научно-исследовательская работа по краеведению
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_s._uglovskogo_npk.docx | 258.24 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Угловская средняя общеобразовательная школа
Имени Героя Советского Союза Антона Трофимовича Масликова
Исследовательская работа
по теме:
«История села Угловского»
Выполнил:
учащаяся 8 «В» класса
Сергеева Виктория
Руководитель:
Колесникова Ольга Николаевна
учитель истории
с. Угловское 2019 год
Содержание
а) географическое положение;
б) быт;
в) основные занятия.
3. Установление советской власти
а) политическая обстановка;
б) сторонники новой власти.
4. Жизнь в селе в первые десятилетия советской власти
5. Заключение
Полнее осознавая прошедшее,
мы уясняем современное.
Глубже опускаясь в смысл былого
- раскрываем смысл будущего.
Глядя назад – шагаем вперед
А.И.Герцен
Как неумолимо бежит время, стирая на своем пути многие факты и события. Все, что было вчера, уже история. История это наше прошлое. История человечества, государств состоит из множества исторических страничек, запечатлевших прошлое отдельных небольших поселков и деревень. История любого даже самого маленького села имеет свою богатую историю, написанную судьбами людей. В жизни каждого отдельно взятого человека есть моменты, связанные с историей родного села, историей страны. Из жизней отдельных людей, небольших сел складываются целые исторические эпохи. История состоялась, её нельзя изменить, подправить. Из неё можно только извлечь уроки. Я хочу вас познакомить с историей своей малой Родины.
В настоящее время очень актуален вопрос возрождения обычаев и традиций, изучения истории малой родины, так как в остро проявляется кризис в нравственных отношениях между людьми. Мы стали забывать свои исторические корни, утрачиваем культурные ценности. Изучение прошлого и нынешнее возрождение духовных памятников культуры малой родины является значимым вопросом в наши дни.
История русского государства наполнена и радостными, и трагическими событиями. Современники и потомки по-разному их оценивают, спорят о них. Но все эти события не прошли бесследно. В разные периоды формировался характер народа, его обычаи, культура, традиции.
Многие интересные факты из истории образования нашего села бесследно исчезли, и только воспоминания старожилов помогают воссоздать картину прошлого времени.
Для любого человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос, где живет он сам и его родные и близкие люди. При изучении курса истории в школе Малая родина выпадает из нашего поля зрения. Данная исследовательская работа призвана помочь расширить знания о нашей родной земле, увидеть историю села в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Интересно узнать, каким было наше село, чем интересно, знаменито, какие люди проживали на его территории.
Ведь именно люди, которые трудятся на родной земле, растят детей и внуков, составляют основное богатство страны…
Цель:
Изучить историю возникновения села Угловского, открыть неизвестные для меня страницы истории моей малой Родины;
Задачи:
- представить вниманию общественности исторический путь села Угловского;
- вызвать интерес к его прошлому;
-изучить и обобщить историю возникновения села Угловскогопо публикациям, воспоминаниям, имеющимся в краеведческом и школьном музее, в СМИ и других источниках;
- выделить этапы развития села, соотнести их с историей страны;
- собрать и систематизировать полученный материал.
Объект исследования:
история возникновения села Угловского
Предмет исследования: исторические процессы развития села в период с 40-х годов XIX века до середины 30-х годов XX века.
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: село Угловское, существующее с 40-х годов XIX века, прошло традиционные этапы развития, которые тесно связаны с историческими процессами, происходящими в стране, внесло значительный вклад в развитие района, края, страны.
Методы исследования:
1. Анализ краеведческой литературы по проблеме исследования.
2. Обобщение данных.
3. Работа с архивными документами
Хронологические рамки работы можно определить следующие: с 40-х годов XIX века до середины 30-х годов XX века с появления первых поселений деревни Угловой, Березового Острова и Новой Нивыи до возникновения коммун и колхозов в конце 20-х - начале 30-х годов XX века.
Исследования основывались на архивных документах, представленных в Угловском краеведческом музее; фактах из книги ФедяевойЛ.И. «…Родина моя» 2009 года; воспоминаниях старожилов и жителей села.
Следует отметить, что сохранилось очень ограниченное количество документов, поэтому материал исследования собирался буквально по крупицам.
История складывается из разных человеческих судеб, и мы попытались представить историю села глазами его жителей.
Необходимо отметить, что данная работа не претендует на полноеисследование истории становления села, жизнеописания его жителей. Поэтому остается поле деятельности для следующих исследований, по мере поступления материала или по мере подключения к работе других авторов.
К концу 18 века все горнорудные заводы Алтая, а также леса, озера и равнинные земли стали принадлежать царскому кабинету Её императорского величества Екатерины II. Наряду с изъятием горнорудных заводов и земель к царскому Кабинету отошли весь мастеровой люд и приписные крестьяне из числа коренного населения. В это же время из России для работы на горнорудных заводах Алтая выселяли политических ссыльных, каторжников, бродяг. Часть их направлялась на работу в дремучие леса на постоянное жительство и занималась выжигом древесного угля и гонкой древесной смолы для нужд Змеиногорского и Локтевского горнорудных заводов. Примерно, в 1840 году, одна из таких групп приписного рабочего люда была доставлена в глушь Барнаульского ленточного бора, на его западную кромку. Среди приехавших были Нефед Георгиевич Бирюлин, Самуил Дмитриевич Бирюлин, Кузнецов, Тумашов.
Вначале деревня была расположена за нынешнем маслозаводом. Она находилась в углу суши, а с трех сторон её окружала вода. Может быть, вот эти первые жители и называли деревню Углами.Работа углежогов была изнурительной: валили в лесу вековые деревья, − рыли ямы, в которых и сжигали их. Получался древесный уголь, который увозили на горнорудные заводы.
Постепенно налаживался быт углежогов: они построили себе небольшие избы, перевезли семьи, у казахов приобрели коров. Женщины вручную возделывали огороды, собирали в лесу ягоды, грибы, некоторые научились ловить рыбу и ставить силки на мелкую дичь.
Вскоре у деревушки углежогов пересохло озеро, и они решили переехать на новое место. Но место у воды было занято, а на бугор селиться не хотелось. Поэтому углежоги и часть семей крестьян переселились на место у ручья, что протекал в 2-3 километрах за селом и соединял два озера, а часть людей поехала еще дальше, к самому озеру. Так и стали заселяться территории, названные деревня Угловая, Березовый остров и Новая Нива.
Название Березовый остров, видимо, произошло от множества берез, растущих вдоль ручья. С одной стороны деревушки находилось небольшое озеро, а ближе к бору протекал ручей. Одними из первых здесь поселились Тумашовы, Дроздовы, Смолины, Пивоваровы, Кашеваровы, Дуровы.Ребятишки бегали в церковно-приходскую школу в Угловой и покупки делали там же. Церковь начали строить в 1911-1912 годах. На Ивана Крестителя привезли колокола, приехал поп Василий и церковь начала работать. Регистрацией новорождённых, бракосочетанием, призывом в армию заведовала церковь (поп).Каждое воскресенье ходили жители в церковь на молитву. Большое влияние она оказала на школу. В школе было три класса и одна учительница, В школе преподавали русский язык, арифметику, старославянский язык и Закон Божий. Писали на грифельных досках. Учились целый день с утра до ночи, Учебный год начинался в середине января и заканчивался в марте.Только третий класс учился до первого мая, как экзаменационный.
Достопримечательностью деревни было приспособление для выгонки дегтя, установленное во дворе одного из домов. Всей деревней ходили смотреть, как из бересты березы получается деготь.
Появлялись зажиточные люди и бедняки. Богатые люди нанимали себе работников, женщине платили поденщину: 20-22копейки в день, а мужчине-50. Преступные дела рассматривал суд. Был уездный, волостной и мировой суд. Мелкие дела рассматривал уездный суд, а более крупные-волостной и мировой. Кулаки имели по семьдесят голов скота, большие массивы земли. Всю производимую продукцию увозили и продавали в города: Семипалатинск,Барнаул,Камень-на-Оби.
Землю обрабатывали букорями и боронили деревянными боронами, а хлеб молотили или цепами или делали катки с шипами. Потом стали появляться лобогрейки, триера, веялки.
До установления Советской власти, все жили единолично. На землях, выделенных только на мужское население, сеяли пшеницу, овес, коноплю, подсолнечник. В степи сажали арбузы. И все же, основным поставщиком пищи были огороды и озеро. Огороды были огромными – на них росли огурцы и помидоры, капуста, редька, репа, морковь. А на озере (на свободных «выпасах») тучнели утки и гуси.Так продолжалось до 1862 года, т.е. вплоть до отмены крепостного права. И только в 1863 году, когда из Центральной России и других мест царским указом было разрешено вольное поселение в Сибири, в наших местах появились первые поселенцы-крестьяне, ссыльные и беглые каторжники. Особенности местной природы мы находим в воспоминаниях старожилов: Алексеевская и Угловская волости расположены в степи между Барнаульским и Гатским борами. В борах растет преимущественно сосна, осина и изредка береза. В некоторых местах, как того, так и другого боров, попадаются площадки, покрытые лугами,-“елани”, как называют местные жители. В борах встречается целый ряд больших и малых озер с пресной и горько-соленой водой, которые, как и сами боры длинной цепью тянутся от города Семипалатинска далеко на Север к городу Ново-Николаевску. По степи раскинуто также немалое количество озер. Место расположения села несколько раз менялось, в зависимости от пересыхания или переполнения озер водой. По словам стариков, около Угловского некогда было сплошное озеро верст в 40 длиной и 25 в. шириною. Некоторые из них на лодках ездили по этому озеру в Гатской и Барнаульский боры за дровами. Старожилы утверждают, что вода в озерах периодически совершенно исчезает, и на таком месте, где была 6-8 сажен глубина и где ловилась рыба, оставалась только глубокая впадина, превращавшаяся в последствии в луг или пашню.
Бывало и наоборот: те места, где раньше косили на лугу сено, превращалось в озеро. Рассказывают про такой случай имевший место несколько десятков лет тому назад: из - под города Кургана где имеется масса озер, тамошние жители понаехали зимой за покупкой рыбы в нынешний Угловской район. На недоуменный вопрос жителей последнего: ”Почему они не ловят рыбу в своих озерах?”,- те дали объяснение, что «… вода под землею постепенно перешла в здешние озера, почему ихние озера совершенно высохли, а вместе с водой ушла и рыба». Насколько эти факты соответствуют действительности, утверждать, разумеется, трудно, но в словах старожилов есть известная доля правды. За озерами и в настоящее время наблюдаются, так сказать, некоторые “странности”, пока никем не исследованные. Так, например, пресная вода в озерах, лежащих у села Угловского, начиная с озера Лягушечьего, по мере удаления от села становится все менее и менее пресной и, дойдя до середины цепи озер, окружающих Угловское, начинает приобретать вкус горечи и солоноватости и чем дальше, тем больше. Дойдя до другой стороны деревни Угловской, вода эта имеет совершенно горько-соленый вкус. Некоторые из озер обладают целебными свойствами, как например, озеро Каратал, лежащее всего в одной версте от села Угловского. Его воды на ощупь напоминают мыльный раствор. Грязь его черного цвета с сероводородистым запахом. Жители лечились в озере от накожных заболеваний и ревматизма. Замечено также странное явление: уровень воды в озерах, на протяжении известного промежутка времени, то опускается, то поднимается. К сожалению, ни геологических; ни бальнеологических исследований озер никто не производил, почему тайны прошлого озер и их целебных свойств для широкой публики остаются и до настоящего времени неизвестными.
В 1864 году деревня Угловая была официально зарегистрирована в Томской губернской канцелярии и приписана к Алтайскому округу Змеиногорского уезда.
В документе «Обследование Угловского района, произведенное лектором – пропагандистом Алтгубкома РКП/б/ Ю.Г.Циркуновым 7-го июля 1924 года»
дается такая характеристика природных условий местности:
«… Угловский район, в который входят бывшие волости Угловская, Алексеевская и Лаптевская, расположен на территории, известной в научном мире «Сухие степи». Район как нельзя лучше оправдывает свое название: с начала весны и до конца лета в нем не выпало ни капли дождя. Отсутствие влаги не могло не отразиться на растительности: кроме чахлых кустиков полыни и побуревшей травы кругом, насколько глаз охватывает пространство, не видно зелени. Поэтому вся местность выглядит бесколоритно, серо, безжизненно. Только солнечные лучи с восхода и до заката изо дня в день немилосердно жгут ковыльные равнины. Знойное дыхание ветра, тучи пыли, засуха и вызванный ею неурожай наводят на грустные размышления и меланхоличное настроение даже местных крестьян – старожилов, живущих в этих местах по 40 и более лет. «Это рази климат», - жалуется мне один из них. «Тридцать пять лет живу в этих местах, а урожай был только три раза, в третьем, двадцатом и девятнадцатом годах. Правда, ежели правду сказать, то таких урожаев и деды наших дедов не видывали: где что ни кинул, все, как на опаре, плыло. Пудов по сто шестидесяти – двести с десятины пшеницы снимали. А теперича невтерпеж стало, надо убегать. Засуха шибко донимает, да и пески одолевают. Вишь, вона старое кладбище? В прошлом годе его так занесло песком, что и хрестов не видать, а в нонешнем – песок уже подбирается к самому селу, а там дале, гляди, и до бора доберется. Так- то оно…»
3.Установление советской власти
Март 1917 года. Известие о свержении царя эхом докатилось и до Угловской волости. Как большую тайну шепотом передавали люди друг другу: "Царя-то, говорят, того... сковырнули! А что же будет дальше?" Пожимали плечами, пугливо оглядывались по сторонам, не слышал ли кто, и скорее расходились по домам.
Из воспоминаний Степана Ивановича Комарова.
«В целом в деревне ничего не изменилось. Волостной староста продолжал зычным голосом покрикивать на "неблагонадежных", а писарь, как всегда, подобострастно кланялся и снимал шапку перед богатыми и визгливым голосом распекал бедноту, требуя от нее такого же почета к своей персоне.
Но внутренняя жизнь деревни походила на процесс брожения. Зажиточные крестьяне, купцы, попы, лесники собирались отдельно и о чем-то толковали, к чему-то готовились. Не дремала и беднота. Солдаты-фронтовики, вернувшиеся с войны (Первой мировой), старались ей помочь разобраться в обстановке, организоваться на борьбу с силами контрреволюции. Федора Егоровича Мищихина сторонники новой власти не избирали себе в вожаки. Но и самозванцем он не был. Люди как-то сами всей душой тянулись к нему, ждали его совета, дорожили его мнением. Многие жители деревни испытали на себе солдатскую горечь поражения на германском фронте и, как говорили о таких богатеи, были «испорчены большевистской заразой». Тогда мы как-то не задумывались над тем, взгляды какой политической партии разделяет сам Федор Егорович. Мы просто интуитивно чувствовали- правда на его стороне. Только много лет спустя мы узнали о принадлежности к партии большевиков.
Сколотив вокруг себя значительную часть беднейшего крестьянства, мы решили по примеру соседних волостей создать местные органы народной власти. Ориентировались на выборы "совдепа"/ советы депутатов/ путем открытого голосования на митинге.Митинг был назначен на воскресенье, 13 марта. Но дата эта до последнего дня держалась нами в строгой тайне. Урядник, полицейский пристав и волостной староста предпринимали все меры к тому, чтобы не допустить подобного рода массовых выступлений. В ход были пущены и подкуп, и шпионаж, и родственные связи и угрозы, но подготовка к митингу шла успешно.В ночь на тринадцатое марта мы
разбрелись по всему селу и оповестили всех бедняков и некоторую часть середняков о том, что царское правительство свергнуто, что завтра будет митинг, на котором надо избирать свой народный орган самоуправления, и настойчиво приглашали всех на митинг.Предполагая, что блюстители царского режима могут предпринять попытки сорвать проведение митинга, мы с утра расставили вокруг площади перед церковью своих пикетчиков для того, чтобы обезопасить людей от всякого рода провокаций и не допустить возможной агитации против митинга на подступах к площади.Наши опасения не были напрасными. Несколько человек под руководством волостного писаря попытались встречать на перекрестках улиц людей, идущих в сторону церковной площади, и запугиванием не допустить их на митинг. Пикетчики сделали свое дело и доступ на площадь был открыт.От имени солдат-фронтовиков митинг открыл Федор Егорович Мищихин. Он рассказал о свержении царя, о народовластии, которое должно было, по словам оратора, заменить старую форму власти в деревне. По его предложению, и начались выборы в совдепы. Тут зажиточная часть мужиков ещё раз попыталась сорвать митинг. К этому времени подавляющее большинство их тоже собралось на площади и влилось в толпу участников. Так вот, когда начали называть кандидатуры в совдеп, они после каждого предложения поднимали такой говор, что минут 5-10 ничего нельзя было разобрать в многоголосом шуме. Но когда у них и это сорвалось, они начали выкрикивать своих кандидатов, и кое кого им удалось протащить в совдеп из угодных им лиц.Совдеп был избран. Тут же сорвали вывеску с волостного управления и заменили ее красным флагом. Имущество и кое-какие «ценности» были переданы новому органу.В совдеп было избрано 15 человек. Из них добрая половина была из ставленников зажиточной части крестьян. Таким образом, уже с первых дней своего существования в новом органе самоуправления образовалось два разноименных полюса.Представители пролетарской части крестьян отдавали себя общественной работе в
совдепе целиком и без остатка. Ставленники же другого лагеря не проявляли к этой работе особого рвения. И, видимо, это объяснялось тем, что кулаки, богатство которых создавалось горбом батраков, сами не лезли в органы управления, они предпочитали загребать жар чужими руками. А те середняки, которых они избрали своими «полпредами» в совдеп, наживали себе состояние собственным потом, и их не прельщала общественная нагрузка, они из кожи лезли вон, что бы поскорей разбогатеть.Так или иначе, а первый народный орган власти в Угловой по своим делам носил ярко выраженное направление защиты интересов беднейшего крестьянства. Своей главной задачей совдеповцы считали подавление возможных поползновений ставленников царского правительства к восстановлению старых порядков. Было совершено очевидным, что такие попытки неизбежны, и совдеп готовится к подавлению. В конце марта прибегает ко мне на квартиру член совдепа Степан Зиновьевич Левченко и говорит: «Вам с Сельвестром Ивановичем Кадочниковым надо срочно явиться в совдеп. Приходим. Дают нам оперативное задание: арестовать лесничего, который в те времена, ведая охраной лесов всей нашей волости, относился к новым порядкам с нескрываемой враждебностью и по нашим агентурным сведениям замышлял расправу с совдеповцами. Задача была не из легких, так как лесничество охранялось прислугой, а сам лесничий был вооружен, у нас же не было никакого оружия. Оба с Селиверстом Ивановичем мы надели свои военные мундиры с погонами, нацепили на грудь все награды и ночью верхом выехали в Озерно-Кузнецово, где находилось лесничество. Мы знали, что лесничий и Озерно-Кузнецовский староста питают друг к другу большое доверие и расположение. Явившись прямо на квартиру к старосте, мы сообщили ему, что посланы начальником Змеиногорского гарнизона для срочной передачи особо важных сведений лично лесничему и "попросили"
сопровождать нас к нему. Староста не подозревал подвоха, охотно провел нас в лесничество и тихонько условно постучал в квартиру лесничего. На стук вышла служанка, спросила: " Кто?" и, узнав старосту, открыла, а затем провела нас в спальню хозяина. "Именем революции вы арестованы!" - как гром средь солнечного дня раздалось в горенке лесничего, а мы оба для пущей убедительности резко сунули правые руки за борта шинелей, как бы приготовившись выхватить оттуда револьверы/ которых у нас не было/. Вскоре они были связаны и к утру доставлены в совдеп. Вместе с ними было доставлено изъятое при аресте оружие: два нагана и карабин. В тот же день назначен новый лесничий, а всей лесной охране волости предложено добровольно сдать оружие. Несколько времени спустя события круто изменились. Контрреволюция на Алтае временно одержала победу. Совдеп был разгромлен и многие его участники арестованы, другим пришлось скрыться, и, только когда Красная Армия и партизанские отряды разгромили последние остатки контрреволюционных банд, Советская власть утвердилась у нас снова и навсегда.
4. Жизнь в селе в первые десятилетия советской власти
К событиям этого же времени относится и содержание архивного документа
О появлении избы-читальни в нашем селе:
«Избой – читальней заведует Урахчинская, бывшая какая-то захудалая княжна. Человек с большими странностями. Несмотря на окружающую ее деревенскую действительность, она ведет себя как в прежние времена, находясь в высшем буржуазном обществе. Приветствуя ее утром при встрече, вы обязательно услышите вопрос «Как изволите почивать?». На благодарность она ответит: «Очень приятно, великолепно». Все это произносится нараспев с известной мимикой, интонацией и жестами в голосе. А впрочем, она сжилась с деревней, и даже деревенские гражданки относятся к ней доброжелательно.
Здание избы-читальни помещается при сборне. Совершенно не приспособленное к избе-читальне: кроме стола и скамеек – никакой
обстановки. Изба-читальня открыта ежедневно с 9 утра до 5 часов вечера. Библиотека имеет 371 книгу. Каталог ведется . По отделам книги распределяются следующим образом : 75-беллитристки , 25- политического содержания , сельскохозяйственных -75 и антирелигиозных -21. Из общего числа книг -108 разосланы по ячейкам. Книги содержатся в исправном виде. Посещаемость избы-читальни 15-20 человек в день. Читающие интересуются больше всего сельскохозяйственными книгами и книгами политического содержания. Газеты выписываются следующие : «Красная степь», «Сельская беднота», «Рабочая газета» , «Молодежь Алтая» и журналы : «Юный строитель», «Крестьянский журнал» .
Из хронологии событий в годы становления советской власти:
1920 год.
25 мая в селе Угловом был образован волостной совет, который возглавил Ф. Ширнин, и партийная ячейка во главе с Саньковым. 15 июня образовалось волостное бюро.
1923 год.
В конце года волость ликвидируется. Вместо неё образуется Угловский район, в который войдут Угловская, Алексеевская и Лаптевская волости.
1924 год.
Волость ликвидирована. Образован Угловский район, в который вошли Угловская, Алексеевская и Лаптевская волости. Посевная площадь 1497 десятин. В районе 4450 лошадей, 5422 голов КРС, 16153 головы коз и овец, 298 свиней.
Создан районный партийный комитет (секретарь Минаев).
Создан торговый кооператив. Открыто 6 народных домов.
В районе в коммуне «Красное Знамя» создан первый пионерский отряд. Создано 7 изб-читален, во всех 1508 книг.
В селе Угловском открыта амбулатория с одним фельдшером и пивная лавка.
1925 год.
Образован Рубцовский округ, в который вошел Угловский район, состоящий из Угловской, Алексеевской и Лаптевской волостей.
В Угловом создан комитет бедноты — первый председатель Комаров.
1926 год.
В селе Угловом восстановлены маслобойка и паровая мельница.
1927год.
В селе Угловом открыта школа-семилетка. Создано товарищество по обработке земли. Кредитным обществом выделена ссуда на покупку лошадей.
1928 год.
Образовано ещё 2 товарищества по совместной обработке земли из 20 семей (председатель одного из них — Илларион Иванович Борзенко).
Начато строительство междугородней линии связи Углы - Рубцовск. Образованы «Синие блузы» - подобие агитбригад.
В село Угловское переехал Василий Клочков с матерью. Работает бухгалтером на почте, комсомольское поручение – пионервожатый в школе крестьянской молодежи.
1929 год.
В селе Угловом начато строительство здания школы (бывшая музыкальная школа)
В селе Новая Нива создана коммуна (председатель Тютюнников).
Налажена телефонная связь с г. Рубцовском. Телеграф оснащен аппаратом «Морзе».
На базе ТОЗов(товарищество по обработке земли) образована сельхозкоммуна «Заря» (председатель Хрычев).
Начато строительство трехэтажного здания детского дома в селе Угловом (ныне больница).
В Угловском в этом же году образовался колхоз «III Интернационал». Так как люди не все сразу вошли в этот колхоз, то ещё образовывались объединения. В то время прибыли от колхоза не было. Члены колхоза
стали выходить из него, все имущество забирать по домам.
Примерно в 1930-31 годах началась снова сплошная коллективизация.
Кулаков начали раскулачивать. На них накладывали большие налоги. Наиболее «вредных» выселяли из деревни и ссылали.
Потом образовалось ещё 6 колхозов. На Березовом острове был колхоз «Красный остров», на северной окраине села был колхоз «Луна». Средняя часть села входила в колхоз «Пятилетка», улица Кирова входила в колхоз «Рыбак». В 1932 году обьединили все колхозы в один, который стал называться именем В.И.Ленина. В мелких колхозах косили хлеб лобогрейками, молотили копями, которые собрали с единоличников.
Когда произошло объединение, купили молотилку, которую приводил в движение движок. И только в 1934 году стали появляться примитивные трактора. Многие из колхоза учились, многие завербовались на шахты в Киселёвск.Так деревня из 500 дворов превратилась в деревню в 120 дворов. Люди с Березового острова стали переселяться ближе к центру. Норм в колхозе никаких не было, хоть работаешь ты, хоть нет, просто получаешь один трудодень. Потом ввели нормы и расценки. Дома березовцев так и остались в брошенной деревне. Еще лет семь угловчане топились с Острова. С 1930 года о жилье на Березовом острове напоминают только ветлы у Водопоя да сохранившиеся березы. Ручей обмельчал и стал почти невидим.
5. Заключение
Исследовательская работа «История села Угловского» - это своеобразная дань моей малой Родине, далекой истории моего села. Из работы следует, что наше село, в прошлом деревня Угловая, прошло традиционный путь развития от небольших поселений по берегам озер до районного центра…
Все этапы развития тесно связаны с историческими событиями страны: переселенческая политика, становление советской власти, Гражданская война, коллективизация…
В работе представлены документы, в которых прослеживаются и географические особенности нашей местности, и быт, и основные занятия, такие как пашенное земледелие, огородничество и т.п.
Гипотеза, представленная в работе, нашла полное свое подтверждение в ходе исследования: село Угловское, существующее с 40-х годов XIX века, прошло традиционные этапы развития, которые тесно связаны с историческими процессами, происходящими в стране, внесло значительный вклад в развитие района, края, страны.
Свою работу я хочу закончить словами Герцена: «Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное: глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего, глядя назад – шагаем вперед»
Список литературы:
1. Л. Крицких, ст. научный сотрудник Угловского краеведческого музея;
2. Н. Мазалова, хранитель фондов Угловского краеведческого музея;
3. ФедяеваЛ.И. «…Родина моя» 2009 год;
Использованы воспоминания:
Лиса и волк
Цветок или сорняк?
Сказка об одной Тайне
Снеговик
Два петушка