Изучение истории возникновения и развития школьного музея
МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа» для последующего создания виртуальной экскурсии по музею.
Вложение | Размер |
---|---|
2022_issledovatelskaya_rabota_muzey_i_istoriya_sela_gurulba.doc | 82 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Иволгинское районное управление образования»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»
XXIV республиканская
научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция «Краеведение»
Тема: «Страницы истории села Гурульба»
Автор работы: Бондаренко Ирина,
ученица 8 Б класса
Руководитель: Бадмаева Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гурульбинская СОШ»
г. Улан-Удэ
2022г.
Оглавление
III. Заключение.
VI. Библиография.
V. Приложение.
Введение
Актуальность исследования.
Зачем нужны музеи? Музей – это память, это возможность оглянуться назад, это надежный хранитель истории. Много есть музеев в нашей стране, на территории моей республики. Но с особой теплотой мне хочется рассказать о своем школьном музее. С этого музея начинается воспитание
подрастающего поколения, формируется интерес к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка.
Цель: изучение истории возникновения и развития школьного музея
МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа» для последующего создания виртуальной экскурсии по музею.
Задачи:
- познакомиться с историей создания школьного музея;
- изучить нормативную документацию музея, программные документы;
- определить перспективы дальнейшей работы музея.
Объект исследования: музей МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»
Методы исследования:
Основная часть
1. История возникновения школьного музея
С чего начинается Родина? Моя Родина начинается с дома, в котором я родилась, с улицы, на которой я играла со своими сверстниками, с села, где все родное и близкое сердцу. Моя Родина – село Гурульба Иволгинского района Республики Бурятия. Я люблю его и стремлюсь получше узнать его историю. Время проходит, и мы забываем многие важные детали. Остаются уже всё более и более сухие факты, сводки, описания событий. Для того чтобы сохранить воспоминания, в школе создан музей, где собирается и хранится память о нашем крае. Я часто бываю в музее (хотя он находится в здании строй школы), помогаю в оформлении стендов, а в прошлом году провела сама первую экскурсию по музею.
Начав исследовательскую работу по данной теме, я посчитала необходимым встретиться с руководителем и хранителем нашего музея МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа» Кузнецовой Раисой Васильевной, педагогом – ветераном Гурульбинской СОШ, учителем начальных классов (см. приложение 1.1). Она с удовольствием поделилась воспоминаниями о том, как создавался школьный музей.
«Первое здание школы было построено в 1900 году (см. приложение 1.2) на средства богатого купца Петра Яковлевича Трунева. Изначально школа была церковно-приходская, в которой обучался только 1 класс.
В 1951 году школа готовилась к первому выпуску семиклассников, и к этому году в школу приехали работать учителя-предметники по русскому языку, математике, ботанике, истории и географии. Преподавателем по истории и географии стала Каратуева Тамара Степановна (см. приложение 1.3). В 1955 году в честь 10-летия Победы в Великой Отечественной войне Тамара Степановна со своими учениками начала составлять списки гурульбинцев, защитников Родины. Далее, уже в 1959 году, она предложила своим воспитанникам собирать утварь и записывать рассказы об истории села. Так началась история музея.
К шестидесятым годам собрано было уже так много интересного материала, что необходимо было найти ему применение, т.к. экспонаты хранились в ящиках, а письма и материалы (фотографии, письма с фронта) находились в шкафу у Тамары Степановны. С 1963 года я помогала ей, т.к. родилась и выросла в с. Гурульба. По состоянию здоровья Т.С. Каратуева ушла на заслуженный отдых, и я стала руководить музеем. Количество воспитанников в школе увеличивалось, школа переехала в новое здание, и решено было музей оставить в здании старой школы, где и началась его история, где начала свою педагогическую деятельность Каратуева Тамара Степановна, основатель музея.»
2. Основные разделы музея.
Музей наш начинается с этнографического раздела, когда обучающиеся собирали вещи старины. Это были 50-60-е годы. Раздел этот назвали «Утварь. Предметы быта прошлых лет». Здесь можно увидеть элементы домашней утвари: самопрядки (раньше они находились в каждом доме, поскольку в каждом дворе водились бараны), ручные швейные машинки, самовары, фонари различных форм и размеров, берестяную, деревянную и фарфоровую посуду, примусы, 7-ми и 10-ти линейные керосиновые лампы, мельницы, для перемалывания зерна в муку, так же предметы быта, которые использовали в колхозе: пилы, вафельницы, умывальники, коромысла, грабли и ухваты (см. приложение 1.4).
Каждый год этот раздел чем – то пополняется. Ребята записывают песни, частушки, которые пели и поют в нашем селе, разучивают старинные танцы, встречаются со старожилами нашего села.
Второй раздел посвящён истории села Гурульба. Собранный материал рассказывает об истории села от артели до колхоза,совхоза,учхоза, о том, как и когда, кем формировался колхоз, кто первый вступил в колхоз, кто был первым председателем, когда наши артели объединились в один колхоз «Первомай». Собран материал о передовиках производства, оформлены стенды, в альбомах записаны беседы, отзывы людей об образовании колхоза. Есть многолетние данные по колхозу о количестве сельскохозяйственных угодий, об урожайности, о поголовье скота, о количестве техники.
Колхоз был образован от артелей «Скороход» (7 дворов) и «Хлебороб» (10 дворов). Артели воссоединились и образовали товарищество—ТОС, позднее, в 1932 году оно стало колхозом «Первомай». Первый председатель — Загузин Гаврила Иванович, неграмотный, но понимающий коллективную работу. В 1934 году на посту его сменил Загузин Фавст Кириллович, который руководил колхозом до 1939 года. До войны колхоз был миллионером. В состав колхоза входили бригады: овцеводческая (4 отары), птицеводческая, свиноводческая, звероводческая, садоводческая, пчеловодческая, овощеводческая, полеводческая, коневодческая( 2 бригады), МТФ. Эти бригады в 1939 году дали доход в 1 миллион 456 тысяч, за что председатель был премирован путевкой на ВДНХ, где встретил сообщение о войне.
Фавст Кириллович Загузин ушел на войну в 1941, с войны пришёл в 1946 году и снова возглавил колхоз до 1953года. В 1959 году колхоз преобразовали в учхоз, который просуществовал до 2012 года. Было много директоров учхоза «Байкал». На сегодняшний день только в памяти остались столь громкие когда –то слова: артель, колхоз, учхоз. Музейный стенд хранит фотографии тружеников колхоза и учхоза, грамоты, награды, медали, похвальные письма и многой другой информации, связанной с развитием и зарождением села Гурульба (см. приложение 1.5).
Третий раздел посвящён истории Гурульбинской школы. Много информации о церковноприходской школе: как обучали, кто учил, как звали первых выпускников школы.
Впервые школа открыла двери в 1902 году, была церковно-приходской. В музее представлен список первых учеников, их было 9 человек. (см. приложение 1.6).
Изначально школа имела один класс. Изучали письмо, арифметику, чтение, закон Божий. Первой учительницей и директором школы стала Бобровникова Елена Петровна, которая была выписана из г.Кяхта. В школе учились только мальчики. Церковно- приходскую школу сменяет «Школа Труда 1 ступени». Эту школу закончили 3 ученика:
Загузин Александр Павлович
Загузина Антонина Кирилловна
Жаркова Анастасия Александровна.
В 1932 году они вернулись в свое село уже в качестве учителей начальных классов. Загузин Александр Павлович стал директором Гурульбинской начальной школы. В начале войны он уходит на фронт. Директором школы с 1941 года по 1946 становится Жаркова Анастасия Александровна , которая в непростое военное время продолжала обучать детей. А
В 1951 году школа была реформирована в семилетнюю общеобразовательную школу.
С 1951 по 1960 годы школой руководит Бальбуров Николай Петрович. В эти годы она стала восьмилетней общеобразовательной.
С 1992 года школа принимает новый статус - неполной средней общеобразовательной. В это время возглавит ее Бусыгин Анатолий Иванович.
Постановлением №233 от 16 сентября 1998 года Администрации местного самоуправления Иволгинского района Гурульбинская неполная средняя школа реорганизована в среднюю общеобразовательную школу. Директором стал Доржиев Юрий Александрович. При нем школа отметила 100- летний юбилей.
В 2019 году произошло грандиозное событие, которого ждали более 20 лет- открытие новой школы. Её руководителем стал бывший ученик Гурульбинской СОШ –Гармаев Баир Владимирович.
В музее представлены планшеты, посвящëнные таким темам: «Отличники народного просвещения», «Директора школы», «Имена в истории школы», «Выпускники в белых халатах», «Выпускники в народном образовании», «Кадровые военные», «Они видели Чечню…», «Знакомые лица учителей» и многие другие.
Многие выпускники школы стали уважаемыми людьми. Некоторые из них:
Четвертый раздел, посвящëнный Великой Отечественной войне, самый большой в музее. Здесь собрано множество фронтовых историй наших земляков, фотографий защитников Родины, планшетов и раритетов. Из Гурульбы на фронт ушло 210 человек. Не вернулось 70. Остальные 140 человек после войны поднимали колхозное хозяйство и подворья.
О многих участниках фронта в музее собраны краткие биографические справки их военного пути (см. приложение 1.7) , которые внесены в книгу Памяти.
«В Гурульбе война не бушевала, но она изранена войной,- повторяет хранительница музея Кузнецова Раиса Васильевна. -Люди семьями уходили на фронт. Одна из таких семей - Москвитины. На фронт ушли отец и сыновья: Москвитин Александр Аккимович, Москвитин Константин Александрович и Москвитин Иван Александрович. Погиб младший сын, Константин Александрович, воевавший в Литве. В музее как экспонат находится его тетрадь по русскому языку 1920-х годов (см. приложение 1.8). Его первой учительницей была Жаркова Анастасия Александровна, в годы войны –директор школы.
Случалось так, что многие и на войне встречали свою судьбу. Фронтовой шофëр, Загузина Нина Павловна, подобрала умирающего солдата в бою и увезла в госпиталь. Через год они нашли друг друга на дорогах войны и поженились.После войны чета Загузиных вернулась в Гурульбу. Это стало фронтовой легендой. Их старший сын, Загузин Валерий Павлович, позже стал полковником Советской армии.
В музее представлены и другие материалы из военной биографии гурульбинских бойцов:
Женщины в белых халатах на войне:
Их имена навсегда увековечены на мраморных плитах памятника и в наших сердцах. Памятник в селе Гурульба реконструировали в 2010 году. Под руководством Кузнецовой Раисы Васильевны была проведена большая работа по списку бойцов: поиск и уточнение данных. В настоящее время памятник огорожен, а его площадь выложена плиткой.
В музее сохранена газета от 10 мая 1945 года, которая содержит послание Сталина народу.
Заключение.
В ходе осуществления исследовательской работы я поняла, что музей был создан с целью сохранения истории родной земли. Он хранит память о людях, которые жили в нашей местности, их быте и укладе жизни.
История нашего села уходит вглубь веков, переходит в легенды и предания, становится частью памяти. И всё это собрано в нашем музее. Мы, молодое поколение, гордимся делами своих дедов, прадедов, отцов, матерей. Я люблю своё село и горжусь тем, что здесь родилась и живу.
Библиография.
1.Серебренников Г.Н. Организация и содержание научно-исследовательской работы музеев, М., 2010
2.Научно-исследовательская деятельность музеев/ Музейное дело России, М., 2012.
3.Личные воспоминания Кузнецовой Р. В.
Сказка про Серого Зайку
Рисуем тыкву
Мороз и заяц
Рыжие листья
Свинья под дубом