Цель проекта состоит в том, чтобы, разбирая прошлое и настоящее культуры современной нам, сравнивая и сталкивая культуры различных периодов, а также их наиболее характерные проявления, между собой, выявить закономерности их развития, дать как можно более объективную оценку продуктам современной культуры, которые в данный момент как нельзя плотнее окружают человека во всех аспектах его жизни, дать как можно более точную и исчерпывающую оценку влиянию произведений культуры, окружающих человека, на самого человека. Наконец, дать ответ на вопрос: является ли современная культура чем-то извращающим и принижающим человеческое достоинство, каковой её зачастую видят или представляют себе представители старших поколений или же наоборот, она, по сути своей, мало чем отличается от предшествующих ступеней своего исторического развития? Поразмыслить над тем, чем по своей сути, по своему существу, является такая разнообразная, сложная и неоднородная масса, как культура во всех её проявлениях.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 134.58 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Семидесятская СОШ»
Индивидуальный итоговый проект по теме:
Культура современности
Работа ученика 11 класса
Малышева Александра Сергеевича
Руководитель проекта
Бойчук Марина Борисовна
Учитель истории и обществознания
Воронеж, 2022г.
2
Содержание
Глава 1: Вступление…………………………………………..3
1.1: Тема проекта………………………………………………3
1.2: Цель проекта………………………………………………3
1.3: Актуальность……………………………………………...4
Глава 2: Факторы исторического становления современной культуры…………………………………………………………5
Глава 3: Виды культуры………………………………………6
3.1: Общепринятое разделение культуры на виды и недостатки этого подхода………………………………………………………….6
3.2: Мой вариант разделения культуры на виды…………….8
Глава 4: Анализ современной молодёжной культуры на примере конкретных её представителей…………………………………………………9
4.1: «Простой» вид молодёжной культуры на примере музыканта MORGENSHTERN и др……………………………………….10
4.2: «Сложный» вид молодёжной культуры на примере музыканта Noize MC и др………………………………………………………………..10
Глава 5: Сравнение современной культуры с культурой прошлого…..10
6.1: Черты сходства……………………………………………………….11
6.2: Черты различия………………………………………………………11
Глава 6: Выводы…………………………………………………………11
6.1: Целостное представление о современной культуре……………....11
6.2: Мой взгляд на направление и тенденции развития культуры……11
6.3: Закономерности развития современной культуры………………..12
Заключение……………………………………………………………….13
3
Глава 1: Вступление
Тема проекта
Тема моего индивидуального проекта – современная культура. Это значит, мною были проведены многочисленные исследовательские работы по рассмотрению, анализу, разбору и сравнению различных составляющих культуры современности некоторых стран (но России в частности, так как именно культуру России я, как её коренной житель, могу подвергнуть самому подробному рассмотрению), а также выполнено обращение к истории, чтобы провести сравнение культуры современности с культурами прошлого по различным аспектам, таким как: факторы развития, структуры, целевые аудитории, доминирующие формы выражения, основные темы произведений, требования к человеку, их воспринимающему.
Цель проекта
Уже было вскользь упомянуто, что в процессе работы над данным проектом было проведено сравнение культур современности с культурами прошлого, был проведён анализ проявлений современной культуры, было осуществлено обращение к данным истории с целью выявления исторических факторов, однако необходимо определить конкретную и ясную цель этой деятельности.
Цель проекта состоит в том, чтобы, разбирая прошлое и настоящее культуры современной нам, сравнивая и сталкивая культуры различных периодов, а также их наиболее характерные проявления, между собой, выявить закономерности их развития, дать как можно более объективную оценку продуктам современной культуры, которые в данный момент как нельзя плотнее окружают человека во всех аспектах его жизни, дать как можно более точную и исчерпывающую оценку влиянию произведений культуры, окружающих человека, на самого человека. Наконец, дать ответ на вопрос: является ли современная культура чем-то извращающим и принижающим человеческое достоинство, каковой её зачастую видят или представляют себе представители старших поколений или же наоборот, она, по сути своей, мало чем отличается от предшествующих ступеней своего исторического развития? Поразмыслить над тем, чем по своей сути, по своему существу, является такая разнообразная, сложная и неоднородная масса, как культура во всех её проявлениях.
4
Актуальность проекта
Я нахожу свой проект, содержание которого описано в рамках предыдущих пунктов, весьма актуальным в условиях современности. Актуальность, практическая польза проекта состоит в том, что, как говорилось ранее, проект позволит дать исчерпывающую оценку явлениям современной культуры, влиянию их на индивида, на общество в целом. Подобные знания о культуре, которые были получены в результате длительной эмпирически-теоретической деятельности, помогут человеку лучше разобраться в ней, составить о ней своё мнение, смотреть более критически как на неё саму как целостный объект, так и на отношение к ней других индивидов.
Уже было сказано, что не все проявления культуры приносят пользу развитию человека, становлению человеческой личности, социализации индивида. Безусловно, если, подобно губке, впитывать всё, чем в изобилии располагает современный мир, и что находится в легчайшей доступности для всех членов общества благодаря развитым информационным сетям по типу телевидения, интернета и тому подобного, если человек будет с радостью, взахлёб и без разбора воспринимать все так и просящиеся в руки плоды современного информационного мира – то последствия могут быть весьма и весьма плачевны.
Именно критическое мышление, свежий, трезвый, а главное беспристрастный взгляд на всё воспринимаемое, анализ его с различных точек зрения – своеобразная «фильтрация» - помогут не потонуть в современном омуте разной информации, сформировать свой собственный, индивидуальный, не навязанный кем-либо культурный вкус. Будучи размышляющим человеком, знакомым с культурой разных лет, разных форм и стилей, вы сможете выбрать в свои предпочтения такие произведения, которые лично для вас и для вашего развития будут полезны. А поскольку иметь знание, какие продукты культуры лучше приближать, а какие отдалять, - значит находиться в информационной безопасности, а нахождение в информационной безопасности благотворно влияет на развитие человека, проще говоря – полезно ему, а всё, что полезно – как ничто другое актуально. Из этой простой логической цепочки и выводится актуальность моего проекта: он поможет человеку быть более разборчивым в наполнении своих предпочтений и поиске своего вкуса, а это уже
5
благотворно повлияет на его отношения с другими людьми в обществе. Быть человеком с хорошим вкусом также всегда будет актуально.
Глава 2: Исторические факторы становления современной культуры
Человек всегда находится в обществе, среди себе подобных. Представить развитого, думающего и осознающего себя человека вне общества сложно: он в любом случае должен вырасти среди людей, иначе назвать такое существо человеком с полной уверенностью мы не можем. Нахождение в обществе, в свою очередь, означает то, что человек живёт не один: вместе с ним живут такие же люди, он общается, делится своими переживаниями и волнующими его событиями, в свою очередь принимая и выслушивая других людей с их переживаниями и волнениями. Говоря проще: человек в его биосоциальной природе всегда находится в обществе, подвергаясь его влиянию.
Подобную нехитрую аксиому легко перенести на такие макро- масштабы, как масштаб культуры со всеми её проявлениями. Общество влияет на культуру, общество создаёт её, а культура всегда, подобно зеркалу отражает текущий уровень развития общества.
Общество влияет на культуру, но стоит поподробнее узнать, как именно. В первую очередь, это, конечно же, технический прогресс. По мере развития общества с технической стороны, общество получает всё новые и новые формы культуры. Творцы культуры получают новые способы самовыражения, а её созерцатели получают всё более разнообразные произведения, способные затронуть за новые, ранее спящие стороны их сознания, выявить и удовлетворить духовные потребности, которых ничто не касалось ранее. За примером и подтверждением данного высказывания не нужно идти далеко: достаточно взять самую раннюю форму культуры, которую помнит человечество, а после сравнить с самой поздней. Для большей контрастности и, соответственно, ясности, возьмём самые дальние точки на прямой развития человечества: каменный век и информационной общество. В каменном веке мы видим зарождение самых примитивных форм самовыражения: наскальная живопись, быть может примитивная музыка. В современном обществе в распоряжении у творца имеются самые
6
разнообразные способы творить: начиная от классических, таких как скульптура, живопись, заканчивая появившимися недавно и зачастую связанными с компьютерными технологиями: музыка, сгенерированная компьютером, создание компьютерных игр, кинематограф и тому подобное.
Помимо технического прогресса в исторических факторах также следует выделить и огромные по своей значимости политические события. К примеру, мировые войны всегда создавали настоящий скачок, культурный бум: под влиянием страшных событий, имевших место на войне, произошло становление многих писателей, музыкантов. Помимо этого, такой фактор, как установление жестоких тоталитарных режимов, производило эффект сродни войне: люди также поражались жестокостям и несправедливости и испытывали толчок к воплощению своих впечатлений.
Культура в своём современном виде не была бы такой, какой мы её знаем, если от неё отнять мировые войны, или великую депрессию, или холодную войну – ведь все события, так или иначе, влияют на развитие общества, а стало быть, и на развитие культуры.
Глава 3: Виды культуры
Общепринятый вариант разделения культуры на фракции и его недостатки
Обществоведы сошлись на следующем варианте классификации культуры:
7
Суть такого подхода простая: вся культура делится на три направления
1. Элитарная: сложна для понимания большинству и требует от человека предварительной подготовки перед знакомством с её продуктами.
2. Народная: создаётся анонимными творцами из народных масс. Туда относят разнородные элементы фольклора: анонимные песни, анекдоты, сказки, басни и прочее.
3. Массовая: отличается крайней простотой, создаётся для досуга массового зрителя.
Такое деление стали производить уже довольно давно, примерно с момента зарождения массовой культуры в индустриальную эпоху развития общества. Не трудно понять, что прошло уже немало времени, в которое общество не стояло на месте, постоянно развиваясь. Усовершенствовалась и развилась и культура, находя для себя всё больше проявлений (об этом говорилось в гл.2) – отсюда и вытекает недостаток, которым, по моему мнению, обладает подобная классификация. Если коротко: в отличие от культуры, современной индустриальному обществу, она не удовлетворяет культуре современности, не охватывает её всю.
Например, поразмыслим над массовой и элитарной культурами. Элитарной присуща сложность выражения, трудность восприятия неподготовленным зрителем. Но вместе с тем те же самые черты присущи и некоторым продуктам, которые по сути своей являются выходцами из массовой культуры. Возьмём музыкальный жанр под названием Methalcore: здесь прослеживается и сложность содержания, и сложность восприятия неподготовленным слушателем, ведь тяжёлое звучание этого жанра выдержит не каждое неподготовленное ухо.
Или ещё один пример: песня группы Кино под названием «Невесёлая песня». Поначалу может показаться, что налицо признаки массовой культуры. Повторим их:
1. Доступность большинству общества
2. Простота восприятия
3. Массовость
4. Примитивизм
5. Вседозволенность самовыражения
Как можно заметить, это произведение соответствует понятию массовой культуры только по первому, третьему, отчасти пятому пункту. Действительно, эта песня доступна большинству благодаря развитому
8
интернету, она в своё время была массовой, отчасти присутствовала вседозволенность. Однако второй пункт спорен. Мы не можем сказать, что песня проста для восприятия, ведь для осознания её истинного посыла – протеста против застоя в советском обществе – нужно в любом случае обладать некоторым уровнем эрудиции. Мы также ни в коем случае не можем назвать песню примитивной: в композиционном плане там звучат сложные мотивы, характерные року и постпанку. В плане текста песни мы также видим сложные художественные тропы: развёрнутые метафоры, эпитеты, символизм.
Мы также не можем причислить песню к элитарной культуре по причине массовости, не можем причислить к народной по причине наличия конкретного автора. Однако она всё же может отчасти отнестись к народной по признаку того, что она рождена в сложный период развития общества, является ответом на наболевшие темы всего русского народа – это явный признак народной культуры.
Таким образом «Невесёлая песня» может отнестись ко всем ветвям сразу, но не может полностью причислиться ни к одной – из этого я и сделал вывод, состоящий в том, что действующая общепринятая система классификации не слишком состоятельна.
Мой вариант разделения культуры на фракции и его недостаток
«Критикуешь – предлагай» - как говорил Королёв, поэтому я предлагаю свой вариант классифицирования культуры.
При обдумывании своей системы разделения я счёл необходимым учитывать два фактора: целевая аудитория произведения, а также степень его осмысленности, степень глубины и актуальности его посылов не на данный момент времени, а в эпоху, современную произведению. Таким образом, выходит подобная фигура…:
9
…в которой вершинами (1,2,3,4…n) обозначаются целевые аудитории, выделяемые, по задумке, в основном по критерию возраста. Также на схеме разными цветами выделены слои: они обозначают степень осмысленности произведения, начиная от красного – произведение крайне простое, даже примитивное, не несёт большой смысловой нагрузки, до зелёного – глубоко осмысленное, сложное для полного восприятия произведение. В такой таблице можно легко найти место упомянутой «Невесёлой песне»: она будет в зелёном слое глубоких произведений, в углу, принадлежащем целевой аудитории поколения от семидесятых годов прошлого века и примерно до нулевых этого века.
Безусловно, у такого подхода есть недостатки. Самый важный из них: присутствие некоторой субъективности в определении степени смыслового качества произведения. Нельзя не согласиться, что понятие смысла в конкретном произведении подчас может быть очень расплывчатым и неясным. Однако данный недостаток, как мне кажется, можно преодолеть, если серьёзнее разработать порядок измерения смысловой нагрузки.
Глава 4: Анализ современной молодёжной культуры на примере характерных её представителей
В рамках этой работы нельзя обойтись без непосредственного анализа характерных представителей современного информационного пространства с позиций осмысленности их произведений, их роли и позиции в упомянутом пространстве.
10
Анализ «простого» типа современной молодёжной культуры на примере исполнителя Morgenshtern
Произведения исполнителя, о котором пойдёт речь, по моей классификации принадлежат к красной области угла молодёжной целевой аудитории. Треки музыканта не содержат большой смысловой нагрузки, музыкальные мотивы также не блещут сложностью и разнообразностью: в основном это примитивные, направленные лишь на своеобразное «заедание» мелодии. Исполнителя со всеми его произведениями легко можно отнести к классической массовой культуре абсолютно по всем критериям. Однако и подобные творцы прочно занимают своё место в предпочтениях аудитории. Они существовали всегда и всегда выполняли одну функцию: занять потребителя на короткое время. Эти треки слушают, когда нет времени слышать и задумываться: во время застолий, в клубах и т.п. Они «просты» и в этом их достоинство и из этого следует их роль в иерархии культуры.
Анализ «сложного» типа современной молодёжной культуры на примере исполнителя Noize MC
Если есть «простое», выполняющее примитивные функции досуга, значит есть и «сложное», что непосредственно действует на разум воспринимающего, заставляет его вслушиваться и обдумывать.
К такому типу исполнителей можно отнести Noize MC. Его треки диаметрально противоположны трекам предыдущего исполнителя: в музыкальной составляющей произведений прослеживается разнообразие от песни к песне, мотивы завораживают, но они не примитивны. Со стороны текста также видны сложные посылы, раскрытие социальных проблем, разговоры о наболевшем.
Треки ему подобных исполнителей относятся к зелёному слою угла молодёжной культуры. Они наполнены интересующими молодёжь посылами, интересными и зачастую экспериментальными музыкальными мотивами. Они живут в памяти слушателя, в отличие от «простого» вида, очень долго.
Глава 5: Сравнение современной культуры с культурой прошлого
11
«Всё познаётся в сравнении» - знаем мы из старой пословицы. Таким образом, нельзя составить полное представление о чём-то, не сравнив. Поэтому стоит сравнить современную культуру России с, например, культурой России прошлого, например, России серебряного века русской литературы, России девятнадцатого века.
Черты сходства
В чертах сходства можно выделить стремление освещать актуальные, волнующие общество проблемы. Также наличие своеобразной «простой» культуры имеет место в обоих сравниваемых предметах. Можно выделить и стремление к новаторству.
Черты различия
Очевидная черта отличия: неразвитость высоких технологий, что подразумевает отсутствие многих доступных современному человеку способов самовыражения. Также следует отметить отсутствие в более старом обществе развитых демократических начал, в частности низкую свободу слова: многие творцы не могли реализоваться просто потому, что общество и государство осуждало их творчество.
Глава 6: Выводы
Целостное представление о современной культуре
В начале проекта ставилась задача составить представление о современной культуре и в конце, думаю, решение её найдено.
Как следует из материалов проекта, современная культура крайне неоднозначная, неоднородная, противоречивая. В ней, благодаря развитым технологиям и высокой демократизации творчества, присущих современному миру, находится место для всевозможных форм и проявлений человеческой самореализации. Безусловно, многие из них могут причинить вред, шокировать и травмировать неподготовленного, но вместе с тем немало и полезных, интересных, развивающих произведений. Так что – приносит ли культура вред или пользу – зависит только от ваших предпочтений, от того, что именно вы берёте (или вам навязывают) из культуры.
Мой взгляд на направление и тенденции развития современной культуры
12
Не вызывает больших проблем прогнозирование развития «сложного» типа культуры: он всё так же будет освещать социальные проблемы, недостатки общества, человека, правящего режима и т.п. Меняться будет лишь способ выражения, но, мне кажется, не сильно – ведь главное достоинство «сложной» культуры в содержании, а не в форме. Соответственно, на форму будет обращено меньше внимания.
«Простая» культура, как уже говорилось, противоположна «сложной»: если в последней внимание заострено на содержании, то в первой – на форме. Из этого следует, что развитие простой культуры будет нацелено на изменение формы, что вызывает некоторые затруднения, ведь, чтобы изменить форму, требуется создавать чуть ли не новый способ самовыражения, новую веху культуры. Предугадать, к чему именно в поисках новой формы придёт человеческая креативность, практически невозможно.
В общем же я прогнозирую увеличение демократизации творчества, принятие свежих форм культуры все более широкими слоями населения, изменение их статуса с новых, экспериментальных, на устоявшиеся, привычные. На смену тем формам, что были экспериментальными, но стали устоявшимися, будут приходить новые экспериментальные, которые тоже рано или поздно станут устоявшимися. В этом простом цикле я и вижу всё дальнейшее развитие культуры. Возможно своё влияние окажут новые технические достижение, которые внесут в повседневную жизнь человека такие вещи, о которых нынешнее общество не может и догадываться, однако в нерушимости описанного цикла я всё равно уверен, ведь он базируется на сущности человека, он виден во всей многовековой истории общества и мира. Соответственно, если в корне не поменяется биосоциальная суть человека, не поменяется и суть его культуры.
Закономерности развития современной культуры
Главной закономерности развития современной культуры мы уже коснулись в предыдущем подпункте: это своеобразный цикл становления новой формы культуры. Подробнее про него:
1. Рождение: поиск творцами новых форм самовыражения, приводящий к рождению таковой. Для этого этапа характерно неприятие большинством.
2. Становление: постепенное вхождение новой формы в жизнь человека. Рост числа адептов.
3. Укоренение: форма становится настолько привычной, что пропадает всякая настороженность, и она становится принятой обществом в его большинстве.
Именно по такой закономерности развивалась культура в прошлом и, мне кажется, будет развиваться в будущем.
13
Заключение
Подошла к концу исследовательская работа, проведённая в рамках проекта. Мы достигли следующих результатов:
1. Проанализировали культуру на примере характерных представителей
2. Составили целостное представление о современной культуре
3. Предоставили гипотезу новой классификации современной культуры
4. Сравнили современную культуру с культурой прошлого
5. Выявили закономерности развития культуры
Таким образом, достигнутые результаты позволяют нам составить максимально полное представление о современной культуре. Задача проекта выполнена.
Что такое музыка?
Прекрасная химия
Сочинение
Притча о гвоздях
Девочка-Снегурочка