Проект Кузьменко М. направлен на умения соблюдать культуру общения в обществе, среди детей школьного возраста, молодежи и взрослых людей.
Вложение | Размер |
---|---|
Культура речи в современном обществе | 826.5 КБ |
Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Катайская СОШ» Проект «Культура речи современного человека». Выполнил: ученик 9 класса Кузьменко Максим. Руководитель: Абубакирова Рамзида Сатваловна, учитель руского языка и литературы. с.Мир, 2022г.Слайд 2
Что такое культура речи? Культура речи - понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека. Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень культуры речи. Главным понятием культуры речи является "норма". Норма - это принятые на данном этапе развития языка правила словоупотребления, словообразования, произношения, построения предложения и т.д.
Слайд 3
Актуальность проекта. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием...». И.С. Тургенев Проблемы : -неправильное применение заимствований, жаргонизмов, «слов-паразитов», -повсеместное использование сквернословия, -«расшатывание традиционной орфоэпической нормы» Владение культурой речи важно: востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (и устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. 2. По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах. 3. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение
Слайд 4
Цели и задачи проекта. Цели : Сформировать навыки правильного общения и культурного поведения в обществе; привлечь внимание учащихся к проблемам культуры общения в обществе; Способствовать развитию интереса к родному языку; Воспитывать у учащихся навыки использования грамотной речи в общении. Задачи : Обозначить проблемы культуры современного русского языка; Предложить пути решения проблем; Контролировать и оценивать результаты своей деятельности; Развитие умений работать с интернет ресурсами и другими источниками и делать выводы по самостоятельно подобранному материалу.
Слайд 5
Результаты анкетирования : Кто на ваш взгляд говорит правильно , 48% ответили – родители; 15%- друзья; 34%- учителя; 17%- дикторы СМИ и 15%- не знают. Замечаешь ли ты ошибки в речи окружающих , 45% ответили – да; 34%- иногда; 6%- не задумывались; 2%- нет; 10%- не интересуются этим совсем. Замечают ли окружающие ошибки в твоей речи , 9% ответили- часто; 27%- редко; 54%- иногда; 8%- никогда. Какие ошибки окружающих тебя раздражают , ученики 6-11 классов почти сошлись в ответах, но все, же были некоторые разногласии: 10-11 класс: 50%- неправильная расстановка ударений, неправильное произношение слов, 50%- ничего не раздражает (не знают). 9 класс: 5%- неправильная расстановка ударений, неправильное произношение слов,89%- ничего не раздражает (не знают), 5%- разные. 8 класс: 27% - неправильная расстановка ударений, неправильное произношение слов, 72%- ничего не раздражает (не знают). 7 класс: 22% - неправильная расстановка ударений, неправильное произношение слов,40% - ничего не раздражает (не знают),36% - дефект речи. 6 класс: 33%- неправильная расстановка ударений, неправильное произношение слов, 29%- ничего не раздражает (не знают), 15%- компьютерный сленг, 22%- слова-паразиты,11% - ненормативная лексика. Где и у кого можно узнать правильность произношения слова в случае затруднения, 26% ответили – в словаре; 63%- у учителя русского языка; 6%- в СМИ; 5%- не знают.
Слайд 6
Актуальные проблемы культуры речи в современном российском обществе. 1. Иноязычные заимствования Освоение иноязычной лексики обогащает словарный запас принимающего языка. И в русском языке достаточно много иностранных слов (не превышают 10% всего его словарного состава). Существующий в родном языке вариант слова подменяется иноязычным. “ easy” -«легко», «сорян» (от англ. sorry) -«извини», окэй , «пикча» (picture – картинка, изображение), «эпикфейл», «хардкор», «фейс» 2.Жаргонизация речи, «жаргон»- это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами Молодёжный жаргон: сечешь, гнобить, шестерка, потрясно, клево, бабки, галимый, оторваться, фигеть, стремно, тачка, ствол Выписки из телевизионной и газетной речи журналистов: срубить бабок; газетный отморозок; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; он клинился.
Слайд 7
3. Нецензурная лексика Нецензурная лексика - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. 4. Влияние языка Интернета и СМИ. Газеты и телевидение заговорили языком улицы, о чем свидетельствует широкое использование вульгарных и жаргонных слов. Сераилы «Универ», «Реальные пацаны», «Счастливы вместе», а также различные реалити-шоу наподобие «Дом-2» зачастую пестрили и пестрят такими выражениями, как: «пипец» (из «Универа»), «общага», «беспонтовый» (оттуда же), , «лошара», «даун», «бабло» («Счастливы вместе»).
Слайд 8
Соблюдение нормы - главное условие культуры речи. Важнейшие условия хорошей речи: - логичность. Речь - это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть уместны и обоснованы. - выразительность речи достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Уделять внимание темпу речи, силе голоса, убедительности тона; особенностям ораторского искусства: позе, мимике, жестам. -чистота речи. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности и ограниченности словарного запаса. Например, слова-паразиты - такие как "это самое", "ну", "так сказать", "скажем так", "вот", "типа", "значит", "короче", "на самом деле", "конкретно", "да?", "э-э-э".
Слайд 9
Речевой этикет Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. (слова и выражения, употребляемые для прощания, просьбы, извинения, формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. ) Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека.
Слайд 10
Необходимость защиты русского языка. Меры поддержки русского языка: обеспечение научных, массовых и школьных библиотек новыми словарями русского языка и современными учебниками; повышение квалификации работников телевидения и радио в области культуры речи; финансирование научных и научно - популярных журналов по русскому языку; организацию научно-популярных передач по русскому языку на радио и телевидении; более серьезно и глубоко подходить к изучению русского языка в школе. больше читать русской классической литературы. ввести строгое наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах.
Слайд 11
Заключение Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно: следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении; нужно постоянно обогащать свой словарь; учиться чувствовать своего собеседника; уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Слайд 12
«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности». (В.В. Виноградов).
Сказка "Колосок"
Есть в осени первоначальной...
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Попробуем на вкус солёность моря?