Введение
Для ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Приемная семья – это искусственно созданный социально-правовой институт в отличие от обычной семьи. Приемная семья в отличие от обычной семьи создается государством в лице органов опеки и попечительства, т. е. в основании ее создания лежит, в первую очередь, воля государства, а не брак или родство.
При воспитании приемных детей, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений.
Вложение | Размер |
---|---|
saryuna_i.r.docx | 29.01 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Кяхтинское районное управление образования
«МБОУ Баин-Булакская ООШ»
Научно-практическая конференция «Я - исследователь»
Направление: наука об обществе
«История одной приёмной семьи»
Автор работы: Васильева Сарюна
ученица 4 класса
Руководитель: Цыбиктарова Т. Д.
учитель начальных классов
Ара-Алцагат
2018 г.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Общая характеристика приёмной семьи
1.1. История развития приемной семьи в России
1.2. Понятие приёмной семьи
ГЛАВА 2. История одной приёмной семьи
2.1. Принятие решения
2.2. Семья Цыдыптарова А.Д. сегодня
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
« Только вместе, только дружно
будем жить одной семьёй!»
Введение
Для ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Приемная семья – это искусственно созданный социально-правовой институт в отличие от обычной семьи. Приемная семья в отличие от обычной семьи создается государством в лице органов опеки и попечительства, т. е. в основании ее создания лежит, в первую очередь, воля государства, а не брак или родство.
При воспитании приемных детей, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений.
Актуальность: Чем обусловлены отношения в приемной семье? Исходя из актуальности этого вопроса, мы определили цель нашего исследования.
Цель: изучить особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Объект: приёмная семья.
Предмет: детско-родительские отношения в приемных семьях.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют особенности детско-родительского отношения в приемных семья: тип родительского отношения обусловлен мотивом усыновления и степенью гибкости семейной системы.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Дать понятие о детско-родительских отношениях.
3. Рассмотреть типы родительского отношения к детям.
4. Выявить специфику отношений в приемных семьях.
5. Выявить особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Методы исследования:
Этапы исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость заключается в возможности применения полученных результатов для дальнейшей работы по проблеме детско-родительских отношений в приемных семьях.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок. Недаром в публикациях последнего времени появились высказывания о том, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после Первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас.
Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет ряд существенных преимуществ, главным среди которых является то, что данная форма устройства для некоторых детей может стать единственной возможностью обрести семью, родительский дом. Это касается, прежде всего, сирот, детей старшего возраста, а также имеющих какие-либо физические или психические заболевания, которые делают их «непривлекательными» для усыновителей, опекунов (попечителей).
Необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, продиктована рядом причин. Во-первых, правом ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В-третьих, преимуществом с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т. п.).
Глава 1. Общая характеристика приемной семьи
1.1. История развития приемной семьи в России.
В истории человечества сиротство как особое социальное явление существовало всегда. Поэтому потребность в воспитании, защите и представительстве детей, оставшихся без родительского попечения, существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. В отличие от усыновления, опеки и попечительства приёмная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью не имеет такой длинной и яркой истории. Данная форма заботы о несовершеннолетних обрела своё лицо довольно поздно, лишь в 19 столетии.
В России способы решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей, имеют свою историю. Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году: «Умерши Рюрикови, предаст княжене Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть до дедетеси вельми», т. е. Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника.
Великий князь Владимир I поручал общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства (996 год). Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где обучал своим иждивением 300 юношей. Владимир Мономах в своей Духовной детям завещал защищать сироту. Иван Грозный защиту детей-сирот включил в круг государственных задач и возложил функции по их попечению на монастыри и частные лица. Таким образом, помощь сиротам стала делом не только частных лиц, но и правительственной власти.
Во времена царствования императрицы Екатерины II дела в области детского призрения пошли гораздо лучше. Она, находясь под влиянием западноевропейских просветительских идей, уделяла большое внимание устройству детей, оставшихся без собственной семьи. Она не только создает для них воспитательные дома, но и предписывает устраивать их в семью.
После Октябрьской революции значительные силы и средства были направлены на преодоление беспризорности детей путем создания сети государственных учреждений, бравших детей, оставшихся без попечения родителей, под свою опеку: приемно-распределительных пунктов, детских домов различного типа, детских городков, колоний и коммун. При этом патронат как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не получил государственного признания. Время показало, что отказ от передачи детей на воспитание в семью был преждевременным. К 1921 году количество беспризорных детей достигло 4,5 миллиона.
Новая волна детей, оставшихся без попечения родителей, вызванная Великой Отечественной войной, была преодолена с помощью активной работы комиссий по устройству детей: создавались новые детские дома и приемники-распределители, через адресные столы организовывались поиск родителей и возвращение детей в семьи. Выполнил свою функцию и патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В 1942 году под патронатом находилось 37490 детей.
На фоне социально-экономической и политической стабильности 60-70-х годов XX века от государства не требовалось принятия каких-либо дополнительных мер для решения проблем сиротства.
Новый пик детской беспризорности пришелся на конец 80-х годов XX века. В связи с переходом на путь построения демократического государства и рыночных отношений перед государственными органами ставилась задача осуществления мер по улучшению положения детей, воспитывающихся в детских домах, и в то же время поиска и внедрения более гуманных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Данные задачи в полной мере могли быть реализованы только в процессе индивидуального воспитания в семейных условиях.
Принятое в соответствии с СК РФ 1996 года Постановление Правительства РФ «О приемной семье» (далее – Положение о приемной семье) признало утратившими силу правовые акты, регламентирующие деятельность по созданию и деятельности детских домов семейного типа.
Со 2 января 2000 г. детские дома семейного типа были включены в список учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а 19 марта 2001 г. определен их правовой статус.
1.2. Понятие приемной семьи.
В литературе даются различные определения приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но чаще всего они либо вообще не отражают ее специфики как самостоятельной формы устройства, либо содержат лишь один или два отличительных признака. На сегодняшний день можно констатировать, что среди учёных, занимающихся исследованиями в этой области, единодушие в этом вопросе отсутствует.
Приемная семья – это искусственно созданный социально-правовой институт в отличие от обычной семьи. Приемная семья в отличие от обычной семьи создается государством в лице органов опеки и попечительства, т. е. в основании ее создания лежит, в первую очередь, воля государства, а не брак или родство.
Глава 2. История одной приемной семьи
2.1. Принятие решения
В марте 2008 года мои дед Цыдыптаров Анатолий Доржиевич и баба Цыдыптарова Галина Жамбаловна взяли на воспитание трёх детей: Мантакову Арюну, Мантакова Баира и Банзаракцаева Амгалана. Это большая и дружная семья, в которой дети на первом месте. Я жила у деды с бабой с двух лет. Когда взяли на воспитание детей они обустроили дом, оборудовали комнаты для своих приёмных детей. Мой дедушка сумел увлечь мальчиков, заинтересовать их, нашёл к ним подход. У моих деды с бабой больше хозяйство.
Амгалан с большим удовольствием ухаживал за домашними животными, любил пасти телят и овец. Он очень любил заниматься хозяйственными делами: уборкой по двору, ремонтом.
Баир проявлял интерес к технике, постоянно с дедушкой увлечённо занимался ремонтом техники, хозяйственных принадлежностей.
В свободное время на досуге мальчики играли в шахматы, в шашки, футбол. Они всегда были готовы прийти на помощь маленьким братикам и сестрёнкам, то есть нам. Нас внучат было трое.
Баба по- матерински сумела расположить к себе Арюну. Арюна у неё была первая помощница во всех делах, делилась с ней своими секретами. Арюна активно участвовала во всех школьных и сельских мероприятиях. Она любила рукодельничать. Во всём её всегда поддерживала, направляла и подбадривала приёмная мама – бабушка Галина Жамбаловна.
Своих приёмных родителей они называли деда и баба. Между собой Арюна, Амгалан и Баир были очень дружны, готовы всегда к общению, к беседам. Они были очень любознательными, вежливыми и отношения с соседями у них были прекрасные.
Амгалан и Баир хорошо пели, участвовали в конкурсах и концертах.
2.2. Семья Цыдыптарова А.Д. сегодня
Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Ходит за нами как тень,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьёт что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой – уже захрапел.
Наш дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажем по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
С нашей бабушкой
Дружно мы живём!
Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду –
Правда, правда! Врать не будем!
Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать –
Будет бабушка нам хлопать,
Ну, а мы – кружиться, топать!
Не капризничать стараюсь,
Слёз не льём, а улыбаемся –
С ней большие мы друзья,
Потому что мы – семья!
Моя баба – Галина Жамбаловна думает, что ей матери четверых своих детей , счастье матери заключается в том, что она дала жизнь своим детям, что дети выросли и стали хорошими людьми.
В то время, вспоминает она, когда семья стала ещё больше, когда появились Арюна, Амгалан и Баир, я перелистываю жизнь заново, часто задумываюсь: была ли я по настоящему счастлива? Ведь мне , наверно, не хватало этих детей. Сегодня смотрю на них, смеющихся, весёленьких, и понимаю: что счастье – то моё в них, в этих детях! Это в них я нахожу силы, воспитывая их и общаясь с ними, я смотрю на мир иначе: он становится краше, добрее и люди вокруг хорошие. Детям я отдаю всё: доброту, ласку, любовь, учу их уважать окружающих, ценить семейные взаимоотношения, ценить любовь и привязанность близких людей, учу помогать друг другу.
Сегодня я счастливая мама, мои дети поняли, что такое настоящая, крепкая, дружная семья.
Сказка об осеннем ветре
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Мать-и-мачеха
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды