Доклад "Речевой портрет студента-медика"для студенческой научно-практической конференции
Вложение | Размер |
---|---|
uirs_vystuplenie.docx | 23.79 КБ |
Речевой портрет студента-медика
Докладчик: Малахова Татьяна,
обучающаяся группы 11ф
- Добрый день! Тема нашей научно- исследовательской работы- «Речевой портрет студента-медика».
-В качестве эпиграфа к своей работе мы взяли слова известного русского писателя, талантливого драматург, врача по профессии - Антона Павловича Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
Актуальность.
Профессия медработника предполагает не только безупречное знание теоретических основ медицины, владение практическим навыками, но и умение общаться с пациентами. На протяжении всего процесса ухода за больными от медицинской сестры, фельдшера требуются выдержка и уважение по отношению к пациенту, умение успокоить и ободрить его, правильно преподнести информацию, чтобы больной не пострадал от стресса. Речь медицинского работника должна быть грамотной, четкой, отличаться вежливостью.
Коммуникативная компетентность будущего медработника начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском колледже при освоении общих и профессиональных компетенций и во многом ее освоение зависит от общей культуры студента, его духовно-нравственных качеств, интеллекта. Именно поэтому создание речевого портрета современного студента-медика представляется нам весьма актуальным.
Цель работы: описать речевой портрет современного студента-медика.
Задачи исследования:
1. изучить научную литературу по исследуемой теме;
2.определить уровень языковой культуры студентов медицинского колледжа;
3. разработать рекомендации по повышению коммуникативной компетенции студентов колледжа.
Методы исследования:анализ, обобщение, анкетирование, наблюдение. При обработке и анализе полученных данных использовался статистический метод.Во время исследования были опрошены студенты 1 курса БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж» в количестве 145 чел.
В ходе исследования респондентам было предложено ответить на вопросы, которые позволили выявить уровень их речевой культуры. Напомним, что под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (это правила произношения, грамматики и словоупотребления), а также умение использовать выразительные языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Вопросы, заданные студентам, представлены на слайдах, правильные ответы выделены красным цветом.
На вопрос «В каком слове ударение поставлено верно?» правильно ответили 45% студентов.
С определением рода имени существительного справились 63% опрошенных.
Заметили орфографическую ошибку в слове 49 % респондентов.
Как показало исследование, в среднем 50% студентов колледжа владеют орфоэпическими, морфологическими нормами и нормами правописания.
Наибольшие затруднения студенты испытали при выполнении заданий, связанных с нарушением лексических и синтаксических норм русского языка.
Лексические нормы-это нормы, определяющие правильность выбора слова, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Синтаксические нормы- это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений.
Правильно указали выражения, в которых нарушена лексическая сочетаемость слов 16% опрошенных и 5% обнаружили ошибки, связанные с неверным выбором падежной формы при составлении словосочетания и употреблением предлогов.
Также в результате проведенного анкетного исследования нам удалось выяснить, что большинство студентов (92%) употребляют в своей речи засоряющие элементы и лишь 8% отличаются чистотой речи.
На вопрос «Какие засоряющие элементы вы используете чаще всего в своей речи?» студенты ответили - нецензурные слова (67%), слова паразиты (21%), жаргонизмы (12%).
В качестве основных причин употребления нецензурных выражений респонденты назвали - «Выражение агрессии»- 61%, «Демонстрирую раскованность, пренебрежительное отношение к системе запретов»- 22%, «Не хватает словарного запаса, чтобы подобрать нужное слово»-15%, «Выражение эмоций»-2%.
На вопрос «Как бороться со сквернословием?»- 54% опрошенных считают «Введением штрафов», 39 %- «Самовоспитанием» и всего лишь 7% считают, что бороться со сквернословием бесполезно.
Анализ полученного в результате исследования материала позволил составить коллективный речевой портрет современного студента-медика:
1. У большинства студентов – первокурсников отмечается небольшой словарный запас, по этой причине обучающиеся испытывают трудности при составлении более или менее сложной мысли, выходящей за рамки обыденного сознания, не могут в полной мере воспринять текст учебника или лекции, прочитанной в стандартном темпе; выражают нежелание читатьтакие произведения, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А Шолохова, потому что язык таких произведений им непонятен.
2. Использование в речи засоряющих элементов.
3. Невысокий уровень языковой грамотности.
4.Нарушение этических норм в речевом общении.
В процессе общения у студентов- первокурсников наблюдается пренебрежение этикетными формулами, возрастающая агрессивность речи, иногда демонстрация фамильярного отношения к собеседнику. В ситуации дружеского общения обращения по имени с суффиксом –к- (Светка, Машка, Дашка) не является пренебрежительным.
Таким образом, речевой портрет социальной группы студентов-медиков на сегодняшний день еще далек от профессионального идеала. Основная причина снижения речевой культуры, на наш взгляд, это результат негативного отношения к чтению художественной литературы.
70% молодых людей нашего колледжа игнорируют книгу и предпочитают проводить свободное время в сети Интернет,12% читают по необходимости, и лишь 18 % читают регулярно.
Проанализировав полученные данные, мы разработали рекомендации по повышению коммуникативной компетенции студентов нашего колледжа:
Мы надеемся, что наши студенты задумаются о роли русского языка в собственном личностном развитии и профессиональном росте.
Известный советский писатель Корней Иванович Чуковский в своей книге «Живой как жизнь», посвященной развитию русского языка, писал: «Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысит качество своего интеллекта».
-Благодарю за внимание!
Что такое музыка?
Астрономический календарь. Март, 2019
Рисуем пшеничное поле гуашью
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Пока бьют часы