Актуальность выбранной темы определяется тем, что образование в нашей жизни имеет колоссальную значимость. У каждого появляется вопрос: «Какая система образования более правильная: система образования России или же система образования в англоязычных странах?» Эта работа разработана для того, чтобы постараться ответить на этот вопрос и сравнить системы образования в России и в англоязычных странах.Целью данного проекта изучить какое влияние система образования англоязычных стран оказывает на систему образования России.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kyrgyzbaeva_aysezim.docx | 110.93 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
(МБОУ «СШ№12»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Влияние системы образования англоязычных стран на систему
образования в России
Направление: филологическое
Предмет: английский язык
Вид проекта: исследовательский
Выполнила: Кыргызбаева Айсезим,
учащаяся 9 б класса
Руководитель: Супрун Ольга Васильевна,
учитель английского языка высшей
квалифицированной категории
г. Новый Уренгой, 2022
Содержание
1.Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России………………………………………………………
1.1. Система образования в России………………………………………..4-6
1.2. Системы образования в англоязычных странах……………………..6-8
1.3. Сходства и различия систем образования англоязычных стран и России……………………………………………..........................................9
1.4 Анализ изменений……………………………………………………...10
Глава 2. Практические результаты исследования……………………...10-11
Заключение…………………......................................................................11
Список литературы.......................................................................................11
Приложение №1.............................................................................................12
Приложение №2.............................................................................................13
Приложение №3.............................................................................................13
Приложение №4.............................................................................................14
Приложение №5...........................................................................................15
Приложение №6 ...........................................................................................17-19
1.Введение
Все мы знаем, что хорошее образование играет важную роль в нашей жизни. Нам необходимо получить хорошее образование, чтобы в будущем найти хорошую работу. Известно, что во многих англоязычных странах система образованиелучшее и популярное в мире, например в США и Великобритании.Россия тоже славится своей системой образования и известными учеными. Разумеется, что Российская и англоязычная система образования отличаются. После распада СССР наше государство стало искать новые методики ведения системы образования, и по мнению многих, нашли их в англоязычных странах. Безусловно схожие черты есть. И меня заинтересовало, что именно мы взяли у англоязычных стран в плане образования. Исходя из вышесказанного, темой моей исследовательской работы стала «Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России.»
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что образование в нашей жизни имеет колоссальную значимость. У каждого появляется вопрос: «Какая система образования более правильная: система образования России или же система образования в англоязычных странах?» Эта работа разработана для того, чтобы постараться ответить на этот вопрос и сравнить системы образования в России и в англоязычных странах.
Цель моей работы – изучить какое влияние система образования англоязычных стран оказывает на систему образования России.
Объект исследования: система образования.
Предмет исследования: является особенности школьного образования в России, Великобритании и США.
Исходя из цели были определены следующие задачи:
Гипотеза моей работы заключается в том, что система образования англоязычных стран повлияла на систему образования России.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнение, опрос, систематизация и обобщение полученной информации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в качестве дополнительного учебного пособия к урокам английского языка, для факультативов и элективных курсов.
Продукт: Викторина по английскому языку для 7-8 классов на тему
« Education in Russia and t Great Britain».
Глава 1. Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России.
Образование в России — это комплекс обучающих программ, составленные согласно регламенту государственного стандарта образования.
Российское образование делится на несколько ступеней:
Дошкольное образование
Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным. Идут в детский сад.
В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6–7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.
Также относительно недавно появились пред школы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.
Общее образование
В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:
Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.
После окончания начального образования дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.
Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.
Профессиональное образование
После школы у российских детей есть большой выбор образовательных учреждений, где они могут получить профессиональное образование, которое направлено на подготовку квалифицированных рабочих.
После окончания 9 либо 11 класса дети могут поступить в техникум или колледж. Есть также один нюанс: поступив в колледж или техникум после 11 класса, обучение будет длиться меньшее количество времени, так как учащиеся уже прошли общеобразовательную программу за 10 и 11 класс.
Высшее образование
В России высшее образование делится на 3 уровня:
Это законченное высшее образование. На бакалавриат могут поступать те, кто окончил 11 классов, либо те, кто получил профессиональное образование. По окончанию бакалавра выпускникам выдается лишь диплом с квалификацией.
В отличии от бакалавриата, по окончании специалитета выпускник получает звание дипломированного специалиста.
Магистратура — это второй уровень высшего образования. В магистратуре могут продолжать учиться те, кто закончил бакалавр и специалитет. В магистратуре можно углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.
Высшее образование является последней ступенью образования в России. Исходя из закона Российской Федерации, высшими учебными заведениями (ВУЗ) считаются институты, университеты и академии.
Институт занимается подготовкой специалистов лишь в одной отрасли, например экономике, психологии, медицине. В этом основное отличие данного типа вуза. Этом учебном заведении можно получить подготовку по самым разнообразным направлениям.
В свою очередь, академия отличается более узким спектром специальностей для одной отрасли хозяйства, например: сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и так далее.
Также существует и неполное высшее образование. Студент получает его в том случае, если он отучился минимум 2 года и по каким-либо причинам не смогут закончить высшее учебное заведение.
1.2Системы образования в англоязычных странах.
Итак, рассмотрим систему образования англоязычных стран на примере Великобритании и США.
В Великобритании предусмотрено обязательное бесплатное образование, которое может получить любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса родителей.
Система образования в Великобритании состоит из 4 главных этапов:
Дошкольное образование
Дошкольное образование в Великобритании не является обязательным. С двух до пяти лет ребенок может находиться дома или посещать Nursery – аналог русского детского сада.
Начальное школьное образование
Учениками начальной школы дети становятся в возрасте 5 лет. Этот этап делится на 2 ступени:
Звучит серьезно, но процесс адаптации к нагрузке проходит мягко и постепенно: ребята много гуляют, играют и развивают навык общения. Кстати, именно на этом этапе российские дети могут начать обучение в британской школе.
Среднее школьное образование
В 11 лет ребенок переходит в среднюю школу. Цель этого этапа - углубить знания и подготовиться к получению свидетельства о среднем образовании GCSE.
Первая ступень (с 11 до 14 лет). Дети изучают 10-15 предметов и начинают посещать занятия по профориентации.
Вторая ступень (с 14 до 16 лет). Школьники готовятся к экзаменам GCSE, определяют свой путь на последние 2 года обучения в школе и выбирают предметы, на основании которых будут поступать в университет.
Школьники в Британии сдают ещё один экзамен-IGCSE (международная академическая программа, по которой готовят учеников к зачислению на следующий этап образования A-level или IB).
Британские школьники, в отличие от русских, привыкли получать на уроках оценки в буквенной форме. Буквами от А до U здесь оценивают знания. А здесь значит «превосходно», а U – «крайне неудовлетворительно». В некоторых частных учебных заведениях усердие и старания ученика оценивают цифрами. Так, «1» значит, что ребенок старался, а «5» – не проявил усердия при изучении материала. По отзывам, такие цифровые оценки очень мотивируют
Послешкольное образование
Последние 2 года в школе называют этапом Further Education или Sixth Form. Некоторые школы предлагают британскую национальную программу A-Levels, а другие - Международный бакалавриат (IB). В этот период с 16 до 18 лет ребята готовятся к поступлению в ВУЗ, углубленно изучают выбранные предметы, соответствующие будущей специальности. В конце их ждут выпускные экзамены, по результатам которых проходит зачисление в университет.
Высшее образование
Иметь диплом о высшем образовании британского ВУЗа – это не только престижно. Диплом британского университета можно сравнить с билетом в успешную международную карьеру, и только от самого выпускника зависит, как он воспользуется этим билетом. Одна из особенностей высшего образования в Великобритании заключается в высокой степени ответственности и самостоятельности, ожидаемой от студентов.
Необходимо многие часы проводить за книгами в библиотеке, заниматься исследовательской деятельностью, работать над проектами в малых группах – в общем, проявлять активность.
Ступени высшего образования в Англии – это известная нам Болонская система. Первая ступень – бакалавриат (3 года), затем магистратура (1-2 года) и докторантура (2-3 года).
Школьное образование в США делится на три этапа:
В зависимости от штата дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.
Продолжительность обучения в средней школе составляет 6 лет (младшая ступень – 3 года, старшая ступень – такой же срок). Младшая средняя школа отличается отсутствием единых программ, планов и учебников. Универсальность обучения на этой ступени обуславливается следующими факторами:
Получение высшего образования
Бакалавриат в США
Это начальный этап высшего образования. Студенты учатся 4 года, при этом они могут сами выбирать программу. Условия учебы – гибкие, после окончания обучения – экзамены. По их результатам выпускники получают степень бакалавра.
Магистратура
Это следующий этап, направленный на получение более глубоких теоретических знаний или на совершенствование практических навыков. После окончания обучения студенты получают магистерскую степень. Для этого они пишут и защищают диссертацию.
Докторантура
Чтобы преподавать в высших учебных заведениях, строить карьеру исследователя или ученого, студентам необходимо получить докторскую степень. Продолжительность обучения в докторантуре – около трех-четырех лет, в течение которых учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, работают над докторской диссертацией.
1.3. Сходства и различия систем образования англоязычных стран и России
Согласно рейтингу агентства Pearson, Великобритания занимает шестое место среди самых успешных образовательных систем мира, Россия – двадцатое. Несмотря на то, что у российской образовательной системы есть много общего с британской, выделяются и существенные отличия. Попробуем выяснить, какие!
Во-первых, обучение в российских школах начинается в возрасте 7 лет и длится в течение 11 лет - полное образование, а образование в велико является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Во-вторых, российское образование состоит из: начального, неполногосреднего и полного среднего образования. При этом типы школ бывают: начальная школа; средняя общеобразовательная школа; лицеи; гимназии;специальные школы. Когда в Великобритании существует огромное разнообразие школ: школы-пансионы, школы для мальчиков, школы для девочек, смешанные, школы полного цикла и так далее.
Университеты являются платными в обеих странах. Но по определенной программе можно получить бесплатное образование. Программы высшего образования и в Великобритании, и в России можно разделить на три основных уровня: бакалавриат, магистратура и аспирантура.
В России высшее образование предполагает прежде всего получение специальности, а в Англии получение ученой или докторской степени. Правда с тем, что в Великобритании система образования лучше и перспективней нашей, согласны в основном экономисты и юристы. Что касается технических специальностей, то, как говорят российские студенты, обучающиеся в Британских вузах, «процесс обучения ничем не отличается от нашего: те же контрольные, курсовые, экзамены».
В Великобритании практически не распространены такие формы обучения, как очная и заочная. Знания по всем дисциплинам даются более сжато, популярно и просто; Ученики могут сами выбирать те дисциплины, которые хотят изучать; Обучающиеся имеют возможность обучаться «в долг»;
В английской средней школе нет классов согласно школьной программе, с 14 лет дети сами решают, чему они будут учиться. Обязательных предметов только три: английский, математика и «наука» — курс, объединяющий базовые элементы биологии, физики и химии. В остальном — полная свобода выбора. Вместо того, чтобы ходить на одни и те же занятия с одним и тем же классом, английские школьники на каждом уроке оказываются в новой компании. Понятие классный руководитель так же незнакомо английским детям. Тогда как в российской школе важнейшую роль в жизни учеников, как правило, играет классный руководитель. В Англии, где нет классов, такой должности не существует. Каждый ученик имеет — преподавателя, который следит за его успехами в учебе, спорте и других областях школьной жизни. При этом тьютор может вообще не вести у своего подопечного никаких уроков.
Российские школьники заканчивают обучение в 17 лет, а британские — в 18. И соответственно университеты Великобритании принимают студентов только с 18 лет.
1.4 Анализ изменений
1) Создание частных школ Россия заимствовала более у Великобритании, т. к. там они распространены очень давно.
2) Элективные курсы появились в России, во многом благодаря Великобритании.
4) Длительность учебного года сходна с длительностью в Великобритании.
5) Идею создания кружков и секций на базе школы Россия заимствовала у школ и Великобритании и у США.
6) На проведение экзаменов после каждого выпускного класса, несомненно, оказали большое влияние США.
Глава 2. Практические результаты исследования.
Я проделала сравнительную работу и пришла к выводу, что сходство между системой образовании России и системой образовании в англоязычных странах есть. Например, введение Единого Государственного Экзамена, Итоговой Государственной Аттестации, профильного обучения, открытие частных школ — это все заимствовано из англоязычных стран. Чтобы доказать влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России, был проведен опрос.
1)Какие проблемы в сфере российского образования, на Ваш взгляд, стоят особо остро?
- введение ЕГЭ, ГИА –42%
- низкое качество образования –38%
- плохая материально-техническая база –18%
- недоступность образования –2%
2)Какая форма контроля вам нравится больше?
-тестирование-32%
-контрольная работа-9%
-устный ответ-59%
3)Как вы думаете, в каком возрасте дети идут в школу в Великобритании?
- 8–9 лет-30%
- 10–11 лет-2%
- 3–4 года-68%
4)Правда лито, что ученики в Великобритании должны отучиться до 16 лет?
-да-47%
- скорее да, чем нет –13%
- нет –36%
- скорее нет, чем да –0%
- затрудняюсь ответить –4%
5)По вашему мнению влияет ли система образования англоязычных стран на систему образования России?
- да–73%
- нет –27%
6)Сдают ли ученики в США вступительные экзамены, как в России?
-да-79%
-нет-21%
7)В какой форме получают оценки британские школьники?
- в буквенной-84%
- в числовой-16%
8)На сколько этапов делится образование в США?
-4-11%
-2-33
9)Хотели бы вы обучаться за рубежом?
-да-74%
-нет-26%
Заключение
В соответствии с поставленными целями и задачами нами было проведено исследование на тему «Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России».
Данное исследование позволяет сделать предварительные, но достаточно обоснованные выводы о том, что система образования англоязычных стран, на примере США и Великобритании, повлияла на систему образования России.
Мной был проведен сравнительный анализ сходств и различий образовательных систем России и англоязычных стран.
Теоретический анализ показал, что российская система образования заимствовала многие элементы из образовательных систем англоязычных стран. Цель работы была достигнута, задачи выполнены. Выдвинутая нами гипотеза верна.
Список литературы
https://ru.wikipedia.org/wiki/СистемаобразованияВеликобритании
https://moluch.ru/archive/121/33520/ - сходства и различия
https://www.unipage.net/ru/universities_uk Университеты Великобритании
https://college.edunetwork.ru/ Колледжи и техникумы в России
https://spravochnick.ru/pedagogika/sistema_obrazovaniya_v_rossii_i_za_rubezhom_sravnitelnyy_analiz/- сравнительный анализ
https://yandex.ru/video/preview/7654309358960368694- сравнение систем образования
https://www.globaldialog.ru/articles/sistema-obrazovaniya-ssha/- система образования в США
Приложение №1
ЕГЭ- Единый государственный экзамен.
ОГЭ- Основной государственный экзамен.
GCSE- GeneralCertificateofSecondaryEducation (этоаттестатобобщем среднем образовании).
A-LEVEL-GCEAdvancedExam (двухгодичная углубленная учебная программа старшей школы и название выпускных экзаменов, которые одновременно являются вступительными в университеты).
IB- InternationalBaccalaureate (данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира).
IGCSE- InternationalGeneralCertificateofSecondaryEducation (международный общий сертификат о среднем образовании представляет собой экзамен по английскому язык, аналог GCSE)
SAT-ScholasticAptitudeTest (тест, демонстрирующий способности студента к логическому мышлению).
ACT-AmericanCollegeTesting (тест достижений, показывающий какого уровня достиг студент в школьные годы).
Приложение №2
Россия | Великобритания |
Система оценок от 2 до 5 баллов | Система оценок от А до Е |
Учебный год подразделяется га четверти | Учебный год делится на триместры |
Частная и государственная школа | Частная и государственная школа |
Длительность учебного года 9 месяцев | Длительность учебного года 9 месяцев |
ЕГЭ, ОГЭ | GCSE, IGCSEA-LEVEL, IB |
7 лет | 4 года |
Летние каникулы в конце мая | В конце июня |
Приложение №3
Россия | США |
Система оценок от 2 до 5 баллов | Система оценок от А до F |
Учебный год подразделяется на четверти | На триместры |
Частная и государственная школа | Частная и государственная школа |
Длительность учебного года 9 месяцев | 6 месяцев |
ЕГЭ, ОГЭ | SAT, ACT |
В 7 лет | 5 лет |
Начало летних каникул в конце мая | В конце мая |
Приложение №4
Вопросы анкетирования:
1)Какие проблемы в сфере российского образования, на Ваш взгляд, стоят особо остро?
- введение ЕГЭ, ГИА
- низкое качество образования
- плохая материально-техническая база
- недоступность образования
2)Какая форма контроля вам нравится больше?
-тестирование
-контрольная работа
-устный ответ
3)Как вы думаете, в каком возрасте дети идут в школу в Великобритании?
- 8–9 лет
- 10–11 лет
- 3–4 года
4)Правда ли то, что ученики в Великобритании должны отучиться до 16 лет?
-да
- скорее да, чем нет
- нет
- скорее нет, чем да
- затрудняюсь ответить
5)По вашему мнению влияет ли система образования англоязычных стран на систему образования России?
- да
- нет
6)Сдают ли ученики в США вступительные экзамены, как в России?
-да
-нет
7)В какой форме получают оценки британские и американские школьники?
- в буквенной
- в числовой
8)На сколько этапов делится образование в США?
на 4- на 2- на 3-
9) По вашему мнению высшее образование лучше
1) в России? 2) в США? 3)в Великобритании?
10) Хотели бы вы обучаться за рубежом?
-да
-нет
11) Отличается ли длительность учебного года в Великобритании и США от длительности учебного года в России?
-да
-нет
-не знаю
Приложение №5
Уровень интереса и знаний детей в области образования в России и в Великобритании и США
Приложение 6
Викторина по английскому языку для 7-8 классов на тему
« Education in Russia and the Great Britain».
I тур
1.At what age do children start school in Britain?
a) at the age of 5;
b) at the age of 7 ;
c) at the age of 8.
2. When does the academic year begin in Britain?
a) in October;
b)in November;
c) in September.
3.What is the secondary education for all children?
a) not compulsory;
b) compulsory.
4. How many terms has the academic year?
a) 4 terms;
b) 2 terms;
c)3 terms.
5. How many stages are there?
a) 2 stages of education;
b) 3 stages of education;
с)4 stages of education.
6.At what age do children go to infant school?
a) at the age of 3;
b)at the age of 6;
c)at the age of 5.
7.How many years do children study in the first stage of primary education?
a) 2 years;
b)3 years;
с)4 years.
8. At what age do children attend junior school?
a) from 6 to 10;
b) from 8 to 11;
c) from 7 to 11.
9. What subjects have children got in primary school?
a) reading, writing and arithmetic;
b) mathematics, science, music;
c) reading, physical training, history.
10. At what age do children enter secondary school?
a) at the age of 10;
b) at the age of 9;
c) at the age of 11.
11.What types of state’s secondary schools are there?
a) classical schools, infant schools, academic schools;
b)grammar schools, modern schools, comprehensive schools;
с) modern schools, infant schools, junior schools.
12. What types of schools do students lead towards higher education?
a) grammar schools;
b)modern schools;
c) comprehensive schools.
13.How many years do students attend the regular secondary schools?
a) from 11 to18 years of age;
b)from 10 to 17 years of age;
c)from9 to16 years of age.
14.At what age do students take national exam called « GCSE» ( General certificate of Secondary Education)
a) at the age of 17;
b) at the age of 16;
с) at the age of 15.
15. What schools do students prepare for the national exam called «A» level ( Advanced Level).
a)the sixth form college;
b)the modern schools;
c)the nursery schools.
16.What schools does «A» level allow students to enter in?
a) college;
b) private schools;
c) university.
17.At what age do students go to further education?
a) at the age of 14;
b) at the age of 15;
c) at the age of 16.
18.What are private schools?
a) free;
b) paid; с)compulsory.
19.How are private schools called?
a) public schools;
b)modern schools;
c)grammar schools.
20.Where can students from the public schools live?
a) in houses;
b) in flats;
c) in single-sex boarding schools.
Keys:
1-a 2-c 3-b 4-c 5-b 6-c 7-a 8-c 9-a 10-c 11-b 12-a 13-a 14-b 15-a 16-c
17-c 18-b 19-a 20-c
II тур
Now we’ll play the game «What? Where? When?”
Как нарисовать китайскую розу
Как нарисовать лимон акварелью
Швейня
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Пчёлы и муха