Цели нашего проекта:
- познакомиться с историей возникновения христианства, с основными символами христианского( православного) храма, его внутренним и внешним устройством;
Узнать о православных традициях, рассмотреть образы святых в православии;
способствовать формированию уважительного отношения к православной культуре.
Задачи проекта:
-познакомиться с внутренним и внешним устройством храма;
-провести исследовательскую работу история иконы Святой Матроны Московской;
-изучить православные традиции и праздники;
-выполнить творческую работу «Православные сюжеты»;
-выяснить востребованность изучения основ православной культуры в общеобразовательной школе;
-подвести итоги проекта «Русь святая»
Вложение | Размер |
---|---|
svyataya_rus_proekt_po_orkse.doc | 111 КБ |
Введение
На протяжении 4 класса у нас был урок Основы православной культуры. Мы знакомились с тем, откуда пришло к нам христианство, с православными традициями, храмами и монастырями России и хотим подвести итог… .
В ходе работы над проектом область изучения пришлось ограничить, так как количество материала оказалось огромным. Окончательно тему мы сформулировали так: «Русь святая»
Цели нашего проекта:
- познакомиться с историей возникновения христианства, с основными символами христианского( православного) храма, его внутренним и внешним устройством;
Задачи проекта:
План работы
2. Сбор информации
2.1 Работа с литературой и Интернет – сайтами:
2.2 Обработка информации:
3. Изготовление продукта:
4. Написание письменной части проекта:
Методы исследования:
Анализ, обобщение, сравнение, систематизация изученной литературы, ввод текстовой и графической информации в компьютер, используя различные устройства ввода.
Оборудование:
Актуальность выбранной темы:
Изучение данной темы на сегодняшний день очень актуально, так как в современном обществе необходимо возрождать уважение к православной вере, знать её основы, главные символы. И, самое важное, все знания применять в своей жизни, выполнять простые человеческие заповеди, относиться к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Мы начали свою работу с того, что стали изучать специальную литературу, в которой в красочной доступной форме рассказывалось о том, что должен знать маленький православный человек.
Возникновение веры
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу, соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов. В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога, творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.
Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу. Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение и причащение. Более 150 тысяч людей причислены христианами к лику святых. Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.
Храм - это Дом Божий, место для молитвы. Первым христианским храмом была Сионская горница, в которой Господь совершил Тайную вечерю со Своими учениками перед крестными страданиями. И все мы, верующие христиане, подобно апостолам, приходим в храм, чтобы духовно соединиться со Христом, причаститься.
Храм символизирует собой Церковь, являющуюся ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому, как праведный Ной с семейством, находясь в ковчеге, спасался от бурных волн Всемирного потопа, так Церковь, словно корабль спасает верующих от греховного потопа среди волн житейского моря и проводит к тихому пристанищу - вечной блаженной жизни.
Православные храмы имеют обычно форму креста, как напоминание о том, что крестом Господь наш Иисус Христос избавил нас от власти дьявола, или форму круга – символа вечности.
В древности храмы строились в форме прямоугольника, напоминая собой Ноев ковчег.
Поскольку храм является таинственным жилищем невидимого Бога, входить в храм нужно с уважением и благоговением. У дверей храма, осенив себя крестным знамением, следует сделать три поясных поклона, выражая этим наше смирение и благоговение перед Богом. По православному обычаю мужчины приходят в храм без головных уборов, а женщины - покрыв голову платком.
Войдя в храм, нужно вновь осенить себя крестным знамением и сделать три поясных поклона, обратившись к алтарю, а затем можно подойти к свечному ящику, чтобы приобрести свечи - наш дар Богу.
Дальше можно приложиться к святому образу, то есть поцеловать его, осенить себя крестным знамением, сделать поясной поклон, поставить свечи.
Во время богослужения в храме нужно стоять на одном месте. Не разговаривать, не мешать другим, смиренно, с верой и надеждой возносить молитвы. Средняя часть храма расписана фресками на библейские сюжеты, всюду располагаются иконы со святыми образами. Наиболее чтимые образы в православных храмах это:
- Образ Спасителя,
- Образ Богородицы,
- Апостолы, святые, мученики и др.
Иконы писались по строгим правилам, канонам. Дома иконы тоже хранятся, их помещают в «красном углу», содержат в чистоте и порядке. Я тоже нарисовала рисунки на православную тему. Показ рисунков….
В Православной Церкви существует великое множество икон:
- чудотворные (через них действует Божественная благодать, совершаются чудеса, люди выздоравливают, исполняются прошения);явленные (чудесным образом являются людям);- мироточивые (течет миро).Мы почитаем икону как святыню.
Мы предполагаем, что вера в Бога является неотъемлемой частью человеческого бытия. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к церкви, к ее спасительным таинствам. А после смерти Матроны, иконы с ее ликом стали обладать чудотворной силой и даже мироточить! Решили провести исследование по этой теме. Совместно с классным руководителем приготовили сообщение на тему «Чудотворная сила иконы Матроны Московской». Чудом была вся жизнь Матроны Московской, начиная с самого рождения в 1885 году. Родители ее -Димитрий и Наталия, крестьяне - были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев - Иван и Михаил, и две сестры - Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды. При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое "дитя несчастное". Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5века, память которой празднуется 9 ноября. О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: "Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят". Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину.
Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Матронушку часто дразнили дети, даже издевались над нею: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наощупь выбиралась оттуда и брела домой. Поэтому она рано перестала играть с детьми и почти всегда сидела дома. С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных.
С чем приходили к матушке люди? С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства... С житейскими нуждами и вопросами.
Блаженная Матрона учила не осуждать ближних: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще.
Ещё говорила - «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила обитает в воздухе, проникает везде, раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением, и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди, по неверию и отвержению от Бога».
«Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли».
Причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых состоялось 2 мая 1999 года. На поклонение ее мощам народ шел всю ночь, и к утру выстроилась необозримая очередь.
Так старица Матрона Московская причислена к лику праведных для церковного почитания в городе Москве и Московской епархии. Её мощи были перенесены в московский Покровский монастырь, где в одной из церквей покоятся и сейчас.
Икона Блаженной Матроны Московской была написана местным иконописцем Михаилом из Фрязина в 2000 году. На протяжении всего 2000 года икона Матрона Московской мироточила.
Особенность этой иконы в том, что вверху, над ней, нарисован образ Спаса Нерукотворного. Это значит, что она находится под покровительством Спаса, в честь которого освящён храм. Блаженная Матрона Московская является одной из наиболее почитаемых святых в Москве.
Через икону Святой блаженной Матроны Московской можно обратиться к ней за помощью в несении «житейского Креста», снести все тяготы жизни и не потерять в ней образ Божий и православную веру. Так как земная жизнь самой матушки Матроны была наполнена великим терпением, идущим от чистоты сердца и горячей любви к Богу. Перед самой своей смертью блаженная сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого». Как и при своей жизни матушка Матрона помогала другим, прежде всего, молитвою за них, так и теперь поможет тем, кто обратится к ее иконе с молитвою.
В настоящее время в России отмечаются семь государственных праздников. Число государственных праздников России не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, Рождество Христово является выходным днем, не имея при этом статуса государственного праздника. Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским . Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Неподвижные (не переходящие) праздники. К ним относятся девять двунадесятых праздников:
Переходящие
Вход Господень в Иерусалим. Вознесение Господне . День Святой Троицы. Пятидесятница
Светлое Христово Воскресение Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Через пятьдесят дней после Воскресения Христова, дня Святой Пасхи наступает великий праздник Сошествия Святого Духа, Троицын День. Утром, послышался шум с неба, как это бывает при сильном ветре и Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков и они начали проповедовать о Воскресшем Христе на разных языках. На богослужении в Троицын день мы стоим в церкви с цветами, а церковь и наши дома украшаются деревьями и травой, напоминая этим, что Дух Святой подает расцвет всех жизненных сил. 7 января . В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост, накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне.
Все дни в нашей жизни делятся на будни и праздники. А есть праздники особые – праздники наших предков. Один из них - Пасха, самый радостный из всех христианских праздников. В Воскресение Христово отмечается победа жизни над смертью, добра над злом.
Я очень люблю этот праздник. В нашей семье начинают готовиться к Пасхе заранее и по-особенному. И, прежде всего, я пишу поздравления для своих бабушек и родных, чтобы порадовать их.
Накануне праздника мама наводит порядок в доме и начинает готовить пасхальные блюда – печь куличи, готовить творожную пасху и красить яйца. Яйца красят в разные цвета.
В христианской символике яйцо является образом Воскресения Христа, пробившего скорлупу смерти и воскресшего из мертвых. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас, и дарим их друг другу.
С крашеным яйцом христосуются с близкими, соседями, пришедшими, поздравить с праздником Пасхи или когда сами отправляются в гости. При этом дарящий говорит: «Христос воскрес!», а принимающий в дар яйцо отвечает: «Воистину воскрес!» и троекратно целуются. В настоящее время существует несколько видов крашеных яиц. Крашенки – это варёные яйца, которые покрашены в один цвет. Сырые яйца раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами называют писанки. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Яица с выцарапанным на скорлупе рисунком назывались – драпанки.
Для окраски яиц крашенок лучше всего использовать луковую шелуху, которую в нашей семье собирает заранее бабушка. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой.
Чтобы яйца получились мраморными мы с бабушкой оборачиваем их в луковую шелуху и завязываем сверху ниткой.
Можно сваренные яйца опустить в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Этот способ самый быстрый.
Сухие яйца нужно смазать растительным маслом, они будут блестеть.
По церковным обычаям их красили в Чистый четверг.
Раньше подготовкой к празднику в нашей семье занимались мама и бабушка, но в этом году им помогать красить и расписывать яйца буду я. А с папой к празднику святой пасхи, мы сделали вот такой сувенир.
7. Анкетирование
В ходе работы над проектом мы рассмотрели интересные материалы по православию, познакомились с основными христианскими символами . Это позволило нам ярче представить образ христианина, помогло сделать первые шаги в мир православного храма.
Русская православная церковь в настоящее время уделяет огромное внимание воспитанию подрастающего поколения, повсеместно увеличивается количество Воскресных школ, растет паломническое движение, ощутимее становится связь Православия с системой общего образования.
В нашей школе уже 5 лет в учебный план введен предмет духовно-нравственной направленности, он нашел широкое понимание у наших ребят. В мае 2015 года у нас в начальной школе прошло собрание родителей 4 классов, им было предложено на выбор 6 модулей «основ различных видов культур», и отрадно отметить, что 90% опрошенных родителей выбрали
« Основы православной культуры».
Такие результаты говорят о том, что родители осознают важность основ христианских заповедей, чувствуют необходимость остановить озлобленность, дальнейшее падение нравственных устоев. Поколение наших родителей росло в эпоху атеизма, у нас есть возможность видеть результаты.
Мы провели опрос среди обучающихся нашей школы. Они говорили о рейтинге жизненных ценностей, с результатами опроса мы хотим вас ознакомить.
В анкетировании принимали участие 10 человек.
Результаты анкетирования показывают, что большинство опрашиваемых считают самыми важными в жизни ценностями – духовные (хотя с разным процентным соотношением). Мы видим, что среди учащихся есть ребята, которые не определились в выборе ценностей, и те, кто считают первостепенными материальные блага. Здесь есть над, чем задуматься.
Заключение
Мы считаем, что нам удалось достичь поставленной цели. В ходе проведённых исследований мы ответили на многие вопросы и получили удовлетворение от своей работы. Материалы проекта могут найти дальнейшее практическое применение.
В ходе работы над проектом мы рассмотрели интересные материалы, познакомились с основными христианскими символами. Это позволило нам ярче представить образ святых, помогло сделать первые шаги в мир православия.
Закончив проект, мы можем сделать следующие выводы:
Мы считаем, что нам удалось достичь поставленных целей. Потому что у нас была личная заинтересованность в данных исследованиях . Нам было интересно.
Источники информации
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Огонь фламенко
Рисуют дети водопад
Юрий Алексеевич Гагарин
Зимний лес в вашем доме