ХРАМЫ БОРОВСКОГО РАЙОНА. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЦА ДИМИТРИЯ АНТОНОВСКОГО
Кобрина Полина Константиновна
Научный руководитель Коротун Людмила Алексеевна
МОУ СОШ №1 г. Балабаново, Калужская область, г. Балабаново
На земле есть масса великолепных мест. У каждого из них есть свои отличительные особенности: животный и растительный мир, климат, а также неповторимые памятники культуры. История Боровской земли уходит своими корнями в далекое прошлое. Славится богатством старинной архитектуры и святостью древних намоленных мест.
Памятники архитектуры - это хранители истории района, коих великое множество и расположены в неповторимых живописных уголках. В народе Боровский район называют – архитектурным заповедником. Глядя на то, в каком отличном состоянии эти памятники дожили до наших дней, сохранив былое великолепие, понимаешь, какие усилия должны приложить мы, подрастающее поколение, чтобы сохранить былое величие наших храмов и церквей, духовное воспитание, культуру и традиции, бережно переданные нам предками.
Предмет исследования: Храмы Боровского района.
Методы исследования: библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, СМИ, беседы с настоятелями исследуемых храмов и церквей, анализ полученных данных.
Цель работы: познакомиться с историческими памятниками архитектуры и зодчества, с памятниками духовной культуры для повышения культурного уровня подрастающего поколения.
Задачи:
1. Проанализировать роль церквей и храмов в культуре русского народа.
2. Исторические факты о храмах и монастырях Боровского района.
3. Знакомство с Отцом Димитрием Антоновским и его миссионерской деятельностью.
4. Поделиться данной информацией с одноклассниками.
Актуальность исследования заключается в том, что современное поколение очень мало интересуется историей своего родного края. Храмы и церкви и соборы посещаются молодежью исключительно в праздничные дни, хотя они являются нашим культурным и духовным наследием и достоянием. Чтобы уметь построить свое будущее, мы обязаны научиться ценить наше прошлое, преумножить то, что оставили нам предки. Глядя на то, как много делается для восстановления разрушенных храмов, для строительства новый церквей и соборов хочется верить в то, что люди не будут равнодушными к великому народному достоянию и хоть по мелкому шажочку, по маленькой крупице, каждый по своим силам, но сделает доброе дело во имя православия, во имя веры, во имя единства нашего народа, ради нас самих.
Вложение | Размер |
---|---|
Храмы Боровского района. Миссионерская деятельность Отца Димитрия Антоновского. | 67 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: краеведение
Тема: Храмы Боровского района.
Миссионерская деятельность Отца Димитрия Антоновского.
Автор: Кобрина Полина Константиновна, учащаяся 4 «В» класса МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»
Научный руководитель: Коротун Людмила Алексеевна, учитель начальных классов
Место выполнения работы: Балабаново, Калужская обл.
Содержание
I. Введение 3
II. Основная часть 3
1. Роль церквей и храмов Боровского района 3
2. Церкви Боровского района 4
3. Отец Димитрий и его миссионерская деятельность 6
III. Заключение 7
IV. Список используемой литературы и источники 9
V. Приложения 10
I. Введение
На земле есть масса великолепных мест. У каждого из них есть свои отличительные особенности: животный и растительный мир, климат, а также неповторимые памятники культуры. История Боровской земли уходит своими корнями в далекое прошлое. Славится богатством старинной архитектуры и святостью древних намоленных мест.
Памятники архитектуры - это хранители истории района, коих великое множество и расположены в неповторимых живописных уголках. В народе Боровский район называют – архитектурным заповедником. Глядя на то, в каком отличном состоянии эти памятники дожили до наших дней, сохранив былое великолепие, понимаешь, какие усилия должны приложить мы, подрастающее поколение, чтобы сохранить былое величие наших храмов и церквей, духовное воспитание, культуру и традиции, бережно переданные нам предками.
Нынешняя молодежь не до конца осознает важность веры и духовного развития. В истории России, которая пошла по тернистому пути православия, множество примеров - подвигов совершенных ради веры. В старину люди могли отдать жизнь за свои убеждения. Русский народ всегда был глубоко верующим, свидетельство этому факту - множество храмов и церквей, сохранившихся до наших дней, исходя из этого, была проведена данная исследовательская работа.
II. Основная часть.
Предмет исследования: Храмы Боровского района.
Методы исследования: библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, СМИ, беседы с настоятелями исследуемых храмов и церквей, анализ полученных данных.
Цель работы: познакомиться с историческими памятниками архитектуры и зодчества, с памятниками духовной культуры для повышения культурного уровня подрастающего поколения.
Задачи:
1. Проанализировать роль церквей и храмов в культуре русского народа.
2. Исторические факты о храмах и монастырях Боровского района.
3. Знакомство с Отцом Димитрием Антоновским и его миссионерской деятельностью.
4. Поделиться данной информацией с одноклассниками.
Актуальность исследования заключается в том, что современное поколение очень мало интересуется историей своего родного края. Храмы и церкви и соборы посещаются молодежью исключительно в праздничные дни, хотя они являются нашим культурным и духовным наследием и достоянием. Чтобы уметь построить свое будущее, мы обязаны научиться ценить наше прошлое, преумножить то, что оставили нам предки. Именно эти аспекты и определили тему моей работы.
1. Роль церквей и храмов Боровского района.
Крещение на Руси- это поворотный пункт в истории и культуре России. Новая религия для нашего народа принесла из Византии книжную культуру, письменность, навыки в строительстве из камня, новые каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После крещения киевлян великий князь Владимир велел строить храмы там, где раньше стояли идолы. До этого момента в древнерусских городах и поселениях все постройки были деревянными, а после принятия православия пришла каменная архитектура. Благодаря неустанным экспериментам зодчих венчали купола церквей шлемовидной формы, напоминавшие шлем русского богатыря. Так же безошибочно выбирались места для храмов - по берегам рек, на возвышенностях, чтобы они были видны издали.
Формируя мировоззрение, характер русского народа, традиции и образ жизни, православная вера стала образующей культуру религией на Руси, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская вера на протяжении многих веков регулирует взаимоотношения в семье, в быту, отношение к государству Российскому. Христианская тематика не обошла стороной и творческую сферу, питает образами и идеями. Исходя из этого, появились религиозные понятия и символы русского храма. Следовательно, появляется русский храм, таким каким мы привыкли его видеть в наше время - гигантская свеча – напоминание, что Высшее еще не достигнуто здесь, на земле. Православная культура поспособствовала объединению русского народа.
2. Церкви Боровского района.
Всего в Боровском районе 71 объект церквей и монастырей. Почти все они отличаются великолепным местоположением. Многие из них стоят на вершинах холмов высоко над рекой Протвой и служат доминантами местности.
Храм святого великомученика Дмитрия Солунского чудотворца.
На вершине холма над рекой Протва стоит Храм в честь святого великомученика Дмитрия Солунского чудотворца и имеет более чем 300- летнюю историю (Приложение 1). Внешне храм выглядит очень скромно, но занимает очень выигрышное место, видно его со всех четырех сторон света. На берегу реки, под горой находится святой источник, над ним построена современная деревянная часовня. На прицерковной территории находится некрополь с сохранившимися надгробиями 19 века. Рябушинская слобода (ныне село Рябушки) до 1764 года принадлежало Свято - Пафнутьеву Боровскому монастырю, в 17 веке там была церковь. С течением времени древняя церковь обветшала. В 1804 году на месте старой церкви прихожане построили небольшой каменный храм.
В годы Второй Мировой войны наступление на г. Боровск шло одновременно с наступлением на село Рябушки. Разведчики нашли за церковной оградой большой склад боеприпасов, оставленный неприятелем во время отступления. Немцы планировали взорвать этот склад, а значит и церковь тоже могла сильно пострадать. Командир роты, понимая опасность данного мероприятия пошел на хитрость и разбив на три группы разведчиков начали наступление. Немцы же испугавшись, что их взяли в «клещи» вынуждены были бежать, оставив свои коварные планы без реализации. Так был спасен от разрушения Храм святого великомученика Дмитрия Солунского, как говорится в народе на войне неверующих нет. За всю свою историю Храм не закрывался никогда (включая гонения и войны). В настоящее время Храм действующий.
Свято – Пафнутьев Боровский мужской монастырь.
Свято – Пафнутьев Боровский монастырь находится в живописнейшем месте, на крутом скалистом берегу реки Протвы (Приложение 2). Основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 г. – это время правления Ивана 3. На это место пришел мудрый Парфений и принял постриг в 1414 г. с именем Пафнутий. Дед его был ханским послом, собиравшим дань. Дед принял Православие, крестился, ну а уже внук стал святым подвижником. Все в этом монастыре дышит историей. В смутное время монастырь был сожжен польско-литовскими интервентами.
При монастыре есть Храм Рождества Пресвятой богородицы, который в 1621 г. был восстановлен и состоял из сосновых бревен без единого гвоздя. Только через 20 лет стены на территории монастыря были перестроены из белого монолитного камня, превратив монастырь в пограничную крепость, исполняя роль духовной обители и оборонительной. В конце 16 века на средства младшего сына Ивана Грозного вместо обветшавшего старого каменного храма построили новый кирпичный. Таким он дошел и до наших лет.
Переступив порог святых ворот (ранее – проломные) знаменитого монастыря мы направляемся в Собор Рождества Пресвятой Богородицы, находящийся в самом центре обители. Вид у собора строгий и одновременно нарядный, исполненный в бело – золотых тонах.
Самым высоким зданием монастыря является колокольня, она пятиярусная и имеет высоту 55 метров, выполненная в древнерусском стиле, выглядит очень празднично.
В комплекс также входят храм пророка Ильи и Митрофановский храм.
Церковные реформы на Руси, повлекшие за собой раскол, произошедший в 17 веке, также коснулись монастыря. Несогласным с новыми реформами и придерживающийся старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался в стенах Пафнутьевой обители, но не был сломлен его идейный дух, после перенесения Аввакумом тягот и невзгод его заживо сожгли.
В 1812 году расположение армии Наполеона повлекло за собой разграбление святыни и частичное разрушение Собора.
В годы Великой Отечественной войны тоже оставлен след в истории обители – храм был разграблен и имел разрушения, но святое место выстояло и монастырь возродился.
Сегодня Боровский монастырь - это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей. На территории проводятся экскурсии, организуются лагеря для детей, так же есть воскресная школа, библиотека, книжная лавка, музей «Русской иконы».
До революции Боровск был одним из центров российского старообрядчества. Староверы составляли половину населения. Церковный раскол 17 века- это народная трагедия. Русский народ разделился на тех, кто остался верен старым обрядам богослужения и тех, кто проводил упраздненное служение православной церкви по новым канонам. А в следствии этого события- было разрушено духовное единение на Руси.
В период гонений на верующих в СССР властям удалось переломить эту ситуацию. Среди десятка православных храмов Боровского района три – старообрядческие и одна часовня.
Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Балабаново.
Балабановский храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского – новый (Приложение 3). Раньше в городе вообще не было своей церкви. На выезде из Балабаново находится деревня Лапшинка и в ней был когда- то храм, но был разрушен в те неспокойные годы, когда были гонения на Церковь в ХХ веке. Финансовое положение было тяжелое, но несмотря на это, строительство храма успешно завершилось в 1995г. Первым настоятелем храма в 1997 году был протоиерей Андрей Куликов.
Из воспоминаний прихожан храма Иоанна Кронштадтского: «Батюшка всегда был яркой личностью, удивительным человеком и отличался от мирян и своих сверстников, своей скромностью, почти аскетическим образом жизни и огромной любовью к богослужению». Его усердием и трудом при поддержке горожан бы построен храм святого праведного Иоанна Кронштадтского менее чем за год, создан церковный хор из прихожан, имеющих музыкальное образование. При храме он организовал Воскресную школу для молодежи и старшего поколения, чтобы обучать основам православной культуры, религии. Приоритетом в его жизни было духовное воспитание молодежи в любви, православии, доброте. В его планах было создание в городе Балабаново иконописной школы. Андрей Куликов был награжден в 1995 году за труды во славу Святой Православной Церкви наперстным крестом, а в 1998 году был возведен в сан протоиерея. В 1998 году первый настоятель храма в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского Андрей Куликов трагически погиб. Память о пастыре, как о духовном наставнике, очень талантливом человеке с большим любящим сердцем и открытой душой навсегда осталась в сердцах жителей города.
Церковь Троицы Живоначальной (православный храм).
Церковь Троицы Живоначальной находится очень далеко от центральной трассы в одной из российской глубинок, в селе Федотово Боровского района Калужской области (Приложение 4). Летоисчисление этой постройки ведется с 1881 года. Храм находится на вершине холма, внизу есть источник, указатель об этом мы встречаем по дороге, ведущей нас к величественным стенам церкви. Это место мы посетили вместе с настоятелем храма - иереем Димитрием Антоновским (Приложение 5). Он и рассказал нам непростую историю церкви Троицы Живоначальной.
На своем недолгом веку Храм пережил немало потрясений. Во время Великой Отечественной войны в здание попал снаряд, но постройка уцелела, хотя и выгорело почти дотла все внутри здания. Были разрушены окна, пол, почти обвалился свод храма, не сохранились и фрески.
После войны во времена богоборчества в сохранившихся помещениях было устроено зернохранилище, затем тут же выращивали кроликов, впоследствии здесь открыли сельский магазин. Время шло, совхоз разорился, а в следствии закрыли и сельпо в 1939 г.
Сегодня церковь Троицы Живоначальной медленно, с трудом, но оживает. Требуется немало средств для ее полного возрождения. В недалеком 2007 г. настоятелем был назначен молодой иерей Дмитрий Антоновский, жизнь стала возвращаться в намоленные стены. Он начал работу по восстановлению храма (Приложение 6). И пусть все в мире меняется, но такие ценности не могут измениться, потому что это наша тысячелетняя христианская история.
3. Отец Димитрий и его миссионерская деятельность.
В 2014 г. наша семья познакомилась с батюшкой Димитрием и с восстанавливаемой им Троицкой церковью (Приложение 7). Сегодня много рассказывают историй о неправедной жизни священнослужителей. В отношении Отца Димитрия ничего такого сказать не могу, да и вряд ли найдутся такие кривотолки. Он очень добрый, милосердный, отзывчивый, всего себя отдает служению Господу и людям.
На сегодняшний день уже можно сказать, что проделанная им работа по реставрации храма очень ощутима: вставлены окна, залиты новые полы, свод отреставрирован, внутри здания - одно помещение полностью приведено в порядок и окрашено в белоснежный цвет, что придает храму торжественность и одновременно спокойствие и благоговение (Приложение 8). Мой папа, Константин, помогает батюшке Димитрию в этом нелегком деле. Нередко настоятель сам закатывает рукава и, несмотря ни на что, берется за работу вместе с простым народом, которого в этом селении очень мало, на восстановление некогда великолепного Храма Живоначальной Троицы.
В настоящее время Отец Димитрий Антоновский является вторым священником Храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в г. Балабаново. Я и моя младшая сестренка Эмилия посещаем занятия в Воскресной школе при этом Храме. Класс там очень маленький и тесный, но всем всегда хватает места для общения, обучения истории религии, понимания духовности.
Мой папа, Кобрин Константин Станиславович, работает в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он непосредственно занят на строительстве новой воскресной школы (Приложение 9) и выполняет все виды работ по хозяйству в храме, а дома пишет и реставрирует иконы (Приложение 10).
В 2021 г. мой папа вместе с Отцом Димитрием и двумя помощниками (неравнодушными людьми), построили временный храм в честь Ксении Петербургской в городе Балабаново на улице Московской (Приложение 11). Идея этого строительства возникла в связи с тем, что улицы Коммунальная и Московская отделены от города железной дорогой, и людям неудобно и далеко добираться до храмов. Как приятно было смотреть на то, как люди подходили к Батюшке и благодарили его, что он инициировал строительство маленькой, пусть временной, но церкви. За заботу о пожилых людях и молодом поколении.
Особенно хочется подчеркнуть, что Отец Димитрий- помощник благочинного по работе с молодежью Боровского района. Помимо своей основной обязанности священнослужителя, он как миссионер несет свет православной веры в ряды подрастающего поколения, а именно занимается волонтерским движением и смог достучаться до многих детских сердец. А это весьма ценное качество для священника (Приложение 12).
Батюшка Димитрий проводит различные мероприятия, направленные на то, чтобы сплотить ребят, а также научить интересно и полезно для души и тела проводить свободное время. Были организованы турслеты в с. Федотово, на облагороженной поляне в низовье Храма. Там протекает река, через которую мы делали несколько серьезных туристических переправ. Первый слет был семейным, в нем принимали участие все: и стар и млад, и наша семья в частности. Вот в таких мероприятиях дети берут пример со взрослых, а взрослые могут свободно делиться своим опытом с детьми. Такая сплоченность нас весьма порадовала. Второй слет был тоже туристический, но уже без палаток. Поучаствовать в нем пригласили ребят из трех балабановских школ. До начала слета школьники немного потрудились для восстановления храма: некоторые песок просеивали, кто-то доски переносил, убирали строительный мусор. Потом все спустились на поляну у храма, готовили обед на костре, вели духовные беседы с батюшкой Димитрием — для каждого находилось нужное слово, нужный ответ. В итоге и доброе дело сделали, и эмоционально отдохнули. Такие встречи с ребятами Батюшка регулярно устраивает на церковные праздники, ведет с ними беседы, отвечает на вопросы, устраивает игры с библейской тематикой для малышей и для ребят постарше, ставит спектакли с подростками, проводит встречи в детсадах, школах, детских приютах и домах детей- инвалидов (Приложение 13).
III. Заключение
Вышеперечисленные церкви - это лишь малая часть архитектурного, духовного и исторического наследия Боровского района. Ведь без истории у нас нет будущего. Культурное наследие, оставленное нам предками- это наша гордость, наша историческая ценность.
Своей исследовательской работой я поделилась с одноклассниками на уроке ОПК (Приложение 14). Рассказала о вкладе моей семьи в восстановлении Храма Ксении Петербургской.
Я хорошо понимаю: для того, чтобы добиваться новых рубежей – нам важно сохранить свою историю, уникальность нашего народа, наше единство и нашу сплоченность. А все эти догмы строятся на тех ценностях, которым во все времена нас учила православная культура России. Это справедливость, милосердие, забота о ближнем и семье, уважение к родителям и детям, честность и любовь к Родине. Глядя на то, как много делается для восстановления разрушенных храмов, для строительства новый церквей и соборов хочется верить в то, что люди не будут равнодушными к великому народному достоянию и хоть по мелкому шажочку, по маленькой крупице, каждый по своим силам, но сделает доброе дело во имя православия, во имя веры, во имя единства нашего народа, ради нас самих.
Сегодняшний день уже доказал нам, что каждый восстановленный храм помогает людям обрести веру, надежду, любовь, а это служит возрождению нашей великой России.
IV. Список используемых источников и литературы:
1. http://borovsk.org/hramdmitriasolunskogo/
2. http://borovsk.org/pafnutievmonastyr/
3. http://m.vk.com/phedotovskaya_zvezda
4. Беседы с настоятелем храма Троицы Живоначальной иереем Дмитрием Антоновским
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Снежная сказка
Две снежинки
Лягушка-путешественница
Солнечная система. Взгляд со стороны