Следы диких лесных животных – это первая и самая древняя книга, которую прочитал человек. Уменье разбираться в следах нужно не только биологам, для распознавания числа животных, пола, возраста, среды обитания.
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_ekokolobok.docx | 934.31 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № 31
Экологическая кейс-игра «Green-Team»
6.2. Направление «Экология животных»
Кейс №2
Участники: обучающиеся 2 класса
Команда «Друзья природы»
Девиз:
«В наших бережных руках
Прекрасен шар земной!
Природа создала всех нас
И важен здесь любой!»
Состав команды:
Колобов Степан
Кулиева Зебиниссо
Мамонтова Алёна
Ошкукова Варвара
Ошкукова Светлана
Руководитель: Шанаурина Надежда Михайловна, учитель начальных классов.
Введение
Однажды в яркий зимний день мы отправились на прогулку по крепкому насту в ближайший лес. После оттепели выпал снег, который белым покрывалом расстилался перед нами. Кажется, жизнь застыла. Но вот цепочка каких-то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы крупные, они даже проломили наст. А здесь ровная стежка пересекает поле. Это следы зимней жизни в лесу, которую мы не видим. Большинство зверей очень скрытны и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все животные оставляют следы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать куда оно направлялось и зачем.
Цель: развитие экологическое мышление
Задачи:
- подобрать информацию о следах животных;
- научиться различать следы животных на снегу;
- оформить результаты работы в альбом-отчет;
- сделать постановку театрализованного выступления и записать
видео.
Гипотеза: Если мы научимся различать следы животных на снегу, то больше узнаем о самом животном.
Глава 1. Следы животных
Снег, «белая тропа» – царство следов. Не зря говорится в народных пословицах, «где снег, там и след», или «снегу нету, следу нету». Ни одно движение животного не ускользает от внимательного наблюдения опытного следопыта. Шаг за шагом в лесу почти весь снег исписывается зверем, и вся история его жизни становится открытой и понятной. Не зря порошу, белый чистый снег, особенно свежевыпавший, образно сравнивают с исписанными страницами бумаги, которые легко доступны для чтения даже начинающему следопыту и охотнику. Особенно хороши следы по осенней и весенней порошам, когда снег слегка влажен и на нем остаются самые мелкие детали. По застарелому, крупнозернистому, морозному и глубокому снегу следы зверей видны хуже.
Животные в природе ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их. Разгадать тайны жизни зверей помогают следы их жизнедеятельности. Под следами обычно понимают отпечатки ног животного на почве или на снегу, там, где оно прошло или пробежало. Но погрызенная лосем кора на стволе осины – это тоже след. Животные оставляют после себя разные следы: отпечатки лап; метки, оставляемые зубами, когтями и рогами на разных предметах; мочевые точки; экскременты и др. Мы решили остановиться на отпечатках лап животных, которые они оставляют на снегу.
Определение животных по следам имеет свою специфику, в зависимости от времени года. Летом можно найти четкий отпечаток лапы животного (в грязи, пыли, на мокром песке), но не всегда видно следовую дорожку (цепочку следов). Зимой, напротив, редко можно найти четкий отпечаток лапы, зато, почти всегда, очень хорошо видна следовая дорожка. Но есть признаки, которые не меняются в течение года и позволяют определить неясные следы. Вот эти признаки:
При описании каждого вида основное внимание уделялось следам жизнедеятельности животного, а среди них – основному «документу» – отпечаткам конечностей на мягком грунте или на снегу.
Заяц - беляк. Следы зайца расположены группами по четыре отпечатка: два крупных, параллельных друг другу, впереди, а за ними, несколько наискось друг за другом, два более мелких. И что любопытно – передние отпечатки оставляют задние лапки зайца, а позади их располагаются отпечатки передних лапок! Сделав прыжок, заяц падает на передние лапки, они касаются земли не одновременно, а друг за другом, по инерции задние лапки заносит за передние. Все тело зайца сжимается в комок. В следующий момент заяц с силой отталкивается от земли, задними ногами и… все начинается сначала. Как бы быстро ни бежал заяц, след его всегда одинаков – только расстояние между отпечатками изменяется.
Лось. Копыта средних пальцев лося узкие, заостренные. Они способны широко раздвигаться при ходьбе по мягкому грунту. Копытца второго и пятого пальцев при ходьбе шагом, тем более на бегу, оставляют отпечатки даже на относительно твердом грунте.
У самки копыта несколько уже, чем у самца. Длина отпечатка следа самца лося 10 - 15 см, ширина 8 - 14 см. Длина простого шага взрослого быка от 50 до 100 см, чаще 70 - 80 см. Отличить следы лося от следов крупного рогатого скота и от следов оленей нетрудно по их большей величине, форме копыт (узкие, заостренные), способности их хорошо раздвигаться и по пасынкам, которые обычно оставляют отпечатки на грунте.
Лиса. Следы лисицы, особенно на снегу, можно угадать еще издалека, не рассматривая отпечатков лап. Следы ее очень характерны, так как имеют очень маленькую ширину хода. След тянется ровной линией, будто проведен по струнке, и отпечатки правых ног отклоняются от левых на незначительное расстояние. В художественной или научно-популярной литературе следы лисицы сравнивают со стройной цепочкой. Отдельный след в виде лодочки, удлиненный сжаты пальцы плотно. Отпечатки мякишей боковых пальцев сдвинуты дальше назад, и часто между их передними краями и задними краями двух средних пальцев можно прочертить почти ровную черту или положить спичку. При беге заднюю лапу ставит в след передней.
Кабан. Отличие следов кабана от следов других копытных заключается в том, что величина отпечатков копыт кабана велика относительно недлинного шага. От следов копыт оленей след копыт кабана отличается большей шириной и притупленностью передних концов. По отпечаткам пасынков следы кабана похожи на следы лося, однако следы пасынков кабана расставлены шире, а отпечатки средних копыт закруглены по наружному краю, передний конец копыта кабана тоже закруглен. Копыта кабана могут раздвигаться не так широко, как у лося.
Белка. Зимой подошвы лапок сильнее обрастают шерстью. Размер отпечатка передней лапки около 4×2, задней 6×3,5 см. По земле или по мелкому снегу белка передвигается легкими скачками, будто играет в чехарду. Обопрется на короткие передние лапки, оттолкнется задними и выносит их, широко расставив, далеко вперед. Так что отпечатки более крупных задних лап на беличьих следах почти всегда оказываются впереди отпечатков передних лапок.
Глава 2. Результаты исследования следов животных, обитающих в прилегающей территории, в зимний период.
В ходе исследования мы посетили лес и сделали фотографии. О пребывании животных свидетельствуют следы передвижения животных, оставленный помет или следы кормовой деятельности, которые были обнаруженные на маршрутах исследования. С помощью книг мы узнали чьи это следы.
Заяц.
Отпечатки задних ног всегда впереди передних: на рыхлом снегу беляк сильно раздвигает пальцы (пунктир).
Белка.
Следы похожи на равнобедренную трапецию, большое основание которой развернуто по ходу следа. Передвижение белки схоже с прыжками зайца. И следы от задних лапок, больших по размеру, остаются впереди передних
Лиса.
Следы идут цепочкой, след в виде лодочки удлиненный сжаты пальцы плотно. Отпечатки мякишей боковых пальцев сдвинуты дальше назад, и часто между их передними краями и задними краями двух средних пальцев можно прочертить почти ровную черту или положить спичку.
Косуля.
При спокойном движении по плотному грунту косуля держит копыта сомкнутыми, а поноготки не оставляют отметин на грунте. Следовая дорожка состоит из сдвоенных отпечатков, расположенных поочередно то с одной, то с другой стороны от средней линии движения зверя. При галопе копыта в передней части раздвигаются подобно щипцам, причем на передних ногах всегда несколько шире, чем на задних. Сзади следа часто можно видеть углубления, оставленные поноготками.
Лось.
На ходу нога животного в толще снега наклоняется вперед и спрессовывает снег давлением. Благодаря этому, на передней стенке «стакана» следа уплотненный слой снега смерзается в пластинку или становится грубее и жестче, чем на задней
Глава 3. Результаты анкетирования обучающихся 2-4 класс
Изучив следы, мы решили провести анкетирование среди одноклассников и обучающихся 2-4 классов. Цель анкетирования: выявить уровень знаний, обучающихся 2-4 классов о животных Свердловской области.
Анкетирование предлагалось анонимное и проводилось на основе письменных вопросов и ответов, которые получил каждый участник анкетирования лично.
Анкетирование мы составили так:
1. След, какого хищного зверя похож на человеческий?
А) волк В) медведь
Б) куница Г) лисица
2. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы.
А) волк В) медведь
Б) кабан Г) заяц
3. Какое животное быстро бежит в гору, а с горы — кубарем?
А) лисица В) белка
Б) ёжик Г) заяц
4. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом?
А) лисица В) ласка
Б) белка Г) куница
5. Следы, каких животных представлены на рисунках. Подпиши.
1. ________________ 2. ______________ 3. ______________ 4. ___________
Результаты исследования показали следующее:
В анкетировании принимало участие 62 ученика 2-4 классов.
Результаты анкетирования представлены на диаграмме 1.
В ответах на вопросы с вариантом выбора ответа, у обучающихся были выявлены затруднения. Наименьшее количество правильных ответов было дано на вопрос 2 - Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. И вопрос 3 – Какое животное быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. Мы считаем, что одной из причин неправильного ответа обучающихся стало то, что на уроках окружающего мира недостаточно отводится времени на изучение жизнедеятельности и особенности развития лесных животных.
Наибольшее количество правильных ответов было дано на вопрос 1 - След, какого хищного зверя похож на человеческий. И во 2 и 4 на вопрос 4 – Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом.
При этом нельзя не отметить тот факт, что при ответе на вопрос 5 – Следы, каких животных представлены на рисунках, подпишите, из 62 анкетируемых учеников только 46 человек определили правильно следы волка, чуть меньше 43 ученика след медведя и 35 учеников след белки, Затруднение вызвал след лося, его определили только 21 ученик. Причина вызвана тем, что обучающиеся посчитали след лося похожим на след кабана.
Заключение
Не всегда можно увидеть крупных диких животных, но по разнообразнейшим следам на земле, снегу и окружающим предметам можно определить, какие животные водятся в той или иной местности, как они добывают себе корм, как охотятся и защищаются от врагов, как они нападают на недругов и заботятся о потомстве, болеют, развлекаются, кочуют. По следам в лесу и в поле можно подметить такое, что не всегда увидишь при непосредственном наблюдении. Да и как иначе без следов узнать диких животных, особенно крупных: они осторожны, скрытны, обладают отличным чутьем и всегда вовремя скрываются от взора человека. Изучение следов лучшая тренировка наблюдательности, смекалки, зрительной памяти человека. Тот, кто постиг грамоту следов, становится внимательным и зорким в жизни.
Следы диких лесных животных – это первая и самая древняя книга, которую прочитал человек. Уменье разбираться в следах нужно не только биологам, для распознавания числа животных, пола, возраста, среды обитания. Для охотника знание следов - необходимое условие хорошей охоты, в практической деятельности, например, при борьбе с вредными грызунами и учете их вредоносности на полях, в садах. При этом следы, имеющие многолетнюю давность, могут иногда оказаться не менее ценными, чем совершенно свежие. Используя такие следы, ученые получают возможность ознакомиться не только с настоящим, но и с далеким прошлым местной фауны. Благодаря им создана эволюция животного и растительного мира.
В результате выполненной работы мы подтвердили выдвинутую гипотезу, согласно которой научившись распознавать следы зверей, мы узнали больше о самих зверях. Овладеть искусством читать следы, может каждый из нас. Но для этого потребуется терпение, настойчивость в достижении поставленной цели. Надо больше читать литературы, больше бывать на природе, всегда и всюду быть наблюдательным.
Как зима кончилась
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Колумбово яйцо
Воздух - музыкант
Пустой колос голову кверху носит