Исследовательская работа по обществознанию
Вложение | Размер |
---|---|
gertseva_i.a._muzyka_v_zhizni_sovremennoy_molodezhi_mou_sosh_no40.docx | 287.82 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
Исследовательская работа
по обществознанию
«Музыка в жизни современной молодёжи»
Выполнила: Герцева Ирина Алексеевна, учащаяся 10 «А» класса МОУ СОШ №40 |
Научный руководитель: Морозова Анна Михайловна, учитель истории и обществознания |
2022 год
Город Тверь, ул. П. Савельевой, д. 4, тел. 55-55-52
План
1.2 История возникновения музыки 6
Глава 2. Основные музыкальные направления 8
Глава 3. Музыкальные вкусы и предпочтения современной молодёжи 11
Музыка — в лучшем смысле этого слова — меньше нуждается в новизне; напротив, чем она старей, тем правильней, тем сильнее она воздействует. И. Гёте |
В нашей жизни очень большое многообразие звуков. Шум воды, листьев, голоса людей, лай собак. И, конечно, музыка! Мы слышим её каждый день. При этом мы просто слушаем и никогда не задумываемся, какое огромное влияние она оказывает на наше поведение и здоровье, на наше сознание.
Я редко слушаю музыку и поэтому я решила обратиться к этой теме, чтобы узнать, какую музыку предпочитает слушать современная молодёжь. Я общаюсь с разными ребятами, и у них у всех разные характеры, настроения и разные музыкальные предпочтения – это и определяет актуальность выбранной мною темы.
Объект исследования – юноши и девушки в возрасте 14-26 лет.
Предмет исследования – значение музыки в жизни молодых людей.
Метод исследования – социологический опрос.
Цель исследования – выяснить, какую роль играет музыка в жизни современной молодёжи.
Чтобы достичь цели, я должна была решить следующие задачи:
Гипотеза: Я предполагаю, что подростки нашей школы отдают предпочтение музыкальному жанру – POP-музыка.
Практическая направленность моей работы – выступление на уроках обществознания, классных часах с целью повышения интереса к предмету, а также расширения и углубления знаний учащихся.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
Музыка — это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. В русском литературном языке XIX века закрепилось ударение на первый слог — «му́зыка», хотя у Пушкина и (позже) у кучкистов встречается архаичное ударение на втором слоге — «музы́ка».
Равняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев. «Полтава» А.С. Пушкин
В БРЭ (2013 г.) музыка определялась как «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени».
Г. Г. Эггебрехт, говоря о музыке «в западном понимании этого слова», определяет её как «художественную организацию звучания, которое, в смысле природного и эмоционально воспринимаемого звучащего феномена, рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно схватываемую слухом, а в смысле искусства [это звучание] становится духовным „языком“ материального мира, отрефлексированного и упорядоченного (а значит осмысленного и смыслополагающего) благодаря теоретическому знанию».
В содержание музыки входят также "художественные мысли", отобранные, подобно эмоциям, и тесно связанные с последними, "прочувствованные".
Ей не свойственны легко доступные выражению в словах предельно конкретные мысли-сообщения, которые содержат информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций.
Однако музыке вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и психических явлений, к нравственным качествам, чертам. Содержание музыки составляют художественно-интонационные образы, т.е. запечатлённые в осмысленных звучаниях (интонациях) результаты отражения, преобразования и эстетичной оценки объективной реальности в сознании музыканта (композитора, исполнителя). Главенствующую роль в содержании музыки играют "художественных эмоции" — отобранные в соответствии с возможностями и целями искусства, очищенные от случайных моментов и осмысленные эмоциональные состояния и процессы.
История возникновения музыки в условиях сознательной эволюции человечества, начинается около 50-ти тысяч лет назад. Поэтому этнографы приходят к выводу, что до своего расселения, древние люди Африки (место появления первого человека), уже имели минимальное музыкальное знание. Отсюда следует, что музыка сопровождает человека уже на протяжении более 50-ти тысяч лет, навсегда войдя в его культуру и став неотъемлемой частью социальной жизни.
Первая музыкальная форма, с начала история возникновения музыки, обозначена специалистами как примитивная (доисторическая) музыкальная традиция. Существующие современные виды музыки у американских индейцев и у аборигенов Австралии по аналогии принято называть доисторическими.
Следующим этапом в музыкальной эволюции считается переход на традицию музыкального письма, в следствие чего возникла музыка древнего мира.
Самая старинная песня на сегодняшний день имеет возраст 2 тысячи лет. Она была зафиксирована на глинобитной табличке, обнаруженной при раскопках Нипура.
Старинной музыкой считается эпоха со времен заката Римской Империи до конца XVIII века. Истоками возникновения музыки в начале данного гигантского периода стала католическая церковь, богослужения в которой сопровождались незначительным музыкальным фоном. После чего во всех мировых цивилизациях началось интенсивное развитие и разнообразие музыкальных знаний и соответствующего инструментария.
Средневековая музыка послужила основой для зарождения музыки эпохи раннего Возрождения. Появляется понятие академической музыки, развитие которой исчисляется уже на уровне столетий
В наше время история возникновения музыки изучается специальной наукой, которая так и называется - история музыки. Она является отраслью научного и учебного музыковедения, которая преимущественно изучает культуру европейской музыки, ее основные ступени развития, школы и жанры. История возникновения музыки, начавшаяся более 50 тысяч лет назад, и сегодня является весьма актуальным объектом изучения.
Джаз (англ. jazz) — это род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора.
Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах. На родине оригинальный стиль обогащался, в частности, различными региональными музыкальными особенностями. Популярная музыка и джаз в 1920-е годы -американские критики, в первую очередь, противопоставили его коммерческой музыкальной индустрии США.
Постепенно джаз приблизился к сфере высокого искусства, сохранив свою противоречивую тождественность как популярной, так и академической музыке. Джаз остаётся престижным и поддерживается научными кругами, учредительными фондами, всемирной сетью фестивалей. Наследие джаза широко известно, и он продолжает влиять на мировую музыкальную культуру.
Слово «jazz» (его вариации: «jas», «jass», «jascz», «jasz», «jaz») возникло как жаргонный термин на западном побережье примерно в 1910-х годах. Значение его менялось, но изначально не относилось к музыке.
Термином «jazz» стали подразумевать музыку в Чикаго примерно в 1915 году. Первые признаки джаза возникли в начале девятнадцатого века в Новом Орлеане, штат Луизиана, когда на площади Конго (ныне парк Луи Армстронга) городские рабы по воскресеньям (в их единственный свободный день) устраивали танцы.
Народная музыка, музыкальный фольклор — это музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.
Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.
Рок-музыка (англ. Rock music) — это обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения.
Рок-музыка имеет самое большое количество направлений (около 180): от достаточно «лёгких», таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, мерсибит, до агрессивных — хэви-метала, глэм-метала, трэш-метала, блэк-метала и брутальных дэт-метала, грайндкора.
Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и так называемой «попсе». Более определённо можно говорить о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений).
Поп-музыка (англ. pop music от popular music; современная популярная музыка, жарг. попса) — это область массовой культуры, охватывающая различные формы, жанры и стили развлекательной и прикладной музыки 2-й половины XX — начала XXI веков. Вид массовой культуры.
Основные черты поп-музыки — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на вокал. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня.
Поп-музыка включает в себя такие поджанры, как европоп, латина, синтипоп, диско, танцевальная музыка и другие.
2.5 Хип-хоп
Хип-хоп-музыка, также известная как рэп-музыка — это музыкальный жанр популярной музыки, развитый в США афроамериканцами и латиноамериканцами, живущими в бедных районах Бронкса в Нью-Йорке в 1970-х годах.
Хип-хоп-музыка состоит из стилизованной ритмичной музыки, которая обычно сопровождается рэпом, ритмичной и рифмованной речью, которую произносят нараспев.
Хип-хоп-музыка развивалась как часть хип-хоп культуры, субкультуры, определяемой четырьмя ключевыми стилистическими элементами: эмсиинг/исполнение рэпа, диджеинг/скретчинг с помощью виниловых проигрывателей, брейк-данс и рисование граффити.
Термин «хип-хоп-музыка» иногда используется как синоним термина «рэп-музыка», хотя исполнение рэпа не является обязательным компонентом хип-хоп-музыки; жанр может также включать другие элементы хип-хоп культуры, в том числе диджеинг, тёрнтейблизм, скретчинг, битбокс и инструментальные треки.
Для определения музыкальных вкусов и предпочтений современной молодежи был составлен социологический опрос, содержащий следующие вопросы:
Для проведения анкетирования было задействовано 84 человека. Результаты опроса были проанализированы.
В опросе принимали участие люди в возрасте от 14 до 26 лет в следующем соотношении:
Таким образом, большинство опрошенных было в возрасте от 14 до 16 лет, т.е. учащиеся 8-10 классов
Около 80% опрошенных были девушками:
Лишь 3,6% опрошенных не любят слушать музыку, что свидетельствует о популярности прослушивания музыкальных произведений среди молодежи как времяпрепровождение:
Большая часть молодежи предпочитает прослушивать поп-музыку:
Среди опрошенных встретились как меломаны, так и те, кто слушают музыку менее 1 часа в день:
У 10% опрошенных есть музыкальное образование:
Однако на музыкальном инструменте умеют играть большее количество опрошенных – 17,9%:
Те из опрошенных, которые играют на музыкальных инструментах, предпочитают гитару и фортепиано.
Для 10,7% опрошенных музыка не оказывает влияния на эмоциональное состояние:
Для четверти опрошенных важнее текст, нежели мелодия:
Большинство опрошенных лояльны к людям, которые имеют иные вкусовые предпочтения в музыке:
7% опрошенных сочиняют музыку самостоятельно:
При этом почти 43% опрошенных могут прожить без музыки:
Основные эмоции, которые вызывает музыка у молодежи:
Однако чаще всего эмоции опрошенных, вызываемые музыкой, различны и зависят от конкретной песни.
Выбор любимой песни также зависит от временного промежутка, когда опрошенный прослушивает музыку.
Изучение вопроса влияния музыки на жизнь молодежи показало, что в современном мире прослушивание песен стало неотъемлемой частью досуга. В рамках исследования были рассмотрены основные музыкальные направления и их особенности, а также история возникновения музыки. Затем был проведен социологический опрос среди молодежи в возрасте от 14 до 26 лет с целью выявления роли музыки в их жизни, а также определения музыкальных предпочтений.
Как показал опрос, абсолютное большинство прослушивает музыкальные композиции от 1 до 3 и даже более часов в день, что является следствием возможности песен влиять на эмоциональное состояние человека. Данная зависимость подтверждается результатами опроса, который показал, что для большинства людей музыка может как поднимать настроение, так и сопровождать человека в трудные периоды жизни, помогая преодолеть возникшие проблемы.
Предположение по поводу наиболее популярного жанра музыки, выдвинутое в начале исследования, подтвердилось: 64% опрошенных предпочитают поп-музыку остальным жанрам.
Данная работа подтверждает, что исследования на тему влияния музыки на подростков и молодежь необходимо проводить, так как современные технологии, такие как интернет, смартфоны, беспроводные наушники, портативные колонки и многое другое, позволяют молодым людям большее время уделять прослушиванию музыки, которая прямо и косвенно влияет на их психологическое состояние.
Где спят снеговики?
Композитор Алексей Рыбников
Ручей и камень
Муравьиная кухня
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью