В данной работе кратко рассмотрено положение с учительскими кадрами в России в конце 19 – начале 20 в., подготовка земством учителей в Новгородской губернии и т.п.
Вложение | Размер |
---|---|
mazinskaya_e._po_istorii_novgorodskogo_zemstva.doc | 71 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением математики»
Исследовательская работа
по теме: «Образовательные учреждения Новгородской губернии второй половины XIX- начала XX века»
Выполнила:
Мазинская Екатерина,
ученица 11 класса
Старая Русса
Содержание.
Введение 3
Образование в России конца XIX – начала XX в., подготовка
учительских кадров 4
Мужская и женская учительские семинарии в Новгороде 8
Земская школа 10
Заключение 12
Список литературы 13
Введение.
Земства, как учреждения прогрессивные, содействовали общенациональному развитию России. Они наладили статистику по экономике, культуре и быту, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю, здравоохранение и народное образование. Земства сыграли главную роль в открытии народных училищ. В первую очередь, они взяли на себя расходы на подготовку и содержание сельских учителей.
Состояние начального образования в Новгородской губернии на момент открытия земских учреждений было неудовлетворительным. Одна из главных причин – отсутствие подготовительных учителей. В данной работе кратко рассмотрено положение с учительскими кадрами в России в конце 19 – начале 20 в., подготовка земством учителей в Новгородской губернии и т.п.
Образование в России конца XIX – начала XX вв., подготовка учительских кадров.
Учительские кадры были одной из массовых профессий в дореволюционной России. Они делились на учителей средних школ, обладающих известными правами, и учителей начальных училищ, в большинстве почти никакими правами не обладавших.
Учителя средней школы с высшим образованием были в основном выпускниками историко-филологических и физико-математических факультетов университетов и высших женских курсов. Однако их педагогической подготовке не уделялось достаточного внимания. Только два историко-филологических института давали профессиональную педагогическую подготовку, за что обязывали своих казенных воспитанников прослужить не менее шести лет в средних школах. На преподавательскую работу в среднеспециальные школы шли также часть выпускников технических вузов, преподавание в духовных семинариях вели выпускники духовных академий, а также университетов.
Рост кадров учителей с высшим образованием в средних школах Министерства народного просвещения за 1900-1914гг., показан в следующей таблице (учитываются преподаватели общеобразовательных предметов):
Таб.1 1
Год | Мужские гимназии и прогимназии | Реальные училища | Женские гимназии и прогимназии |
1900 1906 1914 | 2 636 3 164 6 008 | 1 028 1 500 3 215 | - 6 983 11 733 |
Несмотря на рост кадров учителей по сравнению с концом 19в. более чем в 3 раза, в средних школах постоянно имелись вакантные места. Так, в мужских гимназиях и прогимназиях недоставало в 1904-156, в 1906-786, в 1908-1224 учителей.
1. В.Р. Лейкина - Смирская. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М.: Мысль, 1981-с.60
Как и во всех странах Западной Европы, в России усиливался процесс феминизации учительских кадров, причем не, только начальной, но и средней школы. Окончившие женскую гимназию имели право преподавания в частных мужских и женских школах 2-го и 3-го разряда. Только одна классическая гимназия С.Н.Фишер (в Москве) давало право преподавания в четырех низших классах мужских гимназий и во всех классах женских гимназий Министерства народного просвещения.
В 1901г. женщины с высшим образованием получили право преподавания в старших классах женских гимназий со всеми служебными и пенсионными правами. В 1906г. они могли уже преподавать общеобразовательные предметы в четырех младших, а языки - во всех классах мужских средних учебных заведений.
Преподаватели средней школы, по материальному положению приближались к среднему чиновничеству. Они получали служебные и пенсионные права. Оплата их повышалась по мере выслуги лет. Так, в мужских средних школах Министерства народного просвещения учитель с высшим образованием, получал первоначально оклад 900 руб. в год, после четырех пятилетних прибавок учитель без высшего образования, начиная с оклада 750 руб., мог довести его через 20 лет до 1550 руб. Пенсия исчислялась исходя из полного пенсионного оклада, который заслуживался 20-ю годами службы. Для имевших высшее образование этот оклад составил 1800 руб., для не имевших его 1100 руб.
Педагогическую подготовку учителям низших школ давали учительские семинарии и другие подобного типа заведения, куда принимались лица, окончившие высшее начальные училища. В 1916 г. было 189 учительских семинарий и школ. За 1900-1913 гг. они подготовили 20,3 тыс. народных учителей. Кадры народных учителей
пополнялись также различными курсами, устраиваемыми земством, частными лицами и т.п. Правом стать учителем начальной школы пользовались также окончившие духовные семинарии, женские гимназии, епархиальные училища.
Педагогическая подготовка народных учителей вызывала резкую критику общественности. Справедливо указывалось, что в учительские семинарии идут дети крестьян без всякого призвания к своей будущей деятельности, потому что им больше негде продолжать образование и к тому же должность сельского учителя освобождала от воинской повинности. Ставился вопрос о повышении образовательного ценза для учителей низших школ до уровня средней школы с добавлением двухлетнего педагогического курса.
Насколько же наличные учительские кадры народной школы соответствовали качественным требованиям, то есть цензу образования и педагогической подготовки. На этот вопрос частично отвечает перепись начальных школ от 19.01.1911г.
Перепись охватила учителей школ всех ведомств, в том числе и церковно-приходских (без законоучителей). К 1911г. в 100,7 тыс. начальных школ работали 153,3 тыс. учителей (69 984 мужчины и 83 376 женщин). Среди них с высшим образованием 914 (65 мужчин и 849 женщин) – 0,5%; со средним светским образованием – 28 286 (834 мужчины и 27 752 женщин) – 18,5% (почти весь этот контингент составляли окончившие женские гимназии из малоимущих слоев, которые после школы должны были искать заработок); со средним духовным образованием – 25 179 (3 801 мужчины и 21 378 женщин) – 16,5 (это были окончившие духовные семинарии и епархиальные училища, причем опять-таки основную массу составляли женщины, преимущественно дочери сельского духовенства); со средним педагогическим образованием – 25 134 (22 204 мужчины и 2 930 женщин) – 16,5% (здесь основную массу составляли выпускники учительских институтов, а также женщины, окончившие педагогический (восьмой) класс женских гимназий); наконец, с низшим и домашним образованием – 72 915 (42 651 мужчины и 3 264 женщины) – 48% (это были выпускники учительских семинарий и школ, в основном дети крестьян).
Эти статистические данные выразительно говорят и о социальном облике народных учителей. С образованием средним (и выше) – 52%, ниже среднего – 48%. Среднее образование имели около 3/5 учительниц. Большинство учителей были выходцами из крестьянства, а учительниц – из городских слоев и духовенства.
Народный учитель оплачивался дешевле всех и по штатам Министерства народного просвещения, и по земским ставкам. Он с трудом мог содержать семью, учить своих детей. В 1910г. из 153 тыс. учителей общего пола лишь 30,7% состояли в браке.
Оплата народных учителей сильно колебалась в зависимости от средств земств. Для городских учителей в год – 528 руб., для учительниц – 447 руб., для сельских соответственно 343 и 340 руб. Учитель церковно-приходской школы получал 120 руб. в год.
Мужская и женская учительские семинарии в Новгороде.
Несмотря на прилагаемые усилия, образовательный уровень учителей земских школ Новгородской губернии оставлял желать лучшего. В 1901г. в земских школах губернии работало 629 учителей. Специальное образование в объеме учительской школы, семинарии и учительского института имели 243 человека (38,6%). С общим образованием, полученным в средних учебных заведениях, насчитывалось 68 человек (10,8%). Остальные 317 человек (50,4%) имели низшее образование, чьи знания ограничивались только объемом начальной школы.
Учитывая данную ситуацию, а также «феминизацию» педагогических кадров, губернское земство в 1901г. принимает решение об открытии в Новгороде мужской земской учительской семинарии с тремя основными классами. С 1910г. семинария стала четырехклассной. Увеличение периода обучения на один год давало возможность углубить и расширить программу преподавания отдельных дисциплин и повысить качество подготовки будущих учителей.
Семинария находилась в земском имении Григорово и размещалась в специально построенных зданиях, а также в трех помещениях, переданных ей после закрытия сельскохозяйственной школы. Кроме учебных классов в этих зданиях находилось общежитие на 120 мест, столовая, прачечная, квартиры для преподавателей, библиотека и метеорологическая станция.
Здесь в основном обучались дети крестьян. В 1913-1914 учебном году из 122 учащихся – 104 являлись представителями крестьянского сословия. Стипендиатов губернского земства, включая именные стипендии П. Столыпина, Н.Некрасова, было 110, остальные являлись стипендиатами уездных земств. Содержание учащегося обходилось земству в 120-130 руб. в год.
В течение нескольких лет педагогические курсы в Новгороде были единственными специальным женским учебным заведением, в котором осуществлялась подготовка учительниц для школ губернии. Учитывая растущую потребность в учителях и продолжавшуюся тенденцию их увеличения за счет женщин, губернские и городские органы самоуправления совместно с Министерством народного просвещения в 1912г. открыли в Новгороде женскую учительскую семинарию с четырехгодичным сроком обучения.
Размещалась она в трехэтажном здании на углу Дворцовой и Предтеченской улиц, не приспособленном для осуществления учебного процесса. Поэтому в том же году губернская управа и городская душа обратились в Министерство народного просвещения с просьбой о строительстве для семинарии нового здания. Вопрос был решен положительно, однако в связи с начавшейся войной финансирования его прекратилось.
Ежегодно на четырех курсах семинарии обучалось около 110 человек, преимущественно дочерей крестьян. Обучение было бесплатным. Стипендиатам, жившим на частных квартирах или у родителей, стипендии выдавались на руки в размере 180 рублей.
Земская школа.
В ходе практической деятельности земских учреждений в области школьного строительства появилась новая форма начальной школы – земская. Она была рождена совместными усилиями земцев и сельских обществ в конце 70-х – начале 80-х годов 19 века.
Губернское земство направляло учителей в школы, организованные крестьянами, обеспечивало их учебно-методической литературой. Крестьяне покупали или нанимали помещения, а с ним и земельный участок, обустраивали мебелью, обеспечивали освещение, отопление, охрану и ремонт школы. Родители учеников вносили определенную плату на зарплату учителя.
В начале 1900-х годов Новгородское губернское земство провело социальный опрос среди сельских жителей. На первое место в деле школьного строительства крестьяне поставили улучшение качества образования за счет увеличения сроков обучения с 3-х до 4-х лет. Родители учащихся просили связать программы начальной и средней школ, а также дополнить курс обучения занятиями по ремеслу. Эти требования учитывались земскими учреждениями при подготовке и переподготовке учительских кадров.
Земская школа была открыта, как для мальчиков, так и для девочек. В других начальных училищах делали акцент на раздельное образование, что затрудняло вовлечение девочек в процесс образования. С ростом земских школ увеличивается и число учащихся девочек, в 1914/1915 учебном году они составляли 60,1% от всех учеников, тогда как в 1884/1885 учебном году только 19%.
Земская школа была самой дешевой из светских начальных училищ. Земцы стремились, как можно раньше, освободить селян от затрат на образование, сделать начальную школу доступной, бесплатной. С середины 80-х годов 19 века Новгородские уездные земства уже полностью оплачивали труд учителей. Участие сельских обществ в содержании земских школ снизилась с 12,3 % в 1987г. до 2,6% в 1910г. Плату за обучение отменили в 1908г. земская школа стала популярной у крестьян, поскольку приходила в самые отдаленные уголки губернии.
Заключение.
Мы видим, что губернское и уездные земства проявляли неустанную заботу об организации начального школьного образования на территории Новгородской губернии. Работа шла в направлении открытия, как можно большего числа земских школ и стремлении сделать начальное доступным и бесплатным.
Так же земством была проведена большая работа по организации подготовки учительских кадров для начальных школ. Улучшения их профессиональной педагогической подготовки, повышения общего уровня образования. Можно сказать, что земские учреждения играли одну из основных ролей в процессе начального школьного образования на рубеже 19-20 веков.
Список литературы.
Пчёлы и муха
Рисуем подснежники гуашью
Снежная сказка
Лавовая лампа
Философские стихи Кристины Россетти