Горный Алтай- это удивительный и очень красивый край, о котором написано уже немало восторженных слов. Большинство интересных мест наших Золотых гор занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются особо охраняемыми территориями. Но самое большее удивление у меня вызвало то, что оказывается у нас есть свой собственный Стоунхендж! И находится он не где-нибудь, а в нашем районе, совсем недалеко от с. Кош-Агач!
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_drevnyuyu_observatoriyu_ili_altayskiy_stounhendzh_v_chuyskoy_stepi.docx | 32.44 КБ |
МКОУ «Чаган-Узунская СОШ им.П. И. Оськиной»
Слет юных экскурсоводов Республики Алтай
Направление «Особо охраняемые территории и объекты Республики Алтай»»
«Путешествие в древнюю обсерваторию или «Алтайский Стоунхендж» в Чуйской степи»
Подготовила:
Маралова Солун-Ай
Учащаяся __8__ класса
МКОУ «Чаган-Узунская СОШ
им.П. И. Оськиной»
адрес ОУ: 649791 Республика Алтай, Кош-Агачский район,
с. Чаган-Узун, ул. Центральная, 24
Домашний адрес:
649791 Республика Алтай,
Кош-Агачский район, с. Чаган-Узун,
ул. Колхозная, 18 кв.1.
Руководитель:
Джанабилова Назгуль Баймухамбетовна,
учитель казахского языка и литературы
МКОУ «Чаган-Узунская СОШ
им. П.И. Оськиной»
адрес ОУ: 649791 Республика Алтай,
Кош-Агачский район, с. Чаган-Узун, ул. Центральная, 24
с. Чаган-Узун, 2020 г.
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
1.1. Тархатинский мегалитический комплекс– одно из древнейших каменных сооружений Алтая
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: СРАВНЕНИЕ ДВУХ ДРЕВНЕЙШИХ КРОМЛЕХОВ
2.1. Сходства между английским Стоунхенджем и Тархатинским мегалитическим комплексом
2.2. Различия между двумя кромлехами. Можно ли называть Тархатинский мегалитический комплекс «Алтайским Стоунхенджем»?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Горный Алтай- это удивительный и очень красивый край, о котором написано уже немало восторженных слов. Большинство интересных мест наших Золотых гор занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются особо охраняемыми территориями. Но самое большее удивление у меня вызвало то, что оказывается у нас есть свой собственный Стоунхендж! И находится он не где-нибудь, а в нашем районе, совсем недалеко от с. Кош-Агач!
Объект этот носит название Тархатинский мегалитический комплекс. Этот археологический памятник, древний мегалитический комплекс, расположен в Чуйской степи в 25 км к юго-западу от села Кош-Агач, у автодороги Кош-Агач — Джазатор. Комплекс был открыт и обследован в 1994 году экспедицией Горно-Алтайского государственного университета.
Актуальность: В настоящее время английский Стоунхендж является самым популярным местом на планете, ежегодно его посещают до 99 миллионов туристов из разных стран. Великобритания зарабатывает огромные деньги на туризме, ведь для посещения этого места необходимо купить билет, нанять автобус, гидов, что стоит очень дорого.
В нашей республике не мало таких мест, которые по древности, по историческому значению не уступают Стоунхенджу: Тархатинский мегалитический комплекс, курганы в урочище Юстыд, плато Укок и многое другое. Нужно тщательно изучить эти места и разрекламировать для привлечения туристов и ученых-исследователей.
Цель: изучение Тархатинского мегалитического комплекса и выявление сходства и различий с английским Стоунхеджем.
Задачи: 1) разыскать и изучить информацию по данной теме;
2) найти информацию о значении петроглифов Тархатинского мегалитического комплекса;
3) произвести сравнительный анализ двух древнейших кромлехов.
Объект исследования: Тархатинский мегалитический комплекс
Предмет исследования: сходства и различия между английским Стоунхенджем и Тархатинским мегалитическим комплексом
Новизна: На сегодняшний день существует много исследовательских работ ученых, археологов, исследовательских работ моих коллег и их учащихся про Тархатинский мегалитический комплекс. Однако, мы решили изучить эту тему на примере сравнения с английским Стоунхенджем, в чем и заключается новизна данного исследования.
Методы работы над проектом:
- теоретический анализ и обобщение литературы, периодических изданий об истории села из архивов и фондов школьного музея, библиотеки;
Краткий обзор литературы по теме:
При изучении данного объекта мы опирались на данные Интернет-сайтов, таких как www.altai-tour.ru, http://www.lomonosov.org и http://www.chuchotezvous.ru, а также на информацию из письменных источников: Маточкин Е.П. «Петроглифы Тархатинского мегалитического комплекса», В. Д. «Памятники каракольской культуры Алтая» и др.
Место и сроки исследования:
Срок исследования – 1 месяц.
Место исследования: Тархатинский мегалитический комплекс находится в Кош-Агачском районе Республики Алтай на 26-м километре дороги от районного центра до Джазатора. Здесь простилается Чуйская степь, а неподалёку есть ледниковые е валы. Местность очень засушливая, значительную группу степной растительности здесь представляют жесткостебельные травы, кустарники и кустарнички.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
1.1. Тархатинский мегалитический комплекс– одно из древнейших каменных сооружений Алтая
Алтайский Стоунхендж расположен на высокогорном плато, прямо на стыке Южно-Чуйского хребта и Сайлюгем, двадцатью километрами западнее села Кош-Агач. Суть его уникальности в удивительно, больших валунах (высота некоторых из них, порой достигает семи метров). Они сохранили наскальные рисунки (петроглифы) со времен пазырыкской культуры. Таких каменных плит на плато пять штук, на одной из которых лежит нечто, похожее на перекладину. Один из этих камней напоминает своей формой — трон. Судя по отзывам побывавших на Алтае людей следует, — что если провести некоторое время, например в медитации на этом каменном «Троне», пойдет восстановление энергетического поля человека и произойдёт положительный заряд.
Объекты Тархатинского мегалитического комплекса расположены по кругу с диаметром около 60 м. Формы мегалитов различны и не представляют собой обработанные плиты, как во многих известных кромлехах. Географические координаты центра памятника, полученные в мае 2010 г с помощью GPS-навигатора: широта – 490 47' 53.1″, долгота – 880 29' 46″, высота над эллипсоидом WGS-84 – 2009 м.
Среди объектов комплекса возвышаются четыре крупных мегалита, превышающих 2 м. Они расположены так, что являются своего рода воротами для Солнца во время заката и восхода. Два из них, называемые нами «Камень со щелью» и «Богатырь», определяют северо-западные ворота, два других – «Камень с носом» и «Сфинкс» – восточные. Вокруг них, как правило, размещены более мелкие монолиты. Среди других объектов выделяется мегалит, занимающий крайнее восточное положение и расположенный в нескольких метрах вне основного круга. В краткой энциклопедии «Республика Алтай» он назван «Колыбель Сартакпая». По своей форме мегалит напоминает кресло или детскую люльку с одной боковой спинкой. Сартакпай – популярный мифический герой, проложивший русла крупнейших рек Алтая, строитель дорог и мостов. В настоящее время этому мегалиту приписываются особые чудесные свойства, помогающие женщинам забеременеть. На каменном ложе оставлено много монет, бус, ювелирных украшений, а ветви у растущего рядом небольшого кустарника обвязаны белыми ленточками.
Во времена той эпохи, всех великих шаманов захоранивали в подобных местах. Огромные камни ставились в строгий круг и были ориентированы строго по сторонам света. По центру изгороди ставили каменное «кресло» самого шамана. Некоторые из этих камней были отметками точек летнего и зимнего солнцестояний. Материал, из чего эти камни изготовлены, в близ лежащих горах не встречается. Их вес составляет более нескольких тонн, но тем не менее, они были привезены из других мест. Все глыбы имеют разные электромагнитные заряды: первый- положительные, вторые- отрицательные, третьи — имеют нулевой заряд. В современном мире, данное сооружение напоминает некий генератор электромагнитного излучения, и если вы встанете в его центре, то у вас возникнут ощущения: будто вас втягивает в какую-то воронку.
У местного населения тархатинские мегалиты окружены особым почитанием. Весь комплекс круговых объектов получил название «Каменная колыбель». Считается, что огромные камни принёс и поставил здесь в своё время богатырь Ирбизек. Богатырь этот был такой силы, что мог на своих плечах перенести коня через перевал. Однако этот фольклорный миф возник сравнительно недавно.
Тархатинский мегалитический комплекс среди подобных сооружений древности выделяется тем, что на его мегалитах присутствуют петроглифы. Древние рисунки находятся на трёх объектах: на лежащей в северо-восточной части круга расколотой плите (пять участков), на спинке «Кресла рожениц», а также на отдалённо лежащем камне к югу от комплекса [10].
Из всех петроглифов плиты наиболее загадочными являются изображения на участке № 4 южной половины расколотой плиты. Синкретичное зооморфное существо на человеческих ногах, шагающее на запад, с детальной проработкой костей нижней голеностопной области – уникальный образ в наскальном искусстве. Туловище с головой на короткой шее и хвост с кисточкой в какой-то мере напоминают о солнечных быках эпохи бронзы, а длинные тонкие ноги и нечто округлое, мерцающее мелкими лунками выбивки в верхней части, – о человеке-огне, голова которого светилась. Эти аналогии наводят на мысль, что синкретичное зооморфное существо-скороход с длинными человеческими ногами есть образное воплощение Солнца. В целом же на участке № 4 выбит своеобразный сюжет, иллюстрирующий древнейший миф о космической погоне. Он предстаёт в композиции с двумя более мелкими существами-хищниками. Один из них в традиционной иконографии с закинутым за спину зубчатым хвостом перекусывает переднюю человеческую ногу солнечного божества; другой впился в шею жертвы.
В окуневском искусстве миф о космической погоне выглядит как преследование фантастическим хищником идущего на запад быка, отождествляемого с солнцем [2]. Можно полагать, что в левой части участка в образе дракона с короткими ногами, змеиным туловищем и головой лошади изображено чёрное Солнце нижнего мира.
Складывается впечатление, что на участке № 4 лежащей плиты нашло отражение в мифопоэтической образности суточное движение небесного светила – его бег на запад, спуск к земле, нападение хищников, в результате чего оно угасает и погружается в преисподнюю. Сам же участок № 4 в таком случае подразделяется на две части – дневную и ночную. В таком же ключе надо полагать, осмысляются петроглифы на противоположной, северной половине плиты. Там участок № 1 с бегущими аргали можно представить как олицетворение дня, а участок № 2 с перевёрнутым изображением такого же дракона с туловищем змеи и головой лошади – как ночь. Здесь чёрное Солнце нижнего мира уже имеет ориентацию на восток, к восходу.
Другой вариант прочтения петроглифов на плите – не суточное, а годичное движение Солнца; рисунки же можно подразделить согласно двум половинам плиты на осенне-зимнюю и весенне-летнюю части. В осеннее равноденствие Солнце пересекает небесный экватор и погружается в южную половину небесной сферы. День идет на убыль, пока не наступает зимний солнцеворот, после чего Солнце начинает возрождаться. В весеннее равноденствие оно снова пересекает небесный экватор, знаменуя начало весны. Косвенное подтверждение такому толкованию – положение плиты с рисунками относительно всего комплекса: в восточных воротах, знаменующих восходы Солнца в дни равноденствий, а также в «световом коридоре», проявляющемся при заходе Солнца в летнее солнцестояние и при восходе Солнца в зимнее солнцестояние.
Многочисленные рисунки присутствуют на обеих сторонах спинки «Кресла рожениц». На лицевой стороне представлено несколько поздних козликов. В центральной части оборотной стороны выделяются три крупных рисунка (Приложение 2). Центральное место принадлежит контурной фигуре быка, обращённого на запад. На его шее и туловище проведены поперечные полосы. Перед ним выбита зооантропоморфная фигура с длинными руками и более короткими ногами, раскинутыми в стороны. Ниже находится изображение с геометризованными очертаниями. Контурные очертания, поперечные полосы, та же патина позволяют предположить, что это непонятное, плохо читаемое изображение было выбито в то же время и, возможно, составляет с двумя другими одну смысловую композицию.
В представлении древних людей бык – мужское начало ассоциировался с понятием (образом) Солнца. В петроглифах ТМК рога быка в виде почти сомкнутого круга более напоминают диск солнца, нежели серп убывающей луны. Божественной супружеской парой Солнца-Быка выступает Женщина-Земля, предстающая в виде зооантропоморфной фигуры, отдалённо напоминающей черепаху.
Надо полагать, изображение мифической пары на «Кресле рожениц» повилось не случайно и должно было отражать суть астрономических явлений, наблюдаемых на ТМК. Действительно, в летнее солнцестояние здесь происходит нечто необычное. При закате начинает разыгрываться настоящий небесный спектакль. Когда Солнце опускается к гряде гор, замыкающих на западе Чуйскую степь, возникают чёткие острые тени от первых самых высоких мегалитов. Тени эти своими стрелами распространяются на юго-восток вплоть до мегалитов восточных ворот, которые также отбрасывают длинные тени, образуя своеобразный «световой коридор» практически на весь обозреваемый горизонт. Взаимная ориентировка мегалитов такова, что такое совпадение теней происходит лишь в период летнего солнцестояния. Как показывают астрономические расчеты, аналогичный «световой коридор», связывающий самые крупные мегалиты комплекса, возникает и в период зимнего солнцестояния – на этот раз при восходе Солнца на юго-востоке.
Подобная игра теней была замечена учеными в день летнего солнцестояния и при восходе Солнца: появившийся из-за северной гряды гор его диск оказывается на макушке мегалита «Камень с носом», и тень от него достигает соответствующей каменной выкладки на южной дуге комплекса. Вероятно, пригоризонтные хребты и высота мегалитов, дающих тени на закате и восходе, определили диаметр кругового построения Тархатинского комплекса.
Перед исследователями встают также вопросы: когда, кто и с какой целью возводил Тархатинский мегалитический комплекс? В научной литературе принято относить возведение подобных мегалитических сооружений ко времени между неолитом и веком бронзы [8]. Бык – характерный персонаж эпохи бронзы. Выбитая рядом с быком зооантропоморфная фигура во многом аналогична стилизованным изображениям женщин Калбак-Таша, которые ученые датируют эпохой энеолита–бронзы (III–I тыс. до н.э.) [1]. Контурное изображение на участке № 5 лежащей плиты тяготеет к изящным и масштабным образам ранней бронзы. В итоге можно сделать вывод, что петроглифы на ТМК начали создаваться в конце III – начале II тыс. до н.э. и наиболее интенсивно в каракольскую культуру.
Подобные петроглифы есть во многих других курганах Чуйской степи. Они находятся в долинах рек Чаган-Узун, Елангаш, Кызыл-Джар, Жалгыс-Тобе. По характеру и содержанию наскальных рисунков учёные делают вывод, что изображения выполнялись в эпохи бронзы и раннего железа.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: СРАВНЕНИЕ ДВУХ ДРЕВНЕЙШИХ КРОМЛЕХОВ
2.1. Сходства между английским Стоунхенджем и Тархатинским мегалитическим комплексом
В последние годы Тархатинский мегалитический комплекс привлекает пристальное внимание исследователей. В работе 2005 года Л.С. Марсадолов назвал его алтайским «Стоунхенджем». Закономерно ли такое название? В чем же сходство двух кромлехов?
Как известно, Стоунхендж в Великобритании – самое знаменитое и таинственное место на планете. Огромные камни, курганы, рвы, ямы и валы уже на протяжении многих столетий вызывают интерес у историков, астрономов, астрологов, которые выдвигают различные теории причин его происхождения и предназначения.
Многие задаются вопросами, сколько лет этому сооружению и какова история Стоунхенджа. По возрасту он ненамного младше египетских пирамид – согласно последним данным его построили почти четыре тысячи лет тому назад. Древние жители называли его «Пляской (или хороводом) великанов».
Валуны здесь расположены по кругу, также как и в ТМК. 30 огромных камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни достигают высоты 4,1 м, ширины 2,1 м и веса около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы «паз и шип». Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. На плане перемычки не указаны.
По последним данным строительство Стоунхенджа началось приблизительно в 1900 г. до н. э. (в конце каменного века), а закончилось через три столетия (при этом его три раза перестраивали). Вначале строители вырыли ров в форме окружности, затем установили глыбы и столбы из дерева, выкопали и расположили в круговую 56 лунок. Центральным элементом постройки оказался Пяточный камень семь метров высотой, прямо над которым в день летнего солнцестояния до сих пор встаёт Солнце. Именно такой вид и имела древняя постройка. Сооружение Великобритании чрезвычайно стойкое к сейсмической активности. Проведённые исследования показали, что строители достигли этого благодаря специальным платформам, предназначенными, чтобы смягчить или даже погасить подземные толчки. Ещё одной особенностью является то, что они не дают так называемой «усадки почвы».
Сходство двух кромлехов заключается в их предназначении. Оба они служили древними обсерваториями. Древние люди по Стоунхенджу определяли, в какой именно день произойдёт летнее и зимнее солнцестояние и начинали вести годовой отсчёт времени. Также в ходе исследований учёные заметили, что в день зимнего солнцестояния сквозь один трилит идеально видно Солнце, через два других – закаты небесных светил. Интересно, что когда учёным с помощью специальной компьютерной программы был реконструирован первичный вид Стоунхенджа, то он пришел к удивившим всех выводам: древняя обсерватория являлась ещё и абсолютно точной моделью солнечной системы, состоящая из двенадцати планет.
Известно, что кромлехи Тархатинского мегалитического комплекса символизируют годовой цикл Солнца; многие из круговых каменных памятников являются древнейшими календарями и несут в себе сакральный смысл.
2.2. Различия между двумя кромлехами. Можно ли называть Тархатинский мегалитический комплекс «Алтайским Стоунхенджем»?
Основное различие, конечно, в размерах. Размеры Стоунхенджа превышают в несколько раз, поэтому Тархатинский мегалитический комплекс называют «мини-Стоунхеджем».
Второе главное отличие – это то, что камни Тархатинского мегалитического комплекса не были обработаны, а камни Стоунхенджа подвергались обработке людей. Чтобы построить Стоунхендж, древние люди использовали долерит, вулканическую лаву, вулканический туф, песчаник и известняк. Обрабатывали камни в несколько этапов, дабы получить желаемый вид и форму. Сначала, ещё до перемещения, их ударами, огнём и водой готовили к перевозке, а после доставки уже обрабатывали и шлифовали, после чего они приобретали нужный вид.
Еще одно отличие – это петроглифы. На камнях Стоунхенджа рисунки найдены не были.
Тархатинский мегалитический комплекс не был подвержен какими-либо искажениями и изменениями современными людьми в то время, как английский Стоунхендж был полностью реконструирован. Однако с 1900-го по 1965 год здесь была проведена реставрация, и, разумеется, не все камни были установлены точно на свои места, как они стояли тысячелетия назад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование позволило нам сделать вывод, что назавание «Алтайский Стоунхендж» ему было присвоено не зря. Несмотря на множество отличий, оба кромлеха можно назвать «братьями»:
Так или иначе, Тархатинский мегалитический комплекс привлекает многих путешественников. И практически все из них отмечают, что в этом месте невероятная атмосфера. А те, кто осмелился хотя бы немного посидеть в центре круга, на шаманском троне, чувствуют огромный прилив сил и сильную энергетику этого загадочного места.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении этого загадочного объекта, посещение данного объекта, фотографирование, изучение петроглифов и в подготовке любительского документального фильма.
Результаты нашего исследования могут быть полезны и интересны учащимся школ, которые увлекаются археологией, учителям географии и краеведения и туристам.
Своей работой я хотела привлечь внимание людей к Тархатинскому мегалитическому комплексу. Ведь загадка Алтайского «Стоунхенджа» в том, что никто не знает, кто же его построил, тайна петроглифов не разгадана до конца. Он представляет собой огромную культурно-историческую ценность в силу своей уникальности и грандиозности значения. Окончательное решение вопросов транспортировки камней и возведения мегалитического комплекса, а также проблем назначения и функционирования Тархатинского мегалитического комплекса требует дополнительных комплексных исследований с привлечением специалистов самых различных областей: археологов, геологов, геофизиков, астрономов, инженеров, религиоведов, психологов, медиков и других.
Список литературы
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Какая бывает зима
Самодельный телефон
Девятая загадочная планета Солнечной системы