Изучение космоса ведётся человечеством с давних времён. С тех самых пор человечество далеко шагнуло в технологиях по данному направлению . Но с новыми возможностями приходят и новые проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
globalnye_problemy_osvoeni_kosmosa.odt | 565.61 КБ |
Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
<<Зеленовская средняя школа>>
ПРОЕКТ
на тему<<Глобальные проблемы освоения космоса>>
Физика
ученика 11А класса
Шацкова Максима Александровича
Руководитель проекта : учитель физики
Татьяна Анатольевна Тарадеева
Пос. Пригородный
2022г.
Содержание
Введение………………………………………………………….3
Вступление……………………………………………………….4
Взлёт………………………………………………………………4
Полёт…………………………………………………………….5-7
Посадка………………………………………………………….8-9
Проблема : пища и питьё……………………………………….10
Проблема : мышечная атрофия и потеря костной массы…..11-12
Проблема : психическое здоровье…………………………...13-14
Проблема : космический мусор……………………………...15-16
Радиация…………………………………………………………17
Навигация ……………………………………………………..18-19
Ресурсы…………………………………………………………..20
Вывод…………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………….22
Введение
Актуальность:
Актуальность данной темы заключается в том , что на данном этапе развития , человечество стремится в космос , стремится изучить и покорить его, и будет это делать ещё очень долгое время , так как вселенная огромна и она таит много интересного. Но для достижения этих целей нужно преодолеть проблемы , которые этому препятствуют .
Проблема:
Проблема этой темы заключается в том , что люди не интересуются космосом , не знают что он из себя представляет, они не заинтересовываются от том есть ли в глубинах вселенной жизнь как на нашей планете, что из себя представляет наша Солнечная система, какие у неё особенности.
Обоснование выбора темы :
Я выбрал данную тему , потому как она связана с космосом , а космос всегда был мне интересен, он таит в себе множество загадок, он красив и он отличается, что мы можем увидеть на земле. Он просто иной .А всё иное пугает и одновременно притягивает внимание людей.
Цели:
1)Изучить проблемы освоения космоса
2)Выяснить природу их возникновения
3)Узнать какие были предприняты меры для их решения.
Задачи:
1)Найти информацию о проблемах освоения космоса
2)Описать данные проблемы и пути их решения
3)Сформулировать из полученной информации вывод.
Продуктом проекта является презентация , а также макеты космических спутников.
3
Вступление
Изучение космоса ведётся человечеством с давних времён. С тех самых пор человечество далеко шагнуло в технологиях по данному направлению . Но с новыми возможностями приходят и новые проблемы. Проблема освоения космического пространства включает в себя множество подпроблем.
ВЗЛЕТ
Если объект над поверхностью Земли хочет летать свободно, он должен буквально выстрелить вверх со скоростью, превышающей 43 000 км в час. Это влечет большие денежные затраты.Например, чтобы запустить марсоход «Любопытство» на Марс, потребовалось почти $200 миллионов. А если говорить о миссии с членами экипажа, то сумма значительно увеличится.Сэкономить деньги поможет многоразовое использование летающих кораблей.Так , например, ракеты Falcon 9 и Falcon Heavy стали настоящим прорывом последнего десятилетия. Они – результат работы инженеров компании SpaceX, принадлежащей Илону Маску. Самой важной особенностью этих ракет является их частичная многоразовость – первая ступень после выполнения миссии возвращается на Землю. После небольшого технического обслуживания ее можно использовать повторно. Такая схема значительно уменьшает стоимость пуска. Falcon 9 может доставить 22,8 т на НОО1(Приложение 1) и 3,7 т – на ГСО2(Приложение 1). Эти ракеты уже используются для снабжения МКС. Стоимость Falcon 9 составляет 62 млн долларов. Falcon Heavy – это сверхтяжелая модульная ракета, состоящая из трех первых ступеней Falcon 9. Она обходится заказчикам приблизительно в 90 млн долларов. Сейчас Falcon Heavy является самой грузоподъемной из всех существующих космических ракет; также одним из наиболее активно продвигаемых проектов многоразовых ракет является «Байкал-Ангара». Перспективный модуль «Байкал» представляет многоразовый ускоритель (МРУ) первой ступени ракеты-носителя Ангара, разработанный в ГКНПЦ им. Хруничева.
4
ПОЛЕТ
Лететь сквозь космос легко. Это — вакуум, ничто не замедляет космическую ракету. Но при её старте возникают сложности. Чем больше масса объекта, тем больше силы нужно, чтобы переместить его. А ракеты имеют огромную массу.Химическое ракетное топливо отлично подходит для первоначального ускорения, но драгоценный керосин сгорает за считанные минуты. Нам нужен радикальный новый метод для развития скорости полета.
Современные ракетные двигатели неплохо справляются с задачей выведения техники на орбиту, но совершенно непригодны для длительных космических путешествий. Поэтому уже не первый десяток лет ученые работают над созданием альтернативных космических двигателей, которые могли бы разгонять корабли до рекордных скоростей.
EmDrive
Создатель этого двигателя – британский инженер Роджер Шаер, основавший собственную компанию Satellite Propulsion Research в 2001 году. Конструкция EmDrive весьма экстравагантна и представляет собой по форме металлическое ведро, запаянное с обоих концов. Внутри этого ведра расположен магнетрон3(Приложение 1), излучающий электромагнитные волны, – такой же, как в обычной микроволновке. И его оказывается достаточно, чтобы создавать очень маленькую, но вполне заметную тягу. Но, учитывая то, что двигатель Шаера может работать сколь угодно долго, так как не нуждается в запасе топлива (работу магнетрона могут обеспечивать солнечные батареи), потенциально он способен разгонять космические корабли до огромных скоростей, измеряемых в процентах от скорости света.
5
Ионный двигатель
Поток заряженных частиц вещества, то есть ионов, излучают не только звезды. Ионизированный газ можно создать и искусственно. В обычном состоянии частицы газа электрически нейтральны, но, когда его атомы или молекулы теряют электроны, они превращаются в ионы. В общей своей массе такой газ все еще не имеет электрического заряда, но его отдельные частицы становятся заряженными, а значит, могут двигаться в магнитном поле.
В ионном двигателе инертный газ (обычно используется ксенон) ионизируется с помощью потока высокоэнергетических электронов. Они выбивают электроны из атомов, и те приобретают положительный заряд. Далее получившиеся ионы ускоряются в электростатическом поле до скоростей порядка 200 км/с, что в 50 раз больше, чем скорость истекания газа из химических реактивных двигателей. Тем не менее современные ионные двигатели обладают очень маленькой тягой – около 50–100 миллиньютонов. Такой двигатель не смог бы даже сдвинуться со стола. Но у него есть серьезный плюс.ольшой удельный импульс позволяет значительно сократить расходы топлива в двигателе. Для ионизации газа используется энергия, полученная от солнечных батарей, поэтому ионный двигатель способен работать очень долго – до трех лет без перерыва. За такой срок он успеет разогнать космический аппарат до скоростей, которые химическим двигателям и не снились.
Плазменный двигатель
Если степень ионизации атомов становится высокой (порядка 99%), то такое агрегатное состояние вещества называется плазмой.
6
Достичь состояния плазмы можно лишь при высоких температурах, поэтому в плазменных двигателях ионизированный газ разогревается до нескольких миллионов градусов. Разогрев осуществляется с помощью внешнего источника энергии – солнечных батарей или, что более реально, небольшого ядерного реактора.
Горячая плазма затем выбрасывается через сопло ракеты, создавая тягу в десятки раз большую, чем в ионном двигателе. Одним из примеров плазменного двигателя является проект VASIMR, который развивается еще с 70-х годов прошлого века. В отличие от ионных двигателей, плазменные в космосе еще испытаны не были, но с ними связывают большие надежды. Именно плазменный двигатель VASIMR является одним из основных кандидатов для пилотируемых полетов на Марс.
7
ПОСАДКА
Проблема приземления все еще одна из самых актуальных, которую предстоит решить инженерам.
Одной из самых сложных проблем космонавтики является посадка космического корабля или контейнера с научной аппаратурой на Землю или планету назначения. Методика посадки на различные небесные тела существенно зависит от наличия атмосферы на планете назначения, от физических свойств поверхности и многих других причин. Чем плотнее атмосфера, тем проще погасить космическую скорость корабля и посадить его, ибо планетная атмосфера может быть использована в качестве своего рода воздушного тормоза.Можно указать три способа посадки космических кораблей. Первый способ – жёсткая посадка, происходящая без гашения скорости корабля. Сохраняя в момент удара с планетой космическую скорость, корабль разрушается. Например, при сближении с Луной скорость корабля составляет 2,3 – 3,3 км/сек. Создание конструкции, которые выдерживали бы ударные напряжения, возникающие при этих скоростях, - задача технически неразрешимая.Другой способ посадки – грубая посадка с частичным замедлением скорости. В этом варианте при входе ракеты в сферу действия планеты корабль следует развернуть таким образом, чтобы сопла двигателей были направлены в сторону планеты назначения. Тогда тяга двигателей, будучи направлена в сторону, противоположную движению корабля, будет замедлять движение. Поворот корабля вокруг его оси можно выполнить с помощью двигателей небольшой мощности. Одно из возможных решений задачи состоит в установке по бокам корабля двух двигателей, смещённых относительно друг друга, причём силы тяги этих двигателей должны быть направлены противоположно. Тогда возникает пара сил (две равных по величине и противоположных по направлению силы), которая развернёт корабль в нужном направлении.
8
Затем включаются ракетные двигатели, уменьшающие скорость до некоторого предела. В момент посадки ракета может обладать скоростью несколько сотен метров в секунду, чтобы она могла выдержать удар об поверхность.
Наконец третий метод посадки, наиболее важный при доставке на планеты высокоточного научного оборудования и при высадке членов экспедиции, - это мягкая посадка корабля, подобная посадке самолёта на аэродром.
Наиболее трудной является мягкая посадка с приземлением в заранее указанном месте.Если планета назначения не обладает атмосферой, то мягкая посадка может производиться только при помощи тормозных реактивных двигателей, гасящих скорость корабля до нескольких десятков метров в секунду. При этом работа двигателей должна заканчиваться на высоте примерно 10-30 метров от поверхности планеты во избежании пылевого вихря и пожара, обусловленного неполным выгоранием топлива. Удар о планету можно смягчить также при помощи амортизационной системы.
9
ПРОБЛЕМА: ПИЩА И ПИТЬЁ
Современному меню покорителей космоса можно позавидовать: свинина в кисло-сладком соусе, перепела, судак по-польски, осетрина, борщ, грибной суп, греческий салат, омлет с куриной печенью, медовые коврижки, различные творожные, фруктовые десерты и много другой вкуснятины.Особое место в пайке занимает творог с орехами.
Один прием пищи в космосе стоит около 20 тысяч рублей. Высокая цена связана со стоимостью доставки, которую осуществляет грузовой корабль "Прогресс". Несколько раз в год он совершает многодневное путешествие, и космонавты получают долгожданную продуктовую посылку весом более двух тонн.
Впрочем, в будущем питание не нужно будет доставлять с Земли. Ученые разрабатывают плантации для производства еды в космосе. В ходе биологических экспериментов в невесомости уже удалось вырастить лук, зелень и съедобные водоросли. Невесомость не является препятствием для нормального роста и развития растений. Созданы технические средства и разработана технология культивирования, позволяющие компенсировать изменения физических условий среды в невесомости и обеспечить растения всем необходимым для их нормального развития, а сами растительные организмы обладают способностью компенсировать отсутствие вектора гравитации другими тропическими реакциями и обеспечить продукционный процесс сопоставимый с земным. Рост и развитие корневой системы высших растений не зависят от гравитационного фактора. При оптимальном уровне влагосодержания в корнеобитаемой среде, который обеспечивается использованием разработанной технологии культивирования растений в невесомости, масса и распределение корней в субстрате не отличается от таковых при их наземном культивировании.
10
ПРОБЛЕМА: МЫШЕЧНАЯ АТРОФИЯ И ПОТЕРЯ КОСТНОЙ МАССЫ
Космическая медицина имеет дело с абсолютно здоровыми пациентами, она является частью космической биологии и изучает влияние различных внеземных факторов на нормальный организм. Исследования ведутся в двух направлениях: во-первых, это имитация космического полета, его влияния на организм. Производится отбор и тренировка космонавтов. Медики имеют самое непосредственное отношение к созданию комфортабельной кабины снеобходимым микроклиматом в ней, к пошиву космических костюмов, к космической кулинарии и к прочим, казалось бы, не совсем медицинским делам.
Второе направление исследований – непосредственное наблюдение за людьми (космонавтами) во время их полетов. Космические медики отличаются от обычных врачей прежде всего своей тысячекилометровой удаленностью от пациента. Так экспериментальные полеты показали, что длительное пребывание в невесомости не проходит бесследно. Мышцы атрофируются, тело становится неуправляемым. Сбой в обменных процессах и работе сердечно-сосудистой системы и т. д. Год на Земле не убирает последствий полёта, так как в условиях невесомости теряется костная масса, нарушается жировой обмен, мышцы слабеют, и человек вернувшись в обычные условия существования, не может стоять на ногах, а сознание, порой, не выдерживая перепада, попросту отключается. Специалисты утверждают, что последствия продолжительного пребывания в космосе могут быть для человека весьма печальными: это не только проблема с памятью, но и возможная потеря некоторых функций организма, связанных с процессом репродуктивности, возникновение раковых опухолей и многое другое.
11
Космонавтам на Международной космической станции предписано заниматься физкультурой ежедневно два раза по часу, но они всё равно стремительно теряют костную массу.
Искусственная гравитация могла бы решить все эти проблемы разом. Бывший астронавт Лоренс Янг проводит испытания центрифуги для тренировки космонавтов в своей лаборатории Массачусетского технологического института. Испытуемые ложатся набок на платформу и начинают вращать ногами педали на стационарном колесе, а вся конструкция хитроумного изобретения постепенно раскручивается вокруг своей оси. Результирующая сила воздействует на ноги космонавтов, отдалённо напоминая гравитационное воздействие. Тренажёр Янга слишком мал и его нельзя использовать более двух часов в день. Чтобы на борту звездолёта появилась постоянная гравитация, весь космический аппарат должен стать гигантской центрифугой. Корпус корабля можно выполнить в форме гантели с двумя камерами, соединёнными связующей рамой.
12
ПРОБЛЕМА: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Среди многочисленных проблем, связанных с практическим освоением космического пространства, важной является проблема психических реакций и состояний человека в условиях орбитальных полетов, длительных полетов к другим планетам и во время пребывания на их поверхности.В короткой, но динамичной истории космической психологии, тесно связанной с развитием всей космической биологии и медицины, можно выделить три основных периода: период становления и поиска (до первого полета человека в космос), период переоценки значимости некоторых факторов космического полета после первых полетов человека (невесомость, иллюзии пространственного положения) и, наконец, третий, текущий период планомерного исследования и осмысливания данных, полученных в экспериментах и реальных, относительно недлительных космических полетах, нацеленный на создание стройной системы психологической картины жизни и работы космонавтов в длительных межпланетных полетах. (Очевидно, опросы изучения и поддержания психического статуса в условиях жизни на других планетах будут основой следующего периода развития космической психологии.)В этот период широко стала разрабатываться и другая проблема космической психологии: изучение изменений психических функций под влиянием длительного пребывания в вынужденной позе, при резком снижении двигательной активности (гипокинезии). С этой целью применялись различные методические приемы исследования - пребывание в тесном замкнутом помещении, постельный режим, вынужденная поза в кресле или ложементе вплоть до таких жестких форм ограничения подвижности, как фиксация человека в кресле при помощи привязных ремней, а также гипсование, примененные американскими исследователями.
13
В этих исследованиях было обнаружено снижение общего психологического тонуса и появление различных неприятных ощущений, что послужило толчком для разработки специальных двигательных режимов космонавтов, а также системы аутогенной тренировки, т. е. умения попеременно расслаблять и напрягать различные мышечные группы тела, не меняя позы, что достигается с помощью целенаправленного волевого усилия.
В третий период исследования в области космической психологии приняли более широкие масштабы, захватывающие смежные области клинической психоневрологии, инженерной психологии и других наук. Наиболее интенсивно идет разработка ряда областей космической психологии: психологии пространственной напряженности, экологической и групповой психологии, эмоционального напряжения и некоторых других.
14
.ПРОБЛЕМА: КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР
Неожиданная встреча космического корабля с метеоритом может трагично закончиться для летательного аппарата. Также немалую опасность представляют искусственные космические объекты, так называемый космический мусор . Сеть станций наблюдения за космическим пространством США (US Space Surveillance Network) одновременно отслеживает около 17 000 объектов размером с мяч, вращающихся на разных орбитах вокруг Земли со скоростью более 8 километров в секунду. Если учитывать различные обломки и объекты менее 10 сантиметров, эта цифра увеличивается до полумиллиона! И если от подобных обломков корабли защищены многослойными щитами Уиппла4(Приложение 1) из металла икевлара, спасти космический аппарат от столкновения с вышедшим из строя спутником не представляется возможным. А ведь на орбите Земли вращается около 4 000 подобных объектов! Безусловно, Центр управления полётами прокладывает наиболее безопасный маршрут, но отслеживание траекторий движения космического мусора — задача не из лёгких.
Захламление космоса и нежелание людей совместно решать эти проблемы, создаёт угрозу углубления конфронтации между странами. Например, уникальной орбитой, единственной для всех активно работающих спутников связи является геостационарная орбита. Однако на сегодняшний день из 1200 всяких объектов, находящийся на ней, только несколько сот ‒ активно работающие спутники, остальное ‒ «космический мусор» цивилизации. Это говорит о том, что в ближайшие 20 лет, при сохранении такой же интенсивности вывода спутников на геостационарную орбиту в конечном итоге будет исчерпан и уникальный ресурс и многократно возрастёт конкуренция за необходимое место на данной орбите.
15
Поэтому уже сейчас необходимо реализовать программу по выводу из эксплуатации спутников для 90 процентов новых запусков, иначе у нас есть все шансы ощутить на себе прелести синдрома Кесслера. Это гипотетическое развитие событий, при котором космический мусор, появившийся в результате однократного столкновения двух крупных объектов, вызовет цепную реакцию появления новых обломков и новых столкновений и приведёт к тому, что запуски космических аппаратов станут невозможными. В лучшем случае, это произойдёт лет через сто.
Многочисленный мусор, вращающийся в космосе недалеко от Земли, периодически уничтожает или повреждает другие важные объекты. А его постоянно увеличивающееся количество заставляет ученых разрабатывать новые технологии по его ликвидации. Так специалисты института EPFL (Швейцария) представили для этих целей космический аппарат Clean Space размером 30х30х10 см, рассчитанный на одноразовое использование. Его первой целью должен стать швейцарский спутник Swisscube, выпущенный на орбиту в 2009 г. Аппарат-уборщик захватит свою цель и переместится с ней в верхние слои атмосферы, где оба должны сгореть. Стоимость проекта Clean Space оценивается в $11 000 000, а при успешном выполнении миссии планируется наладить его серийное производство, чтобы поддерживать чистоту в околоземном пространстве.
16
РАДИАЦИЯ
Еще одна большая проблема исследования космоса — радиация. Без атмосферы и магнитного поля Земли, нас ждет космическая радиация. Помимо рака, она может также вызвать катаракту и возможно болезнь Альцгеймера.
Когда субатомные частицы стучат в атомы алюминия, из которого сделан корпус космического корабля, их ядра взрываются, испуская еще больше сверхбыстрых частиц, называемых вторичной радиацией.
Есть ли решение этой проблемы? Одно слово: пластик. Он легкий и крепкий, и он полон водородных атомов, маленькие ядра которых не производят много вторичной радиации. НАСА тестирует пластик, который сможет смягчить радиацию в космических кораблях и скафандрах.
17
НАВИГАЦИЯ
«Сеть Открытого космоса», антенны в Калифорнии, Австралии и Испании, являются единственным навигационным инструментом для космоса. Все, что запускается в космос — от спутников студенческих проектов до зонда «Новые горизонты», блуждающего через Пояс Копейра, зависит от них.Но с большим количеством миссий, сеть становится переполненной. Коммутатор часто занят. Так что в ближайшем будущем, НАСА работает над тем, чтобы облегчить нагрузку. Атомные часы на самих кораблях сократят время передачи в половину, позволяя вычислять расстояния с единственной передачей информации из космоса. И увеличение пропускной способности лазеров будет обрабатывать большие пакеты данных, таких как фотографии или видео-сообщения.Но чем дальше ракеты отдаляются от Земли, тем менее надежным становится этот метод. Конечно, радиоволны путешествуют со скоростью света, но передачи в глубокий космос по-прежнему занимают несколько часов. И звезды могут указать направление, но они слишком далеко, чтобы указать , где вы находитесь.Эксперт по навигации открытого космоса Джозеф Гинн хочет проектировать автономную систему для будущих миссий, которая собрала бы изображения целей и соседних объектов и использовала бы их относительное местоположение, чтобы разбить на треугольники координат космического корабля, не требующее никакого наземного управления.Это будет как GPS на Земле.
Для успешного освоения космоса важное значение имеет связь, но большинство современных передатчиков потребляет для передачи данных слишком большое количество энергии, что особенно критично во время длительных космических путешествий.
18
Помочь в этом вопросе может использование новых технологий передачи данных посредством лазера, благодаря которой скорость передачи по сравнению с радио передатчиками увеличится в 10-100 раз.
В качестве эксперимента агентство NASA запустило в сентябре 2017 г. лазерную систему передачи данных LLCD на спутнике LADEE, который занимается исследованием лунной атмосферы. Система показала рекордные показатели: лазерный луч передавал данные на Землю со скоростью 622 Мб/с, а обратно – со скоростью 20 Мб/с.
Смотря на такие проблемы , затраты , опасности , которые нам несёт космос , возникаает закономерный вопрос : ,, А зачем мы вообще туда стремимся ? И ответ на такой вопрос есть.
11 июня 2020 года телескоп eROSITA, установленный на борту российско-германской обсерватории «Spektr-RG», завершил свой первый полный обзор неба. Полученные данные позволили создать самую детальную на сегодня рентгеновскую карту Вселенной, которая включает более миллиона объектов, что примерно вдвое превышает количество источников, открытых за 60-летнюю историю рентгеновской астрономии.
«Большинство вновь обнаруженных источников являются активными ядрами далеких галактик, которые будут использованы для понимания эволюции и процесса роста гигантских черных дыр в течение истории Вселенной. Данные о скоплениях позволят нам отследить развитие самых больших космических структур и наложить ограничения на космологические параметры», – рассказывают участники проекта.
19
РЕСУРСЫ
«На каждой планете есть все химические элементы, хотя концентрации отличаются».. Это все может быть доступным, как только первопроходцы выяснят, как взорвать материю в космосе. Если взрыватели и бурильщики слишком тяжелы, чтоб взять их на корабль, они должны будут извлечь ископаемые другими методами: таяние, магниты или переваривающие металл микробы. И НАСА изучает процесс 3D печати, чтобы напечатать целые здания — и не будет никакой потребности импортировать специальное оборудование.
Так На Луне есть много алюминия.Соседние астероиды — большой источник углеродных и платиновых руд и воды
На Меркурий самый ценный ресурс на планете это почва, и это не потому что она очень плодородная. Все дело в том что в почве Меркурия находится очень много Гелия-3 который планируют использовать для получения чистой энергии без радиоактивных отходов. Также есть основания полагать что в глубине много магния, серы и залежей руды которая очень пригодится при колонизации планеты.
Венера богата на свинец и висмут. Какраз благодаря свинцу планета так ярко светится, ее всегда можно увидеть ночью в небе не вооружённым глазом. Так как планета очень близко к звезде температура порой достигает +500 градусов по цельсию. Добыча ресурсов там может быть очень не простой задачей.
Марс считается наиболее благоприятной для колонизации не только из-за сравнительно небольшого расстояния к нам. В далеком прошлом Марс был очень похож на Землю, поэтому есть основания полагать что под поверхностью есть большой запас жизненно необходимой воды. Также предполагают присутствие железа, меди и золота которые будут очень полезны для развития марсианской колонии.
20
Вывод
В ходе работы над проектом я узнал для себя много нового и о космосе и о проблемах связанных с ним , но всё же я уверен в том , что мы должны продолжать развиваться и в этом направлении , но и не забывать про нашу планету, на которой мы живём и которая является нашей колыбелью и домом.
Литература
https://qil.ru/13-samyh-bolshih-problem-v-issledovanii-kosmosa/
https://22century.ru/popular-science-publications/the-13-greatest-challenges-for-space-exploration
https://topwar.ru/180397-kosmos-prodolzhenie-jekspansii-chelovechestva.html
https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/znan/1988/1/1-problemy.html
https://fb.ru/article/194973/problema-mirnogo-osvoeniya-kosmosa-nashe-buduschee-v-nashih-rukah
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chelovecheskoy-tsivilizatsii-v-kosmicheskom-prostranstve
https://allatra-science.org/publication/problemy-kosmonavtiki-i-ih-reshenie
https://news.myseldon.com/ru/news/index/221637079
http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st013.shtml
https://topwar.ru/162070-proekty-mnogorazovyh-raket-nositelej-v-rossii-est-li-u-nih-buduschee.html
https://www.bsmu.by/allarticles/rubric4/page31/article3614/
https://hitechlabs.ru/poleznye-iskopaemye-planet-solnechnoj-sistemy.htmlhttps://cleanbin-ru.turbopages.org/cleanbin.ru/s/waste/cosmos-waste
https://pikabu-ru.turbopages.org/pikabu.ru
https://qwizz.ru
https://infopedia.su/21x681.html
22
Приложение 1
1)НОО-(Низкая опорная орбита) временная орбита, одна из промежуточных орбит. Первая промежуточная орбита. Орбита, на которую выходит головной блок ракеты-носителя после завершения основной части активного участка выведения космического аппарата.
2)ГСО-(Геостациона́рная орби́та) круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0° широты), находясь на которой, искусствнный спутник обращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси. В горизонтальной системе координат ,направление на спутник не изменяется ни по азимуту, ни по высоте над горизонтом — спутник «висит» в небе неподвижно. Поэтому спутниковая антенна, однажды направленная на такой спутник, всё время остаётся направленной на него. Геостационарная орбита используется для размещения искусственных спутников (коммуникационных, телетрансляционных и т.п.).
3) Магнетрон—электронный электровакуумный прибор, величина протекающего тока в котором управляется электрическим и магнитным полем. Частным случаем реализации прибора (ставшим практически единственным) является вариант с выполнением анодного блока в виде резонаторных структур. Такая конструкция наделяет магнетрон способностью к генерации СВЧ-излучения при взаимодействии потока электронов с электрической составляющей сверхвысокочастотного поля в пространстве, где постоянное магнитное поле перпендикулярно постоянному электрическому полю
4) Щиты Уиппла-(бампер Уиппла) изобретенный Фредом Уипплом , представляет собой тип ударного экрана с высокой скоростью, используемого для защиты космических аппаратов с экипажем и без экипажа от столкновений с метеоритами малого размера и орбитальным мусором, скорости которых обычно колеблются от 3 до 18 километров в секунду
Приложение 2
Магнетрон
Щит Уиппла
Упрямый зяблик
Знакомые следы
Сказки пластилинового ослика
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
«Течет река Волга»