О роли местного самоуправления в жизни общества, эффективности его работы, спорят и говорят в настоящее время все, кого интересуют вопросы деятельности местных органов власти. Основной задачей нашего государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Значит, необходимо создать такую систему власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_munitsipalitet.doc | 311.5 КБ |
Всероссийский конкурс «История местного самоуправления моего края», направленный на выявление и поддержку талантливых молодых граждан, активно участвующих в изучении и сохранении истории местного самоуправления родного края
Тема исследования
«История местного самоуправления в Калининградской области и Черняховском муниципальном округе».
Работу выполнили: ученицы 9 класса МАОУ «Калиновская СОШ» Черняховского муниципального округа Калининградской области Зорзи Диана Григорьевна, 15 лет, Кочнева Ульяна Викторовна, 15 лет
Руководитель: Карбовская Тамара Борисовна, учитель истории и обществознания МАОУ «Калиновская СОШ»Черняховского городского округа
Оглавление
Введение………………………………………………………………… 3 - 6
Глава 1. История развития местного самоуправления в Калининградской области и Черняховском городском круге …………...............................6 -9
Глава 2. Местное самоуправление – современность…………………….9 - 14
Глава 3.Заключение………………………………………………………..14-16
Использованная литература и Интернет-ресурсы…………………………16
Приложения……………………………………………………….……….17
Введение
Актуальность.
Реализация прав и свобод граждан, а также создание благоприятных условий для этого - основная задача демократического государства. Рациональное государственное устройство сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой данные задачи решались бы наиболее эффективно. Существует ряд проблем, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
Однако реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях проживания граждан - муниципальных образованиях.
Должны быть, прежде всего, созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
Практическое развитие местного самоуправления предусматривает постановку и решение вопросов совершенствования правовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления.
В Конституции Российской Федерации говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы самоуправления». В политическом развитии современной России немаловажную роль играет местное самоуправление. Впервые, с этим понятием мы познакомилась на уроке обществознания при прохождении темы «Гражданское общество и государство». Словосочетание «местное самоуправление» означает организацию власти на местах, т. е. в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное значение. Муниципальные органы сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в современной России, составляют одну из основ демократического строя. Нас заинтересовало, как и кто осуществляет управление жизнью нашего муниципального округа, какие изменения произошли в нашем округе с момента возникновения органов местного самоуправления. Тема данной работы актуальна, так как о роли местного самоуправления в жизни общества, эффективности его работы, спорят и говорят в настоящее время все, кого интересуют вопросы деятельности местных органов власти. Основной задачей нашего государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Значит, необходимо создать такую систему власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Избранная нами тема касается проблемы деятельности местного самоуправления по обеспечению определенного уровня жизни населения в конкретном муниципальном образовании и созданию условий для реализации гарантированных государством прав и свобод населения, его исторических и местных традиций;
В настоящее время проблема местного самоуправления является объектом пристального внимания со стороны политиков, юристов, экономистов, социологов и, разумеется, историков. Процесс формирования местного самоуправления в России имеет длительную и самобытную историю.
Цель работы: историко-правовое исследование формирования системы органов местного самоуправления в России, Калининградской области и Черняховского муниципального округа
Задачи работы:
- рассмотреть историю развития местного самоуправления в России
-изучить местное самоуправление в советский период;
-развитие местного самоуправления в современной России и в Калининградской области.
Объект исследования: деятельность местного самоуправления Калининградской области и Черняховского муниципального округа
Гипотеза: жизнь изменится, если органы местного самоуправления будут чаще привлекать жителей населенных пунктов для решения существующих проблем. Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы исследования – поисково-исследовательские (сбор информации с использованием информационно-коммуникационных технологий), анализ и систематизация материалов, оформление работы, анализ нормативно-правовых документов, исторической и политической литературы; интервьюирование, анкетирование, опросы, беседы, статистическая обработка данных. Наше исследование очень актуально тем, что оно имеет практическую ценность. Практическая значимость: полученные результаты исследования местного самоуправления можно применять и в современной жизни.
Глава 1. История развития местного самоуправления в Калининградской области и Черняховском муниципальном округе
Как ни странно это может показаться, но конституционные органы государственной власти Калининградской области на год моложе, чем сама область. И объясняется это просто. Самыми первыми управленческими структурами на территории молодой области , находившейся тогда в очень непростой ситуации, являлись чрезвычайные органы власти – управления по гражданским делам. Именно они, просуществовав немногим более года, провели колоссальную работу, позволившую перейти к следующему этапу становления области. 7 апреля 1946 года вышел Указ Президиума Верховного Совета « Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР». В мае 1946 года в Инстербурге сформировано районное Управление по гражданским делам. Размещалось оно в небольшой комнате на нынешней улице Спортивной. Возглавлял управление А.Т.Илларионов (позже Председатель Гусевского горисполкома). 7 сентября 1946 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области. Согласно Указу, в составе Калининградской области было закреплено 14 районов. Инстербургский район был переименован в Черняховский, а город Инстербург – в Черняховск. Имя было дано в честь командующего войсками 3-го Белорусского фронта генерала армии И.Д.Черняховского, который 18 февраля 1945 года был смертельно ранен недалеко от полького города Мельзак. Ознаменовался данный этап принятием 28 мая 1947 года Президиумом Верховного Совета РСФСР постановлением об организации в самой западной и самой молодой российской области конституционных органов государственной власти. Во исполнение Указа исполком Калининградского Областного Совета депутатов трудящихся 30 мая опубликовал решение №1 «Об образовании местных органов власти Калининградской области». Отличительная особенность присутствовала и здесь – вплоть до выборов в местные Советы ( а первые выборы состоятся лишь 21 декабря 1947 года) все властные структуры должны были создаваться исключительно путем назначения. Названным постановлением была создана главная областная управленческая структура – Калининградский облисполком, был утвержден его состав и поставлена задача организовать в самое ближайшее время аналогичные структуры во всех городах и районах области. Облисполком, который расположился в здании по адресу: улица Д.Донского, 1, где располагается до сих пор, - сразу приступил к работе. Его самое первое решение было принято уже 30 мая 1947 года. Упразднялись управления по гражданским делам и устанавливались границы городских земель. В первые месяцы функционирования областными властями было принято немало важных документов: об открытии на территории области больниц, школ, кинотеатров, типографий, отделений госбанка, пионерских лагерей , о телефонизации населенных пунктов, освещении их улиц, восстановлении в них водопроводной сети и многое другое. Такие же документы и с такими же вопросами были приняты и в Черняховском районе. Первым председателем исполнительного комитета Черняховского городского Совета депутатов трудящихся был назначен Николай Григорьевич Зинович. Председателеи райсполкома был назначен А.С. Берендюгин. Но самое главное, что в течение лета и осени 1947 года решениями облисполкома один за другим были созданы ( так же путем назначения ) органы власти во всех районах и городах области- гор- и райисполкомы, призванные непосредственно решать все вопросы жизнеобеспечения населения, работы местных предприятий и т.д. В 1947 году облисполкомом были созданы и райисполкомы в четырех районах областного центра: Сталинградском, Московском, Балтийском, Ленинградском (Центральный район и соответственно райисполком будут созданы позже, в 1952 году). Ну и, конечно, вслед за образованием в марте 1947 года Калининградского областного комитета КПСС во всех городах и районах области, в том числе и в Черняховске и Черняховском районе, появились горкомы и райкомы партии (последний просуществует до августа 1991 года). В городе Черняховске по состоянию на 1 сентября 1947 года проживало 16330 человек, из них немцев -789 человек. В течение первых двух лет были организованы и стали работать важнейшие предприятия жизнеобеспечения. Приступили к работе советские культурные учреждения, складывается система образования. Если довоенный Инстербург считался одним из крупнеших городов Восточной Пруссии, то и советский Черняховск, насколько это было возможно в послевоенные годы, был крупным социально- культурным центром новой российской территории. Несмотря на то, что город еще лежал в руинах, в 1948 году (силами военнопленных) появился первый советский памятник – генралу армии И.Д.Черняховскому и возведен мемориальный комплекс погибшим при штурме Инстербурга на братском кладбище на улице Спортивной. В описании первых послевоенных лет Черняховска много слов «начали», «восстановлен», открылся». Возникал тот промышленный и социальный фундамент, который накладывался на старую хозяйственную и градостроительную сетку и надолго определил структуру экономики и образ жизни одного из главных городов Калиниградской области. К 1949 году инвентаризация хозяйственного наследства была завершена, и решением облиспокома была определена городская черта Черняховска, площадь которога составила 4200 га. В каждом муниципальном образовании Советы должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координировать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового иного обслуживания населения. Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти. При каждом из Председателей были изменения в жизни черняховцев и города Черняховска. Город хорошел и развивался, появлялись градобразующие предприятия, горожане и жители района имели работу,практически в каждом поселке были школы и детские сады, и никто не знал, что осталось совсем немного до коренных изменений в жизни не только страны, области, города, но и в жизни всех людей.
Глава 3. Местное самоуправление – современность.
Правовая основа местного самоуправления в России начала формироваться с 90-х годов XX в. в период с 1990-1993 г.г. Это период возрождения местного самоуправления в СССР и РСФСР в рамках советской государственности, когда, с одной стороны, пытались трансформировать местные Советы из органов государственной власти и управления в органы местного самоуправления, а, с другой, шла активная разработка новой концепции местного самоуправления и его основных институтов.
Так развивался город Черняховск вплоть до 90-х годов 20 века. Девяностые – особый период в жизни всей страны и Черняховска в частности. Таких радикальных перемен в жизни горда не происходило больше ни в одно десятилетие, за исключением первых послевоенных лет. С реформой 24 мая 1991 г. на смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.
25 ноября 1991 года в соответствии с постановлением V cъезда народных депетатов РСФСР от 1 ноября 1991года «О реорганизации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», Указом Президента РСФСР от 25 ноября 1991 года № 239 «О порядке назначения глав администраций» Черняховский горисполком и все исполкомы сельских Советов на территории района были ликвидированы, а для управления городом и районом были образованы администрация Черняховского района и сельские администрации. В должность главы администрации Черняховского района, ставшей исполнительно – распорядительным органом власти в районе, вступил Н.Ф.Заикин. В 1993 году была прекращена деятельность районных и городских Советов народных депутатов, и выбран Совет депутатов муниципального образования. Закон Калининградской области в 1996 году закрепил статус Черняховска в качестве центра административно-территориального образования области Черняховский район». Границы района установлены постановлением Калининградской областной Думы в 1998 году подтверждены областным законом 2010 года. 28 октября 2005 года решением Калининградской областной Думы III созыва принят Закон Калининградской области «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом округа». Местное самоуправление - это возможность на местах самостоятельно решать вопросы собственного жизнеобеспечения, ключевые проблемы хозяйствования с полной ответственностью за принимаемые решения. Оно составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в городе Черняховске осуществляется на принципах:
- гарантированности и самостоятельности местного самоуправления;
- самостоятельности решения населением вопросов местного значения;
- достаточности и соразмерности финансовых средств полномочиям органов местного самоуправления;
- законности и гласности, обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан;
- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. К вопросам местного значения муниципального округа – города Черняховска относятся: осуществление контроля за теплоснабжением муниципальных объектов, обеспечение безопасности дорожного движения на них, обеспечение граждан нуждающихся в жилых помещениях, создание условий для предоставления транспортных услуг населению, участие в профилактике терроризма и экстремизма, разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальноймилицией, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры и многие другие вопросы находятся в ведении муниципального образования. Администрация местного самоуправления обладает иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом. Решения органов местного самоуправления и органов местной власти обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органам местного самоуправления, органами местной власти и гражданами. Следующим этапом нашей работы было ознакомление с деятельностью муниципального образования, на территории которого мы проживаем. Ознакомившись с Уставом муниципального образования «Черняховский муниципальный округ» мы узнали, что статус и границы муниципального образования определены Закон Калининградской области «О статусе и границах муниципальных образований». В 2020 году состоялись выборы депутатов Черняховского городского округа. Возглавляет собрание депутатов, Ковылкин Юрий Алексеевич. Глава администрации муниципального округа С.В.Булычев. Из беседы с ним мы узнали, что бюджет складывается из налогов на доходы физических лиц, налоги на имущество, транспортный, земельный и единый сельскохозяйственный налоги. Черняховск преображается. По всему городу кипит работа по благоустройству города. У нас успешно реализуется проект социального партнерства органов местного самоуправления с руководителями компании «Инфамед К» Андреем Гороховым. Проведя среди жителей анкетирование по вопросу деятельности депутатов, мы получили следующие результаты. (Приложение 1) 1. 80% респондентов всегда ходят на выборы депутатов местного самоуправления. 13 % опрошенных иногда посещают выборы, а 7 % никогда. 2. На вопрос «Как изменились условия жизни в округе за последние несколько лет?», респонденты ответили неоднозначно: 53% считают, что условия остались прежними, 36% жителей отметили, что условия изменились в лучшую сторону, остальные 11% считают, что жить стало хуже. 3. Подавляющее большинство (60%) оценили работу депутатов как удовлетворительную, 30% респондентов отметили хорошую работу депутатов, оставшиеся 10% негативно оценили их деятельность. 4. Наши горожане считают, что депутаты в первую очередь должны обратить внимание на такие проблемы как водоснабжение, уборка улиц, вывоз мусора, качество дорог внутри населенного пункта, возросшие цены на продукты питания. 5.Большинству жителей хочется видеть свой Черняховск чистым, и поэтому 94 респондента заявили, что всегда или иногда готовы ходить на субботники по благоустройству. 6. В социальной сфере односельчан больше всего волнует проблема ремонта дорог улиц,домов, а также отсутствие мест для проведения досуга молодежи (хотя в городе имеется Дом культуры). 7. Проанализировав ответы на вопрос «Откликаетесь ли Вы на просьбы местных органов власти?», мы сделали вывод, что подавляющее число респондентов (70%) всегда готовы помочь местной власти, 23% жителей в редких случаях откликаются на просьбы местного самоуправления, 7% никогда не помогают власти. На основании анкетирования мы сделали вывод: местное самоуправление в городе работает, и люди видят результаты его деятельности. Мы также провели анкетирование среди учащихся 8-9 классов. (Приложение 3) Были получены следующие результаты: 1. 53% учащихся не знают, как называется муниципальное образование, где они проживают, следовательно, надо провести среди них информационную работу. 3. Все 20% знают главу местного самоуправления, 80% не знают. Нужно провести информационную работу 4. 90 % не смогли назвать не одной фамилии депутатов. И в целом, подавляющее большинство учащихся старших классов не знает, в чем состоит работа Совета депутатов. Считаем, что совершенно необходимы встречи депутатов местного самоуправления с учащимися школы, где депутаты могли доходчиво рассказать о своей общественной деятельности. 5. Большинство учащихся считают, что самую большую помощь, которую могут оказать жители местным властям – это поддерживать порядок в округе. 6. Самыми актуальными проблемами у молодежи являются: отсутствие мест для проведения досуга (нет кружков по интересам); безработица (на территории округа мало мест для работы); употребление алкоголя. Кроме этого мы беседовали с депутатами по вопросам их деятельности. Мы узнали, что к ним часто по различным вопросам обращаются жители, на которые необходимо отреагировать. Из ответов депутатов мы сделали выводы, что необходимо регулярно проводить сходы граждан, для решения насущных проблем и регулярно информировать и жителей о своей деятельности. С целью улучшения деятельности органов местного самоуправления мы решили познакомить с результатами опроса и анкетирования Главу Администрации ЧМО Булычева С.В. Со своей исследовательской работой и мультимедийной презентацией я буду выступать на уроке обществознания при прохождении темы: «Местное самоуправление» – в этом я вижу практическую направленность работы.
Глава 4. Заключение
Целью нашей работы было вкратце показать изменение в структуре местного самоуправления в нашем регионе. О многом еще можно говорить, размышляя о развитии местного самоуправления в Калининградской области. Тема эта огромна, как неисчерпаема сама жизнь с ее все новыми и новыми проблемами, которые надо решать. Ясно одно: местное самоуправление - это самый массовый институт гражданского общества в каждом цивилизованном государстве. Так что всем нам - и гражданам, и депутатам, и чиновникам нужно учиться местному самоуправлению, осваивать реальные практики гражданского осознанного действия в локальном месте - поселке, городе, районе, где ты живешь. Иначе ничего в нашей жизни не изменится. Только совместными усилиями власти и граждан можно добиться изменений, которые положительно повлияют на нашу дальнейшую жизнь. На основании изучения научно-политической литературы, проведенных социологических исследований мы сделали следующие выводы: 1. При осуществлении самоуправления разделение на управляющих и управляемых исчезает, т. е. люди управляют общественными делами собственными силами. 2. Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. 3. Население, проживающее на территории местных самоуправлений, постепенно начинает осознавать действенность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение ряда проблем жизнедеятельности людей во многом зависит от них самих. 4. Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации соединение в единое целое интересов государства, общества и личности. 5. Местная власть оказывает помощь конкретным людям по конкретным проблемам. 6.Местное самоуправление, не входит в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством; 7.Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма, открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
Использованная литература и Интернет-ресурсы
1.Европейская хартия местного самоуправления
2.Конституция РФ с изменениями 2020 года.
3.Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4. Устав Калининградской области от 5 декабря 2008 года № 303 «Об изменениях границ муниципальных образований» с изменениями и дополнениями от 2014 г, 20015г, 30 ноября 2016 года. Принят Калининградской Областной Думой четвертого созыва 20 ноября 2008 г.
5. Устав "ЧЕРНЯХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", 2022 год
6. Ерофеев И.В. История Черняховска и Черняховского района, Из-во Калининград, 2010 г
7. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
8. Клименко А.В. Обществознание: Учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Местное_самоуправление
11. Местное самоуправление в современной России. – М.: ИСРМО «Малые города». – Владимир, 2007. – 440 с.: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://*****/balobanov/files
Приложение1
Рис. 1. Всегда ли Вы ходите на выборы депутатов местного самоуправления
Рис. 2. Как изменились условия жизни за последние года
Рис. 3. Как Вы оцениваете работу наших депутатов?
Рис. 4. На какие проблемы следует обратить внимание депутатов местного самоуправления?
Рис. 5. Откликаетесь ли вы на просьбы местных органов власти
Приложение 2.
Анкета для учащихся 8-11 классов
1. Как называется муниципальное образование на территории, которого ты живешь
2.Какие населенные пункты входят с состав твоего муниципального образования3.Как фамилия главы местного самоуправления?_
4.Кого ты знаешь из депутатов местного самоуправления?
5.Чем занимается местное самоуправление?
6.Принимал (а) ли ты участие в акциях, мероприятиях, организованных местным самоуправлением
7. Какую помощь могут оказать своей ближайшей власти граждане поселения?
8.Какие проблемы существуют у молодежи поселения?
Рис. 1. Как называется муниципальное образование на территории, которого ты живешь?
Рис. 2. Кого ты знаешь из депутатов местного самоуправления?
Рис. 3. Принимал (а) ли ты участие в акциях, мероприятиях, организованных местным самоуправлением?
Рис. 4. Кого ты знаешь из депутатов местного самоуправления?
Горячо - холодно
Любимое яичко
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Цветущая сакура
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды