Доклад "Из опыта работы волонтерского движения в рамках реализации проекта «Школа юного медика» БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж» был представлен на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Волонтерское движение: вчера, сегодня, завтра», организованной на базе ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко» в декабре 2020года. В докладе подробно описывается работа студентов- волонтеров в рамках проекта "Школа юного медика", о первых результатах и дальнейших перспективах.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.53 КБ |
Из опыта работы волонтерского движения в рамках реализации проекта «Школа юного медика» БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»
Светлана Кашина,
студентка 4 курса,
специальность: 31.02.01 Лечебное дело,
БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»
Научный руководитель: Архирейская И.М.
С каждым годом добровольческая деятельность в современной России становится все более популярной и приобретает новые формы. Люди разных возрастов, различных социальных статусов приобщаются к этой деятельности, безвозмездно оказывая помощь тем, кто в ней нуждается.
Что такое волонтерство? В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой находим следующее определение: «Волонтерство есть добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи»[3]. Воспринимаемое в таком содержании добровольчество, безусловно, может выполняться человеком любой профессиональной направленности, но особенно оно целесообразно для молодых людей, профессионально ориентированных на медицинские специальности, так как милосердие, отзывчивость, доброта, сострадание - являются необходимыми качествами медицинского работника. Кроме этого, каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, должен проводить санитарно-просветительскую работу [1,2]. Развитию профессионально-значимых качеств и формированию общих и профессиональных компетенций будущего медицинского работника во многом способствует практическая деятельность и деятельность, которая не носит принудительного, обязательного характера.
Волонтерское движение в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Воронежской области «Борисоглебский медицинский колледж» предполагает участие студентов в различных социально-значимых проектах и акциях. Одним из таких проектов, реализуемых в колледже с 2012 года, является проект «Школа юного медика», участниками которого являются преподаватели, студенты колледжа и учащиеся общеобразовательных учреждений города Борисоглебска.
Проект «Школа юного медика» представляет собой комплекс разработанных занятий, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в молодежной среде, пропаганду медицинских специальностей. Занятия проводятся студентами-волонтерами медицинского колледжа с группами подростков, сформированными из числа учащихся общеобразовательных учреждений города Борисоглебска и региона. В волонтерской деятельности в рамках данного проекта участвуют студенты, начиная со 2 курса, специальностей Сестринское дело, Лечебное дело. Это самые ответственные и бескорыстные студенты, которые остаются в рядах волонтеров до 4 курса. Запуску данного проекта предшествует большая подготовительная работа, которая проводится волонтерами под руководством преподавателя, курирующего данный проект. Рассмотрим этапы этой работы:
1. формирование рабочей группы из числа студентов-волонтеров, в которой избирается руководитель проекта, координаторы групп по разработке и проведению мероприятий проекта, по работе с участниками проекта, по проведению PR-кампании и информированию населения о ходе реализации проекта, по изготовлению печатной продукции и подготовке оборудования для проведения мероприятий проекта;
2. разработка программы проекта «Школа юного медика» с учетом пожеланий, обозначенных в ходе проведенного анкетирования среди руководителей и учащихся школ по итогам реализации проекта в предыдущем году;
3. подготовка студентов-волонтеров к проведению занятий в рамках проекта «Школа юного медика» через методическую систему «Мастер-класс»;
4. подготовка методического, информационного, раздаточного материала для участников проекта;
5. заключение договоров о сотрудничестве с руководителями общеобразовательных учреждений.
Работа с учащимися ведется по направлениям: профилактика асоциальных явлений в молодежной среде; профилактика инфекций, передающихся половым путем; пропаганда здорового образа жизни.
Студенты – волонтеры используют в своей работе разные формы занятий – это и беседы с элементами тренинга («Стресс и его влиянии на организм человека», «Профилактика зависимости от психоактивных веществ», «Стоп: ВИЧ\СПИД» «Вредные привычки: алкоголь» и др), и «круглый стол» («Аборт: это избавление от ребенка или от здоровья?», «Гиподинамия-проблема современных подростков», «СПАЙС: что это и его последствия»), и конференции («Инсульт- первые признаки и последствия», «Профилактика гриппа и ОРВИ у подростков», «Профилактика кишечных инфекций», «Рациональное питание», «Личная гигиена подростков»), и практические занятия по оказанию первой помощи («Первая помощь: травмы ожоги и обморожения», «Оказание первой помощи при кровотечении», «Первая помощь при обмороке», «Первая помощь: сердечно-легочная реанимация» и др). На занятиях волонтерами активно используются видеоматериалы, фотоматериалы, наглядные пособия и презентации. Основная задача волонтеров - предупредить, предостеречь, оградить молодежь от роковой ошибки. Не зря говорят: «Предупрежден, значит вооружен!» Как известно, цена такой ошибки - это жизнь, самое дорогое, что есть у человека. Многие молодые люди после встречи с волонтерами впервые серьезно задумались над опасностью того или иного заболевания, о своем легкомысленном поведении.
По окончании обучения школьники проходят тестирование на знание основ здорового образа жизни, оказания первой помощи пострадавшим и получают игровой паспорт здоровья.
Согласно опросу, проведенному в 2019 г среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Борисоглебска, за два последних года были вовлечены в деятельность по реализации данного проекта более 1.000 школьников, у участников проекта повысилась мотивация к ведению здорового образа жизни, произошло значительное снижение поведенческих факторов риска, опасных для здоровья, увеличилось число учащихся, систематически занимающихся в спортивных секциях, уменьшилось количество пропущенных уроков по причине простудных заболеваний, повысился интерес к медицинским специальностям.
В 2020 году из-за распространения короновирусной инфекции (СOVID-19) проект реализуется с использованием дистанционных технологий. На официальном сайте колледжа в разделе «Проект «Школа юного медика»» согласно утвержденному расписанию размещаются видеоуроки по пропаганде здорового образа жизни и профилактике некоторых заболеваний. Данный материал активно используется классными руководителями общеобразовательных учреждений при проведении классных часов.
Подводя итоги вышеизложенному, важно отметить, что волонтерское движение играет большую роль не только в воспитании здорового молодого поколения, но и во многом обусловливает ответственное отношение студентов-волонтеров к своим жизненным материальным и временным ресурсам, способствует более рациональному планированию собственной жизни, стимулируют показатели личной удовлетворенности.
В процессе добровольческих практик волонтеры приобретают навыки профессиональной деятельности (осваивают общие и профессиональные компетенции), развивают такие деловые и личностные качества, как ответственность, отзывчивость, милосердие, эмпатия, толерантность.
Литература:
1. ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело (2014 г)
2. ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело (2014 г)
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / 4-е изд., доп. – М.: А ТЕМП, – 938с.
Пейзаж
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Осенняя паутина
Рисуем акварельное мороженое