Влияние речевых ошибок блогеров на речь подростков
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevye_oshibki.docx | 470.12 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Солтонская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Солтонская СОШ)
Влияние речевых ошибок блогеров на речь подростков
(Индивидуальный проект)
Руководитель проекта:
Фролякина Тамара Николаевна
Проект выполнили:
ученицы 10 класса
********* Алина Андреевна,
********** Ирина Андреевна
Проект допущен к защите
«___» __________________2022г
Проект защищён
«___» __________________2022г
Оценка_________________________
с. Солтон – 2022
Оглавление
Введение Глава I. Понятие речевой ошибки 1.1 Виды речевых ошибок 1.2 Классификация основных стилистических речевых ошибок 1.3 Классификация лексических речевых ошибок Глава II. Экспериментальная работа 2.1 Описание экспериментальной работы 2.1 Анализ полученных результатов Заключение Список использованных источников Приложение | 3 4 4 5 6 7 7 7 10 11 12 |
Введение
Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч… И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку.
Ленин В. И.
Мы живем в интересный период, в век, когда то, без чего мы вполне могли обходиться еще вчера, сегодня становится необходимым не только для удовлетворения личных потребностей, но и для развития общества в целом. Интернет сейчас превратился во всемирную сеть обмена информацией. Современные подростки, проводят довольно много времени в социальных сетях. Подростки в сетях общаются, слушают музыку и наблюдают за популярными блогерами. Блогеры очень сильно влияют на речь подростков и детей. Ни для кого не секрет то, что речь современных популярных блогеров далека от совершенства. Подростки, наблюдая за жизнью своих кумиров, начинают копировать их несовершенную манеру речи, тем самым совершая их речевые ошибки.
Актуальность работы состоит в том, чтобы рассмотреть речевые ошибки блогеров и определить степень их влияния на речь современных подростков.
Цель проекта: осветить состояние речи популярных блогеров, провести анализ их речи, выявить соответствия современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, определить влияние речи блогеров на аудиторию на примере учеников МБОУ Солтонской СОШ. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы речевых ошибок.
2. Провести анкетирование среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ и составить рейтинг блогеров популярных в данной среде.
3. Проанализировать видео блогеров, популярных среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ, и найти их речевые ошибки.
4. Сопоставить данные, полученные в результате эксперимента, сделать вывод.
Объект исследования: речь блогеров.
Предмет исследования: речевые ошибки блогеров и их влияние на речь подростков.
Аналитический материал проекта: интернет - ресурсы.
Глава I. Понятие речевой ошибки
1.1 Виды речевых ошибок
Речевая ошибка – это ошибка, связанная с неверным или с не самым удачным употреблением слов или фразеологизмов. Основные причины речевых ошибок - непонимание значения слова, лексическая сочетаемость, употребление синонимов, употребление омонимов, употребление многозначных слов, многословие, лексическая неполнота высказывания, новые слова, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, диалектизмы, разговорные и просторечные слова, профессиональные жаргонизмы, фразеологизмы, клише и штампы.
Виды речевых ошибок:
• орфоэпические;
• морфологические;
• орфографические;
• синтаксически-пунктуационные;
• стилистические;
• лексические.
Орфоэпическая ошибка
Ошибки, связанные с нарушением норм литературного произношения и обусловленные воздействием диалектов, жаргонов, просторечия, письма (так называемого побуквенного произношения), интерференцией родного языка.
Например, произношение слова «коридор» как «колидор»
Морфологическая ошибка
Морфологические ошибки получаются из-за неправильного образования форм слов различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в употреблении рода и числа.
К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении множественного числа.
Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж слова «яблоки» – «яблок». Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму «яблоков».
Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:
«Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово «пятьдесят» употреблено в неправильной форме. Верное написание: «Компания владела пятьюстами пятьюдесятью тремя филиалами», так как в составных количественных числительных склоняется каждое слово.
В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более красивый».
Орфографическая ошибка
Орфографические ошибки – это неправильное написание слов. Они возникают тогда, когда человек не знает правильного написания слова. Распространенный пример: написание слова «извини» через «е». [2]
Синтаксически-пунктуационная ошибка
Эти виды речевых ошибок возникают при неправильной постановке знаков препинания и неверном соединении слов в словосочетаниях и предложениях.
Пропуск тире, лишние запятые – это относится к ошибкам пунктуации. Нарушение правил синтаксиса встречается часто. Распространены ошибки в согласовании. «Человеку для счастья нужно любимое место для отдыха, работа, счастливая семья». Слово «нужно» в этом предложении не подходит при перечислении. Необходимо употребить «нужны». Профессиональные редакторы считают, что часто встречается ошибка в управлении. Когда слово заменяется на синоним или же похожее слово, но управление с новым словом не согласуется.
Пример ошибки в управлении: «Они хвалили и приносили поздравления Анне за победу». Они хвалили Анну. Они приносили поздравления Анне. Части предложения не согласуются из-за неправильного управления. После «хвалили» необходимо добавить слово «ее», чтобы исправить ошибку. [3]
Стилистическая ошибка
В отличие от других видов ошибок, стилистические основываются на искажении смысла текста.
1.2 Классификация основных стилистических речевых ошибок
Плеоназм. Это избыточное выражение. Автор выражает мысль, дополняя ее и так всем понятными сведениями.
К примеру, «прошла минута времени». Минута – это единица времени.
Клише. Это устоявшиеся словосочетания, которые очень часто используются. Клише нельзя полностью отнести к речевым ошибкам. Иногда их употребление уместно. Но если они часто встречаются в тексте или же клише разговорного стиля используется в деловом – это серьезная речевая ошибка.
К клише относят выражения «одержать победу», «золотая осень», «подавляющее большинство».
Тавтология. Ошибка, в которой часто повторяются одни и те же либо однокоренные слова. В одном предложении одно и тоже слово не должно повторяться. Желательно исключить повторения в смежных предложениях.
Предложение, в котором допущена эта ошибка: «Петя любил ходить на рыбалку и ловить рыбу».
Нарушение порядка слов. В английском языке порядок слов намного строже, чем в русском. Он отличается четким построением частей предложения в определенной последовательности. В русском языке можно менять местами словосочетания. Но при этом важно не потерять смысл высказывания.
Для того, чтобы этого не случилось, нужно помнить два правила:
Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным в зависимости от подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения должны согласоваться с теми словами, от которых они зависят.
Лексическая речевая ошибка
Ошибки возникают тогда, когда люди пишут или говорят о том, в чем не разбираются. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:
• Слово устарело и редко используется в современном русском языке.
• Слово относится к узкоспециализированной лексике.
• Слово является неологизмом и его значение не распространено. [3]
1.3 Классификация лексических речевых ошибок
Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями.
Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».
Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».
Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».
Непреднамеренное образование новых слов.
Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. [4]
Глава II. Экспериментальная работа
2.1 Описание экспериментальной работы
С целью выявления связи между ошибками в речи блогеров и речью современных подростков нами была проведена экспериментальная работа. Данная работа состояла из трех частей: наблюдением за речью учащихся, анкетированием, выявившим интересы школьников, а также анализом и сопоставлением полученных данных.
В ходе наблюдения за речью одноклассников, а также учащихся других классов нами были замечены распространенные речевые ошибки, которые совершаются учащимися МБОУ Солтонской СОШ.
Мы разработали анкету, состоящую из 5 вопросов (Приложение 1). Вопросы анкеты были ориентированы на выявление интересов учащихся МБОУ Солтонской СОШ.
В дальнейшем мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ. На вопросы нашей анкеты ответили учащиеся с 5 по 11 класс.
Проанализировав полученные данные, мы составили рейтинг популярных блогеров.
Также в ходе эксперимента, исходя из ответов, мы определили, как подростки относятся к ошибкам в речи блогеров, и узнали мнение учащихся насчёт того, должны ли блогеры обладать грамотной речью.
2.2 Анализ полученных результатов
Данные полученные в ходе анкетирования были нами проанализированы и визуализированы. На рисунке 1 показана диаграмма «Есть ли у вас любимый блогер?», наибольшее количество подростков ответило «Да».
Рисунок1. Есть ли у вас любимый блогер?
82,4% опрошенных указали, что у них есть любимый блогер, просмотру контента которого они уделяют значительную долю своего свободного времени.
На рисунке 2 показана диаграмма «Кто является вашим любимым блогером?».
Рисунок 2. Кто является вашим любимым блогером?
Из данной диаграммы видно, что интересы учащихся довольно разнообразны. В топ «Любимых блогеров» входят: Куплинов Play, Дима Масленников, Компот.
На рисунке 3 показана диаграмма «Замечали ли вы ошибки в речи блогеров?», наибольшее количество подростков ответило «Нет».
Рисунок 3. Замечали ли вы ошибки в речи блогеров?
Это говорит нам о том, что любимый блогер для многих подростков является авторитетом, в речи которого они даже не замечают ошибок, потому что думают, что их кумир не может ошибаться.
На рисунке 4 показана диаграмма «Как вы относитесь к ошибкам, которые допускают блогеры?». 63,7 % подростков относится к ошибкам блогера нейтрально, а 31,4% и вовсе одобряют ошибки в речи своих кумиров.
Рисунок 4. Как вы относитесь к ошибкам, которые они допускают блогеры?
Эти данные заставляют серьезно задуматься, ведь подростки, относящиеся положительно или нейтрально к ошибкам, которые ежедневно слышат в речи блогера, рискуют сами намного чаще ошибаться.
На рисунке 5 показана диаграмма «Должны ли блогеры обладать грамотной речью?» наибольшее количество подростков ответило «Нет»
Рисунок 5. Должны ли блогеры обладать грамотной речью?
61,8% опрошенных не считают, что речь блогера обязательно должна быть грамотной. Это говорит о том, что подростки любимому блогеру готовы простить речевые ошибки, и они готовы закрывать на них глаза.
Заключение
В нашей работе мы осветили состояние речи популярных блогеров, провели анализ их речи, выявили соответствия современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, а также в ходе эксперимента определили влияние речи блогеров на аудиторию на примере учеников МБОУ Солтонской СОШ.
Результаты, полученные нами, заставляют задуматься над тем, что мы, на самом деле недооцениваем влияние популярных блогеров на современных подростков. Школьники проводят большую часть своего свободного времени в сети. Эта среда отнюдь не благоприятна для формирования культуры речи. Велика доля популярных среди подростков блогеров, которые не только совершают ошибки в речи, но и совершенно не следят за тем, что произносят на большую аудиторию. Школьники, с ещё не сформировавшимся лингвистическим мышлением, поддаются влиянию авторитетных для них людей и повторяют, возможно сами того не осознавая, ошибки вслед за ними.
Мы рекомендуем не копировать манеру речи блогеров, а больше следить за своей манерой речи и её грамотностью.
Список использованных источников
Приложение 1
Анкета
Весенняя гроза
Как зима кончилась
Твёрдое - мягкое
Наводнение
Сказка "Колосок"