Цель проекта - изучение истории балов в России для ознакомления одноклассников с культурой прошлого, разучивание основных движений танца «Полонез».
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый формат проекта | 37.82 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Танзыбейская средняя школа»
Из истории проведения русских балов
учебный индивидуальный проект по истории России
Выполнила:Крючкова Кристина Романовна,
ученица 9 класса
Руководитель: Кайнова Оксана Анатольевна,
учитель истории и обществознания
п. Танзыбей, 2021 г.
Оглавление
Введение | 3-4 |
Глава 1. Теоретическая часть проекта | |
1.1.История возникновения балов в России | 4-5 |
1.2. Бальная мода в России в XIX веке | 5-7 |
1. 3. Этикет поведения участников на балу | 7-8 |
1. 4. Разновидности бальных танцев | 8-9 |
Глава 2. Практическая часть проекта | 9-10 |
Заключение | 10 |
Ссылки | 10 |
Список литературы | 11 |
Приложения | 13 |
Введение
Актуальность проекта. Долгое время явления культуры и быта дворянства были практически не изучены, сегодня появилась потребность в возрождении интереса к изучению русских национальных традиций, исторических танцев, к старинной моде и светскому этикету.
В связи с этим передо мной возникла проблема: на уроках истории мы обзорно знакомимся с проведением балов в России, но каким образом они проводились, какова была культура на балах, не представляем.
Целью моего исследовательского проекта является - изучение истории балов в России для ознакомления одноклассников с культурой прошлого, разучивание основных движений танца «Полонез».
На реализацию цели мною были поставлены следующие задачи:
1.Подобрать и изучить дополнительный материал по истории балов в России XVIII – XIX вв. из различных источников.
2.Изучить бальную моду в России.
3.Ознакомиться с бальным этикетом.
4.Рассмотреть основные виды бальных танцев.
5.Обобщить полученную информацию по данному материалу.
6.Презентовать проект.
Для этого я выдвинула следующую рабочую гипотезу:
Если подрастающее поколение подробнее познакомится с этикетом на балах, то уровень культуры их повысится.
Для выполнения проекта мною были применены следующие методы работы: частично-поисковый, аналитический, рефлексивный
Работая над проектом были выделены следующие этапы:
1.Подготовительный этап.
-выбор темы, определение проблемы, цели и задач исследования;
2. Основной этап
-планирование работы;
-поисково-информационная деятельность;
-подбор необходимых информации, материалов;
-изучение истории русских балов, бального этикета, бальных танцев;
-оформление результатов;
3. Заключительный этап.
-презентация проекта;
-рефлексия по проекту;
-внесение коррективов.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Бал – это всегда праздник. Яркий, красочный, искрящийся, весёлый. И этот праздник был в России всегда желанным и любимым.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было делать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.
Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими.
Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами, купеческие балы.
Первый бал в России состоялся в Москве на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек[1].
Возобновил балы Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы и в столицах, и в провинциях Российской империи.
Прообразом будущих балов стали петровские ассамблеи. Ассамблеи представляли собой собрания с танцами. Ассамблеи стали проводить в Петербурге и Москве ещё в 1717 году в домах российской знати[2].
Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".
Затем, в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, ассамблеи полностью вытеснили балы и балы-маскарады.
Бал – это торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.
Поэтому с XVIII века во всех высших и средних учебных заведениях, школах и пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском училище.
В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели превосходно исполнять их. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.
1. 2. Бальная мода в России в XIX веке
Бал имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Всё это позволяло сохранить изысканность и привлекательность.
Было принято приходить на бал одетыми парадно. Кавалеры - во фрачной паре, смокинге или костюме (в зависимости от конкретных требований и условий), белой рубашке и жилетке. Кстати, фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов XIX века утвердилась мода на чёрный цвет.
Обязательным предметом туалета кавалеров были белые перчатки. Штатские носили лайковые, а военные – замшевые перчатки.
Причем, по правилам дама имела полное право отказать кавалеру без перчаток. Поэтому лучше было прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.
Костюмы штатских кавалеров мало зависели от моды, их рекомендовалось шить в классических формах.
Военные приходили в парадных мундирах, соответствующих их полкам.
На бал кавалеры приходили в ботинках. Бальные ботинки надевали и военные, только лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось. Дело в том, что шпоры во время танца рвали платья. Но некоторые уланы нарушали это правило ради щегольства.
Дамы и девушки одевались в платья соответственно моде. Как правило, платье шилось на один бал и лишь в крайних случаях использовались дважды.
Дамы могли выбирать любой цвет для платья, если он не был оговорён особо. Например, в 24 января 1888 года в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет[3].
Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового и айвори, то есть, цвета "слоновой кости".
К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Кстати, надевать кольца поверх перчаток считалось плохим тоном.
Дамы могли украсить себя головным убором.
Девушкам рекомендовалась скромная причёска. Но в любом случае, шея должна была быть открыта.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нём неизменным - открытые шея и плечи.
При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном или колье. То есть, что-либо нужно было надеть обязательно.
Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений, например, с подвеской на шее или скромным браслетиком.
Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не столько для создания свежего дуновения, сколько в качестве языка общения, ныне почти утраченного.
Отправляясь на бал, дама брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.
1. 3. Этикет поведения участников на балу
Приняв приглашение приехать на бал, каждый брал на себя, тем самым, обязательство танцевать. Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считалось признаком дурного тона. И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считалось танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.
На балу, более чем на любом другом светском мероприятии, уместно веселое и любезное выражение лица. Показывать на балу, что вы не в духе или чем-то недовольны, неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.
Заводить разговоры со знакомыми, прежде чем отдать дань уважения хозяевам, считалось неприличным. В то же время, не поприветствовать знакомых (хотя бы кивком головы) было также неприемлемо.
На балах действовала особая культура приглашения на танец. Допускалось приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считалось неучтивым, если дама прибывала на бал, пообещав заранее больше трёх первых танцев.
В бальной зале за порядком и танцами следит распорядитель бала.
Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен был следить за тем, чтобы его дама не скучала.
Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию.
На балах не уместно шутовство. Даже кавалерам, имеющим слишком веселый нрав, рекомендуется вести себя на балу с достоинством. Ссоры и размолвки между кавалерами крайне не приветствуются во время бала, но если разногласия возникли, то разрешать их рекомендуется за пределами танцевального зала. Дамы являются главным украшением любого бала. Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества. Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.
Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров. С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.
1. 4. Разновидности бальных танцев
Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.
В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем.
В конце XIX столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.
На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала. Так в начале века это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд[4]. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать.
Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и немногословно.
В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы.
По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор.
Как правило, после мазурки кавалер вёл даму к столу на ужин, где можно было пообщаться и даже признаться в любви.
Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками.
Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским, большим выбором горячительных и прохладительных напитков.
В начале века бал заканчивался котильоном или греческим танцем, а со второй половины XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.
Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Для воссоздания образа девушки того времени на балу, мне понадобилось платье белого цвета, подходящего фасона, с открытыми плечами и шеей, как того требовал этикет балов царской России.
Открытые места требовалось украшать ювелирными изделиями, я выбрала подвеску, а также для завершения образа, понадобились белые перчатки и балетки, чтобы было удобно танцевать полонез.
Как известно, бал в России открывался «полонезом», поэтому я разучила 3 основных движения этого танца для демонстрации и обучения учащихся класса.
В демонстрации танца мне будет помогать мой одноклассник Даниэль Шевцов. Полонез начинается с того, что юноша делает шаг в сторону и кивает, тем самым приглашая даму на танец. Она, в свою очередь, делает шаг в ту же сторону, что и кавалер, приседая. Далее кавалер предлагает руку даме, и начинаются основные движения танца. Суть движений танца «Полонез» заключается в одном большом шаге и двух коротких. Танцующие начинают танец - один с правой, другой с левой ноги. Эти движения продолжаются на протяжении всего танца.
Заключение
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Искусство жить – это целая наука. Рецепт счастливой жизни: в постоянных заботах и трудах не забывать доставлять себе удовольствия — большие и маленькие, приносящие истинную радость. Так поступали наши предки, устраивая пиры, балы и торжества.
Бал - исключительное явление в истории. Благородное поведение — признак благородной души и просвещенного ума.
Таким образом, моя рабочая гипотеза подтвердилась. Я представила вам проект «Из истории проведения балов в России», где погрузила в мир бальной моды, этикета, танцев. Разучила основные движения танца полонез, которым открывались балы в России и как следствие культурный уровень учащихся класса повысился.
Ссылки:
[1]Ю.Лотман. «История русской культуры второй половины XIX века». – М., 1988.
[4]http://cheloveknauka.com/bal-v-istorii-russkoy-kultury
Список литературы
Загадка Бабы-Яги
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Большое - маленькое
Хитрость Дидоны
Мороз Иванович