Цель проекта - изучение традиций, способов и времени празднования Нового года в России в разные периоды времени, ознакомление одноклассников с историей становления и развития этого праздника при помощи разработанной электронной презентации.
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый формат проекта | 34.39 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Танзыбейская средняя школа»
Исследовательский проект по теме:
«История празднования Нового года в России»
Выполнил: Игнатюк Евгений Валерьевич,
ученик 9 класса
Руководитель: Кайнова О.А.,
учитель истории и обществознания
п. Танзыбей, 2021г.
Оглавление
Введение | 3 стр. |
Глава 1. Теоретическая часть проекта | |
1.1. Празднование Нового года во времена Древней Руси. | 4 стр. |
1.2. Празднование Нового года во времена Петра I. | 4 стр. |
1.3. Празднование Нового года при Елизавете Петровне. | 5 стр. |
1.4. Празднование Нового года при Екатерине II. | 5 стр. |
1.5.Празднование при Александре III и Николае II. | 6 стр. |
1.6. Празднование Нового года при большевиках. | 7 стр. |
1.7 Интересные факты о Деде Морозе и Снегурочке. | 8 стр. |
Глава 2. Практическая часть проекта | 9 стр. |
Заключение | 10 стр. |
Список литературы | 11 стр. |
Введение.
Актуальность. Бабушка рассказывала, что наши предки праздновали Новый год осенью. Меня заинтересовала эта тема, ведь мы на сегодняшний день, празднуем Новый год зимой.
Проблема. Я знаю, что на данный момент Новый год празднуют зимой, где соблюдаются определенные традиции, но не знаю, откуда появились эти традиции, и что или кто послужил их появлению.
Объект: праздник Новый год
Предмет: традиции празднования Нового года в России.
Цель. Изучить традиции, способы и время празднования Нового года в России в разные периоды времени, познакомить одноклассников с историей становления и развития этого праздника при помощи составленной мною презентации.
Задачи.
Методы исследования: аналитический, частично-поисковый, беседа с учителем истории
Гипотеза: если Новый год считается традиционным праздникам в России, то способы, время и традиции его проведения будут одинаковыми.
Этапы работы над проектом
Глава I. Теоретическая часть проекта
1.1.Празднование Нового года во времена Древней Руси.
В 988 г. Владимиром Святым на Руси было официально принято христианство. Вместе с этим событием Русь узнала и о летоисчислении, которое применяли римляне. У древних славян год начинался 1 марта, так как в это время начинались работы на полях после зимы. Такое летоисчисление шло по церковному календарю, а по гражданскому календарю славяне отмечали новый год 1 сентября. Однако это часто вызывало путаницу, определенные неудобства и даже напряженные споры. С целью их разрешения митрополитом Феогностом были приняты меры по установлению одной даты Нового года и для церкви, и для мирских людей — 1 сентября.
В этот день празднование Нового года проходило, прежде всего, на площадях перед храмами, куда приходил мирской люд. В Москве эти события проходили на Ивановской площади в Кремле. В присутствии многочисленной толпы людей Глава Русской Церкви поздравлял русского царя, осеняя его крестом. Утром следующего дня царь выходил к народу и поздравлял его с праздником, часто это сопровождалось раздачей милостыни, а приближенным к царю людям дарились подарки.
В этот же день царь тесно общался с народом: каждый обычный подданный мог обратиться к государю с прошением, с надеждой на царя об улучшении жизненных условий. Что потом делали с подобными прошениями — истории неизвестно, однако для простого русского люда подобный обычай был большой радостью. Кроме того, во время празднования Нового года с людей собирались различные налоги, что не позволяло им расслабляться и заставляло верить в «сильную руку управления царя-батюшки»
1.2. Празднование Нового года во времена Петра 1
Новый год на Руси отмечался 1 марта, затем 1 сентября.
С 1700 года этот праздник стали праздновать с 1 января.
19 и 20 декабря 1699 года Петр I издал указы, предписывающие перенести празднование Нового года с 1 сентября на 1 января, а также повелел вести летоисчисление не от сотворения мира, как было до этого, а от Рождества Христова, как уже было принято во многих европейских странах. Забавно получилось – легли спать 31 декабря 7208 года, а проснулись 1 января 1700 года.
В Москве накануне 1700 года по велению Петра I была установлена первая новогодняя елка. Впервые, в соответствии с европейскими обычаями, дома стали украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками.
На празднование Нового года дворянам, боярам, купцам и государственным служащим Петр I повелел надеть европейское платье, палить всем в своих дворах из небольших пушечек, мушкетов и других мелких ружей и выпускать ракеты.
А над Красной площадью небо озарялось разноцветным фейерверком целых шесть дней. Сам царь был организатором этого красочного зрелища, так поразившего тогда жителей столицы. С тех пор и пошел обычай встречать новогодние праздники с елками, фейерверками и салютами, красиво одеваться, петь, танцевать и поздравлять друг друга.
1.3 Празднование Нового года при Елизавете Петровне
Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные ёлки и маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.
В царствование Елизаветы Петровны при дворе происходил следующий церемониал: вельможи прибывали на маскарад в богатых платьях и собирались в большом зале «где в осьмом часу началась музыка на двух оркестрах и продолжалась до 7 часов пополуночи». После танцев были накрыты столы, на которых поставлено было великое множество пирамид с конфектами, а также холодное и горячее кушанье. В маскараде принимало участие более 15000 человек.
1.4. Празднование Нового года при Екатерине II.
При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом. В XVIII веке русский новогодний стол стал особенно затейлив: в поварское искусство пришло стремление удивить, потешить гостей необычными и непривычными яствами. Историки рассказывают легенду о диковинном блюде, которое придворный повар-француз приготовил для императрицы в качестве сюрприза к новогодней трапезе. Весьма замысловатое угощение обходилось недешево и требовало от повара незаурядного мастерства. Рецепт кушанья был таков: в мясистые оливки вкладывались вместо косточек кусочки анчоусов, оливки являлись начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку, а ту - в фазана. Последней оболочкой служил поросенок. Сначала секрет «царского» новогоднего угощения держался в строгом секрете, но потом его выведал богач-вельможа. После этого данное блюдо стали готовить под новый год и в других аристократических домах. Такое жаркое получило название «Императрица» и пользовалось большим успехом у петербургской знати.
При императрице Екатерине II получила распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозились различные подношения. Особенно отмечала Екатерина II гостинец одного из русских промышленников, который ежегодно присылал во дворец огромное золотое блюдо, на котором лежали различные свежие фрукты: ананасы, абрикосы, груши, сливы, персики, виноград. Императрица радовалась этому подарку, как девочка, прыгала, хлопала в ладоши. И каждый год волновалась - будет ли доставлено ей любимое блюдо.
Любила Екатерина и маскарады: она приезжала на них в чужой карете, пряча лицо под маской. Но полиция тот час же узнавала государыню по походке и неразлучной с ней свите. Однажды во время новогоднего маскарада свита императрицы придумала веселую забаву: семеро мужчин-вельмож переоделись в женское платье. По свидетельству очевидцев: «на всех были кофты, юбки, чепчики; один из князей был проще всех одет, он представлял гувернантку или маму и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили».
1.5. Празднование при Александре III и Николае II
Александр III ратовал за воздержание в еде, при нем в аристократической среде стало модным готовить на новогодний стол простые блюда – соленые огурцы и грибы, салат из редьки, правда, поросята тоже не выходили из моды.
В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. В особую моду во времена правления Александра III и Николая II входит искусство составления и оформления меню. Блюда назывались красиво и пышно, а карточки меню оформлялись изысканными рисунками, вензелями, виньетками. Меню превратилось в шедевр прикладного искусства. Зачастую карточки меню оставались в семейном архиве, как воспоминание о празднике, на котором едали ТАКОЕ. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни. Так, например, под зимние праздники 1912 года было продано 250 тысяч поросят, 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей, 260 тысяч кур и уток
1.6. Празднование Нового года при большевиках
После революции, в 1918 г. по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года властью большевиков объявлено 14-ым. Православная церковь этого перехода не приняла и объявила о праздновании Рождества по Юлианскому календарю. Рождество в России отмечается 7 января. Это было тяжелое время и для Петрограда, и для всей России. В середине декабря 1918 г. петроградцы ели в основном редьку да осклизлую селедку. Хлеба не было вовсе. Новый год встретили уныло. Отказ Церкви переходить на новый календарь вызвал большую проблему для верующих людей (в Петрограде тогда таких было большинство). Новый год по новому стилю приходился на последнюю, самую строгую неделю поста. Какой уж тут праздничный стол! Вероятно, именно тогда в России возникла парадоксальная традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. Отмечая еще тот «петровский» новый год, верующие имели возможность соблюсти пост по всем правилам.
Еда распределялась по карточкам, мяса не полагалось, вместо хлеба - немолотый овес. Несмотря на голод, во всех районах города были устроены елки для детей
В 1919 г. новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Праздники превратилось в рабочие дни. Елка признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов !» - писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Так продолжалось до 1935 г.
В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Новый Год - праздник, который свидетельствует о достижениях страны Советов. Самая красочная встреча досталась 1937 г. двадцатилетия Октябрьской революции. На площади Урицкого (Дворцовой) развернут новогодний базар. Александрийская колонна символизировала изобилие. Освещенная пятью прожекторами, она была обвешена шоколадными бомбами, консервными банками, серебряными колбасами и папиросными коробками огромных размеров.
Блокадная зима 1941 года стала последней для многих ленинградцев. К ноябрю 1941 г. иждивенцы и дети получали по карточкам 125 грамм хлеба. В канун 1942 г. для детей зажглись огни новогодних елок. 1943 новый год ленинградцы встретили, уверенные в том, что Ленинград выстоял, победил. С продуктами в тот год стало уже легче: наученные горьким опытом ленинградцы с лета запасали выращенные на грядках овощи, зелень, а то и просто траву.
С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. На Новый год телевидение всегда готовило «Голубые огоньки».
1.7 Интересные факты о Деде Морозе и Снегурочке
В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне — боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Он леденит гладь озер и рек, щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.
Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко.
Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали наши современники, невольно выполнил функцию рекламы. Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.
В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых.
Снегурочка - эта симпатичная спутница стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века. Появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Сюжет пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки. Здесь Снегурочка — дочка Мороза. Она приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.
Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Нового года с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.
Глава 2. Практическая часть проекта
Изучив информацию об истории празднования Нового года в России, я решил составить электронную презентацию по данной теме. Для этого я проанализировал много информации из дополнительных источников: энциклопедий, Интернет-ресурсов, словарей, документальных фильмов, выбрал самую важную и интересную, и создал презентацию, которую представлю на защите индивидуальных проектов перед одноклассниками.
Данную презентацию можно будет использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях, классных часах, исторических гостиных и др.
Заключение.
Таким образом, я узнал, откуда появились традиции празднования Нового года и что или кто послужил их появлению.
Мною была проведена исследовательская работа по изучению празднования Нового года в России в разные времена. В итоге, выдвинутая гипотеза в начале работы над проектом не подтвердилась, так как традиции, способы и время празднования Нового года в России со временем изменялись. Однако, Новый год и по сей день является традиционным праздником для населения России.
Список литературы
Плавает ли канцелярская скрепка?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Выбери путь
Притча о гвоздях
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"