Информационный проект имеет чёткую структуру и состоит из введения, основной части (глав, освещающих теорию изучения вопроса и практику анализа литературного материала), заключения, списка литературы. Работа написана научным языком. Оформление статьи и презентации соответствует предъявленным требованиям.
Во введении ученица обосновала актуальность работы, сформулировала цель проекта, заострила внимание на постановке конкретных задач.
В изложении материала основной части проектной работы следует отметить чёткость и последовательность. Автор проекта изучил историю формирования бальной культуры в нашей стране на протяжении нескольких веков. Для написания практической части работы Масма осуществила отбор языкового материла, его классификацию. Должное внимание было уделено работе со словарями для объяснения значений и этимологии названий бальных танцев. Список литературы содержит разнообразные источники информации, оформленные в соответствии с требованиями.
XX школьная научно-практическая конференция «Учись учиться»
История бальной культуры России, отражённая в слове
Автор: Нуриева Масма Джахид кызы,
ученица 9 класса МБОУ СОШ №44
Научный руководитель:
Симоненко Ирина Олеговна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Мурманска СОШ №44
Мурманск
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение …………………………………………………………….……………....………...3
2.1. Бальные традиции России……………………...…..………..…..…………….…..…...…...5
2.2. История происхождения названий бальных танцев………………………...……………5
3.Заключение………………………………………………………………………...……....…..8
Список литературы………………………………………………………………………......….9
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях Российской империи, высших школах, иностранных пансионах обучение бальному этикету и танцам было обязательным. В России образованные люди не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели прекрасно их исполнять. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. В XVIII-XIX веках Петербург и Москва являлись самыми значительными хореографическими центрами Европы.
Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное её забвение в советское время сменились в XXI веке интересом общества к танцевальной культуре, которая складывалась в России на протяжении веков.
В наши дни по всей стране действует огромное количество танцевальных студий классического танца. Обучение хореографии является обязательным в кадетских корпусах и военных училищах. Ежегодно тысячи молодых людей и девушек становятся участниками Балов Выпускников, Кадетских, Лейтенантских балов и Международного Кремлёвского кадетского бала в Москве.
В этом году ученики кадетских классов нашей школы стали участниками Регионального кадетского бала. Это событие погрузило нас в удивительную атмосферу бального этикета и классического парного танца. Физические упражнения дали пищу для ума и подтолкнули меня к проведению небольшого исследования.
Цель данной работы – изучить историю бальных танцев через языковой анализ их названий.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Объектом нашего исследования стали бальные танцы, которые в разное время были популярны в России. Предмет – названия бальных танцев. Материалом для изучения стали 15 наименований.
Методы исследования: описательный метод, анализ и синтез полученных данных.
2.1. Бальные традиции России
Начало истории балов в России связывают с Петром I: в 1718 году Император повелел проводить ассамблеи, которые постепенно приучили русских дворян к западной традиции танцевать. Хозяева и гости таких ассамблей не то чтобы были в восторге от причуды правителя, но деваться было некуда: и жен с дочерьми приводили, и танцевать себя заставляли – эти мероприятия были объявлены обязательной к исполнению традицией.
Но вот наступила эпоха императриц, а те настолько любили наряжаться и показываться во всем своем великолепии на балах, что и аристократия очень скоро полюбила этот вид времяпрепровождения. Никто никого больше не принуждал – наоборот, получить приглашение на бал считалось честью и свидетельством принадлежности к привилегированным кругам общества. Присутствуя на балах, было довольно легко завести нужные знакомства, добиться расположения ценных гостей, удачно выдать замуж дочь или женить сына. Правда, одним лишь прибытием на бал дело теперь не ограничивалось: настало время особого церемониала и строгого бального этикета.
Для дворян бал был местом отдыха и общения. Балы проходили в огромных и великолепных залах. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество столов для карточных игр. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы.
В XVIII веке было принято открывать бал полонезом. Он же стал первым танцем, какому научился Пётр I в Немецкой слободе. Со временем этот танец заменил менуэт. Вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон.
Полонез, которым открывался бал, длился до 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, прогулкой под музыку, во время которой дамы встречали кавалеров. При этом хозяин шел в паре с самой почетной гостьей, а хозяйка – с самым почетным гостем. Этот танец предполагал демонстрацию нарядов и умения держать осанку. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор».
В начале XIX века иногда вместо полонеза исполнялся менуэт, танец XVII в., который в XVIII в. считали зажигательным. Он предусматривал хаотичное передвижение по залу (иногда по коридорам и саду) с выполнением поклонов и реверансов. Исполнялся он на полупальцах, длился долго и, кстати, требовал от танцующих выносливости и хорошей физической формы – движения в менуэте со временем становились все более сложными. Императрица Елизавета Петровна, которая славилась тем, что могла подряд протанцевать несколько менуэтов, была, по общему признанию, одной из самых неутомимых дам среди танцевавших этот танец. Но постепенно популярность менуэта снижалась; к тридцатым годам XIX века менуэт уже редко включался в программу бала.
Самым известным бальным танцем является вальс. Впервые вальс стал популярен в Вене в 1780-х гг. Долгое время вальс считался не только романтическим, но и в некотором смысле неприличным танцем: партнер приближался к даме очень близко, обхватывал её за талию и кружил ее по зале.
Мазурка — это королева бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. Умение хорошо танцевать мазурку приравнивалось к «высшему» бальному образованию. На мазурку кавалеры приглашали дам заранее, потому к моменту её начала все пары уже были сформированы. После танца партнёры провожали дам на ужин, ухаживали за ними и проводили его за беседой друг с другом.
В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, перепрыгивают через платок или карту.
На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, гросфатеры, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов. Иногда, помимо этих обязательных танцев, могли танцевать «мелкие» танцы – венгерку, краковяк, падекатр, падепатинер, падеспань. Их место, как правило, было между вальсом и кадрилью или между кадрилью и мазуркой.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам.
2.2. История происхождения названий бальных танцев
Заинтересованные необычностью названий бальных танцев, мы решили выяснить историю происхождения - этимологию слов. Поскольку большинство слов явно имеют признаки заимствования, за информацией об языках-источниках мы обратились к словарям иностранных слов. Анализ статей позволил нам выяснить следующее.
Большинство названий танцев имеет французское происхождение
Полонез (франц.) – «польский» танец.
Кадри́ль (фр. quadrille от исп. cuadrilla — буквально «группа из четырёх человек») — народный и бальный парный танец французского происхождения.
Падепатинер (от фр. pas de patinеur) – «танец конькобежца». Танец появился в России в 1890-х гг.
Названия часто указывали на родину танцев и людей, которые танец придумали.
Гавот (франц.) - танец гавотов, жителей области Овернь во Франции.
Мазурка (польск.) – польский народный танец, получивший имя от наименования жителей Мазовии - мазуров.
Краковяк (польск.) - производное от «краковяков» — жителей Краковского воеводства. В XIV в. распространился в шляхетской среде. В старину его танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной.
Венгерка (русск.) – название бального танца, основанного на народном венгерском танце «чардаш».
Порой в основу названия ложился случай, подмеченная особая манера исполнения или пикантная деталь:
Гросфатер (немецк.) – «дедушка»; получил название от упоминания «дедушки» в припеве песни.
Котильон (франц.) – «нижняя юбка». Танец был веселым и непринуждённым. Во время вращений были видны нижние юбки дамских платьев.
Падепатинер (от фр. pas de patinеur) – «танец конькобежца».
Менуэт (фр. menuet < menu «маленький, мелкий») - старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный на маленьких шагах и поклонах.
Некоторые танцы получили названия в России:
Полька (русск.) – название народного танца, который появился в середине XIX в. в Богемии (современная Чехия). В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в петербургском обществе.
Падеспань (фр. pas despagne - «танец на испанский манер») состоял из элементов сценического испанского танца, Автор танца — русский артист балета Александр Александрович Царман. Он впервые представил падеспань 1 января 1901 г. в зале Благородного собрания Москвы. Падеспань получил известность в Восточной Европе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материал, изученный в ходе написания работы, расширил мой кругозор. Мы выяснили, что родиной многих танцев и законодательницей моды для русского светского общества являлась не только Франция, но и Польша. Думается, что в XVIII-XIX веках дворяне знали, танцы каких народов они исполняют на балу. В этом контексте изучение бального танца не являлось простым обучением хореографии. Танец знакомил с культурой и традициями других стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Марши для детей в классической музыке
Нечаянная победа. Айзек Азимов
На берегу Байкала
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Фокус-покус! Раз, два,три!