Вложение | Размер |
---|---|
l.i.shashkov-osnovatel_tazovskogo_kraevedcheskogo_muzeya.docx | 30.84 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Тазовский районный Дом детского творчества»
Районный конкурс экскурсоводов музеев и музейных комнат образовательных организаций Тазовского района, посвященный
истории культуры Тазовского района.
Тема экскурсии
«Л.И.Шашков –
основатель Тазовского краеведческого музея»
Продолжительность экскурсии – 15 минут
Подготовили:Уварова Е.А.
Методист Дома творчества Вакилова Галина Валентиновна.
Тазовский
2017 год
Тема экскурсии:«Л.И.Шашков – основатель Тазовского краеведческого музея»
Цель:познакомиться с биографией человека, внёсшего значимый вклад в культурное развитие нашего посёлка, проследить его творческий и карьерный путь.
Задачи:
- изучить биографические данные и условия формирования творческих наклонностей личности;
- познакомиться с вкладом, который внёс художник в развитие культурной сферы нашего посёлка;
- расширить знания об изобразительном творчестве моих земляков.
Вид экскурсии: тематическая, школьная, передвижная.
Форма: рассказ экскурсовода
Методические приёмы: показа и рассказа, локализации событий, драматизации событий, экскурсионной справки, ссылки на очевидцев, персонификации истории, показ презентации.
Экспонаты: фотографии, документы, картина, фильм.
Маршрут:
Текст экскурсии:
Добрый день, уважаемые гости музея! Мы приглашаем вас на экскурсию, которая расскажет об интересном и талантливом человеке, чье творчество, энтузиазм, энергия были отданы становлению культуры, организации Тазовского районного краеведческого музея.
Шашков Леонид Иванович родился в белорусском городе Кричев Могилёвской области 19 ноября 1955 года. Отец работал на железной дороге, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Семья жила небогато, но, тем не менее, это не мешало сохранять тёплые, дружеские внутрисемейные отношения. С самого детства мальчик любил рисовать. Детская мечта привела юношу после окончания 10 классов в Бобруйский художественный техникум. Лёня твёрдо решил поступать на отделение живописи. Но конкурс был очень высоким, и по итогам вступительных испытаний Леониду предложили поступить на отделение «Резьбы по дереву». У Леонида Ивановича не было особой тяги к этому направлению в искусстве, его мечты занимала только живопись, поэтому он предпочёл вернуться домой, чем заниматься нелюбимым делом. Тем не менее, неудача не отбила интереса к рисованию. До призыва в армию молодой парень, благодаря своему таланту, даже зарабатывает на жизнь: занимается оформительством.
По мнению Леонида Ивановича, армия превращала мальчишек, у которых в голове ещё буянил ветер, в настоящих мужчин: взрослели не только физически, но и взгляды на жизнь тоже становились более серьёзными. Возвращение из армии омрачилось нерадостным известием: «Девушка не дождалась!» Получилось так, что ничего не держало молодого парня в родном городе, можно было пуститься по свету в поисках романтики. Так, по предложению друга, Леонид отправляется на Север. На вопрос: «Почему Вы выбрали именно Север?» Леонид Иванович отвечает: «Тогда почти все уезжали на Север, мода, что ли, на него была, ну вот и мы с другом ткнули пальцем в карту и решили поехать в Сургут». Поначалу судьба к Леониду Ивановичу не благоволила, вместе с другом он жил на вокзале, подрабатывал, где приходилось. Вопрос и с местом жительства, и с трудоустройством решился неожиданно. Проходя мимо здания с вывеской «Гипротюменьнефтегаз», решили зайти просто так, «наудачу». Это оказалось дочернее предприятие крупной геологоразведочной фирмы, которая находилась в городе Тюмень. Основные направления в деятельности ГТНГ тогда были: полевые камеральные работы; топографические работы; геологические работы; обустройство месторождений для нефтяных и газовых компаний. Леонида назначили топографом. Работал на разных месторождениях, так что путешествовал по северным краям немало. В 1979 году компания ищет людей, которые будут отправлены в экспедицию в посёлок Тазовский. Выбирали команду, состоящую в основном из молодых парней, которые ещё не успели обзавестись семьёй. Леонид Иванович вместе со своим другом тоже попадают в эту команду. Вскоре они отправляются в Заполярье, край метелей и суровых морозов.
Этот далёкий посёлочек настолько полюбился молодому парню, что после расформирования геологоразведочной экспедиции в 90-е годы Леонид Иванович остался в Тазовском, множество профессий сменил: работал на распилке леса, плотником, подсобным рабочим в речном порту. Никакой работой не гнушался. Условия быта были тоже не из лёгких. «Тогда в Тазовском не было ни дорог, из машин, которые есть сейчас, только рабочие грузовики. Поэтому в весеннюю распутицу приходилось добираться по деревянным тротуарам, по улице Почтовая - это тогда была центральная улица посёлка» - с усмешкой рассказывает Шашков. И всё же, даже в этих условиях, художник не забросил своё увлечение к изобразительному искусству. Он пишет так, как чувствует душа. А душу в это время покоряют суровые Северные пейзажи, бескрайние просторы тундры. Потому и не вернулся на свою историческую родину. Романтика открытий крепко пленила его ум и сердце. Всё свободное время занимали путешествия, краски и холсты. Случается так, что в 1883 году в посёлок приезжает питерский художник, чтобы оформить клуб «Икар». Узнав об этом, Леонид Иванович одним из первых спешит на встречу с человеком, которого считает близким по духу. Художник тоже ищет помощников и единомышленников, коим и стал Леонид Иванович. После совместной работы над оформлением клуба, а она с перерывами шла около двух лет, художник посоветовал Леониду получить специальное художественное образование, ведь талант в молодом парне был очевиден, а образование помогло бы ему сделаться более востребованным. Кстати сказать, клуб «Икар» долгое время оставался одним из самых любимых мест отдыха тазовчан, центром культуры и досуга.
Послушавшись совета, Леонид Иванович в 1985 году поступает в Московский Заочный Народный Университет Искусства (ЗНУИ) на факультет станковой живописи и успешно оканчивает его в 1989 году (док.1). Немного об этом университете: ЗНУИ - старейшее, уникальное и единственное в своём роде учебное заведение в стране, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом. В ЗНУИ обучаются самые различные слои населения: пенсионеры, инвалиды, заключённые, домохозяйки, учителя, врачи и т.д. В Университет принимаются все желающие заниматься творчеством, независимо от образования, основной профессии, места жительства и специальной подготовки, как граждане РФ, так и жители ближнего и дальнего зарубежья. Школу ЗНУИ прошли тысячи талантливых людей, а его выпускниковможно найти в любой точке мира. Имена многих из них вошли в историю российского и мирового искусства. Учёба талантливому от природы человеку давалась легко и, несомненно, способствовала приобретению навыков художественного мастерства (док.2).
Другим увлечением Леонида Ивановича в Тазовском стала история и этнография северного края. Леонид не раз вместе с друзьями выезжал на охоту в тундру, много путешествовал по необъятным просторам этого сурового края. Во время путешествия молодые люди находили древние стоянки людей, полуразрушенные предметы быта: остатки битой посуды, наконечники стрел, необычные рыболовные принадлежности, медные бляхи с изображением Георгия Победоносца. Леонид Иванович считает, что наш край малоизучен, здесь каждый холм хранит тайну, а стоянки людей 5-6 века можно встретить на каждом шагу. Интерес к жизни и культуре коренных народов Севера, к истории малообжитого северного края, не только подвиг его к коллекционированию предметов старины, но и вдохновил на написание картин о жизни людей в тундре (док.3). Но особенно интересовала всех древняя Мангазея (1601-1673 годы), не зря эта крепость фигурирует на страницах учебников истории России. Поездки с товарищами на экскурсию в исторические места тоже увенчались успехами. Молодые люди собирали остатки предметов быта, оружия, и всё это хранил у себя дома Леонид Иванович (док.4). Его интерес к истории края, необычной природе проявлялся не только в собирательстве археологических диковинок, но и в творческом выражении увиденного - запас картин самобытного художника ежегодно прибавлялся (док.5). Постепенно к Леониду Ивановичу домой стали ходить люди, как в музей, что бы посмотреть на собранную коллекцию. «Особенно часто приезжали иностранцы, так как уже в те времена ЯМАЛ являлся одним из самых крупных поставщиков нефти и газа. А людям надо было что-то рассказать, показать, вот и водили их ко мне. Потому что некуда больше было, даже крохотного музея и того не было!» - восклицает Леонид Иванович. И продолжает: «Вот и пришла мне тогда в голову мысль создать музей, и экспонатов поднакопилось, и районное начальство создание музея поддержало. Свою работу музей начал в 1994 году» (док.6).
Тазовский районный краеведческий музей в настоящее время – это исследовательское и культурно-образовательное учреждение, в котором хранятся памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, связанные с историей, жизнью и бытом населения, природой Тазовского района (док.7).
А поначалу музеем служила маленькая комнатушка, которая располагалась по улице Пушкина, в том здании, где сейчас находилась районная телестудия «Факт». В этом небольшом помещении были размещены все экспонаты, которые приносили жители посёлка, но большая часть из них принадлежала Шашкову Леониду Ивановичу – первоначально он передал музею 99 экспонатов из личной коллекции. «Меня назначили директором музея, но в тоже время мне приходилось выполнять и ряд других обязанностей, поскольку тогда других работников в музее не было,» - рассказывает Леонид Иванович (док.8). Но вскоре дела музея пошли лучше, потому, что появлялись люди, готовые помогать музею. Не малый вклад в сохранение музейных ценностей внесла, например, Коновалова Татьяна Михайловна – хранитель фондов краеведческого музея (док.9). Но и сам Леонид Иванович не сидел сложа руки. Чтобы создать экспозицию, отражающую жизнь и быт коренных народов Севера (док.10), ему пришлось отправиться в этнографическую экспедицию в такие отдалённые сёла нашего района, как Гыда и Антипаюта (док.11).
За всю историю своего существования районный краеведческий музей перетерпел не один переезд, в связи с этим многие экспонаты музея сильно пострадали и их восстановлением тоже занимался Леонид Иванович. В историческом зале музея находится деревянный макет древней Мангазеи и макет церкви Василия Мангазейского (док.12). Чтобы создать эти макеты, Леониду Ивановичу пришлось перечитать горы исторической и специальной литературы, не один раз побывать на месте раскопок. А на создание каждого из макетов ушло по полтора года. Под впечатлением прочитанного и увиденного, вид древней крепости, её обитатели так четко представились художнику, что постоянно занимали его воображение, и он пишет одну за другой картины на тему древней Мангазеи, две из которых выставлены в историческом зале музея (док.13).
Свои картины художник не считал и не копил в кладовке. За свою жизнь Леонид Иванович написал их более ста пятидесяти. В 1987 году в Тюмени состоялась персональная выставка самобытного художника (док.14). Несколько выставок проходило в родном посёлке: в клубе «Икар», в Районном доме культуры, в Центре национальных культур посёлка Тазовский в празднование 75-летия образования Тазовского района (док.15). После знакомства с творчеством Л.И. Шашкова многие поклонники его таланта просили продать ту или иную картину. Большую часть творений он раздарил друзьям. Особенно пользовались спросом картины в то время, когда ещё не было современной цветной фотографии. Но и в настоящее время интерес к картинам не иссякает, ведь в отличие от фотографии в картинах выражается душевное состояние художника, его любовь к родному краю, умение заметить и поймать неповторимые краски заката, рассвета, звёздной ночи. Например, Елена Александровна Коломеец увезла с собой в Тюмень три картины, две у друга в Новом Уренгое, и так по всей стране.
Чаще всего пользуются спросом пейзажи нашей неповторимой Северной природы (док.16). С большой любовью художник изображал улицы старого посёлка. Рисовал он их по памяти. Эти картины особенно дороги тем, кто вместе с Леонидом Ивановичем стоял у истоков становления и развития нашего посёлка. Поэтому чаще всего такие художественные творения уходят к старым и проверенным друзьям (док.17). Часть своих картин художник подарил районному краеведческому музею. Это картины: «Хальмеры» (1992 г., холст, масло), «Фактория» (2000 г., холст, масло), «Танец шаманов» (1997 г., холст, масло), «Священная семёрка» (1999 г., холст, масло), «Мангазея. 17 век» (1994 г. ДВП) и другие. Картины художника необыкновенно дополняют экспозиции краеведческого музея, будь то зал этнографии, зал археологических находок или исторический зал (док.18).
О своей работе художник говорил так: «Я не жалею о выбранном пути». Труд самобытного мастера отмечен Дипломом начальника департамента по культуре, искусству и кинематографии администрации Ямало-Ненецкого округа (2003 год); Благодарственным письмом главы Тазовского района Харючи Н.Н.(2008 год); Почётной грамотой главы Тазовского района Иванова А.И. (2010 год) (док.19)
При подготовке материала я нашла в музее Дома творчества вырезки из газет «Советское Заполярье», где опубликованы воспоминания людей, хорошо знавших Леонида Ивановича. Вот некоторые из них:
Шашкова Тамара Николаевна (жена):
«Леонид очень хороший человек. Добрый, ласковый, заботливый. Я никогда не жалела о том, что мне пришлось связать свою судьбу именно с ним. Жили мы дружно, почти никогда не ссорились. Бывали, конечно, у нас, как и у всех, обиды друг на друга, но они мелкие и несерьёзные. Я счастлива от того, что связала свою жизнь именно с ним».
Коновалова Татьяна Михайловна (коллега):
«Хороший работник. Всегда был спокоен, нетороплив. Считал, что прежде, чем что-то сделать, надо всё тщательно взвесить».
Максим Казаков (коллега):
«Нормальный мужик, всегда мог протянуть руку помощи. В музее его очень ценили и уважали».
Умер Леонид ИвановичШашков в сентябре 2016 года, но память об этом человеке останется в сердцах многих людей.
В нашем музее всего одна картина художника Шашкова, обратите внимание, «Священное место». Четко прорисованные детали, правильно подобранные краски. Глядя на эту работу, ты уже представляешь как выглядит, что находится на священном месте.
Выводы.
Я считаю, что именно на таких людях и держится наш посёлок. На первый взгляд незаметных, спокойных, не кричащих о себе с экранов телевидения и со страниц газет. Своим неторопливым трудом, с осознанием, что и для чего необходимо сделать, эти люди служат культуре и процветанию своей малой родины. И не так уж важно им, оценят ли современники и потомки их вклад в развитие посёлка или нет. А ведь это так необходимо нам, молодому поколению! Необходимо, чтобы начатое дело не заглохло, чтобы появлялись новые идеи, чтобы наш посёлок становился цивилизованнее год от года. Изучив жизнь и творчество самобытного художника Шашкова Леонида Ивановича, я пришла к выводу, что условия его жизни ничем не отличались от условий жизни и воспитания сотен тысяч других людей. Ему не привелось вращаться в кругах мира художников, он никогда и не стремился туда попасть, он не стал всемирно известным художником. И, тем не менее, его талант нашёл своё проявление и в творческой деятельности и в трудовых достижениях. Этот человек внёс огромный вклад в культурное развитие нашего посёлка, ведь именно благодаря Леониду Ивановичу в нашем посёлке функционирует уникальный краеведческий музей. Его картины радуют людей в разных уголках нашей страны. Обращаясь к цитате Л.Н. Толстого, можно сказать, что Леонид Иванович художник ищущий, и именно поэтому зритель, посетивший выставку, сливается своими чувствами с миром чувств художника, восхищается красотой нашего края, неповторимым языком красок, с помощью которых художник передаёт зрителю свою любовь к окружающему миру.
Спасибо за внимание! Надеемся, что вам было интересно. Возможно, у вас появились вопросы?
Лупленый бочок
Чья проталина?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Серебряное копытце
Лавовая лампа