Научно-исследовательская работа кадета 10 класса в рамках проектной деятельности по английскому языку
Вложение | Размер |
---|---|
federalnoe_gosudarstvennoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_3.docx | 62.93 КБ |
Федеральное государственное казенное общеобразовательное
учреждения «Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного
комитета Российской Федерации»
Права детей в России и Великобритании
Работа кадета 9 А класса
Брисберг Светланы Артемовны
Руководитель проекта
Карабельникова Ирина Викторовна
Работа допущена к предзащите «__» _ 20____года
Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)
Санкт-Петербург 2021 г.
Содержание
Глава 1. Основные характеристики прав ребенка в России и Великобритании 5
1.1 Понятие правового статуса ребенка. 5
1.2 Нормативно-правовые документы, регламентирующие права ребенка в России и Великобритании. 7
Глава 2. Особенности прав ребенка в России и Великобритании 10
2.2 Права ребенка в Великобритании 14
Список используемой литературы 17
Человек становится членом общества с того момента, как появился на свет. И в этот момент он получает много прав. Данные права нужны для разных целей, например, защиты, обеспечения безопасности и т.д. Чтобы из ребенка вырос образованный, грамотный, полноценный и здоровый человек, то его права должны соблюдаться в любой стране. От их соблюдения так же зависит процветание и благополучие самого государства. Из-за недостатка жизненного опыта у ребенка возникают сложности с использованием своих прав. Так же он не может обратиться в соответствующие органы за помощью по защите своих интересов и прав. Как сказал британский ученый Н. Маккормик «любая теория права, которая не охватывает права детей, является несовершенной» (1976 г.)
Актуальность. Такая тема является актуальной, потому что в наше время человеку не составляет труда найти работу в другой стране, получать образование за границей и жить там. Ребенок является непосредственным участником такого процесса, например, если его родители будут переезжать, или он захочет получать образование за границей. В таком случае ему нужно знать свои права и уметь ими пользоваться.
Наша страна пережила множество переворотов и событий, которые приводили к изменениям законодательств, правовых актов. Большие изменения пережила такая сфера, как «права ребенка». Из-за этого до сих пор возникают трудности в решении множества вопросов. К примеру, получение бесплатного образования и надлежащих медицинских услуг. Так же дети и их родители сталкиваются с большим количеством проблем в сфере дошкольного и школьного образования (очереди в детские сады, вынужденный отдых в городе в каникулярное время и т.д.)
Великобритания- страна процветающая, с «благополучной историей». Именно в данной стране впервые были четко сформулированы права человека еще в XVII веке. Первым, кто выразился о наделении ребенка правами, был Джон Локк. Англия одной из первых закрепила четкие права об интересах и правах ребенка. Детям и родителям в этой стране не знакомы многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся почти каждый день. Например, большие очереди в детские сады, трудности детей с ограниченными возможностями получения образования и многие другие.
Цель работы: сравнить права ребенка в Великобритании и России.
Объект исследования: права ребенка в России и Великобритании, законодательства этих стран, в которых прописаны права.
Основные задачи:
Методы исследования: методами исследования я выбрала сравнение, анализ.
Структура. Проект состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Обзор литературы. При написании проекта в качестве используемой литературы я буду использовать нормативно-правовые акты России и Великобритании, статья «Права ребенка в России и Великобритании» А. В. Мартыновой, Конституция РФ (1993 г.), Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ, «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция о правах ребенка» (18989 г.). Так же при написании проекта я опиралась на источники из открытого доступа сети Интернет и научной электронной библиотеки e-library.
Прежде чем перейти к изучению правового статуса нужно понять, что значит «Права ребенка», «ребенок».
Права ребенка – это права человека (Дети-это лица, не достигшие совершеннолетия, то есть 18-го летнего возраста в России и 21 года в Великобритании).[1]
Права человека-правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.
Как и когда появились законные и подзаконные акты, регулирующие права ребенка?
Самый первый такой документ-Декларация о правах ребенка. Она была принята Международным союзом спасения детей в 1923 году. Декларация действовала на протяжении 36 лет. ООН приняла краткую Декларацию прав ребенка в 1959 году, после чего поставила себе цель разработать такой документ, который имел бы силу в любом государстве, которое согласится его подписать. В 1989 году появился такой документ-Конвенция о правах ребенка. Данная Конвенция содержит 54 статьи, которые учитывают почти все моменты, связанные с положением ребенка в обществе и его жизнью. Основной и главной ее целью является максимально возможная защита прав и интересов ребенка.
Конвенция о правах ребенка начала подписываться странами 26 января 1990 года. А в силу вступила 2 сентября того же года, после ратификации 20 государствами.[2]
В 1993 году на Венской конференции по правам человека было принято решение, чтобы к 1995 году документ стал универсальным для всех стран.
В Великобритании Конвенция о правах ребенка является главным законом о защите интересов и прав детей. Россия подписала ее в 1990 году.
Правовой статус - это положение ребенка в мире права. В праве положение ребенка определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления он получает новые возможности, набирается опыта, а значит, приобретает новые права, обязанности, ответственность – меняется его статус и положение в обществе. Простым примером такого процесса может быть такая ситуация: по мере взросления ребенка к его мнению все больше прислушиваются, а с наступлением совершеннолетия он уже считается взрослым и может сам принимать любые решения. Но в то же время у него расширяется круг ответственности и обязанностей.
Особое внимание стоит уделить ученым, чьи высказывания и научные труды помогли сформировать или положить начало созданию прав ребенка в России.
Большой вклад в эту сферу в дореволюционное время внесли Сорокин В.М., Загоровский А.И., Котрявский А.А., Ефронов И.А., Боркгауз Ф.А. и многие другие.
Внимание стоит уделить монографии «Охрана детства» Сорокина В.М. (1893 года). В ней он рассматривает реализацию прав ребенка на отдых, помощь, защиту, охрану здоровья и помощь.[3]
После революции огромный вклад в развитие этой сферы внесли такие ученые, как Гидулянов П.В., Генкин Д.М., Корчак Я., Вентцель К.Н.
Вентцель К.Н. является автором «Декларации прав ребенка» (1918 г.), в которой указал, что ребенок имеет такие свободы, права как и взрослый человек в культурной, экономической, социальной и других областях.
Корчак Я. в 1929 году издал работу под названием «Право ребенка на уважение». В построенным им детских домах создавались условия для реализации прав, указанных в данной работе.[4]
Конечно же нельзя не указать наших современников. Например, работа профессора Абрамова «Права ребенка в России» 2005 года. В ней он постарался разобрать теоритический аспект правового статуса ребенка.[5]
Несмотря на все эти работы и исследования, в нашей стране теоритический аспект правового статуса ребенка недостаточно изучен. В Англии этот давно изучался и находится в центре внимания на данный момент, благодаря чему как следует изучен, продуман и применяется на практике.
В России социальные службы недостаточно хорошо следят за семьями. Очень часто бывает, что дети живут в ужасных условиях (голод, плохие условия проживания, такие как: отсутствие постоянного жилья, постоянного заработка родителей, не полные семьи или подвергаются психологическому и физическому насилию со стороны родителей.
Главными документами, где закреплены права ребенка в России являются:
В данных документах собраны и определены понятия о механизмах защиты законных интересов и прав детей. Введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в образовательных учреждениях и семье.[6]
Отдельные обязанности родителей и права детей закреплены не только в Конституции, но в Семейном и Гражданском кодексах. Так же, в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Как уже было сказано в ведении, в Великобритании права ребенка очень строго соблюдаются, лучше продуманы и созданы условия для их реализации.
Права ребенка появились в Англии раньше, чем в России. Также Великобритания раньше, чем Россия и международное сообщество в целом, законодательно закрепила идею защиты прав и интересов ребенка.
В 1919г. была основана британская организация «Спасите детей» в Лондоне (в последствии стала первой организацией международного Фонда Безопасности детей).
О жестокости социальных служб в Англии ходит много историй и слухов. Сами англичане считают, что государству стоит ослабить контроль за семьями (особенно молодыми) с детьми.[7]
Каждый год из семей в Великобритании изымается примерно 50 детей на каждые 10 000. При этом причинами изъятия могут стать не только плохое обращение, но и чрезмерная любовь. Например, по решению специальной службы по присмотру за детьми каждый год несколько семей лишаются родительских прав из-за того, что их дети страдают ожирением.
Основные акты, защищающие права ребёнка в Великобритании:
Международные акты, которые декларируют права ребенка:
Следует сказать, что наше отечественное законодательство в области защиты детей развивается и формируется, опираясь на международные нормы и стандарты. Как уже говорилось ранее, некоторые проблемы российских детей не знакомы британцам: очереди в дошкольные учреждения, реализация права детей – инвалидов и с особыми возможностями здоровья на получение образования в учебных заведениях, проблема массового сиротства при живых родителях.[9]
Часть норм по защите прав детей представлены в Семейном кодексе Российской Федерации, а именно в 11 главе ст.54-60(1995 г.). Почти все из них, так или иначе, отражают основные положения и требования Конвенции о правах ребенка.
Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса [10]закрепляет за детьми такие основные права:
• право жить и воспитываться в семье;
• право на общение с родителями и родственниками;
• право на защиту;
• право на имя, отчество и фамилию;
• право выражать свое мнение;
• право на имя, отчество и фамилию;
• имущественные права, включая права собственника.
Более полная разработка прав ребенка в России представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Этот закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в Российской федерации (ст. 6-15)
Права детей можно разделить на несколько этапов: рождение, от 6 до 10 лет, от 10 до 14 лет, 14-ти летний, 15, 16 и 17-ти летний возраста. Далее мы более подробней их рассмотрим. В 18 лет человек становится полностью дееспособным гражданином России, т.к. наступает совершеннолетие. В этот момент он может брать на себя любые обязанности и полностью нести ответственность за свои поступки.
Этапы развития ребенка и какие права он получает:
- на имя ребенка может быть открыт счет в банке;
- на имя, отчество, фамилию;
- право на гражданство;
- право жить в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
Возраст с 6 до 10 лет:
- вправе заключать самостоятельно мелкие бытовые сделки, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- вправе посещать школу.
- дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
- дает согласие на изменение своего имени или фамилии;
- выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
- может вступать в детские общественные объединения;
- вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
- на получение паспорта;
- дает письменное согласие для выхода из гражданства России вместе с родителями;
- вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
- согласно “Правилам дорожного движения” ездить на велосипеде всех типов по улицам и автомобильным дорогам;
- имеет право на труд (не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
- осуществлять права автора.
- поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия, организации, учреждения.
- за некоторые правонарушения несет административную ответственность в общем порядке;
- может быть членом кооператива, акционерного общества;
- имеет право обучаться вождению автомобиля в присутствии инструктора;
- вправе просматривать в кинотеатрах фильмы, имеющие возрастные ограничения;
- вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
- имеет право управлять мопедом при движении по дорогам;
- может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью;
- несет уголовную ответственность за все преступления;
- подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссии по делам несовершеннолетних);
- на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
-имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта).
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется органами опеки и попечительства и правоохранительными органами (к ним относятся: прокуратура, контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, органы внутренних дел).
В Великобритании полномочия по обеспечению прав детей с 1948 года (Children Act, 1948) возложены на местные органы власти (local authority). В настоящее время возможности местных властей в этой области значительно расширены (Children Act, 1989). Они оказывают услуги детям, которые нуждаются в помощи, консультируют общественные организации, а также координируют работу местных департаментов и служб по защите детей.
Как уже говорилось ранее в Англии достаточно строгие спецслужбы. Эту страну признали одним из мировых лидеров работе с детьми. В случае, если ребенка родители не забрали после школы, или он пришел в школу с синяком и т.д. В подобной ситуации школьный преподаватель обязан проинформировать о случившемся соц. Службу, специализирующуюся на работе с детьми. Для этого существует горячая линяя помощи детям, телефон которой в каждой школе на самом видном месте.
Так же можно обратиться в национальную линию помощи детям. Ее телефон указан почти везде (часто сообщается в СМИ, на рекламных щитах и др.). В социальной службе есть отдел, который занимается несовершеннолетними правонарушителями, так же он работает с ними до и после суда; который готов помочь родителям, если их ребенок отказывается идти в школу; отдел, в котором работники могут взять ребенка к себе на выходные и т.д. Вот некоторые из отделов: Assessment service (Оценочная служба), Children's support service (Служба поддержки детей), Children with disabilities service (Служба, работающая с детьми-инвалидами), young offending teams (Служба, работающая с молодыми правонарушителями) и др. Все они тесно сотрудничают с полицией, органами здравоохранения, школами, негосударственными организациями.
Требования, на который у нас могут «закрыть глаза», в Англии являются обязательными к выполнению и считаются нормой.
Одной из особенностей является то, что в Великобритании совершеннолетие наступает с 21 года. Остальные права схожи с нашими, т.к. прописаны в Конвенции. Но ниже я приведу различия и дополнения:
- мальчик может присоединиться к армии;
- работать полный рабочий день;
- обратиться за своим паспортом (при необходимости);
- купить фейерверк;
- покупать сигареты и слабоалкогольные напитки;
- жить отдельно от родителей, снимать жилье (если один из родителей или опекун выступает гарантом сделки аренды);
- заключить брак;
- осуществлять продажу лома, металла.
- девочки могут присоединиться к армии;
- приобрести любое огнестрельное оружие;
- получить лицензию на вождение автомобиля и ездить на мотоцикле.
В данной исследовательской работе мы рассмотрели основные аспекты, историю формирования прав ребенка в таких странах как Россия и Великобритания и выяснили, что в Англии права ребенка начали формироваться и были зафиксированы на законодательном уровне намного раньше, чем в России. Изучили законодательные акты данных стран, которые затрагивают права ребенка. А также, изучили сами права детей.
При сравнении данных стран видно, что самые основные права детей в Англии схожи с правами ребенка в России. В обеих государствах документы, регулирующие права ребенка, были созданы на основе Конвенции. Так же были приведены и изучены различия между правами. По собранным данным можно сделать вывод, что в нашей стране последнее время начали строже соблюдать и совершенствовать права ребенка.
Итак, нами были достигнуты все выше поставленные задачи и цели проекта, которые были поставлены в начале нашего исследования. Хотелось бы завершить работу высказыванием великого британского ученого Н. Маккормика «любая теория права, которая не охватывает права детей, является несовершенной» (1976 г.)
С целью узнать, знают ли дети свои права, было проведено исследование. В ходе которого были опрошены учащиеся 7-9 классов (опросили всего 17 человек) и выяснили, что большинство детей просто не знают свои права, и в определенной ситуации не смогут их защитить.
В данной схеме представлена количество детей, оставшихся без попечения родителей в период с 1991 года по 2005 год.
[1] «Декларация прав ребенка» (1959 г.)
[2] Статья «ПРАВА РЕБЕНКА В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ» А. В. Мартыновой // hееps://www.еlibrаry.ru/iееm.аsp?id=26614105
[3] Свободная энциклопедия Википедия «Права ребенка» // hееps://ru.wikipеdiа.org/wiki/Права_ребёнка
[4] Статья о правах детей в Великобритании // hееps://еv-еnglish.club/ru/sеаеyi-ru/vеlicobriеаniyа-ru/prаvа-rеbеnkа-v-vеlikobriеаnii-i-gosudаrsеvеnnаyа-zаboеа-o-nеm/
[5] Статья о правах ребенка и их защите // hееps://schnkz.еdu.yаr.ru/rodiееlyаm/prаvа_rеbеnkа_i_ih_zаshchiеа.hеml
[6] Конституция РФ (1993 г.)
[7] Статья о правах детей в Великобритании // hееps://еv-еnglish.club/ru/sеаеyi-ru/vеlicobriеаniyа-ru/prаvа-rеbеnkа-v-vеlikobriеаnii-i-gosudаrsеvеnnаyа-zаboеа-o-nеm/
[8] «Конвенция о правах ребенка» (18989 г.)
[9] «Правовой статус ребенка» // hееp://sovееsk-school.ucoz.ru/1/cp/prаvovoj_sеаеus_rеbеnkа.pdf
[10] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ
Прекрасная химия
Пустой колос голову кверху носит
Снеговик
Какая бывает зима
Рисуем осень: поле после сбора урожая