Итоговый индивидуальный проект
Вложение | Размер |
---|---|
leontev_proekt.docx | 91.18 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мегетская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
«ШКОЛЬНЫЙ СТРЕСС И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ»
Выполнил ученик 8«а» класса
Леонтьев Кирилл
Руководитель:
педагог-психолог Леонтьева Е.Н.
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2020г.
Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)
Мегет 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
3.Заключение …………………………………………………… 16
4.Источники информации ……………………… 16-17
5.Приложения ………………………………………………………17-20
Введение
Актуальность
По мнению ученых, для подростков самый сильный стресс - это школьный стресс. В школе психика детей подвергается атаке со всех сторон. Дискомфортными являются однообразные кабинеты, раздражают некорректные высказывания учителей и обидные выпады одноклассников, повышенная нагрузка, и конечно постоянная проверка знаний, и как следствие, переутомление, хронический недосып, неуспешность. Доказано, что при постоянном стрессе у человека ухудшаются его интеллектуальные способности: снижается способность думать и рассуждать, хуже воспринимается новое, нарушается мышление и логика, становится невозможно сосредоточиться, ухудшается сон и здоровье.
Принято считать, что от стресса страдают преимущественно взрослые люди. Жизнь ребенка или подростка кажется простой и беззаботной: играй, гуляй, ешь по расписанию. Единственное требование: хорошо учиться в школе.
И вот тут ты понимаешь, что хорошо не всегда получается. А в чём причина?
Иногда взрослые списывают неудачи в учёбе на проявления лени. Однако очень часто я замечаю, что сил на учёбу все меньше, особенно к концу года.
Я решил выяснить, что такое школьный стресс, подвержены ли мои одноклассники школьным стрессам и какие методы борьбы существуют, ведь такую информацию можно узнать только у психолога, а на уроках, классных часах и разных мероприятиях об этом не говорят.
Проблема: недостаточное информирование подростков о способах борьбы со школьным стрессом
Цель: создание видео сборника советов «Как бороться со школьным стрессом»
Задачи:
1.Изучить литературные источники по теме школьный стресс и методы борьбы с ним.
2.Сформировать диагностический пакет для исследования уровня школьного стресса у одноклассников.
3.Проанализировать полученные данные.
4.Разработать и создать видео сборник советов «Как бороться со школьным стрессом»
Объект: стрессовые состояния
Предмет: проявления школьного стресса у подростков
Эта работа будет интересна моим одноклассникам и другим учащимся, так как многим знакомо такое состояние, а советы дают сами подростки. Данная работа может быть использована для проведения тематических классных часов и профилактической работы при подготовке к экзаменам.
Основная часть
Стресс – это способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора адекватно количественной и качественной характеристика раздражений.
Слово «стресс» имеет давнюю историю и происходит, по-видимому, от латинского stringere – затягивать. Впервые это слово появилось в произведениях английского поэта Р. Моннинга (в 1303 г.) Термин stress (англ) – давление, нажим, напряжение – в медицине впервые был введен Г. Селье.
Слово «стресс» в настоящее время уже стало неотъемлемой составной частью нашего разговорного языка. Люди, которые употребляют слово «стресс», большей частью хотят сказать, что они чувствуют себя слишком раздражительными; эти люди считают, что их работоспособность не может выдерживать предъявляемые требования в течение длительного времени. Понятие «стресс» в своём изначальном смысле, не связано ни с какой оценкой – оно означает только реакцию организма на раздражение, которое превысило определённую (индивидуально различимую) меру.
2.2. Стадии развития стресса
Развитие стресса во времени Селье разделил на три стадии:
Первая стадия — реакция тревоги — проявляется в момент возникновения стрессовой ситуации. В это время понижается сопротивляемость организма. Состояние тревожности преобладает над другими чувствами на данном этапе. Реагируя на гормоны, организм подготавливается защищаться или бежать. Для данной фазы стресса характерны следующие реакции:
нарушение аппетита и усвоения пищи, потеря способности оценивать собственные действия или мысли, слабый самоконтроль, ощущение беспокойства, тревоги, смена поведения на противоположное (эмоциональный и активный человек замыкается в себе, а уравновешенный — может вспылить или проявить агрессию).
Если человек способен справиться с ситуацией, начинается 2 фаза адаптации. При резистентной стадии происходит усиление защитных сил — организм активно сопротивляется внешнему раздражителю. В этот момент важно найти мотивацию, чтобы справиться с возникшей проблемой. Происходят следующие процессы: мобилизация систем организма, снижение психологических проявлений стресса (агрессивности; процесса возбуждения; чувства тревоги). Если стрессовая ситуация прекращается, постепенно все функции организма нормализуются. В случае сохранения источника — начинается следующий этап развития стресса.
Для данной фазы развития стресса характерно истощение нервной системы — ресурсы организма исчерпаны. Человек не в состоянии справится с факторами, вызвавшими расстройство. В этот момент могут появиться различные патологические состояния: повторное чувство тревоги, комплекс вины, косметологические расстройства (высыпания на коже, выпадение волос, появление морщин и т.п.), психологические расстройства, депрессия, психосоматические заболевания.
2.3.Причины школьного стресса
Психологи утверждают, что одной из причин постоянного школьного стресса могут быть неправильные мотивы учения. Стресс может появиться и в результате расхождения образов «Я». Важным является стиль преподавания учителя, система оценивания и ожиданий. Перегрузка или слишком малая нагрузка не даёт удовлетворения, а значит, приводит к стрессу. Издевательства в школе — это еще один неблагоприятный фактор. Обычно дети не справляются с запугиваниями и издевательствами со стороны сверстников и чувствуют из-за этого эмоциональный дискомфорт. Такая ситуация сильно влияет на психику ребенка. Ученик, который постоянно находится в стрессе, плохо учится и часто болеет.
Подростковый стресс может быть связан с трудностями школьного процесса, когда ученик не может разобраться с какой-нибудь темой или предметом. Особенно подвержены внутренним волнениям отличники, когда получают плохую оценку. Из-за низких отметок ученик может чувствовать давление со стороны более успешных сверстников, учителей и родителей. Оно очень сильно угнетает эмоциональное состояние. Чрезмерная занятость школьника. Спортивные секции, музыкальная школа, творческие кружки — все это хорошо, но только тогда, когда в меру. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха может спровоцировать хроническую усталость. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.
Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим.
Экзамены, ЕГЭ и страх перед будущим, всё это также приводит к стрессу. Немаловажными являются и личностные характеристики ученика в развитии депрессий и стрессовых состояний: высокая тревожность и низкая социально-психологическая адаптивность, заниженная самооценка и неблагоприятный социальный статус в коллективе.
2.4. Признаки школьного стресса
У детей школьного возраста будут отмечаться следующие состояния:
2.5.Методы борьбы со школьным стрессом
Причины стрессов чаще всего нам неподвластны: мы не можем уменьшить нагрузку в школе, отказаться от экзаменов, к развитию стрессов приводят и неудачи в учебном заведении, и ссоры со сверстниками, и недостаток любви. Но стресс – это наши личные ощущения, эмоции, т.е. стресс порождается нами же, нашей реакцией на происходящее, а значит, необходимо изменить отношение к событиям, людям, чтобы уменьшить воздействие стрессоров (особенно отрицательных) на свой организм и сберечь свое здоровье. В связи со спецификой современного обучения, предъявляющего высокие требования к эмоциональным ресурсам учащихся и учителей, возникает, на наш взгляд, необходимость в проведении информационно-просветительской работы. Что можно предложить?
Хотелось бы, чтобы на классных часах были затронуты темы борьбы с школьным стрессом. Классные часы могут проходить в виде дискуссий, игр, викторин, тренингов с привлечением психолога. Проводимые 3-х минутки-тренинги в конце урока (или начале) помогут школьникам преодолевать стрессы, снимать напряжение, а также будут способствовать установлению взаимопонимания между ребенком и взрослым.
Мы понимаем, что с каждым годом учащимся придется усваивать все больше и больше информации. Чтобы это не привело к стрессам, необходимо формировать у детей высокую познавательную мотивацию, так как специалистами доказано, если ученик занимается любимым делом, он без ущерба для своего здоровья (телесного и психического) переносит умственные нагрузки. Речь идет об интересной подаче учебного материала учителем, не оставляющей никого равнодушным. Таким образом, важная задача школы – это воспитание стрессоустойчивой личности, осознанно относящейся к знаниям, умеющей их оценить. А это возможно в том случае, если начиная с 1-й ступени образования, в школе будет проводиться профилактическая работа, направленная на становление и закрепление стрессоустойчивости у школьников (знакомство с приемами самоуправления психическими процессами, массажем, рациональной организацией питания, методами снятия напряжения и т.д.).
Не помешает, если на переменах будет звучать хорошая (классическая) музыка, снимающая напряжение после урока, а вместо звонка на урок будет зазывать приятная мелодия.
Большим подспорьем в борьбе со школьными стрессами является наличие психолога в школе, к которому всегда можно обратиться за помощью. Также в нашей школе есть замечательная сенсорная комната, на занятиях в которой ученики учатся навыкам саморегуляции, могут подготовиться к контрольным и экзаменам, могут справиться с тревожным состоянием, просто расслабиться после трудного дня.
Практическая часть
Работу над проектом я начал еще в 6классе. Поэтому в практической части я решил сравнить результаты диагностики в 6 и в 8классах.
На основании теоретических знаний вместе с психологом мы провели обследование с целью выявления предрасположенности или наличия стресса у моих одноклассников. Для этого был составлен необходимый пакет диагностических методик.
Обследование проходило по следующим критериям:
1.Выявление уровня и вида тревожности у обучающихся (Методика «Определение тревожности и стресса»)
2.Выявление преобладающих стресс- факторов. (Анкета)
3.Выявление способности к релаксации (Анкета)
4. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В.
Рябчикова)
Ниже представлены результаты диагностики.
Диаграмма1. Уровень тревожности у обучающихся .
Из диаграммы видно, что за два года на 4% увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем тревожности.
Диаграмма2. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
По результатам обследования мы выяснили, что уровень самооценки стрессоустойчивости у учеников как в 6, так и в 8классе в основном, выше среднего.
Как отмечалось выше, школьный стресс может быть связан со многими факторами. Мы решили выяснить, какие ситуации вызывают наибольший дискомфорт в школьной жизни учащихся. Была предложена анкета. Результаты представлены в Таблицее1.
Таблица 1.Ситуации, наиболее неприятные для обучающихся.
6а | 8а | |
Прививка | 1ч | |
Вызов к завучу или директору | 8чел. | 11ч |
Дежурство по школе | 2чел. | |
Плохая оценка за урок | 6чел. | 5ч |
Конфликт с учителем | 1чел. | 3ч |
Конфликт со сверстником | 1ч | |
Предстоящая контрольная работа | 6чел. | 2ч |
Ответ у доски | 1ч | |
Личная беседа с учителем | 2чел. | 3ч |
Невыполненное домашнее задание | 8чел. | 3ч |
Замечание в дневнике | 1ч | |
Критика при всём классе | 3чел. | 8ч |
Из таблицы можно сделать вывод, что наиболее стрессовыми ситуациями, для обучающихся 6а класса, являются вызов к директору или завучу, плохая оценка за урок, предстоящая контрольная работа и невыполненное домашнее задание. В 8 классе страх перед вызовом к директору только усилился, также возрос страх в ситуации критики при всём классе, а вот контрольная и невыполненное домашнее задание, у восьмиклассников уже не так вызывают дискомфорт, как два года назад.
Конечно, не всякую ситуацию можно предвидеть, но всякую можно пережить или подготовиться к ней.
Мы спросили у моих одноклассников, а какие способы расслабления они используют в борьбе со стрессом.
Результаты представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3.Способы релаксации.
Из диаграммы видно, что ребята используют разные методы, в основном, прогулки с друзьями и прослушивание музыки, что соответствует возрастным особенностям и рекомендациям психологов.
Но это далеко не все приёмы и методы борьбы со стрессом. Для того, чтобы ребята не забывали о них и активно применяли, мы решили создать видео сборник советов «Как бороться со школьным стрессом».
Проанализировав анкеты учеников и рекомендации психологов, я сформулировал свои советы, которые предложил прочитать на камеру учеников нашей школы.
Далее я монтировал ролик в видеоредакторе. Мне показалось, что он «суховат» и я добавил немного юмора.
Заключение
Работая над проектом, я понял, что школьная жизнь дает достаточно поводов для того, чтобы испытывать состояние беспокойства, напряжения, страха. Не обладая достаточными знаниями и умениями в преодолении эмоционального дискомфорта, учащиеся испытывают множество проблем, итогом которых может стать неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний, депрессивных расстройств. Каждый учащийся должен, по мере возможности, изучить самого себя и найти то состояние, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие для себя он бы не избрал. В этом должны помогать взрослые. Но и у подростков тоже есть возможность помочь себе и другим. Надеюсь, что видео советы, которые я создал, могут стать полезными для учеников нашей школы.
В работе я столкнулся с трудностью: ребята боятся говорить на камеру.
Поэтому пришлось долго искать желающих. На следующий год нам предстоит сдавать экзамены, поэтому я планирую изучить школьный стресс при подготовке к экзаменам.
Источники информации
Приложение1
Задание 1. Методика "Определение уровня тревожности и стресса"
Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером "+", если нет — "-".
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Третий вариант — проблемы есть, но вы стараетесь делать вид, что их нет, уподобляясь одной большой и глупой африканской птице.
Если вы ответили "да" более чем на половину вопросов, вероятно, хорошая учеба дается вам ценой большого нервного напряжения. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планировании своей работы. Временно ограничьте свои контакты несколькими близкими людьми, которые вас понимают.
Методика2
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
Цель методики: Оценка стрессоустойчивости
Сферы применения: Выявление уровня стрессоустойчивости
Примечание по использованию: групповая, индивидуальная
Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут ваши ответы, тем более точный результат вы получите.
Утверждение | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессонницей | 1 | 2 | 3 |
10. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
12. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать себя | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
16. Я все делаю быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
Далее: подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по таблице:
Суммарное число баллов | Уровень вашей стрессоустойчивости |
51-54 53-50 49-46 45-42 41-38 37-34 33-30 29-26 25-18 | 1 – очень низкий 2 – низкий 3 – ниже среднего 4 – чуть ниже среднего 5 – средний 6 – чуть выше среднего 7 – выше среднего 8 – высокий 9 – очень высокий |
Чем меньше, число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.
Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать, ставить цель, осуществлять выбор и т.д., в том числе и контролировать свои эмоции, уметь расслабиться.
Анкета
Поставьте плюс в той колонке, в которой названа ситуация, наиболее неприятная для вас (не более 2х)
Прививка | ||
Вызов к завучу или директору | ||
Дежурство по школе | ||
Плохая оценка за урок | ||
Конфликт с учителем | ||
Конфликт со сверстником | ||
Предстоящая контрольная работа | ||
Ответ у доски | ||
Личная беседа с учителем | ||
Невыполненное домашнее задание | ||
Замечание в дневнике | ||
Критика при всём классе |
Предложите три действенных способа расслабиться
1.____________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Будьте как солнце!
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Знакомимся с плотностью жидкостей
Финист - Ясный сокол
Зимний дуб