Каждый из нас, наверное, задумывался, что такое Родина и с чего она начинается? Нет, не с картинки… Родина для каждого из нас начинается с того самого места, где стоит отчий дом, с поля, речки, природы родного края. Насколько прозрачна вода в реке, чиста лужайка около двора зависит исключительно от каждого из нас. А от состояния такого маленького населенного пункта, как наш хутор зависит состояние нашей Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_t.a.9_klass_mbou_lunacharskaya_sosh_no8_-_kopiya_-_kopiya.docx | 109.54 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луначарская средняя общеобразовательная школа №8
Экологическое состояние окрестностей
хутора Мирный
Автор работы:
Т.А.И., 9 класс.
научный руководитель:
Трегубенко Инна Алексеевна,
учитель химии и биологии
МБОУ Луначарской СОШ №8
х.Мирный
Оглавление
Введение | 3-5 |
Глава 1. Теоретический этап | 6-10 |
| 6-8 |
| 8-9 |
| 9-10 |
Глава 2 Практический этап | 11-19 |
2.1. Исследование экологической ситуации нашего хутора, с точки зрения обращения с отходами | 11-15 |
2.2 Реализация проекта | 15-17 |
2.3 Повторное исследование для определения изменения уровня экологической ситуации. | 17-19 |
Заключение | 19 |
Список литературы | 20 |
Приложения | 21 |
Введение
Каждый из нас, наверное, задумывался, что такое Родина и с чего она начинается? Нет, не с картинки… Родина для каждого из нас начинается с того самого места, где стоит отчий дом, с поля, речки, природы родного края. Насколько прозрачна вода в реке, чиста лужайка около двора зависит исключительно от каждого из нас. А от состояния такого маленького населенного пункта, как наш хутор зависит состояние нашей Родины.
2017 год объявлен президентом России Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. И возможно в этом году люди всерьез задумаются о экологическом состоянии окружающего мира. А.С. Арсеньев, кандидат философских наук, однажды сказал "Пользуясь дарами природы, не должны ли мы позаботиться об их сохранении. К сожалению, деятельность человека часто направлена на разрушение. Мы создали атомные бомбы, строим заводы и фабрики, отравляющие окружающий мир. Но, рачительный хозяин никогда не допустит разрушения своего хозяйства. Так и люди должны стремиться не к войнам и уничтожению, а к управлению природными циклами. А это возможно, если мы будем изучать природу и непременно любить ее." (А.С. Арсеньев, http://сезоны-года.рф/цитаты%20о%20природе.html)
После объявления президента, все активно принялись за работу. По мнению Главы ростовской области В.Ю.Голубева экологические проблемы Дона, требуют незамедлительного решения, актуальны для всех без исключения донских территорий. Одно из главных направлений - ликвидация свалок и формирование современной системы обращения с отходами. Вторая проблема - качество воды. Для ее решения в области разработан и уже реализуется план по строительству, реконструкции и ремонту водонапорных башен, накопительных резервуаров и водопроводных сетей. В регионе реализуются программы "Чистый Дон" и "Вода Ростова".В числе прочих экологическая цель заложена в реализации новой программы "Комфортная среда", предусматривающей предоставление федеральных грантов муниципалитетам на благоустройство, озеленение и другое. (http://www.vestnikdona.ru/article/mestnoe-samoupravlenie/gorodam-i-selam-dona-chistotu-i-poryadok/ )
Актуальность моего исследования связана с увеличением количества твёрдых бытовых отходов производимых жителями и предприятиями хутора Мирный и количеством несанкционированных свалок.
Проблема: увеличение количества мусора на территории хутора и его окрестностях может привести к ухудшению здоровья вследствие отрицательного влияния отходов на окружающую среду (загрязнение воздуха, почвы, воды в реке).
Объект исследования: окрестности хутора Мирный.
Предмет исследования: условия для обеспечения чистоты на улицах хутора и оптимальной утилизации мусора.
Цель: изучить экологическую обстановку хутора Мирный; выяснить причины экологических проблем и предложить пути их решения, которые посильны мне, моим ровесникам и односельчанам.
Задачи:
1.осознание личной значимости для охраны ландшафта;
2. формирование нетерпимости у школьников и односельчан к бесхозяйственности и безответственному отношению к природе;
3. способствовать решению проблемы загрязненности окрестностей хутора Мирный.
Гипотеза: решение проблемы загрязнения будет осуществляться более эффективно, если целенаправленно проводить просветительскую работу среди учащихся и односельчан о необходимости поддержания чистоты на улицах хутора, местах отдыха за его пределами.
В своей работе я использовала следующие методы:
1. Методы сканирования и фиксации: наблюдения за поведением взрослых и детей при обращении с мусором на улицах и прилегающей территории х. Мирный.
2. Метод фотографирования.
3. Метод анализа полученных данных.
4.Теоретический: изучение нормативных документов и литературных источников;
5. Эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Моя работа состояла из следующих этапов:
1- Теоретическое изучение данной проблемы;
2-Исследование экологической ситуации нашего хутора, с точки зрения обращения с отходами;
3- Поиск практических путей решения проблемы;
4- Реализация проекта;
5- Повторное исследование для определения изменения уровня экологической ситуации;
6- Анализ результатов, выводы.
Глава 1.
Теоретическая часть
1.1.Экологическая ситуация в области, районе.
В результате промышленного производства и жизнедеятельности человека нарастающими темпами в мире растет накопление отходов. Только в России накоплено более 80 млрд. тонн отходов различного типа, в том числе и экологически опасных.
В Пояснительной записке «О повышении эффективности деятельности по обращению с отходами на территории Ростовской области» расположенной на официальном портале Правительства Ростовской области говорится о том, что ежегодно на территории Ростовской области образуется более 7 млн. тонн промышленных отходов и более 4,5 млн. тонн бытовых отходов(http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=82831).
Всего лишь 20% промышленных и бытовых отходов размещены в соответствии с санитарными нормами и требованиями. Остальная масса размещается с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Источником образования ТБО является деятельность населения, а также деятельность предприятий и организаций.
На территории области функционирует 719 объектов размещения твердых бытовых отходов, на которые ежегодно вывозится порядка 4,5 млн. тонн отходов.
Сложившаяся в Ростовской области система обезвреживания ТБО основана на захоронении подавляющего большинства отходов (около 98 %) на полигонах и неорганизованных свалках. Положение усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТБО в общий контейнер вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с просроченным сроком годности, разбитые ртутъсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.д. Все это, под видом малоопасных ТБО, вывозится на свалки, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах, а часто и вблизи жилой застройки, что не допустимо с эколого-гигиенических позиций. Нередко эти объекты называют полигонами, однако они не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам. По результатам проведения мониторинга влияния свалки на окружающую среду установлено, что:
- в атмосферном воздухе на территории свалок в зоне складирования свежих отходов наблюдаются высокие концентрации аммиака - до 1,2 мг/м3, что составляет 30 ПДК для населенных пунктов. На территории свалок имеют место очаги тления или активного горения. В зонах тления и горения в результате экзотермических химических реакций и микробиологических процессов температура на поверхности почвы составляет 33-37оС (при температуре окружающего воздуха 0оС), возрастая в глубь тела свалки на 20 см до 85оС. Анализ воздуха в зоне тления свалки показывает наличие таких токсичных компонентов как метан, оксид углерода (до 2 ПДК), фенантрен, антрацен;
- при нарушении технологии захоронения отходов происходит самовозгорание свалок, вследствие чего концентрации токсичных компонентов, поступающих в атмосферу, возрастают в десятки и сотни раз, а перечень токсичных газов значительно расширяется. В частности, в воздухе в зоне горения свалки образуются: оксид углерода (49-150 ПДК), диоксид серы (40-200 ПДК), оксиды азота (до 50 ПДК), аммиак (до 9 ПДК), бензол (до 42 ПДК), а также флуорен, фенантрен, антрацен, метан, этан, этилен, пропан, пропилен, бутан.
При горении отходов в воздухе также идентифицирован целый ряд органических соединений класса фенолов, замещенных нафталинов, замещенных фенантренов, алифатических и ароматических углеводородов. Особую опасность представляют диоксиды, способствующие росту заболеваемости населения раковыми болезнями.
Даже при эксплуатации полигонов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, например, полигон г.Ростова-на-Дону, наблюдаются превышения ПДК по аммиаку в 1,1-2 раза; сероводороду – в 2-3,8 раза; взвешенным веществам – в 1,9 раза; формальдегиду – 1,7-2,8 раза.
Наиболее опасным компонентом свалки является фильтрат, в состав которого могут входить бериллий, ртуть, свинец, кадмий и другие токсичные компоненты. Фильтрат, просочившийся из тела свалки, способствует загрязнению подземных вод (подчас используемых для местного водоснабжения), почвы и поверхностных вод (он попадает в ручьи и реки, заражает огороды близлежащих сёл).
По данным мониторинга установлено, что загрязнение почвы в зоне влияния свалок токсичными элементами и тяжелыми металлами составляет: свинцом (1,9-16,8 ПДК), мышьяком (4,5-8,0 ПДК), оловом (4,0-5,0 ПДК), марганцем (2,3-2,7 ПДК), хромом (1,2-2,8 ПДК), цинком (24,4-138,2 ПДК), медью (до 19,6 ПДК), никелем (до 3,5 ПДК), хромом (1,1-1,5 ПДК).
1.2.Экологическая ситуация в районе.
Егорлыкский район официально прозвучал по региону и России, как имеющий массовые несанкционированные свалки ТБО.
Газета «Молот» от 13.02.2017 г сообщила, что в ходе проверки сотрудниками Россельхознадзора установлен факт нарушений норм земельного законодательства. А именно: на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 0,9 гектара выявлена несанкционированная свалка(http://molotro.ru).
Прокуратурой Егорлыкского района неоднократно проводились проверки исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства на территориях сельских поселений. В ходе проверок было установлено, что на территория сельских поселений в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 СанПиН 2.1.7.1322-03 сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированные свалки ТБО.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема утилизации отходов производства и потребления в районе является одной из самых главных.
Из всех образующихся на территории Егорлыкского района отходов производства и потребления используется и обезвреживается только 5,6 процента. Остальная часть размещается на полигонах и свалках, последние зачастую являются несанкционированными. Охват населения услугой по сбору и вывозу отходов составляет в среднем по Егорлыкскому району всего 60 процентов. В сельских поселениях данный показатель меньше 10 процентов.
1.3. Экологические проблемы хутора Мирный.
Мирный- административный центр Балко – Грузского сельского поселения, основан в 1934 году как зерносовхоз имени Луначарского, позже был образован государственный племенной завод. Расположен на правом берегу реки Грузской. Население – более 3000 человек. Расстояние до районного центра ст. Егорлыкской – 35 км. Свое название хутор получил в честь военного шлюпа «Мирный» под командованием адмирала М.П. Лазарева, участвовавшего в трех кругосветных плаваниях в 1813 – 1825 годах и открытии Антарктиды в январе 1820 года.
Хутор Мирный расположен на Доно-Егорлыкской равнине.
В современном изменении рельефа существенную роль играют пыльные бури, чему способствует преобладание сильных восточных ветров и большая распаханность территории (более 80%).
Климат Егорлыкского района, где расположился хутор Мирный, умеренно-континентальный. Как показывают многолетние наблюдения, средняя температура января –5,5 С, июля –23 С; продолжительность безморозного периода составляет 180-200 дней, вегетационного периода – 220-240 дней. Относительная влажность воздуха колеблется по сезонам года. Годовое количество осадков –480 мм, из которых большая часть выпадает в теплое время года в виде ливневых и скоротечных дождей. Господствующее направление ветров: восточное –150 дней, западное –120. Лето в основном жаркое, сухое. Почвы - черноземы обыкновенные. Мощность гумусового горизонта до 90 см, содержание гумуса до 4%.
Территории, которые сохранились от распахивания - разнотравно-типчаково-ковыльная степи – уникальные степные зональные сообщества, которые особенно прекрасны в период цветения. В таких местах зарегистрированы редкие виды растений из Красной книги Ростовской области: майкараган волжский, катран татарский, астрагал понтийский, беллевалия сарматская и др. Большое разнообразие мелких животных и беспозвоночных.
На территории хутора Мирный расположены 17 фермерских хозяйств, школа, фельдшерско-акушерский пункт, аптека, Дом культуры, 6 магазинов, библиотека, почта, Сбербанк.
В результате деятельности этих предприятий образуются различные отходы. К таким отходам относятся:
остатки материалов, сырья и полуфабрикатов;
продукция или товары, которые утратили свои потребительские свойства;
смет с территории и офисные отходы.
В зависимости от степени загрязненности и воздействия на окружающую среду, отходы относится к различным классам опасности с I по V.
Глава 2.
Практический этап
2.1 Исследование экологической ситуации нашего хутора, с точки зрения обращения с отходами
В начале этого учебного года я предложила совету старшеклассников организовать экологический сектор в рамках школьного казачьего объединения «Поколение», для изучения и улучшения экологической ситуации в нашем хуторе. Из множества экологических проблем, мы решили, что нам наиболее близка и самая актуальная - проблема мусора. При дальнейшем рассматривании этой проблемы, активность проявили все участники группы, они высказывали свое мнение и предлагали разные варианты ее решения. В итоге, мы остановились на том, что для начала стоит провести небольшой опрос, который покажет, что люди думают о данном состоянии хутора и согласны ли они принять участие в дальнейшем улучшении его состояния.
Проведя опрос населения (приложение 1) мы пришли к следующим результатам.
На вопросы ответили следующим образом:
1."Как Вы относитесь к мусору на улице?" :
"не замечаю" - 40%
"убираю" - 55%
"отрицательно" - 5%.
2."Куда вы деваете бытовые отходы?" :
"вывоз" - 77%
"переработка на вторсырье" - 20%
"ничего не делаю" - 3%
3."Случалось ли, что вы бросали мусор где попало?" :
"да" - 70%
"нет" - 30%
4."Готовы ли вы помочь в уборке от загрязнений?" :
"да" - 75%
"нет" - 10%
"затрудняюсь ответить" - 15%
5."Даете ли вы мусору второй шанс?" :
"да" - 20%
"нет" - 70%
"затрудняюсь ответить" - 10%
Для изучения состава мусора, в опросник были включены вопросы процентном составе мусора, из которых мы узнали, что составляет основную часть мусора.
Что заставило нас задуматься над тем, как направить ситуацию в лучшую сторону.
Известно, что разложение веществ не характерных для природы идет десятки и сотни лет, например (http://www.infoniac.ru/news/Kak-dolgo-razlagaetsya-musor-vybroshennyi-nami.html)
-пищевые отходы - 1 месяц;
-Черный металлолом - 50-200 лет;
-Кости - от 20000 лет
-Камни, штукатурка - 100 лет;
-Бумага, картон - 3 месяца;
-Цветной металлолом - около 50-200 лет;
-Стекло - от 1 до 2 миллионов лет;
-Пластмасса - 200 лет;
-Дерево -10 лет;
-Текстиль - 1-5 лет;
-Кожа, резина - 140 лет;
Рассматривая диаграмму можно заметить, что основную часть составляют бытовые отходы, бумага и картон. Они занимают много места, но разлагаются не так долго, как остальные бытовые отходы.
Основными способами обращения с твердыми бытовыми отходами являются:
1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан “берёт на себя” 20 % Эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это “ванна” с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнены слои ТБО пересыпаются сломи почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и отчищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшать их объём и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигании эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует мест захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объём и не снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. – всегда есть спрос.
Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Компостирование мусора – способ обезвреживания и использования отходов.
Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объеме бытовых отходов немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Всё большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский учёный А. Теллер говорил: “Мы не должны рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них ещё не использованные источники сырья”(http://pandia.ru/text/categ/wiki/001/167.php ).
Методом мозгового штурма, мы выдвинули несколько путей решения данной проблемы в нашем селе:
И мы приступили к практической реализации этого плана.
2.2. Этап реализации проекта
При работе над повышением экологической грамотности населения мы опирались на основные принципы формирования экологически грамотного человека, заключающихся в следующем:
1. Обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования.
2. Системность и непрерывность образования в области экологии.
3. Направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию.
4. Всеобщность и комплексность.
5. Направленность на выработку у людей бережного отношения к окружающей среде, понимание личной ответственности за ее сохранение, восстановление и приумножение.
6. Гласность разработки и реализации программ экологического образования и просвещения.
7. Преемственность отечественного и мирового опыта по формированию экологической образованности населения.
8. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования экологически образованного человека. (https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665 )
Наш первый шаг на пути к улучшению экологической обстановки в нашем хуторе заключался в создании карты несанкционированных свалок на территории хутора Мирный (Приложение 2).
Повышать экологическую грамотность населения я и мои единомышленники начали с организации шествия и митинга «Остановим мусорное нашествие». В моём начинании меня поддержала администрация МБОУ Луначарской СОШ №8. Мы с учениками школы прошли с плакатами, выкрикивая речевки, по улицам хутора Мирного, а в центре организовали митинг «Сделаем наш хутор экологически чистым» (Приложение 3).
Наш следующий шаг-субботник по уборке территории хутора Мирный. В этом нам помогла администрация МБОУ Луначарской СОШ №8 и Администрация Балко-Грузского сельского поселения (Приложение 4).
Одним из следующих шагов стало выступление агитбригады на родительском собрании и общешкольной линейке, где мы подробно рассказали о насущных проблемах с бытовыми отходами в нашем хуторе (Приложение 5).
Так же мы повышали экологическую грамотность населения через информационные плакаты и листовки, которые крепили на местах массового пользования (магазины, почта, СДК). Листовки были разработаны нами и содержали информацию о фактическом состоянии экологии у нас в селе и способах улучшения экообстановки, доступные каждому (Приложение 6).
Для того, чтобы показать возможность повторного использования отходов в быту, мы провели выставку поделок «Новая жизнь старых вещей». Мы показали, как можно использовать повторно пластиковые бутылки и др. Например, из пятилитровых бутылок можно делать ведерки, которые можно использовать в любых направлениях. Так же можно из них делать горшки для цветов. В приложениях есть несколько наглядных примеров (Приложение 7). Так же мы провели мастер-класс, в котором показали, как можно изготовить новую бумагу из макулатуры (Приложение 8).
Детям с самого раннего возраста взрослые должны объяснять, что мусор разбрасывать на улицах нельзя, для этого есть урны, которые ежедневно должны чиститься. По нашей просьбе, мы провели в детском саду и в школе час экологии. В детском саду ребята маленькие, и чтобы им было интересно и понятно, мы подготовили для них мультфильм на экологическую тему ( http://www.fixiki.ru/watch/11/197713/) и провели несколько конкурсов в игровой форме.
По результатам рейда по свалкам я сняла документальный фильм «Несанкционированные свалки х.Мирный» и показала его на общешкольной линейке (Приложение 9). Учащиеся школы задавали вопросы, на которые я охотно отвечала. Я думаю, что такие мероприятия будут проводиться чаще, ведь от этого зависит наше здоровье и природа.
Для ребят начальной школы мы организовали конкурс рисунков на тему «Земля- наш Дом», целью которого было воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды; формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения. Лучшие работы приведены в приложении 10.
2.3. Повторное исследование для определения изменения уровня экологической ситуации
После проделанной работы мы провели повторное изучение мест несанкционированных свалок, которое показало, что количество свалок не сократилось, но визуально уменьшилось количество отходов на них.
Проведя повторный опрос населения (прил. 1) мы пришли к следующим результатам.
На вопросы ответили следующим образом:
1"Как Вы относитесь к мусору на улице?" :
"не замечаю" - 20%
"убираю" - 55%
"отрицательно" - 25%.
2."Куда вы деваете бытовые отходы?" :
"вывоз" - 60%
"переработка на вторсырье" - 35%
"ничего не делаю" - 5%
3."Случалось ли, что вы бросали мусор где попало?" :
"да" - 54%
"нет" - 46%
4."Готовы ли вы помочь в уборке от загрязнений?" :
"да" - 80%
"нет" - 15%
"затрудняюсь ответить" - 5%
5."Даете ли вы мусору второй шанс?" :
"да" - 43%
"нет" - 47%
"затрудняюсь ответить" - 10%
Анализ показал, что жители хутора Мирный стали более осознанно относиться к мусору и чаще стали использовать отходы повторно. Так, например, отходы продуктов питания чаще стали использовать для формирования компоста, пластиковые бутылки применять для украшения клумб и в качестве баночек по рассаду, стараются экономить бумагу.
Заключение
В своем исследовании я рассмотрела наиболее важную в настоящее время проблему – это загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Проведя исследование, я пришла к выводу, что количество «диких» свалок, образованных незаконно во много раз превышает количество санкционированных свалок, если люди не поймут смысла борьбы со свалками, то мы от них никогда не избавимся, борьба со свалками имеет чисто психологический характер, если люди не будут бросать бумажку куда попало, то и на более высоком уровне они смогут сохранить чистоту нашей Земли, начиная с малого, люди дойдут до великого, поэтому мы должны показать пример.
Результаты работы были доведены до сведения учащихся МБОУ Луначарской СОШ №8
Список использованной литературы:
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Ласточка
Рыжие листья
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши