На экскурсиях в школьном историко – краеведческом музее я узнала о подвиге и трагической судьбе уваровской партизанки Александры Мартыновны Дрейман, которая послужила прототипом главной героини повести Ванды Василевской "Радуга". Эта книга также хранится в нашем школьном музее. Художественное произведение было экранизировано режиссёром Марком Донским. В нашей школе для учащихся был организован показ фильма «Радуга».
В результате осмысления всего этого материала возникла идея проанализировать, как тема подвига женщины – партизанки отразилась в литературном и кинематографическом произведениях. Я решила собрать наиболее полный публицистический материал о жизни А.М. Дрейман, анализируя статьи и сохранившиеся воспоминания об этой героической женщине, и сравнить документальный материал с художественной переработкой его писательницей Вандой Василевской в повести «Радуга», а затем и с одноименным фильмом Марка Донского.
Проект по литературе
на тему
« Внимая ужасам войны…» (Тема материнского подвига в художественной литературе, публицистике, кинематографии )
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. 1 глава. Осмысление темы подвига на войне………………………………………………...4
3. 2 глава. Ванда Василевская и её повесть…………………………………………………….4-5
4. 3 глава. Повесть «Радуга» - жестокая ода советским женщинам…………………………..5-9
5. 4 глава . Отражение материнского подвига в современной поэзии………………………..9-11
6. 5 глава . Когда кинокамера стонет от боли (Фильм «Радуга», 1944 год)………………11-13
7. 6 глава . Реальная история Великой Отечественной войны, ставшая основой повести
«Радуга»…………………………………………………………………………….......................13-14
8. 7 глава . Прототип……………………………………………………………………………...14-19
9. Заключение……………………………………………………………………………………..19
10. Выводы………………………………………………………………………………………..20
11. Список литературы…………………………………………………………………………...21
Введение
Актуальность темы исследования
На экскурсиях в школьном историко – краеведческом музее я узнала о подвиге и трагической судьбе уваровской партизанки Александры Мартыновны Дрейман, которая послужила прототипом главной героини повести Ванды Василевской "Радуга". Эта книга также хранится в нашем школьном музее. Художественное произведение было экранизировано режиссёром Марком Донским. В нашей школе для учащихся был организован показ фильма «Радуга».
Постановка проблемы
В результате осмысления всего этого материала возникла идея проанализировать, как тема подвига женщины – партизанки отразилась в литературном и кинематографическом произведениях. Я решила собрать наиболее полный публицистический материал о жизни А.М. Дрейман, анализируя статьи и сохранившиеся воспоминания об этой героической женщине, и сравнить документальный материал с художественной переработкой его писательницей Вандой Василевской в повести «Радуга», а затем и с одноименным фильмом Марка Донского.
Цель исследования
Изучить, как раскрывается тема материнского подвига в художественной литературе, публицистики и кинематографии на примере повести В.Василевской «Радуга», фильма М.Донского «Радуга» и документальных источников о жизни и подвиге А.М. Дрейман
Задачи
1. Проанализировать повесть В.Василевской «Радуга».
2. Изучить документальные источники о жизни и подвиге А.М. Дрейман - прототипа главной героини повести В.Василевской «Радуга».
3. Сравнить сюжет художественного произведения и события жизни А.М. Дрейман.
4. Просмотреть и проанализировать фильм М.Донского «Радуга».
5. Собрать, проанализировать и систематизировать полученные материалы.
6. Сделать выводы.
Методы исследования
1. Анализ и обобщение литературных и публицистических источников.
2. Поиск сходств героев и сюжета художественного произведения с жизненными событиями.
3. Изучение исторических событий, происходивших в оккупированном посёлке Уваровка в 1941- 1942 годах.
4. Определение этапов создания повести В.Василевской и фильма М.Донского «Радуга».
5. Посещение школьного историко – краеведческого музея, работа с его материалами.
6. Сопоставление результатов исследований.
1 глава
Осмысление темы подвига на войне
Во время работы в школьном музее я узнала о героях Великой Отечественной войны и преклоняюсь перед их мужеством и самоотверженностью, ведь не будь их, трудно сказать, как развивалась бы наша история, как сложились бы судьбы народа и всей страны, если б мы попали под оккупацию фашистов.
Наши предки были сильны духом, полны энергии, чувства ответственности, а главное, их действия руководствовались только одним: "Если не я, то кто?". Их можно с гордостью назвать героями, патриотами Отечества.
Но также необходимо отметить большой вклад в победу над врагом писателей, поэтов, работников средств массовой информации и кинематографии, которые воодушевляли армию и народ на борьбу с фашизмом. В своих произведениях и статьях они часто прибегали к элементу вымысла и собирательности образа. Но страна сразу подхватывала мужественные, предельно человечные и чистые стихи и песни; она зачитывалась прозой, озаренной огнем народной войны, рожденной грозовыми буднями фронта. Тогда не увлекались песнями и стихами, а жили ими. От каждого произведения с волнением ждали правдивой и страстной картины фронтовой жизни, изображения стойкости и мужества советских людей и за каждым литературным героем видели родных и близких, детей и отцов, грудью вставших на защиту Родины, видели всю сражавшуюся страну. Лучшие произведения, созданные войной, давно вошли в духовную сокровищницу народа, стали классикой. В этом ряду стоит и повесть Ванды Львовны Василевской "Радуга", написанная в 1942 году, которая рассказывает о нечеловечески трудной жизни оккупированного села.
2 глава
Ванда Василевская и её повесть
Ванда Львовна Василевская (21 января 1905 год, Краков, — 29 июля 1964, Киев) — польская и советская писательница, поэтесса, драматург, сценарист и общественный деятель. Лауреат трёх Сталинских премий, средства от которых она передала в Фонд обороны на строительство боевого самолёта, названного ею «Варшава».
Василевская родилась в семье польского публициста, этнографа и переводчика; министра иностранных дел Польши Леона Василевского. В 1927 году она закончила филологический факультет Ягеллонского университета. В 1928—1933 годах работала учительницей средней школы в Кракове. В 1938 году переехала в Варшаву, где работала в редакциях детских журналов, издававшихся Союзом польских учителей. В 1939 году она переехала во Львов и приняла советское гражданство.
Активно литературной деятельностью Василевская занялась с 1921 года. Она работала главным редактором газеты «Советская Польша», была председателем Союза польских патриотов. К. М. Симонов утверждал, что её творчество очень любил И. В. Сталин.
По воспоминаниям Бажана, Сталин вызвал к себе Ванду Василевскую вместе с ее мужем, известным драматургом Александром Корнейчуком, и попросил их написать произведения, которые могли бы переломить ситуацию на фронте, установив срок 30 дней. Василевская написала «Радугу», а Корнейчук - «Фронт». Произведения получились очень сильные. То, что они были написаны «по заказу», было их большим плюсом - авторы чувствовали свою ответственность за исход войны, они писали ради будущего своих детей, ради будущего всей страны, человечества вообще.
25 августа 1942 года газета "Известия" начала печатать в переводе с польского повесть Ванды Василевской «Радуга». Потом её напечатал журнал "Октябрь". Сразу же после публикации эта книга стала популярной. После издания "Радуги" отдельной книгой Ванде Василевской присуждается Сталинская премия.
Первое, что поражает в «Радуге» В Василевской - это обилие деталей не только сельского быта, но и психологии селян - мужчин, женщин, детей. Даже не верится, что автор выросла не в украинском довоенном селе, а в богатой польской семье. В этой повести она говорит словами этих людей, думает их мыслями, страдает их болями и горит их ненавистью.
Главным достоинством произведения является и то, что повесть была написана в нужный момент - в июне 1942 года. Это одно из тех произведений, которые стали «оружием» нашего народа в борьбе с фашизмом. В этой книге «сплелись» картины ужасов войны и в то же время удивительный для того времени оптимизм, сила духа людей, вера в победу.
Перед читателями проходят судьбы простых женщин, мужественно борющихся с гитлеровскими захватчиками. Для многих людей «Радуга» стала лучом света и надежды, поэтому при освобождении Красной Армией оккупированной деревни над селом появляется редкая зимняя радуга.
Сейчас произведения Ванды Василевской не изучаются в школах, поэтому вполне возможно, что молодые люди никогда не откроют для себя творчество этого удивительного человека и те исторические события, о которых она писала. И потеряют очень много. Поэтому я хочу поподробнее остановиться на сюжете этого произведения.
3 глава
Повесть «Радуга» - жестокая ода советским женщинам
«Прошлой зимой, в лютые морозы, на ясном небе видна была радуга. Ее замечали в разных местах. Ее видели и в одной украинской деревне, которую за месяц перед тем заняли немцы. Они были поражены странным явлением. Немецкие солдаты смотрели тупо: может быть, это так и полагается у большевиков, чтобы зимой бывала радуга? Офицер капитан Курт Вернер недоумевал. Он изучал Россию перед войной, овладел русским и украинским языками. Он знал, что зимой не бывает радуги. Что же означает это странное явление? Он не понимал этого, как не понимал и многого другого. Россия была совсем не такой, как об этом написано в немецких книгах, по которым он готовился к войне.
Радуга тревожила его. Он спросил у старой крестьянки Федосии Кравчук, в избе которой жил:
— Говорят, радуга доброе предзнаменование…
Старая крестьянка пожала плечами.
— Да, да, говорят, радуга — доброе предзнаменование...— странным голосом ответила она.
Федосия думала о своем, непрестанно думала о своем, и радуга — доброе предзнаменование, сливалась у нее с мыслями о чудесном часе освобождения, мыслями о приходе Красной Армии, о расплате с врагами».
Радугу Ванда Василевская избрала символом для своей повести, которая стала одним из лучших художественных произведений, написанных в годы Великой Отечественной войны.
С волнением читаешь это произведение, в котором суровая правдивость сочетается с глубоким патриотическим чувством, в котором ненависть к врагу, любовь к Родине выражены такими сильными, волнующими словами и образами. Но это и призыв к бойцам и командирам Красной Армии: помните, братья, ни на минуту не забывайте, что вас ждут, на вас надеются, что мысль о вашем приходе поддерживает людей в страшных их страданиях, в смертельной тоске одних, в героической борьбе других.
Вот уже месяц, как украинская деревня Леванёвка на триста семей была в руках фашистов. За это время селянам довелось вытерпеть немало. Самые лучшие дома отобраны у хозяев, которых выбросили на улицу, в прочих же хороших избах разместились на постой немецкие солдаты. Коров, овец, кур и прочую домашнюю живность давно отобрали, так как немецким частям было приказано добывать продовольствие в оккупированных населенных пунктах. Вся власть в деревне теперь в руках немецкого капитана Курта Вернера.
Деревня захвачена, но она не покорена. Все было сделано немцами, чтобы смирить, подчинить народ, заставить признать их власть, заставить забыть о прошлом, о советской стране, разорвать все связи с Красной Армией, с другими народами. Виселица стоит посреди деревни, и на ней для устрашения крестьян ветром раскачивается тело молодого парня. Он пытался пробраться к партизанам. Под горой у речки лежат убитые месяц назад красноармейцы. Они погибли в бою за эту деревню. Немцы не позволяют хоронить их. Удалось запугать этим деревню? Нет. Запуганы в деревне только немцы. Страх владеет всеми — и солдатами, и офицерами.
В Леванёвку возвращается Олёна Костюк. Всем известно, что её муж на фронте, а женщина с приходом немцев ушла в партизанский отряд, состоящий из шестнадцати молодых парней, она заботилась о них, пока не пришла ей пора рожать. Тогда женщина вернулась в свою избу, надеясь, что немцы не узнают об этом, но ошиблась. Курт уговаривал ее выдать партизан, однако Олёна ничего не рассказала. Тогда ночью её, раздетую, солдаты гоняли по снегу и били, но она не выдала своих. Голодную, замерзшую, израненную женщину заперли в холодном сарае. Соседский мальчишка Мишка пробрался туда и хотел дать женщине хлеба, но его заметил часовой и застрелил. Мать ребёнка, Галина Малючиха, тайком похитила тело сына и похоронила в сенях.
Наутро было назначено собрание, на котором староста взял в заложники шестерых крестьян, обещая казнить их через три дня, если жители не отдадут пшеницу и не расскажут, чей сын пытался принести хлеб пленной партизанке. Однако никто из селян не выполнил требования оккупантов.
А тем временем у пленной Олёны родился сын. Несмотря на раны, холод, голод и ужасные условия, ребенок родился здоровым. После родов женщине вернули одежду и дали поспать. А потом Курт вызвал ее на допрос и, угрожая убийством ребенка, требовал рассказать о месте расположения партизан. Сцена допроса написана с потрясающей силой, — ее читаешь, не переводя дыхания.
Олёна только что родила. Она истекает кровью. Немецкий офицер допрашивает ее, придавая своему голосу мягкие, подкупающие ноты. Младенец лежит перед ним на столе. Он говорит:
— Слушай, ты же мать. У тебя есть сын. Ты хочешь, чтобы он был жив и здоров, хочешь, чтобы он вырос?
Да, она хочет, она мечтала об этом, грезила там, в сарае. Страшная пытка! Ничего не может быть страшнее. Но нет колебаний в душе героини-матери, и крики отчаяния не вырываются у нее, и слезы не выдают ее горя и ужаса. Да, она мать, матерью называли ее молодые парни-партизаны в лесу, она и была им матерью, — и теперь, перед смертью, прижимая к груди убитого немцем-зверем младенца, она думает о своих сыновьях… «Да, там в лесной чаще было шестнадцать ее сынов, шестнадцать отважных, неустрашимых сыновей».
И когда, потрясенный ее нечеловеческим спокойствием, палач спрашивает, есть ли у нее еще дети, она говорит: «Сыновья… Одни сыновья… Много, много сыновей… Там, в лесу...»
Курт приказал казнить и мать.
Великим чувством материнства пронизана вся повесть, да и кто ещё остался в замерзающей, голодной деревне, - матери с детьми, несколько стариков...
«В деревне триста домов, и из каждого кто-нибудь да пошел на войну». В деревне триста домов, и в каждом есть мать. Из глубочайшего чувства материнской любви рождается величайшая ненависть к врагу. Из образа поруганной матери возникает образ поруганной матери-Родины. У каждой матери сын, и все сыновья в Красной Армии, и вся Красная Армия стала родной, сыновней в каждой деревне.
Но Ванда Василевская показывает нам матерей, которые не плачут. Смерть сына от руки врага зажигает в материнском сердце чувство, которое сильнее скорби, в котором личная боль растворяется, перерастает в ненависть к врагу, в месть.
Немцы убили Мишку. Мать пробралась по снегу и похитила тело мальчика. Галина тайно похоронила его в своей избе, чтобы немцы не надругались над телом, и другие дети, крошечная Зина и малыш Сашко, помогали матери и понимали, что это делается против врага, против немца. Маленькая Зина плачет. Рыдания подступают к горлу и матери. Она кормила, холила десять лет сынишку. Женщина боится, что не выдержит, что сейчас завоет на всю деревню страшным материнским плачем. Но она говорит сурово дочке:
— А ты не плачь. Мишка помер, как красноармейцы помирают, понимаешь? Помер от немецкой пули, когда правое дело делал, понимаешь?
Без слез встретила Федосия гибель своего сына Васи. « Она не плакала, не кричала. В сердце запеклась черная кровь». Другим стало сердце. Мать тайно пробирается на берег и заботливо убирает тело своего сына, вмерзшее в землю.
У Рогачихи немцы арестовали мужа. Он будет расстрелян. Она вернулась домой и взялась за работу. Немцы не увидели слез на лице этой крестьянки. Она говорит: «А я думаю: глядишь, ждешь, чтобы заплакала, так вот не дождешься, нет! Уж я перед тобой, собачье семя, плакать не буду. Придет время, ты заплачешь, кровавыми слезами заплачешь! А деревенские бабы, это — крепкий народ, и ничем ты их не возьмешь...»
А в это время в сарае под крепким караулом крестьяне-заложники ожидают своей смерти. Они не боятся ее. Они любят жизнь. Грохач хоть для того хотел бы еще пожить, чтобы видеть, «как последний немец подохнет тут, в нашей деревне! Посмотрел бы я на последнего немца на виселице в Киеве!»Перед своей неминуемой смертью они думают только о неминуемом уничтожении захватчиков.
Тем временем Федосия Кравчук узнает, что Красная Армия планирует освободить их деревню, и рассказывает солдатам, что и где находится у оккупантов. «Обычная деревня. Крест-накрест расположилась она у большой дороги, » - так описывает ее старая крестьянка разведчику, и он, человек из чужих краев, чувствует себя в этом селе, как в своём, родном.
Месяц оккупации превратил мирную деревню в боевой лагерь. Немцы властвовали, но они убеждались, что не могут достичь цели, не могут превратить народ в рабов, деревню — в источник своего питания. Они съели все, что могли отобрать у жителей села. Но хлеб прятала вся деревня с упорством и военной хитростью; хранили для своих. «Придут свои, и в земле хватит запасов, чтобы всех прокормить».
Ничего не мог поделать привезенный предатель-староста. Он вдруг таинственно исчез, и немцы не знали, что его похитили ночью, судили за измену и повесили, а труп бросили в колодец.
Деревня сопротивлялась, и поэтому неуловимы были партизаны, и каждая деревня ожидала своего часа, чтобы подняться и бить врага. «В деревне триста изб, и в каждой избе, кроме тех, откуда немцы выгнали обитателей на снег, в каждой избе люди мучились, ждали, плакали, утешая себя непоколебимой надеждой, волшебными словами, которые придавали силы: наши придут».
И наши пришли. И впервые за месяц ожила деревня, когда над ней показался советский самолет. «Наш! Наш!», — кричали дети. Месяц все отсиживались по избам, и деревня казалась вымершей, безлюдной. А теперь все выбежали на улицу, забыв об опасности, выдав свою радость, свои ожидания. И свинцовый град из немецких пулеметов полился на толпу, которая еще не дралась, была безоружна и только лицами своими выдавала свои подлинные чувства.
А потом пришли наши. Их было немного, но у них сразу появились помощники. За вилы, за топоры хватались женщины и дети, они были проводниками, они указывали, где спрятались немцы, они сами вытаскивали их, убивали — и ни один не мог скрыться, бежать; и последнее, что увидел на советской земле немецкий капитан Курт Вернер, — это радугу над собой и торжествующее лицо молодой крестьянки, нанесшей ему смертельный удар. Наши пришли, и снова оживает земля, поруганная, оскверненная подлыми фашистскими зверями. Похоронили с честью павших за Родину. А в избе Левонючихи, сын которой погиб на виселице, родился новый сын, и по совету доктора ему дали имя Виктор: это значит — победитель.
Д. Заславский в фронтовой газете так писал о повести «Радуга»: «Из школы патриотической ненависти вышла повесть Ванды Василевской. Ее великая заслуга в том, что она нашла горячие, живой кровью наполненные слова, нашла правдивые, жизненные образы, чтобы передать читателю чувство святой ненависти. Она показала, как вырастает ненависть в простой деревне, как рождает она героев. Каждая строка повести пронизана одной мыслью, одним чувством: советский народ нельзя покорить, советские люди никогда не будут рабами немцев. Вера в грядущую победу над врагом живет в народе, она восторжествует и сметет ненавистных немецких захватчиков».
4 глава
Отражение материнского подвига в современной поэзии
По мотивам повести Ванды Василевской Радуга Марк Остерман в апреле 2018 года написал стихотворение. Приведу отрывки из этого поэтического произведения:
Есть повод и ещё для торжества у Курта:
Ну, наконец - то та, кем взорван мост,
Сама в село пришла! Рожать пришла как будто...
Спешить пора! На пытки и допрос!
На нервах Курт! Осточертела стужа!
Народец местный искоса глядит!
Их вешают, стреляют, душат,
Но только ненависть в глазах людей горит.
Ведь знали все про партизанку эту!
Не донесли! Хоть был такой указ!
Случайно староста заметил блики света
В избе пустой, тайком в ночи крадясь.
Ну, ничего, сейчас расскажет баба,
Где партизаны прячутся в лесу....
Язык развяжет Курт, не хуже , чем в гестапо...
Не зря же Крест от Фюррера ношу!
Штыками колют и прикладом бьют...
И в каждой хате к окнам все прильнули...
Костюк Олёну на расстрел ведут???
Нет! Не на казнь! В сарай её толкнули!
В углу пучок соломы! Холод! Мрак!
Чуть доползла! Одёжку не вернули!
"Рожай тут, баба!" Хохот! Стужа! Враг!
Её ребёнок! Вымоленный ей!
Душа кричит и сердце горько плачет!
Но там...в лесу...шестнадцать сыновей!
Да! Не по крови! Не родня мальчишки!
Но Матерью для всех была она!!!
И гонит прочь коварные мыслишки...
Нельзя предать! Не может! Не должна!
Родился сын! Не мёртвым, а живым!
Но передышки нет! И снова в стужу гонят!
Прижав младенца, на допрос идёт!
Ей сильной надо быть! Они её не сломят...
Ей силу сын рождённый придаёт!
Курт ухмыльнулся гадко! Смотрит дерзко!
"Теперь ты - Мать! Подумай, кто важней?!
Скажи, где партизаны! Мне доверься!
Ты своего ребёнка пожалей!"
Молчит Олёна, сына прижимая
К груди своей! Туман в глазах и мрак!
"Я - Мать, но где отряд не знаю."
И гневом захлебнулся подлый враг!
Беснуется фашист в бессильной злости,
Ребёнка вырвал с материнских рук...
И вальтер выхватил! Раздался выстрел хлёсткий!
И заалело кровью всё вокруг....
Брезгливо сморщив нос, солдатам тельце бросил.
На штык поймали! Тихо, как в гробу!
К себе прижав растерзанного сына,
Она на казнь шагнула в пустоту...
И РАДУГОЙ окрасилась равнина,
В хрустальное виденье на свету....
5 глава
Когда кинокамера стонет от боли (Фильм «Радуга», 1944 год)
Сюжет повести «Радуга» отразился и в кинематографии.
В 1944 году на экраны выходит фильм Марка Донского «Радуга», снятый по киносценарию Ванды Василевской.
Когда на мир обрушилась страшная напасть, каждый воевал с фашизмом на своем рубеже. Кто-то геройски бился на фронте, а кто-то «ковал победу» на съемочной площадке, создавая духоподъемные киноленты. Автор самых мощных фильмов военных лет Марк Донской воевал в рядах Красной Армии еще в гражданскую войну. И в Великую Отечественную в тылу отсиживаться не стал, пользуясь статусом великого режиссёра и лауреата Сталинской премии, Марк Семёнович пошёл служить военным корреспондентом, но в руководстве страны решили, что для Родины важнее его мастерство творца вдохновляющих на подвиги кинополотен.
Готовясь к съёмкам фильма «Радуга», режиссёр побывал в сёлах, переживших оккупацию, и воссоздал достоверную и от того ещё более пугающую картину фашистских бесчинств на оккупированных территориях. Донской беседовал с жителями, знакомился с теми чудовищными оккупационными условиями, в которых вынуждены были жить граждане, не успевшие эвакуироваться или же просто не имевшие такой возможности. Позже в своих воспоминаниях режиссёр признался, что авторами некоторых монологов в картине была не Ванда Василевская. Марк Донской просто перенёс на экран слова тех крестьян, которых он встретил в разграбленных и сожжённых деревнях Подмосковья.
Фильм снимался в труднейших условиях в Ашхабаде, куда была эвакуирована Киевская киностудия в годы Великой Отечественной войны.
Действие повести происходит зимой, и зима является важной составляющей произведения. Эта суровая пора символизирует холод и мрак, в который погрузилась Родина под властью оккупантов. И вот среди зимы появляется весенняя радуга, как символ надежды на освобождение.
Но снимать фильм были вынуждены жарким летом в Туркменистане. На стадионе в Ашхабаде построили украинскую деревню. Снег заменили пуховыми и байковыми одеялами, солью, а местные мастера - стеклодувы создали сотни «ледяных сосулек». Не стоит и говорить, что закутанные в тулупы и меховые платки актёры валились с ног от тепловых ударов, но не это было самым сложным во время съёмок.
Актриса Елена Тяпкина, исполняющая роль Федосьи, в кадре видит убитого оккупантами сына. Но играть ей вовсе не требуется, так как сама Елена незадолго до съёмок получила «похоронку» на своего сына Глеба, ушедшего на фронт добровольцем. Друзья отговаривали её от этой роли, вполне разумно полагая, что Елена не выдержит эту муку. Но она согласилась, только с одним условием – никаких репетиций и вторых дублей – просто не сможет.
Исполнитель роли деда Охапки, Антон Дунайский, по сценарию должен был выступать во время суда над нацистским старостой. Каких сил это стоило актёру, сложно представить, ведь вся группа знала, что семью Антона Дунайского угнали в Германию. Немцы лишили его всех родных ему людей.
Для украинской драматической актрисы Натальи Ужвий роль Олёны Костюк стала лучшей и стоила нервного срыва и депрессии. «Судьба Олёны Костюк, – рассказывала она , – которая без единого стона перенесла нечеловеческие муки, пытки, смерть новорождённого убитого ребёнка и не выдала своих товарищей, никого не оставила равнодушным. Она воспринималась как символ, как обобщенное изображение народной силы, великого мужества и страстной материнской любви. «Радуга» задевала за живое, звучала как гневная речь прокурора».
Актеры, сыгравшие нацистских преступников, были не менее убедительны. Даже были зафиксированы случаи нападения на них со стороны участвовавших в массовке эвакуированных украинских колхозниц. Роль коменданта исполнил разыскиваемый гестапо немецкий коммунист Ганс Клеринг. После победы он переехал в ГДР и стал одним из основателей киностудии ДЕФА. Роль в «Радуге» сам Ганс всегда считал лучшей в своей жизни.
Одним из первых рецензентов фильма был верховный главнокомандующий Иосиф Сталин. После просмотра он лично позвонил Донскому. Самой высшей похвалой стали даже не поздравления «стального» вождя народов, а его убеждённость, что картина «поможет в борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков» (фраза из воспоминаний Марка Донского).
24 января 1944 года состоялась премьера фильма. «Радугу» показывали на передовой, на заводах, в далёких сёлах и в колхозах. По сути, везде, где можно было разместить кинопроектор.
Затем фильм демонстрировали за рубежом. После киносеанса в Белом доме Франклин Рузвельт отправил в Москву телеграмму с заверениями, что этот фильм будет обязательно показан американскому народу «во всём величии картины». Во время просмотра американский президент отказался от услуг переводчика. Он на физическом уровне «пропитался» той болью, которую испытывал советский народ под оккупацией. Рузвельт лично содействовал прокату «Радуги», и фильм пользовался популярностью в США. После его просмотра американские военные просились на фронт, а обычные парни шли записываться в добровольцы. В США фильм был удостоен премии "Оскар". Картина была отмечена Главным призом ассоциации кинокритиков США и Высшей премией «За лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 года», а также призом Национального совета кинообозревателей США.
Когда этот кинофильм демонстрировали в Германии, зрители не выдерживали – уходили. Поверить в то, что такое действительно могло быть, оказалось выше их сил… Но это было.
За работу в этом фильме в 1944 году Указом Президиума Верховного Совета актёры были награждены орденами. В 1946 году режиссёру фильма М. Донскому, актрисам Наталье Ужвий и Нине Алисовой была присвоена Сталинская премия I степени.
«Радуга» жестоко и натуралистично показывает малую войну, которую вели на оккупированных территориях женщины и дети. Тяжесть их условий и проявленный героизм ставятся Марком Донским в один ряд с солдатским подвигом. Именно такой несгибаемый народ, который с детства не боится захватчиков, оказался способным победить фашистов.
«Радуга» - фильм, оставляющий на душе свинцовую тяжесть, а в горле сухую горечь. Смотреть его непросто, но надо…
6 глава
Реальная история Великой Отечественной войны, ставшая основой повести «Радуга»
Страшные страницы повести Ванды Василевской нельзя читать как страницы художественного вымысла: они поистине написаны кровью. В основе сюжетной линии произведения лежит трагическая судьба уваровской партизанки Александры Мартыновны Дрейман.
7 февраля 1942 года в "Правде" был напечатан очерк «Мать» военного корреспондента газеты Оскара Курганова.
Через полвека Оскар Иеремеевич Курганов, известный писатель и правозащитник, удостоенный Ленинской премии за сценарий кинофильма "Освобождение", так рассказал историю публикации: "Угроза столице миновала. Наши войска, громя захватчиков, шли на запад. 20 января 1942 года был освобожден Можайск. Я получил задание: побывать в наступающих частях и срочно дать репортаж. Проехал Можайск, остановился в следующем районном центре - посёлке Уваровка. И там мне неожиданно рассказали о потрясшем меня событии. На свой страх и риск решил немедленно возвращаться в Москву. Приехал в редакцию, влетел в кабинет Петра Николаевича Поспелова, главного редактора, и сообщил, что имею материал о беспримерном подвиге и трагической гибели партизанки. Поспелов тут же пригласил секретаря редакции Леонида Федоровича Ильичева, других сотрудников и попросил еще раз и подробно поведать о том, что я узнал.
Я рассказывал об Александре Мартыновне Дрейман… Когда я закончил, все некоторое время молчали. Потом Поспелов сказал: "Даю сутки. Пиши". Вскоре после публикации в газете очерк вышел отдельным изданием, затем последовали два переиздания, и к концу 1942 года общий тираж очерка составил пять миллионов экземпляров".
Статью Курганова прочитала и Ванда Львовна Василевская. История Дрейман потрясла писательницу. И она решила использовать трагическую судьбу уваровской партизанки для написания художественного произведения.
Прочитав повесть В.Василевской «Радуга», я решила найти доказательства того, что прообразом главной героини стала Александра Мартыновна Дрейман. Для начала я нашла описание биографии партизанки, а затем сравнила с эпизодами повести.
В качестве документальных источников я использовала статьи различных лет издания и воспоминания очевидцев, дошедшие до наших дней. Эти материалы находятся в историко - краеведческом музее нашей школы.
Об Александре Мартыновне Дрейман нам рассказала наша учительница Бородулина Ольга Владимировна. Её мама ,Синяткина Мария Александровна, - коренная жительница деревни Заболотье, родилась в 1920 году и всю войну прожила в родной деревне. Эти страшные военные события происходили на её глазах, забыть ужасы этих лет она не могла и рассказывала о них своим детям. Ольга Владимировна подробно записывала воспоминания матери и затем передала их нам, своим ученикам.
Ванда Василевская настолько точно передала историю Дрейман, что судьба героини лишь в малой части расходится со своим историческим прототипом. Поэтому я посчитала возможным, излагая факты биографии Александры Мартыновны, для сравнения цитировать определённые части текста произведения В.Василевской. (Закавыченные и выделенные курсивом отрывки являются цитатами из повести "Радуга".)
7 глава
Прототип
В 1941 году Александре Мартыновне Дрейман исполнилось 36 лет. Как и у многих ее сверстниц, у неё за плечами было трудное детство. Отец, латыш по национальности, в 1911 году вместе с семьёй покинул землю предков и переехал в подмосковное Поречье, где в имении графа Уварова главным садовником был знакомый земляк. Три года Мартынь Дрейман работал управляющим земского имения Суровцево, недалеко от Поречья. В 1914 году он ушел на войну, откуда вернулся инвалидом и через полгода умер. Жили бедно. Воспряли духом в 1918 году, когда графиня Уварова, уезжая за границу, подарила Дрейманам лошадь, корову, хозяйственный инвентарь и много одежды.
Детей было пятеро. Шура - четвертый ребенок - родилась в 1908 году. Дети рано начали работать. Александре и в школу не пришлось ходить. Грамоте научилась на ликбезовских курсах. Одной из первых вступила в колхоз, была бригадиром, затем, как вспоминают сестры, ее избрали председателем Порецкого сельсовета.
В 1937 году, окончив курсы, она становится начальником дорожного отдела при исполкоме посёлка Уваровка. Люди уважали и ценили её за отзывчивость, умение работать.
"Дрейман, я, как сейчас, помню,- рассказывала Е. Голикова,- она была среднего роста, крепкая, плотная, ходила быстро, широко. Лицо у нее было круглое, краснощекое, волосы она коротко стригла, и гребенка всегда в волосах была. Веселая была, жизнерадостная, носила юбку и гимнастерку".
Уваровцы часто видели ее верхом на лошади: начальнику дорог надо было не один километр объехать за день. Благодаря ее настойчивости, удалось добиться создания на территории района областной машинно-дорожной станции. 27 ноября 1940 года Дрейман выступала на сессии районного Совета с докладом о состоянии и планах дорожного строительства.
Перед войной Александра Мартыновна вышла замуж.
Началась война. Дрейман ушла в партизанский отряд в дождливую ночь, когда на уваровской площади перед школой уже стояли вражеские полки, а их бронеколонны двигались к деревне Бородино на Можайск. «Партизаны уходили к вечеру через железнодорожную линию, а мы смотрели, как они уходят; так тяжело на душе было: куда уходят - неизвестно, что с нами будет - не знаем», - без слез и волнения не могла вспомнить эту картину Е. Каленова и через тридцать лет.
« Дрейман взяли потому, - объяснил бывший партизанский разведчик Д. Егерев, - что она умела обращаться с толом и партизан могла обучить подрывному делу ».
Партизаны держали под постоянным наблюдением дорогу Уваровка - Поречье, имевшую важное стратегическое значение. По ней шли немецкие моторизованные и танковые колонны 3-й танковой группы генерала Гота. Двигаясь к Волоколамску, они намеревались обойти Москву с северо-запада. Бойцы отряда, раздобыв взрыватели и толовые шашки готовились к боевым операциям. Долгожданный день настал: партизанам удалось в одну ночь взорвать Покровский, Рогачёвский, Ширякинский и Голышкинский мосты, разрушить дорогу во многих местах, они также заминировали и объездные пути. Двое суток гитлеровцы не могли двинуть вперёд свою технику. Это оказало неоценимую помощь нашим войскам, действовавшим на Волоколамском направлении.
На месте подрыва одного из мостов, в деревне Ширякино, установлен памятный обелиск. В нашей школе сложилась традиция: 22 июня ученики проводят митинг на этом месте.
Большую помощь в подготовке взрывных работ оказала партизанам Александра Мартыновна Дрейман. До войны она участвовала в строительстве дорог в Уваровском районе, владела навыками подрывного дела, а следовательно, знала, как лучше подготовить и произвести взрыв. К тому же она очень хорошо ориентировалась на местности, ей были ведомы все тропы и дорожки. Ведь мины следовало выносить незаметно, и не по просекам, а по густым зарослям, чтобы не быть обнаруженными.
В отряде Александра была старшей по хозяйству. Сушила в землянке сапоги партизанам, помогала повару на кухне, чистила оружие, убирала. Все ребята из отряда стали для нее родными, близкими, Дрейман их в шутку называла "дети мои", хотя среди бойцов были и пожилые люди. А в ответ партизаны называли Александру Мартыновну самым теплым словом - мать.
Внезапно Дрейман покинула отряд. Никто не знал истинных причин ее поступка. Все выяснилось позже, от повара, который рассказал, что Александра была беременна, и, что пришел срок рожать, поэтому она и ушла в село. Дрейман всячески скрывала свое положение, носила бесформенные кофты, телогрейки, не хотела быть обузой для партизан.
На очередном совете решили найти Дрейман в Уваровке, окружить заботой и оберегать от врагов. Но найти её не удалось, а через неделю партизаны узнали, что связанную Александру доставили в немецкую комендатуру. А еще через несколько дней плотник Ефрем, отец одного из партизан, увидел, как на рассвете два немецких солдата тащили по снегу чей-то окровавленный труп к замерзшему озеру, Ефрем узнал Александру Мартыновну Дрейман.
Как попала она к немцам, через какие пытки прошла, что стало с её новорождённым ребёнком, партизаны узнали из рассказов местных жителей, из бесед с теми, кто сидел вместе с Дрейман в сарае.
Александра пришла в поселок ночью, поселилась в доме неподалеку от врача, тот посоветовал лежать, не выходить на улицу.
На четвертый день пребывания в Уваровке за ней пришли фашисты. Соседки, разбуженные яростным стуком в двери и резкими командами, выбежали на улицу и увидели в соседнем окне: "Свет зажгли, она на кровати лежала одетая. Как ударили ее прикладом, упала она, закричала. Увели ее, в чем была – в гимнастерке и юбке". Фашисты привели Александру в сарай. Там оказалось очень много знакомых, все стояли, плотно прижавшись друг к другу, сидеть не разрешалось. Арестованных держали без пищи и воды. Отсюда их водили в комендатуру, отсюда нередко их путь шел на площадь, где никогда не пустовала виселица.
Вскоре Дрейман осталась одна. Допрашивал ее комендант поселка оберлейтенант Хаазе, грузный, лысый, с перевязанной головой (по словам переводчика, под Смоленском партизаны ранили). В. Кусков в воспоминаниях объяснил, что комендатура занималась в основном тем, что отбирала у населения продукты и теплую одежду для армии, но возможность обнаружить место дислокации партизанского отряда, который заявил о себе дерзкими операциями, открывала перед комендантом перспективу поощрения и повышения по службе. Так начался неравный поединок между измученной женщиной и бездушным чиновником в фашистском мундире.
Ночью Дрейман вызвали на допрос к коменданту поселка капитану Хаазе, который пытался выяснить, зачем она вернулась:
« - Как же так? Была в отряде, а потом вдруг приходишь домой, в село? <...> Лучше сразу скажи, зачем прислана.
- Я сама пришла. Не могла больше.
- Почему же?
- На роды пришла домой.
- Что такое?
- Рожать пришла.»
Дрейман попросила дать ей родить, а потом пусть убивают.
Фашисты хотели узнать у женщины, где находится партизанский отряд. Но Дрейман молчала.
Трое суток немцы издевались над ней. Днем ее допрашивали в комендатуре. Невольной свидетельницей одного из таких допросов стала А. Гуслякова. Она пришла в комендатуру узнать о судьбе арестованного мужа и, услышав в коридоре крики, толкнула дверь. В кабинете коменданта двое солдат избивали Дрейман. Один из них вытолкнул оторопевшую женщину и захлопнул дверь.
По ночам, раздетую, разутую водили по деревне, требуя показать местоположение партизан:
" <...> по дороге от площади бежала нагая женщина. Нет, она не бежала - наклонившись вперед, она с усилием делала мелкие шаги, переваливаясь с ноги на ногу. При лунном свете был ясно виден ее огромный живот. За ней шел солдат <...> Когда женщина на секунду останавливалась, штык колол ее в спину. "
Но Александра по-прежнему молчала. Потом ее закрыли одну в сарае, лежать запретили, только стоять. Дрейман провела там несколько дней, без воды и пиши. Одна из местных женщин, Евдокия Коленова, попыталась тайком принести ей хлеб и суп, но немцы заметили и поймали Евдокию, отобрали пищу, избили (в повести героине несёт хлеб мальчик, которого тоже ловят, но его судьба более трагична - его убивают).
Когда фашисты вновь привели Дрейман на допрос, она уже не могла двигаться от истощения и боли. Комендант Хаазе по-прежнему задавал один и тот же вопрос: "Где отряд? Это вы взорвали мост?". Александра призналась, что во всем виновата только она одна, больше произнести ничего не смогла, потеряла сознание.
« - Это ты на прошлой неделе взорвала мост?
- Я.
- Кто тебе помогал?
- Никто. Я одна.
- Лжешь. Мы же знаем - лучше сразу скажи.
- Никто. Я одна.
- Ну, хорошо, а где твой отряд?
Она молчала».
Фашисты опять закрыли ее в сарае, той ночью Дрейман родила ребенка, мальчика.
Давней подруге А. Минаевой, пробравшейся к ней на рассвете, она сказала: "Мальчик. Плохо, Нюра. Хоть бы конец скорей". "Она еле доползла к стене, говорила еле-еле, а ребенка и не слышно", - вспоминала Анна Яковлевна.
"Олёна Костюк, одна, без помощи, рожала в холодном, пустом сарае. <...> И возле нее нет никого, кто бы подал ей воды... Она рожала, как никто никогда в селе не рожал - голая, на морозе, брошенная на глиняный пол сарая. <...> Вот он, ее ребенок. Наперекор всему и всем он все же появился на свет. И вот - сын ".
Хаазе объявил, что Дрейман и ее ребенок будут жить только в том случае, если она выдаст местоположение отряда. Она согласилась.
Плотник Ефрем видел, как Александра повела врагов на восток, а партизаны были к западу от посёлка. К ночи её, избитую, провели по улицам Уваровки. За обман фашисты убили сына Дрейман, и только тогда она заплакала, впервые за все дни своих страданий.
" - Ничего я не скажу, ничего, ничего не скажу....
Дуло револьвера приблизилось к маленькому личику. Она видела это не глядя. <...>
Грянул выстрел. Прямо в маленькое личико. Запахло порохом и дымом. Солдаты, державшие Олёну, вздрогнули. Капитан встряхнул мёртвое тельце.
- Вот, мать..... "
Александру немцы отвели к карьеру и расстреляли, тело сбросили в пруд.
Курганов в очерке «Мать», основываясь на рассказах местных жителей, так описывает последние минуты жизни Дрейман: «Ее толкнули прикладом, она соскользнула в снег, но опять поднялась, босая, измученная, посиневшая, распухшая, истерзанная палачами. И её голос вновь возник в вечерней тьме:
— Матери, родные, слышите ли вы меня? Я смерть принимаю из рук зверей, сына своего не пощадила, но правды своей не выдала. Слышите ли меня, матери?!..
И пока враг не будет разбит, все честные люди земли, все, в ком бьется материнское сердце, не забудут предсмертный клич Александры Мартыновны Дрейман. Он звучит, этот клич, из глубины её мученической души. И никогда не смоется в памяти народа образ матери, чья любовь к родине, к свободе, к земле своей оказалась сильнее всех её материнских чувств».
Весной 42-го, когда растаял снег, жители Уваровки обнаружили тело Дрейман и похоронили. Хотя это отдает мистикой, но « руки врагов-убийц тянулись» к Дрейман даже после её смерти. Партизан Алексей Григорьевич Назаров вспоминал: "Гроб я ей делал. Когда стали его обивать, немцы начали обстрел. Снаряд прямо в гроб попал, нас в разные стороны раскидало". В братскую могилу легли и два ее боевых друга - И. Климов и В. Коркин, казненные фашистами в декабре 1941 года. Из Уваровки гитлеровцы отступили 22 января 1942 года, сдав поселок без боя. 25 января в центре поселка состоялось торжественное захоронение павших партизан. Сейчас на этом месте в парке посёлка Уваровка стоит памятник.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Александра Дрейман была награждена орденом Ленина. Вновь обратимся к воспоминаниям О. Курганова: "Через несколько дней после публикации очерка меня вызвали в наградной отдел Президиума Верховного Совета СССР. Сотрудник сказал: "Мы читали вашу статью. Готовится указ о награждении партизан Подмосковья. Дрейман посмертно представлена к награждению орденом Ленина».
Очерк "Мать" заканчивается обращением к живым: "Вечная, бессмертная слава ей!»
Заключение
В 1949 году в статье «С нами сила, с нами правда» Ванда Василевская обращалась ко всем жителям планеты: «Я видела в 1939 году, как падали стены домов в Варшаве, я видела в 1941 и 1942 годах, как рушился Киев, как горела Полтава, как превращались в развалины красивые улицы Воронежа…
В 1944 году в освобождённом городе Люблине я ходила на территории лагеря смерти Майданека и с ужасом слушала, как хрустит под ногами. Это был хруст пепла нескольких миллионов людей, сожжённых там в печах…
И когда сегодня мы говорим о войне, каждая жилка в моём теле, каждая капля крови в моём сердце, всё, что во мне есть, кричит: «Никогда больше! Никогда больше!».
Выводы
В ходе исследования я пришла к выводам.
В годы Великой Отечественной войны сюжеты произведений были прямым отражением действительности, происходившей на фронте, в оккупации и в тылу.
Произведения искусства создавались на основе статей военных корреспондентов, которые описывали события с передовой линии фронта, и по сути являются историческими документами, обличающими военные преступления фашизма.
Подвиги героев отражались в прессе, литературе, кинематографе. Творчество журналистов, писателей, режиссёров способствовало мощному идеологическому подъёму на фронте и среди гражданского населения. Наряду с боеприпасами, солдат получал газеты со статьями, описывающими зверства фашистов на оккупированной территории, что зажигало в его сердце чувство справедливого возмездия и становилось основой проявленного им в боях героизма. И мировая общественность увидела истинное «лицо фашизма», поняла, что война ведётся не столько за захват территорий, сколько за право существования целых народов, что способствовало открытию «Второго фронта» и помощи Советскому Союзу иностранных добровольцев. Все виды искусства работали вместе (заметка в газете - художественное произведение – фильм) и достигали результатов во всех сферах информационного воздействия. Искусство в годы Великой Отечественной войны служило не для эстетического наслаждения, а являлось «оружием победы».
Враг на советской земле столкнулся с народной войной, чего не было в Западной Европе. На борьбу поднялись старики, женщины, дети. Можно выиграть военную кампанию, но победить народ нельзя!
Список литературы
1. В. Булычева. Можайские мемуары.- Можайск, 2000
2. Боевая слава Подмосковья.- М., 1986
3. В.Василевская. Радуга.- М., 1979
4. Д. Заславский. Воля народа к борьбе и победе («Радуга» — повесть Ванды Василевской).//
Газета «Красная звезда».- 1942 – 6 октября
5. Земля Можайская. Историко – литературный альманах, посвящённый 60 - летию Великой Победы. - Можайск. 2005
6. О. Курганов. Очерк «Мать». - 1942
7. В. Штраус. Она свой долг исполнила. За нами - долг памяти.// Газета « Московская правда». - 1997
Три орешка для Золушки
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Мастер-класс "Корзиночка"
Всему свой срок
Четыре художника. Осень