Эссе, представленное на районный конкурс эссе антикоррупционной направленности
Вложение | Размер |
---|---|
esse_antikorruptsionnoy_napravlennosti_alena_potapovoy.docx | 36.54 КБ |
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средней общеобразовательной школы № 338
Невского административного района г. Санкт – Петербурга
Адрес: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 84, корпус 1,2, литер А
Телефон/факс 5761090 / 5761090, e-mail: school338@mail.ru
ЭССЕ
Как школа может помочь в борьбе с коррупцией?
Автор работы
ученица 9б класса ГБОУ СОШ № 338
Невского района Санкт-Петербурга
Потапова Алена
Руководитель
учитель истории и обществознания
Чудецкий Александр Николаевич
Санкт – Петербург
2017
ПОЧЕМУ ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ ВАЖНА ДЛЯ НАС?
Коррупция является острой проблемой для многих стран мира. Большинство воспринимает ее как зло, с которым необходимо бороться. В 2013 году Президент России на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России подчеркнул, что очищение власти от коррупции является важнейшим условием дальнейшего развития страны[1].
К сожалению, в России тоже остро стоит проблема коррупции. Согласно рейтингу Международной неправительственной организации Transparency International Россия в 2016 году заняла 131 место в рейтинге стран по уровню восприятия коррупции наравне с Непалом, Гватемалой и Казахстаном[2]. Коррупция не только тормозит развитие нашей страны, но и делает беднее ее жителей.
Последние годы в России не обошлось без громких коррупционных скандалов даже в богатых государственных корпорациях. Например, в 2016 году стало известно, что Леонид Меламед, российский управленец и бизнесмен, организовал незаконное перечисление 220 млн. рублей из бюджета «Роснано» на счет подконтрольной ему компании «Алемар»[3].
Ярким событием стал арест Алексея Улюкаева: по результатам расследования ФСБ и Следственного комитета России в его отношении возбуждено уголовное дело по признакам получения взятки в особо крупном размере во время осуществления сделки сделку по приобретению пакета акций «Башнефти»[4].
Вместе с тем, это происходит это не только в России, но и в других странах мира. Например, в США за последние 2 года около 1,6 тыс. американских чиновников были осуждены за связанные с коррупцией преступления а еще 3,2 тыс. коррупционных дел находятся на стадии расследования. Борьбой с коррупцией занимаются около 700 агентов ФБР.
Антикоррупционная борьба в Китае ведется с 1980-х годов: вопрос коррупции является одним из самых острых для этого государства. С 2000 года в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, а еще около 120 тысяч человек были приговорены к большим сроками заключения.[5]
Что же приводит к становлению коррупции проблемой национального масштаба? На наш взгляд, в первую очередь, особенности правовой ментальности людей: многие равнодушны к этой проблеме. К сожалению, часто граждане даже не обращаются в правоохранительные органы или к руководителям организаций в случае коррупционного поведения по отношению к ним. Оказывают влияние и проблемы в построении системы государственной власти: большое количество государственных служащих, нечеткое разделение полномочий, недостаточный контроль способствуют распространению коррупции.
Принято выделять три уровня коррупции: а) низовой (бытовой), т.е. взяточничество в небольших размерах в органах образования, здравоохранения и т.п б) коррупция в сфере государственных органов чиновников в) политическая коррупция, связанная с масштабными коррупционными схемами на государственном уровне[6]. Люди обращаются к коррупции в силу слабого правосознания, низкой юридической грамотности, невозможности обратиться за помощью и защитой в правоохранительные органы (или в силу страха перед ними), дефицитом некоррупционных путей решения тех или иных проблем.
КАКИЕ ЕСТЬ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ?
Как же вести бороться с коррупцией? В первую очередь, с ней нужно вести борьбу на всех уровнях: искоренять как бытовую коррупцию, так и коррупцию на верхах общества и государства.
Конечно, следует ужесточать меры уголовного наказания за коррупционные явления. Например, в Сингапуре и Китае коррупционное поведение должностного лица нередко заканчивается смертной казнью и позором для всей семьи. Вместе с тем, борьба с коррупцией должна осуществляться в строгом соответствии с законом и принципов презумпции невиновности[7].
Власти и общество должны контролировать оборот денежных средств. Коммерческие банки, переводя деньги на счета компаний или юридических лиц, должны проверять, кому поступают денежные средства и для какой цели. Государство, инвестируя деньги в тот или иной проект, должно быть убеждено, что все денежные средства пошли на нужды и не осталось лишних средств.
Эффективной мерой является сокращение количества денежных средств в наличном обороте и переход на электронные расчеты, как это практикуется в передовых странах мира.
КАК МОЖЕТ ПОМОЧЬ ШКОЛА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ?
Сегодня многие говорят о важности антикоррупционного воспитания: против любой болезни как человека, так и общества эффективнее проводить профилактику, чем бороться с ее последствиями. По-моему мнению, если ребенку с детства прививать понимание общественной опасности коррупции и знание иных путей решения своих проблем, то коррупция в нашей стране значительно снизится.
Ребёнок впитывает в себя все, что ему закладывают с детства и, становясь взрослее, обретая личные качества, начинает воспроизводить освоенные стандарты поведения. Главная цель антикоррупционной деятельности в школе - воспитание ценностных личностных установок неприятия коррупции, развитие способностей, необходимых для формирования здоровой гражданской позиции. еще в начальной школе важно дать понять ребенку: что такое хорошо, а что такое плохо, что такое и честность?
Дети в школе должны понять многоликость коррупции: ее цели, содержание, формы и виды проявления. Необходимо сформировать осознанное отношение учеников к коррупции, обеспечить адекватные эмоциональные переживания, связанные с правовыми ценностями, сформировать уважение к личности и ее неприкосновенности[8].
В результате антикоррупционного воспитания подрастающее поколение получит представление об угрозах, которые представляет собой коррупция. Школа может помочь воспитать законопослушного гражданина, осознанно выбирающего правовой способ решения своих проблем.
Что же следует делать на уроках и во время внеурочной работы для воспитания детей в духе неприязни к коррупции? На литературе можно использовать многие литературные произведения как «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Дубровский» А.С.Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголь. Эти произведения можно использовать с целью показать детям скупость людей, желание делать лишь то , что выгодно. Дети , анализируя произведения, будут понимать, что коррупция это сильнейшее зло, которое с каждым разом затягивает все сильнее, так как люди привыкают жить роскошно и потом не могут остановиться брать взятки в особо крупных размерах.
Учителя на уроках могут проводить различные игры в целях антикоррупционного воспитания. Например, можно задействовать силу воображения и фантазию: дети во время игры представляют себя в роли депутатов, министров, попавших в ситуацию выбора: идти по законному или коррупционному пути решения проблемы. Такой анализ поможет им осознанно понять издержки коррупции для общества, а учителю увидеть ошибки обучающихся и поправить их. Таким образом, дети с малых лет будут привыкать выбирать правильные пути решения проблем.
Для детей более зрелого возраста можно проводить семинары, на которых они будут высказывать свое мнение о коррупции, осознавать необходимость борьбы с коррупцией. Одноклассники смогут приучать друг друга быть честными по отношению к себе, а старшеклассники - учить маленьких детей уважать чужое имущество и быть ответственными за свои поступки.
Антикоррупционное воспитание в вузе заключается в определенных позитивных представлениях, взглядов, ценностных ориентациях, установках, которые лежат в основе правовой культуры. Первый способ антикоррупционного воспитания реализуется путем включения тем, спецкурсов, и отдельных дисциплин антикоррупционной направленности в образовательные программы, реализуемые вузом. Второй способ предусматривает неформальное антикоррупционное воспитание, осуществляемое в свободное от учебного процесса время. Он включает: мероприятия агитационного характера, конференции, встречи с работниками правоохранительных органов и др.
Ещё одним примером антикоррупционного воспитания является меры гражданско-правового образования и воспитания, проводимые в РГПУ им.А.И.Герцена, значительно расширяют возможности по формированию антикоррупционных стереотипов поведения. Практически на всех факультетах Университета преподаватели юридического факультета проводят курс по правоведению и основам права. В рамках этих курсов преподаватели уделяют большое внимание вопросам противодействия коррупции, разъясняя основные положения Закона, а также действия, в случае если кто-то сталкивается с проявлением коррупции[9]. Такой тип разъяснительной работы должен осуществляться на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольных организаций и заканчивая организациями дополнительного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует сказать, что коррупция в нашей стране имеет далекие корни. Небезызвестна история Петра I, отправившего приближенного князя Гагарина на плаху за казнокрадство, да и его закадычный друг Меншиков, по мнению многих историков, помышлял присвоением казенных денег. Мы не смогли решить проблему коррупции, к сожалению, но должны это сделать ради развития нашей страны. Искоренить коррупцию невозможно без совместного усилия, без желания перестать обманывать других и умения убеждать партнёра в необходимости соблюдения законности. Нашему подрастающему поколению необходима налаженная система антикоррупционного воспитания, чтобы дети с детства понимали негативные последствия коррупции для общества и личности. Уроки антикооррупционной направленности можно проводить на истории, обществознании, географии, литературе, классных часах.
Важно, чтобы дети испытывали к коррупции такое же отвращение, как к предательству, лжесвидетельству. Они должны осознавать свою ответственность не только за собственную жизнь, но и за будущее общества и государства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
[1] Соломин В.П. Формирование антикооррупционной культуры как фактор воспитания нетерпимости к коррупции в гражданском обществе // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4.
[2] Новостной портал Forum daily http://www.forumdaily.com/rejting-samyx-korrumpirovannyx-stran-mira-za-2016-god. Последнее посещение: 12.03.2017.
[3] Новостной портал. Fb.ru http://fb.ru/article/213796/leonid-melamed-biografiya-foto-arest. Последнее посещение: 9.03.2017.
[4] Арест Алексея Улюкаева. Главные вопросы и ответы// Новая газета. https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/11/15/70540-zaderzhan-glava-minekonomrazvitiya-aleksey-ulyukaev-glavnoe . Последнее посещение: 15.03.2017
[5] Образовательный портал Referat. http://xreferat.com/22/11376-2-yavlenie-korrupcii-v-kitae.html. Последнее посещение: 5.03.2017
[6] Соломин В.П. Формирование антикооррупционной культуры как фактор воспитания нетерпимости к коррупции в гражданском обществе // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4.
[7] Образовательный портал Referat. http://xreferat.com/22/11376-2-yavlenie-korrupcii-v-kitae.html. Последнее посещение: 5.03.2017
[8] Рыбалкин Д.А. О воспитании антикооррупционной позиции личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. №1.
[9] Соломин В.П. Формирование антикооррупционной культуры как фактор воспитания нетерпимости к коррупции в гражданском обществе // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4.
Снежная сказка
Колумбово яйцо
Разлука
Заколдованная буква
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?