К 76 годовщине победы в Великой Отечественной войне была выполнена эта исследовательская работа. Цель её - выяснить, играли дети в годы войны, были у них игрушки.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.97 КБ |
МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Игры и игрушки детей в годы
Великой Отечественной войны
работу выполнила:
Мальгинова Анастасия,
Ученица 4 класса
руководитель:
Мутыхляева Лариса Анатольевна
учитель начальных классов
Суда-2020
Содержание
Проблема……………………………………………………………………… | 3 | |
Введение……………………………………………………………………… | 4 | |
Основная часть……………………………………………………………………. | 5 | |
Глава 1. Влияние игры на жизнь ребёнка…………………………………… | 5 | |
Глава 2. Война и дети………………………………………………………… | 6 | |
Глава 3. Игры и игрушки детей войны……………………………………… 3.1. Из воспоминаний детей военного времени 3.2. Из материалов интернета 3.3. Из художественной литературы | 7 8 9 | |
Заключение…………………………………………………………………… | 10 | |
Приложение………………………………………………………… 11-13 Список использованных ресурсов……………………………………………….. 14 |
Проблема
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль, утрату, разрушение, страдание.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. В военное время невыносимо трудно было всем: и взрослым, и детям. Страдали от голода и холода, от бомбёжек, а дети - от невозможности вернуться в детство…
Мне захотелось узнать о детях того страшного времени, о том, чем они занимались, во что играли, поэтому я выбрала тему исследовательской работы «Игры и игрушки детей в годы Великой Отечественной войны».
Поставила перед собой цель: исследовать игры детей во время войны.
Объект исследования – «дети» периода Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: игры и игрушки детей в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза: несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.
Актуальность проблемы: мы должны знать историю своей страны и эти знания свято хранить.
Методы исследования:
Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
Источниками для меня стали:
Введение
Заинтересовавшись выбранной темой, прежде всего я пообщалась с бабушками и дедушкам, которые в годы войны были детьми. Ведь пока они живы, можно достоверно узнать о том времени. Расспросила их о жизни во время войны. Слушать их было не только интересно, но и больно. Многие воспоминания приносили им душевную боль, поэтому они рассказывать не могли, а только плакали. Даже после стольких лет. Первое, что называли, вспоминая военное время, – это голод и холод. Приходилось много трудиться, помогать взрослым. Об играх сразу и сказать не могли. Но спустя некоторое время им вспоминалось, что всё же играли. Совсем немного, но играли.
Ещё мною были исследованы материалы Интернет-ресурсов, прочитаны произведения художественной литературы, в которых говорилось о роли игрушки в жизни ребёнка.
Основная часть
Глава 1. Влияние игры на развитие ребёнка
Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.
1. Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается еще до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.
2. Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научит взаимодействовать между собой.
3. Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры.
4. Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.
5. Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учится быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность
Вывод. Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее будут игры, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми детей нельзя.
Глава 2. Война и дети.
Близится 76 ая годовщина со дня Победы советских войск над фашистской Германией, а тема войны остаётся актуальной, потому что страшный опыт предыдущих поколений забывать нельзя. Война страшна: она унесла миллионы жизней. Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это школа, одноклассники, друзья. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь. Война и дети – эти слова несовместимы. Никогда не должны стоять рядом друг с другом. Дети наравне со взрослыми испытали все её ужасы. Маленькие жители в годы Великой Отечественной войны пережили всё: голод, холод, разруху, смерть близких, непосильный труд.
Вывод. В годы войны дети переживали всё: голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.
Глава 3. Игры и игрушки детей войны.
3.1. Из воспоминаний детей военного времени.
Несмотря на то, что дети во время войны очень рано взрослели, они всё же находили время и возможность играть. Об этом свидетельствуют воспоминания пожилых людей (детей войны). Днём они играли с маленькими братиками и сестренками, когда приглядывали за ними, а взрослые и старшие дети были на работе. Без игры нельзя, потому что младшие начинали плакать, а этого допустить нельзя было. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши - рисовали, летом играли в «секретики».
Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.
Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли». Из воспоминаний:
Блинова Нина Ивановна: «Мне было 4,5 года, и я водилась с младшим братом Толей, которому было 3 годика. Играли с ним под столом, занавесив его тряпками. Мама на работе. Нельзя было допустить, чтобы братик заплакал. А зимой катались на самодельных санях».
Пономарев Василий Егорович: «Зимой катались на лыжах, которые сами делали из досок. Летом играли в «Чижа». Втыкали палку в землю, сверху-чижик (деревянный шар). Шаровкой (палка) сбивали шар по очереди. Кто галил, тот бежал за шаром. В войнушки играли редко, никто не хотел быть фашистом. Чаще эту роль выполняли деревья. Стреляли по ним снежками».
Пономарева Римляне Ивановна: «Мне брат из полена выстрогал куклу, даже тряпок не было для этого. Лицо нарисовал сажей, разведенной водой, т.к нечем больше было рисовать. Этой куклой и играла. Летом с мальчишками с нашей улицы играли в «Округольцы» (сейчас это прятки). Игрушек не было, если посуда сломается, мама отдаст черепки, они и становились игрушкой».
Харитонова Зоя Павловна: «В семье я была старшей. Часто оставалась с младшими. Но когда время выпадало, играли с подружками в «Черту», чертили
палкой на земле квадратики, бросали плитку и прыгали. Куклы делали из полена, завертывая его в тряпки».
Лексанова Валентина Павловна: «У меня была лучшая подруга Женя. Играли с ней в куклы из тряпок, ниток. Летом бегали по ягоды. Играть и не очень хотелось, потому что был сильный голод, нужно было думать, что поесть».
3.2. Из материалов Интернета.
На следующем этапе, работали с литературными источниками. Познакомились с играми и игрушками детей военного времени. Такой информации оказалось очень мало.
Из материалов сайта «900 игр» узнали, что девочки мастерили себе кукол из тряпок, называлась такая кукла - самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, опилками или паклей, а лицо рисовали черным карандашом или углем. Наряжали в платья, сшитые из лоскутков, старых тряпок
Мальчики выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из коровьей шерсти – поглаживали корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комочек.
Дети играли в прятки, догонялки, салки, казаки-разбойники, в лапту
(Приложение 1).
Во время войны под Новый год наряжали елку. Она была символом мирной жизни. Игрушки изготавливали из подручных материалов.
Война научила быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли.
Вывод: Несмотря на трудное время, голод, холод дети играли, мастерили самостоятельно себе игрушки и играли.
3.3. Из художественной литературы.
Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны.
Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина «Кукла».
Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.
Этот рассказ очень впечатлил. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать его вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.
Вывод. Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно она напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом.
Заключение
На основании результатов данного исследования я узнала о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Мною было установлено, какие игрушки были у детей в это суровое время, в какие игры они играли. Подводя итоги исследования, вернёмся к гипотезе: предположим, несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.
Наша гипотеза подтвердилась:
-дети играли с младшими братьями и сестрами, потому что взрослые работали;
-играли в основном на улице;
- сами мастерили игрушки из дерева, из тряпок, из сломанной посуды;
-дети войны благодаря играм учились дружить, заботиться о слабых, помогать друг другу.
Приложение 1
Прятки
Правила. Сначала выбирают водящего, используя считалку. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и произносит такие слова:
Раз -два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался – я не виноват!
Далее считает вслух до 10. Игроки прячутся.
Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашёл.
Задача водящего: найти всех спрятавшихся.
Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» найденного. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).
Кодовые фразы:
«Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при «опасности» (сиди и не высовывайся).
«Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко и можно выбираться из укрытия.
Количество игроков: чем больше, тем лучше.
Салки / Догонялки
Правила. Считалкой выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда.
Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.
Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.
Количество игроков: от 3 и больше.
Вариации салок:
Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона, куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
«Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
«Чай-чай, выручай!» – «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
Сифа – «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.
Классики
Правила. На ровном месте чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котёл», «вода», «огонь»). Игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.
№1 – одна нога;
№2 – одна нога;
№3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
№5 – двумя ногами (можно передохнуть);
№6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
№8 – одна нога;
№9 и 10 – левая на 9, правая на 10.
Затем поворот и обратно. Наступил на черту или битка на неё попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.
Количество игроков: не ограничено.
Вышибалы
Правила. Выбираются «вышибалы». Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.
Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.
«Вышибаемые» могут ловить «ловушки» («картошку», «свечки»). Для этого нужно поймать мяч на лету и ни в коем случае не выпустить из рук. Если мяч коснулся земли, игрок считается «выбитым». «Ловушка» даёт дополнительную «жизнь», которую можно оставить себе или поделиться ей с товарищем.
Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.
Казаки-разбойники
Красная печать никому не убегать.
Правила. Играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»), выбираются «атаманы» и определяется «поле боя». Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).
Задача разбойников: захватить штаб казаков.
Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль. По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на земле стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.
Количество игроков:
Горячая картошка
Правила. Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место. Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.
Количество игроков: не меньше 3.
Чехарда
Правила. Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона». Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона». Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.
Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.
Лягушка
Правила. На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже неё мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.
Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!
Количество игроков: не ограничено.
Список использованных ресурсов
https://topwar.ru/84482-vo-chto-igrali-deti-v-gody-voyny.html
https://infourok.ru/statya-rol-igrushki-v-zhizni-rebenka-3603375.html
http://www.d11167.edu35.ru/ped-65/2-uncategorised/392-igry-
Геннадий Черкашин «Кукла».
Ледяная внучка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Бабочка
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари