Введение
Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.
В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений.
Быть культработником в сельской местности непросто. Развлечений в деревне нет, поэтому испокон веков сельский клуб был и остаётся главным местом отдыха. И от того, как организована его работа, во многом зависит культурная жизнь села
Вложение | Размер |
---|---|
selskiy_klub.docx | 43.29 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баин – Булакская основная общеобразовательная школа»
Кяхтинского района Республики Бурятия
Научно – практическая конференция «Я – исследователь»
Направление: искусствоведение
«Сельский клуб – как культурный центр села»
(история СК «Первомайск»)
Автор работы: Протасова Вероника
ученица 4 класса
Руководитель: Цыбиктарова Т.Д.
учитель начальных классов
2020 г.
Оглавление
Введение
Основная часть
Исторические сведения
Хозяйка сельского досуга
Талантливая молодежь в самодеятельном искусстве
Жить работой, дышать творчеством
Дарим людям радость
Заключение
Список использовано литературы
Приложение
Введение
Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.
В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений.
Быть культработником в сельской местности непросто. Развлечений в деревне нет, поэтому испокон веков сельский клуб был и остаётся главным местом отдыха. И от того, как организована его работа, во многом зависит культурная жизнь села.
Актуальность: Есть у нас в селе место, куда меня тянет - это сельский клуб. Мне стало интересно, а как раньше жил наш клуб? Исследовательская работа по теме «Мой родной сельский клуб» является реализацией этого желания. Я решила больше узнать о деятельности клуба на селе и рассказать о его успехах и трудностях, так как клуб сейчас временно не работает уже 4 года.
Проблема: Какова роль нашего клуба в культурной жизни нашего села?
Объектом исследования: сельский клуб с. Первомайск
Предмет исследования: функция сельского клуба в приобщении населения к культуре.
Цель: Раскрытие роли сельского клуба в культурной жизни села Первомайск.
Задачи исследования:
- познакомиться с историей СК «Первомайск»;
- узнать какие формы работы проводятся в клубе с разными возрастными группами;
- на основе социального опроса определить отношение жителей села к работе СК;
- привлечь внимание общественности к работе клуба.
Методы исследования: беседа, интервью, анализ архивных документов, опрос, метод статистической обработки данных.
Чтобы узнать мнение жителей о работе нашего сельского клуба я провела анкетирование.
Задано было два вопроса, по-нашему мнению, наиболее раскрывающих тему нашего исследования «Сельский клуб - как культурный центр села»
Из данного опроса видно, что мероприятия, проводимые в клубе, пользуются популярностью. Большинство опрашиваемых выразили удовлетворение мероприятиями, проводимыми в сельском клубе, несмотря на то, что сейчас значительное время люди уделяют интернету (общение в социальных сетях, просмотр фильмов, прослушивание музыки) и влияют на формирование духовной культуры.
Результат анкетирования заинтересовал нас, и мы решили осветить данную тему в своем исследовании.
История сельского клуба с.Первомайск
В 1960 году, когда образовался совхоз «Кударинский», людей из села Гуджертуй переселили в с.Ара-Алцагат, дали участки под усадьбу, по 40 соток. На эти участки гуджертуйцы перевезли свои дома, улицу назвали Гуджертуйской.
В 1961 году Первомайский СК был перевезен из Гуджертуя. В Гуджертуе в этом здании размещались контора и клуб. В ней молодежь по своей инициативе ставила детские и взрослые спектакли, танцевала под гармонь, передвижная киноустановка демонстрировала фильмы. Избу топили сами, дрова приносили из дома. Летом танцевали под гармонь уже на улице. В это время также показывали фильмы и ставили постановки. Гармонисты играли на танцевальных вечерах.
В этом клубе уже была введена должность заведующего. Заведующими клубом работали: Березовская П., Тимофеева И.И., Гарматарова А.Б., Ранжурова Е.Г, Будаева Ц. У каждой из них своя история и свой путь к служению искусству.
Шефствовали над клубом учителя местной школы Дорофеева Анна Ивановна и Максимова Инна Ивановна.
Народ по вечерам, управившись с домашними делами, спешил в клуб посмотреть очередной фильм. В то время о видеотехнике или Интернете и думать не могли. Зрителям нравились отечественные кинокартины про войну, про великие стройки, про освоение целины и космоса, лирические комедии. Зал был всегда переполнен, когда шёл индийский фильм. Перед началом фильма обычно показывали киножурналы "Фитиль", "Хочу всё знать", "Ералаш" ... В 80-90-ые годы в нашем Доме культуры киномехаником трудилась Гарматарова Александра Будаевна.
К концу 80-х годов 20 века здание клуба пришло в аварийное состояние и было продано Зурбановой Д.Б.
В 2000 году по инициативе Тубденовой Д.Д. бывшее здание магазина было переоборудовано под клуб. Часть средств на строительство была выделена Министерством экономики Р.Б., жители села оказали посильную материальную помощь. Староста села Фомина Г.В. неоднократно организовывала субботники, в которых активное участие принимала молодежь.
Заведующей Первомайским СК начала работать Гарматарова Татьяна Васильевна. Несмотря на все трудности, сельский клуб остается центром культурной жизни и общения, как для взрослых, так и для детей. Здесь организовывают досуг для односельчан, развивали творческие способности и открывали новые таланты. От некогда большого села Первомайск сегодня, к сожалению осталась ее половина. С каждым годом сокращается количество зрителей, приходящих смотреть на новые постановки театра-студии «Первомайск». Это связано с тем, что население стареет, а молодёжь не остаётся на селе.
Хозяйка сельского досуга
Именно так с уверенностью можно назвать Татьяну Васильевну Гарматарову. Она общительный, целеустремлённый и весёлый человек, любит петь и играть на гармони. В детстве Татьяна Васильевна слушала как папа играет на гармошке и очень хотела играть сама. Василий Иванович сам научился играть на гармошке и подсказывал ей, как нужно играть, какие нажимать кнопки, как делать, чтобы гармонь звучала громче или тише. Постепенно научилась играть. А дальше мелодии к песням подбирала уже сама по слуху, также как и отец. Жаль, что сегодня мало молодых людей, кто продолжает нести любовь к народному инструменту, как это делали наши предки.
«На Руси всегда в чести были люди, умеющие красиво петь, играть на гармони, плясать, сочинять и исполнять частушки» — говорит мама Татьяны Васильевны.
Гармонь в России — как соловей. И действительно, нет на земле и в других странах более певучей, заливистей инструмента, чем русская гармошка. Как и такого огромного количества народных песен, где просматривается история всей жизни народа.
История, которая складывается вот из таких судеб, как у нашей героини, и из многих других, ей подобных и таких не похожих друг на друга.
Они живут рядом с нами — интересные люди. Существуют самобытные фольклорные коллективы, которые в своих песнях воспевают красоту родных мест, отмечают качества человека, раскрывают его духовный мир, чувства и переживания под русскую гармонь. И там, где сегодня хранят традиции предков, без пения и плясок под гармонь не обходится ни одно радостное событие.
Без неё жители села Первомайск не представляют свою жизнь. Знают, что она сумеет найти к душе каждого ниточку, тропочку, которая свяжет человека, будь то школьник, взрослый или пенсионер, с миром прекрасного. А помогает ей всех объединить сельский клуб, в котором вот уже 18 лет работает Татьяна Васильевна.
У нашей героини дружная, крепкая семья. Она - хорошая хозяйка, любящая жена, заботливая мать. Со своим мужем Владимиром Ильичем вырастили и воспитали двоих сыновей: Баира и Анатолия. Радует душу внучка Даша.
Она всё осваивала с азов: училась быть руководителем, занималась документацией и отчётностью, стремилась сделать культурную жизнь села интересной и разнообразной. И всё у неё получилось! С первых лет работы она стала полноправной хозяйкой в клубе. Молодёжь её слушает и любит. Да и как не уважать человека-заводилу, о котором так говорили на селе?!
Кто работает в культуре, тот знает, какой это тяжелый труд. Ежедневно быть у всех на виду, общаться и находить контакт с людьми всех возрастов, взглядов и убеждений. Вечерами, в выходные и праздничные дни находиться на работе, даже дома на отдыхе, в гостях, просто, когда идешь по улице, придумывать что-то новое и интересное. Своим творчеством и любовью к своей профессии они зажигают сердца, дарят людям радость и хорошее настроение, создают праздник, открывая заветные двери в мир прекрасного.
Пока играет гармошка, село живёт, а если есть такие талантливые гармонисты и поклонники русского народного творчества, то "никогда на Руси не умолкнут гармони, Русь без голоса их, как трава без росы".
Талантливая молодежь в самодеятельном искусстве
На необходимость взаимодействия сельской школы с культурными учреждениями указывали еще классики отечественной педагогической мысли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. Историчеси обусловленная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям, являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.
Педагогический и детский коллективы активно влились в работу самодеятельности. Сельский клуб и школа были тесно связаны.
Молодежь в селе была охвачена, не было сомнений, куда пойти вечером, как провести свой досуг: посещали библиотеку, создавали клубы по интересам (шахматный клуб, теннисный клуб, футбольный), дискотеки для молодежи проводились 2 – 3 раза в неделю.
- Заниматься с детьми было очень интересно! Детишки у нас заводные, как говорится, легки на подъём: их позвали - они пришли. Обычно с ними проводили конкурсные и игровые программы, а в конце - дискотека, - признаётся нам собеседница. Летом, когда в село приезжают и городские дети, нагрузки становится больше.
В 2005 году Татьяна Васильевна создала детский ансамбль гармонистов «Фантазеры», где она учила детей игре на гармони. Участниками этого ансамбля были: Протасов Леонид – мой дядя, Мандалов Эрдэни, Фомин Андрей, Носова Люба, Чекашкина Лена, Чекашкина Вика, Гуляева Юля, Гуляев Вадим. «Фантазеры» много выступали, и не только на местной сцене, но и ни одна праздничная районная программа не обходилась без мелодичных и зажигательных, душевных и задорных песен. Принимали участие и в республиканских конкурсах «Играй Гармонь».
В данное время в жизни детского ансамбля затишье, но учатся играть Фомин Никита, Протасов Денис, Протасов Игорь, Тайшихин Володя.
Именно поэтому на сельский клуб возлагается особая миссия не только сохранить традиции, оставленные нам предками, но и внедрять новые инновационные методы проведения и организации досуга молодежи в сельской местности.
Жить работой, дышать творчеством
Примеры успешной деятельности сельских учреждений культуры держатся прежде всего на огромном энтузиазме и преданности своему делу их работников.
Жителям села присущ ограниченный жизненный опыт, так как они редко покидают своё село, а их жизнь небогата событиями. Они не могут посещать музеи, театры и художественные выставки.
Кто своим творчеством зажжет в сердцах людей радость, создаст праздничное настроение и поможет увидеть прекрасное в обыденном мире? Конечно, работники культуры! Верно служа искусству, даря свой талант и мастерство, принося в нашу жизнь свое творчество, они заставляют забыть о повседневных проблемах и наполняют нашу жизнь незабываемыми впечатлениями.
Творческий коллектив под руководством Гарматаровой Т.В. постоянно выезжал с концертной программой по району. В репертуаре этого коллектива несколько спектаклей. В 2006 году, в селе Бичура, она вместе с отцом Назимовым В.И участвовала в съемках телепередачи «Играй гармонь», которую ведут Захар и Анастасия Заволокины. Коллектив, которым руководит Татьяна Васильевна, участвовал в Международном фестивале старообрядцев «Путь Аввакума» и региональном конкурсе гармонистов и частушечников. Сельский театр принимал участие в республиканском фестивале театральных коллективов, посвященном 60-летию С. Лобозерова и Б. Эрдынеева, где занял третье место среди народных театров.
В 2007 году провели районный конкурс гармонистов «Играй гармонь» у себя. Ансамбль гармонистов получил гран-при этого конкурса. В 2008 году на республиканском конкурсе «Играй гармонь» в Прибайкальском районе получили 3 место.
Татьяна Васильевна с отцом начиная с 2005 года и по 2010 год постоянно принимали участие в Республиканских фестивалях «Играй гармонь», где неоднократно получали призовые места, дипломы 1,2,3 степени.
Дарим людям радость
В селах идет возрождение народных обычаев, традиций и к каждому празднику ставится театрализованное представление с соблюдением местных обычаев, готовятся национальные блюда, проводятся народные игры и различные конкурсы.
У клубов было небольшое финансирование, не было, например, возможности купить или сшить концертные костюмы. «Но мы не унываем, ведь в нашей работе раскисать нельзя! – говорит Татьяна Васильевна. - Нас окружают хорошие люди, с которыми приятно работать, за что им большое спасибо. Самое главное, чтобы село продолжало жить, чтобы нам было для кого работать!» При этом самодеятельные артисты более чем достойно выступали на концертах и фестивалях самых различных уровней. Для неё, вкладывающего в подготовку праздников всю душу и силы, настоящее счастье, когда в клубе собираются односельчане. Татьяна Васильевна всегда переживает, как пройдёт мероприятие.
Каждое мероприятие в Первомайске неповторимо. Артисты и ведущие очень ответственно, а главное с душой подходят к выступлениям и всегда выкладываются на все сто процентов. Яркие номера и продуманные костюмы впечатляют гостей любых возрастов.
А еще работники клуба не только сами блещут на сцене, но и приглашают на творчество талантливых местных жителей. Селяне с удовольствием участвуют в самодеятельности – ставят театрализованные представления, поют и танцуют. Татьяна Васильевна профессионально организовывала работу театральной труппы, постоянно работала над новыми постановками. Успехом у зрителей пользовались спектакли:
1. «Свадебное происшествие» - спектакль по рассказам М. Зощенко.
2. «А зори здесь тихие…..» - спектакль по повести Б. Васильева.
3. «Ночь под рождество» - спектакль по повести Н.В.Гоголя.
4. «Покровская вечерка» - фольклорный спектакль.
5. «Рождественские посиделки» - фольклорный спектакль.
Ежегодно проводились фольклорные праздники, которые пользовались большой популярностью среди жителей села. Это «Рождественские вечера», «Ай да Масленица», «Пасха – Светлое воскресенье!», «Троица», «Сагаалган» и т.д.
Татьяна Васильевна сумела сконцентрировать вокруг себя много творческих людей и организовала вокальный ансамбль «Рябинушка». Она старалась сделать жизнь селян ярче и веселее с помощью песенного жанра, так как обладает уникальным голосом. Её неподдельная искренность и обаяние не оставляют зрителей равнодушными.
Татьяна Васильевна по прежнему ведёт свою нелёгкую работу организатора досуга населения. Летом она проводила мероприятия в клубе без электричества, дети ставили сценки, пели и танцевали под звук сотового телефона. На день пожилого человека ни один человек не остается без поздравления и подарка, если наши ветераны не могут прийти на праздник, то их поздравляют на дому. «День матери» проходит в очень трогательной обстановке. В 2019 году на день Пожилых людей приезжали ветераны из соседнего села Кудара-Сомон. Охотно собираются сельские жители на праздник, где пожилые люди приятно общаются между собой, вспоминают молодые годы, поют любимые песни, пляшут... Одним словом, веселятся от души. Такие мероприятия очень важны, они сближают и объединяют людей, служат началом возрождения народных традиций.
Вывод:
К счастью, в наше время, наш сельский клуб популярностью пользуется, и его влияние на формирование духовной культуры безгранично, несмотря на то, что сейчас значительное время люди уделяют интернету (общение в социальных сетях, просмотр фильмов, прослушивание музыки).
Долго еще можно рассказывать об организации досуга в нашем селе, но как бы хорошо не велась работа, а нам без клуба плохо! Жители не один раз обращались с просьбами о помощи в открытии клуба вышестоящему начальству, но как говорится «воз и ныне там».
В наше время, когда жизнь наполнена бесконечными трудностями, проблемами и заботами, хочется чего-то особенного – светлого и доброго. И вот это особенное создают такие люди, как Татьяна Васильевна. Недаром говорят, что – это люди, без которых «скучала» бы планета и счастье было бы неполным.
Я поняла, что героев и уважаемых людей не надо искать на страницах газет, журналов, передачах по телевизору. Эти люди рядом с нами, и нам надо об этом помнить и стараться больше уделять им внимания. В нашем сельском поселении много интересных людей, которые способны передать нам, подрастающему поколению, свой этнографический опыт, чтобы мы уже его сохранили и передали своим детям.
Заключение
За долгие годы было немало сложностей – это почти нищенское состояние сельского клуба, плачевное состояние здания и т.д.
Успешная деятельность клуба держится в данное время прежде всего на огромном энтузиазме и преданности своему делу Татьяны Васильевны.
Мы надеемся, что наше исследование привлечет ребят и учителей нашей школы активнее участвовать в работе сельского клуба. Это открывает огромные возможности для каждого. Вы откроете и разовьете ваши творческие способности, вы станете общительней и организованней, приобретете новых друзей, единомышленников, выбор профессии в сфере культуры, ваша жизнь станет разнообразнее, насыщеннее и интереснее, и уровень вашей духовной культуры значительно вырастет.
Сельский клуб – это место, где можно отдохнуть душой, пообщаться, встретиться с друзьями, побывать в роли артиста или посмотреть творчество своих детей на сцене, отдохнуть от повседневного быта.
И придя на концерт в свой родной клуб, испытываешь какие-то особенно радостные эмоции, нежели даже на самом крутом городском мероприятии. Здесь всё по-другому, по-свойски, с теплотой, душевно и пропущено через сердце. А какие концерты бывают! Смотреть на них интересно — свои же выступают! Клуб он и есть клуб, сюда ходим постоянно, если какой праздник — сразу в клуб. Где же еще можно поговорить, встретиться, культурно отдохнуть!».
Пусть Татьяна Васильевна с радостью дарит своё песенное мастерство своим зрителям под проникновенное звучание русской гармошки в нашем родном сельском клубе.
В ходе проведенного исследования нам удалось достигнуть поставленной цели.
В большей мере изучена история нашего сельского клуба
Исходя из результатов исследования, мы рекомендуем:
- расширять возможности для привлечения населения села к культурному и содержательному досугу;
- улучшать физкультурно-массовую и спортивную работу среди населения, пропаганду здорового образа жизни;
- организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых.
Список литературы:
Анкета:
2. Устраивают ли вас мероприятия, проводимые в сельском клубе?
Диаграмма
Вывод:
К сожалению, в наше время, РДК большой популярностью не пользуется, и его влияние на формирование духовной культуры ограничено.
На наш взгляд причинами этого являются:
1.Значительное время люди уделяют интернету (общение в социальных сетях, просмотр фильмов, прослушивание музыки).
2.Недостаточная реклама РДК для популяризации своей деятельности.
Мы надеемся, что наше исследование привлечет ребят и учителей нашей школы активнее участвовать в работе РДК. Это открывает огромные возможности для каждого. Вы откроете и разовьете ваши творческие способности, вы станете общительней и организованней, приобретете новых друзей, единомышленников, выбор профессии в сфере культуры, ваша жизнь станет разнообразнее, насыщеннее и интереснее, и уровень вашей духовной культуры значительно вырастет.
Чтобы узнать мнение жителей о работе нашего сельского клуба я провела анкетирование. Вот результаты.
А) По праздникам - 50%
Б) Один раз в год - 6%
В) Регулярно - 44%
А) Да - 90%
Б) Нет - 0%
В) Частично - 10%
А) Мало выступлений - 41%
Б) Неинтересные мероприятия - 0%
В) На селе нужен активно действующий центр досуга – 22%
Г) В настоящее время в Доме культуры мало кружков - 31%
А) Заинтересовать и привлекать людей разного возраста - 31%
Б) Нужны руководители различных кружков - 34%
В) Улучшить материальную базу - 100%
Как напиться обезьяне?
Снежная сказка
Городецкая роспись
Дымковский петушок
Калитка в сад