Актуальность работы состоит в том, что культура и быт семьи строится на знаниях национальных традиций, которые составляют культурное достояние любого народа.
Цель проекта: узнать о традициях армянского народа и сохранить их для следующих поколений.
Задачи:
Объект исследования: культура армянского народа.
Предмет исследования: традиции и быт армянского народа.
Гипотеза: знания о культуре – это ключ к пониманию традиций народа. В современном мире у всех народов утеряно много традиций, теряется и преемственность поколений, а это в свою очередь влияет на уровень культуры.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические: изучение и анализ научных источников,
наблюдение (целенаправленное восприятие объекта исследования).
Научная значимость заключается в изучении влияния традиций на культуру и быт семьи с исторической точки зрения.
Социальная значимость в том, чтобы ознакомить сверстников с элементами традиций, которые закладывались нашими предками, чтобы они не были утеряны во времени.
Личностная значимость состоит в том, чтобы открыть для себя много нового и интересного в традициях армянского народа.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов проекта при проведении классных часов и общешкольных мероприятий, посвященных национальным традициям и обычаям народов проживающих на территории России.
Выводы по исследованию:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_armenii.docx | 56.45 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Старополтавская СШ» Старополтавского района Волгоградской области
Исследовательский проект по истории
Тема: Культура Армении
Проект подготовил:
ученик 7 «а» Манвелян Ю.К
Руководитель проекта:
учитель истории и
обществознания
Улановская О.А.
С.Старая Полтавка, 2022
Оглавление
Стр. Введение 3-4 Глава 1 Культура и национальные традиции 5-11 |
1.1. Религия. Религиозные и народные праздники 5-8 |
1.2. Армянская национальная кухня 9 |
1.3. Народное творчество 10 |
1.4. Развитие письменности 11 |
Глава 2 Семейные традиции 12-14 |
2.1. Свадебные обычаи 12 |
2.2 . Рождение ребенка 13-14 |
Заключение 15 Источники 16 |
Введение
Любовь к Родине, к земле, на которой ты родился и вырос, стремление сберечь, украсить и защитить ее – нет ничего сильнее и благороднее и прекраснее этих чувств. С детства каждый из нас впитывает запахи и краски степи, любуется лесами и лугами , синевой ясного неба. История родного края – это то, чем мы живем, на чем воспитывалось не одно поколение наших предков.
Так вышло, что я живу в России, я родился здесь, здесь родились мои братья и сестры, здесь живут мои родители. Я учусь в школе, говорю на русском языке, знаю традиции и обычаи России, но моя этническая Родина – это Родина моих предков, Армения. Армению и Россию связывают многовековые дружеские отношения, традиции, обычаи и религия. Очень много армян проживает в России и считают ее своей второй Родиной, но все же я считаю, что мое поколение должно хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Народная мудрость гласит «Чтобы жить благоразумно, изучай усердно дела своих предков». Человеку любой национальности, живущему в многонациональном мире, не надо отрываться от своих корней, забывать свое традиционное, родное: культуру, обычаи, песни, обряды, праздники.
Много веков армяне живут в соседстве с русскими, украинцами и другими народами, проявляя интерес друг к другу, обмениваясь накопленным многими поколениями опытом и при этом, не утрачивая своего лица, своей оригинальности и национальной самобытности. Традиции любого народа складываются веками и передаются из поколения в поколение и в устном и письменном виде. Некоторые традиции уже не сохранились, так как современные течения (образование, телевидение и геополитическая обстановка в мире т. д.) формируют человека нового поколения.
Национальная память хранит особенности старинных праздников, традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, но веяния нового времени, конечно, сказываются на формировании уже человека нового поколения. Поэтому наша задача состоит в сборе и в обобщении материала, который хранит национальная память народа.
Актуальность работы состоит в том, что культура и быт семьи строится на знаниях национальных традиций, которые составляют культурное достояние любого народа.
Цель проекта: узнать о традициях армянского народа и сохранить их для следующих поколений.
Задачи:
Объект исследования: культура армянского народа.
Предмет исследования: традиции и быт армянского народа.
Гипотеза: знания о культуре – это ключ к пониманию традиций народа. В современном мире у всех народов утеряно много традиций, теряется и преемственность поколений, а это в свою очередь влияет на уровень культуры.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические: изучение и анализ научных источников,
наблюдение (целенаправленное восприятие объекта исследования).
Научная значимость заключается в изучении влияния традиций на культуру и быт семьи с исторической точки зрения.
Социальная значимость в том, чтобы ознакомить сверстников с элементами традиций, которые закладывались нашими предками, чтобы они не были утеряны во времени.
Личностная значимость состоит в том, чтобы открыть для себя много нового и интересного в традициях армянского народа.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов проекта при проведении классных часов и общешкольных мероприятий, посвященных национальным традициям и обычаям народов проживающих на территории России.
Выводы по исследованию:
Глава 1 Культура и национальные традиции армянского народа
1.1 Религия. Религиозные и народные праздники
Культура каждой национальности включает огромное количество своих традиций, обрядов, праздников и т.д. И армянская культура не стала исключением.
Ведь культура Армении переполнена разными традициями, как религиозными, так и народными. Ведь Армения - одно из самых древнейших государств в мире наряду с Ассирией и Вавилоном но, в отличии от них, армянская культура смогла продолжить своё существование до сей поры. Конечно, армянская культура, как и многие другие, менялась за многие века своего существования, на нее влияла культура других народов, но все же осталась самобытной и неповторимой.
Огромное влияние на культуру армянского народа оказала религия, поэтому свое исследование я начал с поиска информации о религиозных традициях и обычаях моего народа. И вот что мне удалось узнать.
Официально Армянской Религией является христианство. Армения была первой страной в мире, принявшей христианство в качестве официальной государственной религии в 301 году нашей эры. Большинство армян (около 94 процентов) считают себя христианами и являются членами собственной церкви Армении - Армянской Апостольской церкви, которая является одной из старейших христианских церквей. А это около 2.950.000 тысяч человек. Но армянская церковь имеет определенные отличия от русской церкви. Разница ощутима и в сравнении с католиками, и с другими направлениями этой церкви. Почему так произошло и в чем кроется специфика религии Армении можно рассматривать только внутри политических и исторических событий, которые в этой стране происходили просто с пугающей скоростью и интенсивно влияли на население. Вероисповедания остальной части населения, то здесь можно выделить — ислам, католичество, иудаизм, езидизм и некоторые другие религии. В этом данная кавказская республика похожа на своих грузинских соседей.
Христианство здесь имеет свои отличительные черты. Поэтому, если выражать особенности и отличия их исповедания, то они заключаются в следующем:
Но отличаются армянские христиане не только от православных, грузинских, но также и от других церквей, которые исповедуют данную религию. Можно выделить следующие особенности:
Интересны и религиозные армянские традиции. Рассмотрим некоторые из них.
Отмечают на 40 день после Великого Воскресенья. В России это торжество называют Вознесение Господне. В небо выпускают голубей, провожая их взглядом, пока птицы не скроются из виду. А еще, накануне вечером девушки плетут венки, собирают в кувшины воду из 7 родников. Наутро, жидкость в сосудах благословенна.
В начале III века в Армении существовали как христиане, так и язычники. Св. Григорий был христианином. А вот царь Трдат III, правивший в те годы, — язычником. Григорий просидел в царской тюрьме около 13 лет, т. к. его считали предателем и шпионом. Но однажды, Трдат III заболел.
Вылечить никто не мог, и только заключенный в темнице «предатель», обращаясь к Богу, исцелил правителя. Царь поверил в Господа, и христианство официально стало государственной религией страны.
Народные армянские праздники
К большому сожалению именно народные праздники не сохранились так хорошо как религиозные причиной является то, что армяне первые в мире приняли христианство в 301 году нашей эры и следовательно первые начали менять свои языческие традиции на христианские. Но некоторые из них сохранились и эти исключения мы сейчас и рассмотрим.
Праздник молодых и влюбленных. Корни уходят во времена язычества. 13 февраля вечером молодые прыгают через костёр. Считается что костёр сжигает всё плохое в человеке что накопилось в нём на протяжений года
Традиция принесения в жертву животных описана в Ветхом Завете. Армяне сохранили ее до наших дней, хоть и с изменениями.
В честь преданности Всевышнему, как благодарность за помощь или просьба в содействии проводится Матах. Домашнее животное мужского пола (только не свинью), пускали на убой. Мясо варили, добавляя священную соль. После раздавали бедным. Не убивают только голубя. Его достаточно выпустить в небо.
1.2. Армянская национальная кухня
Армянская кухня одна из старейших и разнообразнейших. Вместить все блюда в этот проект не получится и поэтому я расскажу о самых основных .
1.3. Народное творчество
Армянское народное творчество очень разнообразно, но в нём, как и у других народов самое разнообразное и интересное - это фольклор. Эпосы, легенды, сказки это всё занимает огромное значение в народном творчестве Армении. Историй и персонажей в армянском фольклоре огромное количество и вот некоторые из них.
1.4. Развитие письменности
Армянская письменность развивалась постепенно от наскальных рисунков до полноценного алфавита. Армения была не большим государством и изначально пользовалась алфавитами других государств. Но в 405-406 году Месроп Маштоц
создал первый алфавит, он совместил некоторые алфавиты других государств и добавил свои буквы и после этого получился полноценный Армянский алфавит с 36 буквами.
Первая книга, написанная на армянском алфавите была Библия, в переводе с армянского языка – «дыхание Бога».
Армянские монахи скопировали Святую Библию и Евангельи много раз. В результате, почти 20% из более чем 14 тысяч армянских рукописей Матенадарана Евангелий или Библии.
Почти все освещенные армянские рукописи до 12-го века были Евангелий. Не говоря уже о том, что христианство и христианское мышление быть любящими и добрыми, играют важную роль в армянской ежедневной жизни этого народа.
Из-за отсутствия государственности в течение долгого времени, армянская церковь и армянская религия всегда была главной объединяющей силой для армян. Не говоря уже о том, что церкви и монастыри были главными центрами культуры, образования и письма.
Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Кроме того, основная молитва принята Армянской Церкви Хайр Мер (Отче наш). Это читается в древнем армянском языке.
Наш отец.
Наш отец, сущий на небесах да
святится Твое имя
Твое ; да приидет Царствие
твой будет сделано
на земле, как на небе
дай нам на сей день хлеб наш насущный
и прости нам долги наши ,
как и мы прощаем тех , кто согрешит против нас
и не введи нас в искушение;
Но избавь нас от лукавого ,
ибо приблизилось
Царство, сила и слава твои, теперь и навсегда, аминь.
Первую в мире печатную книгу на армянском языке («Урбатагирк» или «Книга пятницы») издал Акоб Мегапарт в 1512 году в Венеции спустя около 60 лет после великого изобретения Гутенберга. Мхитар Себастаци (1676—1749) и его ученики, обосновавшись в Венеции, в итальянских типографиях издавали армянские книги как светского, так и религиозного содержания. Из этих книг известны «Грамматика новоармянского языка» (1727) и «Словарь армянского языка» (т. I, 1749) Себастаци, а также несколько других изданий. Здесь вышли также Библия (1733) и «История Армении» (1784—1786) Микаэла Чамчяна .
Глава 2 Семейные традиции
2.1. Свадебные обычаи.
Свадебные обычаи очень важная часть культуры. Армянские семья тщательно соблюдают все аспекты свадьбы. И сейчас я расскажу о некоторых обычаях
Кража невесты – этот обычай не только армянский, он также присутствует в некоторых других культур Кавказа. При случаях, когда родители невесты не хотят отдавать свою дочь в жёны, то жених похищает её и через какое-то время родители невесты будут вынуждены согласиться.
Когда свадьба состоится, она начнётся с дома жены. Жених должен забрать её из дома, но брат невесты имеет право закрыть дверной проход ножом и за свою сестру попросить денежный выкуп. После этого сначала жених невесту отвозит в ЗАГС на гражданскую роспись. Потом они едут в церковь на венчание. После этого все родственники и друзья жениха и невесты собираются и устраивают пышное празднование. В какой-то момент матери жениха и невесты вешают на плечи своих детей лаваш, как бы отпуская их в новый путь, давая на дорогу еду. На свадебном столе должно быть много разнообразной еды: мясо, фрукты, овощи, национальные блюда и т.д. Иногда на свадьбах разжигают костёр и перепрыгивают через него в знак очищения как на празднике тырындез. После свекровь кидает на молодожёнов конфеты и прочие сладости, считается, что это делает их жизнь более счастливой. После праздника жених забирает невесту домой, свекровь должна поставить тарелки перед домом, чтобы молодая жена их разбила. Считается, что молодожёны после этого будут меньше ссориться. Так проходит армянская свадьба.
2.2 . Рождение ребенка
Рождение ребёнка очень важное и радостное событие для всех культур и народов.
В Армении тоже к рождению ребёнка относятся очень серьёзно, ведь ребёнок - это продолжение рода, следовательно, продолжение всего народа. И к этому событию есть большое количество обрядов, некоторые из них запечатлены на этом орнаменте. На нем изображено гранатовое дерево, где вместо плодов запечатлены обряды, связанные с рождением ребенка.
1.Над гранатом изображен змей, во рту которого находится лягушка. Это один из способов лечения больной беременной женщины. Армяне считали, что болезнь на беременную могли наслать злые женщины. В каждом селе была женщина, которая обладала мастерством принятия родов. Звалась она татмер. Считалось, что татмер делают роды легкими.
2.Во втором гранате татмер изображена в тот момент, когда она посыпает ребенка солью, тем самым защищая ребенка от вирусов. Все женщины, которые принимали участие в приеме родов, снимали с себя все золотые украшения и пояса и мыли руки с солью после окончания родов. Рядом изображены 3 ангела которые благословляли ребёнка.
3.На третий день после родов татмер приходила в дом искупать малыша, до крещения это ее обязательства. Эта традиция изображена в третьем гранате. После купания татмер отдавала младенца отцу, поздравляя его. Если рождался сын, то советовали 7 раз считать бревна в доме, чтобы родилось еще 7 сыновей. Над гранатом изображены бревна, а слева – телега. Как только начинались роды, то члены семьи разбирали телегу. Считалось, что это облегчит роды. Справа изображены яйца, которые разбивали, чтобы облегчить роды.
4.В четвертом гранате изображен обряд крещения ребенка. Крещение происходило в восьмой день по рождению ребенка. Крестили в церкви или дома у очага. Когда везли ребенка на крещение, то по дороге раздавали хлеб нищим, чтобы жизнь ребенка была счастливой. Главные участвующие лица крещения – священник, крестный и татмер. В большинстве районах Армении матери ребенка не разрешалось участвовать в церемонии. Крестили ребенка в купели, находящейся в левой части церкви. Во время обряда священник трижды окунал ребенка в воду, затем передавал крестному, а тот – татмер. Татмер одевала ребенка и передавала его крестному, а крестный за это давал ей деньги. В левой части изображен чеснок. Он находился у молодой матери под подушкой. Когда везли ребенка крестить, этот чеснок мать бросала за ними со словами: «Возьми тяжесть, дай легкость»
5.В пятом гранате изображен момент, когда, возвращаясь домой из церкви, крестный с ребенком подходил к матери ребенка, а та становилась на колени и брала ребенка на руки, а священник в это время читал молитву. После этого в течение 40 дней (карасунк) матери и ребенку не разрешалось ходить в церковь.
6.В шестом гранате изображен момент, когда спустя 40 дней мать с ребенком идут в церковь. Перед храмом она совершает 40 поклонов на коленях, после этого может зайти в церковь. Слева изображен деревянный таз (ташт) и ключи. Когда встречались две матери, которые находились в карасунке (это считалось плохой приметой и могло повредить ребенку), то брали ключи из соседних домов, бросали эти ключи в таз с водой и купали в нем ребенка.
7.В седьмом гранате изображен тот момент, когда уже мать возвращается из церкви. Ее вместе с ребенком купали, сорок раз поливая водой Карасункатасом (так называлась чаша, которой поливали их). После этого они выходили из карасунка. Вверху изображена детская кроватка, в которой находится кошка. До карасунка ребенок спал с родителями, а после его перекладывали в детскую кроватку. Но перед этим клали туда кошку, чтобы она отогнала злых духов. Справа изображены золотые изделия круглой формы. После карасунка мать ребенка всегда носила украшения круглой формы (кольца, ожерелья, браслеты), которые изготовляли в воскресение перед пасхой. Они назывались чарчаранц кираки, считалось, что они оберегают ребенка и мать.
8.В последнем гранате изображен обряд Атамхатика. Он совершался, когда у ребенка появлялся первый зуб. На голову ребенка высыпали изюм, смешанный с пшеницей, которую называли атамхатик. Атамхатик раздавали соседям и родственникам, а они взамен давали фрукты и сладости. Тем самым они хотели, чтобы у ребенка зубы росли красивыми и ровными.
Заключение
Делать этот проект было очень интересно. Я узнал много о своей культуре, о её обрядах, праздниках и о многом другом. Я очень надеюсь, что вам понравился этот проект, ведь узнавать о чужой культуре бывает очень интересно. В культуре запечатлены знания, которые собирал наш народ многими столетиями. И узнать обо всём этом лично мне было очень интересно, всё это я узнал от своих родственниках, некоторое я находил в интернете и некоторое я знал сам. Работая над проектом, я не думал просто зачитать его перед учителями, а потом забыть. Нет, я всё это запомню и буду соблюдать. Ведь как я говорил раньше, каждый человек должен знать и помнить свою культуру, чтобы сохранить и передать своим потомкам опыт и знания предыдущих поколений.
Источники
Подарок
Всему свой срок
Сила слова
Сказка "Морозко"
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"