Актуальность данной темы заключается именно в том, что любой ребенок знал и мог воспользоваться своими правами. В наше время между странами стираются границы, поэтому важно знать права детей не только своей страны, но и других стран.
Цель работы: изучить права и обязанности детей, закреплённые законодательством РФ и Великобритании, сравнить права детей в России и Великобритании с целью выявления сходств и различий.
.
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka_v_rossii_i_velikobritaniii.doc | 208.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
(МБОУ «СШ № 12»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Права ребенка в России и Великобритании
Направление: филология
Предмет: английский язык
Вид проекта: исследовательский
Выполнил:
Шейн Кирилл
учащийся 9 «в» класса
Руководитель
О.В. Супрун,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Новый Уренгой, 2020 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. ..2
1.1 Понятие и содержание правового статуса……………………………… 3
1.2 Основные международные и внутренние государственные акты по защите прав ребёнка………………………………………………………….. 4
2.1 Особенности прав ребенка в России…………………………………….. 6
2.2 Права ребенка в Великобритании………………………………………7-9
3.1 Исследования в области знаний о правах ребенка………………… ..11
Заключение………………………………………………………………….... 12
Список литературы…………………………………………………………… 13
Приложения:
Приложение № 1……………………………………………………………14-15
Приложение № 2…………………………………………………………….. 16
Приложение № 3…………………………………………………………….. 17
Приложение № 4…………………………………………………………….. 18
Приложение № 5……………………………………………………………19-20
Введение
С момента появления на свет и став членом общества, ребёнок сразу получает много прав. Эти права нужны для выживания, развития и защиты. Для того, чтобы из детей выросли сильные, здоровые, грамотные и образованные люди, необходимо, чтобы во всех странах, и в нашей тоже, права детей соблюдались. В силу отсутствия жизненного опыта ребенок не всегда может воспользоваться своими правами или обратиться в соответствующие органы за защитой своих прав и законных интересов.
Актуальность данной темы заключается именно в том, чтобы любой ребенок знал и мог воспользоваться своими правами. В наше время между странами стираются границы, поэтому важно знать права детей не только своей станы, но и других стран.
Цель работы: изучить права и обязанности ребёнка, закреплённые законодательством РФ и Великобритании. Сравнить права детей России и Великобритании.
Объектом исследования являются права ребенка в России и Великобритании, основные законодательные акты, защищающие эти права.
Предмет исследования составляет правовой статус ребенка, понятие прав ребенка, познакомиться с правами ребенка в России и Великобритании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Обеспечение и защита прав ребенка - важнейшие задачи общества, государства и международного сообщества в целом. Однако, прежде чем начать исследование прав ребенка в России и Великобритании необходимо установить границы понятия «ребенок» и «правового статуса ребенка».
Проанализировав понятие «ребенок» в российском и международном праве, в том числе Великобритании, можно сделать вывод, что нижняя граница вышеуказанных понятий должна определяться моментом рождения, а верхняя – совершеннолетием, т. е. 18 лет.
Правовой статус (положение) ребенка подразумевает особые правомочия, закрепленные в общепризнанных нормах и принципах международного права, а также в национальном законодательстве страны.
Термин «права ребенка» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. Давайте попробуем разобраться, что же это такое «права ребенка», где и кем они прописаны.
Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Идея прав ребенка в Великобритании появилась раньше, чем в России. Также Великобритания раньше, чем Россия и международное сообщество, законодательно закрепила идею преимущественной защиты прав и интересов ребенка.
Еще в 1919г. — в Лондоне была основана британская организация «Спасите детей», которая стала первой организацией международного Фонда Безопасности детей. В 1920 — В Женеве основан «Международный союз спасения детей», крупнейшим членом альянса на момент создания был английский «Фонд Спасения Детей».
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924г.
Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (1989г). На данный момент большинство стран подписало Конвенцию, наша страна присоединилась к этому документу в 1990г. По сравнению с Декларацией, где несколько коротких, носящих декларативный характер положений, Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Главная ее цель – максимальная защита интересов ребенка.
Если обратиться к законодательным актам России, то можно отметить, что права ребенка закреплены:
Основные акты, защищающие права ребёнка в Великобритании:
Права ребенка тщательно детализированы и лучше сформулированы в Великобритании и вместе с тем, некоторые проблемы в области обеспечения, реализации и защиты прав детей являются общими для двух стран.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов. Некоторые проблемы российских детей не знакомы британцам: многотысячные очереди в детские дошкольные учреждения, реализация права детей - инвалидов на получение образования в учебных заведениях, проблема массового сиротства при живых родителях.
Давайте более подробно рассмотрим права ребенка в России, разделив их по возрастным критериям:
- на имя, отчество, фамилию;
- право на гражданство;
- право жить в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;
- на имя ребенка может быть открыт счет в банке.
- вправе посещать школу;
- вправе заключать самостоятельно мелкие бытовые сделки, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.
- дает согласие на изменение своего имени или фамилии;
- дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
- выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
И другие
- на получение паспорта;
- дает письменное согласие для выхода из гражданства России вместе с родителями;
- может выбрать себе место жительства (с согласия родителей);
- вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
И другие.
- поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации.
- вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
- имеет право обучаться вождению автомобиля в присутствии инструктора;
- имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта);
- несет уголовную ответственность за все преступления.
И другие.
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
К первым относятся:
• Прокуратура,
• Органы внутренних дел.
• Контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.
Великобритания является одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с детьми. Например, ребенок пришел в школу с синяком или его не забрали после уроков родители. В этом случае школьный преподаватель обязан проинформировать о случившемся социальную службу по работе с детьми. С этой целью существует горячая линяя помощи детям, телефон которой находится на самом видном месте в каждой школе. Обратиться можно и в национальную линию помощи детям. Ее телефон указан на рекламных щитах города, на коробках с ежедневным завтраком ребенка, а также часто сообщается в СМИ. В социальной службе есть отдел, который готов помочь родителям в случае, если их ребенок отказывается идти в школу; отдел, занимающийся юными правонарушителями, который работает с преступниками возраста до 18 лет как до суда, так и после; отдел, работники которого могут взять ребенка к себе на выходные дни; и др.
В целом обязанности родителей по уходу за ребенком в Великобритании мало чем отличаются от требований в России. Однако зачастую то, что у нас прописано лишь на бумаге, в Великобритании является обязательной к исполнению нормой.
Именно в этой стране возникла идея наделить ребенка правами, а также эта страна одна из первых законодательно закрепила преимущественную защиту прав и интересов ребенка. Учитывая, что законодательство в области защиты детей формируется с учетом международных норм, основные права ребенка в Великобритании аналогичны правам ребенка в России и являются общими для двух стран. Вместе с тем, давайте рассмотрим некоторые особенности в правах ребенка Великобритании:
- работать полный рабочий день;
- жить отдельно от родителей, снимать жилье (если один из родителей или опекун выступает гарантом сделки аренды)
- обратиться за своим паспортом (при необходимости[1]);
- мальчик может присоединиться к армии;
- покупать сигареты и слабоалкогольные напитки;
В семнадцать появляется право:
- получить лицензию на вождение автомобиля и ездить на мотоцикле;
- девочки могут присоединиться к армии;
- приобрести любое огнестрельное оружие.
3.Анализ содержания прав ребенка в России и Великобритании в современном обществе.
В теории английского права существует множество классификаций прав ребенка, в отличие от нашей страны. Они не противоречат, не отрицают, а только дополняют друг друга. Однако значительно отличаются количественные и качественные характеристики этих проблем. Например, ситуация, касающаяся школьной формы. Если в Великобритании она рассматривается с позиции ущемления прав ребенка на свободу, то в России она имеет другую основу - материальные трудности семьи. Права ребенка в Великобритании охраняются гораздо строже, чем в других странах Европейского союза. В Великобритании специалисты стремятся обеспечить детей, живущих в семьях, и воспитанников учреждений правом на автономию, сблизить стандарты обеспечения прав детей, находящихся в разных условиях. В тоже время в России наблюдается ситуация, при которой воспитанники учреждений получают значительную помощь государства, обладают льготами относительно жилищных прав и получения образования, однако практически не имеют право самостоятельно принимать решение о своей судьбе.
Рассмотри некоторые отличия прав и принципов защиты ребенка в России и Великобритании. (Приложение 1).
По сравнению с западными образцами, российская система не до конца сформирована, а потому признана менее эффективной. В Великобритании ребенок в действии имеет право голоса наравне со всеми членами семьи. Вмешательство государства в процесс воспитания в Великобритании очень велико, любые жалобы ребенка на наказания или ограничения могут повлечь серьезные судебные разбирательства с родителями. В России до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка.
Для выяснения осведомленности детей о своих правах, мною был проведен опрос на тему: «Знают ли ученики 9 классов свои права?», в котором приняли участие подростки возрастной категории от 13 до 16 лет.
По данным опроса более 75% детей достаточно хорошо знают свои основные права, остальные 22% опрошенных сомневаются в своих знаниях. Сравнивая данные аналогичного опроса, проведенного исследователем в 2017г., указывали на то, что о своих правах задумываются и умеют поддержать разговор в части основных прав ребенка 69% опрошенных, 27% считают, что у них не было необходимости думать об этом, а 4% - предпочитают совсем об этом не думать[2].
Из этого можно сделать вывод, что уровень интереса и знаний детей в области прав ребенка вырос. (Приложение 2, Диаграмма №1)
Заключение
В данном исследовании показано, что идея прав ребенка в Великобритании появилась раньше, чем в России. Также Великобритания раньше, чем Россия и международное сообщество, подошла к законодательному закреплению преимущественной защиты прав и интересов ребенка. Как теперь мы знаем, что самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.
Сравнивая права ребенка обеих стран видно, что основные права ребенка в Великобритании аналогичны правам ребенка в России и являются общими. Были изучены некоторые особенности в правах ребенка обеих стран и проведен сравнительный анализ и раскрытие этих особенностей. По данным проведенного опроса в области знаний о правах ребенка в нашей стране, можно сделать вывод, что уровень интереса детей в области прав ребенка вырос, многие знают свои основные права и считают важным данную тему.
Изучив права детей России и Великобритании, я провёл анкетирование и викторину для учащихся девятого класса. В результате я узнал, что мои одноклассники хорошо знают свои права и права других стран.
Таким образом, нами достигнуты цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале нашего исследования, и хотелось бы подвести итог словами английского писателя Самюэля Смайлса: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует научиться пользоваться своими правами и исполнять свои гражданские обязанности».
Список литературы:
1 Абрамов В.И. Международная защита прав ребенка//Международное публичное и частное право. 2006. № 3.
2 «Декларация прав ребенка».
3 «Конвенция о правах ребенка».
4 Конституционная защита прав ребенка в России и Англии// Статья Евразийского юридического журнала № 4 (71) 2014г.
5 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
6 Лобанова Т.В. Роль социальной службы (Social Services) в механизме защиты прав ребенка в Англии//Социальное и пенсионное право. 2006. № 4
7 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст.16.
8 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 года № 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.3.
9 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3802.
Приложение 1
Отличия прав и принципов защиты ребенка в России и Великобритании.
РОССИЯ | ВЕЛИКОБРИТАНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Уровень интереса и знаний детей в области прав ребенка.
Диаграмма 1
Приложение 3
Справочная информация.
Права учащихся в России.
Приложение 4
Вопросы анкетирования:
1. Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вёл на уроке?
2. Имеет ли право учитель не впустить ученика в класс, если он опоздал?
3. Имеет ли право учитель выгнать учащегося с урока?
4. Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?
5. Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?
6. Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом, например, в театр?
7. Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?
8. Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?
9. Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?
10. Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении?
11. Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников?
12. Может ли учитель отобрать у учащегося мобильный телефон/игровую консоль/плеер на уроке?
13. Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?
14. К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем?
15. Может ли учитель читать отобранные у детей записки?
Приложение 5
Сценарий викторины
Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились .
Вопросы I тура.
1 В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека?
2 Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября?
3 В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?
4 В каком году была принята Декларация о правах ребенка?
5 В каком году была принята Конституция РФ?
6 Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?
7 Как называется вступительная часть к Конституции?
8 Какой День является Днем Конституции?
9 Сколько субъектов в РФ?
10 Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
Вопросы II тура.
Чьи права нарушены?
1 Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
2 Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
3 Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Вопросы III тура.
Попробуйте рассудить ситуацию
(используя Конвенцию о правах ребенка)
1
Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
2
Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
[1] Получение британского паспорта – необязательно, он необходим, только если ребенок выезжает за границу, документ удостоверяющий личность может заменить водительское удостоверение или банковская карта.
[2] Данные представлены в Диаграмме № 1.
[3] Ювенальным (детским) называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.
Три орешка для Золушки
Мать-и-мачеха
Груз обид
Вода может клеить?
Рисуем весеннюю вербу гуашью