Итоговый индивидуальный проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_art-terapiya_vaganova.docx | 37.63 КБ |
Российская Федерация
Министерство просвещения Российской Федерации
Управление образования администрации Ангарского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Электронный макет рабочей тетради к программе «Арт-терапия» Леонтьевой Е.Н.
Работа ученицы «10»класса
Вагановой Алины Александровны
Руководитель проекта
педагог-психолог Леонтьева Елена Николаевна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2021г.
Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)
п. Мегет 2021 г.
Содержание.
I.Введение2
II.Основная часть3
2.1.Описание проекта3
2.2.Описание продукта6
2.3.Бюджет6
III.Заключение9
IV.Список литературы………………………………………………………….9
I.Введение.
Актуальность.
В последние годы проблема воспитания детей с нарушением интеллекта и отклонениями в развитии приобрела особую остроту. За последние 10 лет число детей, страдающих различными психическими расстройствами, увеличилось почти на четверть. Таким детям необходимо визуальное подкрепление к заданиям, инструкции, схемы, образы и т.п., так как они плохо воспринимают устные объяснения. Для работы разрабатываются специальные программы. Но возникает необходимость в подкреплении этих программ дидактическим материалом. Поэтому возникла идея разработать рабочую тетрадь.
Рабочая тетрадь также является готовым методическим инструментом для облегчения подготовки педагога к занятиям. Ввиду того, что коррекционно-развивающих программ с готовым дидактическим материалом недостаточно, наш проект является актуальным и востребованным.
Проблема: отсутствие дидактического материала в работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Цель: разработка электронного макета рабочей тетради.
Задачи:
1.Выяснить особенности развития детей ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью.
2.Ознакомиться с программой «Арт-терапия» Леонтьевой Е.Н.
3.Найти упражнения, ориентируясь на тематический план, и отобрать наиболее подходящие.
4.Составить электронный макет рабочей тетради.
II Основная часть
2.1.Описание проекта
Идея
Детям с умственной отсталостью легкой степени присущ ряд особенностей развития эмоционально-личностной сферы.
У таких детей не сформированы правильные представления о своих личных и физических качествах, возможностях и способностях. Они не способны критично оценить свои действия и поступки, соотнести их со знаниями морали.
По результатам обследования творческих способностей обучающихся классов КРО VIII вида, выяснилось, что 40% детей имеют средне-высокий и высокий уровень развития творческих способностей, в частности в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, аппликация и другие.
Так, как речь развита очень слабо, словесные методы в работе с такими детьми считаются малоэффективными.
Можно предположить, что именно на арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка. Я полагаю, что с помощью тетради, основанной на методах арт-терапии, возможно создать условия для отреагирования актуальных состояний, способствовать снятию эмоционального напряжения, развить чувства собственной значимости, сформировать способы эффективного взаимодействия, познакомить с основными эмоциями человека,
создать условия для самовыражения и саморазвития, способствовать развитию мышления, воображения, креативности.
Таким образом, у меня сформировался план работы, представленный в Таблице 1.
Этап | Сроки | Ответственные |
Ознакомление с программой "Арт-терапия" Леонтьевой Е.Н | Декабрь | Ваганова А Леонтьева Е.Н. |
Сбор информации по особенностям развития детей ОВЗ | Декабрь | Ваганова А Леонтьева Е.Н. |
1.Сбор упражнений 2.Отбор более подходящих. | 1.Январь-февраль 2.Февраль-март | Ваганова А Леонтьева Е.Н |
Составление электронного макета рабочей тетради | Март | Ваганова А |
Оформление документов по проекту | Март-Апрель | Ваганова А |
В качестве ожидаемого результата можно считать уже законченную электронную тетрадь, которая сформирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, разовьет скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.
При формировании и дальнейшей реализации идеи я столкнулась с рисками и определила способы их минимизации, представленные в Таблице 2.
Этап | Риски | Минимизация |
Подбор упражнений по тематическому плану | Есть риск не найти необходимые задания по данным темам | Так как основным методом является арт-терапия, есть возможность придумать задания самому, ориентируясь на собственный опыт и цель и задачи программы. |
Подбор упражнений по тематическому плану | Есть риск, что задания, взятые из интернета или сборников, будут не понятны для детей | Можно переформулировать задания и расписать какие-то незнакомые слова ,например, «коллаж». |
Проект обладает хорошей устойчивостью, так как актуален в работе психологов с детьми с ОВЗ из-за отсутствия нужных коррекционно-развивающих программ. Следовательно, распространение гарантировано.
2.2.Описание продукта
Создание тетради проходило в несколько этапов. Для начала я ознакомилась с психологическими особенностями детей с ОВЗ и методами арт-терапии. Для создания я рассмотрела методы песочной, музыкальной, сказкотерапии, художественной терапии.
Следующим этапом было поиск упражнений по тематическому плану.Однако в интернете очень скудная информация по данным тематикам ,поэтому мне пришлось придумывать задания самой(позже они были отредактированы психологм),опираясь на цели и задачи каждого терапии.
И заключительным шагом была работа над визуальным оформлением рабочей тетради, чтобы она была яркой и привлекала внимание ребят.
2.3.Бюджет
1) Сводная смета
№ | Статья расходов | Имеется (руб) | Требуется (руб) | Итого (руб) |
1 | Зарплата и гонорары | 12 000 рублей | 0 | 12 000 рублей |
2 | Основные прямые расходы | 1396 рублей | 0 | 1396 рублей |
Итого | 13 396 рублей | 13 396 рублей |
2) Зарплата и гонорары
№ | Должность | Имеется (руб) | Требуется (руб) | Итого (руб) |
1 | Руководитель проекта | 150руб*80 часов=12 000 (волонтерство) | 0 | 0 |
Итого | 12 000 руб | 0 | 0 |
3) Основные прямые расходы
№ | Наименование расхода | Имеется (руб) | Требуется (руб) | Итого (руб) | ||
Канцелярские товары и принадлежности | ||||||
1 | Ручка | 5 штук*5 рублей=25 рублей(собственные средства) | 0 | 25 рублей | ||
2 | Простой карандаш | 5 штук*5 рублей=25 рублей (собственные средства) | 0 | 25 | ||
3 | Тетрадь ,12 листов | 1 штука*8 рублей=8 рублей(собственные средства) | 0 | 8 рублей | ||
4 | Ластик | 3штуки*10 рублей=30 рублей(собственные средства) | 0 | 30 рублей | ||
5 | Бумага А4 | |||||
6 | Папка | 1 штука*33 рубля=33 рубля(собственные средства) | 33 рубля | |||
7 | Файлы-вкладыши | 1 набор(50 шт)*75 рубля=75 рубля(собственные средства) | 75 рубля | |||
Итого | 196 рублей | 0 | 196 рублей | |||
Расходы на связь | ||||||
1 | Плата за интернет | 300руб*1месяц=300 рублей(собственные средства) | 0 | 1200 рублей | ||
2 | Плата за мобильную связь | 140рублей*7 месяцев= 980 рублей | ||||
Итого | 1280 рублей | 0 | 1280рублей | |||
Аренда помещения | ||||||
1 | Кабинет для работы | 0 | ||||
Итого |
Обоснование расходов
В ходе работы над проектом большую часть расходов составляет расходы на связь,ведь некоторые задания приходилось искать в интернете,а также связываться с руководителем на протяжении всей работы. Так как моим продуктом является электронный макет,то в основном я работала сразу на компьютере.
Периодически мне нужно было делать какие-то записи в тетради при встречи с руководителем, поэтому были куплены некоторые канцелярские товары(ручка,карандаш,ластик). Также для защиты мне нужно было приобрести папку и файлы-вкладыши.
Заключение
Был создан электронный макет рабочей тетради. Таким образом, я добилась цели своего проекта.
В ходе работы я расширила свои знания в арт-терапии. Научилась распределять с трудностями, возникающими при работе: дизайн документа в WORD,поиск и отбор нужного материала, создание таблиц, определение рисков и их минимизации, распределение бюджета.
Также я приобрела навыки в создании своих собственных упражнений, опираясь на методы арт-терапии. Научилась рационально распределять свое время и правильно ставить цели.
Список литературы.
1)Арт-терапия: виды, упражнения, техника, методы: https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/art-terapiya
2) Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве школы: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/19632
3) «Практикум по арт-терапии»/ Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
4) Копытин А. И. « Тренинг по фототерапии». СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 96 с.
5)Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми» — СПб.: Речь, 2006. — 160 с .
6)Киселева М. В. «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе» — Речь, 2007. — 336
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Агния Барто. Сережа учит уроки
Спасибо тебе, дедушка!
Ласточка
5 зимних аудиосказок