследования: выяснить насколько часто школьники употребляют в своей речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
1.Определить причины возникновения и употребления слов-паразитов;
2.Провести практическое исследование употребления слов-паразитов школьниками;
3.Разработать рекомендации по повышению и соблюдению культуры речи.
Методы исследования:
1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3.Анкетирование;
4. Устный опрос;
5. Анализ полученных результатов.
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-паразиты, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.
Практическая значимость заключается в том, что работа может быть использована при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», при чтении лекций по лингвокультурологии, а также поможет обратить внимание современного общества на бережное отношение к русскому языку.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
II. Основная часть
1. Проблема культуры речи.
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом и синтаксисом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой.
Если задуматься, что же такое слова-паразиты… Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются вашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. Попытки понять быстро прекращаются и многие начинают считать количество произнесенных слов-паразитов. Игра увлекательная, но для говорящего вредная. Многие люди хотят избавиться от своих слов-паразитов, а многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.
Слова-паразиты– это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там. Но весь список мы огласим позже.
2. Причины употребления слов - паразитов.
Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. Но при этом многие ученые-лингвисты не считают такие паузы именно «паразитами».
При исследовании мы установили, что в речи учащихся нашей школы наблюдается интерференция языков. Это такое явление, когда один язык внедряется в другой, в результате чего появляются случаи отклонения от норм каждого языка. Это является одной из причин употребления слов-паразитов.
Так как в нашей школе более 80% учащихся – это ученики, которые владеют сразу двумя языками (башкирским и русским), в речи учащихся возникают новые слова.
В течение месяца я наблюдала и записывала эти слова.
Вот наиболее распространенные слова, потерпевшие явление интерференции:
[бидра] – ведро
[галуш] - галоши
[малатук] - молоток
[писук] - песок
[солан] - чулан
[ыштан] – штаны
[свит]- свет
Также мы выяснили, что тюркизмы настолько крепко вошли в лексику русских учеников, что они даже не обращают внимания на то, что это нерусские слова. В связи с тесным контактом башкирского и русского языка, часто ученики не могут правильно выразить свои мысли на русском языке. Это тоже является причиной возникновения слов-паразитов.
Мы классифицировали некоторые тюркизмы, встречающиеся в речи русских учеников, по тематике. Наиболее часто в своей речи используются тюркизмы из разных сфер жизни.
– Слова, называющие предметы быта: сандык, аркан.
– Названия национальных блюд и еды: бишбармак, беляш, шурпа, катык, айрян, сарымай и другие.
– Национальные праздники: Курбан байрам и Ураза байрам.
– Названия некоторых птиц: карга, сандугас.
– Национальный инструмент: курай.
– Слова, называющие родственников: апай, агай, нэнэй, бабай, кызым, малайка, авый.
– Некоторые глаголы: бельмим, биряле.
– Слова, называющие части тела: башка, корсак.
– Остальные: айе, матур, айбят, якшы, барыбер.
Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
- Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
- Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
- Мода на некоторые слова:
- Интерференция языков.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
3. Как слова-паразиты характеризуют человека.
В ходе исследования мы выявили, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
4. Статистика наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы.
Мы провели опрос среди поколений разного возраста и выявили, что в 70-е годы слова-паразиты употреблялись реже, чем в наши 2000-е годы.
В 2000-х годах слова-паразиты получают большое распространение. Статистика показывает нам, что у каждого поколения есть своя мода на слова, засоряющие нашу речь. Причиной этим явлениям может быть развитие науки и техники, появление интернета и общение в социальных сетях.
70-е годы |
80-90-е годы | 2000-е годы |
На самом деле | Как бы | Ну, ну ваще |
Типа | Да | Короче |
Так сказать | Блин | Прикинь |
Вот, вот так, ну вот | Клево | Класс |
Практически | М-м-м | Пипец |
Фактически | Это самое | Да не вопрос, без базара |
5. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.
На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходится делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведен эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных возрастных групп».
В анкетировании и устном опросе принимали участие 72 учащихся с 5 по 11 класс. (Приложение №1, 2)
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
44 опрошенных - 32% учащихся употребляют в своей речи слова-паразиты;
19 учащихся - 14% лишь иногда прибегают к употреблению слов-паразитов в своей речи.
Только 9 учащихся – 6,5% полностью избегают слов-паразитов в разговоре.
На вопрос, какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить, учащиеся ответили следующим образом.
Ребята писали, что нужно применять физические методы искоренения слов-паразитов («ругать», «наказывать»). Другие считали, что «нужно меньше говорить». Только 15 учеников отметили, что нужно повышать культуру речи и больше читать. Следовательно, большинство учащихся нашей школы не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.
На основании наблюдений на уроках и во внеурочное время мы составили частотный словарь слов-паразитов.
Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в лексиконе учащихся является «ну» (его использовали 56 раз); «вот» (использовали 13 раз);
В старших классах чаще всего употребляются такие слова-паразиты как: «блин», «короче», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…»
Из них самые распространенные «ну» (40,5%), «блин» (38%), «короче» (39,6%). (Приложение №3)
Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь трёх учащихся 8, 9 и 11 класса, и в ней выделены слова-паразиты. Из 130 слов – 20 слова-паразиты, что составляет 26 % от общего количества сказанных слов. Слово «ну» употреблено раз 8. Слово «вот» и «так» по 3 раза.
Слова-паразиты, употребляемые учащимися нашей школы |
ну – 40,5% вот – 9,5% короче – 39,6% так– 8,7% чё - 10% это – 14,5% ваще – 12,2% как бы – 10,8% типа – 23% это самое – 14,5% блин – 38% |
Мы проанализировали слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведем некоторые из них:
Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, дело было так... |
Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы читали эту книгу |
Типа | Желание выделиться, заменитель паузы | Типа, ты кто такой? |
Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли. |
Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
6. Рекомендации для повышения культуры речи и избавления
от слов - паразитов.
1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.
2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи.
3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-паразиты.
4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-паразиты. И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
7. Обретайте спокойствие. Слова-паразиты – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.
8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-паразиты!
9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.
10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-паразитов вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-паразитов.
11.Включи самоконтроль за речью, своей и чужой: попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на телевидении.
12. Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
Заключение
Как показало данное исследование, присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает правильное восприятие речи и является вредным и опасным лингвистическим явлением для языка, поэтому бороться с ним крайне необходимо.
Наша исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников и старшего поколения на бережное отношение к русскому языку.
Наше исследование смогло собрать большинство известных слов-паразитов русского языка. Прошло совсем немного времени, а мы уже успели обратить внимание многих учащихся на проблему засорения речи словами-паразитами. С помощью нашего проекта мы хотим привлечь внимание широкого круга учащихся и учителей к проблемам сохранения чистоты русского языка, воспитывать активную позицию в решении языковых проблем, повышать популярность языковой культуры.
В результате данного исследования, мы проделали следующую работу:
1. Изучили лингвистическую литературу по теме исследования;
2. В результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировали наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составили частотный словарь;
3. Выяснили причину употребления слов-паразитов;
4.Разработали рекомендации и создали буклет-памятку «Как избавиться от слов-паразитов».
Полученные результаты в ходе работы над проектом подтверждают нашу гипотезу, что большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты, и подобные слова есть и в речи взрослых.
Таким образом, мы считаем, что слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то ещё имеет такую привычку, советуем срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи.
Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение литературы.
Список литературы:
1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2012.
2. Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, Москва juliadar@mail.ru/.
3. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 2013.
4. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.- Praha, 2010.
5. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. - М., 1985.
6. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2014. N 15.
7. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/.
8. Интернет. @ Langust Agency 2008-2014.
12. Чепалов В. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan - Сентябрь, 2011.
Приложение 1
Анкетирование
1. Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Приложение 2
Приложение 3
Яблоко
Н. Гумилёв. Жираф
Ель
"Морская болезнь" у космонавтов
Каргопольская игрушка