Примеры итоговых сочинений 2020-2021
Направление ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Тема: В чём заключается ценностей исторического опыта?
В чём заключается ценность исторического опыта? Какую пользу мы можем получить от изучения истории? Почему так важно бережно сохранять опыт предыдущих поколений? На эти вопросы я постараюсь ответить, опираясь на произведения русской литературы.
В чём же ценность исторического опыта? Я думаю, на этот вопрос довольно трудно дать однозначный ответ: значение опыта наших предков поистине бесценно для нас, потомков. Важно понимать, что исторический опыт в первую очередь отражает поведение наших предшественников в различных жизненных ситуациях: здесь и поиски ответов на волнующие человека вопросы, и понятие о подлинно важных для общества ценностях, и способы преодоления тяжёлых жизненных ситуаций... Можно ли назвать все полезные свойства исторического опыта? Очевидно, нет. Углубляясь в размышления о том, какую пользу может принести человеку бережно собранная, грамотно выстроенная и аккуратно изучаемая история, можно прийти к выводу, что ответить на данный вопрос однозначно невозможно – всегда одно будет выходить на передний план, а другое упускаться из поля зрения. В своём сочинении я постараюсь акцентировать внимание на наиболее важных по моему мнению аспектах и подкрепить свои доводы мыслями мудрейших.
В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на то, что, забывая об ошибках наших предков или намеренно принижая их значимость на фоне достижений, мы обрекаем себя на их повторение, а значит, снова приходим к тому, от чего страдали наши предшественники. Получается, что уроки, пройденные человечеством ранее, оказываются неусвоенными, а жертвы, принесённые с целью определения верного пути, - напрасными.
Так, в романее «Мастер и Маргарита», соединившем в себе разные эпохи, прослеживается их тесная связь времён. При внимательном прочтении даже начинает казаться, что роман Мастера является пророческим, предвосхищает события далёкого будущего (так, например, тирания Кесаря видится нам прототипом советской диктатуры). Нельзя не отметить и важность присутствия в романе персонажей-двойников, яркими представителями которых являются Иешуа и Мастер. Оба они – люди неравнодушные, сильные духовно, несущие правду и справедливость, каждый из них чувствует за собой обязанность исполнения высокой цели (Га-Ноцри – проповедник, несущий в мир идеи добра, правды, милосердия, Мастер – творец, чувствующий своим долгом создание истинного, вечного искусства, не теряющего своей значимости через века). Сходны даже сами судьбы героев: оба страдают от предательства, но при этом не винят изменника, оба самоотверженно следуют своему долгу и оказываются обречёнными на жестокие мучения за свою идею. Таким образом, Булгаков в своём произведении подчёркивает невероятную схожесть представителей разных эпох, тем самым подтверждая цикличность истории, а потому роман «Мастер и Маргарита» позволяет утверждать, что внимательное отношение к историческому опыту наших предков позволит нам избежать их ошибок и, соответственно, достичь тех высот, которые оказались недостижимыми для предшественников.
Кроме того, ценность исторического опыта заключается в возможности предположения результатов и последствий тех или иных событий. Так, знакомясь с описанием войны «в крови страданиях и смерти» на страницах романа-эпопеи Толстого «Война и Мир», мы понимаем, насколько разрушительно её влияние на судьбы как отдельных людей (вспомним утрату Ростовыми любимого сына и брата Пети), так и на судьбу человечества в целом. Страшно становится от понимания того, какой невосполнимый ущерб принесл войны всему народу, но именно ощущение этого ужаса перед разрушительным действием «противного человеческому разуму и всей человеческой сущности события» убеждает нас в необходимости применения всех возможных средств ради недопущения этого «сумасшествия» (по меткому замечанию М.Горького) в будущем.
В заключение, мне хотелось бы ещё раз отметить, что описанное мною – это лишь малая часть того, чем может быть полезен нам исторический опыт. Ценность памяти прошлого поистине неоценима, а потому заслуживает внимательнейшего и сколь возможно бережного отношения со стороны потомков.
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение ЕГЭ | 68.78 КБ |
Примеры итоговых сочинений 2020-2021
Направление ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Тема: В чём заключается ценностей исторического опыта?
В чём заключается ценность исторического опыта? Какую пользу мы можем получить от изучения истории? Почему так важно бережно сохранять опыт предыдущих поколений? На эти вопросы я постараюсь ответить, опираясь на произведения русской литературы.
В чём же ценность исторического опыта? Я думаю, на этот вопрос довольно трудно дать однозначный ответ: значение опыта наших предков поистине бесценно для нас, потомков. Важно понимать, что исторический опыт в первую очередь отражает поведение наших предшественников в различных жизненных ситуациях: здесь и поиски ответов на волнующие человека вопросы, и понятие о подлинно важных для общества ценностях, и способы преодоления тяжёлых жизненных ситуаций... Можно ли назвать все полезные свойства исторического опыта? Очевидно, нет. Углубляясь в размышления о том, какую пользу может принести человеку бережно собранная, грамотно выстроенная и аккуратно изучаемая история, можно прийти к выводу, что ответить на данный вопрос однозначно невозможно – всегда одно будет выходить на передний план, а другое упускаться из поля зрения. В своём сочинении я постараюсь акцентировать внимание на наиболее важных по моему мнению аспектах и подкрепить свои доводы мыслями мудрейших.
В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на то, что, забывая об ошибках наших предков или намеренно принижая их значимость на фоне достижений, мы обрекаем себя на их повторение, а значит, снова приходим к тому, от чего страдали наши предшественники. Получается, что уроки, пройденные человечеством ранее, оказываются неусвоенными, а жертвы, принесённые с целью определения верного пути, - напрасными.
Так, в романее «Мастер и Маргарита», соединившем в себе разные эпохи, прослеживается их тесная связь времён. При внимательном прочтении даже начинает казаться, что роман Мастера является пророческим, предвосхищает события далёкого будущего (так, например, тирания Кесаря видится нам прототипом советской диктатуры). Нельзя не отметить и важность присутствия в романе персонажей-двойников, яркими представителями которых являются Иешуа и Мастер. Оба они – люди неравнодушные, сильные духовно, несущие правду и справедливость, каждый из них чувствует за собой обязанность исполнения высокой цели (Га-Ноцри – проповедник, несущий в мир идеи добра, правды, милосердия, Мастер – творец, чувствующий своим долгом создание истинного, вечного искусства, не теряющего своей значимости через века). Сходны даже сами судьбы героев: оба страдают от предательства, но при этом не винят изменника, оба самоотверженно следуют своему долгу и оказываются обречёнными на жестокие мучения за свою идею. Таким образом, Булгаков в своём произведении подчёркивает невероятную схожесть представителей разных эпох, тем самым подтверждая цикличность истории, а потому роман «Мастер и Маргарита» позволяет утверждать, что внимательное отношение к историческому опыту наших предков позволит нам избежать их ошибок и, соответственно, достичь тех высот, которые оказались недостижимыми для предшественников.
Кроме того, ценность исторического опыта заключается в возможности предположения результатов и последствий тех или иных событий. Так, знакомясь с описанием войны «в крови страданиях и смерти» на страницах романа-эпопеи Толстого «Война и Мир», мы понимаем, насколько разрушительно её влияние на судьбы как отдельных людей (вспомним утрату Ростовыми любимого сына и брата Пети), так и на судьбу человечества в целом. Страшно становится от понимания того, какой невосполнимый ущерб принесл войны всему народу, но именно ощущение этого ужаса перед разрушительным действием «противного человеческому разуму и всей человеческой сущности события» убеждает нас в необходимости применения всех возможных средств ради недопущения этого «сумасшествия» (по меткому замечанию М.Горького) в будущем.
В заключение, мне хотелось бы ещё раз отметить, что описанное мною – это лишь малая часть того, чем может быть полезен нам исторический опыт. Ценность памяти прошлого поистине неоценима, а потому заслуживает внимательнейшего и сколь возможно бережного отношения со стороны потомков.
Направление ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. Тема: Нужны ли перемены обществу и почему?
Нужны ли перемены обществу и почему? Я считаю, что перемены – это не что иное, как новый цикл жизни каждого человека, в котором он развивается, тем самым, улучшая не только себя, но и свою страну. В моем понятии, перемены не делятся на плохие или хорошие, так как любое изменение приводит нас к навыкам – мы зарабатываем опыт, которым, впоследствии, можем воспользоваться. Перемены – это взросление человечества, становление на новый, еще не пройденный путь, который, несомненно, приведет общество к новой эпохе. Чтобы доказать свою точку зрения, обратимся к произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», раскрывается тема новых людей, которые отрицали сформировавшиеся веками устои – не признавали христианские ценности, призывали к свободным отношениям. Таким человеком и являлся главный герой произведения – Евгений Базаров. Словами своего героя, автор говорит о том, что необходимо «расчистить место», намекая на свержение старого режима. С таких людей, как Базаров, началась революционная ситуация, которая впоследствии приведёт страну к 1917 году, к глобальным и необратимым переменам.
Продолжая тему великих произведений, хочется остановиться на романе американской писательницы Харпер Ли – «Убить пересмешника». Автор бестселлера призывает к уничтожению расовой дискриминации через героя – адвоката Аттикуса Финча, который борется с человеконенавистническим мракобесием в своем городке. Он защищает негра, которого незаслуженно обвинили в преступлении. Для 30-х годов ХХ века, роман был подобен взорвавшейся бомбе, разделивший Америку на два лагеря – общество расистов и тех, кто с ним боролся. Благодаря таким борцам, как автор – Харпер Ли, общество задумалось о серьезных переменах в отношении национальных меньшинств.
В заключение хочется сказать, что во все времена находились люди, которые стремились изменить общественный строй. Иногда, это приводило к революциям и гражданским войнам, но, несмотря на это, общество становилось толерантнее к друг другу. Именно поэтому, я и считаю, что перемены необходимы обществу, как двигатель прогресса.
Нужны ли перемены обществу и почему? Время перемен
Нужны ли перемены обществу? Наверное, каждый человек хоть раз задумывался об этом, размышляя и о своей жизни в частности, и о судьбе человечества в целом. Я думаю, что человеческое общество по своей природе не может жить без перемен, ведь человек наделен разумом, а значит способностью мыслить, анализировать, развиваться, меняться; а иначе мы бы до сих пор жили в пещерах и охотились на мамонтов. Перемены – и есть развитие общества.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых авторы поднимают тему перемен. В своем произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенев передает суть конфликта двух поколений через призму взаимоотношений Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Один – представитель аристократического дворянства, выступающий за сохранение традиций и старого уклада жизни; другой – представитель новой эпохи, «нигилист», единственной достойной целью жизни считает непрерывный труд и учение. Через речи своего героя, Базарова, Тургенев говорит о необходимости «место расчистить», то есть разрушить на корню старый режим, чтобы после строить новый.
А что же будет, если общество совсем перестанет меняться? Е. Замятин в своем романе «Мы» повествует читателям об обществе, в котором все, казалось бы, идеально. Вокруг царит порядок - все люди распределены строго по своим местам, у них нет имен, а есть упорядоченная нумерация, все носят одинаковую одежду и живут по одинаковому расписанию – нет никаких различий, а значит, нет никаких разногласий и конфликтов. Люди остановились в развитии, достигнув «совершенства». Но к чему это привело? Общество обезличилось, люди перестали быть людьми, с присущими им мыслями, чувствами, мечтами. Большинство людей превратились в «винтики» единой государственной системы, они довольны своим существованием и даже не задумываются о переменах, они не имеют собственных мыслей, идеи государства – это их идеи. Но находятся среди них такие, как I-330 и R-13, те, кто не хочет мириться с режимом, кто пытается добиться права на перемены, на свободную жизнь. И пока в обществе есть такие люди – у общества есть надежда.
Подводя итог, можем сказать, что перемены – это не просто необходимость, это неотъемлемая часть и даже сама суть развития общества. В каждую эпоху находились люди, стремящиеся изменить устоявшийся уклад, находились и те, кто был против перемен и пытался удержаться за старое, но, как говорил М.А. Булгаков: «Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней».
Направление РАЗГОВОР С СОБОЙ «Во мне два я, два полюса планеты, два разных человека, два врага»: в каком случае возникает конфликт человека с самим собой? Разговор с собой. Так из-за чего же человек борется с самим собой? Причиной может быть любовь, чувство совести за свои поступки либо другие перемены в самой личности. Внутренний конфликт также характеризует не только противоречивую, но и сильную личность. Попробую доказать это на примере классических произведений русской литературы.
Начнём с произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров в течение всего романа был нигилистом, но всего одно событие в его жизни вовлекло его в эмоциональный диссонанс. Время, показанное в романе – это эпоха перемен и реформ, и как результат появление новых течений. Нигилизм является основой убеждений героя, в которые он верил до определенного момента. Евгений влюбляется в красивую и гордую девушку Анну Одинцову. Так почему же он её полюбил? У них было много общего, как в их убеждениях, так и в характерах. Не заметно для себя он начал испытывать к ней те чувства, которые презирал и высмеивал сам. В его душе идёт противостояние между чувствами к Одинцовой и отрицанием веры и настоящей любви. К сожалению, его внутренние переживания привели его к смерти. Таким образом, можно сделать вывод, что причиной внутренней борьбы Базарова с самим собой стала любовь. Она смогла изменить его, это стало ясно перед его смертью.
Ещё одним примером может служить роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин в этом произведении был лишним человеком, то есть совершенно другим. Это было время людей, потерявших стремление служить Родине и перенасыщенное жизнью света. Герой, воплощавший все эти черты, был очень холодным, циничным и расчетливым. Это бы не было причиной страданий в его сердце, дело было в другом - он рушил жизни многих хороших людей, не заслуживших это. Приносило ли это ему удовольствие? Очень сомнительно, ведь его личность была разрознена: одна состоит из разных человеческих грехов того времени, другая осуждает и презирает себя. Так что же стало причиной раздвоения личности Печорина? Таким его сделало общество и среда, в которой он находился. Итак, как мы увидели из этого примера именно общественная среда становиться основой развития личности.
Мы убедились в том, что внутреннее противостояние человека с собой имеет много причин, но одно понятно точно, что в процессе этой борьбы люди могут менять себя и свои взгляды. Одних эта борьба закалит и сделает сильнее, другие же станут жертвами и не совладают с ней.
«Во мне два я, два полюса планеты, два разных человека, два разных врага»: В каком случае возникает конфликт человека с самим собой?
В жизни человек часто сталкивается с людьми, чье мнение идет наперекор его собственному. Он сталкивается с вещами, которые противоречат его принципам, его видению мира. На основе этого, как правило, возникает конфликт.
Конфликт – это столкновение противоположных взглядов действующих лиц. Не прилагая особых усилий, можно разглядеть конфликт между двумя людьми, между человеком и обществом, между разными слоями общества, между человеком и природой. Но, возможен ли конфликт человека с самим собой? Если возможен, то, что он из себя представляет?
У каждого человека своя точка зрения, в мире нет абсолютно одинаково мыслящих людей. У каждого человека свои сформировавшиеся принципы, жизненная позиция, представление о жизни. Конфликт человека с самим собой возникает тогда, когда появляется нечто, противоречащее его принципам. Как правило, внутренний конфликт – это столкновение разума и сердца.
Рассмотреть конфликт человека с самим собой можно в произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Васильевич Базаров был нигилистом. Он отрицал общепринятые ценности, идеалы, так же он отрицал все возможные отношения. Отрицает Базаров и любовь. Если для многих любовь – это возвышенное необъяснимое чувство, то для Базарова все просто и объяснимо. «Мы физиологи, знаем, какие это отношения» - говорит он Аркадию Кирсанову. Но неожиданно для самого себя он влюбляется в Анну Одинцову. На фоне этой любви в герое развивается внутренний конфликт. Конфликт разума и сердца, ведь, она противоречит и его принципам, и представлениям о жизни. Но любовь заставляет Евгения Васильевича, принципиального человека, усомниться в своих принципах и посмотреть на жизнь иначе. Но нельзя сказать, что сердце одолело разум, потому что Базаров не отступил от своих принципов. В итоге герой умирает от болезни.
Так же конфликт человека с самим собой можно проследить в Катерине: главной героини пьесы «Гроза», которую написал Александр Николаевич
Островский. Катерина, будучи замужней, но несчастной в браке, влюбляется в Бориса. Из-за мужа она пытается подавить свою любовь, но вскоре дает ей волю, не сумев удержать внутри себя. В этой пьесе, подобно роману Ивана Сергеевича Тургенева, внутренний конфликт развивается на фоне любви. Катерина понимала, что измена – это грех. Она изо всех сил пыталась с ней бороться, но это ей не удалось.
Таким образом, мы видим, что конфликт человека с самим собой возможен. И он возникает, когда принципиальный человек сталкивается с чем-то, что противоречит его принципам, и сердце отказывается принимать правила, которые были установлены разумом.
НАПРАВЛЕНИЕ Я И ДРУГИЕ Можно ли быть независимым от общественного мнения? Я и другие.
Каждый человек хоть раз в своей жизни прислушивался к чужому мнению. Иногда общество навязывает человеку плохую оценку о себе и ненужные советы. Из – за этого у некоторых людей развиваются комплексы и человек становится неуверенный в себе. Все зависит от самого человека. Кто – то воспринимает это близко к сердцу, а кому – то все равно. Так можно ли быть независимым от общественного мнения? Я считаю, что да, ведь если человек имеет сугубо свое мнение и убежден, что он прав, то никакое чужое суждение не переубедит его. Нужно стараться быть сильным, уверенным в себе, воспитывать в себе силу воли, чтобы оскорбления в вашу сторону не задевали и не были обидными.
В произведении Андрея Платонова «Юшка» представлен сильный герой, который не обращал внимания ни на оскорбления, ни на унижения. Юшка был очень бедным. У него не было ни друзей, ни родственников. Общество постоянно навязывало ему, что он никому не нужен. Но Юшка выдерживал все издевательства со стороны, ведь он знал, что он живет для своей приемной дочери, о которой никто не знал. Он отправлял все заработанные деньги ей, чтобы она могла платить за обучение в школе. Исходя из этого примера, можно сказать, что если человек знает, что он делает и для кого, то никакое мнение не заставит его думать по – другому.
Противоположная ситуация описана в произведении «Олеся» Александра Куприна. Недалеко от деревни, в которую приехал главный герой, живет старуха – Майнулиха. Она была выселена из села за свои колдовские занятия. Из – за этого люди стали ее ненавидеть, и каждый кто приезжал в эту деревню, обязательно рассказывали про колдунью. Общество навязало герою, что в лес ходить не стоит, так как там живет ведьма. Но узнав поближе Майнулиху, герой не боялся приходить к ней домой снова и снова. Это произведение показывает, что не стоит верить всегда тому, что говорит общественное мнение. Лучше понять самому какой это человек, чем слушая других, не узнать его вообще.
Таким образом, можно сказать, что всегда нужно слушать только себя, делать то, что хочется именно тебе, ведь если прислушиваться к чужому мнению, можно потерять то, к чему действительно долго и усердно шел.
Можно ли быть независимым от общественного мнения? Я и другие
Наверное, каждый человек не раз в течение своей жизни задумывался над тем, зависит ли он от окружающего мнения, сможет ли он принять решение, которое будет противоречить мнению большинства. Ведь, действительно, плыть против течения не так просто, гораздо легче, когда твои мысли и действия совпадают с мыслями других людей.
Так способен ли человек быть независимым от общественного мнения? Я думаю, что это зависит от самого человека, от его характера, жизненного уклада. Не каждому дана сила, способная противостоять большинству. Чтобы доказывать свою точку зрения, взгляды на мир, необходимо иметь закаленный, боевой характер, который есть далеко не у каждого человека.
Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в рассказе “Старуха Изергиль” М. Горький повествует легенду о Данко, который вывел людей из леса, нашел им новое место для дальнейшей жизни. Люди были не уверены, что Данко справиться с этим заданием. Но Данко, вопреки мнению большинства, собрал свои силы и все же вывел людей на свет. Этим рассказом автор доносит до нас следующую мысль: собственные принципы, индивидуальное мышление могут спасти не только одного человека, но и целое племя людей. Данко-отважный человек, с сильным характером, поэтому ему хватило силы духа, чтобы побороть общественные указы и остаться при своем мнении.
Существуют и другие элементы, подтверждающие мою точку зрения. Например, А.П. Чехов в произведении “О любви” описывает недостижимость человеческого счастья из-за мнения окружающих. Алехин, влюбленный в Анну Алексеевну, которая была замужем и имела двоих детей, не смог переступить через общественное мнение и признаться в своих чувствах, ведь это не вписывалась в рамки общества. Даже такое сильное чувство любви, не смогло противостоять общественным законам. Героев Чехова волновало мнение людей, и именно из-за него они стали несчастны.
На примере жизненных путей данных героев мы видим, что общественное мнение способно губить жизни, чувства, мысли людей. Каждый из нас должен иметь свои представления о мире, свое личное
мнение, независимое от других, ведь человек-разумный- это человек, способный к самостоятельному мышлению.
Можно ли быть независимым от общественного мнения? Я и другие.
Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задумывался над тем, зависит ли он от чужого мнения. Большинство из нас даже не осознают, что при принятии какого-либо решения опираются только на мысли окружающих. Такие люди живут по принципам, сложившимися с давних времен в обществе и боятся иди против них. Действительно, плыть по течению легче, но не всегда нам самим это нравится.
Так можно ли быть независимым от чужого мнения? Я считаю, что да, но не все находят в себе силы для этого. Казалось бы, чего тут сложного, однако люди бывают разные. Слабохарактерным это дается намного тяжелее, чем сильным духом, ведь они боятся осуждения, а оно играет здесь немалую роль.
Обращаясь к произведениям русской литературы, хочу отметить прекрасный рассказ «Старушка Изергиль» М. Горького. В нем повествуется о легендарном и отважным герое Данко, который осмелился повести за собой людей. Многие из них считали его слишком молодым путником, однако Данко это не остановило. Он смог противостоять осуждениям и доказал, что способен вывести всех на свет. Таким образом герой, оставаясь при своем мнение спас целое племя, ведь только у него хватило силы духа не отступать не смотря ни на что.
Похожая ситуация описана в рассказе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Здесь независимой от чужого мнения оказалась Маша Миронова. Не смотря на то, что ее считают дурочкой и трусихой, она находит в себе силы доказать обратное во имя любви. Когда Петра Гринева арестовывают, капитанская дочка, не обращая внимания на «ярлыки», повешенные на нее окружающими, решается на безумный поступок. Она одна едет к самой императрице Екатерине рассказать ей обо всех событиях и попросить освободить ее возлюбленного. А та, в свою очередь, удивляется смелости столь юной девушки и решает помочь ей. Это произведение показывает, что не стоит верить всегда тому, что говорит общественное мнение, ведь все могут ошибаться.
Подводя итог можно сказать о том, как важно всегда слушать только себя и делать то, чего хочется именно тебе, ведь окружающие могут дать лишь совет или повесить ярлыки, а прислушиваться к нему или соответствовать им никто вас не сможет заставить.
Темы итогового сочинения 2021
Темы по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Примерные темы по направлению Я И ДРУГИЕ
Примерные темы по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Темы по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ
Примерные темы по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Забвению не подлежит
«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный? Как следует относиться к утрате памяти и «беспамятным» людям? Есть индивиды, которые не знают историю своего народа в силу невежества. Но можно ли их оправдать, или это проявление неблагодарности со стороны тех, кто не стремится к изучению своего прошлого?
Я считаю, что такие люди сознательно не хотят повышать уровень интеллекта, они предпочитают ничего не помнить и не знать того, что происходит в мире. Такое невнимание к своим корням и предкам может привести к повторению ошибок прошлых лет. На мой взгляд, подобное «беспамятство» – это равнодушие по отношению к культурному наследию нашей Родины. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Швабрин – воплощение бездуховности и нравственной черствости. Он всегда из всего стремится извлечь выгоду, поэтому в удобный момент присягает Пугачеву и переходит на сторону яицких казаков. Изменник легко забывает о своих корнях, не дорожит честью и, не испытывая никаких мук совести, становится начальником Белогорской крепости. Швабрин предает русскую армию, и один такой проступок влечет за собой целую цепочку безнравственных деяний. Так, например, он похищает Машу Миронову и доносит на Петра Гринева как на сообщника Пугачева.
Таким образом, «беспамятство» в случае Швабрина – это безразличие к традициям, Отечеству, оказавшемуся в опасности, это акт подлости и неблагодарности. Пренебрежение к исторической памяти приводит к утрате нравственных ориентиров.
Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», также с легкостью отказывается от родной Запорожской Сечи. Любовь к панночке заставила юношу перейти на сторону врагов и тем самым разорвать «святые» узы товарищества. Возможно, что его поступок частично можно оправдать, но отречение от семьи выглядит кощунственным и продиктовано неблагодарностью. Андрий называет возлюбленную Отчизной и говорит о готовности «все продать, отдать, и погубить» ради этой девушки. За забвением последовало наказание, и это закономерно: отец тоже отказывается от сына-предателя, а Гоголь в лирическом отступлении отмечает, что подобные поступки никогда не прощаются. Таким образом, Андрий – пример «беспамятного» человека, и его участь мало кому покажется завидной.
В заключение я хотела бы сказать, что благодарный и образованный человек всегда внимателен к прошлому своего Отечества. Именно способность помнить определяет уровень культуры личности. Забвение может привести к духовной деградации и нравственной гибели. «Беспамятство» – это прежде всего неблагодарность, которая намного страшнее невежества, ведь пробелы в знаниях всегда можно ликвидировать, а уважительному отношению к предкам нужно учиться всю жизнь.
Я и другие. Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать других? Как научиться понимать другого человека? Над этим вопросом люди задумывались с давних времен. Действительно, взаимопонимание – это настоящее искусство, требующее немалых усилий, потому что обеим сторонам важно быть готовым пересмотреть собственные ценности и принципы. К сожалению, многие люди в наше время сосредоточены на себе, они излишне самоуверенны и ставят личные интересы превыше всего. Эгоисту невозможно добиться успехов в отношениях с другими. Для того чтобы процесс общения был эффективен, необходимо прислушиваться к мнению собеседника, быть внимательным и терпимым.
Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создаёт портрет пороков всего поколения 1830-х годов. Таких персонажей, как Григорий Александрович Печорин, в литературоведении принято называть «лишними людьми», или «умными ненужностями». Главный герой не верит в существование истинной дружбы, так как убеждён, что один человек всегда становится рабом другого. Печорин ухаживает за княжной Мери только для того, чтобы вызвать раздражение у приятеля Грушницкого.
Лермонтовский «герой нашего времени» заведомо знает, что обязательно «столкнется на узкой дороге» с этим молодым офицером. Предчувствие становится реальностью: «лишний человек» действительно убивает Грушницкого на дуэли. Главный герой страдает потому, что становится «топором в руках судьбы». Он превращает собственное существование в череду экспериментов, из-за чего не может сблизиться с людьми.
Таким образом, неумение видеть личность в другом, неспособность к изменениям обрекают Печорина на одиночество и бесплодные поиски места в жизни. В романе-эпопее «Война и мир» один из самых любимых героев Л.Н. Толстого Пьер Безухов – «ищущий» человек. Ещё в начале произведения он совершает множество ошибок, предается праздному времяпрепровождению. Однако Пьер чувствует неудовлетворенность такой жизнью, поэтому не может оставаться на одном месте. В плену ему открывается простая истина: «Надо жить, надо любить, надо верить!» Граф Безухов духовно преображается и совершенно другим взглядом смотрит на людей вокруг, приходя к выводу, что источник всего живого на земле – это любовь.
Таким образом, изменения, произошедшие в сознании Пьера, повлияли на его взаимоотношения с близкими и наполнили жизнь смыслом. В заключение хочется сказать, что каждый человек должен стремиться к самосовершенствованию, потому что, как отмечал Л.Н. Толстой, «спокойствие – это душевная подлость». Невозможно стать счастливым и получать удовольствие от взаимодействия с людьми, не будучи готовым меняться в лучшую сторону. Путь к пониманию других людей начинается с уважения к себе.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Можно ли утверждать, что современная молодежь в чем-то ориентируется на поколения прошлых лет? Наша жизнь предполагает постоянную смену поколений. Очень важно передавать опыт потомкам, ведь без этого невозможно их комфортное, благополучное существование. Конечно, неизбежны конфликты между «отцами» и «детьми». Совершенно естественно, что им бывает сложно понять друг друга. Но в то же время нельзя утверждать, что эта пропасть, их отделяющая, непреодолима. На мой взгляд, каждое поколение тесно связано с предыдущим, потому что молодые люди не всегда только отвергают ценности предков, но и многое у них заимствуют.
Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой живет согласно принципу: «Береги честь смолоду». Этому научили Петра Гринёва родители, поэтому он не может позволить себе поступиться совестью ни при каких обстоятельствах. Юноша не проходит мимо бродяги, который оказывается предводителем крестьянского восстания Е.И. Пугачёвым, жалует ему заячий тулуп и называет «братом». Но это не значит, что Гринёв готов отступить от своих нравственных принципов, ведь он не соглашается присягнуть донскому казаку. Пушкинский герой не принимает методы, которые выбирает Пугачёв, для преобразования государственного устройства, потому что для Петра убивать – это то же самое, что питаться мертвечиной Таким образом, мы видим, как многое зависит от воспитания: главный герой «Капитанской дочки» уважает ценности своих родителей и потому становится достойным человеком. Иногда преемственность поколений оборачивается негативными последствиями.
К примеру, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина один из персонажей также следует родительским заветам. Даже его имя – Митрофанушка – переводится как «матерью данный». Это избалованный, инфантильный мальчишка, привыкший к тому, что все его желания исполняются. Однако такое поведение госпожи Простаковой по отношению к сыну не принесло никакой пользы. В конце пьесы мы видим, как юноша отказывается от гиперопеки матери. Какой бы ни была мать «недоросля», его поступок все равно выглядит жестоким. Простакова со своей слепой любовью к сыну получила в ответ неблагодарное «отвяжись, матушка, как навязалась». Таким образом, неправильное воспитание может способствовать духовной деградации человека. Народная мудрость гласит: «Все новое – это хорошо забытое старое». Действительно, современная молодежь иногда даже бессознательно перенимает опыт у поколений прошлых лет. Каждый из нас – звено в цепи, и, если убрать одно из них, всё разрушится, утратит смысл. Можно сделать вывод, что преемственность необходима, чтобы история человечества не прерывалась. Однако не всегда удается с первого взгляда отличить положительные явления от безнравственных и антигуманных, и этому приходится учиться всю жизнь.
Разговор с собой Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? Совестливый человек – это тот, кто всегда прислушивается к голосу своего сердца. Он делает добрые поступки, потому что не может жить по-другому, и мучается, когда ненароком задевает чужие чувства. Некоторые оправдывают проступки и даже преступления тем, что действовали с благими целями, например, ради чьего-то спасения. На мой взгляд, не бывает обстоятельств, когда человеку дозволено поступиться совестью.
Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников проверяет собственную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Герой задается вопросом: можно ли убить абсолютно никому не нужную старуху-процентщицу и сделать много добрых дел, воспользовавшись ее деньгами? Однако первоначальный план так и остается нереализованным, и Раскольников, совершив преступление, понимает, что на самом деле слаб духом и не может быть беспристрастным властелином мира, как ранее мечтал. Страшнее всего, когда человек начинает равнодушно относиться к добру и злу, не видя между ними принципиальной разницы, как другой персонаж произведения – Свидригайлов. Раскольникова пугает мировоззрение и поведение этого человека, что во многом и подталкивает преступника к явке с повинной.
Таким образом, никакие благие намерения не оправдывают безнравственные поступки, поэтому за каждое противоправное деяние человек должен понести наказание.
В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» главная героиня – настоящая праведница, бескорыстный человек, всегда готовый прийти на помощь другим людям в трудной ситуации. Остальные принимают ее доброе отношение как данность и считают странной, потому что за долгую жизнь она не нажила богатства, да и вообще никогда не заботилась о материальных ценностях. Эта женщина ни разу не позволила себе пойти против совести, а за то, что вышла замуж, не дождавшись возлюбленного с войны, наверное, укоряла себя до конца жизни. Героиня Солженицына – пример духовной красоты и воплощение нравственности, она была альтруистом, несмотря на то что жизнь практически не оставила ей поводов для счастья. Возможно, если бы она не была праведницей, то ее существование не было бы таким безотрадным?
Можно сделать вывод, что такие люди, как Матрёна, никогда не поступятся совестью ни при каких обстоятельствах, даже если от этого будет зависеть их благополучие. В заключение хочется сказать, что любое нарушение норм морали – это проявление бессовестности. Если человек начинает оправдывать свой безнравственный поступок, это значит, что он не хочет признать вину и не готов искренне раскаяться в содеянном. Нет причин, позволяющих человеку поступать не по совести, в противном случае он утрачивает душевное равновесие.
Время перемен Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? Мы живем в эпоху инноваций, и, конечно, современные технологии оказывают значительное влияние на наше мышление. Кажется, что само слово «прогресс» подразумевает изменения к лучшему, но это не всегда так, зачастую последствия оказываются негативными. Нельзя не согласиться с тем, что стремительное развитие мира во многом упрощает нашу жизнь. Но в то же время мы становимся настоящими потребителями, и материальные ценности могут вытеснить духовные. На мой взгляд, технический прогресс не всегда приносит пользу, и я докажу свою позицию примерами из художественной литературы. В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» рассказывается о совершенно необыкновенной операции по пересадке гипофиза человека бродячей собаке. Главный герой профессор Преображенский добился больших успехов на профессиональном поприще и решился на эксперимент с бездомным животным, который должен был перевернуть прежние представления о нашей природе. В повести идет речь о 20-30-х годах, когда в научной и культурной жизни Москвы происходят значительные перемены. Наверное, было бы удобно создавать человека искусственным путем и лепить из него, как из куска пластилина, все, что захочется. Об этом задумывались многим раньше Булгакова, ведь еще герой греческих мифов Пигмалион желал оживить статую, а ученик Фауста сотворил гомункула. Но эксперимент булгаковского профессора закончился трагически: новоиспеченный Шариков оказался абсолютно неуправляемым человеком, чья грубость и наглость не знала границ.
Таким образом, любому ученому и создателю новых технологий необходимо брать ответственность за плоды своей деятельности, потому что некоторые перемены могут нанести серьезный вред всему миру. В антиутопии Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» описывается страшное общество будущего с электрическими псами и телевизионными «родственниками», заменяющими человеку нормальное общение. Казалось бы, технический прогресс достиг апогея, появилось много изобретений, облегчающих человеческое существование, но почему же новое поколение выглядит настолько пугающим? Модернизация в таких масштабах безжалостно искореняет традиции, и в роботизированном мире не осталось места для духовности.
Главный герой Гай Монтэг работает пожарным, поэтому вынужден сжигать книги, которые находятся под запретом. Однако такое общество недолговечно, о чем и говорит финал произведения. Таким образом, технический прогресс только тогда оказывает положительное влияние на общество, когда не противоречит нормам морали. В заключение хочется сказать, что любые перемены хороши, если они ничего не разрушают и не дискредитируют духовные ценности. Какими бы прекрасными ни были новые технологии, важно помнить, что всегда есть то, что обладает большей, высшей силой. Если знать меру и не забывать о нравственности, то можно свести к минимуму негативные последствия технического прогресса.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: "НАДЕЖДА – ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОТНЯТЬ У ЧЕЛОВЕКА". НАДЕЖДА и ОТЧАЯНИЕ Тема сочинения: Согласны ли вы с тем, что надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека?
Много красивых фраз и лирических строк написано про надежду. Человек всегда видел в ней что-то незыблемое, что-то живительное. «Надежда умирает последней», - все помнят эту крылатую фразу. Но верно ли, что надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека? Боюсь, я не могу согласиться с этим. Как бы сильна ни была надежда, даже ее можно потерять. Для этого не обязательно быть слабым или глупым. Достаточно попасть в круговорот несчастий, которые отнимут ее у тебя…
Герой повести Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин в начале произведения предстает перед нами бодрым мужчиной, который живет пусть и не самой счастливой, но размеренной жизнью. Тяготы и унижения, которые навлекает на героя работа смотрителем, меркнут благодаря дочери Дуне. Она его единственная радость! Но внезапно Дуня покидает дом, уезжает с незнакомым гусаром. После ее побега жизнь Самсона Вырина теряет краски, он мучается и страдает без своей дочери. Но какое-то время жизнь в нем поддерживает надежда на то, что Дуня опомнится и вернется к отцу. Увы, но надежда разбивается после неудачной попытки забрать дочь домой. Осознав, что Дуня потеряна для него навсегда, Самсон Вырин начинает пить и вскоре умирает, убитый горем и лишенный всяких надежд.
Крушение надежд мы видим в повести Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой Желтков влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину. Несмотря на то, что Вера замужем, Желтков искренне надеется на ответное чувство. Он пишет ей письма, присылает подарок и ждет, что дама сердца разделит его любовь. Казалось бы, ничего не может отнять у Желткова его надежду на взаимность. Однако это удается сделать мужу Веры, который приезжает к герою и возвращает ему гранатовый браслет. Эта ситуация неожиданно открывает Желткову глаза, и он понимает: Вера не любит его и не полюбит никогда! От надежд не осталось и следа. Безумно опечаленный, разочарованный Желтков прощается не только со своей любовью, но и со своей жизнью.
Надежда. Порой она последнее, что остается у человека. Однако даже надежду могут отнять. Да, это правда. Но нужно помнить, что в жизни всегда есть место новым надеждам, новым планам и мечтам.. Важно помнить, что на смену утраченной надежды непременно придет новая!
ДЕЛАТЬ ДОБРО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ ДОБРЫМ. ДОБРО и ЗЛО Тема сочинения. Как вы понимаете высказывание: «Делать добро легче, чем быть добрым»?
Казалось бы, совершать добрые поступки могут только добрые люди. Однако это не так. Нередко человек делает добро потому, что того требует общество. Также сделать что-то доброе можно под влиянием порыва или даже для того, чтобы в итоге достичь какой-то своей цели. Например, если человек помогает своему соседу занести диван на 12 этаж, то он совершает доброе дело. Но делает он это потому, что добр, или потому, что так принято в обществе и в будущем ему может также понадобиться помощь соседа? «Делать добро легче, чем быть добрым» - эти слова Жоржа Вольфрома я понимаю так: совершить добрый поступок может любой человек, а быть по-настоящему добрым – отнюдь нет. Быть добрым – это состояние души, это искреннее желанием помогать и невозможность пройти мимо чужой беды.
Размышляя над поднятой темой, я сразу вспомнила один из самых ярких эпизодов романа Пушкина «Дубровский». Кузнец Архип во время пожара спасает кошку. Он рискует своей жизнью, но снимает с пылающей крыши несчастное животное. Это, несомненно, добро. Но позволяет ли этот поступок назвать Архипа добрым? Нет, ведь в этом же доме горели живые люди, которых кузнец специально запер перед началом пожара. Он не просто считал справедливым убить слуг Троекурова, в которых видел врагов для себя и своих господ. Он «со злобной улыбкой взирал на пожар», наслаждался своей местью! Спасение кошки – это порыв. Архип счел, что животное ни в чем не виновато и не должно погибнуть. Но почему он решил, что вправе отнимать жизни людей? Добрый человек не совершил бы на такой поступок, не причинил бы такое ужасное зло.
Есть добрые поступки на счету главного героя произведения Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и пытается помочь ему. Ему жаль несчастного человека и его семью, он провожает его домой, дает ему немного денег. Но доброе отношение к Мармеладову не затмит то зло, которое причинил Родион Раскольников окружающим. Он поставил себя выше других, решил, что он «не тварь дрожащая, а право имеющий» и убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Нельзя назвать Родиона Раскольникова добрым только потому, что порой в нем просыпалось желание сделать что-то хорошее.
Быть добрым и делать добро – это далеко не одно и то же. Делать добро может любой, для этого достаточно хорошего настроения, корыстного интереса или давления общества, которое навязывает определенные шаблоны поведения. Быть добрым – это другое. Это состояние души, которая не может оставаться спокойной, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь.
"ЕЖЕЛИ БЫ ВСЕ ВОЕВАЛИ ТОЛЬКО ПО СВОИМ УБЕЖДЕНИЯМ, ВОЙНЫ БЫ НЕ БЫЛО..." Пример итогового сочинения 2019-2020 по направлению "Война и мир"
Тема сочинения: Как вы понимаете слова Андрея Болконского: «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было...»
Великий роман Толстого «Война и мир» уже многие годы приковывает к себе внимание все новых и новых читателей во всем мире. Причина тому не только захватывающий сюжет, но и множество философских размышлений автора, которые дают пищу для ума. Одна из главных тем романа – это тема войны. Толстой очень ясно дает понять свое отношение к войне – через диалоги героев. Например, в одном из разговоров с Пьером Безуховым Андрей Болконский произносит слова, которые, безусловно, совпадают с мнением автора: «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…» Что же значит эта фраза? По всей видимости, речь идет о том, что каждый отдельный человек не жаждет войны, но идет в бой, если того требует положение в стране, командование или долг. Сложно найти такого солдата, который искренне хотел бы убивать врагов. Нет, он делает это ради свободы своего Отечества, ради свободы своего народа.
Андрей Болконский, без сомнения, тоже не желал войны. Почему же он идет воевать? Каковы его убеждения? Во-первых, Болконский делает это потому, что «так надо». Во-вторых, герой недоволен своей жизнью. Ему хочется подвигов, славы, он мечтает показать себя. Как видим, его мотивы весьма далеки от простой жажды войны. «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне», - говорит Андрей Болконский. Несколько позже его мировоззрение изменится, и участие в войне против Наполеона станет для него искренним вкладом в судьбу своего народа. Хотел ли Болконский войны? Нет! Герой искал сначала возможность показать свое мужество, а после – возможность помочь своим братьям и сестрам.
Проанализируем мотивы, мысли и чувства еще одного героя романа «Война и мир», Николая Ростова. Что приводит его на поле боя? Мы знаем, что Николай мечтал о военной службе. Он хотел реализовать себя в достойном деле. Надеть военный мундир и сражаться – что может быть лучше для амбициозного юноши? Впрочем, нужно отметить, что для общества того времени желание молодого человека пойти на военную службу было абсолютно естественным. Это было престижно, это было солидно. Военных хорошо принимали в любой компании, к ним особенно тепло относились дамы. Для Николая Ростова желанной была не война, а военная карьера, причастность к такому модному в то время занятию. Встреча с реальными боями, болью и смертью, конечно, изменила взгляды Николая Ростова. Герой по-прежнему храбр, но он не хочет умирать и в результате поддается на уговоры матери и оставляет военную службу.
«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было...», - слова Андрея Болконского подтверждают истории многих героев романа «Война и мир». Никто не хотел войны, у каждого были свои цели, мотивы и планы, которые привели их на поле боя. Объединяло их только одно – патриотизм, который они проявляли настолько, насколько им позволяла их храбрость, их сила духа и мужество.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: ЧТО ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЕРИТЬ В ДОБРО? Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО
Тема сочинения: Что помогает человеку верить в добро?
В детстве нас учат тому, что добро непременно побеждает зло. Взрослая жизнь нам показывает, что это не всегда правда. Но мы продолжаем верить в добро, несмотря на разочарования и падения. Что помогает нам сохранять эту веру? Конечно, добрые поступки окружающих нас людей, которые совершаются ежедневно! Может, мы не задумываемся об этом в течение дня, но подсознательно чувствуем себя в безопасности, потому что рядом есть добрые люди. Помочь пожилому человеку перейти дорогу, поддержать коллегу перед важным выступлением, проверить домашнюю работу сестры – даже в таких мелочах кроется добро. Оно всегда вокруг нас!
Рассказ Куприна «Чудесный доктор» - очень трогательное и впечатлившее меня до глубины души произведение. Герой этой истории оказался в трудном положении: без денег, без работы и с умирающей дочерью на руках. Не в силах помочь своим родным и наблюдать их страдания, Мерцалов уже был готов наложить на себя руки. Этот рассказ мог бы закончиться трагически, если бы в жизни несчастной семьи не появился профессор Пирогов. Счастливая случайность или судьба привели чудесного доктора к Мерцалову? Неизвестно, но Пирогов спас умирающую семью! Он помог вылечить Машутку, дал Мерцалову денег на первое время, пока наш герой ищет работу. Помощь незнакомого человека заставила Мерцалова вновь поверить в добро и разожгла в нем надежду на то, что жизнь его семьи непременно наладится!
Рассказчик произведения Шолохова «Судьба человека», вне всякого сомнения, не может не верить в добро. Впрочем, думаю, как и читатели этого рассказа. История Андрея Соколова, потерявшего во время войны свою семью и дом, пережившего страшный плен, поражает. Несмотря на обрушившееся на него горе, герой не очерствел душой, не утратил способность совершать добрые поступки, не пустил в свое сердце жестокость и безразличие. Андрей Соколов берет под крыло мальчика-сироту, который тоже потерял свою семью в военные годы. Усыновив несчастного ребенка, Андрей спасает и мальчика, и себя. Герой, от лица которого ведется повествование, впечатлен добротой и силой русского солдата. Именно такие истории заставляют нас верить в добро.
Пока рядом с нами совершаются хорошие поступки, мы будем верить в добро. Глядя на то, как абсолютно чужой человек протягивает руку помощи, мы не можем сомневаться в существовании добра и в ее силе.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: МОЖЕТ ЛИ ЛЮБОВЬ ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА? Пример итогового сочинения к направлению ОН И ОНА
Тема сочинения: Может ли любовь изменить человека?
О силе и чудесах любви написаны тысячи книг. Это одна из вечных тем в литературе, которой хотя бы раз уделил внимание каждый писатель и поэт. Это не удивительно, ведь любовь меняет человека, раскрывает те черты, о которых он сам даже не подозревал. Хулиган становится внимательным и заботливым, скромник решается на сумасшедшие поступки, нарцисс падает к ногам своей дамы, а холодная леди – в объятия возлюбленного. Да, любовь – это тема, о которой можно писать вечно, ведь она преображает и исцеляет людей!
Необыкновенное преображение под воздействием любовных чар мы можем увидеть в романе Гончарова «Обломов». Илья Обломов искренне полюбил Ольгу Ильинскую, и это чувство сподвигло героя изменить свою жизнь. Если раньше он предпочитал полностью отдаваться своей лени, лежать на диване и порой несколько дней подряд не вылазить из домашнего халата, то отношения с Ольгой заставили его «встряхнуться». Он стал другим: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Перед нами был совершенно другой Обломов: он активен, строит планы, общается с людьми! К сожалению, «обломовщина» и страх героя оказались сильнее любви. Да, такое случается. Порой даже сила любви не способна спасти от душевной гибели. А возможно, для Ильи Обломова просто было уже поздно что-то менять. «Я думала, что оживлю тебя, а ты уж давно умер», - говорит ему Ольга.
Не менее впечатляющие изменения происходят в мышлении и характере нигилиста Евгения Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицал все, что не имеет доказательств, а любовь и вовсе называл «романтической белибердой». Все изменила его встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, которая вызвала в Базарове ранее неизвестные ему чувства. Евгений влюбился и узнал, что такое страсть, восхищение, влечение к даме своего сердца. Его дерзость меняется на робость, насмешки на смущение в присутствии Анны Сергеевны. Попытки бороться с собственными чувства оборачиваются неудачей, Евгений Базаров признается Одинцовой в любви. Не получив взаимности, герой мучается и переживает, чего еще совсем недавно не мог себе даже представить.
Может ли любовь изменить человека? Безусловно, может. Мы сами того не замечая, начинаем иначе смотреть на вещи, начинаем совершать поступки, которые раньше были несвойственны нам. Однако любовь никогда не привносит что-то извне, а лишь раскрывает те черты характера, которые были спрятаны глубоко внутри и только ждали нужного момента. Момента, когда появится тот, ради кого мы будем готовы меняться. (365 слов)
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: НАДЕЖДА - ЛУЧШИЙ ВРАЧ ИЗ ВСЕХ, КАКИЕ ИЗВЕСТНЫ. НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
Тема сочинения: Как вы понимаете слова А. Дюма: «Надежда — лучший врач из всех, какие известны».
Надежда обладает невероятной силой. Она помогает человеку идти вперед, когда, казалось бы, в этом уже нет смысла. Она заставляет нас бороться, не падать духом и все-таки добиваться своих целей. Александр Дюма писал: «Надежда – лучший врач из всех, какие известны». Этой фразой писатель подчеркивал живительную силу надежды, которая лечит душевные раны.
Только надежда на ответные чувства помогала жить герою повести Куприна «Гранатовый Браслет» Желткову. До последнего вздоха он верил, что Вера Шеина разделит его чувства и будет с ним. Он писал ей письма и присылал подарки, пытаясь покорить сердце прекрасной дамы. Вероятно, в своих мечтах он представлял их прекрасную совместную жизнь, множество счастливых минут, проведенных вместе. Надежда на то, что его мечты сбудутся, давали ему силы ждать. Все заканчивается, когда Вера отказывается от гранатового браслета, который Желтков прислал героине своих мечтаний. Браслет возвращает муж Веры Шеиной. В этот момент все надежды Желткова, которые были смыслом его жизни, были разрушены. Вера его не любит и не полюбит никогда! Умерла надежда, а вместе с ней и желание нашего героя жить.
Только надеждой жила Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Молодая девушка давно перестала чувствовать радость жизни. Рядом нелюбимый муж и жестокая свекровь. Свобода, к которой привыкла Катерина с детства, исчезла, как только она вышла замуж и пришла в дом супруга. Что осталось у нее? Только надежда на то, что она еще встретит настоящую любовь и будет счастлива! Лишь сладкие грезы об искренних чувствах заставляли ее улыбаться. Надежды Катерины сбылись – она познакомилась с Борисом, которого полюбила. С ним она забывала свои невзгоды и на время снова становилась свободной. Однако совесть героини оказалась сильнее любви к Борису. Ее надежды тускнеют, она впадает в отчаяние от своего положения. Но даже печальный финал Катерины дает начало для новой надежды – надежды на то, что в городе Калинов что-то изменится и в темноте появится «лучик света».
Надежда – лучший врач. Она успокаивает боль и дает силы. Она заставляет нас жить, несмотря ни на что. Пусть иногда ее действие заканчивается, и мы можем вновь опустить руки. Но именно надежда дает нам время и возможность сделать что-то важное и нужное, что способно изменить наше будущее.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: "БЕСКОНЕЧНО МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ БЕСКОНЕЧНО ВЕЛИКУЮ ГОРДОСТЬ" "Гордость и смирение" на тему: "Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?"
У чувства гордости есть множество оттенков. Можно гордиться, а можно возгордиться. Можно быть гордым, а можно поддаться гордыне. Можно испытывать гордость за победы, а можно гордиться собой без причин. Гордость – многогранное, до конца не поддающееся объяснениям чувство. Именно поэтому его нельзя приписывать кому-то, исходя из его социального положения, успехов или поражений, и именно поэтому мне трудно согласиться с утверждением Вольтера о том, что «бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость».
Каждый «маленький человек» – это своя история. Своя жизнь. Свой характер. Я думаю, что маленькие люди не одинаковы. Если один из них может гордо смотреть на свои несчастья, то другой смиренно опустит голову. Для подтверждения моих слов я обращусь к русской литературе, в которой тема «маленького человека» поднималась множество раз.
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», служит одним из красочных примеров «маленького человека». Ничем не примечательный, совсем не заметный для окружающих, бедный чиновник каждый день приходит на службу, где выполняет однообразную работу. Можем ли мы увидеть в герое ту самую «великую гордость», о которой писал Вольтер? Боюсь, что нет. Башмачкин беден не только финансово, но и духовно. Единственная его цель – накопить на шинель, а самая большая трагедия – кража этой шинели. Акакий Акакиевич не только не может, но и не хочет менять свою жизнь. «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь», - повторяет он и начинает сильно волноваться, когда нужно сделать что-то сверх его ежедневных дел. К сожалению, Башмачкин лишен чувства гордости, которое позволило бы ему выжить в жестоких обстоятельствах.
Зачатки гордости мы можем увидеть в другом «маленьком человеке» – Макаре Девушкине, герое романа Федора Михайловича Достоевского «Бедные люди». Да, Макар, как и Башмачкин, занимает незаметное место в обществе. Он лишен уважения сослуживцев и внимания окружающих. Он беден и подавлен. Однако Макар Девушкин, в отличие от героя повести «Шинель», не думает о себе как о недостойном. Он пытается заявить о себе и своих правах, пусть пока только в письмах к возлюбленной. Он убежден: «Я не хуже других, сердцем и мыслями я человек». Таким образом, Макар Девушкин пытается подняться сначала в своих глазах, чтобы потом показать свое чувство собственного достоинства окружающим. У Макара есть гордость, которую суровым реалиям мира не удалось подавить в нем полностью.
Вольтер был прав отчасти. Да, порой «маленький человек» имеет бесконечно великую гордость, которая остается с ним даже в самые трудные времена. Но существует и другой «маленький человек» - герой, который незначителен не только для общества, но и для самого себя.
ПРИМЕР ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ: "ГОРДОСТЬ - ЭТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО?" "Гордость и смирение" на тему: "Гордость - это положительное или отрицательное чувство?"
Гордость - это положительное или отрицательное чувство? На мой взгляд, гордость - это чувство, выражающееся в наличии собственного достоинства и самоуважения, однако часто оно перерастает в гордыню. Я считаю, что нельзя сказать, положительное это чувство или отрицательное, ведь когда испытываешь гордость, начинаешь осознавать собственную ценность, а это является огромной мотивацией для любого человека. Однако если оно перерастает в высокомерие, то людей начинает отталкивать тот факт, что кто-то возвышает себя над остальными. Стоит рассмотреть это на примере художественной литературы.
В прекрасном произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" главный герой - Григорий Печорин, красивый и статный молодой офицер, осознающий, как он прекрасен. Молодой человек был горд, люди восхищались им, и это отравило его душу. Григорий стал высокомерным, начал причинять боль людям, которые им дорожили: проигнорировал Максима Максимыча, который любил его всем сердцем, ради собственной прихоти лишил Бэлу семьи и будущего, из-за него погиб Грушницкий, а Мери подверглась душевным терзаниям и насмешкам со стороны общества. Гордость переросла в гордыню, и это навредило как самому герою, так и окружавшим его людям. Григорий не был счастлив, его тяготило общество, ведь он считал, что он выше его. И потому гордость в данном случае - отрицательное чувство.
А в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума" это чувство является положительным. Главный герой произведения Чацкий отличается от остальных умом, сообразительностью, умением бороться и идти против старых правил. Он осознаёт своё превосходство над другими, однако его гордость является обоснованной. Именно она помогала герою двигаться дальше в борьбе со светским обществом. И хоть его "битва" была проиграна, определённые результаты она принесла: общество осознало, что кроме лести и зависти есть такие понятия, как доброта и самоуважение. В данной ситуации гордость является опорой всех остальных качеств человека, и поэтому это положительное чувство.
На основе примеров из художественной литературы можно сделать вывод, что данное чувство неоднозначно. Всё зависит от того, как дальше оно будет развиваться: станет гордыней и разрушит жизнь человека и окружающих его людей или же будет опорой всех остальных качеств человека. И потому очень важно знать границу между «хорошо» и «плохо», дабы не совершить ошибку.
Любимое яичко
"Портрет". Н.В. Гоголь
Новогодние гирлянды
Будьте как солнце!
Этот древний-древний-древний мир!