Вложение | Размер |
---|---|
kirill_parovyh-samobytnyy_nenetskiy_hudozhnik.docx | 30.27 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Тазовский районный Дом детского творчества»
Районный конкурс экскурсоводов музеев и музейных комнат образовательных организаций Тазовского района, посвященный
истории культуры Тазовского района.
Тема экскурсии
«Кирилл Паровых –
самобытный ненецкий художник»
Продолжительность экскурсии – 15 минут
Подготовили:Вакилова Алина.
Методист Дома творчества Вакилова Галина Валентиновна.
Тазовский
2017 год
Тема экскурсии:«Кирилл Паровых – самобытный ненецкий художник»
Цель:познакомиться с биографией человека, внёсшего значимый вклад в культурное развитие нашего посёлка, проследить его творческий и карьерный путь.
Задачи:
- изучить биографические данные и условия формирования творческих наклонностей личности;
- познакомиться с вкладом, который внёс художник в развитие культурной сферы нашего посёлка;
- расширить знания об изобразительном творчестве моих земляков.
Вид экскурсии: тематическая, школьная, передвижная.
Форма: рассказ экскурсовода
Методические приёмы: показа и рассказа, локализации событий, драматизации событий, экскурсионной справки, ссылки на очевидцев, персонификации истории, показ презентации.
Экспонаты: фотографии, документы, картины, музейные экспонаты.
Маршрут:
3. Художник Кирилл Паровых и его творчество:
а) «Гармония вечности» - отражение философских взглядов художника на жизнь.
б) «Жизнь и смерть» - ярко горящий факел, передаваемый будущему поколению.
в) «Танец духов огня» - символ милосердия, доброты.
г) «Легенда…» - история рода Паровых.
4. Паровых – признанный народом художник.
Текст экскурсии:
Добрый день, уважаемые гости музея! Мы приглашаем вас на экскурсию, которая расскажет об интересном и талантливом человеке, чьиработы бережно хранятся в нашем краеведческом музее.
Ненцы – это талантливый народ. Они освоили огромные просторы Ямальской и Канинской тундры, междуречье Таза и Оби, Уральский север и другие обширные северные просторы. Мужественные ненцы сохраняют многие черты оригинальной культуры оленеводов. Ненецкий аргиш в окружении бесчисленных стад оленей производит огромное впечатление и вызывает уважение к людям, создавшим такую культуру в арктическом краю. В ненецком чуме родилось талантливое искусство. Отсюда сделали первые шаги в 30-х годах ученый Антон Пырерка, писатель-драматург Иван Ного, художник и общественный деятель ТыкоВылка, композитор Семен Неруй, писатели и поэты Леонид Лапцуй, Анна Неркаги, Иван Истомин и многие другие. Каждый из них внес огромный вклад в развитие ненецкой культуры.
Богата земля Ямальская талантами. К их числу можно отнести и тазовчанина – художника Кирилла Паровых, который все свое свободное время отдавал творчеству.
Как многоцветна тундра осенью, так и работы К.Паровых, выполненные в различных жанрах. Своеобразны графические рисунки, неповторима резьба по дереву… Поражает необычайно живая фантазия художника, смелость решения, легкость умелой руки. Гармоничное начало, равновесие ума и чувства подтверждают оптимистическое начало, взгляд на жизнь.Кирилл Паровых – художник-исследователь, изучивший историю, религию, традиции, обычаи своего народа. Работал в свободном жанре: карикатура, графика. Занимался прикладным творчеством: резьба и выжигание по дереву, деревянная скульптура.
Родился Кирилл Паровых 26 октября 1964 года в п.Тибей-Сале Тазовского района. До школы, как и все ненецкие дети, учился пасти оленей, закидывать аркан, участвовал в ловле рыбы. «С четырех лет, - вспоминает К.Паровых, - я стал рисовать на снегу кусочком рога оленя, который дала мне мать… Она думала, что я играю, бегаю где-то, как все дети, а я уходил далеко от чума со своей собачкой и рисовал, рисовал, рисовал…»
К. Паровых поступил и окончил Тазовскую школу-интернат. В течение 10 школьных лет он не переставал творить: выжигал, вырезал фигуры из дерева, делал зарисовки, наброски к новым произведениям, дорисовывал неоконченные.
Образование продолжил вНижневартовском техническом училище № 41, получив специальность автослесаря-водителя. Работал в аэропорту заправщиком. Работа была прервана службой в армии. Вернувшись, он решает заняться любимым делом и устраивается художником-оформителем.
В 1990 году поступил в Институт народов Севера имени Герцена на факультет «Художественная графика». Из-за болезни (воспаление легких) обучение пришлось оставить, так как сырой, влажный климат обострил заболевание.
Его творчество связано с религиозными представлениями ненцев.
Самый главный бог у них – верховное существо Нум, бестелесное, не имеющее никакого образа. Он является творцом земли и всего на ней существующего.
Ненцы редко обращались к богу, только в самых важных случаях. Возможно, чаще всего это было связано с различными явлениями природы. Нуму приносили в жертву ежегодно весной и осенью белого оленя.
Не один Нум – дух неба – был предметом почитания ненцев. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, принимающими непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости, огорчения, посылая на них болезни и смерти.
Земля, реки, озера, отдельные урочища имели своих хозяев – духов. Например, дух Идерв (дух воды) мог способствовать хорошим уловам, поэтому после каждого лова рыбы ему приносили в жертву какие-либо предметы, опуская их прямо в воду. Рога принесенных в жертву оленей оставляли на ветках лиственницы.
Хозяину огня посвящались особые олени темной масти. Злое начало ненцы представляли в виде Нга – духа болезни и смерти, который жил под землей, в темноте, за семью слоями вечной мерзлоты.
По мнению ненцев, с рождения человек оберегается духами. Янебя– мать земли – считалась покровительницей женщин; Ямюня, несущая земную ношу, помогает женщине разрешиться от бремени (родов). Ребенок качается в люльке, на дужке которой прикреплен клык медведя, отпугивающий злых духов.
Домашние духи (хэхэ) связаны с жилищем и семьей. Они хранятся в священном углу чума (си). Одной из лучших картин К.Ф.Паровых, в котором ярко отражены религиозные и философские взгляды художника, является произведение «Гармония вечности».
Белое и черное. День и ночь. Лето и зима. Вечная борьба добра с темными силами зла. На картине нарисованы три круга. Круг первый – Полярный круг. Круг второй – наша земля. Круг третий – необъятный.
В центре картины помещена вечно молодая женщина, в религии ненцев ее называют Я’небя – матушка Земля. Чуть ниже изображен огонь, согревающий и дающий пищу и свет.
Волосы женщины образуют чум, потому что именно она в первую очередь заботится осохранении своего дома, продолжении рода, воспитании подрастающего поколения. От женщины отходят четыре орнамента, они изображают основные виды деятельности северных народов.
Первый орнамент – «Крылья гуся» – переходит в изображение перелетных птиц.
Второй орнамент – «Локоть лисицы» превращается в песца (охотничьи промыслы).
Третий орнамент – «Лежащие рога оленя» - переходит в изображение оленей (оленеводство).
Четвертый элемент многих ненецких узоров – ромбик – превращается в рыб (рыболовство).
Мы видим на картине природу, четыре времени года, четыре стороны света.
С границы первого круга начинается история сохранения культуры северных народов, здесь мы встречаемся с ненецкими шаманами всех категорий и поколений, хранителями религии, традиций и обычаев.
С границы Земли продолжается эта тема, но уже в более обширном значении этого слова. Люди доброй воли взялись за руки и вместе предостерегают нас от ошибок. В одном круге стоят люди разных национальностей: русские и африканцы, японцы и американцы, ненцы и индейцы.
К. Паровых, создавая картину, хотел убедить нас в том, что наступит время, когда люди доброй воли соберутся вместе и скажут «нет» войнам, болезням, смертям, пожарам, алкоголю, всем другим темным силам зла. И тогда на Земле наступит мир, истинный гуманизм.
Тема смерти, жизни, грусти и печали отражена в следующих двух полотнах «Жизнь и смерть», «Танец духов огня».На мой взгляд, это самая трагичная и печальная тема, которую Кирилл Паровых не мог обойти в своем творчестве.
В религии ненцев существует нижний мир, семь слоев подземного мира, подземного царства. Нижний слой – слой самый холодный и темный, из него нет выхода. Это мир, которым правит бог болезней и смерти – Нга. Жестокий и коварный, он без жалости отнимает у всего живого самое ценное, что у них есть, он отнимает у них жизнь.
На картине со стрелой в груди лежит мужчина, над ним склонился шаман, правой рукой он пытается задержать прислужников смерти, с левой – огонь, посредством которого он лечит больного.
Но духи смерти вырываются из-под земного царства и кружат над шаманом, пытаясь помешать ему спасти человека.
Шаман от них огражден своей сверхъестественной силой. Капли крови не дают Нга покоя, ему хочется новой жертвы.
Предвестники смерти – это вороны, долго кружащиеся над могилами. Их карканье и звон колокольчиков над кладбищем постоянно напоминают людям о нижнем мире.
Жизнь – это факел, который дается на время, и наша цель – пронести его ярко горящим и передать грядущему поколению.
На полотне «Танец духов огня» женщина взывает духов к милосердию, доброте. Сами духи рождаются из огня и танцуют подобно языкам пламени.
С левой стороны огонь разгневан, он сжигает все, что встречает на своем пути: селения и города, леса и тундру.
Солнце – это источник энергии, и не случайно оно нарисовано в центре.
С правой стороны мы видим закат и первозданную природу Севера.
Немало произведений К.Паровых написано по мотивам легенд, сказаний, мифов. Среди них «Легенда о возникновении рода Паровых».
По-ненецки род называется «еркар». С вопроса «еркарарнгамгэ?» (какого ты рода?) начинается знакомство людей в тундре. Неслучайно в ненецких сказаниях герои не носят личных имен, а только родовые названия, например: «Харюци-вэсако» (старик рода Харючи). Дело в том, что безродный у ненцев просто не считается за человека. Родовая принадлежность связывает людей с их предками и потомками, устанавливает преемственность поколений.
Легенду о происхождении рода Паровых художнику поведал его дедушка Тихон Паровых незадолго до своей смерти. Она и легла в основу картины «Легенда о возникновении рода Паровых».
В давно ушедшие времена в верховьях реки Таз жили два брата, была у них красавица сестра Нунсыртя, отмеченная особым знаком принадлежности
к верховному миру, к самому богу, создателю всего живого – Нуму. Она обладала даром предвидения, могла лечить болезни. Нум всячески поддерживал эту семью. Потому в реках и озерах не переводилась рыба, в лесах проживало множество зверей и птиц.
Однажды осенним днем братья ушли на охоту, оставив свою сестру без защиты. Проезжавшие мимо воины-селькупы (хабисаю) увезли красавицу в свои края.
По возвращении с охоты братья долго искали сестру, но так и не смогли найти. В ту же ночь духи неба разгневались и жестоко наказали братьев, молниями они сожгли их чум, нарты и лодки.
В панике братья бежали, а впереди их ждала суровая зима, в которой им предстояло выжить.
С того времени и появился род Паровых, что в переводе с ненецкого означает «сгоревший».
К. Паровых – признанный художник Тазовского. И все, кто видит его полотна, восхищаются талантом художника, его простотой и сложностью яркостью и необычностью.
В декабре 1996 года на 33-м году жизни перестало биться сердце замечательного человека, талантливого художника-самородка Паровых Кирилла Филипповича – славного сына маленького ненецкого народа.
Он был добрым наставником своих маленьких земляков – учил их рисованию и резьбе по дереву, по кости. Дети его любили и с нетерпением ждали каждой встречи с ним. У него были большие планы, большое будущее…
Кружковцы Тазовского Дома творчества свято берегут работы, переданные художником в краеведческий музей еще при жизни, и используют этот самобытный материал при изучении истории родного края, национальных обычаев, традиций, культуры ненецкого народа.
Спасибо за внимание! Надеемся, что вам было интересно. Возможно, у вас появились вопросы?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Прекрасное далёко
Сладость для сердца
Мать-и-мачеха