2022 год объявлен в России Годом народного искусства и материального культурного наследия. Согласно Указу Президента РФ Путина В.В., который подписан 30.12.2021 года, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".
Актуальность исследовательской работы.
Мое исследование, я думаю, будет интересным для моих одноклассников.
Желание узнать как можно больше о событиях Отечественной войны 1812 года, и в частности, о Бородинском сражении, в связи с юбилейной датой и обусловило выбор темы моего исследования. Особый интерес для меня представляет именно изображение этой битвы в художественной литературе. Поэты 19 века жили в этот период, а некоторые даже являлись непосредственными участниками тех событий.
Цель исследовательской работы.
Посмотреть на Отечественную войну 1812 года и на Бородинскую битву глазами поэтов 19 века, отразивших народный характер сражения, истинный патриотизм и великую силу русского человека в борьбе с захватчиками.
Вложение | Размер |
---|---|
matuhnova_slavyanskie_chteniya_1.doc | 929 КБ |
Международная ассоциация славянских школ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.»
городского округа Самара
XVIII открытые Международные Славянские чтения:
Секция «Славянская литература»
Тема «Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворениях В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Сопоставительный анализ.»
Автор:
Матухнова Яна,
Ученица 10 класса
МБОУ Школы № 177 г.о. Самара
Научный руководитель:
Шнейдмиллер Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Самара - 2022 г.
Содержание
Введение. Основная часть. | 3 |
Глава 1. Отечественная война 1812 года в русской поэзии 19 века. | 6 |
Глава 2. В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов» | 8 |
Глава 3. А.С.Пушкин о событиях войны 1812 года. | 12 |
Глава 4.М.Ю.Лермонтов «Бородино». | 11 |
Глава 5. Результаты исследования. Заключение. | 18 22 |
Список использованной литературы. | 23 |
Приложение. | |
Введение
2022 год объявлен в России Годом народного искусства и материального культурного наследия. Согласно Указу Президента РФ Путина В.В., который подписан 30.12.2021 года, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".
В этом году исполняется 210 лет Бородинской битве, которая, вне всякого сомнения, является одним из наиболее значимых событий в русской и мировой истории, получившим широкое отражение в русской культуре. Эта памятная дата явилась для меня поводом вспомнить о том, как в русской литературе, в частности, в поэзии 19 века, отразилось это грандиозное событие.
Отечественная война 1812 года – одно из тех событий в русской истории, которые оказали огромное влияние на ход всей мировой цивилизации. В июне 1812 года огромная армия Наполеона вторглась в Россию. 26 августа в 125 км от Москвы на огромном поле близ села Бородино состоялось крупное и решающее сражение, которое часто называют битвой гигантов - Бородинская битва.
Ещё в пятом классе, прочитав на уроке литературы стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», я была поражена тем, как автор от лица бывалого солдата, участника Бородинского сражения, создал реалистическую картину напряженного боя. Я решила проследить, как самое главное событие Отечественной войны 1812 года, Бородинское сражение, изображено в творчестве других русских поэтов 19 века..
3
Актуальность исследовательской работы.
Мое исследование, я думаю, будет интересным для моих одноклассников.
Желание узнать как можно больше о событиях Отечественной войны 1812 года, и в частности, о Бородинском сражении, в связи с юбилейной датой и обусловило выбор темы моего исследования. Особый интерес для меня представляет именно изображение этой битвы в художественной литературе. Поэты 19 века жили в этот период, а некоторые даже являлись непосредственными участниками тех событий.
Цель исследовательской работы.
Посмотреть на Отечественную войну 1812 года и на Бородинскую битву глазами поэтов 19 века, отразивших народный характер сражения, истинный патриотизм и великую силу русского человека в борьбе с захватчиками.
Задачи исследовательской работы.
1. Изучить некоторые произведения поэтов 19 века, посвящённые Отечественной войне 1812 года и Бородинскому сражению в частности.
2. Провести сопоставительный анализ стихотворений В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова по данной тематике.
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
4. Составить сравнительную таблицу по результатам исследования.
Объектом исследования произведения русских поэтов 19 века о Бородинском сражении.
Предметом – идейная проблематика этих произведений, лексика, художественно-выразительные средства, которые используют авторы для выражения идеи.
4
Практическая значимость работы.
Данная исследовательская работа позволит получить информацию об изображении Бородинской битвы в поэзии 19 века, которую можно будет использовать при проведении внеклассных мероприятий и уроков литературы. Итогом моей работы стало создание сравнительной таблицы «Изображение Бородинской битвы в стихотворениях В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова».Данный материал можно использовать на уроках литературы при изучении творчества В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, чтобы более широко и наглядно показать патриотизм русского народа, проявленный в Отечественной войне 1812 года.
Гипотеза: следует предположить, что, при некоторых различиях в стихотворениях разных авторов о Бородинском сражении, общей остаётся идея о героизме и патриотизме русского народа, освободившего свою Родину от захватчиков.
5
Глава 1.
Отечественная война 1812 года в русской поэзии 19 века.
Поэтическая летопись Отечественной войны богата и выразительна. Первые стихотворные отклики на Бородинское сражение появились в печати еще до завершения военной кампании 1812–1813 г. Написанные современниками, нередко очевидцами или участниками военных событий, эти стихи до сих пор представляют интерес не только для специалистов узкого круга, но и для всех, кому дорога историческая память России.
Главное событие Отечественной войны 1812 года нашло отражение не только в стихах великих русских поэтов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, участника сражения поэта и декабриста Ф.Н. Глинки, но и в произведениях менее известных, ныне забытых авторов. Многие из них вошли в изданное уже в1814 г. «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году», составленное при участии В.А. Жуковского и пользовавшееся огромным успехом. И этот знаменитый сборник, и многие другие публикации, на долгое время выпавшие из поля зрения читателей и исследователей, нередко содержат темы, мотивы и сюжеты, дополняющие хрестоматийные тексты.
Среди поэтов, отразивших эту тему в своём творчестве, можно назвать и И.А.Крылова (басни «Волк на псарне», «Обоз» и другие), и гусара Д.В.Давыдова с его стихотворениями «Партизан», «Бородинское поле», и знаменитых В.А. Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Кроме того, тема войны 1812 года, ставшей поистине народной, волновала Н.М.Языкова, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого. Интерес русских поэтов к этому событию
6
вполне понятен, ведь они были современниками тех, кто защитил Россию от наполеоновского нашествия, а некоторые, как, например, Денис Давыдов, Василий Жуковский, сами явились непосредственными участниками тех событий.
В настоящей работе рассмотрены основные исторические вехи войны 1812 года в поэтическом отражении В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
7
Глава 2.
В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов»
В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил генеральную схватку с Наполеоном. Поэт принимал непосредственное участие в самой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бородино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский рассказал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о том, что он видел как непосредственный участник Бородинского сражения: «Накануне сражения... все было спокойно... Тишина, которая тогда воцарилась повсюду, неизобразима; в этом всеобщем молчании, в этом глубоком темном небе, которого все звезды были видны и которое так мирно распростиралось над двумя армиями, где столь многие обречены были на другой день погибнуть, было что-то роковое и несказанное. И с первым просветом дня грянула русская пушка, которая вдруг пробудила повсеместное сражение...»
После Бородинского сражения В.А. Жуковский сопровождает обоз русских раненых и французских пленных, направлявшийся в г. Орел, а затем снова возвращается в действующую армию. Но возвращается уже не в свой полк, а на новую должность: Кутузов назначил поэта чиновником по особым поручениям при Главной квартире. В новые обязанности В.А. Жуковского входило ведение журнала о ходе военных действий. Кроме этого по поручению главнокомандующего Кутузова и генерала Ермолова он подготавливал проекты приказов и донесений. Из страниц донесений, рассказов участников сражений Жуковский представлял себе грандиозность происходящих событий, силу патриотизма и героизма народа, солдат и
8
офицеров, самоотверженную борьбу партизанских отрядов. Позже он скажет о себе так:
В рядах отечественной рати,
Певец, по слуху знавши бой,
Стоял я с лирой боевой
И мщенье пел для ратных братий.
После Бородинского сражения В.А. Жуковский написал самое главное произведение о войне 1812 года - «Певец во стане русских воинов». Оно явилось, по сути, гимном русскому народу, победившему в Отечественной войне 1812 года.
Вечером на поле брани певец в кругу воинов, поднимая кубок, хочет воздать славу героям Отечественной войны. Уносясь мыслью в прошлое, он называет исторических героев, послуживших обороне Родины своим ратным трудом: Святослава, Дмитрия Донского, Петра 1, Суворова.
Центральную часть произведения занимает речь в честь «ратных и вождей», объединённых общей целью - победить врага. Поэт прославляет русский народ, его героев, проявивших бесстрашие, мужество, героизм. Это и сам командующий русской армией М.И. Кутузов:
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!...
9
Это и верные сподвижники командующего - генералы Ермолов, Раевский, Кайсаров, Орлов:
Орлов отважностью орел;
И мчит грозу ударов
Сквозь дым и огнь, по грудам тел,
В среду врагов Кайсаров.
Это и знаменитый командир партизанского отряда Денис Давыдов:
Давыдов, пламенный боец,
Он вихрем в бой кровавый;
Он в мире счастливый певец
Весны, любви и славы!
В.А. Жуковский пишет о тех, кто отличился в славный день Бородина, кто пал смертью храбрых или был тяжело ранен. Он, певец воинской славы, воздает должное всем участникам Бородинского сражения — от командующего и его генералов до простых солдат, основных победителей в решающей схватке над сильнейшим врагом.
«Певец во стане русских воинов» был восторженно принят современниками поэта. Ф.Н. Глинка, участник Бородинского сражения, Иван Лажечников, офицер, будущий автор исторических романов, вспоминали: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских воинов», новейшее произведение г-на Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть... Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой
10
душу воинов!».
После знаменитого сражения под Красным, где русская армия нанесла сокрушительный удар отступавшим французам, В.А. Жуковский был награжден орденом святой Анны II степени и чином штабс-капитана.
11
Глава 3.
А.С.Пушкин о событиях войны 1812 года.
События войны 1812 г были особенно близки юному Пушкину. На момент вторжения Наполеона в Россию поэт находился в Царскосельском лицее. Наполеоновская армия двигалась на Москву, и весной и летом 1812 г. почти ежедневно шли через Царское село войска. Проводы в армию русских полков разожгли в лицеистах патриотические чувства, некоторые из них рвались в бой.
Через два года после войны , 8 января 1815 г., на экзамене в лицее, в присутствии Г.Р. Державина, Пушкин читает свое знаменитое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». В этом стихотворении, покорившем Державина, Пушкин выразил свое отношение к Отечественной войне, в которой так ярко проявились ратные традиции Руси. Юноша Пушкин восхищается ратным подвигам славян-богатырей, отстоявших Родину в 1812 году. Поэт подчеркивает грозную силу врагов, быстрым потоком заполонивших русские поля, неся с собой кровь, пожары, разорение, отмечает всенародный характер войны России против Наполеона.
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
12
Ты в каждом ратнике узришь богатыря…
В пушкинских строках чувствуется суровость и напряжение жестокого Бородинского боя.
Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се - пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.
Пушкин радуется, как с позором бегут захватчики.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут - и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит русский меч.
13
Стихотворение звучит как призыв гениального поэта, великого гражданина России к нынешним поколениям, призывающим на подвиг во имя независимости своего государства. Позднее А.С.Пушкин вернётся к урокам Отечественной войны 1812 года в таких стихотворениях, как «Александру», «Бородинская годовщина», «Наполеон»
14
Глава 4.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
М.Ю.Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 г Он родился в Москве в ночь на 3 октября 1814 г., когда в Москве праздновали победу в войне с Наполеоном. Навсегда в памяти ребенка сохранились рассказы гостей и родственников –участников Отечественной войны 1812 года. Мишель – так называли его дома – с восхищением слушал о событиях недавней войны. Героями рассказов были близкие родственники. Так, отец, Юрий Петрович Лермонтов, был офицером. Он, хотя и вышел в отставку по состоянию здоровья в 1811 году, в 1812-м году вступил в ополчение.
Стихотворение "Бородино"было написано на 25-летие Бородинской битвы. Афанасий Столыпин - брат бабушки поэта, артиллерист, участник Бородинской битвы, когда-то живо и образно поведал юному Лермонтову о ходе великой битвы. Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, который хочет узнать, чем же знаменит этот день, что «недаром помнит вся Россия..».Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Все события в произведении мы видим глазами рядового участника битвы. Рассказ «дяди» не о себе, а о других, он незаметен в единой массе солдат: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны». Лермонтов рисует бой, а не бойцов, изображает общее стремление
15
отстоять Родину. Описание событий так наглядно и живо, что можно
представить себе картину сражения.
Большое значение в этом стихотворении имеет звукопись, помогающая «услышать» сражение.
Звучал булат, картечь визжала.
---------------------------------------
Слились в протяжный вой…
В стихотворении ярко звучат мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер.
Что тут хитрить, пожалуй, к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою.
Для М.Ю. Лермонтова народ - это совокупность сильных личностей.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
16
Богатыри - не вы.
Солдат постоянно подчеркивает общность патриотических целей. Это, пожалуй, основное в стихотворении: единение людей перед лицом врага.
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
«Бородино» вошло в историю русской литературы как самое значительное стихотворение, связанное с темой 1812 года. Неслучайно и то, что ни одно стихотворение, написанное в XIX веке, не звучало с такой силой и актуальностью в годы Великой Отечественной войны, как «Бородино». Публицистика военных лет пестрела цитатами из этого произведения. «Бородино» - величайшая ценность нашей литературы. Нет русского человека, любящего свою родину, который не знал бы этого стихотворения и не был бы обязан Лермонтову своим патриотическим воспитанием.
17
Глава 5.
Результаты исследования.
Внимательно изучив тексты некоторых произведений поэтов 19 века об Отечественной войне 1812 года, а также литературоведческую литературу, я составила сопоставительную таблицу, из которой видно сходство и различие этих произведений.
Критерии сопоставления | В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов» | А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе» | М.Ю.Лермонтов «Бородино» |
1.Особенности жанра произведения | Присутствуют черты баллады, высокой оды. | Соединяются черты оды и элегии. | Напоминает балладу (повествует о легендарном историческом событии). |
2. Тема произведения | События Отечественной войны 1812 года | События Отечественной войны 1812 года | События Отечественной войны 1812 года |
3. От чьего лица ведётся рассказ о событиях 1812 года | Лирический герой – поэт-воин, поэт-патриот, поющий славу русскому оружию. | Лирический герой предстает человеком неравнодушным к судьбе Отчизны, он гордится русскими воинами и своей страной. | О подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает простой солдат., рядовой участник битвы. |
4. Преобладающая лексика. | Торжественный пафос («Хвала вам, чада прежних лет!»), обилие славянизмов («рать иноплеменных», «там днесь его могила», «горе подъял ужасну длань») | Торжественный слог, обилие архаизмов (устаревших слов) | С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, а с другой стороны, присутствуют высокий стиль и яркая образность, призванные подчеркнуть особую значимость изображаемых событий. |
5. Изобразительно-выразительные средства. | Яркие метафоры и перифразы («свирепый пламень брани», погибший – «чести сын», сражающийся воин «летает страхом в тыл врагам»); пышные сравнения, восходящие к фольклору («Орлом шумишь по облакам, // По полю волком рыщешь»). | Поэт использует метафоры: «сердца мщеньем зажжены», «час паденья. Есть в произведении сравнения и противопоставления (антитеза): «стар и млад», «победить иль пасть». Красоту и торжественность звучанию стихотворения придают слова возвышенной лексики: «рать», «млад», «сыны России», «узришь», «святость алтаря»; риторические обращения, восклицательные предложения подчеркивают эмоциональность стихотворения. | Гиперболоы («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ). Эпитеты приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…». «…кивер… избитый…». «…конскими хвостами…» |
6. Идея произведения. | Поэт | Автор восхищается русскими ратниками, он изображает их храбрыми, сильными богатырями, готовыми умереть за свою Родину и за свою веру, отомстить врагу («Сердца их мщеньем зажжены») | В «Бородино» автор, с одной стороны, восславляет силу и отвагу русского народа, преодолевшего страшное испытание, признает заслугу простых солдат, а не облеченных властью полководцев. С другой стороны, Лермонтов выражает сомнение в силе и способности своих современников постоять за Россию так же, как это делали герои «Бородина». |
.
Таким образом, сопоставив данные произведения, я пришла к следующему выводу: несмотря на некоторые различия в лексике и в образе рассказчика, все три произведения на тему Отечественной войны 1812 года несут в себе идею патриотизма как простого русского народа, так и великих полководцев, объединённых одной общей целью – борьбой за свободу Родины.
21
Заключение.
Бородинское сражение, как, впрочем, и вся Отечественная война 1812 года, относится к числу событий мировой и отечественной истории, которые являются знаковыми, привлекающими огромное внимание и обсуждаемыми по сей день.
Сегодня особенно велико значение военно-патриотического воспитания нашего поколения, воспитания гражданской зрелости, бережного отношения к культурному наследию родного края. Огромную роль в этом играет литература. Рассмотренные в данной работе поэтические шедевры являются для нас такими же живыми «документами эпохи», незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно-документальные свидетельства очевидцев.
Пусть не ослабевает в душах людей свет доблести, славы, памяти!
22
Список использованной литературы.
23
В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов» (1813 г.)
А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.)
М.Ю.Лермонтов «Бородино» ( 1837 г.)
Никто меня не любит
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Кто самый сильный?
Чья проталина?
Кто чем богат, тот тем и делится!