ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ
Зарубин Захар Дмитриевич
Научный руководитель Коневина Ольга Александровна
МБОУ «Адамовская ООШ», Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Макаринино
Каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своей семьи. О реальной жизни людей в годы Великой Отечественной войны мы можем узнать из фильмов и книг, из рассказов родственников и, конечно, из воспоминаний очевидцев, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше. Наряду с ветеранами, дети войны — последние живые участники и свидетели тех далеких трагических событий. Поэтому считаю, что изучение данной темы сейчас особенно актуально.
Цель исследования: Изучить условия жизни детей в годы Великой Отечественной войны на примере судеб конкретных людей, по их воспоминаниям.
Задачи исследования:
- узнать как можно больше информации о жизни детей в годы Великой Отечественной войны;
- проанализировать, как отразилась война на судьбах людей, узнать, какую цен
у заплатил каждый из них, приближая победу;
- способствовать развитию интереса у моих сверстников к истории своей страны, своего народа.
Методы исследования: изучение исторических материалов, интернет архивов, интервью с очевидцами, анализ документов, фотографий по теме исследования, анкетирование одноклассников.
В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети во время войны: им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Дети в годы войны не думали о том, что они ещё не подросли, что ещё рано идти защищать Родину.
По итогам опроса и анкетирования сложилось мнение, что многие ребята нашей школы не знают своих предков, не знают об их жизни в годы Великой Отечественной войны. Я же считаю, что каждому человеку необходимо знать свои корни, помнить страницы истории Великой Отечественной войны, помнить тех, кто принес Победу. Ведь не зная прошлого, мы не можем до конца понимать, каким будет наше будущее, ценить жизнь и сохранять мир на земле.
Мне удалось заинтересовать своих одноклассников, и в результате была собрана и систематизирована информация о многих наших земляках, которые в годы войны жили и работали на благо своей Родины. Далее мы с ребятами моего класса планируем продолжать сбор данных о судьбах людей - наших односельчан в годы войны, в мирное время, для оформления альбома «История села» в музее «Дом рыбака», который скоро откроется в селе Макаринино.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_zarubina_zahara.docx | 81.3 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: История, военная история
Тема: Детство, опаленное войной
Автор: ученик 3 класса Зарубин Захар
Научный руководитель: учитель начальных классов Коневина Ольга Александровна
Место выполнение работы: село Макаринино, Баргузинского района, Республика Бурятия
2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………..…...3
Глава Ι. Дети войны и труженики в годы Великой Отечественной войны….…………............5-6
Глава ΙΙ. Война глазами детей……………….…………………………………………................7-11
2.1. Война сквозь призму времени. Восприятие войны подрастающим поколением…...7-8
2.2. Война в судьбах детей военного времени и тружеников тыла……………………...8-11
Заключение……………………………………………………………………………………............12
Список использованной литературы…………………………………………………………….......13
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны...
В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром,
Неумолчный гремит метроном.
Вихрем огненным, черным вороном
Налетела нежданно беда,
Разбросала нас во все стороны,
С детством нас разлучив навсегда…
Илья Резник.
В 2020 году 9 мая наша страна праздновала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этот день моя прабабушка Башарова Клавдия Кузьминична рассказала мне о том, как тяжело жилось людям в годы войны. Я слушал её, затаив дыхание, пытаясь представить те трудности, ужасы и лишения, которые пришлось испытать моей бабушке. Для меня было настоящим открытием то, что рядом живёт человек, переживший ту военное суровую пору в таком юном возрасте. Этот рассказ послужил выбору темы моей научно-исследовательской работы.
Актуальность работы:
Каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своей семьи. Я и мои сверстники можем узнать о реальной жизни людей в годы Великой Отечественной войны, о тех испытаниях, которые пришлось им пережить, сейчас только из фильмов и книг, из рассказов родственников и, конечно, из воспоминаний очевидцев. Считаю, что изучение этого вопроса сейчас особенно актуально, так как, не зная прошлого, мы не можем до конца понимать, каким будет наше будущее, ценить жизнь и сохранять мир на земле. С каждым днём становится всё меньше свидетелей тех страшных событий. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге людей нашей Родины. Особую ценность работа представляет тем, что возникает чувство гордости за свой народ, народ-победитель, интерес к своей истории своего рода, своей семьи.
Цель исследования: Изучить условия жизни детей в годы Великой Отечественной войны на примере судеб конкретных людей, по их воспоминаниям.
Задачи исследования:
- узнать как можно больше информации о жизни детей в годы Великой Отечественной войны;
- проанализировать, как отразилась война на судьбах людей, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу;
- способствовать развитию интереса у моих сверстников к истории своей страны, своего народа.
Этапы исследования
Объект исследования: дети, жившие и работавшие в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: судьбы детей военных лет.
Гипотеза моего исследования заключается в том, что, осознав, какие тяжелые испытания выпали на долю детей во время Великой Отечественной войны, мы будем более ответственно относиться к своей жизни, к своей истории, будем гордиться своими предками и ценить то, что мы имеем.
Методы исследования:
Отличие моей работы от работ по данной теме в том, что содержащиеся в ней биографические данные и факты из жизни детей времен Великой Отечественной Войны нашего села не были изучены ранее.
Глава Ι. Дети войны и труженики тыла в годы Великой Отечественной войны
Восемьдесят лет назад, летом 1941 года, начался самый крупный и кровопролитный конфликт в истории человечества, унесший жизни миллионов людей. Это событие оставило неизгладимый след в истории нашего народа, однако, свойство человеческой памяти таково, что многие события постепенно стираются.
Нам, родившимся в начале 21 века никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет. Но знать об этих событиях мы должны.
22 июня 1941 года фашистская Германия внезапно, без объявления войны вторглась на территорию Советского Союза. Ее цели были таковы: уничтожение нашей страны, разделение ее на части, захват материальных богатств, порабощение и физическое истребление миллионов граждан СССР. Так началась Великая Отечественная война. Длилась она долгие 4 года. И не было в истории такой войны как Великая Отечественная.
С первых же дней войны все граждане Советского Союза, от мала и до велика, поднялись на защиту Отечества. Советские люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись с врагом в партизанских отрядах. Был выдвинут лозунг «Все для фронта, все для Победы!».
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за восемьдесят! Война разом оборвала их детство. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались в бой и мальчишки. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. Военное время требовало полной отдачи сил от каждого.
У детей в годы войны было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Одни сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину, другие оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта детьми каждый день совершался маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть.
Сотни тысяч мальчишек и девчонок 13-15 лет в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Во время войны в рядах Красной армии служило более 35 тысяч фронтовиков младше 16 лет. Их называли «сынами полка», хотя были среди них и девочки. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте.
На уже захваченной немцами территории, люди, не желая жить под гнетом фашистской власти, целыми семьями уходили в леса. Организовывались партизанские отряды. В этом движении участвовали и дети. Вместе со взрослыми тысячи подростков ходили в разведку и добывали ценные сведения, помогали своим старшим товарищам подрывать эшелоны врага, склады с оружием и продовольствием, устраивать засады. Они шли туда, куда не смогли пройти взрослые. Юноши и девушки бесстрашно боролись за свободу своей Родины, отдавая за нее свои жизни.
На полях колхозов и совхозов у ребят того времени был свой бой. Уже в первую военную осень на уборку урожая вместо крепких мужчин, ушедших на фронт, вышли женщины, старики и дети. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. В напряженной борьбе за хлеб в военные годы активное участие принимали тысячи пионеров и школьников. Огромными были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки: тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи тонн намолоченного зерна.
Советский тыл был крепким и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечивал нашу армию всем необходимым для полного разгрома фашистов и завоеванию Великой Победы.
Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом миллионы своих сынов и дочерей, верила в светлое, счастливое будущее.
Дети войны. Вам посвящены эти строки:
Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты…
Я считаю, что несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Дети в годы войны не думали о том, что они ещё не подросли, что ещё рано идти защищать Родину, что и без них справятся. Они просто шли и защищали, хотя от них никто этого не требовал, кроме их же совести. Искалеченное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, может немного старше, совершили такой подвиг во имя Победы.
Глава ΙΙ. Война глазами детей
2.1. Война сквозь призму времени. Восприятие войны подрастающим поколением.
Незнание истории своей страны приводит к безразличию и равнодушному отношению к людям, к глобальным и трагическим событиях, происходившим в нашей стране. Современные дети имеют слабое представление о нашей истории, в частности, о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, и какой ценой она ему досталась.
В ходе работы над исследованием был проведен опрос 20 учащихся нашей школы. В опросе приняли участие ребята из 2-4 и 7, 8 классов.
Учащимся было предложено четыре вопроса:
Обработав ответы, я сделал вывод о том, что ребята знают, что такое Великая Отечественная война, слышали о ней (на этот вопрос ответили положительно все 20 участников – 100%).
Вопрос «Знакомы ли вы с событиями Великой Отечественной войны? Если «да», то напишите, с какими именно» у многих ребят вызвал затруднение. 20% ребят вспомнили такие события как «Блокада Ленинграда (самый распространённый ответ), Сталинградская битва, битва за Москву», в основном это были учащиеся старших классов.
Отвечая на третий вопрос, большинство ребят - 60%, ответили, что в их семье есть родственники, которые жили в эти страшные годы. Действительно, эта война не обошла стороной никого, вошла в каждый дом. Но многие из респондентов не назвали конкретных имен.
Четвертый вопрос у ребят вызвал затруднение. 80% участников не вспомнили ни одного ветерана - земляка Великой Отечественной войны.
Итоги опроса:
В ходе опроса школьников выяснилось мнение: ветеранами Великой Отечественной войны являются непосредственно те, кто принимал участие в боевых действиях, а не те, кто был в тылу. Но ведь именно связь и сплоченность фронта и тыла и стала решающим фактором нашей Победы.
Далее ребятам была предложена анкета «Дети войны и труженики тыла в вашей семье» (приложение 1). В ходе обработки анкет выяснилось, что большая часть респондентов (70% опрошенных) не знают имён своих родственников, живших и работавших в годы войны. А если и называют их имена, то не могут ответить на вопросы об их жизни в это тяжелое время.
Результаты анкетирования:
Таким образом, можно сделать вывод, что многие ребята нашей школы не знают своих предков, их жизнь в годы Великой Отечественной войны. Я считаю, что каждому человеку необходимо помнить историю своей семьи, своего народа, своей страны. Он должен ощущать себя ее частичкой, понимать, что он ее настоящее и будущее.
2.2. Война в судьбах детей военного времени и тружеников тыла
У нас в Макаринино на данный момент живут два труженик тыла и 15 человек - «Детей войны». С несколькими из них мне удалось поговорить. У всех этих людей разная судьба, но война была на всех одна. Надо было выстоять и победить.
Вот что рассказал мне ветеран Великой Отечественной войны Коневин Василий Руфович (приложение 2): «В начале войны мне было 11 лет. Наш колхоз был рыболовецким. На рыбалке тяжело было работать, лет с 15 брали. Поэтому в годы войны меня официально на работу не взяли. Но мы помогали везде: в сетевязалке, на рыбалке и в колхозном огороде….».
Вторушина Татьяна Руфовна (приложение 3) 14.01.1924 г.р. ветеран Великой Отечественной войны и ветеран тыла в годы войны проживала в селе Макаринино: «В войну я рыбачила. Рыбачили одни девки, только бригадир, помощник и два наборщика были мужчины. После погрузки невода в лодку девки гребли 1.5 километра в море. В войну катеров не было, ходили летом на гребях[1] на лодках, баркасах[2] от Макаринино до Байкала (15- 20 километров). Работа тяжелая - 40 неводных столбов[3] надо выметать[4] из лодки в воду. Потом невод на берег тянули с помощью веревок, ворота[5] и коней (механических лебедок в это время не было).
Зимой рыбачили подлёдно. Ездили до Байкала на конях. Приедем, бригадир замеряет тонь[6] -1,5 км, запускаем закидной невод (сетевая снасть, сплетённая из мереги[7]). Бригадир на одном крыле, помощник на другом и нарильщики нарят (толкают специальными приспособлениями невод подо льдом). А мы долбили лунки, а потом невод в иордань вытягивали с рыбой и сакали[8]…. Сдавали рыбу на специальные пункты приема. Летом на Елизихе[9], зимой на Покойниках (Курбулик).
Голода такого не было. Ели рыбу, овощи со своего огорода. Норма хлеба в бригаде была 400 граммов на день.
Целый год мы работали. С ноября рыбачили подледно. Зимой по 2 тони в день …. Сидеть некогда было. У нас план, там фронт идет… Весной с 25 мая мы уже рыбачили. Лед носит, а мы бродим в ледяной воде, работаем. В августе числа 2, 3 выходили домой. Заготовка сена для фермы и для колхозных коней. Давали участки, план, сколько нужно выкосить. В сентябре осенняя рыбалка.
В колхозе был огород. Садили огурцы, морковь, лук, помидоры. Так же колхозникам давали участок для посадки картофеля. Сади, обрабатывай, снимай и сдавай в колхоз по норме. Все продавали, ведь колхозу- то надо было существовать….
- А как вы узнали о том, что война кончилась?
- Мы 10 мая дрова пилили, пошли домой обедать, а Кирпичев Иннокентий с Устья бежит и кричит: «Победа! Победа! Война кончилась!». Флаги тогда почти в каждом доме были. Мы повесили флаги на дома и стали праздновать. 12 мая собралась вся деревня на митинг. Женщины тогда много плакали, надеялись, что мужики придут домой и, главное, живые….»
Своими воспоминаниями поделились со мной Сниховская Галина Гавриловна (приложение 4), сейчас ей 81 год:
«Нам в тылу жилось несладко. Мама с утра до вечера работала в колхозе. Это был нелегкий труд. Надо было успевать вести домашнее хозяйство и работать в колхозе. Вот и вставала в четыре утра. По дому управлялась, потом на работу. А работы в колхозе немало: ферма, колхозный огород. А еще мама рыбачила. Бригадой сплавлялись из села Адамово на Байкал по реке Баргузин. Мужиков не было, все на фронте, один мужик – бригадир. Тяжело было. Одежды не было хорошей. Вместо добротных штанов – фины[10], вместо обуви – чирки[11] из куска конской кожи, перетянутые бечевкой[12]. А зимой ходили в телогрейке. Но в сибирские морозы все равно было холодно, потому что питание было скудным. Выручала картошка со своего огорода да заваруха - мука, заваренная горячим молоком. На каждый двор был определен налог в виде продуктов. Вот и сдавали молоко, яйца, мясо. Все отправляли на фронт».
Нелегкая судьба выпала на долю моей прабабушки Клавдии Кузьминичны Башаровой 9 приложение 5):
«Родилась я в Вятской губернии во время коллективизации. В нашем селе Мишкино организовался колхоз. 22 июня 1941 года, когда я сдавала последний экзамен за курс начальной школы, через дорогу около здания правления колхоза молодой военный объявил о начале войны. Он обещал, что война кончится через 2 месяца. Когда мы отмечали годовщину Октябрьской революции, немец находился уже в 28 км от Москвы …
И началась жизнь. Мы переходили из класса в класс, а война хватала нас за пятки. Война – эта страшная чужая тетка… Впоследствии, мы стали первыми работниками тыла. Нам стало уже по 10 - 12 лет.
21 декабря моему отцу вручили повестку: в 9 часов утра явиться в военкомат. И вот мы остались одни: бабушка, беременная мама и нас четверо детей. В пятый класс мама меня не отпустила: надо было работать, помогать фронту, кормить семью. Зимой мы обмолачивали хлеб, весной работали на посевной, осенью убирали урожай. Я пахала, я боронила, я жала серпом рожь выше своего роста. Надо было выжать 9 соток, чтобы тебе поставили палочку - трудодень. Рвала лен, обколачивала его, потом его мяли, трепали и потом сворачивали в такую женскую косу, грузили на машину и увозили. План выполнен. По льну все сдано… Когда полем картошку, лебеду не трогаем. Нам строго - настрого наказано было. Потом семена лебеды чуть поспеют, траву срывают, сушат, обколачивают, обрезают и на мельнице мелют. Вот из этой муки и пекли каравай. Люди были очень голодными, но мысли, что можно взять колосок, ни у кого не было. В сознании у каждого было одно – убрать хлеб, помочь фронту, приблизить Победу. Трудились с 4 утра до самого вечера.
В 1942 году я стала работать почтальоном. Работа была не из легких: к 7 часам утра надо было принести сводку о проделанной работе за сутки в сельсовет, а он находился в 3 км от деревни. В 12 дня получить почту и разнести по адресам. Газеты и письма - треугольники можно было положить в ящик. А письма особого склада – похоронки, нужно было отдать в руки под роспись…»
С особой горечью бабушка вспоминала об одном из самых трагичных дней войны: «Когда пришла похоронка на отца. Мама прочитала. Бабушка была неграмотная. Когда было прочитано, я думаю, будут плакать… Бабушка встала перед иконой Казанской божьей матери, перекрестилась и сказала: «Прости, сынок! Видимо, я мало молилась!», но не заплакала. Я никогда не видела, чтобы она плакала. Отец был похоронен в Ржеве.
В октябре 43 года я вновь села за школьную парту. И именно в школе в 45 году 9 мая военрук сообщил нам, что война окончилась. Занятия были отменены, и так как у нас не было радио, нашей задачей было разнести эту радостную весть по домам.
Сегодня все позади. Победа за нашей страной».
- А что помогло советскому народу победить?
На этот вопрос Клавдия Кузьминична ответила: «Ответственность - черта характера, которая была присуща советским людям и терпение».
Вот так своим трудом наши земляки, будучи еще детьми, внесли вклад в Великую Победу.
Далеко теперь от нас эти страшные годы, все дальше уходят они в историю, все меньше остается живых свидетелей тех событий, поэтому сегодня важно помнить. Помнить каждого: родственника, соседа, просто дедушку, живущего в твоем селе. Помнить трагические страницы истории Великой Отечественной войны, помнить тех, кто принес Победу.
Заключение
Исследовательский проект помог мне узнать много нового о наших земляках, их жизни и работе в военные годы. Их рассказы позволили мне понять судьбу людей, переживших войну, дали возможность получить дополнительные знания о самой войне. Я четко понимаю теперь, что значит любить Родину, жить судьбой своей страны. Победа была одержана не только благодаря таланту военачальников, храбрости и стойкости простых солдат на передовой, но и самоотверженному труду всех «от мала до велика» в тылу. История страны складывается из истории городов, сёл, деревень, из истории каждой семьи, каждого человека.
Мое исследование - это первый этап поисковой работы в этом направлении. Далее мы с ребятами моего класса планируем продолжать сбор данных о судьбах людей, наших односельчан в годы войны, в мирное время, для оформления альбома «История села» в музее «Дом рыбака», который откроется в селе Макаринино в 2022 году.
Список используемых источников
Список литературы:
Интернет источники:
Приложение 1
Анкета « Дети войны и труженики тыла в Вашей семье»
Фамилия | |
Имя | |
Отчество | |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Национальность | |
Возраст на момент начала Великой Отечественной войны | |
Возраст на момент окончания Великой Отечественной войны | |
Адрес места проживания | |
Образование (годы) | |
Где жил и работал на момент начала Великой Отечественной войны? | |
Как узнал(а), что началось война? | |
Жизнь в тылу (учебы, питание, работа) | |
Трудовая биография в годы войны (как помогали приблизить победу? | |
Награды |
[1] На гребях - люди в лодке гребут веслами для передвижения по воде.
[2] Баркас – большая рыбацкая лодка.
[3] Неводной столб - часть невода 12 метров.
[4] Выметать – спустить невод в воду.
[5] Ворот- деревянная конструкция, которая вращается вокруг своей оси по кругу с помощью коня.
[6] Тонь - место на водоеме, где происходит лов рыбы.
[7] Мерега – сеть, вязанная толстыми нитками.
[8] Сакали – выгребали рыбу из невода сачком.
[9] Елизеха – название местности.
[10] Фины – сатиновые штаны.
[11] Чирки-отрез конской или коровьей кожи овальной формы, вырезанный по размеру ноги, с продернутой в отверстия по краям бечевкой.
[12] Бечевка-веревочка из хлопчатобумажной нити.
Рисуем космос
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Два морехода
Ребята и утята
Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле