Мы почти каждый день слышим о стрессах, которые воздействуют на наш организм, делают его более уязвимым для инфекций, простуд, повышают вероятность апатии и депрессии. А ведь здоровье – это условие эффективной профессиональной деятельности человека, условие гармоничного развития личности, главное условие, по мнению древних философов, свободной деятельности человека, его совершенства.
Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлющим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба - это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность.
Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
памятка | 322.36 КБ |
dokument_microsoft_word.docx | 1023.47 КБ |
презентация Проблема стресса в экзаменационный период | 1.27 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи
имени Героя Советского Союза
Дмитрия Михайловича Карбышева
Учебно-исследовательский проект
Проблема стресса в экзаменационный период
Автор: обучающаяся 10 Б класса
Костык Полина
Руководитель:
Трубникова Галина Викторовна
г. Оха, 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………….………………3
Глава 1. История развития представлений о явлении стресса
1.1. Виды стресса…………………………………………………………………................8
1.2. Компоненты стресса………………………………………………………...………11
1.3.Воздействие стресса на организм человека …………………………………………..14
Глава 2. Результаты исследования состояние стресса……………………………………17
Заключение ……………………………….............................................................................23
Литература…………………………………………………………………………………. 24
Приложение…………………………………………………………………………………25
Введение
Мы почти каждый день слышим о стрессах, которые воздействуют на наш организм, делают его более уязвимым для инфекций, простуд, повышают вероятность апатии и депрессии. А ведь здоровье – это условие эффективной профессиональной деятельности человека, условие гармоничного развития личности, главное условие, по мнению древних философов, свободной деятельности человека, его совершенства.
Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлющим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба - это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность.
Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности. Данными положениями и обусловлена актуальность работы.
Объект исследования: состояние стресса.
Предмет исследования: влияние стресса на организм школьника в период экзаменов.
Цель данной работы: выяснить влияние стресса на организм обучающегося.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
В исследовании применялись следующие методы:
В теоретической части систематизировать материал об истории появления стресса, видах и компонентах стресса, а также реакции организма на стрессовую ситуацию. А во второй части представлено описание методики проведения исследования о влиянии стресса на организм человека.
Ценность данной работы заключается в организации работы по определению стресса среди обучающихся в период экзаменов.
Практическая значимость работы: популяризация информации о проявлении признаков стресса, чтобы уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
Глава 1. История развития представлений о явлении стресса
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 - 1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, естествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда других специалистов всего мира.
Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Его это заинтересовало, и он решил, что, окончив университет, посвятит этому какую – то часть своего времени. Так и случилось. Отец помог купить ему лабораторию и Селье вплотную занялся научной деятельностью. В результате, Селье пришел к выводу, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.
Явление стресса Селье изучал на крысах. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».
У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека (см. табл. 1).
Таблица 1
Ф.И. ученого, изучающего стресс | Значение исследований |
Ф. П. Ведяев | На основании изучения нейродинамических и эндокринно-вегетативных системных коррелятов при стрессе установил, что “ключевой системой” мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений. |
К. В. Судаков | Определил, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других - к изъязвлению желудочно-кишечного тракта. |
А. М. Мамедов | С помощью кросс-корреляционного анализа ЭЭГ-ритма различных образований мозга он обнаружил, что при болевом стрессе в ЦНС, прежде всего, появляются сдвиги во взаимодействии между пейсмекерными структурами болевой мотивации и проекционной областью коры, а затем (в определенной последовательности) и между подкорковыми структурами. |
А. В. Вальдман | При исследовании влияния различных фармакологических агентов на эмоциональный стресс обнаружил увеличение содержания 17-ОКС в плазме при стрессе. Установлено, что усиление секреции 17-ОКС коррелирует с “эмоциональностью” реакции, вызванной раздражением подбугорья, поскольку “неэмоциональные” и двигательные реакции не сопровождались увеличением уровня 17-ОКС в крови. В дозах, подавляющих агрессивность, галоперидол облегчал гормональные изменения, сопровождавшие ЭС, тогда как метамизил предупреждал усиление секреции кортикостероидов. |
В. В. Давыдов | Обнаружил, что характер и интенсивность реакции различных звеньев гипоталамо-гипофизарно-кортикоадреналовой системы зависят от вида стрессорного фактора и от исходного функционального состояния этой системы. |
Л. И. Какурин | Показал, что на первых этапах космического полета у космонавтов обнаруживается симпатоадреналовая направленность психовегетативных реакций. |
М. И. Митюшов | В многочисленных опытах на крысах установил, что содержание норадреналина в ответ на электрокожное раздражение изменяется фазно, практически во всех отделах мозга, и коррелирует с активацией гипофизарно-адреналовой системы. |
Е. А. Громова | На основании экспериментальных и клинических данных показала, что моноаминовая система мозга играет ведущую роль в организации уровня стрессовых реакций, оптимального для процессов фиксации и воспроизведения информации. |
Г. И. Косицкий | Детально изучил роль нервной системы в развитии неспецифической резистентности. На большом экспериментальном материале с применением глубокого наркоза или добавочных неспецифических раздражителей авторы показали, что подавление развития воспалительно-некротического процесса при отмораживании, аллергических реакциях, адреналиновом отеке не зависело от увеличения секреции коры надпочечников. Факты, приведенные ими, свидетельствуют о важной роли доминанты, то есть возникновения местного фокуса повышенной возбудимости нервной системы, в предупреждении развития указанных патологических процессов. |
Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к которым мы должны приспосабливаться, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.
Глава 1.1. Виды стресса
По мнению Бабского Е . Б. стрессы делятся на:
-физиологические и психологические (информационные и эмоциональные),
- эмоционально положительные (эустресс) и эмоционально отрицательные (дистресс),
- кратковременные и долгосрочные (острые и хронические) (см. табл. 2).
Таблица 2
Виды стрессов
Вид стресса | Характеристика стресса | Проявления |
Физиологический | Возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки). | сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно запасы энергии в организме заканчиваются |
Психологический | Вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность и т.п. Они бывают информационными и эмоциональными. | формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания |
Информационный | Возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения (стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления). | негативные эмоции, развитие чувства тревоги |
Эмоциональный положительный стресс (эустресс) | Вызывают радостные события, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды и т.д. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, защищают от ударов жизни, повышают устойчивость организма к заболеваниям. Обычно после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается. | мобилизует организм |
Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс) | Возникает, когда появляется угроза безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни. | Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания. |
Острый (кратковременный) | Характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит; крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта. | Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство |
Долговременный | Он возникает порой из-за незначительных, но постоянно действующих и многочисленных факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.) | Боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение, аутоиммунные заболевания, кожные заболевания, такие как экзема |
Глава 1.2. Компоненты стресса
По данным Мишина Г. И. состояние стресса имеет 2 компонента:
- стрессор – событие, которое вызывает необходимость или вероятность каких-либо изменений (повседневные затруднения, длительные проблемы, важные жизненные (получение диплома) и травмирующие события);
- стрессовый ответ – индивидуальная реакция человека на стресс.
Учеными выделены следующие виды стрессоров (см. рис. 1)
Рис. 1. Виды стрессоров
1.3.Реакция на стресс
По данным Ротенберга А.С. и Аршавского В.В. по-разному могут реагировать на один и тот же стресс мужчины и женщины в силу своих физиологических особенностей. Реакция зависит от особенностей нервной системы человека. У одних людей наблюдается пассивность, дезорганизация деятельности, общее торможение, у других наблюдается мобилизация сил, повышение активности и эффективности деятельности
В исследованиях Ротенберга А.С. и Аршавского В.В. отмечается, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Хуже переносят стрессы пожилые люди, вплоть до инфарктов и инсультов, а также дети и подростки. После кратковременного стресса организм быстрее восстанавливается (особенно после положительного), а долгосрочный (или затяжной) приводит к истощению организма
Американские ученые Холмс и Рей предложили шкалу стрессовых ситуаций, которая помогает человеку оценить уровень стресса (см. табл. 2).
Таблица 2
Событие | Шкала | Событие | Шкала Начало формы |
Смерть близкого родственника (супруга) | 100 | Развод | 73 |
Раздел имущества | 65 | Смерть члена семьи | 63 |
Тюремное заключение | 63 | Болезнь или травма | 53 |
Свадьба | 50 | 47 | |
Пенсия | 45 | Примирение с супругом | 45 |
Болезнь члена семьи | 44 | Беременность | 40 |
Проблемы с сексом | 39 | Рождение ребенка | 39 |
Перестановки на службе | 39 | Изменение финансового положения | 38 |
Смерть друга | 37 | Смена работы | 36 |
Смена должности на работе | 35 | Долг выше 10 000 $ | 31 |
Отдача собственности под залог | 30 | Увеличение ответственности на работе | 29 |
Разлука с детьми | 29 | Неприятности с законом | 29 |
Значительные личные достижения | 28 | Окончание школы | 26 |
Супруг начал или бросил работать | 26 | Изменение условий жизни | 25 |
Проблемы с начальством | 23 | Переезд | 20 |
Смена школы | 20 | Смена личных привычек | 20 |
Смена развлечений | 19 | Смена религии | 19 |
Изменение в сфере социальной активности | 18 | Долг ниже 10 000 $ | 17 |
Изменение продолжительности сна | 16 | Изменение привычек в еде | 15 |
Изменение числа друзей дома | 15 | Отпуск | 13 |
Рождество | 12 | Незначительное нарушение закона | 11 |
При анализе табл. 3 можно сделать вывод о том, что самыми стрессовыми ситуациями являются: смерть близкого родственника, тюремные заключения, смерть члена семьи, развод, раздел имущества.
Глава 1.3. Воздействие стресса на организм человека
Под воздействием стрессора в организме человека. Происходят изменения, влияющие на качество жизни человека (см. табл. 4).
Таблица 4
Системы человека | Изменения в системе под влиянием стресса |
Система органов обоняния, зрения и слуха | Ухудшается зрение. |
Нервная система | Если человек систематически подвергается глубокому стрессу и не успевает восстановиться, то со временем может появиться заболевание нервной системы (невроз), которое служит причиной огромного количества заболеваний: атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта, инсульта, язвы, гипертонии. |
Сердечно-сосудистая система | Увеличивается количество сердечных сокращений, повышается кровяное давление. |
Мочевыделительная система | Нарушается деятельность почек. |
Пищеварительная система | Потеря аппетита, лишний вес. |
Эндокринная система | Нарастает содержание глюкозы в крови. Происходит выброс адреналина в кровь. |
Мышечная система | Мышечный тонус. |
Иммунная система | В крови увеличивается число лимфоцитов, призванных ликвидировать микробы, вирусы, поврежденные клетки. |
Дыхательная система | Одышка, астма. |
Репродуктивная система | Женщины могут испытывать сбой менструального цикла, а мужчины – преждевременное семяизвержение, затруднение эрекции и импотенцию. |
Скелет человека | Проблемы спины и шеи. |
В результате анализа табл. 4 можно сделать вывод о том, что под влиянием стресса изменения происходят во всех системах человека.
Выводы
Глава 2. Результаты исследования проблемы стресса на организм школьников в период экзаменов
Время проведения: март-апрель 2021 г.
Место проведения: МБОУ СОШ № г. Охи им. Д. М. Карбышева
Исследование проводила: Костык Полина.
Для достижения цели исследования нами проведена работа по следующим направлениям:
Описание результатов проведенных исследований
Определение влияния стресса на организм
Для того чтобы выяснить влияние психологического стресса на организм человека, была отобрана группа учащихся 9,10 классов.
Цель эксперимента: выявить влияние психологического стресса на организм человека.
Время проведения: март-апрель 2021г.
Место проведения: МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д.М. Карбышева
Проводила: Костык Полина.
Количество респондентов: 40 человек.
Возраст респондентов: 14-17 лет.
Определение стрессоустойчивости обучающихся в период экзаменов.
Для оценки влияния стресса и выявления факторов, вызывающих стресс (стрессоров) были выбраны группы учеников (из 9 и 10 класса)
Учащиеся 10 класса были выбраны в качестве респондентов, так как учеба в 10 классе – это своеобразный «отдых» после напряженных экзаменов в 9 классе и подготовка к учебе в выпускном 11 классе. Девятиклассники с начала учебного года находятся под «прессом» предстоящих экзаменов, так как сдают впервые.
Результат анкеты
Таблица 5
Факторы, вызывающие стресс у обучающихся 9 – 10 класса.
Стрессоры | Учащиеся 9 класса (%) | Учащиеся 10 класса (%) |
Напряженность труда | 61 | 40 |
Нехватка времени | 88 | 70 |
Монотонность труда | 79 | 82 |
Отсутствие творческого вдохновения | 45 | 56 |
Неудовлетворенность правами, обязанностями | 76 | 70 |
Неудовлетворенность трудом | 58 | 60 |
Ощущение своей бесполезности | 40 | 35 |
Бремя ответственности | 70 | 30 |
Конфликты с сотрудниками/одноклассниками | 60 | 50 |
Напряженность в семейных отношениях | 80 | 75 |
Плохое самочувствие | 72 | 60 |
Необходимость делать не то, что нравиться, а то, что нужно | 60 | 70 |
Всеобщая атмосфера напряженности | 80 | 50 |
Постоянное ощущение раздражительности | 60 | 35 |
Замкнутость, зацикливание на своих проблемах | 42 | 15 |
Обязательная сдача экзамена в форме ОГЭ | 89 | 40 |
Обучающиеся 9-х классов озабочены нехваткой времени, монотонностью своего учебного труда, бременем ответственности перед предстоящими учебными испытаниями, напряженностью в семье - отсюда плохое самочувствие. Ученики 10 класса пока мало озабочены выпускными экзаменами, они жалуются на нехватку времени, монотонность учебного труда, напряженность в семье, неудовлетворенность правами и обязанностями и необходимость делать то, что совсем не нравится.
Выявление стрессоустойчивости учеников 10-11 классов.
Для выявления стрессоустойчивости учеников 10-11 классов я провела тестирование «Ваша устойчивость к стрессу» (приложение №1), в котором приняли участие 20 человек из 9-х классов и 20 человек из 10-х классов. Результаты теста приведены в таблице: на первый вопрос: « как часто вам плохо спится?» из 20 учеников 9 класса ответ «очень часто» дали 4 человека, «часто» - 4, «иногда» - 11, «не очень часто» - 5, « очень редко» - 7, «никогда» - 2 человека и т. д.
Результаты тестирования «Ваша устойчивость к стрессу» 9-10 класса:
№ вопроса | Очень часто | часто | иногда | Не очень часто | Очень редко | никогда |
1 | 4 | 4 | 11 | 5 | 7 | 2 |
2 | 8 | 6 | 8 | 3 | 7 | 2 |
3 | 3 | 1 | 1 | 5 | 6 | 17 |
4 | 4 | 3 | 4 | 7 | 10 | 9 |
5 | 4 | 3 | 7 | 5 | 10 | 4 |
6 | 4 | 2 | 3 | 8 | 10 | 9 |
7 | 1 | 4 | 3 | 2 | 11 | 9 |
8 | 5 | - | 8 | 4 | 6 | 13 |
9 | 3 | - | 2 | 9 | 13 | 9 |
10 | 3 | 2 | 7 | 10 | 4 | 7 |
11 | 5 | 1 | 2 | 5 | 13 | 12 |
12 | 1 | 1 | 4 | 6 | 10 | 11 |
Таблица итогов тестирования учащихся 9-10 класса
Уровень | Количество учащихся | % |
I уровень | 28 | 70% |
II уровень | 7 | 18% |
III уровень | 5 | 12% |
Результаты:
I уровень: если вы набрали в сумме менее 40 баллов, то у вас средний уровень стресса: потребляйте побольше витаминов, и всё будет в порядке.
II уровень: от 40 до 48 баллов: вы испытываете весьма сильный стресс, поэтому стоит задуматься об изменении стиля жизни.
III уровень: более 48 баллов: стресс совсем вас задавил, нужно срочно принимать решительные меры противодействия.
Таблица 6
Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения.
Стрессоры | Учащиеся 9 класса (%) | Учащиеся 10 класса (%) |
Ужасно, если я не нравлюсь другим | 75 | 80 |
Если я ошибаюсь, значит, я - плохой | 60 | 50 |
Я должен всегда добиваться своей цели | 90 | 75 |
У меня все должно получаться легко | 75 | 60 |
Я не должен показывать своих чувств | 65 | 60 |
Взрослые должны быть безупречны | 50 | 65 |
Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать | 50 | 50 |
Существует всегда только один правильный ответ | 65 | 50 |
Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше | 90 | 75 |
В том, что я несчастен, виноваты мои родители | 70 | 80 |
По данным табл.6 стрессорами чаще всего являются факторы, на которые повлиять и исправить самостоятельно невозможно (например, изменить взрослых, родителей, желание нравится всем).
Заключение
Работа посвящена изучению влияния стресса на организм школьника в экзаменационный период. Я проанализировала теоретические положения об истории появления стресса, о видах и компонентах стресса, а также о реакции организма на стресс. В своей работе я предприняла попытку провести исследование по определению психологического стресса на организм школьника в период подготовки к экзаменов. При проведении исследования сделаны выводы о том, что любой организм подвержен стрессу, что можно определить по состоянию организма. Главное научиться определять, как противостоять стрессовой ситуации.
Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась, т.к. если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
Цель нашей работы достигнута - мы выяснили влияние стресса на организм человека.
Борьба со стрессом в современном мире становится одной из важнейших проблем. Кто-то пытается справиться со стрессом самостоятельно, а кто-то для лечения стресса вынужден прибегать к помощи врача.
Управление стрессом сложная задача, но освоить простейшие методы снятия стресса может каждый. Основой снятия стресса является умение расслабиться. Смысл расслабления – снять физиологическое и психологическое напряжение.
Однако запомните, что основной путь защиты и борьбы со стрессом – это движение.
Чтобы избавиться от стресса, вам необходимо:
Список литературы
1. Бабский Е . Б. Физиология человека. М.: Медицина, 1992.
2. Васильев В.Н., Чугунов В.С. Симпатико-адреналиновая активность при различных функциональных состояниях человека. М., Медицина, 1996.
3. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. М., Высшая школа, 1994.
4. Горизонтов П.И., Белоусова О.И., Федотова М. И. Стресс и система крови. М., Медицина, 1983.
5. Карпман В. Л. Тестирование в спортивной медицине. М., ФиС., 1988.
6. Китаев-Смык Л.А . Психология стресса. М., Наука, 1983.
7. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М., Медицина, 1988.
8. Мишин Г. И. Три причины стресса. М., 1990.
9. Попова Л. М. Стресс жизни понять, противостоять и управлять им.М., 1994.
10. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса. М., ФиС., 1990.
11. Тарнавский Ю. Б. Срыва можно избежать. М., Медицина, 1990.
14. Чирков Ю. Г. Стресс без стресса. М., ФиС., 1988.
15. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс, природа и лечение. – М., Медицина, 1995.
Приложения
Рекомендации по защите организма от чрезмерных напряжений и не допустить перехода отрицательных эмоций в устойчивую форму
Ганс Селье отмечал: «Источником стресса может быть и пинок, и страстный поцелуй». Значит, противострессовая защита и должна быть направлена в значительной степени против «внутреннего врага».
Так как же защитить организм от чрезмерных напряжений и не допустить перехода отрицательных эмоций в устойчивую форму? Здесь многое зависит от нас самих. Каждый может и должен приложить максимум усилий для организации ритмичного труда, для создания благополучной и благожелательной атмосферы на работе, на отдыхе, в быту.
Но главное – продуманное отношение к своему здоровью в той мере, в какой это зависит от каждого из нас. Прежде всего речь идёт о здоровом образе жизни: тут и нормальный сон, и смена деятельности, и занятия физкультурой и спортом, и освоение методов создания хорошего настроения.
Вот что советовал Ганс Слье в связи с этим:
- поступайте с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами;
- поймите, что совершенство невозможно, однако у каждого есть своя вершина, к которой необходимо стремиться;
- цените радость простоты жизненного уклада, избегайте всего нарочитого, показного и вычурного, и вы обретёте расположение и любовь окружающих;
- с какой бы жизненной проблемой ни столкнулись, подумайте, стоит ли она того, чтобы вступать в борьбу.
- сосредотачивайте внимание на светлых сторонах жизни;
- ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет больше, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний об успехах – это очень действенное средство для восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед;
- если вам предстоит удручающе неприятное дело, не откладывайте его: вскройте нарыв как можно скорее, чтобы устранить боль.
Вот ещё несколько советов по предупреждению расстройств.
1.Попытайтесь так организовать свою работу, чтобы она стала более эффективной.
2.Желательно иметь интересы, хобби вне работы.
3.позволяйте себе отдыхать, не пренебрегайте отпуском.
4.Сделайте хоть что-нибудь для улучшения своего здоровья.
5.Научитесь расслабляться. Для этого полезно овладеть приёмами аутогенной тренировки.
6.Постарайтесь расширить круг своих друзей.
7.Не бойтесь смеяться над собой.
8.Почаще мечтайте о будущем, тогда всё станет хорошо.
9.Внушите себе, что свои возможности вы не используете и наполовину, - энергии только прибавится!
Регуляторы настроения.
Регулятор нашего настроения – серотонин, вырабатываемый мозгом. Мало его – и настроение плохое.
Присутствует серотонин в пищеварительном тракте. Оказывается, не случайно нас тянет на пончики и пирожные. Просто сласти содержат много углеводов, а они – кладезь триптофана. Съеденная булочка тут же вознаграждает выбросом серотонина, а значит и бодростью.
Остаётся правильно составить для себя меню. Помните: есть «хорошие» и «плохие» углеводы. Даже при хандре от сластей и жирной сдобы больше вреда, чем пользы. А вот крупы, овощи, фрукты и даже макароны с нежирным соусом – это как раз то, что нужно.
Ещё один естественный антидепрессант – физическая активность. Не забывайте, что движение бодрит больше, чем кофе. Но если вы не любите физкультуру, достаточно просто интенсивного занятия каким-либо видом деятельности. Рисование, живопись, вязание ещё более благотворно влияют на выделение серотонина – гормона хорошего настроения.
Создание комфортной среды.
Фито- и цветотерапия. Самый расслабляющий, успокаивающий цвет – розовый. Близок по воздействию на психику человека зелёный цвет со всеми его оттенками. Благотворно влияет на человека синий, особенно в сочетании с зелёным.
Добрыми и доступными помощниками человеку являются комнатные цветы. Они обогащают воздух в помещении кислородом, аэронами, фитонцидами, летучими фитоорганическими веществами – «воздушными» витаминами. Кроме того, растения выделяют и запах. К примеру, запах герани повышает общий тонус организма. Особенно полезны комнатные растения зимой. Они – источник положительных эмоций.
Изменить настроение, самочувствие, повысить работоспособность могут запахи цветов, деревьев, комнатных растений. Для укрепления нервной системы, снижения утомляемости особенно эффективен аромат роз, создающих благоприятный эмоциональный фон. Всем известен целительный запах экстракта валерианы лекарственной. Вдыхание настойки валерианы перед сном улучшает его, нормализует функции нервной системы.
В летнее время очень полезны ароматические ванны с использованием различных трав – мяты, чабреца, цветков вереска, листьев полыни и др. такие ванны укрепляют, освежают, омолаживают и успокаивают. Круглый год можно использовать хвойные ванны. Приятный запах хвои создают эфирные масла, оказывающие дезинфицирующее, обезболивающее и противовоспалительное действие. Вдыхание хвойного аромата оказывает благотворное воздействие на организм, успокаивает нервную систему. Хвойные ванны снимают утомление, головную боль, улучшают настроение, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
Освещенность. Интенсивность света влияет на состояние нервной системы, настроение. Очень яркий свет вначале возбуждает, затем утомляет, раздражает, а следовательно, истощает силы организма. Приглушённый свет, наоборот, успокаивает, вызывает сонливость, расслабляет, умиротворяет.
Звуковой фон. Не менее сильный раздражитель, который может быть и стрессором, и союзником душевной саморегуляции, - звук. Тихие, ритмичные звуки успокаивают, расслабляют; громкие, аритмичные – раздражают, «нервируют».
Быстродействующие средства успокоения нервов
Бывает, неприятное известие настолько сильно ударяет по нервам, что трудно сохранить присутствие духа. В этом случае весьма полезны дыхательные упражнения, используемые йогами.
1.Сделайте очень глубокий и медленный вдох.
2.Затем медленно сделайте максимально глубокий вдох. При вдохе у вас должен выпятиться живот, а не грудная клетка
3.Теперь на четыре секунды задержите дыхание и снова медленно и глубоко выдохните.
Такое ритмичное чередование, выдох – вдох – задержка дыхания, нужно повторить пять – шесть раз. После этого вы обнаружите, что пульс у вас бьётся мдленнее, и сами вы заметно успокоились
Техника релаксации.
Техника нервно-мышечной релаксации. В конце обучения вы сможете освобождаться от стрессового напряжения практически мгновенно. Рекомендуется выделять для занятий хотя бы по 15 минут 2-4 раза в день. Весь курс обучения длится 2-3 месяца.
Желательно заниматься в тихом, спокойном месте, где вам никто не мешает, где нет излишне яркого света и шума. Закройте глаза, сосредоточьтесь на тех мышцах, которые вы будете расслаблять, и начинайте выполнять упражнения.
Напрягать мышцы нужно как можно сильнее, однако не должно появляться каких-либо болевых ощущений или непроизвольной дрожи «трясучки». Не следует задерживать дыхание во время сокращения мышц. Дышите как обычно или же делайте вдох во время напряжения и выдох при снятии его. Ниже приведены 7 наиболее важных упражнений.
Общие правила таковы: каждая группа мышц напрягается около 5 секунд, затем следует расслабление длительностью 5-10 секунд. Цикл повторяется от двух до семи раз.
1.Сожмите кисти рук в кулаки как можно крепче.
2.Раздвиньте пальцы рук как можно шире.
3.Подтяните плечи по направлению к ушам.
4.Как можно крепче сожмите губы вместе.
5.Улыбнитель так широко, как только можете.
6.Сильно зажмурьте глаза.
7.Поднимите брови как можно выше.
После того как вы выполните все упражнения, следует в течение 10-15 минут, не меняя позы и не открывая глаз, сосредоточиться на ощущениях, появившихся в расслабленных мышцах. Утомлённая мышца нуждается в возобновлении своих ресурсов, а все питательные вещества поступают к мышцам с кровью. Поэтому расширяются сосуды и ускоряется кровоток.
Аутотренинг.
Хорошо зарекомендовала себя аутогенна я тренировка по методу Шульца. Аутотренинг даёт возможность самостоятельно воздействовать на своё душевное и физическое состояние. Сверхкороткий успокаивающий вариант АТ на 1 минуту применяется в обстановке дефицита времени, при любом положении тела с открытыми глазами.
Быстрый глубокий вдох ртом, медленный выдох через нос и сжатую голосовую щель, произнося про себя формулы самовнушения: 1.Отвлекаюсь. 2.Успокаиваюсь. 3.Спокоен и уверен в себе. 4.Всё будет хорошо.
Сверхкороткий вариант мобилизующей АТ:
1.Отдохнул. 2.Владею собой. 3.Спокое и уверен в себе. 4.Задачу выполню.
Массаж
Ещё один из способов избавления от стресса пришёл к нам из восточной медицины – это воздействие на рефлексогенные зоны, расположенные в коже кистей рук. Исследования физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями кистей рук. Массаж ладонной поверхности кисти каменными или металлическими шарами или грецкими орехами занимает не более 5 – 10 минут. Вы можете делать его 3-4 раза в день, сидя на диване у телевизора или за рабочим столом.
Возьмите грецкий орех и, положив его между ладонями, делайте круговые движения. Дольше воздействуйте на болезненные участки ладони. Время 1- 3 минуты.
Приложение 1
Анкета «Факторы, вызывающие стресс у учащихся 9 – 10 класса».
Цель: Выявить факторы, вызывающие стресс у учителей и учащихся.
Инструкция: Учителям и ученикам было предоставлено выбрать стрессоры, оказывающие влияние на их психологическое состояние и формирование стресса.
Приложение 2
Анкета «Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения».
Цель: Выявить причины стресса у старшеклассников.
Инструкция: Старшеклассникам предложено проранжировать предложения по мере значимости для себя от 1 до 10.
1. Ужасно, если я не нравлюсь другим.
2. Если я ошибаюсь, значит, я - плохой.
3. Я должен всегда добиваться своей цели.
4. У меня все должно получаться легко.
5. Я не должен показывать своих чувств.
6. Взрослые должны быть безупречны.
7. Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать.
8. Существует всегда только один правильный ответ.
9. Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше.
10. В том, что я несчастен, виноваты мои родители.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи
имени Героя Советского Союза
Дмитрия Михайловича Карбышева
Проблема стресса в экзаменационный период.
Профилактика.
Костык Полина 10 б
Как подготовить себя к экзаменам
В процессе подготовки на ученика оказывается огромное давление. Очень важно перестать нагнетать обстановку и начать готовиться без нервотрепки. Нужно помнить, что волнение перед экзаменами — это нормально. Все люди перед важными событиями испытывают волнение и тревогу. В некоторых случаях волнение даже помогает сосредоточиться и выполнить ранее невыполнимую задачу. Главное оставаться на оптимальном уровне тревоги, не поддаваться панике, но и не стоит слишком расслабляться.
Что делать, чтобы справится со стрессом?
Если во время подготовки вас охватывают неприятные чувства, попробуйте:
8. Гулять по лесу, послушать лесные звуки, почувствовать запахи, которые способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
Существуют техники расслабления, техники визуализации, самовнушения, рационализации.
Техника расслабления
Для снятия напряжения помогает техника самомассажа:
Техники визуализации
Техники самовнушения
Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения.
Например:
Техники рационализации
Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите «мучащую» вас проблему – например, «ЕГЭ». Затем лист разделите вертикально на две половины. Слева запишите в столбик все неприятные мысли, которые приходят в голову в
связи этой проблемой. В правый столбик запишите все преимущества, которые также имеются в данной ситуации. Какой столбик получился длиннее? Теперь фразы из первого столбика переформулируйте так, чтобы они звучали позитивно, и перепишите их в новой формулировке в правый столбик.
Также чтобы избавиться от стресса, вы можете попробовать:
Слайд 1
Проблема стресса в экзаменационный период Костык Полина 10б Руководитель: Трубникова Галина ВикторовнаСлайд 2
акт Актуальность : Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение . Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности. Данными положениями и обусловлена актуальность работы.
Слайд 3
Объект исследования : состояние стресса . Предмет исследования : влияние стресса на организм школьника в период экзаменов.
Слайд 4
Цель и задачи : Цель данной работы: выяснить влияние стресса на организм обучающегося. Задачи исследования: изучить теоретические источники по проблеме исследования ; выяснить влияние стресса на организм человека ; провести исследование действия стресса на организм человека; определить признаки проявления психологического и физиологического стресса.
Слайд 5
Конечный продукт: Буклет с информацией Классный час в 9-х классах
Слайд 6
Гипотеза исследования : Если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм. В исследовании применялись следующие методы : Анализ литературных источников; А нкетирование .
Слайд 7
История развития представлений о явлении стресса Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 - 1982 гг.)
Слайд 9
Какие бывают виды стресса: По мнению Бабского Е. Б. стрессы делятся на: Физиологический Психологический Информационный Эмоциональный положительный стресс ( эустресс ) Эмоциональный отрицательный стресс ( дистресс ) Острый (кратковременный) Долговременный
Слайд 10
Существуют и компоненты стресса: состояние стресса имеет 2 компонента : стрессор – событие, которое вызывает необходимость или вероятность каких-либо изменений (повседневные затруднения, длительные проблемы, важные жизненные (получение диплома) и травмирующие события ) - стрессовый ответ – индивидуальная реакция человека на стресс
Слайд 12
Как стресс влияет на здоровье человека
Слайд 13
Сделаем вывод
Слайд 14
Результаты исследовани й
Слайд 17
При проведении исследования сделаны выводы о том, что любой организм подвержен стрессу, что можно определить по состоянию организма Г ипотеза нашей работы подтвердилась , т.к. если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
Слайд 18
конец
Пятёрки
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Почему Уран и Нептун разного цвета
Ветер и Солнце
Кто должен измениться?