Цели данного исследования - показать универсальное воплощение образа Александра Невского в разных видах и жанрах искусства. Образ Александра Невского дает широчайшие возможности для развития личности на разных исторических этапах российского общества и государства.История России богата яркими личностями, прославившими ее в веках. Из их лиц складывалось лицо русской истории. Но были среди них те, кто выделяется даже среди этого пантеона великих. К ним принадлежит князь Александр Невский.Его образ сформировался в нашем представлении во многом благодаря произведениям искусства. Его образ сформировался в нашем представлении во многом благодаря произведениям искусства. В данной работе использовался системный подход к анализу источников данной темы. Применялся сравнительный метод для разных комплексов источников.
«Образ Александра Невского в искусстве»
Методы исследования:
Использовался системный подход к анализу источников данной темы.
Применялся сравнительный метод для разных комплексов
источников.
Гипотеза:
Образ Александра Невского дает широчайшие возможности для развития личности на разных исторических этапах российского общества и государства.
История России богата яркими личностями, прославившими ее в веках. Из их лиц складывалось лицо русской истории. Но были среди них те, кто выделяется даже среди этого пантеона великих. К ним принадлежит князь Александр Невский.
Его образ сформировался в нашем представлении во многом благодаря произведениям искусства.
2022 год объявлен годом Петра I, который основал наш город и сделал Александра Невского его святым покровителем.
Самый первый и самый известный литературный источник – «Житие Александра Невского». Написан предположительно в конце ХIII века его современником, скорее всего знакомым в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. Он дает представление об отношении народа к своему правителю. Текст доступен в издании «Памятники литературы Древней Руси XIII век» с вступительной статьей академика Лихачева Д.С.
Первую светскую биографию князя под названием «Жизнь святого Александра Невского» в 1732 г. написал историк Г.Ф. Миллер.
В ХХ веке Александр Невский стал героем очень многих литературных произведений.
До петровских времен образ князя Александра Невского присутствовал только на иконах. Самые ранние из них датированы XVI веком и относятся ко времени его канонизации.
Одно из первых появление святого в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в “ Лицевом летописном своде” XVI века.
Еще одно старинное изображение святого, дошедшее до нас - Миниатюра из Царского титулярника,1672 год. На иконе из собора Василия Блаженного князь в образе схимника изображен в полный рост с рукой, воздетой в благословляющем жесте.
Эта икона необычна тем, что помимо реальных событий из жизни князя, на ней запечатлены и события, которые происходили не при его жизни, а гораздо позже.
Петровские времена принесли моду на светские портреты и картины. В. Васнецов создал эскиз для иконостаса Владимирского собора в Киеве.
Обратите внимание, Васнецов изображает князя не канонически, а в профиль. Мы видим живого участника исторических событий, воина в тяжелых доспехах. Его изображение соединяется с условным фоном русской иконы.
В Санкт-Петербурге в храме Воскресения Христова находится мозаичная икона «Святой князь Александр Невский» по эскизу М. Нестерова.
По иконописному канону, внешнее сходство не имело большого значения.
Прижизненных изображений князя Александра Ярославовича не существует, и как он выглядел на самом деле можно представить только по словесным летописным описаниям. Одно из таких описаний вы видите на слайде.
Образцом для иконописцев и светских художников стала книга 1672 года, больше известная под названием «Царский титулярник», с портретами русских государей.
Меня поразило, как много существует воплощений образа А.Невского в изобразительном искусстве, как много художников обращались к личности князя: их имена вы видите сейчас на слайде.
На открытке из серии, созданной известным книжным графиком Д. Шмариновым во время Великой Отечественной войны, юный княжич изображен после принятия княжеского пострига (посвящение в воины). Был опоясан мечом и посажен отцом на коня.
Большинство художников изображали А. Невского во время войн и сражений, показывали его сильным и смелым полководцем, бесстрашным воином, под чьим командованием была выиграна не одна битва.
Александровский зал Большого Кремлевского дворца, украшает картина профессора исторической живописи Академии художеств Федора Моллера, где запечатлен драматический момент – «Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре».
Моллер выбирал для своих картин самые драматические и самые значимые моменты судьбы Невского.
Александр отверг предложение Папы Римского принять католичество и получить в результате большие выгоды от союза с Западом.
Этот момент и отражен в картине.
Задумчивый князь стоит на пустынном берегу озера. Молится? Мечтает? Или раздумывает о будущем, о своей судьбе? Темная озерная вода как будто указывает, что думы его глубоки и темны, как это озеро. А клубящиеся на небе тучи – о том, что мысли князя тревожны и неспокойны.
Картина «Александр Невский у Плещеева озера» С.Рубцова посвящена периоду в жизни князя, когда новгородцы вместо благодарности за спасение изгнали князя из города и он вернулся в родной Переяславль.
Триумфальному въезду князя в Псков после легендарного Ледового побоища посвящено одно из самых масштабных полотен XVIII века Григория Угрюмова, которого некоторые считают создателем жанра исторической живописи.
Картина была заказана императрицей Екатериной II для Троицкого собора Александро-Невской лавры. Если вы внимательно вглядитесь, то можете заметить, что художник придает триумфатору на белом коне черты будущего Александра I, любимого внука Екатерины.
Образ Александра Невского возникал в критические моменты, перед опасностью для существования государства, как символ надежды на победу над врагом.
Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, в 1942 году, в годовщину победы на Чудском озере, Владимир Серов пишет «Ледовое побоище».
В 1945 победном году этот же художник пишет «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». По площади древнего Пскова торжественно с хоругвями и знаменами движется дружина новгородского князя. Александр сидит на вороном коне (в картине Г. Угрюмова конь белоснежный). Это исторический факт – Невский выбирал коней только этих двух мастей- белых или вороных.
Ликование встречающего народа, мужество русских воинов, величие князя – все это так совпадало с настроением победителей в Великой Отечественной и тех, кто ждал их с победой.
Воплощение образа Александра Невского очень ярко прозвучало в произведении Сергея Прокофьева к фильму «Александр Невский».
Режиссер Сергей Эйзенштейн снял его еще до войны, в 1938 году. Главную роль сыграл известный актер Николай Черкасов. Именно его профиль отчеканен на ордене Александра Невского, учреждённом в 1942 году.
Перед композитором стояла сложнейшая задача – отобразить музыкально подвиг русского народа и победу над захватчиками.
Хор «Вставайте, люди русские…» был особенно любим и часто исполнялся по радио. Я думаю, что на авторов песни «Священная война», начинающейся со слов «Вставай, страна огромная…», повлияли слова хора «Вставайте, люди русские…». Мне трудно представить, как удалось Прокофьеву создать музыку, где слышно карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда.
Кстати, фильм «Александр Невский» вплоть до 1966 года был запрещен в ФРГ для публичных просмотров.
И после войны советские художники продолжали писать исторические картины, где был изображен Невский. Самое известное творение – триптих П. Корина «Александр Невский», в котором центральная часть – портрет князя во весь рост. Он стоит на рубеже русских земель, опираясь на меч. Он готов к битве, спокоен и сосредоточен, потому что за ним – правда, а значит и сила.
Меч Невского в легендах наделен мистической силой, ведь с ним Невский не проиграл ни одного сражения. Существует легенда, что Россия будет несокрушимой до тех пор, пока меч князя хранится в родной земле.
Павел Рыженко – современный художник, написал картину «Александр Невский и Сартак». На этом полотне правнук, сын Батыя, мусульманин Сартак и православный князь Александр Невский.
Как найти общий язык людям разной веры, живущим рядом, но соблюдающим свои традиции и обычаи – этот вопрос актуален сегодня.
Сартак стал первым христианином в Орде, может быть под влиянием Невского. И неизвестно, как бы могла повернуться история, когда Сартак после Батыя принял Орду, если бы не был вскоре отравлен по приказу собственного дяди.
Но пока он полон сил, и их общая молитва с русским князем, их почти братские отношения дают надежду на лучшее.
Существует целая галерея скульптурных изображений Полководца в разных городах России. Мы их насчитали более семидесяти. В сентябре 2021 года открыт памятник Александру Невскому в деревне Самолва Гдовского района Псковской области. Он находится на берегу Чудского озера, примерно на том месте, где в 1242 году произошло Ледовое побоище.
В Санкт-Петербурге в наземном вестибюле станции метро «Площадь Александра Невского» главной достопримечательностью является огромное мозаичное панно, автор которого - монументалист Александр Кирович Быстров.
Произведение интересно не только с художественной точки зрения, но и тем, что являет собой нечастый пока случай, когда студенческий диплом оказался претворенным в жизнь.
Заключение
Образ Александра Невского на разных этапах исторического развития нашей страны являлся источником патриотического воодушевления, примером более чем семисотлетнего самоотверженного служения Отечеству.
Личность Александра Невского сегодня помогает нашим современникам осознать, что защита своих национальных интересов, отстаивание своего суверенитета, укрепление собственных исторически сложившихся традиционных ценностей – необходимое условие существования государства и сохранения народа как нации.
Как нарисовать зайчика
Горка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Кто должен измениться?
Кактусы из сада камней